Любовь и природа в творчестве Ф. И. Тютчева: сочинение

Человек и природа в лирике Ф. И. Тютчева

Федор Иванович Тютчев – философ и лирик – один из известнейших поэтов русской литературы 19 века. Многие его стихотворения являются результатом личных переживаний, написаны от чистого глубокого сердца, полны романтизма и размышлений о жизни и судьбах людей. В своих произведениях Тютчев возвеличивает любовь, говорит о ее тайне и неразгаданной, волшебстве и быстротечности.

Любовь, как блаженство души и тела, яркая, сияющая, наполняющая силами и желанием жить. Любовь, как основа, как дар, как призма человеческого существования. Его лирические творения потрясают психологической глубиной, раскрывая переживания и страдания, роковую страсть и драматизм человеческих отношений. Ниже представлены стихи о любви Тютчева.

«Основные мотивы, темы и образы лирики Ф. И. Тютчева»

Великий русский поэт Федор Иванович Тютчев оставил потомкам богатое творческое наследие. Он жил в эпоху, когда творили Пушкин, Жуковский, Некрасов, Толстой. Современники считали Тютчева умнейшим, образованнейшим человеком своего времени, называли «настоящим европейцем». С восемнадцати лет поэт жил и учился в Европе, а на родине его произведения стали известны только в начале 50-х годов XIX века. Отличительной чертой лирики Тютчева было то, что поэт не стремился переделывать жизнь, а пытался понять ее тайны, ее сокровенный смысл. Именно поэтому большую часть его стихотворений пронизывают философские мысли о таинственности Вселенной, о связи человеческой души с космосом.

Лирику Тютчева тематически можно разделить на философскую, гражданскую, пейзажную и любовную. Но в каждом стихотворении эти темы тесно переплетаются, превращаясь в удивительно глубокие по смыслу произведения.

К гражданской лирике относятся стихотворения «14-е декабря 1825», «Над этой темною толпой…», «Последний катаклизм» и другие. Тютчев был свидетелем многих исторических событий в русской и европейской истории: война с Наполеоном, революции в Европе, польское восстание, Крымская война, отмена крепостного права в России и других. Как человек государственно мыслящий, Тютчев мог сравнивать и делать выводы о путях развития разных стран.

В стихотворении «14-е декабря 1825», посвященном восстанию декабристов, поэт гневно обличает самодержавие, развратившее правящую верхушку России: Народ, чуждаясь вероломства, Поносит ваши имена — И ваша память от потомства, Как труп в земле, схоронена.

Стихотворение «Над этой темною толпой…» напоминает нам пушкинскую вольнолюбивую лирику. В нем Тютчев возмущается «растленьем душ и пустотой» в государстве и выражает надежду на лучшее будущее: …Взойдешь ли ты когда, Свобода, Блеснет ли луч твой золотой?

Стихотворение «Наш век» относится к философской лирике. В нем поэт размышляет над состоянием души современного ему человека. В душе много сил, но она вынуждена молчать в условиях несвободы: Не плоть, а дух растлился в наши дни, И человек отчаянно тоскует… Он к свету рвется из ночной тени И, свет обретши, ропщет и бунтует.

По мнению поэта, человек потерял веру, без света которой душа «иссушена», а мучения его невыносимы. Во многих стихотворениях звучит мысль, что человек не справился с возложенной на него миссией на Земле и его должен поглотить Хаос. Пейзажная лирика Тютчева наполнена философским содержанием. Поэт говорит, что природа мудра и вечна, она существует независимо от человека. Между тем он только в ней черпает силы для жизни: Так связан, съединен от века Союзом кровного родства Разумный гений человека С творящей силой естества.

Стихотворения Тютчева о весне «Вешние воды» и «Весенняя гроза» стали очень известными и популярными. Поэт описывает бурную весну, оживление и радость нарождающегося мира. Весна вызывает у него мысли о будущем. Осень поэт воспринимает как пору грусти, увядания. Она настраивает на размышления, покой и прощание с природой: Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора — Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера.

Из осени поэт перемещается сразу в вечность: А там, в торжественном покое Разоблаченная с утра, Сияет белая гора, Как откровенье неземное.

Тютчев очень любил осень, недаром он говорит о ней: «Продлись, продлись, очарованье».

В любовной лирике поэта пейзаж часто соединен с чувствами влюбленного героя. Так, в чудесном стихотворении «Я встретил вас…» читаем: Как поздней осенью порою Бывают дни, бывает час, Когда повеет вдруг весною И что-то встрепенется в нас.

К шедеврам тютчевской любовной лирики относится «денисьевский цикл», посвященный его возлюбленной Е. А. Денисьевой, отношения с которой продолжались 14 лет до самой ее смерти. В этом цикле поэт подробно описывает этапы их знакомства и последующей жизни. Стихотворения представляют собой исповедь, как бы личный дневник поэта. Последние стихотворения, написанные на смерть любимой, потрясают трагичностью: Любила ты, и так, как ты, любить — Нет, никому еще не удавалось! О Господи. и это пережить… И сердце на клочки не разорвалось…

Лирика Тютчева по праву вошла в золотой фонд русской поэзии. Она насыщена философскими мыслями и отличается совершенством формы. Интерес к исследованию человеческой души сделал лирику Тютчева бессмертной.

Основные мотивы философской лирики

Кратко описав биографию поэта и основные этапы его творческого пути, становится ясно, что большая роль в его творчестве была отведена философии.

Изучая его творческий путь, можно выделить множество примеров и особенностей философской лирики. Тютчев обладал особенным влиянием на читателя, все его произведения заставляют вдумываться и размышлять, перечитывать и анализировать глубокую мысль поэта. В своём творчестве автор пытался передать читателю сообщение о важности Родины, о любви, знакомил со сложными философскими рассуждениями. И именно творчество Тютчева можно безошибочно распознать среди произведений других поэтов.

Темы произведений:

  • Космос и хаос. Именно в этих произведениях мир реальный и мир поэтический крепко связаны, также как человек связан с бесконечной Вселенной. Здесь Тютчев рассматривает космические мотивы, как фундамент жизни, отмечая явную двойственность мироздания. Отражал он эту тему и в образах дня и ночи, и в природных явлениях, и в человеческих эмоциях. День, по мнению поэта, обладает необычным целительным эффектом, а ночь же, наоборот, представляет собой хаос и тёмную бездну. Хаос, по мнению лирика, является частью мироздания, он прекрасен и притягателен, в его основе лежит весь мир.
  • Любовь — часть целого. Философская лирика отражается во всех произведениях поэта, в том числе и в тех, что посвящены любви. Основным мотивом в произведениях поэта — философа являлись признания. В «О как убийственно мы любим…» Тютчев показывает бурю эмоций, борьбу и спокойствие. И, по мнению автора, все эти поединки — роковые. Лирик показывает совершенно разную любовь: страдания и мучения, счастье и радость, страсть и нежность. Об этом как раз его знаменитый «Денисьевский цикл», включающий большое количество трогательных стихотворений о любви.
  • Природа как часть целого. В своих произведениях поэт пытается отразить извечную тему небытия, при этом описывая всё, что наблюдает в общих проявлениях, не циклясь на деталях. Именно поэтому пейзажную лирику Тютчева хочется выделить, ведь она характеризует связь природы и Вселенной, где природа — часть чего-то масштабного. Поэт-философ создаёт большое разнообразие образов, не уделяя внимания исключительно одной детали, а описывая всё вокруг. Во всех своих произведениях он выстраивает логическую цепочку взаимоотношений между человеком и природой, природой и Вселенной.

Но несмотря на это литературные критики всегда высоко оценивали творчество Фёдора Тютчева, отмечая его философичность. Тютчевская поэзия сочетала вечное и мирское, неразрывно связана с природой и темой космоса, она не ограниченная определёнными рамками. Лирик умел кратко выразить своё отношение к миру и существованию в нём.

Человек и природа в лирике Ф. И. Тютчева

Поэзия Тютчева — это отражение его внутренней жизни, его мысли и чувства. Все это создавало художественный образ и приобретало философское осмысление.

Читайте также:
ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И ИДЕИ ЛИРИКИ Ф.И.ТЮТЧЕВА: сочинение

Тютчева недаром называют певцом природы. Красота русской природы с юных лет вошла в сердце поэта. Правда, свои первые стихи о природе Тютчев написал еще в Германии. Там родилась его «Весенняя гроза». Всякий раз, приезжая в родные места, поэт одаривает нас прекрасными стихотворениями о родине, создав целый цикл картин природы. Таким было и его стихотворение «Чародейкою зимою…» И хотя все вокруг было засыпано пушистым снегом, стояла жуткая тишина, ни тени уныния не слышится в стихе. Даже в ненастное время осени, несмотря на хлябь размытых брянских дорог, неудобство на постоялых дворах, грязь, клопов и мух, душа Тютчева оттаивает при виде родных мест. Возникает потребность в карандаше и бумаге, чтобы высказать поэтическими строками переполнявшие душу чувства. Так однажды случилось по дороге в Москву:

    Есть в осени первоначальной Короткая и дивная пора — Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера…»

Чем старше становился поэт, тем большую глубину и философичность приобретали его произведения о родном крае. Здесь и обожествление природы, и стремление точнее разгадать ее тайны.

В его стихах, которые воспевали картины и явления природы, нет обыкновенного любования. Природа заставляет поэта думать о загадках мироздания, о вопросах человеческого бытия.

Идея слияния природы и человека в лирике Тютчева развита в двух направлениях. Он говорит о конечном слиянии человека с хаосом и приобщении к нему ночью во время сна. Такого рода слияние страшно, так как оно несет с собой утрату телесного и сознательного начала. Другой характер приобретает слияние человека с природой матери-земли. Мысль о благотворном приобщении к ее светлой гармоничной прекрасной жизни поэт развивает во многих стихах: «Восток белел, ладья катилась…», «Нет моего к тебе пристрастья…», «В душном воздухе молчанья…»

В них выражено переживание счастья безмятежного единения человека с ее светлым весенним миром. В других стихов весеннего цикла — «Еще земли печален вид», «Весна» — показаны блаженство, родство человека с природой и вхождение в ее царство.

У Тютчева и материальная природа — это мать для человека, и хаос родной. Единение человека с природой приносит счастье, духовное слияние с разрушительным хаосом — трагично. Но в стихах Тютчева есть не только слияние человека с природой, но и разлад с ней. «Певучесть есть в морских волнах …» — поэт говорит о разладе человека с природой, что противоестественно. Разлад объясняется как что то непонятное, необъяснимое. Причина разлада заключается в самом человеке. Не она отвергает его, а он сам, погруженный в «злые» страсти, не в силах принять в себя ее гармоничный и благодатный мир. Единение с ней представляется как не мгновенное состояние, а более длительное. Слияние и разлад сменяют друг друга. Вслед за бурями и грозами наступает «успокоение», озаренное солнечным сиянием и осененное радугой. Буря и грозы потрясают и внутреннюю жизнь человека, наполняют душу человека различными чувствами, но иногда оставляют после себя боль и опустошенность.

Природа для Тютчева такое же живое существо, как и человек:

    В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык.

Природа выражает мысли, чувства, настроение человека, а иногда конфликт, борьбу добра со злом:

    Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? Поймет ли он, чем ты живешь?

Поэт считает, что тайны природы постичь невозможно, можно лишь приблизиться к ним, восхищаться природой:

    Как океан объемлет шар земной, Земная жизнь кругом объята с нами; Настанет ночь — и звучными волнами Стихия бьет о берег свой.

Человек стремится слиться с природой, пытается ощутить себя ее частицей. Но между природой и человеком существует и трагическое отличие. Природа вечна, неизменима. Человек проходит, природа остается…

Сочинение на тему Природа в лирике Тютчева (в творчестве, поэзии) 10 класс

Природа всегда была интересна большинству русских писателей, она занимала основную часть в их творчестве. Также не оставила равнодушным она писателя Тютчева Федора Ивановича – он гениальный лирик, его мир полный таинства и гармонии. Природа очень хорошо раскрыта в его стихотворениях. Тютчев видел природу с разных сторон и раскрывал ее в разных направлениях. Лирика Тютчева играла большую роль во всей русской поэзии. Он всегда природу описывал в ярких красках, свежую и манящею, читая его стихах, природа умеет чувствовать, грустить и радоваться. Природа в воображении Тютчева одухотворена и поэтична, хорошо проявилась во всем известном стихотворении « Летний вечер ».

Читайте также:
Человек и природа в лирике Тютчева: сочинение

Смотря на его творчество можно сделать вывод, что он очень любил природу в такие времена года как весна и осень. Это заметно в его стихотворении «Осенний вечер» природа не теряет своей красоты, она прекрасна всегда. Как удивительно наблюдать за листиком, который плавно опускается на землю, люди всегда не обращают особого внимания, и не задумываться какая красота окружает нас всех. Красота осенних вечеров полна трепетного дыхания, живая и неповторима.

Читая поэзию Тютчева на душе становиться спокойно, создается такое ощущение, что мир наполнен гармонией. Природа Тютчева прекрасно в любых его правлениях. Противоположным стихотворением спокойному стилю об осени, раскрывается в стихотворении « Весенняя гроза ». В этом произведении поэт описал обворожительную весну и первый весенний майский гром, читая строки этого стихотворения, ощущаешь на живо, запах свежей грозы в воздухе.

Поэзия Ф. И. Тютчева бывает разная земная, живая и неповторимая, радостная которую невозможно забыть. Природа сама прекрасна и совершенна спасибо писателям, которые открывают нам глаза своими прекрасными произведениями о природе.

Сочинение на тему Природа в лирике Тютчева

Федор Иванович Тючев – это великий поэт девятнадцатого века. С помощью своего поэтического таланта он очень точно выбирает очень яркие сравнения природы. Он сумел отобразить всю ее красоту и величие.

Поэзия этого поэта бывает очень и очень разной. Но она всегда такая неповторимая. Природа, которую нельзя уже забыть, если хоть когда-либо прочувствовал эту красоту. Читая стихотворения этого поэта, представляешь природу, как что-то воодушевленное, живое. А ведь это потому, что поэт любит природу и она ему небезразлична. Благодаря своему таланту Федор Иванович хочет дать возможность своему читателю приблизиться и полюбить природу. Окунаясь в творчество этого выдающегося поэта понимаешь, что Ф.И.Тючев очень любил природу осенью и весной. В своих стихотворениях он показывает природу с разных сторон, его природа умеет грустить, радоваться.

Глядя на произведения поэта не произвольно напрашивается вывод того, что автор больше всего любит природу в весенние и осенние времена года. Примером этому служит его стих «Осенний вечер». В этом стихотворении автор передает всю красоту природы, хоть уже и осень, но природа не утратила свою красоту. Она так же осталась прекрасна. Человек никогда не задумывается о том, как прекрасна природа. А если присмотреться и понаблюдать за падающим на землю листиком, как он плавно кружась, опускается на землю. Эта красота жива, она неповторима.

Автор показывает своему читателю не одно какое-либо состояние природы, он показывает ее разнообразие оттенков и состояний.

Погружаясь в поэзию Федора Ивановича, чувствуешь себя безмятежно, умиротворенно. Полной противоположностью стихотворению «Осенний вечер» является стихотворение «Весенняя гроза». В этом стихотворении поэт дает возможность своему читателю окунуться в зарождение новой жизни, так как само название стихотворения говорит об этом. Окунуться в прекрасную весеннюю пору. Читая это произведение, начинаешь чувствовать запах свежей грозы в майском весеннем воздухе, а так же слышать раскаты первого грома.

Много своих стихотворений Тючев посвятил природе не просто в разное время года, однако, и в различное время суток.

Ночь так же является одной из главных тем в поэзии Федора Ивановича. Ночь, описанная автором не только обыкновенно красива, ее красота царственна. Показывая своему читателю ночь, автор рисует ее чистой и святой, полной незримых тайн и загадок.

Автор догадывался, что люди – это частичка природы, и они могут черпать силу и энергию от самой матушки природы. Природа является большим кладом вдохновения и основой счастливой жизни.

Другие сочинения: ← Любовная лирика Маяковского↑ Другиепо рассказу Радуга Бахмутова →

Сочинение: Природа в лирике Ф.И. Тютчева

(543 слова) Тема природы в произведениях Тютчева является одной из основных. Его творчество можно сравнивать поэзией А.А. Фета: оба поэта применяли на практике принципы чистого искусства, то есть не вкладывали в лирику злободневных проблем и тем. Они часто описывали природу и ее красоту. Но основное отличие произведений Тютчева в том, что он всегда вкладывает в описание окружающего мира философскую тему или соответствующий мотив. Для него природа — источник мудрости и универсальных образов, которые способны пролить свет на тайны мироздания. С помощью эпитетов и сравнений он погружает нас в мир загадки, а не только растений или животных.

Как таковой динамики у стихотворений нет, обычно у Тютчева доминирует описание природы, но то, с какой трактовкой описывается то или иное явление, дает понять, что природа скрывает в себе тайное знание, благодаря которому в ней мы наблюдаем полную гармонию. Этот процесс наблюдения через слова, ритм и рифму завораживает. Кажется, что лирический герой Тютчева, как солнечный зайчик, который освещает каждый объект, который описывает.

В качестве примера уместно привести стихотворение «В небе тают облака», где автор не просто описывает жаркий день, а вкладывает в свое созерцание мысль о вечности и нетленности природы. Она бесконечна и непостижима для нас, смертных:

Чудный день! Пройдут века — Так же будут, в вечном строе, Течь и искриться река И поля дышать на зное.

Это стихотворение рассказывает об обыденном явлении – о солнечной погоде. Солнышко, облака, речка и поле — все вроде просто и понятно на словах, но здесь прослеживается философский посыл — века автора в вечность всего происходящего. Ему дорог этот пейзаж, он как художник пишет картину, которую мы, его потомки и читатели, видим уже после смерти автора, как будут видеть ее наши дети. Эта вера придает нам сил и заставляет задуматься о том, что мы должны охранять эти дубравы и поля, чтобы они достались нашим внукам и правнукам в той же красоте. Такова мораль многих произведений Тютчева.

Читайте также:
Стихотворение Ф. И. Тютчева Не то, что мните вы, природа (восприятие, истолкование, оценка): сочинение

Философия для творчества автора характерна, ведь он долгое время изучал ее в европейских университетах. Видимо, поэтому он писал свои произведения всегда с глубоким внутренним посылом. Ему хочется быть наравне с природой, постичь ее тайны. Пейзаж в его стихотворениях представляется то приземленным, то чем-то возвышенным, как и человеческая душа, ведь Тютчев пишет не столько про природу, сколько про свое внутренне состояние, олицетворяя природные явления и наделяя их сознанием и волей. Природа для Тютчева — воплощение всех переживаний, дум, ощущений, поэтому она занимает центральное место в его творчестве.

Не стоит считать, что описание природы в исполнении Тютчева может быть скучным. Пейзаж воспринимается автором не так, как восприняли бы его обычные люди. Жару он может описать как что-то размеренное и доброе, или же перевернуть ее восприятие: изобразить жаркий день как неприятное время, сравнивая жару с болью, которая нависает над человеком или природой.

Уж солнца раскаленный шар С главы своей земля скатила («Летний вечер») Как в полном, пламенном расцвете, При первом утра юном свете, Блистают розы и горят; («Любовь земли и прелесть года»)

Природа для Тютчева – это не только отражение его мыслей и чувств, а основа для притчи. Сам он в одном из произведений назвал ее «сфинксом» — древним существом, которое загадывает путникам трудные загадки. Именно такой, таинственной, сложной и мудрой, она предстает в лирике Тютчева. Мы можем принять природные явления как прекрасные образы и найти в его произведениях отклик, но во всем прочитанном и пережитом будет спрятана какая-то особенная мысль, которую позволит понять лишь детальный анализ прочитанного.

Автор: Катарина Ирхина

Популярные сочинения

  • Анализ романа Пушкина Дубровский
    Великий русский поэт и прозаик Александр Сергеевич Пушкин создал за свою короткую жизнь не мало гениальных произведений, которые читаются во многих странах мира и по сей день. К числу таких творений относится повесть
  • Образ тургеневской девушки в повести Ася сочинение 8 класс
    Тургеневская девушка, такое понятие было создано с того момента когда была выпущена в продажу и так сказать в свет повесть Ася. Там рассказывался идеал русской девушки со стороны Тургенева
  • Сочинение Описание рябины (рябинка)
    В русском лесу много деревьев, но есть одно, которое привлекает внимании к себе весь год. Это дерево стройная красавица рябина.

Тема природы в творчестве Ф. И. Тютчева

Тема природы в стихотворениях Тютчева. Особое место в лирике поэта занимает природа. Она является неотъемлемой частью жизни любого человека, стараются многие поэты. Даже обычные люди чувствуют прекрасную красоту природы, что же говорить об одаренных людях, поэты как никто другой связанные с природой. Тютчев не стал исключением из правил, так более половины его произведений такой тематики — об окружающем мире.

Творение «Осенний вечер» является одним из примеров тех произведений, которое поэт написал будучи молодым. Одним из тех, созданных в духе классического романтизма, оно легкое, изящное. Природа в данном стихотворение представляется изменчивым, многогранным, насыщенным красками и звуками существом. Поэт, благодаря своему таланту, сумел передать неуловимые очаровательные моменты осенних вечеров, сумерек, когда краски вечернего солнца ярче. Цвета природы насыщенные, она выглядит еще более прекрасный. В произведении много красочных эпитетов, для передачи красоты приоры. «Не то, что мните вы природа» — стихотворение, которое вызывает у поэта размышление о загадках мироздание а вечные вопросы человеческого бытия. Чего одухотворенная, она живая. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Мы можем почувствовать его характер узнать темперамент в зависимости от времени года. Творение написанное в форме обращения к тем, кто недооценивает силу природы. Тютчев любил жизнь, этот мир, узнавал себя и секреты человеческого бытия. Особенно любил Весенний и осеннюю природу, его произведение несут глубокий философский характер. Философская направленность тесно переплетается с темой природы. Что еще раз показывает, насколько человек и окружающий мир взаимосвязаны и взаимозависимы.

Полезный материал по теме:

  1. Тема любви в творчестве Ф. И. Тютчева
  2. Лирика в творчестве Ф.И.Тютчева
  3. Мир природы в восприятии лирического героя поэзии Ф.И. Тютчева
  4. Каким предстает мир природы в восприятии лирического героя в поэзии Тютчева?
  5. Какое воплощение в лирике Ф.И. Тютчева получила мысль о «всеобщей одушевленности природы»?

Душа и природа в поэзии Ф.И Тютчева

1.Пейзажно-философская лирика Ф. Ю. Тютчева…………………………………….5

2. Осмысление природы и жизнь человеческой души в поэзии Тютчева……………………………………………………………………………………………….7

3. Религия Природы в философской лирике Ф. Ю. Тютчева…………………….13

Введение

Русская литература XIX века подарила человечеству бесценные высокодуховные произведения, дала возможность познакомиться с выдающимися поэтами, среди которых особое место, на мой взгляд, следует отвести самому загадочному поэту — Тютчеву Фёдору Ивановичу. Современники ценили в нем ум, прекрасное образование, у него были широкие интересы – от политики до истории, а также знали они его как автора публицистических статей.

Читайте также:
Стихотворение Ф. И. Тютчева Нам не дано предугадать (восприятие, истолкование, оценка): сочинение

Следует отметить, что в пейзажной лирике Тютчева мы ощущаем, прежде всего, русскую природу – мягкую и обыденную, интимную и скромную. Национальный колорит строчек создается иногда ритмом стиха, а иногда отдельными деталями.

Нежной, трепетной любовью к своей родине наполнены стихи поэта, созданные в дни коротких встреч с родными местами. Однако в этих стихах сквозит затаенная боль за нее. В произведениях Тютчева нет русской деревни или тяжелого, каторжного труда русского мужика, однако за картинами природы перед нами предстает настоящая Русь, нищая и усталая , но все -таки прекрасная.

С младых лет мы невольно знакомимся со стихами Ф.И. Тютчева. Для многих людей стихотворение «Люблю грозу в начале мая…» очень знакомо и вспоминается оно в начале каждого мая обязательно. Это прекрасное и неповторимое явление русской поэзии — стихи о пленительной русской природе, одухотворенные поэтами буквально в каждом произведении…

Мир человека и природы в понимании Тютчева еще не завершен, он находится на стадии мучительного творческого созревания. Данное развитие в тютчевской философской лирике проходит в битве двух разносторонних состояний бытия — космического с хаотическим. Космос воплощает стихию гармонии и примирения, а хаос — разрушения и бунта. В космосе преобладают божественные энергии, в хаосе — демонические. Их борьба еще далеко не окончена, поэтому в творчестве Тютчева отмечается, что организация и мировой порядок всегда находятся в присутствии «златотканного покрова», под которым находятся силы разрушения, готовые в любой удобный момент вылезти наружу.

Но эта борьба приобретает самую большую интенсивность не в природа, а, наоборот — в общественной жизни и человеческой душе. Тютчев остро ощущает тесноту и узость тех форм индивидуалистики, в которые потихоньку укладывается европейская буржуазия. Новейший миропорядок не просто усмиряет, он возбуждает стихии хаоса в людском общении, угрожая ему новыми потрясениями. Некоторые стихи Тютчева просто-таки сливают хаос и космос, их непримиримую борьбу.

Тютчев – гениальный поэт, который мог стать знаменитым во многих отраслях. Недаром его поклонники, знающие биографию писателя наизусть, говорили, что он гений. Ведь мало, кто может одновременно быть одним из лучших психологов, писателей и актеров. Более того, совместить все эти вещи в одно целое.

Поэзия Тютчева принадлежит к числу лучших созданий русского поэтического гения. Она близка любому человеку, который считает Россию своей Родиной. В своих стихотворениях поэт сумел найти одному ему свойственные краски, чтобы запечатлеть красоту природы, смог передать тончайшие оттенки и глубокие противоречия душевных переживаний человека. Без его поэзии невозможно представить русскую литературу XIX века.

Образы природы в лирике Ф. И. Тютчева

Школьное сочинение

Человек и Вселенная, смысл жизни, взаимоотношения человека и природы, хаос и Космос, жизнь, любовь. Вечные темы, волновавшие писателей и поэтов во все времена. Волновали они и Ф.И. Тютчева. Но образы, которые выбирал поэт для воплощения своих мыслей, стиль изложения, глубина и значительность смысла, вкладываемого им в каждую строку, отличают его от всех других авторов. Многие стихотворения Тютчева — это минутные впечатления. В мгновенных ощущениях он старался выразить всего себя, свои мысли и чувства, свои переживания и тревоги, свое восприятие мира, которое часто строится на параллелях, сравнениях жизни человека и мира природы.

Очарование русской природы вошло в сердце поэта еще в юные, годы, когда он жил в своем родовом имении — селе Овстуг Брянского уезда Орловской губернии. Позже это чувство укрепилось, когда молодой дипломат приезжал из чинного Мюнхена в Россию, когда он окончательно вернулся на родину. Природа навсегда вошла в поэзию Тютчева и стала основным объектом его воспроизведения. Он не уставал любоваться лесом в осеннюю непогоду или ширью нолей, встречающих раннюю весну.

В русской лирике трудно найти художника, в творчестве которого мир природы занимал бы такое значительное место, но в своих стихах Тютчев стремился не столько к изображению пейзажа, сколько выражал свое переживание в связи с ним, свое неравнодушное отношение к нему. Он постоянно переосмыслял увиденные картины природы.

Произведения Тютчева отличаются особой глубиной, неповторимыми интонациями и оттенками чувств. У него редки зорко увиденные тонкие пейзажные детали вроде “паутины тонкого волоса”, который “блестит на праздной борозде”, — поэтической подробности, восхищавшей Л.Н. Толстого, но всегда присутствует “осердеченная” мысль, глубокая и сильная.

Одна из таких глубоких и сильных мыслей — суждение о хаосе, заключенном в природе. Этот хаос предстает перед взглядом поэта в виде непостижимой тайны и обнаруживается в бурных природных стихиях.

Например, в раннем стихотворении “О чем ты воешь, ветр ночной. ” поэт, вслушиваясь в звуки этой стихии, стремится разгадать тайну, скрытую в хаосе природного мира:

О чем ты воешь, ветр ночной?

О чем так сетуешь безумно?

Что значит странный голос твой:

То глухо жалобный, то шумный?

Поэт хочет слиться со “страшными песнями”, с тем “беспредельным”, что в них ощущается, хочет познать “древний хаос”, и в то же время ночное завывание пугает его, обнаруживая страшные силы и бездны:

О! бурь заснувших не буди —

Под ними хаос шевелится.

От этого неистового ветра, воющего ночью, и в человеческой душе рождается подобная буря, хаос, мятежные мысли и страсти.

Все в этом стихотворении соткано из противоречий. Голос ветра “странный”, но говорит “понятным сердцу языком”; песни его “страшны”, но повесть его “любимая”; хаос ужасен, но он же и “родимый”. Но такие противоречия — характерная черта поэзии Тютчева — художественно оправданны: навстречу “ночному ветру” рвется родственная ему “ночная душа” человека.

Поэт обращается к “беспредельному”, возвышенному в природе, и язык стихотворения обретает высокое звучание: появляются книжные слова— “хаос”, “ветр”, “сетуешь”, становятся частыми повторы. Эмоциональный подъем отражается в употреблении междометия “о” вопросов, восклицаний, повторяющихся союзов, недоговоренностей.

Читайте также:
Философская система мира в лирике Ф. И. Тютчева: сочинение

Тютчеву удается мастерски соединить сжатость своих стихотворений и силу чувства, которая мгновенно охватывает каждого, кто прочитает его строки. Вероятно, в этом и заключается особенность мироощущения автора, который не просто писал стихи, он мыслил поэтическим языком. И поэтому его мысли выливались в такие стройные мелодичные строки:

Святая ночь на небосклон взошла,

И день отрадный, день любезный,

Как золотой покров, она свила,

Покров, накинутый над бездной.

Не случайно, говоря о поэзии Тютчева, И.С. Тургенев отмечал “неподдельность его вдохновения”, “поэтическое дуновение, которым веет от его страниц”.

В природе Тютчева привлекает ее постоянное обновление. Он способен искренне радоваться появлению на кустах и деревьях первых листочков, освещенных лучами солнца, чувствовать, как весною “воздух дышит”, слышать, как ветер “в поле стебль колышет” и “елей ветви шевелит”. Ярким выражением обновления жизни представляется поэту гроза, когда свет сменяется тьмой, сверканиями молний и потом снова светом, когда жар чередуется со свежестью, а тишина с громовыми раскатами.

Природная стихия в стихотворении “Весенняя гроза” представлена во всей ее слуховой, осязательной и зрительной ощутимости. Мы видим, как “повисли перлы дождевые, и солнце нити золотит”, осязаем брызнувший дождик и летящую пыль; слышим “шум нагорный” молодых раскатов, птичий не умолкающий “гам лесной”.

Яркие образы в стихотворениях поэта не только сверкают и блестят, они словно поют, проникая не столько словами, сколько настоящей музыкой в наши сердца:

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя.

Грохочет в небе голубом.

Все фонетические средства языка поэт подчиняет передаче музыки майской грозы: повторяется слог “гро-“: грозу, гром, грохочет; рокочет звук “р”: первый, резвяся, играя; шумит громкое “г”, эхом отдаются певучие “о” и “а”, которые, по наблюдению поэта Вс. А. Рождественского, передают чувство простора и легкости. Перед нами не просто картина грозы, восхитившая и поразившая тонкую душу, — это передача радостного обновления в природе, победное утверждение весны, торжество молодости и красоты.

Всю свою жизнь поэт не переставал восхищаться окружающей красотой и стремился передать все величие, все великолепие окружающего мира, донести эту красоту до читателей с помощью неповторимых интонаций, мелодичных, поющих и звенящих звуков, тонов и полутонов. Тютчев любил весну — как выражение красоты и полноты жизни, как торжество нового, сильного, светлого. Такой же идеей пробуждения и обновления в природе пронизано и с детства знакомое нам стихотворение — “Весенние воды” (Весна идет, весна идет. ), при чтении которого мы невольно проникаемся теми же чувствами, которые испытывает автор.

Тютчев не дает полного и точного описания событий и явлений. Он лишь наводит нас на определенное восприятие происходящего. Его стихотворения заставляют не только задумываться, размышлять, но и чувствовать, переживать, ощущать, погружаясь в волшебный мир звуков, запахов, красок и эмоций. Тонким переплетением образов, намеков, интонаций Тютчев как талантливый художник слова вводит нас в особый мир скрытого, незримого внутреннего понимания сути. Именно это плавное, незаметное погружение читателя в глубины мира, глубины явлений, иногда даже — самого себя и является одной из важнейших черт поэзии Тютчева. Вслушаемся в чудесные строки стихотворения “Утро в горах”:

Лазурь небесная смеется,

Ночной омытая грозой,

И между гор росисто вьется

Долина светлой полосой.

Лишь высших гор до половины

Туманы покрывают скат,

Как бы воздушные руины

Волшебством созданных палат.

Как тонко подобраны здесь слова, характеристики, как умело с помощью лишь нескольких штрихов поэт погружает нас в необъятные просторы горных долин и в глубину небесной лазури.

Но стихотворения Тютчева о природе не всегда несут в себе легкий восторг, веселье, беззаботность и умиротворенность. Творчество поэта вобрало в себя глубокие философские рассуждения о сущности человека, о смысле жизни, о таинстве мира, Вселенной. И часто чувство тревоги, тоски, страха перед неизвестностью врывается в произведения поэта совершенно иными интонациями, как, например, в стихотворении “День и ночь”:

И бездна нам обнажена

С своими страхами и мглами,

И нет преград меж ей и нами —

Вот отчего нам ночь страшна.

Трагическое мироощущение так же характерно для Тютчева, как и упоение жаждой жизни. И это сближает его творчество с творчеством великих композиторов, которые могли в одном произведении отразить и радость весенней капели, и тревоги предчувствия и ожидания чего-то страшного, неотвратимого.

Эмоциональный мир лирики природы Тютчева так же богат, разнообразен и насыщен, как сама душа человека. Природа близка и родственна человеку потому, что она и сама одухотворена: она для поэта чувствующее и мыслящее существо, способное не только рождаться, обновляться и умирать, но и переживать, говорить, кричать, негодовать, смеяться и восторгаться. Этому посвящено стихотворение “Не то, что мните вы, природа. “, в котором поэт говорит о полноте бытия в природном мире и богатстве переживаний этого бытия:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик —

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Тютчев вступает в полемику со скептиками, которые не признают этой полноты природной жизни. А поэт, в отличие от них, способен не только любоваться природой, но и живо ощущать ее тайны, ее негодующие бури, ее демонические “жесты”, голоса, “поступки”, “чувства”. За внешней назидательностью строк проступает глубокое поэтическое содержание. Художник видит лучи, проникающие в самую душу, ощущает цветение весны, созревание плода, слышит говор леса, беседу звезд, совещание грозы, неземные языки рек. Пантеизм Тютчева отражается во многих его произведениях о природе и оттого его природа так многоголоса, насыщена красками, звуками, благоуханиями.

Изображение природы неотделимо у Тютчева от философского размышления о ней. Миниатюра “Природа — сфинкс. И тем она сильней. ” исполнена мудрого раздумья о сути природы: загадка она, сфинкс, губящий человека, или же “Загадки нет и не было у ней”. В таинственности природы кроется ее поэтическая прелесть. Она и загадочна, и ясна в своей одушевленности, она хаотична и гармонична одновременно. Снова перед нами “осердеченная” мысль, глубокая и сильная, согретая чувством’ любви. Прав был В. Брюсов, подметивший, что “любование многообразными проявлениями жизни природы” представляется Тютчеву “высшим блаженством, доступным человеку”.

Читайте также:
Лирика Ф.И. Тютчева в моем восприятии: сочинение

Сочинение: Тютчев ф. и. – Поэт гармонии и красоты

Тут не одно воспоминанье,
Тут жизнь заговорила вновь.
Ф. Тютчев
Во второй половине XIX века в русскую словесность начало входить новое философское понятие – “космическое сознание”. К числу избранных высокоинтеллектуальных людей, якобы обладающих таким сознанием, причисляли Ф. И. Тютчева. “Он умел,- по свидетельству А. Фета,- вместить в небольшом объеме книги столько красоты, глубины, силы, одним словом, поэзии. ” Действительно, в стихотворениях Тютчева в поэтической форме нашла отражение глубокая философская мысль о состоянии природы и Вселенной, о связи человеческой, земной жизни с жизнью в Космосе. Отсюда мнение о поэзии Тютчева как о непонятной, созданной для немногих, “избранных”.
Есть некий час, в ночи, всемирного молчанья,
И в оный час явлений и чудес
Живая колесница мирозданья
Открыто катится в святилище небес.
Зато наши современники по достоинству оценили поэзию Тютчева. Томик его стихов побывал в космосе. Поражает гениальное предвидение поэта, как бы увидевшего Землю из глубин космоса:
Небесный свод, горящий славой звездной.
Таинственно глядит из глубины, –
И мы плывем, пылающею бездной
Со всех сторон окружены.
В семидесятые годы поэт придается философским раздумьям. Он пережил многих близких, устал от смертей:
Дни сочтены, утрат не перечесть.
Живая жизнь давно уж позади.
Передового нет, и я, как есть,
На роковой стою очереди.
Грядущую смерть поэт воспринимает как неизбежность, он подготовился к ее приходу, но гораздо тяжелее ему от сознания, что “умирает душа”:
Как ни тяжел последний час –
Та непонятная для нас
Истома смертного страданья, –
Но для души еще страшней
Следить, как вымирают в ней
Все лучшие воспоминанья.
Поэт говорил, что вся наша жизнь – это ожидание и подготовка к смертному часу, а когда он наступает, все же повергает нас в изумление. Об одном мечтал Тютчев, чтобы достойно встретить свой смертный час.
Не знаю я, коснется ль благодать
Моей души болезненно-греховной.
Удастся ль ей воскреснуть и восстать.
Пройдет ли обморок духовный?
Но если бы душа могла
Здесь, на земле, найти успокоенье.
Мне благодатью ты б была –
Ты, ты, мое земное провиденье!
Последнее стихотворение Тютчева посвящено его жене, остававшейся с ним до конца, понимавшей, как никто другой, душу поэта. Его любовь к Денисьевой была для Эрнестины Федоровны священной. Она хорошо понимает сердце и душу поэта. Эта женщина смогла сохранить любовь и преданность человеку, которого боготворила всю жизнь, несмотря на его временные охлаждения:
Она сидела на полу
И груду писем разбирала,
И, как остывшую золу,
Брала их в руки и бросала.
О, сколько жизни было тут,
Невозвратимо пережитой!
О, сколько горестных минут.
Любви и радости убитой.
Эрнестина Федоровна смогла осветить теплотой и любовью последние, самые трудные годы жизни поэта. Он отвечал ей признательностью и вниманием. Жена буквально упивалась беседами с ним, и Федор Иванович, почувствовав в ней родственную душу, охотно делился своими житейскими впечатлениями, мыслями о политических событиях и даже религиозно-философскими идеями, которые возникали у него в связи с этими событиями.
Одно из последних стихотворений, написанное уже совершенно больным поэтом, также посвящено Эрнестине Федоровне. Оно короткое, незавершенное, написанное “на случай”, но сколько признательности и теплоты высказывает поэт своей верной подруге:
Все отнял у меня казнящий Бог:
Здоровье, силу воли, воздух, сон.
Одну тебя при мне оставил он,
Чтоб я ему еще молиться мог.
Эта женщина взяла на себя добровольное обязательство собрать воедино и издать многое из написанного мужем. Она заботилась о лучшей подаче материала, внутреннем оформлении издания. Ее работа была высоко оценена В. Брюсовым.

Поэзия Тютчева – одно из драгоценнейших достояний русской классической литературы. Поэзия Тютчева полна мысли, но он был прежде всего художником. Он страстно любил жизнь. Радостным приятием жизни наполнены стихи “Я помню время золотое”, “Нет, моего к тебе пристрастья”, “Еще земли печален вид. “, “Весна”, “Весенние воды”, “Весенняя гроза”.
И в то же время именно природа, по мнению поэта, – высшее блаженство человека. Тютчев обладал на редкость живым и непосредственным чувством природы. Поэт охотно прибегал к олицетворениям:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Тютчева принято называть “певцом природы”. Через обращение к ней нередко раскрывается мир человеческой души во всем богатстве переживаний. Так, стихотворение “Фонтан” выражает характерную для Тютчева мысль об одновременном величии и бессилии человеческого разума.
Тютчев во многом лирический поэт. Кроме великолепнейших картин природы его перу принадлежит немало стихотворений, посвященных высокому чувству любви к женщине.
Поэт был счастлив в любви, не мог жить без любви, любил с ранней молодости до глубокой старости. Для него это было время золотое – время сплошной влюбленности в жизнь, в блестящее общество молодых, прекрасных женщин.
. Будучи некрасивым внешне, маленького роста, лысоватым, худощавым, он пользовался большой популярностью среди дам высшего света Москвы, Петербурга, Парижа, Мюнхена. В чем же заключался секрет обаяния Тютчева? Я думаю, он покорял женщин своим интеллектом и незаурядной романтической натурой. В его лучших лирических стихотворениях чувствуется невыразимая таинственность:
Люблю глаза твои, мой друг,
С игрой их пламенно-чудесной,
Когда их приподнимешь вдруг
И, словно молнией небесной,
Окинешь бегло целый круг.
В большей части своих произведений поэт тщательно скрывает своего адресата, и лишь по едва заметным приметам можно догадаться, к кому оно обращено:
Она сидела на полу
И груду писем разбирала.
И, как остывшую золу,
Брала их в руки и бросала.
Эти строки посвящены второй жене Тютчева – Эрнестине Федоровне. Наблюдая роман своего мужа, она сохранила самообладание, достоинство и любовь к нему. На склоне лет поэт оценит это и поймет, что ушло из его жизни со смертью жены:
Любима ты, и так, как ты, любить –
Нет, никому еще не удавалось!
О, господи. И это пережить.
И сердце на клочки не разорвалось.
Пятнадцать лет длился “блаженно-роковой” роман Тютчева с Е. А. Денисьевой, в течение которых автором был создан знаменитый денисьевский цикл, шедевр русской любовной лирики. В него вошли такие стихотворения как “Предопределение”, “о, не тревожь меня укорой справедливой.. .”, “В разлуке есть высокое значенье. “, “Последняя любовь”.
Тютчев писал:
О, как убийственно мы любим.
. Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
Действительно, сам он стал причиной отторжения обществом его возлюбленной связь их считали порочной. Испытывая удушающее чувство стыда, поэт пишет свое обращение к Денисьевой:
Чему Молилась ты с любовью,
Что как святыню берегла, –
Судьба людскому суесловью
На поруганье предала
Толпа вошла, толпа вломилась
В святилище души твоей,
И ты невольно постыдилась
И тайн, и жертв, доступных ей.
Тем временем “жизнь поэта уже подходит к концу. Кажется, должны зазвучать стихотворения, в которых автор подводит итоги своего бытия
Для меня поэзия Тютчева – это музыка, волнующая душу, наполняющая ее безграничной любовью ко всему: к человеку, к природе, к Родине, к животным. Его поэзия проникает в самые тайные уголки моей души. Тютчев научил меня замечать то, что раньше я не замечала, любоваться тем, что не бросается в глаза.

Читайте также:
Федор Тютчев и литературные общества: сочинение

Сочинение на тему “Тема гармонии и стихии в лирике Ф Тютчева”

Лирика русского поэта Фёдара Ивановича Тютчева открывает для читателя неожиданный взгляд на окружающий мир.

Скачать:

Вложение Размер
sochinenie.docx 21.01 КБ

Предварительный просмотр:

Сочинение на тему «Тема гармонии и стихии в лирике Ф Тютчева . »

Лирика русского поэта Федора Ивановича Тютчева открывает для читателя неожиданный взгляд на окружающий мир. Во-первых, он был поэтом-философом и вкладывал в стихи свое мировоззрение, его озарения насчет связи человека с окружающим миром поражают точностью и вневременным звучанием. Во-вторых, кроме поэзии он занимался дипломатической работой, служил за границей на благо родины и достиг высокого понимания роли своей страны в общем историческом процессе.

Творческое наследие Тютчева состоит из 400 стихотворений, а значит, необходимо глубокое изучение каждого сочинения, чтобы из малого количества написанных им строк получить как можно более полную поэтическую картину мира представителя русской мысли XIX века.

Уникальность лирики Тютчева чувствуется уже при прочтении его философских миниатюр-прозрений в форме четверостиший («Природа — сфинкс. », «Нам не дано предугадать. »). Впервые в русской литературе из-под пера Тютчева выходят миниатюры, которые становятся серьезным жанром, хотя до этого их короткая форма использовалась только для шуточных стихов и эпиграмм.

Таинства природы и мирозданья пленяют воображение поэта — он обращается к этой теме много раз. Окружающий мир — таинственный и непознаваемый, автор сравнивает жизнь человека с путешествием по волнам мирового океана:

Уж в пристани волшебный ожил челн;

Прилив растет и быстро нас уносит

В неизмеримость темных волн.

И мы плывем, пылающею бездной

Со всех сторон окружены.

(«Как океан объемлет шар земной. »)

Поэта волнуют вопросы устройства мирозданья, он верит, что, внимательно прислушиваясь к звукам природы и приглядываясь к ее картинам, человек сможет открыть для себя великие тайны и найти ответы на многие вопросы. В одном из стихотворений лирическому герою открываются секреты в особое время, в час «в ночи всемирного молчанья», в час «явлений и чудес» («Видение»).

Единению человека с природой противопоставляется их разлад; поэт использует образ моря и тростника. Человек — тростник, шорох которого, по естественным законам гармонии, должен сочетаться с шумом моря, возле которого он растет:

Невозмутимый строй во всем,

Созвучье полное в природе, —

Лишь в нашей призрачной свободе

Разлад мы с нею сознаем.

Откуда, как разлад возник?

И отчего же в общем хоре

Душа не то поет, что море,

И ропщет мыслящий тростник?

( «Певучесть есть в морских волнах. » )

«Мыслящий тростник» и есть человечество, и вместе с морем, небом и землей оно должно составлять единый хор. Причина разлада кроется в душе человека, потому что люди разучились слышать и поддерживать гармонию природы, они не слышат ее зов («Не то, что мните вы, природа. »). Тютчев часто обращается к тематике стихии.

Буйная, пугающая стихия представлена в образе бури («бурь заснувших не буди, под ними хаос шевелится»), возникают образы дня («блистательный покров», «отрадный», «любезный») и ночи («бездна со страхами и мглами», «темная пропасть»). Общение с божественным миром высших существ поможет человеку вернуть «наследье родовое» и узнать истину («Святая ночь на небосклон взошла. », «Silentium!», «Как хорошо ты, о море ночное. »).

Тютчев сумел передать в своей лирике красоту окружающего мира, как ее видят представители романтического направления — как отблеск идеальной гармонии, присущей высшим мирам. Ощущение причастности к этому миру идеалов вызывают многие стихотворения поэта. Научиться видеть прекрасное и таинственное в обыденных явлениях — призыв поэта ко всем п околениям его читателей.

Тема природы в лирике Федора Ивановича Тютчева

Тема природы в лирике Тютчева считается одной из самых известных, которая прославила русского поэта – мыслителя среди народа, как «певца природы». И этому имеется предельно ясное объяснение.

Федор Тютчев искренне восхищается природой, ее красотой и многообразностью. Природа в поэзии автора изображена в красках, наполнена изобилием звуков и запахов. Особенно полно выражена любовь к природе в стихотворениях поэта, который очеловечивает ее, присваивая толику эмоций и чувств.

В особенности, Тютчева привлекала смена сезонов, прелестный переход между временами года. По мнению поэта, природа, окружающая нас, живая, многогранная, умеет проявлять чувства и имеет прочную духовную связь с человеком.

Такие глубокие по своей натуре описания природы можно заметить в большинстве произведений автора («Люблю грозу в начале мая», «Осенний вечер» и др.). Отрывок из стихотворения «Не то, что мните вы, природа»:

«Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык …»

В этом стихотворении Тютчев становится на защиту природы, заявляя, что она по своей сущности ни от кого не зависит и не бездушна. Она имеет свой голос и свободу («в ней есть душа, …язык»). Тютчев считает, что те, кто видит в окружающем мире лишь кладовую полезных материалов, жалок, нравственно уродлив и духовно ограничен.

Такие люди никогда не поймут неповторимость окружающего мира, его красоту и их никогда не постигнет вдохновение. Тютчев не понимал, как можно быть такими черствыми и не проявлять уважения к природе (по мнению поэта, родной матери человека).

Тема природы в стихотворениях Тютчева для детей

Уважительному отношению к природе, пониманию окружающего мира стали обучать еще с ранних лет. И стихотворения из творчества Фёдора Ивановича, дошедшие до настоящего времени, сильно в этом помогают.

В раннем возрасте детям легче понять природу, насладиться ее роскошью. В процессе обучения дети понимают всю ценность окружающего мира и чувствуют с ним взаимосвязь.

Нельзя исключать того, что вместе с тем дети также обучаются проявлению чувств к родине. Ведь природа напрямую с ней связана, и, в первую очередь, любовь проявляется к родным пейзажам, деревьям, бескрайним просторам.

В школьную программу, начиная с младших классов, включены такие популярные произведения Тютчева, как «Весенняя гроза», «Листья».

А вот отрывок из стихотворения «Осенний вечер»:

«Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть:

Зловещий блеск и пестрота дерев,

Багряных листьев томный, легкий шелест,

Туманная и тихая лазурь».

В этом стихотворении Фёдор Иванович передал ощущения печали и внутреннюю опустошенность в период своего пребывания в Мюнхене. Поэт выразил чувства тоски по родине, показывая, что он не забыл свой дом, и связь с родной землей так же прочна.

Но в то же время поэт старается не поддаваться депрессивному настроению, описывая и приятные мгновения («таинственная прелесть», «легкий шелест», «тихая лазурь»).

Тютчев производит параллель между человеком и природой, считая, что в природе каждый может рассмотреть свое отражение, будто бы смотрясь в зеркало. В произведении природа переживает изменения, и автор сочувствует этому, однако подчеркивает, что не стоит этого бояться.

История не пишется само собой, а создается человеком и окружающим его миром. Все когда-нибудь применит новые формы, осень сменится зимой, зрелость – старостью. Вместе с тем придет что-то новое и необычное: удивительная зима или мудрость.

Автор хотел объяснить, что жизнью надо наслаждаться здесь и сейчас, ценить каждый ее момент.

Пейзажная лирика

Пейзажная лирика помогла Тютчеву рассказать о своих чувствах по отношению к «Великой матери».

Автор любил вдаваться в детали, досконально описывая особенности и характерные черты конкретной местности, чтобы читатель мог соединить воедино весь пейзажный образ в своем воображении.

Исключительное внимание поэт уделял весне. Весна у автора, как и у большинства других людей, ассоциируется с пробуждением заспанной природы, остротой ощущений, радостными событиями, смехом и улыбкой. Такие стихотворения всегда переполнены восторгом и торжествующим ликованием души, сменой чего-то устаревшего на новое.

Прочитаем два отрывка из «Весенней грозы»:

«Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом».

Анализ этого произведения прост и понятен. Стихотворение охарактеризовано приходом весны, вознесением творческого потенциала, описанием зрелищного и удивительного явления природы. Весенняя гроза в изображении автора несет в себе два смысла, одно из которых связано со страшным и опасным явлением.

С другой стороны, гроза сопровождается радостным событием окончательного перехода с зимы на весну:

«Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит».

Люди счастливы, так как вместе с уходом зимы, их покидают все негативные эмоции и моменты, которые смывает чистый дождь. Весь окружающий мир переполняется радостными эмоциями, а человек находит гармонию во взаимосвязи с природой.

Сочинение на тему: «Душа и природа в поэзии Тютчева»

Интересно, что Федор Тютчев оказался самым понятным и близким по духу автором для многих людей. Он настолько полно передавал настроение свое и природы, что в последствии стал почитаемым кумиром многих людей.

Тютчев помог людям прочувствовать их единство с окружающим миром, увидеть его красоту и начать ценить, дорожить каждым прожитым моментом.

И все это оправдано, ведь в творчестве Фёдора Ивановича тема природы играет значительную роль, отображает всю глубину эмоций, передающих состояние не только человека, но и природы в целом. Это может говорить лишь об одном: человеческая душа и природа неразрывно связаны между собой.

Даже самые короткие стихотворения отражают состояние природы, как озеро – облик человека. Такое явное сопоставление человека и природы можно увидеть в произведении «Еще земли печален вид»:

«Душа, душа, спала и ты…

Но что же вдруг тебя волнует,

Твой сон ласкает и целует

И золотит твои мечты?».

Всегда наступает момент, когда необходимо написать сочинение на заданную тему. Чаще всего при выборе темы, связанной с природой, многие учащиеся останавливаются на теме природы. Для того, чтобы добиться максимально положительного результата и получить удовольствие от проделанной работы, необходимо изучить всю возможную информацию.

Главное, не только прочитать, но и понять суть написанного, погрузиться в мир поэта, постараться уловить мысль и чувства, которыми тот хотел поделиться.

План сочинения в таком случае будет состоять из нескольких обязательных пунктов: биографии автора, главных тем его творчества, описания проблемы, которую поэт поднимает, и отрывков произведений с последующим анализом. В конце нужно высказать свое мнение по указанной теме, описать свои чувства и эмоции.

Поэт гармонии и красоты (по лирике Тютчева)

Ф. И. Тютчев, на мой взгляд, был одним из наиболее проницательных в русской литературе поэтов-философов. Его стихи нельзя назвать лирикой в чистом виде, потому что в них выражаются не просто чувства лирического героя, но прежде всего философская система автора-мыслителя. Поэт «нуждается в извлечении из мира всего соответствующего своей натуре».
В философских поэтических произведениях Федора Тютчева содержание бытия открывается непосредственно через образы.
Ф. И. Тютчев — поэт, в творчестве которого соединились в яркой форме идейное

Стихотворение Ф. И. Тютчева «Не то, что мните вы, природа.» (Восприятие, истолкование, оценка) Если в первый период творчества Ф. И.Тютчев выступал как поэт философского плана, то в зрелом возрасте поэзия мысли обогатилась у него сложностью чувств и настроений. Для выражения сложного мира человеческой.

Анализ стихотворения «Silentium» («Молчание») В 1830 году Тютчев пишет стихотворение «Silentium» («Молчание»). Ведущая тема «Silentiuma» связана с внутренним миром человека, это повествование о тайне его чувств и мыслей: — Молчи, скрывайся и таи —.

Философские мотивы в поэзии Ф. И. Тютчева Федор Иванович Тютчев стоит особняком в русском поэтическом пантеоне. Он — современник Пушкина. Но это никак не читается. Его поэзия лишена временных примет. Ее стержнем является не чувственная эмоция впечатления.

Философские темы лирики Тютчева Центральной темой творчества Федора Ивановича Тютчева, впервые в истории русской литературы, являются «предельные основания бытия», общественные вопросы мироустройства. Лирический герой его поэзии не считается выразителем какой-то обусловленной философской теории, он.

Трагическая окрашенность темы любви в поэзиях Ф. Тютчева В поэзии любви — всегда трагедия, так как счастливая любовь побуждает обращаться к самому себе, т. е. человек любит. Другое дело, когда перед любовью поэта становятся разнообразные препятствия. Это могут.

Любовь как «поединок роковой» в лирике Ф. И. Тютчева Любовь с силою Архимедова рычага движет миром. И. А. Гончаров Этот «всемогущий рычаг» двигает и Ф. И. Тютчева. Тютчев — поэт любви! Но любовь у него не тиха, не спокойна.

В чем трагизм лирического героя поэзии Тютчева Жизнь и творчество великого русского поэта Федора Ивановича Тютчева совпали с трагическими событиями в истории страны и всего мира. Война 1812 года, восстание декабристов, революции в Европе в 1830-м и.

Сопоставительный анализ стихотворений Тютчева «Silentium» и Некрасова «Несжатая» То, как развивается, растет, становится богаче наш внутренний мир, можем осознать и только мы. Мысли и чувства, мечты и вдохновенье не просто человека — поэта, мы можем понять из его.

Поиски смысла бытия в лирике Ф. И. Тютчева Тютчев — великий трагический поэт. Его раздумья о мире, жизни, человеке глубоки и зачастую горестны. Мотивы безысходного отчаяния, страдания и одиночества не исчерпывают всего творчества поэта, но занимают в нем.

Мотивы и образы лирики Ф. И. Тютчева В творчестве Тютчева раскрыты многие темы, которые прошли через его стихи горячими волнами любви и чувства, участия и непревзойденного дара сопереживать. Одним из мотивов его творчества является мотив родины —.

Стихи Ф. И. Тютчева о любви Ф. И. Тютчев — поэт возвышенного чувства, умеющий передать самые разные грани любви — «и блаженство, и без­надежность». Человеческое сердце не всегда способно вмес­тить всю силу переживаний, отражение в поэзии.

Любовь в лирике Тютчева это глубокое поглощающее всю человеческую душу Есть одна область личных отношений, в осознании которой трагическое миросозерцание поэта и его экстатические переживания проявляются с большой силой. Это любовь к женщине. Поэт написал немало стихотворений на эту тему.

Философская лирика Ф. И. Тютчева Литературное наследие его невелико: несколько публицистических статей и около 50 переводных и 250 оригинальных стихотворений, среди которых довольно много неудачных. Зато среди остальных есть жемчужины философской лирики, бессмертные и недосягаемые.

Мотив мимолетности жизни в лирике Тютчева В середине 1830-х годов, в лучший период своего творчества, поэт вновь посвящает этой же проблеме подряд два стихотворения: «Фонтан» и «Не то, что мните вы, природа.». Б первом из них.

Стихотворение Тютчева (Я встретил Вас — и все былое.) Любовная лирика занимает важное место в поэзии Федора Ивановича Тютчева. В каждом лирическом стихотворении мы видим женский образ, многосторонний и сложный женский характер. Стихотворение «Я встретил вас — и все.

Психологизм лирики Ф. И. Тютчева Психология — это наука о душе, наука о познании внутреннего мира человека. Люди, занимающиеся психологией, могут глубоко понять своего собеседника, а подчас играть его чувствами, тем самым управляя его сознанием.

Сравнительный анализ стихотворений О Мандельштама «Silentium» и Н. Гумилева «Слово» Начало XX в. по справедливости считается временем расцвета русской поэзии. Серебряный Век гіородил огромное количество новых направлений, множество произведений, читаемых и изучаемых до сих пор. Пожалуй, никогда больше русская литература.

Отражение жизни в творчестве Федора Тютчева Федор Иванович Тютчев родился 23 ноября 1803 года в селе Овстуг Орловской губернии, ныне Брянской области. Принадлежал к старинному царскому роду. Первоначальное образование получил под руководством С. Е. Раича. Увлекался.

Тема родины в поэзии Ф. И. Тютчева Великий русский поэт Федор Иванович Тютчев оставил потомкам богатое творческое наследие. Он жил в эпоху, когда творили Пушкин, Жуковский, Некрасов, Толстой. Современники считали Тютчева умнейшим, образованнейшим человеком своего времени, называли.

Тютчев — один из самых замечательных русских людей Жить — значило для него мыслить. Всю жизнь он действительно тешился сверкающей игрой своего ума, гнался за ясностью мысли, за ее стройностью. Но своего истинного и исключительного величия достигал, когда.

Любовная лирика Ф. И. Тютчева Любовная лирика Тютчева — одно из вершинных явлений мировой поэзии. Центральное место в ней занимает исследование «диалектики души», слож­ных и противоречивых процессов человеческой пси­хики. Исследователи выделили у Тютчева особый цикл.

Единство мира природы и внутреннего мира человека в поэзии Тютчева Есть некий час, в ночи, всемирного молчанья, И в оный час явлений и чудес Живая колесница мирозданья Открыто катится в святилище небес. Ф. И. Тютчев В отличие от Пушкина или.

Содержание стихотворения Тютчева «Есть в осени первоначальной» Стихотворение «Есть в осени первоначальной.» было написано 22 августа 1857 года по дороге в Москву из своего родового имения Ов-стуг. Перед нами удивительно красивая пейзажная зарисовка, в которой изображение природы.

Поэзия — это музыка. Размышление по поэзии Ф. И. Тютчева Поэзия — это музыка, волнующая душу, наполняющая ее безграничной любовью к человеку, природе, родине. Сам язык поэзии настраивает на глубокое понимание и внутреннее осмысление происходящего вокруг, поэзия проникает в самые.

Страница из жизни Ф. И. Тютчева Многие годы для Тютчева 15 июля было числом «блаженно-роковым». В этот день летом 1850 года он впервые увидел Елену Александровну Денисье-ву. Любовь к Денисьевой вспыхнула внезапно. Впрочем, и раньше ему.

Поэтический мир Ф. И. Тютчева Проработав более двадцати лет за границей, говоря и в семье, и в обществе чаще всего по-французски, Тютчев сохранил любовь к русскому языку, написал великолепные стихотворения. Его первые литературные опыты относятся.

Идейно-художественное своеобразие поэзии Ф. И. Тютчева Поэзия Ф. Тютчева — «поэзия мысли», «философская поэзия», «поэзия космического сознания». Важнейшая тема для Тютчева — хаос, заключенный в мироздании, это непостижимая тайна, которую природа скрывает от человека. Тютчев воспринимал.

Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Silentium!» В самом названии лаконично и четко передается идея стихотворения — молчание. Именно к молчанию Ф. И. Тютчев призывает людей, подобных ему, а может, и самого себя, в конце каждой строфы.

Тютчев — поэт «чистого» искусства Аист зеленеет молодой. Смотри, как листьям молодым Стоят овеяны березы, Воздушной зеленью сквозной, Полупрозрачною, как дым. Ф. И. Тютчев Творчество Федора Ивановича Тютчева — одна из вершин русской классической поэзии.

«О ты, последняя любовь!.» (любовная лирика) Чему молилась ты с любовью. Что как святыню берегла, — Судьба людскому суесловью На поруганье предала. Ф. Тютчев Федор Иванович Тютчев во многом лирический поэт. Кроме описания великолепнейших картин природы.

Стихотворение Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной.» Одной из главных тем лирики Ф. И. Тютчева является тема природы, в которой поэт пытался найти образец гармонии мира. Природа в его стихах одушевлена, ее состояние тождественно состоянию души человека.

Тема Родины в творчестве Ф. И. Тютчева Всю свою жизнь Ф. И. Тютчев верил в особое предназначение России, в великую судьбу ее. Судьба же самого поэта сложилась так, что свои лучшие годы он провел за границей. Тютчев.

Что значила для Тютчева Россия Для Тютчева Россия была не столько предметом любви, сколько веры — «в Россию можно только верить. Личные чувства его к родине были очень сложны и многоцветны. Было в них даже.

Идейно-художественный анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Я встретил Вас» Блажен, кто посетил сей мир В его минуты роковые! Его призвали всеблагие Как собеседника на пир. Ф. И.Тютчев Ф. И.Тютчев всего на четыре года моложе Пушкина, но в нашем восприятии.

Лирика природы Тютчева («Есть в осени первоначальной.») Поэтическое произведение, как известно, по своему содержанию гораздо сложнее прозаического: здесь и огромный тематический материал, «втиснутый» в весьма ограниченную форму, и приращение смыслов, ускользающих от невнимательного взгляда, и масса недосказанного.

Романтизм в пейзажной лирике Ф. Тютчева Поэтическое творчество Федора Ивановича Тютчева относится к 10-60-м годам XIX столетия и традиционно причисляется к романтическому направлению в литера­туре. В одном ряду стоят имена Тютчева, раннего Пуш­кина, Лермонтова, Баратынского. Прекрасными.

Как я понимаю лирику Ф. И. Тютчева Меня всегда увлекал необычайный мир поэзии, который очаровывал своей таинственностью, загадочностью, волновал душу, наполнял ее любовью ко всему: к человеку, к природе, к родине. Еще с малых лет помню любимые.

Лирика Ф. И. Тютчева в моем восприятии Для меня поэзия — это музыка, волнующая душу, наполняющая ее безграничной любовью ко всему: к человеку, к природе, к Родине, к животным. Сам язык поэзии настраивает на глубокое понимание и.

Богатство художественного смысла в поэзии Ф. И. Тютчева Творчество Тютчева — одна из немногих высочайших вершин отечественной и мировой лирики. Тютчевское поэтическое слово воплотило в себе поистине неисчерпаемое богатство художественного смысла, хотя основной фонд наследия поэта — это.

Мои размышления над поэзией Ф. Тютчева Сочинение размышление над стихотворением Ф. Тютчева «Я знаю про осеннюю пору.». Если бы со всего творчества Тютчева я прочитал лишь два последних строки, не зная содержания предыдущих строк, смог ли.

Сейчас вы читаете: Поэт гармонии и красоты (по лирике Тютчева)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: