Согласны ли вы с мнением, что поэзия Тютчева есть не простое описание внешнего вида вещей, а проникновение в их космическую глубину?: сочинение

Концепция космоса и хаоса в поэзии Ф. Тютчева

Поэзия Тютчева есть… не простое описание внешнего вида вещей, а проникновение в их космическую глубину.

1. Образ окружающего мира в поэзии Тютчева.

2. Концепция темного и светлого начал.

3. Природа и космос.

Политический публицист, дипломат по вопросам взаимоотношений между Европой и Россией, член-корреспондент Петербургской Академии Наук – все это сочетал в себе великий человек Федор Иванович Тютчев. Широкому кругу людей он известен, прежде всего, как глубокий лирик, романтический поэт-философ, стихи которого узнают с первых школьных лет. Осмысление окружающего мира и принадлежность человечества к стройной гармоничной системе вещей – главный мотив в творчестве Тютчева.

Концепция космоса и хаоса в поэзии Тютчева представляет собой соединение образов мирового устройства и лирическое осмысление этих образов. Фрагменты философской мысли присутствуют практически в каждом значимом стихотворении, начиная от ранних лет творчества (10-40-е годы XIX века) и заканчивая последними его произведениями (60-е – начало 70-х годов XIX века). Тютчев не использовал слова «космос», хотя слово «хаос» встречается в его стихах достаточное количество раз, чтобы говорить о программном образе для поэта. Несмотря на отсутствие именно слова «космос», можно найти смыслы целого ряда поэтических образов и объединить их в этом концепте. Источник названий можем проследить в древнегреческой мифологии: космос – это мир, миропорядок, упорядоченная Вселенная, в противоположность хаосу. Хаос – изначальное состояние мира, некая «разверзшаяся бездна», из которой возникли первые божества. В обыденном смысле хаос понимают как беспорядок, неразбериху, смешение. Но для Тютчева хаос – это состояние природы и ее стихий, и именно из этого состояния все произошло.

Темное начало присутствует в душе, и это тянет человека к источнику хаоса, который поэт связывает с ночью, темнотой и бурной натурой:

Как жадно мир души ночной

Внимает повести любимой!

Из смертной рвется он груди,

Он с беспредельным жаждет слиться!

О, бурь заснувших не буди —

Под ними хаос шевелится!

(«О чем ты воешь, ветр ночной. »)

Наступает ночь, и солнце – «живая колесница мирозданья» – уходит с небес, и воцаряется хаос:

Тогда густеет ночь, как хаос на водах;

Беспамятство, как Атлас, давит сушу…

Ночь в стихотворениях Тютчева представляется временем откровений, когда человек способен отрешиться от дневной суеты и услышать голос природы, сообщающей ему свои секреты:

Мир бестелесный, слышный, но незримый,

Теперь роится в хаосе ночном.

(«Как сладко дремлет сад темно-зеленый…»)

Море и буря – «две беспредельности», играющие в человеческой душе, сливающиеся в «хаос звуков».

По высям творенья, как бог, я шагал,

И мир подо мною недвижный сиял.

Природа как воплощение гармоничного порядка как раз и есть образ космоса, космического бытия мира, отделенного от мира, выстроенного человеческой рукой и разумом. Подсознательно человек понимает, что величие природы неизмеримо, и он лишь часть от целого:

Природа знать не знает о былом,

Ей чужды наши призрачные годы,

И перед ней мы смутно сознаем

Себя самих – лишь грезою природы.

(«От жизни той, что бушевала здесь…»)

Рассматривая концепцию хаоса и космоса в стихотворениях Тютчева, заметим, что поэт умел различать благородные стремления и пагубную гордыню. Осуждению подлежат те исследователи природы, которые…

не видят и не слышат,

Живут в сем мире как впотьмах,

Для них и солнцы, знать, не дышат,

И жизни нет в морских волнах.

(«Не то, что мните вы, природа…»)

Тем не менее, Тютчев восхищается способностью человека создавать собственный порядок вокруг себя, новый порядок. Но достойно похвалы то действие, которое не противоречит гармонии и законам природы. Поэт одобряет раскрытие тайн – естественную предрасположенность человеческой души:

«Поэзия Тютчева есть… не простое описание внешнего вида вещей, а проникновение в их космическую глубину…»

Тютчев в первую очередь поэт-философ. В его мировоззрении мы наблюдаем абсолютную гармонию мысли и чувства: герой — лирик неотделим от героя-мыслителя, романтически возвышенный мечтатель — от серьезного, глубокого философа. Не случайно Ю. Тынянов назвал творчество «Тютчева» «поэзией мысли».

Уже в конце 20-х — начале 30-х Тютчев создает стихотворения, в которых философская мысль является основным содержанием. «Герой» этих произведений — всепознающий разум, выразитель страсти к познанию — поэт. Так, смысл стихотворения

«Последний катаклизм состоит не в страшном пророчестве гибели природы, а в мысли о первооснове всего сущего, познать которую поэт стремится с такой страстью, что готов заплатит за познание разрушением совершенного мира. Не случайно Тынянов назвал творчество Тютчева «поэзией мысли». Эта черта сближает поэта с теоретиком немецкого романтизма Шеллингом, рассматривавшим физические явления природы как действия живой души и полагавшим, что природа «содержит в себе прообразы, не истолкованные еще ни одним человеком»:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик —

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Здесь лирический герой Тютчева как бы полемизирует с тургеневским прагматиком-Базаровым, считавшим, что»природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».

Читайте также:
Любовь и природа в творчестве Ф. И. Тютчева: сочинение

Символом поэтической мысли, возвышения человеческого духа выступает у Тютчева еще один образ — фонтан из одноименного стихотворения:

Лучом поднявшись к небу, он

Коснулся высоты заветной —

И снова прылью огнецветной

Ниспасть на землю осужден.

Здесь, как видим, снова возникает идея взаимосвязи земного и небесного, которая раскрывается в противостояниях «низ-верх», «высота заветная — земля».Одновременно фонтан — «смертный мысли водомет», «жадно рвущийся к небу», но неизбежно превращающийся во «влажный жым», «огнецветную пыль», спадающую с небесной высоты.

Лирический герой утверждает таинства неизреченной мысли, неиссякаемым источником, живым ключом которой становится гармония природы, всеединство мира. Высшее, действительное предназначенье человека — победить в себе первобытный хаос, «роковое наследие» темных сил, приблизиться к Богу, христианскому пониманию жизни:

Пускай страдальческую грудь

Волнуют страсти роковые —

Душа готова, как Мария,

К ногам Христа навек прильнуть.

Таким образом, невозможно не согласиться с С. Л. Франком, считавшим, ч то «поэзия Тютчева есть…не простое описание внешнего вида вещей, а проникновение в их космическую глубину…»

Идейно-тематическое содержание произведений Ф. И. Тютчева Тютчев — поэт-философ, а потому главное содержание его творчества — это раздумья о жизни, человеке, мироздании. Философский взгляд поэта окрашивает все темы его лирики. По.

Лирический герой Ф. И. Тютчева и А. А. Фета Тютчев и Фет, обусловившие развитие русской поэзии второй половины XIX века, вошли в литературу как поэты «чистого искусства», выражающие в своем творчестве романтическое понимание духовной.

Особенности поэтического мировоззрения Тютчева Ф. И. Тютчев принадлежал к литературному поколению русских романтиков-«любомудров» , что, в первую очередь, и определило своеобразие художественного мировосприятия этого великого русского поэта. Его лирику.

Биография и творчество Ф. И. Тютчева Федор Иванович Тютчев родился в родовитой дворянской семье в селе Овстуг Орловской губернии 23 ноября 1803 года. В 1810 году семья Тютчевых переезжает в Москву.

Тема любви в поэзии Тютчева и Фета Не будет преувеличением сказать, что к теме любви обращаются все поэты. И, наверное, для каждого любовная лирика связана с личными переживаниями. Поэтому в творчестве разных.

Библейские мотивы в Творчестве М. Ю. Лермонтова Введение М. Ю. Лермонтов — очень сложное явление в истории литературной жизни России. Поэт, проживший всего 26 лет и оставивший относительно небольшое литературное наследство, до.

Поэтический мир Ф. И. Тютчева В конце 1858 г. Тургенев написал Фету: «…о Тютчеве не спорят: кто его не чувствует, тем самым доказывает, что он не чувствует поэзии». Обратите внимание.

Философские темы лирики Тютчева 1 вариант Центральной темой творчества Федора Ивановича Тютчева, впервые в истории русской литературы, являются «предельные основания бытия», общественные вопросы мироустройства. Лирический герой его поэзии не.

Биография Тютчев Федор Иванович (1803 — 1873) (1803-1873) — поэт. Тютчев рано обнаружил необыкновенные дарования и способности к учению. Получил хорошее домашнее образование, которым с 1813 года руководил С.

Развитие русской любовной лирики в XVIII веке Введение Любовная лирика как разновидность письменной литературы появилась в России в 18 веке. Конечно же, в русском фольклоре существовала любовная песня. Но древнерусская литература не.

ПРИРОДА В ЛИРИКЕ Ф. И. ТЮТЧЕВА Лирика Тютчева занимает особое место в русской поэзии. В свежих и волнующе при- тягательных стихах Тютчева красота поэти- ческих образов сочетается с глубиною мысли и.

«Мысль Тютчева. .. всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы…» Гениальный художник, глубокий мыслитель, тонкий психолог — таким предстает Тютчев в стихах, темы которых вечны: смысл бытия, жизнь природы, связь человека с этой жизнью, любовь.

Философская лирика Тютчева Литературное наследие его невелико: несколько публицистических статей и около 50 переводных и 250 оригинальных стихотворений, среди которых довольно много неудачных. Зато среди остальных есть жемчужины.

Основные мотивы лирики Ф. И. Тютчева Ф. И. Тютчев — гениальный лирик, тонкий психолог, глубокий философ. Певец природы, остро ощущавший космос, прекрасный мастер стихотворного пейзажа, одухотворенного, выражающего эмоции человека. Мир Тютчева.

Биография Тютчева Федор Иванович Тютчев — знаменитый русский поэт, дипломат и публицист. Автор более 400 стихотворений. Ранние годы Родился Федор Иванович Тютчев 23 ноября 1803 года в.

Борис Пастернак В феврале 1990 года мир отмечал 100-летие со дня рождения Бориса Леонидовича Пастернака — выдающегося поэта ХХ столетия. По решению ЮНЕСКО 1990 г. был объявлен.

Вершина «чистой поэзии» С детских лет с нами стихи Федора Ивановича Тютчева. Я еще не умела читать, но уже знала наизусть: Люблю грозу в начале мая, Когда весенний.

Вопросы и ответы к поэзии Ф. И. Тютчева Какие особенности изображения пейзажа вы смогли бы выделить, анализируя стихотворение Ф. И. Тютчева «Как сладко дремлет сад темно-зеленый…»? Прием олицетворения природы является одним из основных.

Лирика Тютчева в моем восприятии Ф. И. Тютчев — один из самых любимых и известных поэтов. Его имя сопровождает нас всю жизнь. Еще в младших классах, сидя за партой, мы.

Читайте также:
Поэт гармонии и красоты (по лирике Ф. И. Тютчева): сочинение

Александр Блок. Жизнь и творчество. Влияние творчества Блока на поэзию Анны Ахматовой ПЛАН 1. Вступление 2. Из воспоминаний о Блоке 3. Начало. Десятые годы 1). Сборник «Вечер» 2). Сборник «Четки» 4. Поэма без героя 1) «у шкатулки.

Материалы для подготовки к сочинению по творчеству Тютчева и Фета Подготовительные вопросы к сочинению: Каковы основные темы лирики Тютчева и Фета? Почему оба поэта отказывались затрагивать в своем творчестве злободневные вопросы? Как отразилась жизненная трагедия.

Три моря Сравнительная характеристика элегии В. А. Жуковского «Море», стихотворений А. С. Пушкина «К морю» и Ф. И. Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное…» Перед учителем.

Отражение жизни в творчестве Федора Тютчева Федор Иванович Тютчев родился 23 ноября 1803 года в селе Овстуг Орловской губернии, ныне Брянской области. Принадлежал к старинному царскому роду. Первоначальное образование получил под.

Сложность и противоречивость поэзии Федора Тютчева Свое настоящее признание поэзия Тютчева впервые получила в 1836 году. Весной этого года копии тютчевских стихов через Вяземского и Жуковского попали в руки Пушкина, которому.

Человек и природа в лирике Тютчева Лирика Тютчева занимает особое место в русской поэзии. В свежих и волнующе притягательных стихах Тютчева красота поэтических образов сочетается с глубиною мысли и остротой философских.

Сопоставительная характеристика стихотворений Тютчева «Как океан объемлет шар земной» и «Как сладко дремлет сад темно-зеленый» Федор Иванович Тютчев вошел в историю русской литературы как высокоодаренный лирический поэт, выразивший в своем творчестве романтическое понимание душевной жизни человека и жизни природы. Он.

«Природа — Сфинкс.» (тайны мироздания в лирике Ф. И. Тютчева.) Тютчевская «страна» необычна — она то залита солнечным светом, то покрыта сумраком, но всегда узнаваема, близка. Если начать вспоминать стихи Ф. И. Тютчева о природе.

Богатство художественного смысла в поэзии Тютчева Творчество Тютчева — одна из немногих высочайших вершин отечественной и мировой лирики. Тютчевское поэтическое слово воплотило в себе поистине неисчерпаемое богатство художественного смысла, хотя основной.

Поиски смысла бытия в лирике Ф. И. Тютчева Ф. И. Тютчев, несомненно, великий трагический поэт. Его раздумья о мире, жизни, человеке глубоки и зачастую горестны. Мотивы безысходного отчаяния, страдания и одиночества не исчерпывают.

Время и мир художника М. Горький, обсуждая в 1930 году проблемы молодой советской литературы, выделил два исторических романа Юрия Николаевича Тынянова — «Кюхля» и «Смерть Вазир-Мухтара». В этих произведениях.

Любовь как «поединок роковой» в лирике Ф. И. Тютчева Любовь с силою Архимедова рычага движет миром. И. А. Гончаров Этот «всемогущий рычаг» двигает и Ф. И. Тютчева. Тютчев — поэт любви! Но любовь у.

Психологизм лирики Ф. И. Тютчева Психология — это наука о душе, наука о познании внутреннего мира человека. Люди, занимающиеся психологией, могут глубоко понять своего собеседника, а подчас играть его чувствами.

Отображение основных принципов теории «чистого» искусства в творчестве Тютчева Творчество Тютчева — вершина русской классической поэзии XIX в. Он является приверженцем так называемого «чистого» искусства, искусства, абсолютно лишенного приземленности, политической направленности. «Чистое искусство» создавало.

Русский поэт-философ Муза, правду соблюдая, Глядит, а на весах у ней Вот эта книжка небольшая Томов премногих тяжелей. А. А. Фет Поэт-философ, Федор Иванович Тютчев создал замечательные.

«Природа — сфинкс…» Тютчевская «страна» необычна — она то залита солнечным светом, то покрыта сумраком, но всегда узнаваема, близка. Если начать вспоминать стихи Ф. И. Тютчева о природе.

Проблема истории в художественном мире А. С. Пушкина Пушкин и философско-историческая мысль 19 века …Пушкин явился именно в то время, когда только что сделалось возможным явление на Руси поэзии как искусства. Двадцатый год.

Философские мотивы и средства их поэтической выразительности в лирике Ф. И. Тютчева и А. А. Фета Творчество Ф. И. Тютчева и А. А. Фета развивалось в русле романтизма второй волны. По тематике их произведения очень близки, но многое в них и.

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» Во всякой книге предисловие есть первая и вместе с тем последняя вещь; оно или служит объяснением цели сочинения, или оправданием и ответом на критики. Но.

Место лирики Тютчева в русской поэзии Лирика Тютчева занимает особое место в русской поэзии. В свежих и волнующе притягательных стихах Тютчева красота поэтических образов сочетается с глубиною мысли и остротой философских.

Основные мотивы, темы и образы лирики Ф. И. Тютчева Великий русский поэт Федор Иванович Тютчев оставил потомкам богатое творческое наследие. Он жил в эпоху, когда творили Пушкин, Жуковский, Некрасов, Толстой. Современники считали Тютчева умнейшим.

Анализ стихотворения «Нам не дано предугадать» Тютчева

Средняя оценка: 4

Всего получено оценок: 26.

Средняя оценка: 4

Всего получено оценок: 26.

Читайте также:
Ф. И. Тютчев — поэт чистого искусства: сочинение

Стихотворение Тютчева “Нам не дано предугадать” – это своеобразный поэтический афоризм, который поэт оставляет, как напутствие потомкам. Краткий анализ “Нам не дано предугадать” по плану, использованный на уроке литературы в 11 классе, станет основой для понимания философских взглядов его автора.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Нам не дано предугадать.

История создания – стихотворение было написано в 1869 году, когда Тютчев, по его же собственному признанию, уже ощущал, что стоит на пороге глубокой старости. Опубликовали же его только в 1903 году в альманахе “Северные цветы”.

Тема стихотворения – роль поэтического слова для общества в целом и в жизни каждого отдельного человека в частности.

Композиция – четверостишие можно условно разделить на две одинаковые по размеру части, причём в первой поэт говорит о том, что человеческие реакции непредсказуемы, а во второй – показывает, что реакцией на поэтическое слово может быть и сочувствие.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб со смежной рифмой.

Сравнение – “как нам даётся благодать“.

Метафора – “слово наше отзовётся“.

История создания

Это глубоко философское четверостишие написано в 1869 году – Тютчев тогда находился в Санкт-Петербурге. То был поздний период его творчества, период философских раздумий о жизни и месте поэта в обществе. Результатом этих раздумий и стало стихотворение “Нам не дано предугадать”.

Но прежде, чем оно было оценено любителями литературы, прошло больше трёх десятков лет – произведение увидело свет только в начале двадцатого века, в 1903 году, спустя много лет после смерти автора. Опубликовали его в альманахе “Северные цветы”.

В этих поэтических строках отразился весь жизненный опыт Тютчева и как поэта, и как дипломата. Он много думал о том, какую роль играет слово в жизни человека, формирует ли оно его поведение и характер, выразив свою идею в небольшом, но очень ёмком стихотворении.

Основная тема – это размышления об отношениях людей и о жизни вообще через призму поэтического слова. Поэт находится в философских раздумьях о том, какое же влияние его творчество и творчество вообще оказывает на жизнь людей, необходимо ли оно, может ли помочь им встать на путь добра.

В этом произведении нашло отражение отношение поэта к неосторожности в высказываниях и к жизни вообще.

Произведение относится к философской лирике: поэт размышляет о высоких материях, подчёркивает важную роль духовного начала в общественной жизни и высказывает мнение о том, что происходящее в реальной жизни – необратимо. Именно на этой мысли Тютчев в конце концов и делает акцент.
Благодаря точному подбору слов, каждое из которых находится на своем месте, использованию глаголов и чёткому четырёхстопному ямбу со смежной рифмой Тютчеву удаётся вложить в стихотворение максимум своей философской идеи.

Композиция

Несмотря на небольшой размер произведения, его можно условно разделить на две части.

В первой поэт говорит о невозможности предугадать, как отзовётся сказанное слово – то есть об изменчивости человеческой натуры, которая отзывается на поэтические творения самым непредсказуемым образом. В то же время завершающие строки четверостишия выражает надежду, что в человеке всё же можно пробудить таким образом доброту, сострадание и другие хорошие чувства.

Таким образом, Тютчев кратко отвечает на очень важный для русской литературы, даже “вечный” вопрос: необходимо ли слово, можно ли с его помощью сделать мир лучше. Мнение поэта однозначно – да.

Это лирическое стихотворение: в нём отражены раздумья лирического героя на тему, очень важную для него – роль поэтического слова в жизни людей.

Это произведение не зря иногда называют стихотворным афоризмом – мысль в нём выражена максимально ёмко, полно и кратко одновременно.

Средства выразительности

Фактически в стихотворении использовано совсем немного художественных средств – развернутое сравнение “ как нам даётся благодать “, метафора “ слово наше отзовётся “, анафора “ как-как “, но и стихотворение очень небольшое.

Важную роль также играет использованная в нём возвышенная лексика – она подчеркивает важность мысли, которую высказывает поэт, её близость к духовному миру.

Не зря поэт завершает четверостишие умолчанием – таким образом он намекает на то, что читателям необходимо задуматься о важности слов, оценить их значение и думать, прежде чем произносить что-то.

Стихотворение Ф. И. Тютчева Нам не дано предугадать (восприятие, истолкование, оценка): сочинение

Ф.И. Тютчев вошел в историю русской поэзии как поэт-философ и поэт-психолог. В его творчестве наблюдается влияние лирики Пушкина, Лермонтова, Фета. Тютчев, как последний русский романтик, творивший в эпоху реализма, считается предвестником символизма и экзистенциализма в русской поэзии.

В лирике этого выдающегося поэта выделяются традиционные поэтические темы: пейзажная, любовная, гражданская, философская. Но в трактовке Тютчева они получают свое, неповторимое, индивидуальное звучание.

Ф.И. Тютчев (1803 – 1873) жил в эпоху мировых потрясений, изменений и катаклизмов. Этим, а также драматическими событиями в судьбе поэта, особенно в конце жизни, объясняется его трагическое мироощущение. Тютчев считает, что мир и человеческая жизнь, по большому счету, негармоничны и никогда не смогут достичь гармонии («Наш век», «Пророчество», «Кончен пир, умолкли хоры»). В этом дисгармоничном мире человек обречен чувствовать себя одиноким («Душа моя, элизиум теней…»)

Читайте также:
Человек и природа в лирике Тютчева: сочинение

Стихотворение «Нам не дано предугадать…» написано в конце жизни поэта – в 1869 году. Оно представляет собой философскую миниатюру – сжатую, краткую и очень выразительную. Можно сказать, что это наблюдение зрелого человека, прожившего долгую жизнь и имеющего большой опыт. Всего четыре строчки, но какой глубокий смысл в них заложен!

Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовется, –

И нам сочувствие дается,

Как нам дается благодать…

Это стихотворение представляет собой, на мой взгляд, некую загадку, ребус, в котором каждое слово имеет большое значение. Разгадав эту загадку, можно стать посвященным в еще одну тайну, закон жизни.

Рассмотрим первые две строки стихотворения:

Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовется…

Чье слово отзовется? Местоимение «наше» указывает на множественное число, значит, это философское раздумье касается не только автора, и даже не только его читателей, но и каждого человека, живущего в России и вообще на планете Земля.

Метафора «слово отзовется» заставляет задать следующий вопрос: отзовется где, в ком? Поэт использует в данном случае метафору одушевления, значит, на мой взгляд, он считает слово живой материей, способной влиять на людей. Возвышенный глагол «предугадать» усиливает магическое действие человеческого слова: оно способно, по мнению Тютчева, влиять как на повседневные события в жизни людей, так и на их судьбы в целом. А также на судьбы целых поколений – в зависимости от того, какой опыт, какое назидание оставят их предки. Это влияние, конечно же, может быть как положительным, так и отрицательным, но, в любом случае, оно всегда очень сильно.

Первая строка стихотворения представляет собой безличное предложение. Высшая божественная сила, по мнению Тютчева, управляет людьми, их действиями и поступками. Только Бог может знать, как «слово наше отзовется». Возможно, под его влиянием мы эти слова и произносим, ради каких-то неведомых нам целей, иногда – как бы помимо своей воли:

И нам сочувствие дается,

Как нам дается благодать…

В утешение той же Высшей силой (безличные предложения) нам дается «сочувствие». Как понимать это слово? Сочувствие – это и отзывчивое отношение к переживаниям других людей, и благожелательное отношение к ним.

Мне кажется, что здесь имеется в виду и то, и другое значение. Из-за того, что мы сами можем стать виновниками чьих-то переживаний и даже страданий, нам дается дар сочувствия – дар сопереживания другим людям. В то же время способность к сочувствию позволяет нам прощать друг друга: мы понимаем людей, которые делают нам плохо, и прощаем им, относимся к ним благожелательно. За это, а может быть, и просто из-за любви к любям Бог посылает нам свое сочувствие как благожелательное отношение. Недаром Тютчев использует в качестве завершающей строки сравнение «как нам дается благодать…» Благодать – сила, ниспосланная человеку свыше Богом. Здесь, как мне кажется, имеется в виду благодать и как дар человеческого сочувствия, и как любовь Бога к человеку.

В синтаксическом плане стихотворение представляет собой сложную конструкцию – период. Он делится на две одинаково построенные части: сложноподчиненные предложения со сравнительными придаточными (с союзом «как»). Первая часть содержит в себе причину, а вторая – следствие.

Кроме синтаксического параллелизма, в стихотворении используется анафора (нам – нам, как – как нам). Произведение заканчивается умолчанием, которое выражается на письме многоточием. Это создает ощущение раздумья, многократно обдуманных мыслей, воплотившихся наконец в слове.

Данное произведение представляет собой четверостишие (катрен) с кольцевой рифмовкой, создающее ощущение цельности и законченности произведения.

Анализ стихотворения «Нам не дано предугадать» Тютчева

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Нам не дано предугадать.
История создания – стихотворение было написано в 1869 году, когда Тютчев, по его же собственному признанию, уже ощущал, что стоит на пороге глубокой старости. Опубликовали же его только в 1903 году в альманахе “Северные цветы”.

Тема стихотворения – роль поэтического слова для общества в целом и в жизни каждого отдельного человека в частности.

Композиция – четверостишие можно условно разделить на две одинаковые по размеру части, причем в первой поэт говорит о том, что человеческие реакции непредсказуемы, а во второй – показывает, что реакцией на поэтическое слово может быть и сочувствие.

Жанр – философская лирика, стихотворный афоризм.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб со смежной рифмой.

Сравнение – “как нам дается благодать“.

Метафора – “слово наше отзовется“.

Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Нам не дано предугадать»

Анализ стихотворения Нам не дано предугадать следует начать с того, что это произведение было написано Ф. Тютчевым в 1869 году, незадолго до смерти поэта и уже близко к концу его творческого пути. Оно и по форме является своеобразным подведением итогов, созданным на вершине творческого расцвета Тютчева, и потому зрелым и безупречным по своей структуре.

Читайте также:
Лирика Ф.И. Тютчева в моем восприятии: сочинение

Смысл, вложенный в него поэтом, и сейчас остается актуальным и имеющим значение для современных писателей. Таким образом, почти за сто пятьдесят лет, которые эти слова пережили, они все еще не устарели, и вряд ли это произойдет когда-либо в будущем.

Чтобы сделать дальнейший анализ стихотворения Нам не дано предугадать, обратимся непосредственно к тексту произведения.

Обобщение «наше слово», которое дает Федор Тютчев в самом начале своего стихотворения, сразу же отсылает нас к некой объединенности, общности поэта с прочими окружающими людьми, а заодно подчеркивает, что любые слова, не только принадлежащие великим поэтам или писателям, могут оказать поистине магическое воздействие, и требуют большой осторожности в обращении с ними. Отсутствие определение того, в ком именно отозваться может слово, также имеет важное значение – это дает нам понять, что слова могут подействовать не только на конкретных людей и тех, кто находится в непосредственной близости с говорящим или пишущим, но оказать влияние на всех людей, включая далеких потомков. Творчество самого Ф. Тютчева стало тому наглядным примером.

Потом поэт переходит сразу как к упоминанию некой высшей силы, которой даруется сострадание, так и к разговору о сострадании вообще. Он называет его в качестве того, что может уберечь от пагубного разрушительного влияния неосторожных слов, ведь именно при помощи сострадания человек может понять другого человека и простить ему резкие слова.

Что касается синтаксической структуры предложения, то тут Федор Тютчев использует одну из сложнейших конструкций – период, делящийся на две части, одна из которых причинная, а вторая – следственная. Это необычно, но, благодаря строгой выдержанности всех элементов конструкции, а также синтаксическому параллелизму и употреблению анафоры, рассматриваемое стихотворение Ф. Тютчева производит впечатление четкой и законченной композиции, целиком выразившей сложную мысль.

К-во Просмотров: 8663

Если вы ищите где нийти или скачать Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Нам не дано предугадать», то Вам точно к нам!

История создания

Это глубоко философское четверостишие написано в 1869 году – Тютчев тогда находился в Санкт-Петербурге. То был поздний период его творчества, период философских раздумий о жизни и месте поэта в обществе. Результатом этих раздумий и стало стихотворение “Нам не дано предугадать”.

Но прежде, чем оно было оценено любителями литературы, прошло больше трех десятков лет – произведение увидело свет только в начале двадцатого века, в 1903 году, спустя много лет после смерти автора. Опубликовали его в альманахе “Северные цветы”.

В этих поэтических строчках отразился весь жизненный опыт Тютчева и как поэта, и как дипломата. Он много думал о том, какую роль играет слово в жизни человека, формирует ли оно его поведение и характер, выразив свою идею и небольшом, но очень емком стихотворении.

Основная тема – это размышления об отношениях людей и о жизни вообще через призму поэтического слова. Поэт находится в философских раздумьях о том, какое же влияние его творчество и творчество вообще оказывает на жизнь людей, необходимо ли оно, может ли помочь им встать на путь добра.

В этом произведении нашло отражение отношение поэта к неосторожности в высказываниях и к жизни вообще.

«Размышления у парадного подъезда» анализ стихотворения Некрасова по плану кратко – образы, жанр, эпитеты и антитеза

Композиция

Несмотря на небольшой размер произведения, его можно условно разделить на две части.

В первой поэт говорит о невозможности предугадать, как отзовется сказанное слово – то есть об изменчивости человеческой натуры, которая отзывается на поэтические творения самым непредсказуемым образом. В то же время завершающие строки четверостишия выражает надежду, что в человеке все же можно пробудить таким образом доброту, сострадание и другие хорошие чувства.

Таким образом Тютчев кратко отвечает на очень важный для русской литературы, даже “вечный” вопрос – необходимо ли слово, можно ли с его помощью сделать мир лучше. Мнение поэта однозначно – да.

Стихотворение Ф.И. Тютчева «Нам не дано предугадать. » (восприятие, истолкование, оценка)

Ф.И. Тютчев вошел в историю русской поэзии как поэт-философ и поэт-психолог. В его творчестве наблюдается влияние лирики Пушкина, Лермонтова, Фета. Тютчев, как последний русский романтик, творивший в эпоху реализма, считается предвестником символизма и экзистенциализма в русской поэзии.

В лирике этого выдающегося поэта выделяются традиционные поэтические темы: пейзажная, любовная, гражданская, философская. Но в трактовке Тютчева они получают свое, неповторимое, индивидуальное звучание.

Ф.И. Тютчев (1803 — 1873) жил в эпоху мировых потрясений, изменений и катаклизмов. Этим, а также драматическими событиями в судьбе поэта, особенно в конце жизни, объясняется его трагическое мироощущение. Тютчев считает, что мир и человеческая жизнь, по большому счету, негармоничны и никогда не смогут достичь гармонии («Наш век», «Пророчество», «Кончен пир, умолкли хоры»). В этом дисгармоничном мире человек обречен чувствовать себя одиноким («Душа моя, элизиум теней…»)

Читайте также:
Стихотворение Ф. И. Тютчева Эти бедные селенья (восприятие, истолкование, оценка): сочинение

Стихотворение «Нам не дано предугадать…» написано в конце жизни поэта — в 1869 году. Оно представляет собой философскую миниатюру – сжатую, краткую и очень выразительную. Можно сказать, что это наблюдение зрелого человека, прожившего долгую жизнь и имеющего большой опыт. Всего четыре строчки, но какой глубокий смысл в них заложен!

Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовется, —

И нам сочувствие дается,

Как нам дается благодать…

Это стихотворение представляет собой, на мой взгляд, некую загадку, ребус, в котором каждое слово имеет большое значение. Разгадав эту загадку, можно стать посвященным в еще одну тайну, закон жизни.

Рассмотрим первые две строки стихотворения:

Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовется…

Чье слово отзовется? Местоимение «наше» указывает на множественное число, значит, это философское раздумье касается не только автора, и даже не только его читателей, но и каждого человека, живущего в России и вообще на планете Земля.

Метафора «слово отзовется» заставляет задать следующий вопрос: отзовется где, в ком? Поэт использует в данном случае метафору одушевления, значит, на мой взгляд, он считает слово живой материей, способной влиять на людей. Возвышенный глагол «предугадать» усиливает магическое действие человеческого слова: оно способно, по мнению Тютчева, влиять как на повседневные события в жизни людей, так и на их судьбы в целом. А также на судьбы целых поколений — в зависимости от того, какой опыт, какое назидание оставят их предки. Это влияние, конечно же, может быть как положительным, так и отрицательным, но, в любом случае, оно всегда очень сильно.

Первая строка стихотворения представляет собой безличное предложение. Высшая божественная сила, по мнению Тютчева, управляет людьми, их действиями и поступками. Только Бог может знать, как «слово наше отзовется». Возможно, под его влиянием мы эти слова и произносим, ради каких-то неведомых нам целей, иногда — как бы помимо своей воли:

И нам сочувствие дается,

Как нам дается благодать…

В утешение той же Высшей силой (безличные предложения) нам дается «сочувствие». Как понимать это слово? Сочувствие – это и отзывчивое отношение к переживаниям других людей, и благожелательное отношение к ним.

Мне кажется, что здесь имеется в виду и то, и другое значение. Из-за того, что мы сами можем стать виновниками чьих-то переживаний и даже страданий, нам дается дар сочувствия – дар сопереживания другим людям. В то же время способность к сочувствию позволяет нам прощать друг друга: мы понимаем людей, которые делают нам плохо, и прощаем им, относимся к ним благожелательно. За это, а может быть, и просто из-за любви к любям Бог посылает нам свое сочувствие как благожелательное отношение. Недаром Тютчев использует в качестве завершающей строки сравнение «как нам дается благодать…» Благодать – сила, ниспосланная человеку свыше Богом. Здесь, как мне кажется, имеется в виду благодать и как дар человеческого сочувствия, и как любовь Бога к человеку.

В синтаксическом плане стихотворение представляет собой сложную конструкцию – период. Он делится на две одинаково построенные части: сложноподчиненные предложения со сравнительными придаточными (с союзом «как»). Первая часть содержит в себе причину, а вторая – следствие.

Кроме синтаксического параллелизма, в стихотворении используется анафора (нам — нам, как – как нам). Произведение заканчивается умолчанием, которое выражается на письме многоточием. Это создает ощущение раздумья, многократно обдуманных мыслей, воплотившихся наконец в слове.

Данное произведение представляет собой четверостишие (катрен) с кольцевой рифмовкой, создающее ощущение цельности и законченности произведения.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

это стихотворение однозначно относится к философской лирике – поэт размышляет о высоких материях, подчеркивает важную роль духовного начала в общественной жизни и высказывает мнение о том, что происходящее в реальной жизни – необратимо. Именно на этой мысли Тютчев в конце концов и делает акцент.

Это произведение не зря называют стихотворным афоризмом – мысль в нем выражена максимально емко, полно и кратко одновременно.

Благодаря точному подбору слов, каждое из которых находится на своем месте, использованию глаголов и четкому четырехстопном ямбу со смежной рифмой Тютчеву удается вложить в стих максимум от своей философской идеи.

Вклад поэта в наследие русской литературы

Стихотворение Тютчева «Нам не дано предугадать» стало настолько известным в народе, что на него очень часто ссылаются в написании тех или иных статей, презентаций на актуальные темы, связанные с русской поэзией. Кроме того, оно нередко упоминается в обычных жизненных ситуациях. И как не парадоксально, многие люди, хорошо знающие текст данного произведения, зачастую затрудняются назвать фамилию автора, путая его с другими авторами. Нужно отметить, что первая строчка стихотворения «Нам не дано предугадать» уже давно стала крылатой.
Можно сказать, что данный шедевр Тютчева нашел своё достойное место в сокровищнице русской поэзии. Несмотря на свой небольшой объём, он получил множество положительных отзывов в сердцах людей. Его изучают в школах, лицеях и прочих учебных заведениях, где преподаётся русская литература. Уже несколько поколений ценителей поэзии Тютчева используют его в различных жизненных ситуациях.

Читайте также:
Стихи Ф.И.Тютчева о природе.: сочинение

Средства выразительности

Фактически в стихотворении использовано совсем немного художественных приемов – развернутое сравнение “как нам дается благодать“, метафора “слово наше отзовется“, анафора “как-как“.

Важную роль также играет использованная в нем возвышенная лексика – она подчеркивает важность мысли, которую высказывает поэт, ее близость к духовному миру.

Не зря поэт завершает четверостишие умолчанием – таким образом он намекает на то, что читателям необходимо задуматься о важности слов, оценить их значение и думать, прежде чем произносить что-то.

Основная мысль

Основная мысль, которая тянется лентой через все стихотворение – общение между людьми, важность сказанных слов. Всего в нескольких куплетах поэт сумел уместить мысли, переживания, эмоции и смысл. Поэт ставит акцент на то, как реагируют на слова окружающие люди:

«Нам не дано предугадать, Как слово наше отзовется…»,

Во время написания произведения Тютчев постарался донести до людей главную мысль – одна из самых важных вещей в жизни это бережное отношение друг к другу, понимание потребностей и переживаний собеседника. Он считал, что слова имеют огромное значение. Ведь никогда нельзя узнать наперед, чем обернется для человека неосторожное, резкое слово, брошенное в его адрес. Каждый человек имеет разный характер, что для одного может быть незначительным и быстро забудется, для другого может стать настоящей трагедией и обернуться шквалом негативных эмоций и душевными терзаниями на долгое время.

Роль и значение стихотворения

Глубина и духовность стихотворения несёт в себе и некий познавательный смысл, который имеет большое значение для представителей разных возрастных категорий вне зависимости от каких-либо временных рамок. В этом и состоит привлекательность не только данного стихотворного произведения, но и многих иных творений Тютчева.
Русские поэты, которые воспитывались на поэзии Тютчева, впитывали в себя её колорит и глубину, в собственных произведениях поднимали темы, которые ранее освещались этим легендарным представителем поэзии позапрошлого века. В связи с этим, можно заметить продолжение его творчества в произведениях более поздних авторов, что формирует определённую преемственность нравственных категорий в поэзии.

Анализ стихотворения «Нам не дано предугадать» (Ф.И. Тютчев)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 20.07.2020 · Обновлено 20.07.2020

Фёдор Иванович Тютчев – знаменитый русский поэт. Темы, которые он затрагивал в своих стихотворениях, актуальны и по сей день. Таково, например, произведение «Нам не дано предугадать». Для ознакомления с творчеством Тютчева предлагаем прочитать анализ приведённого стихотворения по плану. Многомудрый Литрекон желает Вам приятного просвещения!

История создания

Стихотворение «Нам не дано предугадать» Тютчев написал зимой 1869 года в Санкт-Петербурге (незадолго до своей смерти, он умер в 1873). Это был поздний период творчества поэта. Стоит отметить, что произведение было опубликовано лишь в начале XX века в альманахе «Северные цветы» уже после того, как Тютчева не стало.

Ф.И. Тютчев никогда не считал литературу своей главной деятельностью. Он служил дипломатом и добился впечатляющих высот. Его деятельности высоко ценили в царской семье, поэтому он не раз удостаивался премий и наград. Именно поэтому ему доверили цензурный орган, который проверял иностранную литературу. Многочисленные стычки Тютчева с правительством показывают, что он, как мог, способствовал распространению свободы слова и либерализации цензурных ведомств. Видимо, именно специфика его деятельности (связанной с редакцией и вычиткой книг) натолкнула его на размышления о значимости слова.

Хотя стихотворение довольно небольшое, поэт выражает глубокие мысли о роли слова в жизни человека.

Жанр, направление, размер

«Нам не дано предугадать» — лирическое стихотворение. Оно относится к философской лирике. Размер – четырёхстопный ямб со смежной рифмой. Кстати, произведение также называют стихотворным афоризмом, и не просто так: его основная идея выражена одновременно ёмко и полно.

Направление творчества Ф.И. Тютчева называлось «чистое искусство». Автор избегал злободневных тем и посвящал свою музу только красоте мира и размышлениям о его сущности. У него много философских стихотворений, которые говорят с читателем о вечном, а не о насущном. Поэтому лирика Тютчева до сих пор вызывает живой интерес у читающей публики.

Композиция

Стихотворение Тютчева «Нам не дано предугадать» разделено на 2 части.

  1. В первой выражена мысль о том, что невозможно знать наперёд, какой будет реакция на произнесённое слово. Человеческая натура изменчива, так что отзыв о поэтических творениях непредсказуем. Обобщение «наше» свидетельствует о единстве поэта с людьми.
  2. Во второй части поэт пишет о сострадании, как о том, при помощи чего мы можем прощать другим их резкие высказывания. Под «благодатью» Тютчев подразумевает любовь Бога к человеку. Сочувствие, как считает поэт, — великая благодать. Итак, автор словно охватывает период, состоящий из двух частей: первая – причинная, вторая – следственная.
Читайте также:
Восприятие и истолкование стихотворения Ф. И. Тютчева Певучесть есть в морских волнах: сочинение

Стихотворение «Нам не дано предугадать» читается очень легко, несмотря на устаревшие обороты слов. Оно доступно для понимания каждому.

Образы и символы

Образ лирического героя в стихотворении «Нам не дано предугадать», его рассуждения о силе слова и воздействии последнего на сознание окружающих людей позволяют говорить о большом опыте поэта. Он ведёт с читателем разговор о духовно-нравственных ценностях и убеждает в том, что слово призвано вызывать сочувствие в сердцах людей.

Лирический герой призывает людей к гуманности и сдержанности, такту и терпимости. Он мудр и добр, склонен прощать и смиряться. Тональность стихотворения спокойная, чуть-чуть назидательная.

Темы, проблемы и настроение

Основная тема стихотворения «Нам не дано предугадать» — размышления о силе и роли слова в жизни людей. Тютчев рассуждает о влиянии на жизнь людей его творчества. Поэт также отвечает на «вечный» вопрос о том, возможно ли с помощью слова сделать мир лучше. Его ответ утвердителен – да, возможно.

Последствия неосторожного слова — вот основная проблема стихотворения «Нам не дано предугадать». Автор обращает наше внимание на то, что каждую фразу необходимо сначала взвесить и обдумать, ведь мы даже не представляем, к чему может привести наша неосторожность.

Основная идея

Смысл стихотворения «Нам не дано предугадать» состоит в том, что каждое наше слово должно быть проникнуто, прежде всего, сочувствием, ведь это самое ценное чувство, что дается человеку на Земле. Не стоит гнаться за самоутверждением и гордыней, выражать словами гнев и злобу. Необходимо осторожно подбирать их и не использовать во вред. Последствия ошибки губительны, и наш ум не в состоянии их оценить.

Кроме того, автор намекает, что невозможно выразить состояние своей души словами. Эта же главная мысль звучит также и в некоторых других его произведениях («Silentium!», «Когда сочувственно на наше слово…», «Душа моя, Элизиум теней…»).

Средства выразительности

Тютчев использует довольно мало художественных приёмов. Среди них:

  • развёрнутое сравнение («как нам даётся благодать»),
  • метафора («слово… отзовётся»),
  • анафора («как, как»).

Значительную роль играет и возвышенная лексика, подчёркивающая ценность мысли, высказанной автором.

Анализ стихотворения «Нам не дано предугадать» (Ф.И. Тютчев)

История создания

Стихотворение «Нам не дано предугадать» Тютчев написал зимой 1869 года в Санкт-Петербурге (незадолго до своей смерти, он умер в 1873). Это был поздний период творчества поэта. Стоит отметить, что произведение было опубликовано лишь в начале XX века в альманахе «Северные цветы» уже после того, как Тютчева не стало.

Ф.И. Тютчев никогда не считал литературу своей главной деятельностью. Он служил дипломатом и добился впечатляющих высот. Его деятельности высоко ценили в царской семье, поэтому он не раз удостаивался премий и наград. Именно поэтому ему доверили цензурный орган, который проверял иностранную литературу. Многочисленные стычки Тютчева с правительством показывают, что он, как мог, способствовал распространению свободы слова и либерализации цензурных ведомств. Видимо, именно специфика его деятельности (связанной с редакцией и вычиткой книг) натолкнула его на размышления о значимости слова.

Хотя стихотворение довольно небольшое, поэт выражает глубокие мысли о роли слова в жизни человека.

Жанр, направление, размер

«Нам не дано предугадать» — лирическое стихотворение. Оно относится к философской лирике. Размер – четырёхстопный ямб со смежной рифмой. Кстати, произведение также называют стихотворным афоризмом, и не просто так: его основная идея выражена одновременно ёмко и полно.

Направление творчества Ф.И. Тютчева называлось «чистое искусство». Автор избегал злободневных тем и посвящал свою музу только красоте мира и размышлениям о его сущности. У него много философских стихотворений, которые говорят с читателем о вечном, а не о насущном. Поэтому лирика Тютчева до сих пор вызывает живой интерес у читающей публики.

Лирика Тютчева

При знакомстве со стихами Федора Ивановича кажется, что их истинную суть нам действительно не дано предугадать. Тютчев стихотворения свои обвивал метафорами и незаурядными образами. Его лирику можно определить как философскую, а центральные моменты — как идеи борьбы:

  • между человеком и природой;
  • между любовью и ненавистью;
  • между добром и злом.

Этой борьбе автор никак не дает утихнуть. Напротив, он питает ее своими мыслями и рифмованными строками. Распад пространства и времени, смерть Вселенной — таково мироощущение Тютчева.

В природе поэта привлекают проблемные, экстремальные ситуации — шторм, огонь, борьба стихий. В человеческой жизни — бой страстей, их «роковой поединок».

Никто не знает, как может отозваться слово, сказанное или написанное недавно, на следующий день или через несколько столетий. Поэт увековечил свои строки. Но мог ли он быть уверен, что будет получать отклик в сердцах читателей спустя почти два века? Конечно же, нет. Как раз этот вопрос позволяет определить тему стихотворения. Тютчев призывает задуматься о роли поэта и его творчества в жизни общества в целом и в судьбе отдельно взятого человека.

Жанр произведения — стихотворный афоризм, который надо отнести к философской лирике. Этот краткий стих раскрывает заявленную тему не хуже, чем это мог бы сделать длинный текст.

Композиция

Стихотворение Тютчева «Нам не дано предугадать» разделено на 2 части.

  1. В первой выражена мысль о том, что невозможно знать наперёд, какой будет реакция на произнесённое слово. Человеческая натура изменчива, так что отзыв о поэтических творениях непредсказуем. Обобщение «наше» свидетельствует о единстве поэта с людьми.
  2. Во второй части поэт пишет о сострадании, как о том, при помощи чего мы можем прощать другим их резкие высказывания. Под «благодатью» Тютчев подразумевает любовь Бога к человеку. Сочувствие, как считает поэт, — великая благодать. Итак, автор словно охватывает период, состоящий из двух частей: первая – причинная, вторая – следственная.
Читайте также:
Стихи Ф.И.Тютчева о природе.: сочинение

Стихотворение «Нам не дано предугадать» читается очень легко, несмотря на устаревшие обороты слов. Оно доступно для понимания каждому.

Стихотворение Ф.И. Тютчева «Нам не дано предугадать. » (восприятие, истолкование, оценка)

Ф.И. Тютчев вошел в историю русской поэзии как поэт-философ и поэт-психолог. В его творчестве наблюдается влияние лирики Пушкина, Лермонтова, Фета. Тютчев, как последний русский романтик, творивший в эпоху реализма, считается предвестником символизма и экзистенциализма в русской поэзии.

В лирике этого выдающегося поэта выделяются традиционные поэтические темы: пейзажная, любовная, гражданская, философская. Но в трактовке Тютчева они получают свое, неповторимое, индивидуальное звучание.

Ф.И. Тютчев (1803 — 1873) жил в эпоху мировых потрясений, изменений и катаклизмов. Этим, а также драматическими событиями в судьбе поэта, особенно в конце жизни, объясняется его трагическое мироощущение. Тютчев считает, что мир и человеческая жизнь, по большому счету, негармоничны и никогда не смогут достичь гармонии («Наш век», «Пророчество», «Кончен пир, умолкли хоры»). В этом дисгармоничном мире человек обречен чувствовать себя одиноким («Душа моя, элизиум теней…»)

Стихотворение «Нам не дано предугадать…» написано в конце жизни поэта — в 1869 году. Оно представляет собой философскую миниатюру – сжатую, краткую и очень выразительную. Можно сказать, что это наблюдение зрелого человека, прожившего долгую жизнь и имеющего большой опыт. Всего четыре строчки, но какой глубокий смысл в них заложен!

Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовется, —

И нам сочувствие дается,

Как нам дается благодать…

Это стихотворение представляет собой, на мой взгляд, некую загадку, ребус, в котором каждое слово имеет большое значение. Разгадав эту загадку, можно стать посвященным в еще одну тайну, закон жизни.

Рассмотрим первые две строки стихотворения:

Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовется…

Чье слово отзовется? Местоимение «наше» указывает на множественное число, значит, это философское раздумье касается не только автора, и даже не только его читателей, но и каждого человека, живущего в России и вообще на планете Земля.

Метафора «слово отзовется» заставляет задать следующий вопрос: отзовется где, в ком? Поэт использует в данном случае метафору одушевления, значит, на мой взгляд, он считает слово живой материей, способной влиять на людей. Возвышенный глагол «предугадать» усиливает магическое действие человеческого слова: оно способно, по мнению Тютчева, влиять как на повседневные события в жизни людей, так и на их судьбы в целом. А также на судьбы целых поколений — в зависимости от того, какой опыт, какое назидание оставят их предки. Это влияние, конечно же, может быть как положительным, так и отрицательным, но, в любом случае, оно всегда очень сильно.

Первая строка стихотворения представляет собой безличное предложение. Высшая божественная сила, по мнению Тютчева, управляет людьми, их действиями и поступками. Только Бог может знать, как «слово наше отзовется». Возможно, под его влиянием мы эти слова и произносим, ради каких-то неведомых нам целей, иногда — как бы помимо своей воли:

И нам сочувствие дается,

Как нам дается благодать…

В утешение той же Высшей силой (безличные предложения) нам дается «сочувствие». Как понимать это слово? Сочувствие – это и отзывчивое отношение к переживаниям других людей, и благожелательное отношение к ним.

Мне кажется, что здесь имеется в виду и то, и другое значение. Из-за того, что мы сами можем стать виновниками чьих-то переживаний и даже страданий, нам дается дар сочувствия – дар сопереживания другим людям. В то же время способность к сочувствию позволяет нам прощать друг друга: мы понимаем людей, которые делают нам плохо, и прощаем им, относимся к ним благожелательно. За это, а может быть, и просто из-за любви к любям Бог посылает нам свое сочувствие как благожелательное отношение. Недаром Тютчев использует в качестве завершающей строки сравнение «как нам дается благодать…» Благодать – сила, ниспосланная человеку свыше Богом. Здесь, как мне кажется, имеется в виду благодать и как дар человеческого сочувствия, и как любовь Бога к человеку.

Читайте также:
Лирика Ф.И. Тютчева в моем восприятии: сочинение

В синтаксическом плане стихотворение представляет собой сложную конструкцию – период. Он делится на две одинаково построенные части: сложноподчиненные предложения со сравнительными придаточными (с союзом «как»). Первая часть содержит в себе причину, а вторая – следствие.

Кроме синтаксического параллелизма, в стихотворении используется анафора (нам — нам, как – как нам). Произведение заканчивается умолчанием, которое выражается на письме многоточием. Это создает ощущение раздумья, многократно обдуманных мыслей, воплотившихся наконец в слове.

Данное произведение представляет собой четверостишие (катрен) с кольцевой рифмовкой, создающее ощущение цельности и законченности произведения.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Образы и символы

Образ лирического героя в стихотворении «Нам не дано предугадать», его рассуждения о силе слова и воздействии последнего на сознание окружающих людей позволяют говорить о большом опыте поэта. Он ведёт с читателем разговор о духовно-нравственных ценностях и убеждает в том, что слово призвано вызывать сочувствие в сердцах людей.

Лирический герой призывает людей к гуманности и сдержанности, такту и терпимости. Он мудр и добр, склонен прощать и смиряться. Тональность стихотворения спокойная, чуть-чуть назидательная.

Тест по стихотворению

  1. Вопрос 1 из 7

В каком году было написано стихотворение «Нам не дано предугадать»?

Начать тест(новая вкладка)

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

Темы, проблемы и настроение

Основная тема стихотворения «Нам не дано предугадать» — размышления о силе и роли слова в жизни людей. Тютчев рассуждает о влиянии на жизнь людей его творчества. Поэт также отвечает на «вечный» вопрос о том, возможно ли с помощью слова сделать мир лучше. Его ответ утвердителен – да, возможно.

Последствия неосторожного слова — вот основная проблема стихотворения «Нам не дано предугадать». Автор обращает наше внимание на то, что каждую фразу необходимо сначала взвесить и обдумать, ведь мы даже не представляем, к чему может привести наша неосторожность.

Немного о Тютчеве-философе

В анализе стихотворения «Нам не дано предугадать» можно немного рассказать о другой, менее известной общественности стороне поэта. Федор Тютчев был не только поэтом, но и дипломатом — около 20 лет он представлял интересы России в других странах. Поэтому он, как никто другой, понимал, как много значит слово.

Тютчев стремился к внутренней гармонии, невзирая на все волнения общественной жизни. В своих мемуарах он пишет о минутах просветления, когда ему становится все очевидным. И свои мысли тогда он записывал в виде стихов. Хорошим примером философских размышлений служит написанное в 1869 г. стихотворение «Нам не дано предугадать», анализ которого описывается в этом тексте.

Основная идея

Смысл стихотворения «Нам не дано предугадать» состоит в том, что каждое наше слово должно быть проникнуто, прежде всего, сочувствием, ведь это самое ценное чувство, что дается человеку на Земле. Не стоит гнаться за самоутверждением и гордыней, выражать словами гнев и злобу. Необходимо осторожно подбирать их и не использовать во вред. Последствия ошибки губительны, и наш ум не в состоянии их оценить.

Кроме того, автор намекает, что невозможно выразить состояние своей души словами. Эта же главная мысль звучит также и в некоторых других его произведениях («Silentium!», «Когда сочувственно на наше слово…», «Душа моя, Элизиум теней…»).

Структурный анализ стихотворения

Произведение написано с использованием классического катрена, который более известен как четырехстопным ямбом. Для этого варианта характерна кольцевая рифмовка, а для подчеркивания основной мысли используются как метафоры, так и сравнения и анафоры.

Стихотворение краткое, и всего в нескольких строчках автор постарался высказать невероятно глубокие собственные ощущения и философскую позицию касательно отношений между людьми. Тут раскрывается романтическая натура, которая стремится к гармонии и невожможности ее обретения при общении с его окружением.

Нужно отметить, что эта тема не впервые поднимается в русской поэзии, поскольку нежные натуры поэтов достаточно сложно адаптируются в мире других людей, и очень чутко воспринимают все проблемные моменты при разговорах с окружающими. Тютчев не единственный, кто уже размышлял на эту тему, но он постарался максимально емко выразить свою мысль всего в нескольких строках.

Основная мысль поэта заключается в том, что необходимо каждому человеку нести строгую ответственность за те слова, которые он говорит другим. Центральными можно считать в данной стихотворной композиции слова «Слово» и «Отзовется», а также обращает внимание на себя акцентирование на слове «Благодать», которое отождествляется со словом «Сочувствие».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: