Художественная интерпретация стихотворения Ф. И. Тютчева К.Б. (Я встретил вас и все былое): сочинение

Анализ стихотворения «Я встретил вас — и всё былое» (Ф. И. Тютчев)

Перу русского поэта XIX века Ф. И. Тютчева принадлежат, пожалуй, самые проникновенные строки о любви. Его страстные увлечения женщинами подарили русской литературе немало стихотворений, наполненных восторгом и блаженством, страданием и ощущением трагичности.

Особое место в творчестве поэта занимает произведение (в этой статье мы предлагаем его подробный анализ) «Я встретил вас — и все былое…». Тютчев пишет в нем о любви так, что чувства лирического героя оказываются сродни душевному состоянию многих читателей.

История создания

Произведение, ставшее главным в творчестве писателя, Ф. Тютчев написал в 1870 году, будучи на тот момент уже в возрасте 67 лет. Но, вопреки прошедшим годам, произведение наполнено глубокими, сильными эмоциями и трепетом любящего сердца.

Стоит отметить, что изначально это стихотворение было озаглавлено инициалами «К.Б.», за ними скрывается имя той самой девушки, в которую и был влюблен поэт во времена своей молодости. К сожалению, этой любви не удалось сбыться, ведь родители девушки были против их союза, и ей пришлось связать свою судьбу с другим мужчиной. Эта драма, несомненно, отразилась на дальнейшем творчестве писателя, ведь такие переживания остаются шрамами на сердце на всю жизнь.

Однако, находясь в пожилом возрасте, когда, казалось бы, в сердце поэта уже не было места для сильных чувств, Тютчев вновь встречает ее, ту самую девушку- Амалию Крюденер (в девичестве – Лерхенфельд). Нахлынувшие воспоминания вновь заставляют поэта чувствовать полноту жизни, теплоту и любовь, точно все это волшебный сон.


Композиция произведения

Стихотворение небольшое по объему. Можно сосчитать строки – их всего 12. Композиция стихотворения несложна для анализа. Произведение состоит из 3 строф. Все они соединены между собой одной сюжетной линией.

Орел, попавший в клетку, мечтает о свободе, которой пользуется его вольный товарищ. Речь и мысли орла меняются интонационно. В выразительности его слов слышится боль, тяга и стремление освободиться от оков.

Анализ стихотворения «Узник» А.С.Пушкина предлагает разделить весь текст на две части: первая – описание чувств героя поэтического произведения, вторая – призыв к освобождению. Композиция стихотворения не предполагает контраста, одна часть вытекает из другой.

  1. Интересно продуманы повторы: туда…, туда…, туда… Создается сходство с фольклором. Тройные повторы – излюбленный прием авторов сказок. Возможно, поэтому текст читается легко и непринужденно. Чтобы вникнуть в его суть, придется прочитать несколько раз. Сходство с фольклором услышали композиторы. Строки были положены на музыку, причем песенную основу увидел не один композитор, а девять. Призывом к освобождению от каторжного труда стала народная песня на основе поэтического текста. Есть на слова текста и романс.
  2. Главный прием композиции стихотворения «Узник» Пушкина – нарастание интонации, переходящей на все более высокие ноты.

Размеры стихотворения «Узник» – трехсложная стопа амфибрахий. Это редкий размер, но здесь он точно передает ударение на второй слог, создавая напевность.


Свобода « узника» в творчестве Пушкина. Узник.

Это интересно! Детальный анализ стихотворения Зимнее утро Пушкина – изучение антитез и метафор

Жанр, направление, размер

Жанр, в котором был создан стих «Я встретил Вас…», до сих пор вызывает споры в литературной среде. Часть людей относит это стихотворение к жанру «ода», так как оно посвящено конкретному человеку и воспевает чувства к нему, остальные же считают текст элегией, ведь именно она выражает личные переживания человека, имеет грустное настроение и переплетается с философскими мотивами.

В стихотворении «Я встретил Вас…» используется перекрестная рифма- АВАВ. Первая и третьи строки – это женская, вторая и четвёртая – мужская рифма. Стихотворный размер – двухсложный ямб.

План анализа

Чтобы провести анализ стихотворения необходимо придерживаться определенного плана, который может включать в себя:

  1. Историю создания произведения, его тему и идею.
  2. Стихотворный размер.
  3. Композицию.
  4. Лирическое «я».
  5. Изобразительно-выразительные средства.

Это интересно: кто такой антагонист, значение слова?

Образы и символы

Стихотворение «К.Б.» наполнено яркими образами и символами, что характерно для романтизма.

Внутреннее состояние романтического героя выражают времена года, а именно осень и лето. Старость и угасшие чувства писатель ассоциирует с осенью, а воспоминания о молодости и возрождение былых чувств — с весной.

Читайте также:
Ф. И. Тютчев — поэт чистого искусства: сочинение

Можно заметить, что в четвертой строфе стихотворения появляется мотив сна: «Гляжу на вас как бы во сне». В этом четверостишие поэт демонстрирует читателю, что лирический герой еще не утратил способность чувствовать, и сердце человека любого возраста открыто для любви.

Главный герой

Жанр стихотворения отвечает направлению поэзии пушкинской эпохи – романтизм. Здесь в основе лежит чувственность, открытость, страстность. Орел молодой – пленник темницы. Кто такой герой узник? Есть несколько ответов на один простой вопрос:

  1. Преступник. Он оказался в темнице за противоправное действие. Но эта версия не очень убедительна. При чтении не создается впечатления, что человек – преступник. Его жаль, хочется освободить. Читатель полностью переходит на сторону невольника, значит, он не может быть преступником в обычном понимании этого слова.
  2. Несправедливо наказанный человек. Это объяснение так же не подтверждается текстом и интонацией.
  3. Герой, чувствующий себя как в темнице, находясь в мире людей. Эта версия наиболее приемлема.

Для романтического героя конфликт с окружением – главная проблема. Жанру стихотворения «Узник» удается показать реальную жизнь начала XIX века. Законы, правящие силы делали жизнь людей темницей. Свобода витала в умах, но не могла звучать вслух. Вырваться из темницы хотелось всем, но могли только те, кто не боялся заточения.

Важно! Идея стихотворения – вольнолюбие молодежи, заточенной в оковы нравственных устоев и политического порядка.

Темы и настроение

Безусловно, единственная и очевидная тема, поднимаемая Тютчевым в стихотворении «Я встретил Вас…», это тема любви. Автор пишет о том, как встретил свою возлюбленную после разлуки длиною в жизнь, о чувствах, которые вновь ожили в нем, «…и сердцу стало так тепло».

Несмотря на то, что стихотворение «Я встретил Вас…» достаточно короткое, автору прекрасно удалось передать то настроение, в котором пребывает человек, попавший в подобную ситуацию. С абсолютной точностью он смог описать то смятение, тот трепет и восторг, ту светлую печаль и ностальгию, которую испытывает мужчина, внезапно встретивший женщину, которую он когда-то сильно любил.

Изображение К.Б.

Образ же вдохновившей поэта музы размыт. Мы не видим описания возлюбленной — автор лишь о и свойственное ей «очарованье». Наверное, поэтому стихотворение не оставляет читателя равнодушным: каждый видит в нем облик женщины, созданный собственным воображением. Анализ «Я встретил вас – и все былое…», тема которого – духовное возрождение героя после встречи с любимой женщиной, показывает, что для поэта очень важно передать наполняющие его чувства.

Ф. Тютчев же таким образом акцентирует внимание именно на раскрытии наполненного неисчерпаемой любовью, нежностью, надеждами внутреннего мира лирического героя.

Основная идея

Основная мысль стихотворения «Я встретил Вас…» заключается в том, что любовь дарит нам заряд жизненной силы. Герой после долгих лет разлуки встречает свою любимую женщину, и былые чувства возрождаются в его душе. Он с трепетом вспоминает свою молодость, то золотое время, когда он и его возлюбленная были так молоды и так счастливы.

Глядя на любимую женщину, герой замечает, что спустя время она совсем не изменилась, в его глазах она осталась такой же прекрасной юной девушкой. Он снова чувствует себя вдохновленным и полным сил, пусть даже и на мгновение. Смысл его посыла сводится к тому, что воскресшее чувство к женщине озарило его душу. Любовь прекрасна даже в осенней своей поре, когда от ее света остались лишь блики.

Лексический строй стихотворения

Описанию чувств, оживших в герое, помогает особый словесный ряд стихотворения, что доказывает анализ «Я встретил вас – и все былое…». Произведение читается легко, без усилий, чему способствует светлая по настрою, вызывающая эмоциональный отклик лексика.

От слов «золотое», «повеет… весною», «упоеньем», «очарованье» исходят теплота и нежность, а чуть заметная грусть («вековой разлуки», «поздней осени») только оттеняет те изменения, что происходят в душе. Торжественность и важность моменту придает возвышенная лексика: «обвеян дуновеньем», «встрепенется», «то ж очарованье».

Движение чувств, души передают и глаголы: «ожило», «встрепенется», «жизнь заговорила». Они же связаны с образом легкого ветерка, едва заметное дуновение которого пробуждает дремлющие внутри силы: «повеет вдруг весною».

Читайте также:
Стихотворение Ф. И. Тютчева Эти бедные селенья (восприятие, истолкование, оценка): сочинение

Средства выразительности

Проанализировав стихотворение «Я встретил Вас…», можно найти достаточно много средств выразительности, которые помогают автору передать его смысл и настроение. Совокупность всех этих приемов создает у читателя ощущение сопереживания лирическому герою и помогает этим строкам закрепиться в памяти на долгие годы.

  1. Тютчев использует эпитеты: “в отжившем сердце”, “время золотое”, “душевной полноты”, метафоры: “весь обвеян дуновеньем”, “сердцу стало так тепло”.
  2. Нельзя не отметить ряд олицетворений: “…все былое… ожило”, “…жизнь заговорила вновь”, — и гиперболу: “Как после вековой разлуки…”.
  3. С целью усиления производимого на читателя эффекта поэт прибегает к таким художественным средствам, как анафора (“Тут не одно…”, “Тут жизнь…”; “И то же в вас…”, “И та ж в душе…”), и градация (“Бывают дни, бывает час”).
  4. А неповторимое звучание данного стихотворения (которое в последствие стало одноименным романсом) достигается с помощью таких приемов, как многократное повторение согласных: “з”, “с”, “д”, “т”, “б”, “п” (аллитерация) и повторение гласных “о”, “а”, “е”. (ассонанс).

Автор: Надежда Мыльникова

Художественно – выразительные средства «Я встретил Вас — и все былое…»

Интересен и лексический строй тютчевского стихотворения «Я встретил Вас – и все былое…».

Так, сам стихотворный тютчевский шедевр читать очень легко, настроение создается легкое и светлое. Изменения в душе героя передают такие слова, как весна веет, время золотое, нежное упоение, теплое очарование, а грусть у лирика тоже особенная. Она и вековая, и поздняя. Использует поэт-философ и возвышенную лексику. Особенное место занимают глаголы, которые передает легкое и быстрое движение души: заговорила, встрепенулась, ожила. Использование глаголов позволяет нарисовать образ ветерка, легкого и воздушного, дуновение которого пробуждает силы для движения и преображения.

В тексте преобладает большое количество художественно-выразительных средств, которые как раз и позволяют передать всю глубину чувств основного персонажа. Используется следующие виды троп:

★ Метафоры и олицетворения: сердце у лирика ожившее, но такое, что ему от воспоминаний становить тепло, а жизнь у поэта — философа заговорила. ★ Сравнения: встреча у лирика произошла так, как будто разлука у них была вековая.

★ Эпитеты: поэт называет время золотым, разлука у него становится вековой, а к женским чертам, которые он узнает и которые ему так дороги, подбирает эпитет милые.

★ Инверсия: поэт меняет местами подлежащее «звуки» и сказуемое «слышнее стали». «Дни», а на первое место выносит сказуемое «бывают».

★ Анафора: в последней стихотворной строке повторяются первые слова, что позволяет выделить те части, где больше эмоций.

Интересен и звуковой строй стихотворного произведения. Используются следующие средства выразительности, как:

• Ассонанс: повторяются звуки о и э. • Аллитерация: использует повтор мягких звуков н и в, а также р.

Это придает всему стихотворению легкость и напевность, которую можно сравнить со свежестью легкого ветерка. Душа человека начинает возрождаться и эти этапы оживления читатель может видеть. В композиции пять строк, которые отражают пять этапов переживаний героя, от первого впечатления после встречи и до полного пробуждения чувств.

Рифма в тютчевском стихотворении точная, перекрестная. Так, интересна первая и третья строки, которые относятся к женской рифме, а вот вторую и, соответственно, четвертую можно отнести к мужской. Среди разных конструкций предложений встречается одно восклицательное, и в нем же употребляется многоточие. Самое стихотворение написано двусложным размером – ямбом.

Тема и анализ стихотворения «Я встретил вас – и все былое» Тютчева

Произведение «Я встретил вас – и все былое» относится к любовной лирике поэта Ф. И. Тютчева. Тема стихотворения — чувства, вспыхнувшие при встрече с человеком, которого давно не видел. Именно это событие подвигло его на написание произведения «Я встретил вас — и все былое». Анализ стихотворения часто проводится к школе.

  1. Создание и тема произведения
  2. Композиция и жанр стихотворения
  3. Передача чувств читателю

Создание и тема произведения

Стихотворение Ф. И. Тютчева было написано в 1870 году. Автор создал его в поздний период карьеры, в зрелом возрасте, когда ему было 67 лет. В произведении используется линейная композиция. Идея и история создания стиха заключается в том, что Тютчев рассказывает читателю о внезапной встрече с бывшей возлюбленной.

Читайте также:
Тема Родины в творчестве Ф.И. Тютчева: сочинение

Произведение он посвятил женщине. Имени он не называет, но шифрует в буквах К. Б., которые часто ставит в начале названия стихотворения. Автор сравнивает свои чувства к этой женщине, как ощущение осенью кратковременной весны. И в конце он заключает, что все время ошибался и все это была настоящая любовь.

Встреча пробудила в нем настолько сильные чувства, что он написал стихи. Цитата, подтверждающая тему произведения: «Я вспомнил время золотое — и сердцу стало так тепло…»

При этом автор не передает читателю образ возлюбленной. Он оставляет это загадкой, делясь только ощущениями. Читатели не могут представить женщину, но понимают, с каким трепетом Тютчев к ней относится.

Композиция и жанр стихотворения

Произведение Тютчева состоит из 5 строф, каждая из которых несет читателю определенный посыл. После целостного прочтения стихотворения становится ясна главная мысль, которую хотел донести автор.

Первая строфа повествует о встрече с бывшей возлюбленной. С Тютчевым они давно не виделись и встретились случайно спустя года. Время, которое они провели вместе, он называет «золотым». Те чувства, которые он испытал при этом, именовал «теплыми для своего сердца».

Вторая строфа упоминает времена года. Осень — это теперешняя жизнь поэта, он находится на заре своих лет и карьеры. Неожиданное вспыхнувшие чувства — весна.

Последующие строфы описывают наплыв чувств и ощущений Тютчева. Цитата из стихотворения: «Слышнее стали звуки, не умолкавшие во мне».

В конце повествования автор называет это настоящей любовью. Жанр произведения называют как элегию, оду или мелодичным романсом, если наложить на фон музыку.

Размер стиха — пять строф по четыре строки, автор написал произведение ямбом, использовав чередование рифм:

  • 1 и 3-я строка — женская (золотое, весною);
  • 2 и 4-я — мужская (час, тепло).

Одновременно с этим, Федор Тютчев подобрал для всех строк точную рифму (например, полноты — черты), способ рифмовки автор использует перекрестный. Этот метод рифмует строки следующим образом: АВАВ.

Передача чувств читателю

В стихотворении используется довольно много средств выразительности. В их число входят:

  • эпитеты;
  • метафоры;
  • олицетворения;
  • гипербола;
  • аллитерация;
  • ассонанс;
  • анафора;
  • градация.

Сочетание эпитетов заставляет читателей сопереживать герою, принимать близко к сердцу все его чувства. Пример из стихотворения:

  • душевной полноты;
  • в отжившем сердце;
  • время золотое.

Одной из главных способов выразительности чувств в стихотворении Тютчев выбрал метафору. Цитаты из текста:

  • сердцу стало так тепло;
  • весь обвеян дуновеньем.

В стихотворении Тютчева использует литературный прием для перенесения чувств на неодушевленные предметы. Пример олицетворений в тексте:

  • жизнь заговорила вновь;
  • все былое ожило.

Преувеличение или гипербола также применяется в тексте. Автор указывает: «…после вековой разлуки», будто прошло не несколько лет, а целый век. Этот прием применяется для усиления эффекта встреча.

Для аллитерации — добавления мелодичности и напевности, в стихе повторяются определенные звуки (например: з, б, п, с, д, т). Последний звук можно встретить в первой строфе 7 раз. Ассонанс — повторение гласных звуков тоже присутствует. Например: е, а, о.

Чтобы усилить эффект на читателя, поэтом используется анафора (повторение языковых элементов в начале параллельного ряда). Пример:

  • И та ж в душе;
  • Тут не одно;
  • Тут жизнь;
  • И то же в вас.

В произведении есть и градация. Художественный термин подразумевает последовательность, переход от одного к другому: «Бывают дни, бывает час».

Стих был написан в 1870 году. Произведение является любовной лирикой и содержит много художественных элементов, с помощью которых автор передает весь диапазон своих чувств читателям. В школах проводят анализ стиха по плану и его интерпретацию.

Основные темы и мотивы лирики Тютчева сочинение 10 класс

Федор Иванович Тютчев – русский поэт XIX века, живший и творивший в одно время с Пушкиным, Некрасовым и другими. Получив блестящее образование в юности, поэт большую часть жизни провел в Европе. Это во многом сказалось на его творчестве.

Читайте также:
Стихотворение Ф. И. Тютчева Не то, что мните вы, природа (восприятие, истолкование, оценка): сочинение

В основном Тютчев известен стихами о природе, а также циклом любовной поэзии и политическими стихами. Однако в любой из этих тем прослеживается философское начало. Буквально в каждом его произведении можно почувствовать некий подтекст, навеянный немецкой философией девятнадцатого века. Поэт верит в единую душу человека, космическую связь между всеми людьми, а также присутствие хаоса в нашей жизни.

В стихах о природе Тютчев стремится показать ее во всей полноте. Он видит прекрасное во всем: в холодных осенних днях, летней буре, весенней грозе. При этом поэт не стремится приукрасить ее, нет. Скорее показать ее разные, зачастую противоречивые стороны. Ведь буря может быть сколь разрушительной, настолько и прекрасной в своей силе и мощи. Читая стихи Тютчева о природе, сложно не представить в красках все явления, которые он описывает. И это неудивительно. В своей пейзажной лирике поэт в первую очередь выражает мысли и переживания, одолевающие его. Тютчев сливается воедино с природой, называя себя ее верным сыном.

При этом поэт показывает могущество природной стихии, которое своей необузданностью пугает человека. Ведь кто есть человек? Одинокое существо, пытающееся бороться с обстоятельствами, роком.

Тема борьбы человека развита в гражданской лирике. Живя в такое время, Тютчев не мог оставаться в стороне от происходивших событий. На него произвели огромное впечатление европейские революции конца девятнадцатого века, а также восстание декабристов в России. В своих гражданских стихах поэт призывал остановить растление духа, всеми силами приближая торжество свободы.

Драматизм проявляется и в любовной лирике Тютчева. Наиболее известным ее представителем является «Денисьевский цикл», стихи, посвященные возлюбленной поэта. Данный цикл составлялся не самим Тютчевым, а его последователями, поэтому он скорее напоминает дневник личных переживаний.

И в любовных стихах выражается двойственность. С одной стороны Тютчев показывает любовь как очарование, чудесный плен, а с другой ведет к ее трагическому завершению. Все сводится к тому, что влюбленные сами причиняют друг другу наибольшую боль. Поэтому любовь для него противоречие, где счастье в любой момент может обернуться трагедией.

2 вариант

Федор Иванович Тютчев – выдающийся поэт XIX века. Он творил в одно время с такими гигантами русской литературы как Пушкин, Жуковский, Лермонтов, Некрасов, Толстой. Большую часть своей жизни он провел заграницей, но и на родине он имел огромную популярность.

Большинству школьников он известен прежде всего своей природной лирикой. Каждый знает его грозу в начале мая или прекрасную пору в осени первоначальной. Тютчев действительно очень много времени уделял восхищению природой. В ней он находил смысл бытия. Природа в стихах Тютчева одновременно могущественна и прекрасна.

Он никогда не описывал статичных пейзажей. Природа у него всегда динамичная и живая, то ветерок колышет траву и деревья, а то и буря обрушивается на моря. В этом он видел схожесть с человеческой жизнью, в которой всегда что-то происходит.

От природной лирики Тютчев плавно переходит к философской. В своих стихах он четко определяет человека как маленькую незначительную песчинку. Человек словно одна травинка в огромном поле. А всей его жизнью владеет рок, стихия. Общественные волнения, как и переживая отдельно взятого человека, вызваны ничем иным как хаосом, который стремится взять под контроль все сущее.

Однако хаосу всегда противостоит порядок. Именно поэтому все душевные волнения и бури рано или поздно заканчиваются, тучи рассеиваются, и выглядывает солнышко. Тютчев верил, что все люди принадлежат к единому целому. Им свойственно некое общее самосознание. Однако главенствует в мире стихия, ведь ее человек обуздать не в силах. И не нужно этому противиться, природой можно только восхищаться.

В любовной лирике Тютчев также прибегает к природным сравнениям. Зачастую эмоциональное состояние лирического героя можно проследить по описанию окружающего его пейзажа. Любовь в описании Тютчева неоднозначна. Она несет в себе как неземную радость, так и трагическую печаль. И два этих состояния неразделимы. За счастливым свиданием всегда следует разлука. А за блаженными минутами неминуемо наступает трагедия.

Любовь для Тютчева одновременно и жизненный ключ и слепота страстей. Он не может найти в ней золотую середину, а возможно и не хочет. В каждом любовном стихотворении сквозит тревожность лирического героя. Даже в счастливые минуты его не покидает мысль, что за радостью грядет печаль.

Читайте также:
Тайны мироздания в лирике Ф. И. Тютчева: сочинение

Отчасти такое восприятие навеяно его личными переживаниями. Цикл любовной лирики Тютчева называется Денисьевским по фамилии его возлюбленной, с которой писателя разлучила ее смерть.

Также читают:

Картинка к сочинению Основные темы и мотивы лирики Тютчева

Популярные сегодня темы

Мировой литературе известно множество примеров того, как молодой и сильный человек по сложившимся обстоятельствам становится разбойником. Не исключением является и повесть Пушкина «Дубровский».

«Слово о полку Игореве» – это настоящее культурное наследие в российской истории, написанное более 800 лет тому назад неизвестным писателем. Это произведение учит мужеству, отваге, чести, рассказывает, как жили наши далёкие предки

Ромео – молодой человек из семейства Монтекки. Ромео очень открытый, дружелюбный и доброжелательный юноша. Правда, у него есть один большой минус, герой отличается легкомысленностью

Шабашкин является явно отрицательным персонажем. В себе он несёт набор максимально неприятных черт характера и представляет собой весьма нелицеприятного человека.

И.С. Тургенев написал чудесное произведение «Бежин луг». Одним из интересных персонажей которого является Костя. Этот мальчишка занимается тем, что сторожит коней. От других ребят он отличался грустными глазами. Костя выглядел печально и задумчиво.

Сочинение на тему «Основные мотивы, темы и образы лирики Ф. И. Тютчева»

Перед вами сочинение на тему «Основные мотивы, темы и образы лирики Ф. И. Тютчева». Сочинение рассчитано на старшие классы, но может также использоваться в 6 классе при подготовке собственного сочинения.

Основные мотивы, темы и образы лирики Ф. И. Тютчева

Великий русский поэт Федор Иванович Тютчев оставил потомкам богатое творческое наследие. Он жил в эпоху, когда творили Пушкин, Жуковский, Некрасов, Толстой. Современники считали Тютчева умнейшим, образованнейшим человеком своего времени, называли «настоящим европейцем». С восемнадцати лет поэт жил и учился в Европе, а на родине его произведения стали известны только в начале 50-х годов XIX века.

Отличительной чертой лирики Тютчева было то, что поэт не стремился переделывать жизнь, а пытался понять ее тайны, ее сокровенный смысл. Именно поэтому большую часть его стихотворений пронизывают философские мысли о таинственности Вселенной, о связи человеческой души с космосом.

Лирику Тютчева тематически можно разделить на философскую, гражданскую, пейзажную и любовную. Но в каждом стихотворении эти темы тесно переплетаются, превращаясь в удивительно глубокие по смыслу произведения.

К гражданской лирике относятся стихотворения «14-е декабря 1825», «Над этой темною толпой…», «Последний катаклизм» и другие. Тютчев был свидетелем многих исторических событий в русской и европейской истории: война с Наполеоном, революции в Европе, польское восстание, Крымская война, отмена крепостного права в России и других. Как человек государственно мыслящий, Тютчев мог сравнивать и делать выводы о путях развития разных стран.

В стихотворении «14-е декабря 1825», посвященном восстанию декабристов, поэт гневно обличает самодержавие, развратившее правящую верхушку России:

Поносит ваши имена —

И ваша память от потомства,

Как труп в земле, схоронена.

Стихотворение «Над этой темною толпой…» напоминает нам пушкинскую вольнолюбивую лирику. В нем Тютчев возмущается «растленьем душ и пустотой» в государстве и выражает надежду на лучшее будущее:

Блеснет ли луч твой золотой?

Стихотворение «Наш век» относится к философской лирике. В нем поэт размышляет над состоянием души современного ему человека. В душе много сил, но она вынуждена молчать в условиях несвободы:

Не плоть, а дух растлился в наши дни,

И человек отчаянно тоскует…

Он к свету рвется из ночной тени

И, свет обретши, ропщет и бунтует.

По мнению поэта, человек потерял веру, без света которой душа «иссушена», а мучения его невыносимы. Во многих стихотворениях звучит мысль, что человек не справился с возложенной на него миссией на Земле и его должен поглотить Хаос.

Читайте также:
Восприятие и истолкование стихотворения Ф. И. Тютчева Певучесть есть в морских волнах: сочинение

Пейзажная лирика Тютчева наполнена философским содержанием. Поэт говорит, что природа мудра и вечна, она существует независимо от человека. Между тем он только в ней черпает силы для жизни:

Союзом кровного родства

Разумный гений человека

С творящей силой естества.

Стихотворения Тютчева о весне «Вешние воды» и «Весенняя гроза» стали очень известными и популярными. Поэт описывает бурную весну, оживление и радость нарождающегося мира. Весна вызывает у него мысли о будущем. Осень поэт воспринимает как пору грусти, увядания. Она настраивает на размышления, покой и прощание с природой:

Короткая, но дивная пора —

Весь день стоит как бы хрустальный,

Из осени поэт перемещается сразу в вечность:

Разоблаченная с утра,

Сияет белая гора,

Как откровенье неземное.

Тютчев очень любил осень, недаром он говорит о ней: «Продлись, продлись, очарованье».

В любовной лирике поэта пейзаж часто соединен с чувствами влюбленного героя. Так, в чудесном стихотворении «Я встретил вас…» читаем:

Бывают дни, бывает час,

Когда повеет вдруг весною

И что-то встрепенется в нас.

К шедеврам тютчевской любовной лирики относится «Денисьевский цикл», посвященный его возлюбленной Е. А. Денисьевой, отношения с которой продолжались 14 лет до самой ее смерти. В этом цикле поэт подробно описывает этапы их знакомства и последующей жизни. Стихотворения представляют собой исповедь, как бы личный дневник поэта. Последние стихотворения, написанные на смерть любимой, потрясают трагичностью:

Нет, никому еще не удавалось!

О Господи. и это пережить…

И сердце на клочки не разорвалось…

Лирика Тютчева по праву вошла в золотой фонд русской поэзии. Она насыщена философскими мыслями и отличается совершенством формы. Интерес к исследованию человеческой души сделал лирику Тютчева бессмертной.

Надеюсь, данное сочинение по лирике Тютчева помогло вам в написании собственного сочинения.

Поэзия Тютчева: темы, мотивы, жанры, циклы и своеобразие стиля

Автор: Guru · 27.08.2018

«Как звезды ясные в ночи – любуйся ими – и молчи». В своем бессмертном творении «Silentium!» Тютчев формулирует вывод из своих многолетних размышлений и готовит заповедь к потомкам, как нужно понимать красоту, любовь и жизнь в целом. Не анализировать, не пытаться воспроизвести, не копировать – молчи и запоминай момент, когда тебе представляется Прекрасное. И хотя Тютчев говорил о звездах, эти же слова применимы для его стихотворений. Чтобы понять лирику этого необыкновенного русского поэта, нужно немного: любуйся ими – и молчи.

Творческий путь: сборники, циклы

Одна из первых поэтических публикаций появилась в 1836 г. в «Современнике», где А. С. Пушкин напечатал цикл из 24-х его стихотворений за подписью «Ф. Т. ». В следующее десятилетие произошел подъем его творчества.

Настоящий сборник стихотворений вышел только в 1854 году, когда поэтический талант Тютчева был раскрыт и с восторгом принят на Родине, но даже после этого поэт сторонился литературного мира и продолжал записывать строки на случайных салфетках и тетрадях.

Единственным сформированным полноценным циклом исследователи считают стихотворения, посвященные возлюбленной Тютчева, Е. А. Денисьевой. И хотя цикл называется «денисьевским», литературоведы еще спорят, не относятся ли некоторые произведения оттуда посвящениям законной жене Тютчева. В любом случае, этот цикл любовных посланий по душевной глубине, искренности, надрыву и философичности сравнивают со знаменитыми историями Паоло и Франчески, Ромео и Джульетты, Лейле и Маджуне.

Художественный мир

Особенности

Поэтика Тютчева отчасти похожа на пеструю мозаику, и в том ее красота и уникальность. Учитывая, что в 1822 году он уехал в Мюнхен как член русского посольства и прожил за границей 22 года, подавляющее количество его писем, корреспонденции, остроумных заключений были написаны на французском языке. Возможно, именно проживание за рубежом и классическое дворянское воспитание привили Тютчеву некоторый архаизм, глубокую философичность, приверженность к «тяжеловесной» поэзии Державина и Ломоносова. Ю. Н. Тынянов даже считает, что небольшие стихотворения у Тютчева – это отголосок, распад формы оды того же Державина и Ломоносова, и поэтому чувства и композиция в таких «фрагментах» максимально напряжены.

Еще одной яркой чертой поэтики Тютчева можно назвать «дублеты» –одинаковые образы, которые повторяются из стихотворения в стихотворение:

Небесный свод, горящий славой звездной
Таинственно глядит из глубины, —
И мы плывем, пылающею бездной
Со всех сторон окружены.

Она, между двойною бездной,
Лелеет твой всезрящий сон —
И полной славой тверди звездной
Ты отовсюду окружён.

Читайте также:
Стихотворение Ф. И. Тютчева О, как убийственно мы любим (восприятие, истолкование, оценка): сочинение

Получается, мы наблюдаем постоянное перемещение образов по стихотворениям, где каждый раз они открываются с новой стороны, а также «фрагментарность» самой формы поэзии Тютчева. Они объединяют все его творчество в единое целое без возможности рассматривать каждое стихотворение отдельно. Необходимо прочитать как минимум весь сборник, чтобы определить для себя, что все-таки поэт вложил в многогранный образ той же «двойной бездны».

Темы и мотивы

Исследователи выделяют 4 основных темы поэзии Тютчева: гражданскую, философскую, пейзажную и любовную. Однако, как мы уже заметили, образы и приемы переплетаются в каждом стихотворении, и поэтому многие произведения объединяют в себе несколько поэтических тем.

Например, произведение «14-е декабря 1825» – центральное стихотворение гражданкой лирики поэта – посвящено декабристскому восстанию. Здесь явно прослеживаются аллюзии на пушкинское «К Чаадаеву»: «Поносит ваши имена» – «Напишут наши имена», «Как труп в земле схоронена» – «На обломках самовластья» и т. д.

Стихотворение «Над этой темною толпой» также похоже на вольнолюбивую лирику Пушкина, поэт плачет о «растлении душ и пустоте» в государстве в смутные времена:

…Взойдешь ли ты когда, Свобода,
Блеснет ли луч твой золотой?

Вообще поэтике Тютчева свойственно настроение гибели, рока, трагического предопределения. Даже любовная лирика, которая, казалось бы, должна в сравнении выступать как более легкий и радостный жанр, пронизана пессимистическим настроением: «О, как убийственно мы любим», «Предопределение», «Последняя любовь». Важно отметить, что глубоким трагизмом насыщены именно последние любовные стихотворения поэта, написанные на смерть любимой женщины, Е. А. Денисьевой, в честь которой и назван цикл любовной поэзии Тютчева – денисьевский. После гибели возлюбленной, по воспоминаниям близких, Тютчев несколько лет оставался безутешным, а Тургенев, навестивший поэта, говорил о безжизненном голосе поэта; его одежда была «промокшею от падавших на неё слёз».

Еще один шедевр любовной лирики, стихотворение «Я встретил вас, и все былое» посвящено прекрасной Амалии Лерхенфельд, которая в юном возрасте ответила поэту отказом, но на склоне лет посетила старого друга. Любовь здесь уже не представляет источник страданий, теперь это чувство, которое и делает человека живым, не важно, взаимно оно или нет. Поэт просто счастлив лицезреть красоту и наслаждаться прекрасным чувством. Опять же, невозможно не заметить композиционное и смысловое сходство с пушкинским «Я помню чудное мгновение».

Стихотворение «Наш век» традиционно относят к философской лирике, но в нем также сильны мотивы гражданской поэзии:

Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует…

По долгу службы имея возможность наблюдать и сравнивать жизнь в России и за рубежом, а также являясь свидетелем сложного периода существования империи, Тютчев философски анализировал историю, и потому многие философские и гражданские стихотворения близки по пафосу. К этому кругу произведений относится и любимая тема Тютчева — «космос и хаос». Проводя много времени в размышлении о месте и роли хаотического в миропорядке, о балансе дня и ночи, темного и светлого, Тютчев создает такие шедевры как «О чем ты воешь, ветр ночной? » и «Сижу задумчив и один».

Тютчев именовал себя «верным сыном Матери-земли», но это вовсе не отвлеченный образ. Земля в его поэзии отождествлялась с Родиной, и сам поэт признавался, что немецкий пейзаж мог вдохновить его только в том случае, если в ландшафте что-то напоминало родные просторы. Пейзажная лирика Тютчева музыкальна и образна, она наполнена точными и нетипичными эпитетами и сравнениями, чувственными деталями, что позволяет взглянуть на, казалось бы, давно воспетые пейзажи с совершенно другой стороны. «Летний вечер», «Утро в горах», «Снежные горы», «Весенняя гроза», «Море и утес», «Не то, что мните вы, природа» при всем торжестве образной и красочной поэзии являют собой глубокие философские размышления о первоначальности, бесконечности и цикличности мира:

Так связан, съединен от века
Союзом кровного родства
Разумный гений человека
С творящей силой естества…

Образ лирического героя

Лирический герой Тютчева в основном отражает личность самого поэта, и это наиболее показательно в его любовных стихотворениях. Детали, аллюзии, намеки, скрытые в них, взяты из самой жизни поэта, его интимных переживаний и чувств. Так же, как сам автор, глубоко и трагически переживает эмоциональные потрясения его лирический герой. Он часто страдает от рока, ощущения предопределенности бытия, сверхразумной задачей мира, в котором человек – не просто деталь.

Читайте также:
Стихотворение Ф. И. Тютчева Silentium! (восприятие, истолкование, оценка) (мини-сочинение): сочинение

Его герой – мыслитель даже в любви. Он постоянно подвергает анализу даже чувства. Его страсть – это ограненный драгоценный камень, лишенный природного буйства, зато нашедший в огранке законченность.

Идеи Тютчева

Поэзия Тютчева пронизана космическими идеями и философскими теориями. В основе его философской лирики лежит попытка осмысления законов Вселенной, двусоставности мира, определением человеческой сущности как идеального микрокосмоса и так далее. Позже идеи Тютчева войдут в основу русского космизма.

Также он был первооткрывателем в сфере межличностных отношений людей. Пока другие поэты призывали читателей раскрыть свою душу, обнажить чувства и мысли, Тютчев был сторонником молчаливой сдержанности, духовного уединения человека. Только так можно остаться честным в отношении самого себя и не опошлить то, что люди называют внутренним миром.

Поэтический стиль

Во многом эти глубокие философские идеи предопределили и поэтический стиль Тютчева. Как мы выяснили ранее, композиционная особенность произведений Тютчева – это фрагментарность, сжатость, афористичность, наличие повторяющихся образов-дублетов.

Ю. Н. Тынянов утверждал, что творчество поэта являет собой переразложение жанров ораторского искусства и романтических фрагментов, таким образом, представляя собой уникальный сплав художественных средств. Наиболее частыми из них стали развернутые эпитеты и сравнения, метафоры, глубокая образность.

Своеобразные «маленькие оды» Тютчева стали переходным звеном между пушкинской и некрасовской эпохами, благодаря незаурядной личности и таланту поэта ставшие образцом удивительного лирического многообразия и поэтической философии.

Сочинение: Основные темы и идеи лирики Ф.И.Тютчева

Выдающийся русский лирик Федор Иванович Тютчев был во всех отношениях противоположностью своему современнику и почти ровеснику Пушкину. Если Пушкин получил очень глубокое и справедливое наименование “солнца русской поэзии”, то Тютчев – ночной поэт. Хотя Пушкин и напечатал в своем “Современнике” в последний год жизни большую подборку стихов тогда никому не известного, находившегося на дипломатической службе в Германии поэта, вряд ли они ему очень понравились. Хотя там были такие шедевры, как “Видение”, “Бессонница”, “Как океан объемлет шар земной”, “Последний катаклизм”, “Цицерон”, “О чем ты воешь, ветр ночной. ” Пушкину была чужда прежде всего традиция, на которую опирался Тютчев: немецкий идеализм, к которому Пушкин остался равнодушен, и поэтическая архаика XVIII – начала XIX века (прежде всего Державин), с которой Пушкин вел непримиримую литературную борьбу.

С поэзией Тютчева мы знакомимся в начальной школе, это стихи о природе, пейзажная лирика. Но главное у Тютчева – не изображение, а осмысление природы – натурфилософская лирика, и вторая его тема – жизнь человеческой души, напряженность любовного чувства. Лирический герой, понимаемый как единство личности, являющейся и объектом и субъектом лирического постижения, для Тютчева не характерен. Единство его лирике придает эмоциональный тон – постоянная неясная тревога, за которой стоит смутное, но неизменное ощущение приближения всеобщего конца.

Наряду с нейтральными в эмоциональном плане пейзажными зарисовками, природа у Тютчева катастрофична и восприятие ее трагедийно. Таковы стихотворения “Бессонница”, “Видение”, “Последний катаклизм”, Как океан объемлет шар земной”, “О чем ты воешь, ветр ночной?”. Ночью у бодрствующего поэта открывается внутреннее пророческое зрение, и за покоем дневной природы он прозревает стихию хаоса, чреватого катастрофами и катаклизмами. Он слушает всемирное молчание покинутой, осиротелой жизни (вообще жизнь человека на земле для Тютчева есть призрак, сон) и оплакивает приближение всеобщего последнего часа:

“И наша жизнь стоит пред нами,

Как призрак, на краю земли”.

В то же время поэт признает, что голос хаоса, слышимый ночью, хотя и непонятен, глух для человека, но и глубоко родственен настроению его смятенной души.

Читайте также:
Восприятие и истолкование стихотворения Ф. И. Тютчева Певучесть есть в морских волнах: сочинение

“О, страшных песен сих не пой

Про древний хаос, про родной! “

“ветр ночной”, но продолжает стихотворение так:

“Как жадно мир души ночной

Внимает повести любимой! “

Такая двойственность естественна:

ведь в душе человека те же бури, “под ними (т.е. под человеческими чувствами) хаос шевелится”, тот же “родимый”, что и в мире окружающей среда.

Жизнь человеческой души повторяет и воспроизводит состояние природы – мысль стихотворений философско-антропологического цикла: “Цицерон”, “Как над горячею золой”, “Душа моя -Элизиум теней”, “Не то, что мните вы, природа! . “, “Слезы людские”, “Волна и дума”, Два голоса”. В жизни человека и общества те же бури, ночь, закат, господствует рок (об этом стихотворение “Цицерон” со знаменитой формулой

“Блажен, кто посетил сей мир

В его минуты роковые”.

Отсюда острое ощущение конечности бытия (“Как над горячею золой”), признание безнадежности и скептицизма и стоицизма (“Два голоса”). Выразить же все это и тем более быть понятым и услышанным людьми невозможно (“Не то, что мните вы, природа”, “Душа моя – Элизиум теней”) , в этом Тютчев следует распространенной романтической идее принципиальной непонятности толпе прозрений поэта.

Столь же катастрофична и гибельна для человека любовь (“О, как убийственно мы любим”, “Предопределение”, “Последняя любовь”).

Откуда же у Тютчева все эти “страсти роковые”? Они определены эпохой великих социально-исторических катаклизмов, в которую жил и творил поэт. Обратим внимание, что периоды творческой активности Тютчева приходятся на рубеж 20-30-х годов, когда революционная активность и в Европе, и в России пошла на спад и утвердилась николаевская реакция, и на конец 40-х годов, когда по Европе вновь прокатилась волна буржуазных революций.

Разберем стихотворение “Я лютеран люблю богослуженье”, датированное 16 сентября 1834 года. Чем привлекла православного христианина Тютчева вера немецких протестантов, последователей зачинателя европейской Реформации Мартина Лютера? Он увидел в обстановке отправления их культа столь родственную его душе ситуацию всеобщего конца:

“Собравшися в дорогу,

В последний раз вам вера предстоит”.

Поэтому так “пуст и гол” ее дом (а в первой строфе – “Сих голых стен, сей храмины пустой”). Вместе с тем в этом стихотворении Тютчев с потрясающей силой выразил смысл любой религии: она готовит человека, его душу к последнему уходу. Ведь смерть с религиозный точки зрения – благо: душа возвращается в свое божественное лоно, из которого вышла при рождении. Христианин должен быть всякий миг готов к этому. Он и ходит в Божий храм затем, чтобы подготовить к этому душу.

Философия веры нашла соответствующее ей стилевое оформление. В композиции очень небольшого по объему стихотворения (три четверостишия пятистопного ямба) обращают на себя внимание однородные синтаксические элементы, синонимичные, с помощью которых поэт уточняет и разъясняет свою мысль: “Обряд их строгий, важный и простой”; “Сих голых стен, сей храмины пустой”; “Но час настал, пробил”. Есть и повтор – третья строка второй и первая – третьей строфы: “Еще она не перешла порогу”. И вообще много синтаксических параллелизмов, что указывает на ораторский, публичный характер рассуждений поэта о религии. Но особенно эффектны и нагружены смыслом два стихотворных переноса (анжамбмана), разъясняющих во 2 строфе (“Не видите ль? Собравшися в дорогу, / “В последний раз вам вера предстоит”) и приказывающих, повелевающих и одновременно умоляющих в последней строфе (“Но час настал, пробил. Молитесь богу, / В последней раз вы молитесь теперь”).

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И ИДЕИ ЛИРИКИ Ф.И.ТЮТЧЕВА: сочинение

Выдающийся русский лирик Федор Иванович Тютчев был во всех отношениях противоположностью своему современнику и почти ровеснику Пушкину. Если Пушкина называют “солнцем русской поэзии”, то Тютчев — “ночной” поэт.

С поэзией Тютчева мы знакомимся в начальной школе, прежде всего с его стихами о природе. Но главное, на мой взгляд, в творчестве Тютчева — не изображение, а осмысление природы (речь идет о так называемой натурфилософской лирике). Другая главная тема лирики этого замечательного поэта — жизнь человеческой души, напряженность любовного чувства.

Лирический герой, являющийся одновременно и объектом, и субъектом лирического постижения, для Тютчева не характерен. Единство его поэзии придает эмоциональный тон — постоянная неясная тревога, за которой стоит смутное, но неизменное ощущение приближения всеобщего конца.

Читайте также:
Согласны ли вы с мнением, что поэзия Тютчева есть не простое описание внешнего вида вещей, а проникновение в их космическую глубину?: сочинение

Природа у Тютчева чаще всего, если можно так сказать, катастрофична и восприятие ее трагедийно. Таковы, например, стихотворения “Бессонница”, “Видение”, “Последний катаклизм”, “Как океан объемлет шар земной. ”, “О чем ты воешь, ветр ночной. ”. Ночью у бодрствующего поэта открывается внутреннее пророческое зрение и за покоем дневной природы он прозревает стихию хаоса, чреватого катастрофами и катаклизмами. Он слушает всемирное молчание покинутой, осиротелой жизни (для него вообще жизнь человека на земле есть призрак, сон) и оплакивает приближение всеобщего последнего часа: “И наша жизнь стоит пред нами,/ Как призрак, на краю земли”. В то же время поэт признает, что голос хаоса, слышимый ночью, хотя и непонятен человеку, тем не менее глубоко родствен настроению его смятенной души. “О, страшных песен сих не пой/ Про древний хаос, про родной!” — заклинает поэт “ветр ночной”, но продолжает стихотворение так: “Как жадно мир души ночной/ Внимает повести любимой!”

Жизнь человеческой души повторяет и воспроизводит состояние природы — главная мысль стихотворений философско-антропологического цикла: “Цицерон”, “Как над горячею золой. ”, “Душа моя — Элизиум теней. ”, “Не то, что мните вы, природа. ”, “Слезы людские, о слезы людские. ”, “Волна и дума”, “Два голоса”. В жизни человека и общества те же бури, ночь, закат, тот же рок (об этом стихотворение “Цицерон” с его знаменитыми строками: “Блажен, кто посетил сей мир/ В его минуты роковые”). Отсюда острое ощущение конечности бытия (“Как над горячею золой. ”, “Два голоса”). Выразить же все это и тем более быть понятым и услышанным людьми невозможно (“Не то, что мните вы, природа. ”, “Душа моя — Элизиум теней. ”), и здесь Тютчев следует распространенной романтической идее принципиальной непонятности толпе прозрений поэта.

Столь же катастрофична и гибельна для человека любовь (“О, как убийственно мы любим. ”, “Предопределение”, “Последняя любовь”).

Откуда же у Тютчева все эти “страсти роковые”? Они определены эпохой великих социально-исторических катаклизмов, в которую жил и творил поэт. Обратим внимание на то, что периоды творческой активности Тютчева приходятся на рубеж 20—30-х годов, когда революционное движение и в Европе, и в России пошло на спад и утвердилась николаевская реакция, и на конец 40-х годов, когда по Европе вновь прокатилась волна буржуазных революций.

Остановимся подробнее на стихотворении поэта “Я лютеран люблю богослуженье. ”, датированное 16-м сентября 1834 года. Чем привлекла православного христианина Тютчева вера немецких протестантов, последователей зачинателя европейской Реформации Мартина Лютера? Он увидел в обстановке отправления их культа столь родственную его душе ситуацию всеобщего конца: “Собравшися в дорогу, / В последний раз вам вера предстоит”. Поэтому так “пуст и гол” ее дом (а в первой строфе: “Сих голых стен, сей храмины пустой”). Вместе с тем в этом стихотворении Тютчев с потрясающей силой выразил смысл любой религии: она готовит человека, его душу к последнему уходу. Смерть по религиозным понятиям — благо: душа возвращается в свое божественное лоно, из которого вышла при рождении. Христианин должен быть всякий миг готов к этому. Он и в Божий храм ходит затем, чтобы подготовить к этому душу.

Философия веры нашла здесь соответствующее ей стилевое оформление. В композиции очень небольшого по объему стихотворения (всего три четверостишия) обращают на себя внимание однородные синтаксические элементы, с помощью которых поэт уточняет и разъясняет свою мысль: “Обряд их строгий, важный и простой”; “Сих голых стен, сей храмины пустой”; “Но час настал, пробил”. Встречается и повтор строк: “Еще она не перешла порогу”. И вообще в данном произведении много синтаксических параллелизмов, что указывает на ораторский, публичный характер рассуждений поэта о религии.

Мне очень близко творчество Ф. И. Тютчева, поэта философского, глубокого, выдающегося.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: