Стихотворение Ф. И. Тютчева Нам не дано предугадать (восприятие, истолкование, оценка): сочинение

«Нам не дано предугадать» – анализ стихотворения Ф.И. Тютчева

История создания

Тютчев написал стихотворение в 1869 году. Оно относится к позднему периоду его творчества. Поэт находился в Санкт-Петербурге и много размышлял на философские темы. Долгое время текст нигде не публиковался, свет его увидел только в 1903 году. Он появился в альманахе «Северные цветы».

Стих является отражением жизненного опыта Федора Ивановича Тютчева. В нем мужчина показал себя как поэта и дипломата. Смысл произведения очень простой — любое слово может как убить, так и поддержать, поэтому нужно относиться к своей речи очень внимательно. Нечаянно брошенная фраза способна привести к серьезным проблемам.

Полностью стихотворение Тютчева «Нам не дано предугадать» легко прочитать. В нем всего четыре строчки, но это не умаляет достоинств произведения. Текст может отозваться в душе каждого человека.

Жанр стихотворения — философская лирика. На это указывают следующие моменты:

  1. Размышления о высоких материях.
  2. Необратимость реальной жизни.
  3. Важность духовного начала.

Работу Тютчева называют стихотворным афоризмом. Мысли поэта выражены кратко и емко, они понятны каждому читателю.

Краткий анализ

В первой строчке поэт подводит небольшой итог и приходит к выводу — нельзя предугадать последствия сказанных фраз. Они могут быть негативными или позитивными, бывает, их действие проявляется не сразу.

Далее поэт указывает, что именно слова оказывают большое влияние на жизнь людей. Они могут вызывать хорошие и плохие чувства, ранить и поддерживать, поэтому нужно быть аккуратнее с высказываниями.

Две последние строчки позволяют понять, что кроме слов человеку дается способность испытывать добрые чувства. С их помощью можно помогать другим людям, поэтому поэты и писатели через свои произведения оказывают воздействие на читателей.

Тема стихотворения Тютчева — размышления о роли человека в мире, о его поступках и их последствиях.

Художественные средства

В тексте использовано не так много средств выразительности. Здесь встречается развернутое сравнение. В нем поэт сравнивает благодать и сочувствие — эти два чувства могут посещать человека в одинаковой мере. Часто они появляются после случайных фраз, необдуманных слов, поэтому нужно уметь сочувствовать собеседнику, радоваться с ним и разделять успех.

Во второй строчке содержится метафора: «Как наше слово отзовется». В ней видно, что поэт оживлял речь, придавал ей большое значение. Одно слово может кардинально изменить ситуацию, в дипломатии это имеет особый смысл. Во второй и четвертой строках есть анафора — повторение языковых элементов. Тютчев не зря выделил «как» — это облегчает восприятие текста.

В стихотворении используется возвышенная лексика — она подчеркивает важность мыслей автора, его стремление к духовному началу. Композицию текста условно можно разделить на две части — в первой поэт указывает на изменчивость человеческой натуры, во второй — говорит о надежде на пробуждение добрых чувств.

В стихотворении есть небольшая недосказанность, поэт дает читателю право развить его мысль. В своей работе Тютчев показал важность литературы: с помощью правильных слов надо менять мир.

В школе ученики пишут разные сочинения, в которых нужно рассуждать на определенные темы, например, прав ли был Тютчев, насколько важны слова в повседневной жизни. Школьник может вспомнить случай, который произошел недавно в его жизни. Ситуация должна подтверждать его точку зрения, например, что случайное слово может поддержать человека или расстроить его. Чтобы было легче писать работу, нужно составить план.

Работы Тютчева не теряют своей актуальности. В 1984 году состоялась премьера фильма, который получил название «Нам не дано предугадать». В нем рассказывалась история любви в осажденном Ленинграде.

Анализ стихотворения Тютчева Нам не дано предугадать

Анализ Стихотворения Тютчева «Нам не дано предугадать…»

Стихотворение «Нам не дано предугадать…». Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «Нам не дано предугадать» было написано Ф.И. Тютчевым в 1869 году. Впервые было опубликовано в аль­манахе «Северные цветы» за 1903 год.

Произведение относится к философской лирике, жанр его — стихотворный афоризм.

Это философское размышление поэта о роли слова, о жизни, об отношениях людей. Исследователи отмечали, что ключевые понятия в этом стихотворении — «слово», «сочувствие» и «бла­годать». Стихотворение состоит из единой строфы, одного чет­веростишия, несущего в себе законченную мысль. Оно представ­ляет собой предложение-период. Условно мы можем выделить в нем две части. Первая часть — это некое утверждение поэтом непредсказуемости человеческих реакций:

Нам не дано предугадать,

Как наше слово отзовется…

Причем здесь речь идет и о человеческом общении в целом, и о роли поэтического слова, об отражении жизни в художествен­ных образах, о восприятии публикой искусства.

Эта проблема всегда была актуальна для русской поэзии. Так, В.А. Жуковский в стихотворении «Невыразимое» говорит о не­возможности выразить в искусстве всю полноту и яркость жиз­ни, собственную душу:

Читайте также:
Художественная интерпретация стихотворения Ф. И. Тютчева К.Б. (Я встретил вас и все былое): сочинение

Едва-едва одну ее черту

С усилием поймать удастся вдохновенью…

Но льзя ли в мертвое живое передать?

Невыразимое подвластно ль выраженью?

Ф.И. Тютчев же размышляет о том, что истинные мысли и чувства невозможно выразить в слове. Об этом писал он в стихот­ворении «Silentium!»:

Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

Поймет ли он, чем ты живешь?

Мысль изреченная есть ложь…

Этими же настроениями проникнуто и стихотворение «Нам не дано предугадать…». Вторая часть строфы представляет собой следствие, результат первой:

И нам сочувствие дается,

Как нам дается благодать…

Здесь речь идет о человеческих реакциях, отзывах на наше слово, — о сочувствии, сострадании, доброте. Это приравнено поэтом к «благодати». Что же подразумевает он под этим поня­тием? Очевидно, любовь Бога к человеку. По мысли Тютчева, сочувствие и доброе отношение окружающих — это великая бла­годать для человека.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом, это катрен с кольцевой рифмовкой. Поэт использует немногочисленные тропы — метафору, развернутое сравнение и анафору.

Произведение мы можем рассматривать в контексте фило­софских размышлений поэта о роли слова в нашей жизни, о не­возможности выразить свою личность и душу в искусстве и про­стом человеческом общении — стихотворений «Silentium!», «Ког­да сочувственно на наше слово…», «Душа моя, Элизиум теней…». Во всех этих стихотворениях раскрывается мироощущение По­эта-романтика, звучит мысль о невозможности обретения гар­монии в человеческом общении.

Здесь искали:
  • нам не дано предугадать анализ
  • Анализ стихотворения нам не дано предугадать
  • нам не дано предугадать

Анализ Стихотворения Тютчева «Нам не дано предугадать…»

Стихотворение «Нам не дано предугадать…». Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «Нам не дано предугадать» было написано Ф.И. Тютчевым в 1869 году. Впервые было опубликовано в аль­манахе «Северные цветы» за 1903 год.

Произведение относится к философской лирике, жанр его — стихотворный афоризм.

Это философское размышление поэта о роли слова, о жизни, об отношениях людей. Исследователи отмечали, что ключевые понятия в этом стихотворении — «слово», «сочувствие» и «бла­годать». Стихотворение состоит из единой строфы, одного чет­веростишия, несущего в себе законченную мысль. Оно представ­ляет собой предложение-период. Условно мы можем выделить в нем две части. Первая часть — это некое утверждение поэтом непредсказуемости человеческих реакций:

Нам не дано предугадать,

Как наше слово отзовется…

Причем здесь речь идет и о человеческом общении в целом, и о роли поэтического слова, об отражении жизни в художествен­ных образах, о восприятии публикой искусства.

Эта проблема всегда была актуальна для русской поэзии. Так, В.А. Жуковский в стихотворении «Невыразимое» говорит о не­возможности выразить в искусстве всю полноту и яркость жиз­ни, собственную душу:

Едва-едва одну ее черту

С усилием поймать удастся вдохновенью…

Но льзя ли в мертвое живое передать?

Невыразимое подвластно ль выраженью?

Ф.И. Тютчев же размышляет о том, что истинные мысли и чувства невозможно выразить в слове. Об этом писал он в стихот­ворении «Silentium!»:

Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

Поймет ли он, чем ты живешь?

Мысль изреченная есть ложь…

Этими же настроениями проникнуто и стихотворение «Нам не дано предугадать…». Вторая часть строфы представляет собой следствие, результат первой:

И нам сочувствие дается,

Как нам дается благодать…

Здесь речь идет о человеческих реакциях, отзывах на наше слово, — о сочувствии, сострадании, доброте. Это приравнено поэтом к «благодати». Что же подразумевает он под этим поня­тием? Очевидно, любовь Бога к человеку. По мысли Тютчева, сочувствие и доброе отношение окружающих — это великая бла­годать для человека.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом, это катрен с кольцевой рифмовкой. Поэт использует немногочисленные тропы — метафору, развернутое сравнение и анафору.

Произведение мы можем рассматривать в контексте фило­софских размышлений поэта о роли слова в нашей жизни, о не­возможности выразить свою личность и душу в искусстве и про­стом человеческом общении — стихотворений «Silentium!», «Ког­да сочувственно на наше слово…», «Душа моя, Элизиум теней…». Во всех этих стихотворениях раскрывается мироощущение По­эта-романтика, звучит мысль о невозможности обретения гар­монии в человеческом общении.

Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Нам не дано предугадать»

Анализ стихотворения Нам не дано предугадать следует начать с того, что это произведение было написано Ф. Тютчевым в 1869 году, незадолго до смерти поэта и уже близко к концу его творческого пути. Оно и по форме является своеобразным подведением итогов, созданным на вершине творческого расцвета Тютчева, и потому зрелым и безупречным по своей структуре.

Смысл, вложенный в него поэтом, и сейчас остается актуальным и имеющим значение для современных писателей. Таким образом, почти за сто пятьдесят лет, которые эти слова пережили, они все еще не устарели, и вряд ли это произойдет когда-либо в будущем.

Читайте также:
Ф. И. Тютчев — поэт чистого искусства: сочинение

Чтобы сделать дальнейший анализ стихотворения Нам не дано предугадать, обратимся непосредственно к тексту произведения.

Обобщение «наше слово», которое дает Федор Тютчев в самом начале своего стихотворения, сразу же отсылает нас к некой объединенности, общности поэта с прочими окружающими людьми, а заодно подчеркивает, что любые слова, не только принадлежащие великим поэтам или писателям, могут оказать поистине магическое воздействие, и требуют большой осторожности в обращении с ними. Отсутствие определение того, в ком именно отозваться может слово, также имеет важное значение – это дает нам понять, что слова могут подействовать не только на конкретных людей и тех, кто находится в непосредственной близости с говорящим или пишущим, но оказать влияние на всех людей, включая далеких потомков. Творчество самого Ф. Тютчева стало тому наглядным примером.

Потом поэт переходит сразу как к упоминанию некой высшей силы, которой даруется сострадание, так и к разговору о сострадании вообще. Он называет его в качестве того, что может уберечь от пагубного разрушительного влияния неосторожных слов, ведь именно при помощи сострадания человек может понять другого человека и простить ему резкие слова.

Что касается синтаксической структуры предложения, то тут Федор Тютчев использует одну из сложнейших конструкций – период, делящийся на две части, одна из которых причинная, а вторая – следственная. Это необычно, но, благодаря строгой выдержанности всех элементов конструкции, а также синтаксическому параллелизму и употреблению анафоры, рассматриваемое стихотворение Ф. Тютчева производит впечатление четкой и законченной композиции, целиком выразившей сложную мысль.

К-во Просмотров: 8663

Если вы ищите где нийти или скачать Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Нам не дано предугадать», то Вам точно к нам!

«Нам не дано предугадать…» Ф.Тютчев

«Нам не дано предугадать…» Федор Тютчев

Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется,-
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать…

Анализ стихотворения Тютчева «Нам не дано предугадать…»

Имя Федора Тютчева связано не только с литературой, но и с русской дипломатией, так как этот человек почти 20 лет представлял интересы России за рубежом. Однако мало кто знает о том, что Тютчев был не только поэтом-романтиком и известным государственным деятелем, но и философом, который стремился к внутренней гармонии, несмотря на хаос окружающего мира. Впрочем, сам поэт был убежден в том, что каждый русский человек по своей натуре является философом, потому что умеет постичь тайный и глубинный смысл жизни, совершенно не стремясь к этому.

В качестве примера Тютчев в своих мемуарах неоднократно ссылается на собственную жизнь, отмечая, что ему свойственны минуты просветления, когда внутреннему взору открывается некая непреложная истина. В такие моменты поэт часто формулировал свои мысли в стихотворной форме, и примером тому может служить произведение под названием «Нам не дано предугадать…», написанное в 1869 году. К этому времени Тютчев, по собственному признанию, ощущал себя «глубоким стариком», который набрался опыта и мудрости, но не сумел ими воспользоваться для собственного блага.

Первые сточки этого короткого четверостишия носят обобщающий характер, так как поэт выступает не от собственного имени, а от лица всех людей, утверждая: «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется». В эту фразу автор вкладывает огромный смысл, считая, что язык дан человеку для не только для общения, но и для управления миром. Действительно, при помощи слов можно возвысить своего ближнего или же уничтожить его. изменить ход истории, предотвратить любую катастрофу или же, наоборот, разжечь кровавую войну. О силе слова Тютчев-поэт и Тютчев-дипломат знает не понаслышке. Но при этом автор убежден, что человек не в состоянии оценить этот могущественный дар, он не умеет управлять словом и не знает, каковы будут последствия, если его произнести.

В этом Тютчев видит высший промысел, потому что умение управлять словами дается лишь избранным – тем, кто действительно этого достоин. Иначе само слово утратило бы свою значимость, превратившись вместо грозного оружия в детскую игрушку, которая не в состоянии повлиять на мысли и чувства окружающих. Всем же остальным в утешение «сочувствие дается, как нам дается благодать». Эта фраза означает, что слова способны пробуждать в человеческой душе все самое светлое и доброе, что скрыто под слоем напускного безразличия. И это следует воспринимать как высший дар и Божью благодать.

Стихотворение Ф.И. Тютчева «Нам не дано предугадать. » (восприятие, истолкование, оценка)

Ф.И. Тютчев вошел в историю русской поэзии как поэт-философ и поэт-психолог. В его творчестве наблюдается влияние лирики Пушкина, Лермонтова, Фета. Тютчев, как последний русский романтик, творивший в эпоху реализма, считается предвестником символизма и экзистенциализма в русской поэзии.

Читайте также:
Стихотворение Ф. И. Тютчева Silentium! (восприятие, истолкование, оценка) (мини-сочинение): сочинение

В лирике этого выдающегося поэта выделяются традиционные поэтические темы: пейзажная, любовная, гражданская, философская. Но в трактовке Тютчева они получают свое, неповторимое, индивидуальное звучание.

Ф.И. Тютчев (1803 – 1873) жил в эпоху мировых потрясений, изменений и катаклизмов. Этим, а также драматическими событиями в судьбе поэта, особенно в конце жизни, объясняется его трагическое мироощущение. Тютчев считает, что мир и человеческая жизнь, по большому счету, негармоничны и никогда не смогут достичь гармонии («Наш век», «Пророчество», «Кончен пир, умолкли хоры»). В этом дисгармоничном мире человек обречен чувствовать себя одиноким («Душа моя, элизиум теней…»)

Стихотворение «Нам не дано предугадать…» написано в конце жизни поэта – в 1869 году. Оно представляет собой философскую миниатюру – сжатую, краткую и очень выразительную. Можно сказать, что это наблюдение зрелого человека, прожившего долгую жизнь и имеющего большой опыт. Всего четыре строчки, но какой глубокий смысл в них заложен!

Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовется, –

И нам сочувствие дается,

Как нам дается благодать…

Это стихотворение представляет собой, на мой взгляд, некую загадку, ребус, в котором каждое слово имеет большое значение. Разгадав эту загадку, можно стать посвященным в еще одну тайну, закон жизни.

Рассмотрим первые две строки стихотворения:

Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовется…

Чье слово отзовется? Местоимение «наше» указывает на множественное число, значит, это философское раздумье касается не только автора, и даже не только его читателей, но и каждого человека, живущего в России и вообще на планете Земля.

Метафора «слово отзовется» заставляет задать следующий вопрос: отзовется где, в ком? Поэт использует в данном случае метафору одушевления, значит, на мой взгляд, он считает слово живой материей, способной влиять на людей. Возвышенный глагол «предугадать» усиливает магическое действие человеческого слова: оно способно, по мнению Тютчева, влиять как на повседневные события в жизни людей, так и на их судьбы в целом. А также на судьбы целых поколений – в зависимости от того, какой опыт, какое назидание оставят их предки. Это влияние, конечно же, может быть как положительным, так и отрицательным, но, в любом случае, оно всегда очень сильно.

Первая строка стихотворения представляет собой безличное предложение. Высшая божественная сила, по мнению Тютчева, управляет людьми, их действиями и поступками. Только Бог может знать, как «слово наше отзовется». Возможно, под его влиянием мы эти слова и произносим, ради каких-то неведомых нам целей, иногда – как бы помимо своей воли:

И нам сочувствие дается,

Как нам дается благодать…

В утешение той же Высшей силой (безличные предложения) нам дается «сочувствие». Как понимать это слово? Сочувствие – это и отзывчивое отношение к переживаниям других людей, и благожелательное отношение к ним.

Мне кажется, что здесь имеется в виду и то, и другое значение. Из-за того, что мы сами можем стать виновниками чьих-то переживаний и даже страданий, нам дается дар сочувствия – дар сопереживания другим людям. В то же время способность к сочувствию позволяет нам прощать друг друга: мы понимаем людей, которые делают нам плохо, и прощаем им, относимся к ним благожелательно. За это, а может быть, и просто из-за любви к любям Бог посылает нам свое сочувствие как благожелательное отношение. Недаром Тютчев использует в качестве завершающей строки сравнение «как нам дается благодать…» Благодать – сила, ниспосланная человеку свыше Богом. Здесь, как мне кажется, имеется в виду благодать и как дар человеческого сочувствия, и как любовь Бога к человеку.

В синтаксическом плане стихотворение представляет собой сложную конструкцию – период. Он делится на две одинаково построенные части: сложноподчиненные предложения со сравнительными придаточными (с союзом «как»). Первая часть содержит в себе причину, а вторая – следствие.

Кроме синтаксического параллелизма, в стихотворении используется анафора (нам – нам, как – как нам). Произведение заканчивается умолчанием, которое выражается на письме многоточием. Это создает ощущение раздумья, многократно обдуманных мыслей, воплотившихся наконец в слове.

Данное произведение представляет собой четверостишие (катрен) с кольцевой рифмовкой, создающее ощущение цельности и законченности произведения.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Послушайте стихотворение Тютчева Нам не дано предугадать

Человек и природа в лирике Тютчева сочинение

Федор Тютчев, как и большинство поэтов, прекрасно чувствовал природу, её взаимодействие с человеком. Однако каждый поэт вносит свой оттенок в картину «взаимоотношений» природы и человека.

Читайте также:
Поэт гармонии и красоты (по лирике Ф. И. Тютчева): сочинение

У Федора Ивановича достаточно много стихов на эту тему. Пожалуй, самое известное, это – «Душа хотела б…». Эта «героиня», как часть самого человека, хотела бы стать частью природы. Но светить не, как полагается, ночью, а днём, чтоб её видели все. Почти солнцем она собирается стать! То есть она б нарушила законы природы – стало б два солнца. Но это, конечно, лишь мечта души, как и мечта человека – «улучшить» природу. Сам поэт, по-моему, тут иронизирует.

Тютчев практически боготворит природу, так её красиво описывает. Вот в «Святых горах» он называет ночь «обаятельной тайной». Для него природа точно храм, в этом стихотворении горы слышат псалмы, утёс чудесный крест держит высоко. Получается, что гармонична природа и духовна!

В стихотворении «Могила Наполеона» речь, вообще могла не идти о природе, но тут практически только о ней и речь. Весна тут сравнивается опять с душой, но это душа не человека, а как бы природы. И ещё она всё оживляет. Показано пробуждение местности, красота её. И тут идёт сравнение с героем былых лет, с Наполеоном. Его слава отшумела, а природа возрождается снова и снова у его могилы. В том-то и дело, что человеческий век не такой долгий по сравнению с окружающим миром. Это не вызывает злости Тютчева, а только восхищение.

В то же время чудеса природы часто мимолетны, их важно человеку заметить. Вот в «Как неожиданно…» показано появление внезапное после бури радуги. И Тютчев прямо призывает своего читателя ловить момент чуда.

Силу природы сравнивает поэт с любовью. Очеловечив, например, солнце в стихотворении «Проходя…» он подчеркивает, что оно и не знает, что только его лучи даруют всему пищу, свет, жизнь. И Федор Михайлович говорит, что его возлюбленная, как светило, тоже дарит ему вдохновение одним своим взглядом.

Часто в его стихах явления природы действуют, как люди. К примеру, в «Ещё шумел» и солнце сторожит сон поэта, и тени ходят по саду.

В общем, Тютчев боготворит силы природы, но не принижает человека в сравнении с ней, но призывает его радоваться даже мимолетному.

Сочинение Человек и природа в творчестве Тютчева

Основная тема творчества Фёдора Тютчева — это природа. Перу автора принадлежит множество чудесных произведений о красоте родной земли. Важное место в лирике поэта занимает и проблема взаимоотношений человека и природы.

По мнению литератора, главная беда современного человека — это его разрыв с природой. Человечество придумало множество приспособлений, которые позволяют ему обмануть природу, обойти неблагоприятные условия — холод, дождь, зной. По мнению поэта, это негативно сказывается на душевном состоянии человека — он не может обрести внутренний покой. Человек и природа должны быть едины, по убеждению Фёдора Тютчева. Каждому из нас необходимо делать шаги к единению с природой, помогать ей, и тогда она поможет нам обрести счастье и гармонию.

Отличительная черта лирики Фёдора Тютчева — это философское отношение к окружающей его действительности, в том числе и к природе. Она тоже выступает философским символом, знаком. Литератор видит в природе черты жизни человеческой — она также живёт, меняется и переходит из одного состояния в другое. В каждом времени года поэт видит черты человеческой жизни. Осень — это момент старения, увядания, однако, автор не наделяет его негативными чертами. Наоборот, писатель изображает осень благородной и светлой. Зима — это время спячки, отдыха. Весна — долгожданный момент пробуждения. Это и рождение новых идей, замыслов, момент творческого подъёма. Лето — время расцвета жизни, самых лучших моментов и событий.

В лирике Тютчева природа отражает состояния и чувства человека. Когда человеку грустно, то описывается дождливый, туманный и хмурый пейзаж. Когда человеку весело, наоборот, используются яркие краски и образы в описании природы — тёплое солнце, разнотравные и пёстрые луга и поля, статные раскидистые кроны деревьев. Это подтверждает ту мысль поэта, что человек и природа — единое целое, поэтому они понимают друг друга и помогают друг другу.

Для Тютчева природа — это кладезь мудрости. Она может дать человеку ответ на любой вопрос, помочь ему найти выход в сложной жизненной ситуации. И именно поэтому поэт считает, что природа всё делает верно и не совершает ошибок. Именно поэтому человеку следует брать с неё пример.

В лирике Фёдора Тютчева природа — это главный лирический герой. Человек всегда вступает с ней во взаимодействие, но каким будет их общение зависит только от него.

3 вариант

Все творчество Тютчева некоторое время было скрыто. Его открыли лишь в 19 веке, во второй половине. К этому времени для поэта его творчество уже не представляло какой-то ценности. Тютчев не ставил его как свое достижение в жизни. Много лучших известных нам сегодня произведений вышли в свет благодаря его дочери. Именно она хранила и собирала ненужные для поэта бумажки и записи на клочках. Также во многом постарались и друзья Тютчева, способствуя публикации его работ. Когда ценители литературы увидели его первый сборник, то он был оценен очень высоко. Специалисты смело говорили, что в русской литературе появилась новая восходящая звезда.

Читайте также:
Любовь и природа в творчестве Ф. И. Тютчева: сочинение

Русскую поэзию невозможно представить без того вклада, а именно лирического вклада, который внес Тютчев. В своих стихотворениях поэт старается совместить некие философские рассуждения и глубину мысли. Множество строк Тютчев посвятил природе и человеку. Эти две составляющие едины, но иногда в лирике поэта они могут противоречить.

В описании природы поэт использует красочные и живые слова. Природа в произведениях Тютчева оживает, у нее своя жизнь. Природа просто наделяется человеческими качествами, она как человек, единое создание. Этот прием можно увидеть в произведении «Летний вечер». Также схожее по смыслу стихотворение «Осенний вечер» передает насыщенность природы человеческими качествами и наоборот. Показанный осенний вечер, не только кажется живым, но и не зависимым существом. Вообще вся природа в стихотворении живая.

Поэт не только использует красивые слова для оживления природы, но он еще и придает ей движения. Читатель может насладиться не какими-то конкретными пейзажами, а моментами разнообразными, не похожими друг на друга. Например, произведение «Вчера, « в котором описывается луч солнца можно увидеть такой прием. Этот луч проникает в комнату, на стены, и на другие предметы дома. Луч движется. Природа в стихотворениях Тютчева оживлена, но не вся. Он не уделяет внимание обыденным вещам, которые итак все видят, он выделяет только самые светлые и необычные моменты.

В сумме все стихотворения поэта имеют жирную параллель между душой человека и природой. В этом с поэтом схож Шеллинг, который был уверен в том, что есть только одна душа в мире, а в ней уже находимся мы, природа и человек.

Вся природа в «тютчевских» стихотворений существует на грани уничтожения. Ведь автор любит такие образы как гроза, ливень или даже буря. Автор дает понять, что только критические моменты и вероятность уничтожения могут проявить в природе и человеке самые светлые и добрые качества. Без сомнений в этом аспекте Тютчев и является уникальным и не похожим на остальных поэтов того времени.

Также читают:

Картинка к сочинению Человек и природа в лирике Тютчева

Популярные сегодня темы

Любовь – это чувство, которое по истине можно назвать великим. Оно раскрывает скрытые стороны человека и грани характера, которые раньше не было видно. Писатели используют это чувство, чтобы раскрыть внутренний мир героев

Тут забавная «говорящая» фамилия действует, скорей, по контрасту. Это не псевдоним, не попытка «примазаться» к простым рабочим классам. Герой с этой фамилией немного прибедняется, конечно

Шукшин написал огромное количество разных произведений и каждое из них достойно внимания. В этой статье будет рассказано об одном произведении «Гринька Малюгин».

Сочинение будет посвящено детству Чичикова, которое нельзя отнести к безмятежным и радостным, наполненным веселыми играми, воспоминаниями о теплых семейных праздниках, веселых моментах.

Музыка играет огромную роль в жизни человека и это не удивительно. Музыка идет с нами по жизни. Например, когда в семье рождается ребенок, мама перед сном поет колыбельную песенку и дитя сладко засыпает.

Человек и природа в лирике Тютчева

Лирика Тютчева – явление вневременное

По духу, по отношению к жизни – Федор Тютчев поэт современный, так пронзительно и своевременно звучат сегодня вопросы вечности мира, размышления о месте человека во Вселенной, о радости и счастье, даруемых любовью и природой, о переживаниях и страданиях человеческих, которых не избежать в жизни. Человек и природа в лирике Тютчева занимают особое место: они всегда как будто вне эпохи, вне конкретного времени. Важен и интересен для него внутренний мир и развитие, ведь в представлении Тютчева природа и человек – части единого целого.

Тема человека и природы в лирике Тютчева

Пейзажная лирика поэта.

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…

Природа для поэта всегда живая, мыслящая и чувствующая, и поэтически это выражается разноплановыми метафорами: «лазурь небесная смеется», «солнце … взглянуло исподлобья на поля», «раскаты громовые все сердитей и смелей», «деревья радостно трепещут, купаясь в небе голубом».

Читайте также:
Стихотворение Ф. И. Тютчева Не то, что мните вы, природа (восприятие, истолкование, оценка): сочинение

Всегда разнообразны и точны, а иногда и неожиданны эпитеты: «усыпительно-безмолвны» нивы, вечер то «…младенчески-беспечный», то «бешено-игривый», осенних вечеров «умильная, таинственная прелесть», «беспредельная мгла» осени.

Сравнения, употребляемые Тютчевым, часто нетрадиционны, и потому придают стихотворениям особую художественную прелесть: сияние Белой горы, «как откровенье неземное», звезды горят, «как в первый день созданья», а хмурая ночь, «как зверь стоокий, глядит из каждого куста».

Пейзажи и описания натуры так емки, многогранны и глубоки, что рисуют в воображении читателя полноценные, будто им самим увиденные картины. Стоит только прочесть, например, строки:

Уж солнца раскаленный шар
С главы своей земля скатила,
И мирный вечера пожар
Волна морская поглотила,

или с детства знакомое:

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит —
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит

И вот уже из разряда читателей мы незаметно и как-то мгновенно становимся участниками, благодарными созерцателями происходящего в природе

Но каким бы точным и ярким не было описание у Тютчева, в нем всегда есть еще что-то, заставляющее задуматься об услышанном, некий более глубокий смысл.

Природа в лирике Тютчева как часть мироздания

Для такого мастера, как Тютчев, простое описание, констатация факта существования живой природы, ее красоты были бы слишком просты. Да, поэт всегда любуется, восхищается и благоговеет перед природой, но самое важное, начиная с ранних стихотворений – раздумья о мире, возможность проникновения в тайны бытия.
Поэт мыслит и чувствует значительно объемнее, глубже, мир природы и человека в лирике Тютчева – часть мироздания, Космоса, вечность которого несомненна. Именно поэтому в стихотворениях его всегда есть философский смысл. «Все во мне, и я во всем!

Чудный день! Пройдут века –
Так же будут, в вечном строе,
Течь и искриться река
И поля дышать на зное.

Былое – было ли когда?
Что ныне – будет ли всегда.
Оно пройдет –
Пройдет оно, как всё прошло,
И канет в темное жерло –
За годом год.
За годом год, за веком век…
…Но с новым летом – новый злак
И лист иной.
И снова будет всё, что есть,
И снова розы будут цвесть,
И терны тож…

Мир природы и человека в лирике Тютчева – единое целое

Мир природы и человека в лирике Тютчева растворяются друг в друге. Переживания, душевное состояние лирического героя, сложный и противоречивый внутренний мир человека поэт передает, используя образы природы, и история человека в творчестве Тютчева рассматривается именно через призму его связи с природой, через понимание быстротечности земной жизни и вечности жизни вселенской.
Природа всегда беспристрастна – это убеждение поэта, из которого появляются строки:

Природа знать не знает о былом,
Ей чужды наши призрачные годы,
И перед ней мы смутно сознаем
Себя самих – лишь грезою природы.
Поочередно всех своих детей,
Свершающих свой подвиг бесполезный,
Она равно приветствует своей
Всепоглощающей и миротворной бездной.

Поэтому и на течение истории сам поэт, как правило, взирает бесстрастно, отстраненно, понимая, что они не могут изменить равновесия природы и всего мироздания.
Обращаясь, например, к декабристам, говорит:

Вы уповали, может быть,
Что станет вашей крови скудной,
Чтоб вечный полюс растопить!
Едва, дымясь, она сверкнула
На вековой громаде льдов,
Зима железная дохнула –
И не осталось и следов.

С другой стороны, стать свидетелем исторических коллизий значит для человека ищущего, знающего о вечности Вселенной приобщение к процессу миротворчества. «Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые!»

Так, как показывает Тютчев изменчивый мир природы: не стоящий на месте, с его бурями и штилями, упорядоченностью и хаосом, – так видит и стремится передать мятущийся мир человеческой души. Поэт отдает должное ценности жизни человека, его способности мыслить, творить, но отчетливо видит беспомощность перед стихиями в его собственной душе.

Невозмутимый строй во всем,
Созвучье полное в природе, –
Лишь в нашей призрачной свободе
Разлад мы с нею сознаем.

Откуда, как разлад возник?
И отчего же в общем хоре
Душа не то поет, что море,
И ропщет мыслящий тростник?

В поэзии Тютчева присутствует множество контрастов, противоборствующих сил: хаос – гармония, день – ночь, земля – небо, но эти понятия не отождествляются с добром – злом. Они противопоставлены и взаимосвязаны одновременно, перетекают одно в другое, отражаются друг в друге, не существуя обособленно. Так, например, «певучесть есть в морских волнах, гармония в стихийных спорах».

Находящиеся в вечной борьбе светлые и темные стороны души для Тютчева равноценны, как день и ночь, они – проявление природы человеческой, но именно в борьбе человек может найти свой путь. «Два голоса» всегда звучат внутри нас, и выбрать, просто плыть по течению, или в борьбе преодолевать обстоятельства и совершенствоваться, не стремясь к покою, искать смысл существования на Земле удел только лишь человека.

Мужайтесь, о други, боритесь прилежно,
Хоть бой и неравен, борьба безнадежна!

Мужайтесь, боритесь, о храбрые други,
Как бой ни жесток, ни упорна борьба!
Над вами безмолвные звездные круги,
Под вами немые, глухие гроба.
Пускай олимпийцы завистливым оком
Глядят на борьбу непреклонных сердец.
Кто ратуя пал, побежденный лишь Роком,
Тот вырвал из рук их победный венец.

Отнюдь не всегда поэт оптимистичен, философские раздумья о тайнах мирозданья тревожат его, а с течением времени и угнетают. Порой в поисках смысла жизни, в минуты отчаяния он начинает сомневаться в нужности исканий.

Бесследно всё – и так легко не быть!
При мне иль без меня – что нужды в том?
Всё будет то ж – и вьюга так же выть,
И тот же мрак, и та же степь кругом.

Но даже в эти мгновения, предположив, что в действительности загадок не существует, Тютчев все равно считает природу сфинксом, к чьей тайне можно приблизиться, но не постичь.

Природа — сфинкс. И тем она верней
Своим искусом губит человека,
Что, может статься, никакой от века
Загадки нет и не было у ней.

И все-таки желание познать истинные тайны существования мира, уверенность в целостности мира, в том, что человек един с природой, острота чувств и восприятия окружающего не оставляют Тютчева:

Чему бы жизнь нас ни учила,
Но сердце верит в чудеса:
Есть нескудеющая сила,
Есть и нетленная краса.

И увядание земное
Цветов не тронет неземных,
И от полуденного зноя
Роса не высохнет на них.

Читайте также:
Стихотворение Ф. И. Тютчева Не то, что мните вы, природа (восприятие, истолкование, оценка): сочинение

И эта вера не обманет
Того, кто ею лишь живет,
Не все, что здесь цвело, увянет,
Не все, что было здесь, пройдет!

Жизненные уроки лирики Тютчева

Наследие Федора Тютчева невелико по объему, но еще современники оценили его по достоинству. В одном из писем И. Тургенев искренне делился отношением к творчеству поэта с А.Фетом: «О Тютчеве не думает тот, кто его не чувствует, тем самым доказывая, что он не чувствует поэзии». Эмоционально обращался в письме к учителю своих детей Л. Толстой «Так не забудьте же достать Тютчева. Без него нельзя жить». А философ П. Флоренский писал следующее: «Пора, наконец, понять, что похвала Тютчеву не есть слово, ни к чему не обязывающее, а, будучи сказано искренне, оно подразумевает неисчислимые, мирового порядка, последствия». Проникновенно писал о стихотворениях Тютчева и А. Фет: «Каждое из них — солнце, т. е. самобытный, светящий мир…».

Вслед за классиками и мы, сегодняшние читатели, обогащаем свой опыт вечной лирикой поэта, в которой главное – мир природы и человека, ценности, не зависящие от эпохи, учимся гармоничной жизни во

Вселенной. Говоря языком Тютчева,
Так связан, съединен от века
Союзом кровного родства
Разумный гений человека
С творящей силой естества.

2243. Сочинение Человек и природа в лирике Тютчева Русский язык

Сочинение — Человек и природа в лирике Тютчева. Русский язык и литература

Лирика великого русского поэта, чье имя стало всемирно известным, наполнена мотивами, образами, выразительными средствами и эмоциями, связанными с природой во всех ее проявлениях. Однако, несмотря на любовь к природе, автор бесчисленного количества стихотворений, видит ее лишь в тесной взаимосвязи с человеком.

Знакомясь с сочинениями Тютчева, можно говорить о том, что описанные в них образы природы – это периодически оживающие герои. Их чувства будто повторяют состояния человека («деревья трепещут», «воды блещут», «солнце глядит исподлобья» и т.д.). Поэт неоднократно обращается через природу к мотиву древнего мира («звездный сонм горит»). Подобными картинами автор старается донести до читателя первозданный вид дивных уголков природы. Иногда повторяя видение природы подобно Платону, Тютчев предлагает попытаться воспринять природу в виде раскаленного шара, в котором постепенно близится рассвет, внося за собой гармонию о всем. Там, где есть упоминания о Вселенной и космосе, есть философские размышления, отличающиеся глубиной.

Федор Иванович искренне верит в загадочность природы, то упоминая «холод-чародея» в стихотворении «Давно ль, давно ль, о Юг, блаженный…». Природа в его стихах всегда находится в динамике. При этом автор не ограничивается лишь явлениями природы на земле. Его интересует и воздух, и вода и другие стихии, которые имеют отношение к природе.

Одним из ярких образов его лирики является изображение ночи. Она сопровождает его, даря умиротворение, а не страх. Ночь помогает разгадать собственные желания, возможности. Найти вопрос о смысле жизни на фоне ночного неба автора гораздо проще, чем в дневное время суток.

Читайте также:
Стихотворение Ф. И. Тютчева О, как убийственно мы любим (восприятие, истолкование, оценка): сочинение

Каждый образ в природе Тютчева подчеркивает мысль о том, что без нее человек был бы обречен на несчастье, одиночества и скуку. Бесценна красота каждой детали окружающего мира, на которые часто мы не обращаем внимание. Автор считает, что отдаляясь от природы, человек становится диким и несчастным. Он перестает понимать и окружающих людей, и себя. Жизнь человека и природы в понимании и мире – это залог светлого, здорового будущего. По мнению Тютчева, люди и окружающий мир едины навечно: «Разумный гений человека с творящей силой естества…».

Таким образом, тема природы и человека в поэзии Ф. И. Тютчева проникает во все сочинения, заставляя задуматься о своем месте на земле. При этом в стихах имеет место постоянная борьба стихий, чувств. Но все это направлено на познание мира.

Вариант 2

Критики и исследователи работ Тютчева, в частности Писарев, заключили: этот творец – певец природы. Многие мыслители XIX века посвятили свои произведения беспокоящим сердца пейзажам, но именно Фёдор Иванович связал воедино образы природы и человека.

Подобно человеческой жизни, природа в лирике поэта не стоит на месте, изменяется, она динамична, подвижна и представляет собой цельное создание, имеющее свою душу:

«В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь. В ней есть язык»

Автор не просто любуется пейзажами, а задумывается о существовании и законах жизни, об основах вселенной, постоянно ведет диалог. Природа творца энергична и бодра. У неё свой мир чувств и ощущений, свои прекрасные светлые облики, она одушевлена и наделена своим языком:

«…Сияет солнце, воды блещут,
Во всем улыбка, жизнь во всем,
Деревья радостно трепещут…»

Писатель часто использует времена года для своего творчества. Одним из символов стал для поэта образ весны, яркой молодой девушки, разгоняющей все печали и обновляющей человеческую душу, наряду божества:

«Весне и горя мало:
Умылася в снегу,
И лишь румяней стала,
Наперекор врагу
»

Автор не обходит стороной и другие явления природы, все её состояния и оттенки: ночь для Тютчева принимает обличие чистоты и истины, символ оживления человеческих сил, именно ночью можно услышать гул человеческих мыслей; небо – символ чистоты; гроза – символ новой жизни; автора привлекают и морские волны, и бури, и снегопады, и шепот деревьев. Тютчев поистине влюблен в природу, ощущает себя единым целым с миром.

Даже осеннее увядание природы поэт описал величественно и гармонично, в его произведениях нет места унынию, каждое время года по мнению автора имеет свои особенности и по-своему прекрасно, полно загадок и тайн.

Мир Тютчева прекрасен и совершенен всегда, читая его произведения можно ощутить все запахи и звуки очаровательных пейзажей, прочувствовать их близость и боль, причиненную человеком.

Тютчев считал, что проблема человечества в том, что оно отделилось от природы, перестало понимать её, не замечает его красоты, отчего стало сиротой. Поэт находит спасение только в единстве. Лишь жизнь рука об руку с природой способна уберечь заблудшие человеческие души. Природа – врач, который излечит от любых болезней, самый лучший собеседник, который всегда успокоит и укрепит дух.

Сочинение на тему «Человек и природа в лирике Тютчева»

Ф.И. Тютчев — один из крупнейших поэтов 19 века, ярчайший представитель литературы «Золотого века». Несмотря на кажущуюся простоту его произведений, Тютчев зачастую остаётся для читателя непонятым. Во многом эта загадочность его лирики объясняется глубокомысленным, философским настроением поэта, однако существует и другая причина, более важная я глубокая.

«Певец природы», как его называли современники, так и не стал профессиональным литератором. Несмотря на огромное количество созданных произведений, Фёдор Иванович считал самого себя в первую очередь служителем государства, а не поэтом. Именно это не позволило талантливому человеку отказаться от службы в пользу творческой деятельности.

Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у наших авторов. Напишем в течение дня!

Связаться с нами:

Тютчев, получивший начальное образование дома, быстро осваивал науки. Он с блеском окончил Московский университет и отправился продолжать обучение и строить карьеру в Мюнхен, где прожил достаточно долгое время, выполняя дипломатическую миссию.

По возвращении в Россию поэт получил прозвище «настоящий европеец». Действительно, долгие годы жизни за границей повлияли на формирование его взглядов на жизнь. Тютчев стал жить по европейским обычаям, изучал западную философию. В конце концов всё это оказало влияние на мотивы и формы его лирики.

Читайте также:
Стихотворение Ф. И. Тютчева Silentium! (восприятие, истолкование, оценка) (мини-сочинение): сочинение

Итак, если вернуться к вопросу о непонятности тютчевской поэзии для многих читателей, то можно охарактеризовать эту особенность так: Фёдор Иванович, чьё мироощущение формировалось на основании европейских ценностей, постепенно отдалялся от истинно русской нравственности, духовности, что в конце концов привело к его разрыву с Россией. Именно этим объясняется та сложность, мешающая его соотечественникам воспринимать лирику легко, без усилий.

Крупнейшим поэтам (и прозаикам, разумеется) 19 века присуща глубокая религиозность; их стихотворения пропитаны так называемой душеспасительной идеей, являющейся, по сути, одной из оснований традиционной русской нравственности. Эта черта делает произведения одухотворёнными, чистыми — и в какой-то степени «прозрачными». Их дидактическая направленность отслеживается максимально легко — достаточно вспомнить, например, А.С. Пушкина, стихотворение «Пророк», в котором поэт смиренно принимает уготованную ему долю мученика. У М.Ю. Лермонтова уже в его «Пророке» эта мысль представлена ещё более ярко.

Однако нельзя не сказать, что вышеупомянутый разрыв давался Тютчеву нелегко. Его мучает мысль о том, что человеческое общество разлагается; умирает его духовность, а сам человек в скором времени станет частью Хаоса. Этим обусловлена тема трагического несовершенства человека в его противостоянии почти всегда гармоничной природе. При этом стоит отметить, что несмотря на подсознательное движение в сторону христианства. Тютчев в действительности отталкивает от себя православие, демонстрируя полнейшее отрицание заветов Божьих. Так, например, он подвержен одному из семи смертных грехов — блуду, не сумев совладать с которым, поэт, будучи женатым человеком, имеет молодую любовницу. Мужчину даже не останавливает то, что та связь разрушает жизнь его законной супруги, Эрнестины, и убивает душу его возлюбленной, Елены Денисьевой.

Так, пантеистические мотивы заменили Тютчеву истинную христианскую духовность. Поэт одухотворяет природу, наделяет её чертами живого. В отличие от человека, слабого физически у духовно, с трудом контролирующего собственные желания, в природе всё гармонично. Её жизнь течёт по собственным законам, вечным, непреходящим. Одним из ярчайших примеров подобного отношения служит стихотворение «Не то, что мните вы, природа…».

Несмотря на то, что поэт полностью отрицает возможность единения человека и природы, у него есть несколько зарисовок, в которых он выражает надежду на возвращение «мыслящего тростника» к Матери, которую он видит в природе, например, стихотворение «Осенний вечер». Без природы человек — сирота, бесприютный странник, которому нет покоя и блаженства на земле.

Несмотря на кажущуюся «пейзажность» многих стихотворений поэта, в каждом из них заложены глубочайшие философские размышления о смысле бытия, жизни и смерти, любви, покое. В них нет обычного любования красотой окружающей Тютчева действительности — природа наталкивает автора на сложные мысли. Чем старше становится поэт, тем более глубокими, чувственными и печальными становятся его переживания о тщетности и слабости человека. Зачастую периоды человеческой жизни и даже целые судьбы аллегорично представлены в его лирике. Таково его «Есть в осени первоначальной…». Стихотворение будто подводит итог жизни стареющего поэта, готовящегося покинуть земной мир.

У Тютчева много произведений, посвящённых… хаосу в природе. Даже она, прекрасная, божественная, подвержена разрушению: «Настанет ночь — и звучными волнами/ Стихия бьет о берег свой». Но и бушующая, хаотичная, она остаётся величественной, поражающей воображение.

Выходит, что хаос в человеке есть сплошное разрушение, не приводящее к гармонии; природа же есть совершенный храм, чью красоту невозможно испортить и разрушить — её можно лишь не понять. Человек и природа у Тютчева выступают в неразрывном единстве, но лишь потому, что человек зависим от своей Матери. Он слаб и жалок, его жизнь быстротечна, в отличие от вечности природы. В этом заключается основное противоречие лирики поэта: прекрасная природа не может принять своё детище, а тот неспособен понять её из-за своей беспомощности; живя в разрыве с природой, человек ищет гармонии, не понимая, что она — в окружающей его действительности. Невозможность слияния человека и природы становятся основной причиной минорного настроения, присущего всей лирике Ф.И. Тютчева.

Человек и природа в лирике Ф.И. Тютчева

Значительное место в лирике Ф. И. Тютчева занимает тема человека и природы. Романтическая поэзия Тютчева устремлена в сферу идеалов. Поэт умеет своими стихами передать красоту природы и внутреннего мира человека, раскрыть то, что он любит, что вызывает у него восторг, перед чем он преклоняется, на что направлены его желания.

В поэзии Тютчева заключено богатое разнообразие стремлений, чувств и впечатлений. Поэт пытается разобраться в жизни природы и постичь тайны человеческой души. Все его стихи проникнуты романтикой, она – в открытии неведомого, в противоположности обычному, в противопоставлении света и тьмы, в преображениях живого существа и природы, в столкновениях и борьбе природных стихий и человеческих чувств.

Читайте также:
Стихотворение Тютчева (Я встретил Вас и все былое): сочинение

Романтический герой стихов Тютчева – сам поэт. Его лирическое “я” выражает различные стороны движения внутренней жизни человека. Герой стихотворений – философ, созерцатель природы или влюбленный, мечтательный юноша.

Природа и человек, по Тютчеву, состоят из двух частей. Одна часть – одухотворенная, одушевленная, разумная и гармоничная, “дневная”. Другая – “бездна”, дикая, неуправляемая, стихийная, “ночная”.

Его “поэзия дня” рисует космос как светлый, вечно молодой, радостный, телесный и одухотворенный мир:

Лазурь небесная смеется
Ночною смытая грозой,
И между гор росисто вьется
Долина светлой полосой.

Поэт слышит “вечный хор” в природе, она для него – как “блистательный покров”, природа светится изнутри, освещенная солнцем. Природа не мираж, она реальность мира, и именно ее реальность привлекает Тютчева как поэта. В многообразных образах он стремится запечатлеть ее формы и краски, ее бытие в пространстве и во времени. Но поэт не растворил образы природы в поэтическом “я”, скорее наоборот, его лирический герой растворяется в “животворном океане” природы:

Игра и жертвы жизни частной!
Приди ж, отвергни чувств обман,
И ринься, бодрый, самовластный,
В сей животворный океан.

Другая, “ночная”, стихия в природе проявляется как хаос, катаклизмы, бури, катастрофы. В человеке – это страсти, тоже приводящие к катастрофе:

О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!

Ночь обнажает это стихийное, хаотическое начало:

Светлая ночь на небосклон взошла,
И день отрадный, день любезный,
Как золотой покров она свила,
Покров, накинутый над бездной.
И, как виденье, внешний мир ушел.
И человек, как сирота бездомный,
Стоит теперь, и немощен, и гол,
Лицом к лицу пред пропастью темной

Единство души человеческой и природной открывается нам лишь на мгновенье.

Стихотворения Тютчева музыкальны и живописны. Времена года – это мировые действа, которые так любит поэт. Он создал целый цикл стихов о весне. “Весенние воды” – начало праздника природы, первые его вестники. Здесь показано движение в природе от апрельского бурного таяния снегов к майским тихим, теплым дням. Все это сопровождается звуками, шумами, голосами, веселым оживлением:

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят.
Они гласят во все концы:
“Весна идет, весна идет!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!”

Шумы природы поэт передает самим звучанием стихов, используя аллитерации: “бегут”, “будят”, “брег”, “блещут”, “гласят”, “гонцы”, “весна”, “выслала”, “вперед”.

А “Весенняя гроза” – шедевр, воспевающий природу: “Люблю грозу в начале мая. ” За весной следует грозовое лето: “Как весел грохот летних бурь. “, “В душном воздухе молчанье. ” Новое действо природы – осень:

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора.

Особенность взгляда Тютчева на природу – внимание к особым минутам, часам, периодам ее жизни.

Зимнее действо природы – в стихотворении “Чародейскою – зимою. ” Под музыку стихов представляются магические действия чародейки, которая чертит волшебные круги -кольца, очаровывая, гипнотизируя, погружая в сон.

Тютчев нередко пишет “о двойной бездне”, “двух беспредельностях”. Живой телесный космос и мертвящий бестелесный хаос – две могущественные силы: ночной хаос поглощает золотой свет дня, но солнечный огонь разгоняет хаос:

Но не пройдет двух-трех мгновений,
Ночь испарится над землей,
И в полном блеске проявлений
Вдруг нас охватит мир дневной.

Природа и хаос противоположны друг другу и, в то же время, они объединяются в мировом бытии. Это составляет для поэта загадку. Но результат этого таинственного союза проявляется в человеке, который оказывается сыном Земли, и, в то же время, он относится к хаосу.

Слияние человека с гармонической природой – положительно, слияние с бестелесным хаосом – страшно и губительно.

Тютчев подчеркнул идею ценности телесного существования и самостоятельности жизни природы:

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.

Своеобразие романтической лирики Тютчева в том, что он воспел красоту природы, радость телесного бытия, которое видится поэту одновременно и одухотворенным. У него природа “дышит”, “погружается в сон”, “трепещет”, а утром “радуется” и “смеется”. Природа бывает полна любви и неги, страдает, как человек.

Тютчев с особой любовью проводит мысль о гармоничном союзе человека и природы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: