Ф. И. Тютчев — поэт чистого искусства: сочинение

Сочинение на тему Лирика Тютчева

Каждый из нас хотя бы раз прочитал в своей жизни стихотворение Тютчева. И вряд ли к произведению поэта останется равнодушным. Все поэтические работы пронизаны свежестью и чистотой мыслей. Тютчев умело отражает в своих трудах самое простое необычным и красивым слогом, и оно представлено нам в другом мире. Именно Федор Иванович может дать в сравнение кроткую улыбку увяданья со стыдливостью страдания разумного существа, капли дождя со слезами человека.

Его произведения многообразны и отличаются друг от друга. В них мы видим, как поэт подходит к проблемам с философской точки зрения. Любовь представлена разными образами. Так, весна отражает пору, когда все пробуждается и приходит обновленная жизнь. Эта мысль особенно четко видна в стихотворении « Вешние воды». Осень для поэта- период, когда можно спокойно поразмышлять. Поэтому именно в это время года Тютчев создает работу «Умом Россию не понять». В лирических произведениях природа всегда прекрасна. Именно в них поэт пытается вслушаться в ее звуки и понять тайну неизведанной души, где происходит слияние природы и человека.

Самым ярким примером великолепного творчества Тютчева является работа «Осенний вечер». Стихотворение проникнуто конкретными переживаниями, вызванными тоской, но в тоже время пронизанными мыслями поэта о притаившихся бурях хаоса. 12 строчек показывает нам философское раздумье о времени. Поэт замечает повсюду покорную улыбку увяданья. Загадочная прелесть природы включает в себя и зловещий блеск деревьев, и предсмертную багряность осенней листвы. Незадолго до создания этого стихотворения была написана другая работа –« Летний вечер». И если сравнить 2 этих труда, то можно заметить, что если в 1 работе поэт все больше говорил о земле, и о том, что с ней было связано, то в «Летнем вечере» много строчек посвящено небу и звездам.

Не может оставить равнодушным читателя в лирике Тютчева любовная тема. Ведь только в любви человек может полностью открыть свое сердце и обнажить душу. Сам поэт был счастлив. Он любил с самой ранней юности и до конца своих дней. Немало строк он посвятил Амалии Лерхенфельд. Но особенно нежно он выразил свои чувства в стихотворении, посвященном Е.А.Денисьевой. Его любовная лирика душевна и порой загадочна. Интересен тот момент, что Тютчев в своих произведениях пишет от имени женщины, от ее имени. И поэтому получаются очень трогательные работы.

Поэзия Федора Ивановича выражает сильное стремление к правде, показывая свое душевное состояние. Его стихи будут вечно в сердцах читателей.

2 вариант

Лирику Тютчева нередко сравнивают с творчеством Фета. Действительно, эти поэты были во многом созвучны, они оба склонялись к так называемому чистому искусству. Речь идет об искусстве ради искусства, ради созерцания красоты и идеального.

В противовес подобному творчеству следует указать, например, лирику Некрасова, социально ориентированную. Некрасов считал, что нужно писать про социальную ситуацию, беды народа и подобное. Фет, Тютчев и другие представители чистого искусства склонялись к тому, чтобы оставить творчество не загрязненным пространством и предоставить другим областям заботиться о народе и его нуждах.

Между Фетом и Тютчевым был некоторый творческий диалог, хотя судьба этих людей во многом различалась, они действительно были похожи в творчестве и, вероятно, отлично чувствовали друг друга. Именно поэтому для анализа лирики Тютчева я возьму известное эссе Фета. Он написал отдельную, довольно насыщенную статью, где провел разбор творчества своего современника.

Начинает свой разбор Фет с указания на сочетание между широтой мысли и конкретностью примера, которые используются в поэзии. Он говорит о том, что в качественных стихах наиболее ценится, когда мысль, содержание, которое идет подтекстом, является более глобальной, а выражается такое содержание в каких-либо простых и ясных примерах. Так Фет приводит пример со стихами про сожженное письмо, подчеркивая, каким не рутинным является этот автор.

Как над горячею золой
Дымится свиток и сгорает,
И огнь, сокрытый и глухой,
Слова и строки пожирает,

Далее следует рассуждение, которое перекликается с самым началом эссе Фета, который говорить, что буквально каждое стихотворение Тютчева подобно светящему солнцу, пусть иногда и с пятнами, но разве, люди смотрят на пятна, когда смотрят на солнце? Для примера берется любое стихотворение Тютчева и Фету выпадают Осенние вечера.
Тут дается указание на глубокое понимание Тютчевым природы, возможность и умении искать в природе душу и нечто живое.

Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть.
Что в существе разумном мы зовем
Возвышенной стыдливостью страданья.

Этот факт подтверждается и словами самого Тютчева:

Не то, что мните вы, природа,
Не слепок, не бездушный лик.

Своеобразная декларация авторского принципа и отношения к природе дает четкое разграничение между обывательским восприятием и поэтическим. Умением отыскать нечто действительно потаенное и нечто не всегда заметное простому человеку, об этом продолжает и сам Тютчев:

В ней есть душа, в ней есть свобода,
И ней есть любовь, в ней есть язык.

По большей части он писал именно о природе, но его произведения совсем не кажутся скучными. Даже для современного искушенного и зачастую огрубевшего читателя. Тютчев интересен своим талантом говорить о чувствах и создавать переливы между восприятием внешнего мира, его феноменами и внутренней жизнью, восприятием мира и тонкими движениями человеческой душевной организации.

Также читают:

Картинка к сочинению Лирика Тютчева

Популярные сегодня темы

Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» была написана автором в эпоху смены взглядов и отражает события того времени, когда часть людей все ещё продолжала жить по старым законам, в то время как другая уже начала испытывать жажду перемен.

Рассказ «Голубая чашка» Гайдара – это биографическое описание о лете, котором проверить Гайдар на даче. Само произведение излучает свет и доброту. Читая рассказ ты находишься как бы в атмосфере великого спокойствия

Произведение «Юность» Л.Н. Толстого – это третья часть трилогии «Детство. Отрочество. Юность», в которой описывается судьба Николеньки Иртеньева и его мужание

Бунин – умелый на описание любовных отношений художник, каких только вариаций отношений между мужчиной и женщиной не увидишь в его произведениях. Иногда рисуются сюжеты полностью фантастические

Читайте также:
Согласны ли вы с мнением, что поэзия Тютчева есть не простое описание внешнего вида вещей, а проникновение в их космическую глубину?: сочинение

«Паломничество Чайльд-Гарольда» поэма написанная английским поэтом лордом Байроном в период с 1812 по 1818 год. Это был крайне сложный период в жизни писателя, не ладились отношения в семье

Ф. И. Тютчев — поэт чистого искусства: сочинение

«Романсы его (Фета) распевает чуть ли не вся Россия»,-писал в 1863 году композитор Щедрин. Чайковский называл его не просто поэтом, а поэтом-музыкантом. И, действительно, бесспорным достоинством большинства стихотворений А.Фета является их певучесть и музыкальность.

Отец Фета, богатый и родовитый орловский помещик Афанасий Шеншин, возвращаясь из Германии, тайно увез оттуда в Россию жену дармштадского чиновника Шарлотту Фёт. Вскоре Шарлотта родила сына – будущего поэта, который тоже получил имя Афанасий. Однако официальное бракосочетание Шеншина с Шарлоттой, перешедшей в православие под именем Елизавета, совершилось уже после рождения сына. Через много лет церковные власти раскрыли «незаконность» рождения Афанасия Афанасьевича, и, уже будучи 15-летним юношей, он стал считаться не сыном Шеншина, а проживающим в России сыном дармштадского чиновника Фёта. Мальчик был потрясен. Не говоря о прочем, он лишался всех прав и привилегий, связанных с дворянством и законным наследованием. Юноша решил во что бы то ни стало добиться всего того, что судьба так жестоко у него отняла. И в 1873 году просьба о признании его сыном Шеншина была удовлетворена, однако цена, которую он заплатил за достижение своей цели, за то, чтобы исправить «несчастье своего рождения», была слишком велика:

Многолетняя (с 1845 г. по 1858 г.) военная служба в глухой провинции;

Отказ от любви прекрасной, но бедной девушки.

Он приобрел все, чего желал. Но это не смягчило ударов судьбы, вследствие которых «идеальный мир», как писал Фет, «был разрушен давно».

Первые стихи свои поэт опубликовал в 1842 году под фамилией Фет (без точек над ё), ставшей его постоянным литературным псевдонимом. В 1850 г. он сблизился с «Современником» Некрасова, и в 1850 и 1856 годах вышли первые сборники – «Стихотворения А. Фета». В 1860 – 1870-е годы Фет оставляет поэзию, отдавшись хозяйственным делам в усадьбе Степановка Орловской губернии, рядом с владениями Шеншиных, и в течение одиннадцати лет занимал должность мирового судьи. В 1880-е годы поэт вернулся к литературному творчеству и издал сборники «Вечерние огни» (1883, 1885, 1888, 1891).

Фет – наиболее значительный представитель плеяды поэтов «чистого искусства», в творчестве которых нет места для гражданственности.

Фет постоянно подчеркивал, что искусство не должно быть связано с жизнью, что поэту не следует вмешиваться в дела «бедного мира».

Отворачиваясь от трагических сторон действительности, от тех вопросов, которые мучительно волновали его современников, Фет ограничил свою поэзию тремя темами: любовь, природа, искусство.

Поэзия Фета – поэзия намеков, догадок, умолчаний; его стихи по большей части не имеют сюжета, – это лирические миниатюры, назначение которых передать не столько мысли и чувство, сколько «летучее» настроение поэта.

В пейзажной лирике Фета до совершенства доведено проникновение в малейшие изменения состояния природы. Так, стихотворение «Шепот, робкое дыханье…» состоит исключительно из назывных предложений. За счет того, что в предложении нет ни одного глагола, создается эффект точно схваченного сиюминутного впечатления.

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали

Лучи у наших ног в гостиной без огней

можно сравнить с пушкинским «Я помню чудное мгновенье». Так же, как и у Пушкина, в фетовском стихотворении две основные части: говорится о первой встрече с героиней и о второй. Годы, прошедшие после первой встречи, были днями одиночества и тоски:

И много лет прошло томительных и скучных…

В финале выражается сила истинной любви, которая поднимает поэта над временем и смертью:

А жизни нет конца, и цели нет иной,

Как только веровать в рыдающие звуки,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой!

Стихотворение «Одним толчком согнать ладью живую» – о поэзии. Для Фета искусство – это одна из форм выражения прекрасного. Именно поэт, считает А.А. Фет, способен выразить то, «перед чем язык немеет».

Тютчев Федор Иванович (1803 – 1873)

Тютчев – «один из величайших лириков, существовавших на земле».

Поэтом, чей голос не умолкал на протяжении многих десятилетий и без которого, по словам Л.Н. Толстого, нельзя жить, был Федор Иванович Тютчев.

Родился Ф.И. Тютчев 5 декабря 1803 года в г. Овстуг Брянского уезда Орловской области. Будущий поэт получил прекрасное литературное образование. В 13 лет он стал вольным слушателем Московского университета. В 18 лет закончил словесное отделение Московского университета. В 1822 году поступил на службу в государственную коллегию иностранных дел и отправился в Мюнхен на дипломатическую службу. Только через 20 лет он вернулся в Россию.

Впервые стихи Тютчева были напечатаны еще в пушкинском «Современнике» в 1836 году, стихи имели колоссальный успех, но после смерти Пушкина Тютчев не печатал своих произведений, и имя его стали постепенно забывать. Небывалый интерес к творчеству поэта вспыхнул вновь в 1854 году, когда Некрасов уже в своем «Современник» напечатал целую подборку его стихотворений.

Среди основных тем лирики Ф.И. Тютчева можно выделить философскую, пейзажную, любовную.

Поэт много размышляет о жизни, смерти, о предназначении человека, о взаимоотношениях человека и природы.

В стихах о природе прослеживается идея одушевления природы, вера в ее таинственную жизнь:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Природа предстает в лирике Тютчева в борьбе противоборствующих сил, в беспрерывной смене дня и ночи.

Зима недаром злится –

Прошла ее пора.

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

Тютчева особенно привлекали переходные, промежуточные моменты жизни природы. В стихотворении «Осенний вечер» показана картина осенних сумерек; в стихотворении «Люблю грозу в начале мая» мы наслаждаемся вместе с поэтом первым весенним громом.

Размышляя о судьбах своей Родины, Тютчев пишет одно из самых известных своих стихотворений:

Читайте также:
Стихотворение Ф. И. Тютчева Не то, что мните вы, природа (восприятие, истолкование, оценка): сочинение

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать –

В Россию можно только верить.

К лучшим созданиям Тютчева принадлежит и любовная лирика, проникнутая глубочайшим психологизмом, подлинной человечностью, благородством.

На склоне лет Тютчев испытал самое большое в своей жизни чувство – любовь к Елене Александровне Денисьевой. Стихотворения, которые он посвятил ей, вошли в так называемый «Денисьевский цикл» («О, как убийственно мы любим», «Не раз ты слышала признанье», «Последняя любовь» и др.). 15 июля 1873 года Тютчев скончался.

Тема родины в творчестве Тютчева (в лирике) сочинение

Несмотря на преданность родному краю, безграничную любовь к Родине, великий русский поэт Федор Иванович Тютчев провел в родных краях меньше времени, чем на чужбине. Так сложились обстоятельства. Однако по словам «у ней особенная стать…», отнесенным к родине, автор определял свое отношение к ней. Время, связанное с родными пейзажами в России, навсегда осталось в душе поэта.

Писатель был уверен, что то, что для него бесценно («бедные селения»), для представителей западного мира – остается загадкой. Многие события в истории прошли перед глазами поэта. Но он всегда был на стороне простого русского человека, подчеркивая стойкость народа и его силу духа («край родной долготерпенья…»).

Тема Родины просматривается в его творчестве постоянно. Она проявляется и благодаря образу женщины, которая выполняет непосильный труд и поэтому заслуживает особое внимание со стороны Тютчева: «И жизнь твоя пройдет незримо». Судьба представителей слабого пола небезразлична писателю. Кроме того, он считал, что разделять участь своей родины нужно в настоящем, а не прошлом, от которого остались лишь воспоминания («Их жизнь, как океан безбрежный, вся в настоящем разлита»). Нередко проявляется в творчестве суровая правда, которую автор не скрывает. Однако, по его мнению, это и есть одно из проявлений его родины.

Одним из наиболее ярких проявлений любви и нежности к родине связано у поэта с обращением к природе родного края. Так, необыкновенная реалистичность строк о весенней грозе делает читателя участником событий («Люблю розу в начале мая…»). А способность, например, чувствовать, как «лазурь небесная смеется», открывала ему огромные возможности в творческой деятельности.

Строки Федора Ивановича»: «Я вспомнил время золотое» говорят о том, что «пребывание в родной стране – это самый лучший период в его судьбе. В мыслях великого поэта не было ни одного помысла, связанного с выбором в пользу запада. Все переживания Тютчева, его состояние были связаны с верой и любовью к родине.

Таким образом, анализируя стихотворения Ф. И. Тютчева, можно сделать вывод о том, что образ родины у него складывается благодаря обращению к простому русскому человеку, к женщине, природе, а также религии. В каждом из этих элементов поэт видел душу. Поэтому он относился с уважением и состраданием к России. В целом, невозможно обойти неподдельную искренность, восхищение поэта родиной.

2 вариант

«Люблю грозу в начале мая…» Именно эти строки, помогают вспомнить великого русского писателя Фёдора Ивановича Тютчева. Такого великого человека, понимали все. Его работы, заставляли вдуматься читателей в произведение, и окунуться в мир поэзии. В любом возрасте, читатели, воспринимают работы автора, как что ценное и незабываемое в своей душе. Любовь к родине, идёт навстречу любви к природе.

Сам автор рос в родовой усадьбе Овстуг. Образование получал в домашних условиях, которое давал ему знаток итальянской поэзии. Благодаря ему, Тютчев в раннем возрасте, уже смело мог переводить оды зарубежных авторов. До 1819 года, автор получил образование в заведении и стал работником научно – литературного общества.

По истечению времени, с полным высшим образованием, автор, отправляется за границу. И вот наступают времена, когда работы автора, начинают «всплывать» в местном журнале, как насмешливый элемент литературы. Эти действия творил А.А. Пушкин. Именно высмеивал работы автора на людях, и видел его работы как конкурентные со своими работами. В порывах любовных, у автора появляется бурная творческая мысль, и он создаёт огромное количество работ, посвящённых любви и красоте. Именно с этого момента, и началась его внутренняя творческая поэзия. Он понял, что он может в жизни, какие строки могут тронуть разум окружающих. И постепенно, его кругозор, увеличивается до государственного обзора. В понимании, где он живёт, и кто его окружает, автор соединяет свои мысли в одно целое, и у него выходят замечательные стихи.

В своих работах, автор является, коренным россиянином, который мог воспевать красоту России в своих стихах и письмах. Огромным отличием от авторов того времени, было его отличие в том, что он не обращал внимания на моральные принципы, открывался полностью перед своими писателями. Одним из таких порывов к любви о родине, Тютчев писал о правителе нынешнем, что тот, не думал о стране, не думал о её гражданах, правил во благо себя. Помимо всех работ о любви к природе и родине, автор работал в движении декабристов, о котором писал резкие строки. Он всячески хотел оставить след в истории за собой, пытался выдвигать свои идеи для правления государством. Несмотря на это, поэт, не останавливался на своих идеях, и пытался всячески заглянуть в будущую державу, понять, как её можно изменить ради этого будущего.

Со временем, в силу сложившихся обстоятельств, автор покидает страну, и уезжает за границу. Но, несмотря на это, он так же любит свою красивую родину. Об этом он всегда пишет в достойных стихах, которые знакомы практически всем. В душе, автор всегда верил только в лучшее, что жизнь наладиться и всё будет хорошо. Благодаря этому вдохновению, рождались его работы, в которых выражалась красота будущей державы, с тонким и чувствительным описанием красоты природы. Когда автор вернулся назад в Россию, он её практически не узнал, и не понимал, что произошло за то время, пока его там не было. Написав великие строки «Умом Россию не понять. », он чётко выразил своё внутреннее состояние души.

Также читают:

Картинка к сочинению Тема родины в творчестве Ф. И. Тютчева

Популярные сегодня темы

Поэма «Мцыри» как и все творчество М.Ю. Лермонтова – это мир, полный романтизма, драмы, сомнений мятущейся души и поисков себя. Главный герой до самого сердца потрясен той несправедливостью, что царит в мире

Читайте также:
ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И ИДЕИ ЛИРИКИ Ф.И.ТЮТЧЕВА: сочинение

Пейзаж Золотая осень написана русским художником Исааком Левитаном в 1895 году. Золотистая гамма цветов привлекает внимание зрителя. Выбранные тёплые оттенки подчёркивают приход золотой осени

Никогда не знаешь жизнь наперед. Предсказать будущий разворот событий довольно сложно. Потому каждый момент стоит ценить и наслаждаться происходящим. Об этом всегда говорил Антон Павлович Чехов.

Каждому человеку в этом мире знакомо то тягостное и манящее чувство, когда так тяжело подняться с дивана и начать что-то делать. Пытаясь уберечь нас от лишних забот, наш хитрый мозг подкидывает различные идеи

Рассказ Виктора Петровича Астафьева «Конь с розовой гривой» самобытен и неподражаем. Он до сих пор вызывает массу критики и откликов, как и многие произведения писателя.

Тема родины в творчестве Тютчева (в лирике) сочинение

Несмотря на преданность родному краю, безграничную любовь к Родине, великий русский поэт Федор Иванович Тютчев провел в родных краях меньше времени, чем на чужбине. Так сложились обстоятельства. Однако по словам «у ней особенная стать…», отнесенным к родине, автор определял свое отношение к ней. Время, связанное с родными пейзажами в России, навсегда осталось в душе поэта.

Писатель был уверен, что то, что для него бесценно («бедные селения»), для представителей западного мира – остается загадкой. Многие события в истории прошли перед глазами поэта. Но он всегда был на стороне простого русского человека, подчеркивая стойкость народа и его силу духа («край родной долготерпенья…»).

Тема Родины просматривается в его творчестве постоянно. Она проявляется и благодаря образу женщины, которая выполняет непосильный труд и поэтому заслуживает особое внимание со стороны Тютчева: «И жизнь твоя пройдет незримо». Судьба представителей слабого пола небезразлична писателю. Кроме того, он считал, что разделять участь своей родины нужно в настоящем, а не прошлом, от которого остались лишь воспоминания («Их жизнь, как океан безбрежный, вся в настоящем разлита»). Нередко проявляется в творчестве суровая правда, которую автор не скрывает. Однако, по его мнению, это и есть одно из проявлений его родины.

Одним из наиболее ярких проявлений любви и нежности к родине связано у поэта с обращением к природе родного края. Так, необыкновенная реалистичность строк о весенней грозе делает читателя участником событий («Люблю розу в начале мая…»). А способность, например, чувствовать, как «лазурь небесная смеется», открывала ему огромные возможности в творческой деятельности.

Строки Федора Ивановича»: «Я вспомнил время золотое» говорят о том, что «пребывание в родной стране – это самый лучший период в его судьбе. В мыслях великого поэта не было ни одного помысла, связанного с выбором в пользу запада. Все переживания Тютчева, его состояние были связаны с верой и любовью к родине.

Таким образом, анализируя стихотворения Ф. И. Тютчева, можно сделать вывод о том, что образ родины у него складывается благодаря обращению к простому русскому человеку, к женщине, природе, а также религии. В каждом из этих элементов поэт видел душу. Поэтому он относился с уважением и состраданием к России. В целом, невозможно обойти неподдельную искренность, восхищение поэта родиной.

Родина и природа в одном тандеме

Именно любовь к Родине, желание любоваться и воспевать её красоты, дало такое большое количество стихов о природе. Вместе с природой лирик радуется и грустит, засыпает на время зимы, и с радостью пробуждается, как только первые тёплые лучи начинают ласкать пробудившуюся землю.
Диалог души поэта и лирические настроения природы сплелись во многих произведениях Фёдора Ивановича.

Безупречный певец русской природы, лирик всегда давал подсказки в своих стихотворениях. Масса стихов, которые начинаются с описания природных явлений, открыв сердце читателя, приводят к раздумьям. Оказывается, что стих был вовсе не о восходе, звезде или радуге, а о чём-то более серьёзном.

Вот хороший пример. Стихотворение «Чёрное море». Здесь переплелись природа и политика, философия и любовь к Родине, переживания и вера — всё сплелось в едино в этом лирическом ансамбле.

…Пятнадцать лет тебя держало Насилье в западном плену; Ты не сдавалась и роптала, Но час пробил — насилье пало: Оно пошло, как ключ, ко дну.

Опять зовет и к делу нудит Родную Русь твоя волна, И к распре той, что бог рассудит, Великий Севастополь будит От заколдованного сна…

Поэтическая сила, зоркость лирика изумительна. Он не только видит предмет, с самобытной точки зрения, а отмечает все его оттенки.

Другим примером может служить стихотворение «Море и утёс», которое воспринимается как природная лирика. Оценка политической ситуации, оценка революции в Европе, где море показано как бунтующая, бушующая стихия Европы, а утёс — это твёрдая, непоколебимо стоящая Россия. Причём спасительная для этого бушующего моря.

И, озлобленные боем, Как на приступ роковой, Снова волны лезут с воем На гранит громадный твой. Но, о камень неизменный Бурный натиск преломив, Вал отбрызнул сокрушенный, И клубится мутной пеной Обессиленный порыв… Стой же ты, утес могучий! Обожди лишь час-другой — Надоест волне гремучей Воевать с твоей пятой… Утомясь потехой злою, Присмиреет вновь она — И без вою, и без бою Под гигантскою пятою Вновь уляжется волна…

Золотая Русь – Сайт о России!

Русский поэт-мыслитель, дипломат, публицист, член — корреспондент Петербургской АН. Духовно — напряженная философская поэзия Тютчева передает трагическое ощущение космических противоречий бытия.

Фёдор Тютчев родился 23 ноября 1803 года в селе Овстуг, Брянского уезда Орловской губернии, в родовитой дворянской семье. Отец — Иван Николаевич Тютчев происходил из старинного дворянского рода.

Тютчев получил домашнее образование под руководством Семёна Раича, ставшего также впоследствии учителем Михаила Лермонтова. С. Е. Раич в последствии оказал большое влияние на умственное и нравственное развитие своего воспитанника, развил живой интерес к литературе.

В 1817 году Тютчев поступил в Московский университет, стал ездить на лекции с воспитателем, а профессора сделались обычными гостями его родителей. Получив в 1821 году кандидатскую степень, Тютчев в 1822 г. был отправлен в Петербург на службу в государственную коллегию иностранных дел. В том же году отправляется в Мюнхен в качестве внештатного атташе российской дипломатической миссии. Здесь он знакомится с Шеллингом и Гейне и в 1826 г. женится на Элеоноре Петерсон, урождённой графине Ботмер, от которой имеет трех дочерей.

Читайте также:
Стихотворение Ф. И. Тютчева Эти бедные селенья (восприятие, истолкование, оценка): сочинение

В 1817 году Пушкин заканчивает Лицеи и определён в Коллегию иностранных дел в чине коллежского секретаря. Молодость и юная энергия бурлила в Пушкине, который быстро расширил круг знакомств. В 1818 году Пушкин стал участником «Зеленой лампы» — литературного кружка декабристов. Среди них у поэта были друзья, но членом декабристского тайного общества он не стал. Однако, за оду «Вольность», попавшую на глаза Александру I и вызвавшему его гнев, поэт чуть не поплатился ссылкой в Сибирь. По ходатайству Жуковского и Крылова ссылка была заменена переводом по службе в Кишинев.

В 1826 г. в альманахе Погодина «Урания» напечатаны три стихотворения Тютчева, а в следующем году в альманахе Раича «Северная Лира» — несколько переводов из Гейне, Шиллера («Песнь радости»), Байрона и несколько оригинальных стихотворений. В 1833 г. Тютчев, по собственному желанию, был отправлен «курьером» с дипломатическим поручением на Ионические острова, а в конце 1837 г. — уже камергер и статский советник, — он, несмотря на свои надежды получить место в Вене, был назначен старшим секретарем посольства в Турин.

В 1838 году Элеонора Тютчева умирает, после серьёзной катастрофы на пароходе «Николай I», на котором семья Тютчева едет из Петербурга в Турин. В 1839 г. Тютчев вступил во второй брак с баронессой Дернгейм; подобно первой, и вторая жена его не знала ни слова по-русски и лишь впоследствии изучила родной язык мужа, чтобы понимать его произведения. За самовольную отлучку в Швейцарию — да еще в то время как на него были возложены обязанности посланника — Тютчев был отставлен от службы и лишен звания камергера. Тютчев вновь поселился в любимом Мюнхене, где прожил еще четыре года.

В 1825 году он встретил там Анну Керн, которую страстно полюбил. В декабре 1825 года Пушкин узнал о восстании декабристов. В ночь с 3 на 4 сентября 1826 года в Михайловское прибывает нарочный от псковского губернатора Б. А. Адеркаса: Пушкин в сопровождении фельдъегеря должен явиться в Москву, где ожидал коронации новый император, Николай I. 8 сентября, сразу же после прибытия, Пушкин доставлен к царю для личной аудиенции. Поэту по возвращении из ссылки гарантировалось личное высочайшее покровительство и освобождение от обычной цензуры.

За все это время его поэтическая деятельность не прекращалась. Он напечатал в 1829 — 1830 годах несколько превосходных стихотворений в «Галатее» Раича, а в «Молве» 1833 г. появилось его замечательное «Silentium», лишь много позже оцененное по достоинству. Здесь в течение 1836 — 1840 годов появилось около сорока стихотворений Тютчева под общим заглавием «Стихотворения, присланные из Германии» и за подписью Ф.Т. Затем в течение четырнадцати лет произведения Тютчева не появляются в печати, хотя за это время он написал более пятидесяти стихотворений. За границей он прожил, с незначительными перерывами, двадцать два года. Пребывание в живом культурном центре оказало значительное воздействие на его духовный склад.

В 1839 году дипломатическая деятельность Тютчева внезапно прервалась, но до 1844 года он продолжал жить за границей. В 1843 г. он встретился с всесильным начальником III отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярия А.Х. Бенкендорфом. Тютчеву разрешили на самостоятельное выступление в печати по политическим проблемам взаимоотношений между Европой и Россией.

В феврале 1831 года произошло венчание Пушкина и Гончаровой в церкви Большого Вознесения у Никитских Ворот, где поэт выронил обручальное кольцо. А затем у него погасла свеча. Пушкин понял, что это было предзнаменование его дальнейшей жизни. И действительно, после женитьбы жизнь поэта приняла совсем другой оборот. В мае 1832 года у него родилась дочь Маша, затем сыновья — Александр и Григорий — и еще одна дочь Наталья. В доме с Пушкиными жили две незамужние сестры Натальи Николаевны. Расходы возросли настолько, что денег стало не хватать. появились долги, и немалые. После смерти Пушкина у него остались долги на баснословную по тем временам сумму — 80 000 рублей!

В 1844 году Тютчев вернулся в Россию и поступил в министерство иностранных дел. Ему были возвращены его служебные права и почетные звания и дано назначение состоять по особым поручениям при государственной канцелярии; эту должность он сохранил и тогда, когда (в 1848 г.) был назначен старшим цензором при особой канцелярии министерства иностранных дел.

В петербургском обществе он имел большой успех; его образование, уменье быть одновременно блестящим и глубоким, способность дать теоретическое обоснование принятым воззрениям создали ему выдающееся положение. В начале 1849 года он написал статью «La Russie et la Revolution», а в январской книжке «Revue des Deux Mondes» за 1850 г. напечатана — без подписи — другая его статья: «La Question Romaine et la Papaute». И.С. Тургенев, собрав при помощи семьи Тютчевых, около ста его стихотворений, передал их редакции «Современника», где они были перепечатаны, а затем вышли отдельным изданием (1854). Собрание это вызвало восторженный отзыв.

В 1857 г. он обратился к князю Горчакову с запиской о цензуре, которая ходила по рукам в правительственных кругах. В 1858 г. он возражал против проектированной двойной цензуры — наблюдательной и последовательной. 17 апреля 1858 г. действительный статский советник Тютчев был назначен Председателем комитета иностранной цензуры. На этом посту, несмотря на многочисленные неприятности и столкновения с правительством, Тютчев пробыл 15 лет, вплоть до своей кончины. 30 августа 1865 г. Тютчев был произведен в тайные советники, тем самым достигнув третьей, а фактически и даже второй степени в государственной иерархии.

Читайте также:
Стихотворение Тютчева (Я встретил Вас и все былое): сочинение

В начале семидесятых годов Тютчев испытал подряд несколько ударов судьбы. Вслед за единственным братом, он потерял старшего сына и замужнюю дочь. Он стал слабеть, его ясный ум тускнел, поэтический дар стал изменять ему. После первого удара паралича (1 января 1873 г.) он уже почти не поднимался с постели, после второго прожил несколько недель в мучительных страданиях.

15 июля 1873 в Царском Селе Тютчев скончался. 18 июля гроб с телом поэта был перевезен из Царского села в Петербург и похоронен на кладбище Новодевичьего монастыря.

Тема родины в творчестве Тютчева (в лирике) сочинение

Фёдор Иванович Тютчев — уникальный человек, покоривший всех, кто был причастен к его судьбе. О нём изумительно отзывались Фри́дрих Ше́ллинг и Христиа́н Ге́йне. Пушкин был поражён его стихами и сразу же напечатал их в своём «Современнике». Аксаков подтверждал, что свои гениальные изречения Тютчев никогда не повторял дважды и не обижался, когда его размышления кто-то выдавал за свои. Как бы сказали сейчас, он был звездой светского общества. Кто близко общался с поэтом отмечают, что он напрочь был лишён какого-либо тщеславия. Будучи человеком светским, с хорошим образованием и манерами, он между тем не изменял своим принципам и не кривил душой. Всегда следовал собственной морали, сохраняя полную свободу мысли и чувства. Всегда был прост, независим и произволен.

Дипломат был истинным патриотом. Он не раз признавался, что Россия — самая большая его любовь!

Говоря на иностранных языках, общаясь на них, ведя деловую и семейную переписку, свои стихи Тютчев писал только на русском языке. Вероятно, это один из ответов на вопрос, откуда у него такой глубинный, недровый, первозданный, сохранённый в своей удивительной мощи и загадочности русский язык.

К русскому языку у лирика было особое, нежное отношение. Взять хотя бы нежелание переводить на русский язык произведения Карла Маркса. Он так и заявлял: «Кому нужно этой дряни, пусть читают на немецком».

Несмотря на то что Фёдор был отлучён делами службы от России с самой ранней молодости и прожил за границей долгих 22 года, он в водовороте высшего иностранного света всегда оставался русским. Искушаемый собственными дарованиями, молодой человек диковинным образом с лёгкостью общался в европейской среде, при случае подчёркивая свою преданность России.

К сохранению существующего строя в России дипломат относился достаточно ревностно, ко всяким революционным направлениям чрезвычайно недоверчиво. Что делает его не столько великим поэтом, сколько гениальным историком.

Тема родины в творчестве Тютчева (в лирике) сочинение

Несмотря на преданность родному краю, безграничную любовь к Родине, великий русский поэт Федор Иванович Тютчев провел в родных краях меньше времени, чем на чужбине. Так сложились обстоятельства. Однако по словам «у ней особенная стать…», отнесенным к родине, автор определял свое отношение к ней. Время, связанное с родными пейзажами в России, навсегда осталось в душе поэта.
Писатель был уверен, что то, что для него бесценно («бедные селения»), для представителей западного мира – остается загадкой. Многие события в истории прошли перед глазами поэта. Но он всегда был на стороне простого русского человека, подчеркивая стойкость народа и его силу духа («край родной долготерпенья…»).

Тема Родины просматривается в его творчестве постоянно. Она проявляется и благодаря образу женщины, которая выполняет непосильный труд и поэтому заслуживает особое внимание со стороны Тютчева: «И жизнь твоя пройдет незримо». Судьба представителей слабого пола небезразлична писателю. Кроме того, он считал, что разделять участь своей родины нужно в настоящем, а не прошлом, от которого остались лишь воспоминания («Их жизнь, как океан безбрежный, вся в настоящем разлита»). Нередко проявляется в творчестве суровая правда, которую автор не скрывает. Однако, по его мнению, это и есть одно из проявлений его родины.

Одним из наиболее ярких проявлений любви и нежности к родине связано у поэта с обращением к природе родного края. Так, необыкновенная реалистичность строк о весенней грозе делает читателя участником событий («Люблю розу в начале мая…»). А способность, например, чувствовать, как «лазурь небесная смеется», открывала ему огромные возможности в творческой деятельности.

Строки Федора Ивановича»: «Я вспомнил время золотое» говорят о том, что «пребывание в родной стране – это самый лучший период в его судьбе. В мыслях великого поэта не было ни одного помысла, связанного с выбором в пользу запада. Все переживания Тютчева, его состояние были связаны с верой и любовью к родине.

Таким образом, анализируя стихотворения Ф. И. Тютчева, можно сделать вывод о том, что образ родины у него складывается благодаря обращению к простому русскому человеку, к женщине, природе, а также религии. В каждом из этих элементов поэт видел душу. Поэтому он относился с уважением и состраданием к России. В целом, невозможно обойти неподдельную искренность, восхищение поэта родиной.

Тема России в лирике Тютчева

Последние годы жизни Тютчева отмечены многими трагическими событиями: 1864 г. – смерть Е.А. Денисьевой, 1865 – смерть дочери Елены и годовалого сына Николая, 1868 – смерть сына Дмитрия, 1870 – дочери Марии и старшего брата Николая. Эти трагические события не могли не отразиться на мироощущении поэта, не раз признававшегося в своих письмах, что он не числит себя среди живых. Однако была одна тема, неизменно заставлявшая Тютчева хотя бы на время забывать о горестных утратах, вырывавшая его из отчаяния, – судьба России. Как показывает в своей биографии Тютчева В.В. Кожинов, последние годы жизни поэта отмечены его «многообразной деятельностью в сфере русской политики»: после назначения министром иностранных дел А. Горчакова Тютчев активно включается в решение внешнеполитических вопросов, пытаясь влиять на позицию не только Горчакова, но и императора Александра Второго, и нередко достигает успеха. Поэт, – утверждает исследователь, – «так или иначе участвовал в выработке направления внешней политики».

Позицию Тютчева, его отношение к судьбе родины отчетливо передает стихотворение, написанное к юбилею Н.М. Карамзина в 1866 г., где поэт назвал своего старшего современника «верноподданным России» и именно это служение родине расценил как его величайшую заслугу. В полной мере и самого Тютчева следует назвать «верноподданным России». Его истинно патриотическая позиция: беспредельная любовь к Родине, гордость ее историей, надежды на возрождение ее роли в судьбах мира – все это становится темой тютчевских стихотворений политического характера, его писем московским публицистам (прежде всего И.С. Аксакову), его разговоров с Горчаковым. Тютчев – инициатор и вдохновитель многих выступлений И. Аксакова в печати, судьбоносных решений, принятых А. Горчаковым. О глубоком и плодотворном воздействии Тютчева справедливо писал известный поэт А. Майков, утверждавший, что именно знакомство с поэтом дало ему «высокие точки зрения на жизнь и мир, Россию и ее судьбы в прошлом, настоящем и будущем».

Читайте также:
Тема Родины в творчестве Ф.И. Тютчева: сочинение

Тема России – одна из самых значимых в поздней лирике Тютчева. Как отметили исследователи, она возникает после духовного переворота, который переживает поэт в конце 1840-х годов, и обретает пророческую глубину и силу в лирике конца 1860 – начала 1870-х гг. Тема эта многоаспектна: стремясь осознать «русскую идею», миссию России в мире, Тютчев обращается и к древней российской истории, глубоко переживает ее печальное и трагическое настоящее, ее таинственную и великую судьбу, которую предвещает история России. Тютчеву принадлежат ставшие хрестоматийными строки, которые многократно цитировались:

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.

В поэзии Тютчева Россия уподобляется или утесу («Утес и волны») или стене («Славянам», 1867) – образам, которые несут идею прочности, незыблемости, непоколебимости, первозданности, вечности. Так, обыгрывая в стихотворении «Славянам» слова австрийского министра иностранных дел барона фон Бейста: «Славян должно прижать к стене», Тютчев создает образ «упругой стены» – «гранитной скалы», обошедшей «шестую часть земного круга», «боевой твердыни», защищающей славян:

Они кричат, они грозятся:
«Вот к стенке мы славян прижмем!»
Ну, как бы им не оборваться
В задорном натиске своем.

Да, стенка есть – стена большая
Ужасно та стена упруга,
Хоть и гранитная скала, –
Шестую часть земного круга
Она давно уж обошла…

Ее не раз и штурмовали –
Кой-где сорвали камня три,
Но напоследок отступали
С разбитым лбом богатыри.

Именно в судьбе и облике России Тютчев видел воплощение истинно-христианского идеала. В стихотворении, написанном в годы Крымской войны, обнаружившей скрытую вражду к России европейских держав и окончившейся для России позорным поражением, Тютчев и написал стихотворение, которое выразило задушевные мысли и других русских писателей – Л. Толстого и Ф.М. Достоевского:

Эти бедные селенья,
Эта скудная природа –
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа!

Не поймет и не заметит
Гордый взор иноплеменный,
Что сквозит и тайно светит
В наготе твоей смиренной.

Удрученный ношей крестной,
Всю тебя, земля родная,
В рабском виде Царь небесный
Исходил, благословляя.

В облике России поэт подчеркивает только ее «бедность», «скудость», смиренную наготу. И именно в этих чертах России поэт провидит тайный «свет», знак божественного присутствия, богоотмеченности. Бедная, смиренная в своей наготе Россия представляет собой воплощенный идеал богочеловека – Христа, Царя небесного, исходившего Россию «в рабском виде» и благословившего ее на путь праведный и страдальческий.

Этой высокой верой в Россию и ее народ, глубоким прозрением в тайны человеческой души – «жилицы двух миров», Тютчев и оказался не просто близок следующим поэтическим поколениям: он стал предтечей русского символизма и акмеизма.

Вопросы о творчестве Ф.И. Тютчева

  1. В чем исследователи видят открытие Тютчева-поэта?
  2. В чем своеобразие темы природы в лирике Тютчева? Какой предстает природа в лирике поэта? В чем особенность пейзажной лирики Тютчева?
  3. Почему А.Белый назвал Ф.И.Тютчева «древним эллином»?
  4. Каким предстает человек в лирике Тютчева?
  5. Какую роль играют природные образы в размышлениях поэта о человеке?
  6. В чем видит Тютчев смысл жизни? Какие метафоры находит поэт для воплощения своего понимания смысла жизни?
  7. В чем Тютчев видит назначение поэта и как он понимает роль поэзии? Какие образы-символы поэта находит Тютчев?
  8. Какие мотивы становятся центральными в тютчевской любовной лирике? Что нового вносит поэт в звучание этой темы? Как исследователи определяют значение любовной лирики поэта?
  9. Какой предстает Россия в лирике Тютчева? Какие образы-символы передают в лирике поэта его представление о назначении России?

Читайте также другие статьи о творчестве Ф.И. Тютчева:

Перейти к оглавлению книги Русская поэзия XIX века

Тема родины в творчестве Тютчева (в лирике) сочинение

Фёдор Иванович Тютчев — уникальный человек, покоривший всех, кто был причастен к его судьбе. О нём изумительно отзывались Фри́дрих Ше́ллинг и Христиа́н Ге́йне. Пушкин был поражён его стихами и сразу же напечатал их в своём «Современнике». Аксаков подтверждал, что свои гениальные изречения Тютчев никогда не повторял дважды и не обижался, когда его размышления кто-то выдавал за свои.
Как бы сказали сейчас, он был звездой светского общества. Кто близко общался с поэтом отмечают, что он напрочь был лишён какого-либо тщеславия. Будучи человеком светским, с хорошим образованием и манерами, он между тем не изменял своим принципам и не кривил душой. Всегда следовал собственной морали, сохраняя полную свободу мысли и чувства. Всегда был прост, независим и произволен.

Дипломат был истинным патриотом. Он не раз признавался, что Россия — самая большая его любовь!

Говоря на иностранных языках, общаясь на них, ведя деловую и семейную переписку, свои стихи Тютчев писал только на русском языке. Вероятно, это один из ответов на вопрос, откуда у него такой глубинный, недровый, первозданный, сохранённый в своей удивительной мощи и загадочности русский язык.

К русскому языку у лирика было особое, нежное отношение. Взять хотя бы нежелание переводить на русский язык произведения Карла Маркса. Он так и заявлял: «Кому нужно этой дряни, пусть читают на немецком».

Несмотря на то что Фёдор был отлучён делами службы от России с самой ранней молодости и прожил за границей долгих 22 года, он в водовороте высшего иностранного света всегда оставался русским. Искушаемый собственными дарованиями, молодой человек диковинным образом с лёгкостью общался в европейской среде, при случае подчёркивая свою преданность России.

Читайте также:
Ф. И. Тютчев один из крупнейших русских поэтов: сочинение

К сохранению существующего строя в России дипломат относился достаточно ревностно, ко всяким революционным направлениям чрезвычайно недоверчиво. Что делает его не столько великим поэтом, сколько гениальным историком.

Стихи о Родине

Занимая одну из центральных позиций в истории русской поэзии и являясь большим патриотом, Тютчев оставил нам произведения, с яркими и бесстрашными рассуждениями о Родине и русских людях.
В простых крестьянах поэт видел то, чего не было даже в самом изысканном европейском обществе: человеколюбие, смирение, терпеливость. Всё это помноженное на доброту и отзывчивость.

Эти бедные селенья, Эта скудная природа — Край родной долготерпенья, Край ты русского народа! Не поймет и не заметит Гордый взор иноплеменный, Что сквозит и тайно светит В наготе твоей смиренной.

Поэт сочувствовал простому народу, хотя мало знал о его простом быте. Об этом свидетельствует миниатюра «Слезы людские, о слезы людские…»

При всей любви к России публицист не боится писать с осуждением и презрением эпиграммы, как эта написанная на Николая I. Фёдор Иванович не стеснялся высказывать своё мнение о том, что обвиняет царя в военных поражениях и многочисленных бедах народа.

Не богу ты служил и не России, Служил лишь суете своей, И все дела твои, и добрые и злые, — Все было ложь в тебе, всё призраки пустые: Ты был не царь, а лицедей.

И вот уже обращение к народу на гребне антироссийского восстания в Польше, которая на тот момент входила в состав Российской империи:

Ужасный сон отяготел над нами, Ужасный, безобразный сон: В крови до пят, мы бьемся с мертвецами, Воскресшими для новых похорон. …………………………………….. О край родной! — такого ополченья Мир не видал с первоначальных дней… Велико, знать, о Русь, твое значенье! Мужайся, стой, крепись и одолей!

Пророческим можно считать стихотворение «Расцвет». Где само название уже намекает на пробуждение России от длительного, бесконечного сна, который затуманил взоры и покрыл всё мраком. Но пробуждение, а вместе с тем осознание и понимание, уже близко и неизбежно:

Ночь бесконечная прошла, И скоро светлый день настанет. Вставай же, Русь! Уж близок час! Вставай Христовой службы ради! ……………………………………………. О Русь, велик грядущий день, Вселенский день и православный!

Продолжая пророческую тему, нужно сказать, что никакого предсказания не было. Просто дипломат прекрасно ориентировался во внешней и внутренней политической ситуации и во многом имел свою точку зрения. Его четверостишие «Спиритическое предсказание» прямо говорит о сложностях политической обстановки.

Дни настают борьбы и торжества, Достигнет Русь завещанных границ, И будет старая Москва Новейшею из трех ее столиц.

Поэзия, воспевающая родной край

Стихи о родной земле полны патриотизма. Они учат доброму и светлому. Их читают малышам, чтобы развить в них чувство прекрасного, научить художественному слову, привить любовь к семье и родному городу.

Люблю тебя, мой отчий край родной, Березок перелески не густые, Речушку, что бежит там под горой, И журавлей, летящих вновь в Россию! Люблю я все: и реки, и поля, И травы эти, и леса густые! Ведь это ты, моя, моя Земля! Кусочек дорогой моей России!

Край родной, как ты чудесен! Под горой бежит река И уносит нашу песню В сень далёкого леска. Мы с тобою породнились, Как река и берега. Предки здесь за землю бились, Защищали от врага. И пока в душе есть силы, Крепь – в руках и зоркий глаз, За тебя, край, сердцу милый, Биться будем и сейчас. На горе окопы – фронтом: До сих пор не заросли. Под горой – до горизонта Воды синие легли. Облака плывут над кручей. Где-то льётся тёплый дождь. Что быть может в мире лучше, Той земли, где ты живёшь? Нет прекраснее природы Чем в сторонке дорогой. Облака уйдут и воды. Мы останемся с тобой.

Край родной: Краюха хлеба, Вкус парного молока, Тянет клевером из хлева И крапивою слегка. Лижет тёплыми лучами Солнце сонное лицо. Кошка выйдет из чулана, Ляжет рядом на крыльцо. Где я только в мире не был. Только нА сердце одно — Васильковый лен до неба, Добрый лес И дом родной.

С тоской перечитывают стихи эмигранты и люди, которые по долгу службы находятся вдали от дома. Нет, пожалуй, такого русского человека, который не перечитывал бы стихи Есенина о Родине.

Родина и природа в одном тандеме

Именно любовь к Родине, желание любоваться и воспевать её красоты, дало такое большое количество стихов о природе. Вместе с природой лирик радуется и грустит, засыпает на время зимы, и с радостью пробуждается, как только первые тёплые лучи начинают ласкать пробудившуюся землю.
Диалог души поэта и лирические настроения природы сплелись во многих произведениях Фёдора Ивановича.

Безупречный певец русской природы, лирик всегда давал подсказки в своих стихотворениях. Масса стихов, которые начинаются с описания природных явлений, открыв сердце читателя, приводят к раздумьям. Оказывается, что стих был вовсе не о восходе, звезде или радуге, а о чём-то более серьёзном.

Вот хороший пример. Стихотворение «Чёрное море». Здесь переплелись природа и политика, философия и любовь к Родине, переживания и вера — всё сплелось в едино в этом лирическом ансамбле.

…Пятнадцать лет тебя держало Насилье в западном плену; Ты не сдавалась и роптала, Но час пробил — насилье пало: Оно пошло, как ключ, ко дну.

Опять зовет и к делу нудит Родную Русь твоя волна, И к распре той, что бог рассудит, Великий Севастополь будит От заколдованного сна…

Поэтическая сила, зоркость лирика изумительна. Он не только видит предмет, с самобытной точки зрения, а отмечает все его оттенки.

Другим примером может служить стихотворение «Море и утёс», которое воспринимается как природная лирика. Оценка политической ситуации, оценка революции в Европе, где море показано как бунтующая, бушующая стихия Европы, а утёс — это твёрдая, непоколебимо стоящая Россия. Причём спасительная для этого бушующего моря.

Читайте также:
Федор Тютчев и литературные общества: сочинение

И, озлобленные боем, Как на приступ роковой, Снова волны лезут с воем На гранит громадный твой. Но, о камень неизменный Бурный натиск преломив, Вал отбрызнул сокрушенный, И клубится мутной пеной Обессиленный порыв… Стой же ты, утес могучий! Обожди лишь час-другой — Надоест волне гремучей Воевать с твоей пятой… Утомясь потехой злою, Присмиреет вновь она — И без вою, и без бою Под гигантскою пятою Вновь уляжется волна…

А. Галич «Когда я вернусь…»

Читая первые строки произведения А. Галича «Когда я вернусь» читатель предполагает, что обращение главного героя адресовано женщине – в нем заложены сильные чувства, любовь, преданность и вера. Однако на самом деле поэт обращается к своей любимой Родине.

С Россией у лирического героя связанны самые теплые воспоминания, он воспринимает ее как родной дом, в котором он может найти успокоение и счастье. Вынужденный отъезд не прерывает взаимосвязь патриота и Отечества. Не будучи увереным в том, что он вернется в родной край, лирический герой все же не прощается с Россией.

Роль патриотических стихов в воспитании

В последние годы весьма актуальным стал вопрос патриотического воспитания детей. Наше поколение, в большинстве своём, забыло об этих чувствах, и очень важно их возродить. Это обусловлено тем, что материальные ценности стали преобладать над духовными, а это искажает представления о моральных ценностях и патриотизме. Возникает острая необходимость вернуться к истокам: традициям нашего народа и его вековым корням.

Ведь чувство патриотизма не возникает ниоткуда, а начинаться оно должно в семье. Стоит только начать рассказывать увлекательный стишок, как малыш стихнет, проникшись содержанием.

Стихи о Родине русских поэтов являются очень важной составляющей развития и ключевым инструментом в формировании ценностных ориентиров. Ведь благодаря стихотворным строкам в детских сердцах начинают формироваться «правильные» чувства.

Поэтический образ Родины в лирике Ф.И. Тютчева

Обеспечить максимальное восприятие и раскрытие задушевности образа Родины в стихах Ф.И.Тютчева, основываясь на жизненные впечатления детей; продолжить работу по формированию навыков анализа стихотворений, в дальнейшем — коммуникативных навыков; способствовать нравственно — эстетическому воспитанию пятиклассников.

ОБОРУДОВАНИЕ:

репродукции пейзажей русских художников: Саврасова “Грачи прилетели” и Левитана “Март”; портрет поэта, фонограммы Вивальди “Времена года”, Шопена “Вальс-10”.

Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык. Ф.И.Тютчев (1836)

I. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ (на фоне музыки Вивальди).

Вы прослушали мелодию Вивальди “Времена года”: как вы думаете, какому времени года она посвящена, почему вы так считаете.

Явления природы, смена времен года вызывает в нас очень яркий калейдоскоп чувств. Часто настроение человека сравнивают с природными явлениями, а периоды в нашей жизни – со сменой времен года. С каким временем года вы можете сравнить этапы жизни человека? Детство (весна), молодость (лето), зрелость (осень), старость (зима). Поэтов, композиторов, художников воодушевляла и вдохновляла природа. Сегодня мы попробуем проанализировать стихи Тютчева о природе, в этом нам помогут музыка и пейзажи. Мы уже знакомы со стихами о Родине Пушкина, Лермонтова и других поэтов 19 века. Обратите внимание на эпиграф к уроку. Задумайтесь над ним и к концу урока постарайтесь ответить на вопросы:

— Что отличает стихи Тютчева от стихов других русских поэтов? Как относится поэт к своей Родине?

О поэзии Тютчева сказали, что это “одно из немногих блестящих явлений русской поэзии”. Природа у Тютчева самая обычная, которую мы каждый день наблюдаем вокруг. Эта обычность заставляет нас другими глазами смотреть на нее. Что же можно сказать об отношении автора к Родине, если он с такой любовью изображает ее.

— Что же мы знаем о его жизни?

II. СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКОВ О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ ПОЭТА.

1. Родился поэт в усадьбе Овстуг Брянского уезда Орловской губернии в семье родовитого помещика. Получил блестящее образование. Более двадцати лет провел он за пределами России на дипломатической службе.

Постоянно находясь в иноязычной среде, сумел не только сохранить любовь к родному языку, но и создать подлинные шедевры русского поэтического искусства.

С 11 лет начал писать стихи, а в 16 – напечатали его стихотворение, в 51 же год – вышел из печати первый сборник стихотворений.

III. СТИХОТВОРЕНИЕ “ВЕСЕННЯЯ ГРОЗА” (1828, 1854 гг.)

Поэты часто используют в своем творчестве мифы, их сюжеты, образы богов, например Зевса.

– Вспомним, кем является Зевс в греческих мифах?

Зевс – верховный бог древних греков, царь и отец богов и людей. Он управляет всеми небесными явлениями. Прежде всего, громом и молнией. Атрибуты Зевса: эгида (щит как знак покровительства, отсюда происходит выражение под эгидой), скипетр (жезл, украшенный драгоценными камнями, — знак власти), а также орёл.

Геба – богиня юности, дочь Зевса. Изображалась в виде юной девушки в венке из цветов и с золотой чашей (кубком) в руках. Иногда изображалась кормящей орла Зевса.

Чтение стихотворения “Весенняя гроза”

Представьте себе эту картину.

Тютчева надо “чувствовать”.

— Какие чувства вы ощущаете?

— Что произвело на вас впечатление радости?

— В каких деталях выражена она?

— Что хотел передать поэт этим стихотворением? (Простое человеческое наслаждение освежающей грозой).

Стихотворение проникнуто чувством радости, ибо весной обновляется природа и душа человека. Перед нами встают картины: “дождик брызнул”, “пыль летит”, “повисли перлы дождевые”, “солнце нити золотит”, “бежит поток”. Эта смена картин, переданных словом, позволяет увидеть грозу в движении.

Откроем учебники, ответим на эти вопросы.

Последнее четверостишие перекликается с первым: сравнение грозы с образом молодой веселой Гебы, проливающей “громокипящий кубок”, усиливает радостное чувство начала стихотворения. Обращение к древнему мифу подчеркивает мысль о вечности живой одухотворенной природы, о сочетании в ней закономерных и стихийных сил.

“Люблю грозу в начале мая”: борьба весны и зимы завершилась. Радость природы, ожидающей этого разрешения, созвучна успокоению человека, испытывающего внутреннюю борьбу, жаждущего разрешения противоречий. Автор выражает свои мысли о жизни и стихотворение становится философским, действительно тютчевским.

Читайте также:
Человек и природа в лирике Тютчева: сочинение

Раскаты грома поэт озвучивает с помощью звуков [гр], [р], [ж], [з].

IV. СТИХОТВОРЕНИЕ “ЛЕТНИЙ ВЕЧЕР” (1828 год)

Выразительное чтение ученицей

— Какую картину летнего вечера рисует поэт? Передайте ваше впечатление от стихотворения.

— Какую роль в этом стихотворении играет олицетворение? (Природа в стихах Тютчева – живой организм, она загадочна и возвышенна.Масштаб Тютчева – космический, пространство стихотворения – все мироздание).

— Какие приемы использует поэт при описании земли и небес? (эпитеты, метафоры, сравнение, олицетворение).

V. СТИХОТВОРЕНИЕ “ЛИСТЬЯ” (1830 год) (на фоне “Вальса-10” Шопена)

Выразительное чтение учителем.

До сих пор, анализируя произведения поэта, мы подвергали анализу содержание стихотворений, но лирическое произведения хороши не только содержанием, но и формой; слушая или декламируя разные стихи, мы слышим разную “музыку”. Этим стихи отличаются от прозы. Не зря звучал вальс Шопена. Что связывает этот вальс со стихотворением Тютчева?

Стихотворение написано двустопным амфибрахием, что создает впечатление вальса, который танцуют падающие листья. Порыв, стремление, радость от воспоминаний, желание не расставаться с этой радостью – вот ключевые чувства, каким пронизано стихотворение. Жизнь листьев и хвои противопоставлена. Этим Тютчев призывал к реальной полноценной жизни.

VI. ОБРАТИМ ВНИМАНИЕ НА ПЕЙЗАЖИ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ.

— К каким стихотворениям могли бы стать они иллюстрациями? Почему?

— Какие картины вы бы нарисовали?

— У вас у каждого свое представление о стихах.

VII. А ТЕПЕРЬ ПРЕДСТАВЬТЕ СЕБЯ НА МЕСТЕ ПОЭТА: ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННЫЕ В ТЕКСТЕ СТИХОТВОРЕНИЯ Ф.ТЮТЧЕВА ЭПИТЕТЫ И СРАВНИТЕ ИХ С АВТОРСКИМИ.

Запись на доске:

На севере (мрачном), на (дикой) скале Кедр (одинокий) под снегом белеет. И сладко заснул он в (инистой) мгле, И сон его вьюга лелеет.

Подведение итогов работы:

— Вы видите, сколько нам понадобилось времени, фантазии, умения, чтобы подобрать эти эпитеты. А вот о том, как легко рождались строки у самого поэта, можно узнать из воспоминаний И.С.Аксакова: “Стихи Тютчев не писал, а только записывал. Они сами собой складывались в его голове, и он только ронял их на бумагу, на первый попавшийся листок”.

VIII. ИТОГИ УРОКА.

А теперь вернемся к этому вопросу, на который вы должны были ответить. Природа у Тютчева живая, чувствует, надо только уметь понять ее. Поэт с любовью описывает неяркую природу России, значит, любит свою Родину.

Давайте же и мы задумаемся: умеем ли мы видеть необычное в обычном, можем ли мы почувствовать волшебное дыхание живой природы, просто выйдя однажды из дома.

IX. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

  • Выучить наизусть одно стихотворение.
  • Сделать иллюстрации к понравившимся стихам поэта.
  • Написать маленькое сочинение из четырех-пяти предложений с использованием образных средств языка (“Осенний дождь”, “Зимнее утро”, “В весеннем парке”.)

Тема родины в творчестве Тютчева (в лирике) сочинение

Несмотря на преданность родному краю, безграничную любовь к Родине, великий русский поэт Федор Иванович Тютчев провел в родных краях меньше времени, чем на чужбине. Так сложились обстоятельства. Однако по словам «у ней особенная стать…», отнесенным к родине, автор определял свое отношение к ней. Время, связанное с родными пейзажами в России, навсегда осталось в душе поэта.

Писатель был уверен, что то, что для него бесценно («бедные селения»), для представителей западного мира – остается загадкой. Многие события в истории прошли перед глазами поэта. Но он всегда был на стороне простого русского человека, подчеркивая стойкость народа и его силу духа («край родной долготерпенья…»).

Тема Родины просматривается в его творчестве постоянно. Она проявляется и благодаря образу женщины, которая выполняет непосильный труд и поэтому заслуживает особое внимание со стороны Тютчева: «И жизнь твоя пройдет незримо». Судьба представителей слабого пола небезразлична писателю. Кроме того, он считал, что разделять участь своей родины нужно в настоящем, а не прошлом, от которого остались лишь воспоминания («Их жизнь, как океан безбрежный, вся в настоящем разлита»). Нередко проявляется в творчестве суровая правда, которую автор не скрывает. Однако, по его мнению, это и есть одно из проявлений его родины.

Одним из наиболее ярких проявлений любви и нежности к родине связано у поэта с обращением к природе родного края. Так, необыкновенная реалистичность строк о весенней грозе делает читателя участником событий («Люблю розу в начале мая…»). А способность, например, чувствовать, как «лазурь небесная смеется», открывала ему огромные возможности в творческой деятельности.

Строки Федора Ивановича»: «Я вспомнил время золотое» говорят о том, что «пребывание в родной стране – это самый лучший период в его судьбе. В мыслях великого поэта не было ни одного помысла, связанного с выбором в пользу запада. Все переживания Тютчева, его состояние были связаны с верой и любовью к родине.

Таким образом, анализируя стихотворения Ф. И. Тютчева, можно сделать вывод о том, что образ родины у него складывается благодаря обращению к простому русскому человеку, к женщине, природе, а также религии. В каждом из этих элементов поэт видел душу. Поэтому он относился с уважением и состраданием к России. В целом, невозможно обойти неподдельную искренность, восхищение поэта родиной.

Поэтический образ Родины в лирике Ф.И. Тютчева

Обеспечить максимальное восприятие и раскрытие задушевности образа Родины в стихах Ф.И.Тютчева, основываясь на жизненные впечатления детей; продолжить работу по формированию навыков анализа стихотворений, в дальнейшем — коммуникативных навыков; способствовать нравственно — эстетическому воспитанию пятиклассников.

ОБОРУДОВАНИЕ:

репродукции пейзажей русских художников: Саврасова “Грачи прилетели” и Левитана “Март”; портрет поэта, фонограммы Вивальди “Времена года”, Шопена “Вальс-10”.

Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык. Ф.И.Тютчев (1836)

I. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ (на фоне музыки Вивальди).

Вы прослушали мелодию Вивальди “Времена года”: как вы думаете, какому времени года она посвящена, почему вы так считаете.

Явления природы, смена времен года вызывает в нас очень яркий калейдоскоп чувств. Часто настроение человека сравнивают с природными явлениями, а периоды в нашей жизни – со сменой времен года. С каким временем года вы можете сравнить этапы жизни человека? Детство (весна), молодость (лето), зрелость (осень), старость (зима). Поэтов, композиторов, художников воодушевляла и вдохновляла природа. Сегодня мы попробуем проанализировать стихи Тютчева о природе, в этом нам помогут музыка и пейзажи. Мы уже знакомы со стихами о Родине Пушкина, Лермонтова и других поэтов 19 века. Обратите внимание на эпиграф к уроку. Задумайтесь над ним и к концу урока постарайтесь ответить на вопросы:

Читайте также:
Стихотворение Ф. И. Тютчева Нам не дано предугадать (восприятие, истолкование, оценка): сочинение

— Что отличает стихи Тютчева от стихов других русских поэтов? Как относится поэт к своей Родине?

О поэзии Тютчева сказали, что это “одно из немногих блестящих явлений русской поэзии”. Природа у Тютчева самая обычная, которую мы каждый день наблюдаем вокруг. Эта обычность заставляет нас другими глазами смотреть на нее. Что же можно сказать об отношении автора к Родине, если он с такой любовью изображает ее.

— Что же мы знаем о его жизни?

II. СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКОВ О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ ПОЭТА.

1. Родился поэт в усадьбе Овстуг Брянского уезда Орловской губернии в семье родовитого помещика. Получил блестящее образование. Более двадцати лет провел он за пределами России на дипломатической службе.

Постоянно находясь в иноязычной среде, сумел не только сохранить любовь к родному языку, но и создать подлинные шедевры русского поэтического искусства.

С 11 лет начал писать стихи, а в 16 – напечатали его стихотворение, в 51 же год – вышел из печати первый сборник стихотворений.

III. СТИХОТВОРЕНИЕ “ВЕСЕННЯЯ ГРОЗА” (1828, 1854 гг.)

Поэты часто используют в своем творчестве мифы, их сюжеты, образы богов, например Зевса.

– Вспомним, кем является Зевс в греческих мифах?

Зевс – верховный бог древних греков, царь и отец богов и людей. Он управляет всеми небесными явлениями. Прежде всего, громом и молнией. Атрибуты Зевса: эгида (щит как знак покровительства, отсюда происходит выражение под эгидой), скипетр (жезл, украшенный драгоценными камнями, — знак власти), а также орёл.

Геба – богиня юности, дочь Зевса. Изображалась в виде юной девушки в венке из цветов и с золотой чашей (кубком) в руках. Иногда изображалась кормящей орла Зевса.

Чтение стихотворения “Весенняя гроза”

Представьте себе эту картину.

Тютчева надо “чувствовать”.

— Какие чувства вы ощущаете?

— Что произвело на вас впечатление радости?

— В каких деталях выражена она?

— Что хотел передать поэт этим стихотворением? (Простое человеческое наслаждение освежающей грозой).

Стихотворение проникнуто чувством радости, ибо весной обновляется природа и душа человека. Перед нами встают картины: “дождик брызнул”, “пыль летит”, “повисли перлы дождевые”, “солнце нити золотит”, “бежит поток”. Эта смена картин, переданных словом, позволяет увидеть грозу в движении.

Откроем учебники, ответим на эти вопросы.

Последнее четверостишие перекликается с первым: сравнение грозы с образом молодой веселой Гебы, проливающей “громокипящий кубок”, усиливает радостное чувство начала стихотворения. Обращение к древнему мифу подчеркивает мысль о вечности живой одухотворенной природы, о сочетании в ней закономерных и стихийных сил.

“Люблю грозу в начале мая”: борьба весны и зимы завершилась. Радость природы, ожидающей этого разрешения, созвучна успокоению человека, испытывающего внутреннюю борьбу, жаждущего разрешения противоречий. Автор выражает свои мысли о жизни и стихотворение становится философским, действительно тютчевским.

Раскаты грома поэт озвучивает с помощью звуков [гр], [р], [ж], [з].

IV. СТИХОТВОРЕНИЕ “ЛЕТНИЙ ВЕЧЕР” (1828 год)

Выразительное чтение ученицей

— Какую картину летнего вечера рисует поэт? Передайте ваше впечатление от стихотворения.

— Какую роль в этом стихотворении играет олицетворение? (Природа в стихах Тютчева – живой организм, она загадочна и возвышенна.Масштаб Тютчева – космический, пространство стихотворения – все мироздание).

— Какие приемы использует поэт при описании земли и небес? (эпитеты, метафоры, сравнение, олицетворение).

V. СТИХОТВОРЕНИЕ “ЛИСТЬЯ” (1830 год) (на фоне “Вальса-10” Шопена)

Выразительное чтение учителем.

До сих пор, анализируя произведения поэта, мы подвергали анализу содержание стихотворений, но лирическое произведения хороши не только содержанием, но и формой; слушая или декламируя разные стихи, мы слышим разную “музыку”. Этим стихи отличаются от прозы. Не зря звучал вальс Шопена. Что связывает этот вальс со стихотворением Тютчева?

Стихотворение написано двустопным амфибрахием, что создает впечатление вальса, который танцуют падающие листья. Порыв, стремление, радость от воспоминаний, желание не расставаться с этой радостью – вот ключевые чувства, каким пронизано стихотворение. Жизнь листьев и хвои противопоставлена. Этим Тютчев призывал к реальной полноценной жизни.

VI. ОБРАТИМ ВНИМАНИЕ НА ПЕЙЗАЖИ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ.

— К каким стихотворениям могли бы стать они иллюстрациями? Почему?

— Какие картины вы бы нарисовали?

— У вас у каждого свое представление о стихах.

VII. А ТЕПЕРЬ ПРЕДСТАВЬТЕ СЕБЯ НА МЕСТЕ ПОЭТА: ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННЫЕ В ТЕКСТЕ СТИХОТВОРЕНИЯ Ф.ТЮТЧЕВА ЭПИТЕТЫ И СРАВНИТЕ ИХ С АВТОРСКИМИ.

Запись на доске:

На севере (мрачном), на (дикой) скале Кедр (одинокий) под снегом белеет. И сладко заснул он в (инистой) мгле, И сон его вьюга лелеет.

Подведение итогов работы:

— Вы видите, сколько нам понадобилось времени, фантазии, умения, чтобы подобрать эти эпитеты. А вот о том, как легко рождались строки у самого поэта, можно узнать из воспоминаний И.С.Аксакова: “Стихи Тютчев не писал, а только записывал. Они сами собой складывались в его голове, и он только ронял их на бумагу, на первый попавшийся листок”.

VIII. ИТОГИ УРОКА.

А теперь вернемся к этому вопросу, на который вы должны были ответить. Природа у Тютчева живая, чувствует, надо только уметь понять ее. Поэт с любовью описывает неяркую природу России, значит, любит свою Родину.

Давайте же и мы задумаемся: умеем ли мы видеть необычное в обычном, можем ли мы почувствовать волшебное дыхание живой природы, просто выйдя однажды из дома.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: