Тема Родины в творчестве Ф.И. Тютчева: сочинение

Тема родины в творчестве Тютчева (в лирике) сочинение

Несмотря на преданность родному краю, безграничную любовь к Родине, великий русский поэт Федор Иванович Тютчев провел в родных краях меньше времени, чем на чужбине. Так сложились обстоятельства. Однако по словам «у ней особенная стать…», отнесенным к родине, автор определял свое отношение к ней. Время, связанное с родными пейзажами в России, навсегда осталось в душе поэта.

Писатель был уверен, что то, что для него бесценно («бедные селения»), для представителей западного мира – остается загадкой. Многие события в истории прошли перед глазами поэта. Но он всегда был на стороне простого русского человека, подчеркивая стойкость народа и его силу духа («край родной долготерпенья…»).

Тема Родины просматривается в его творчестве постоянно. Она проявляется и благодаря образу женщины, которая выполняет непосильный труд и поэтому заслуживает особое внимание со стороны Тютчева: «И жизнь твоя пройдет незримо». Судьба представителей слабого пола небезразлична писателю. Кроме того, он считал, что разделять участь своей родины нужно в настоящем, а не прошлом, от которого остались лишь воспоминания («Их жизнь, как океан безбрежный, вся в настоящем разлита»). Нередко проявляется в творчестве суровая правда, которую автор не скрывает. Однако, по его мнению, это и есть одно из проявлений его родины.

Одним из наиболее ярких проявлений любви и нежности к родине связано у поэта с обращением к природе родного края. Так, необыкновенная реалистичность строк о весенней грозе делает читателя участником событий («Люблю розу в начале мая…»). А способность, например, чувствовать, как «лазурь небесная смеется», открывала ему огромные возможности в творческой деятельности.

Строки Федора Ивановича»: «Я вспомнил время золотое» говорят о том, что «пребывание в родной стране – это самый лучший период в его судьбе. В мыслях великого поэта не было ни одного помысла, связанного с выбором в пользу запада. Все переживания Тютчева, его состояние были связаны с верой и любовью к родине.

Таким образом, анализируя стихотворения Ф. И. Тютчева, можно сделать вывод о том, что образ родины у него складывается благодаря обращению к простому русскому человеку, к женщине, природе, а также религии. В каждом из этих элементов поэт видел душу. Поэтому он относился с уважением и состраданием к России. В целом, невозможно обойти неподдельную искренность, восхищение поэта родиной.

Список стихотворений:

Федор Тютчев — Умом Россию не понять Федор Тютчев — Эти бедные селенья Федор Тютчев — Черное море Федор Тютчев — К Ганке Федор Тютчев — Ужасный сон отяготел над нами Федор Тютчев — Итак, опять увиделся я с вами Федор Тютчев — Славянам (Они кричат, они грозятся) Федор Тютчев — Славянам (Привет вам задушевный, братья)

  • Тема природы в лирике Федора Ивановича Тютчева

Федор Тютчев — Русская география Федор Тютчев — Над русской Вильной стародавной Федор Тютчев — Куда сомнителен мне твой Федор Тютчев — Единство Федор Тютчев — Ты долго ль будешь за туманом Федор Тютчев — Рассвет

Федор Тютчев — Стихи о Родине, России: читать популярные, лучшие, красивые стихотворения поэта классика на сайте РуСтих о любви и Родине, природе и животных, для детей и взрослых. Если вы не нашли желаемый стих, поэта или тематику, рекомендуем воспользоваться поиском вверху сайта.

  • https://ollam.ru/classic/rus/tyutchev-fyodor/o-rodine
  • https://rustih.ru/stixi-o-rodine-rossii/fedor-tyutchev-stixi-o-rodine-rossii/
  • Анализ стихотворения «Я встретил вас — и всё былое» (Ф. И. Тютчев)

Лучшие произведения:

Эти бедные селенья

Над этой темною толпой

Ужасный сон отяготел над нами

ПРОРОЧЕСТВО

Умом Россию не понять

От жизни той, что бушевала здесь

ДВА ЕДИНСТВА

Не в первый раз волнуется Восток…

  • Федор Тютчев: Стихи

Родина и природа в одном тандеме

Именно любовь к Родине, желание любоваться и воспевать её красоты, дало такое большое количество стихов о природе. Вместе с природой лирик радуется и грустит, засыпает на время зимы, и с радостью пробуждается, как только первые тёплые лучи начинают ласкать пробудившуюся землю.
Диалог души поэта и лирические настроения природы сплелись во многих произведениях Фёдора Ивановича.

Безупречный певец русской природы, лирик всегда давал подсказки в своих стихотворениях. Масса стихов, которые начинаются с описания природных явлений, открыв сердце читателя, приводят к раздумьям. Оказывается, что стих был вовсе не о восходе, звезде или радуге, а о чём-то более серьёзном.

Вот хороший пример. Стихотворение «Чёрное море». Здесь переплелись природа и политика, философия и любовь к Родине, переживания и вера — всё сплелось в едино в этом лирическом ансамбле.

…Пятнадцать лет тебя держало Насилье в западном плену; Ты не сдавалась и роптала, Но час пробил — насилье пало: Оно пошло, как ключ, ко дну.

Опять зовет и к делу нудит Родную Русь твоя волна, И к распре той, что бог рассудит, Великий Севастополь будит От заколдованного сна…

Поэтическая сила, зоркость лирика изумительна. Он не только видит предмет, с самобытной точки зрения, а отмечает все его оттенки.

Другим примером может служить стихотворение «Море и утёс», которое воспринимается как природная лирика. Оценка политической ситуации, оценка революции в Европе, где море показано как бунтующая, бушующая стихия Европы, а утёс — это твёрдая, непоколебимо стоящая Россия. Причём спасительная для этого бушующего моря.

И, озлобленные боем, Как на приступ роковой, Снова волны лезут с воем На гранит громадный твой. Но, о камень неизменный Бурный натиск преломив, Вал отбрызнул сокрушенный, И клубится мутной пеной Обессиленный порыв… Стой же ты, утес могучий! Обожди лишь час-другой — Надоест волне гремучей Воевать с твоей пятой… Утомясь потехой злою, Присмиреет вновь она — И без вою, и без бою Под гигантскою пятою Вновь уляжется волна…

Любовная лирика в творчестве поэта

Анализируя творческую лирику Тютчева, выявляется четкое отражение художественного мироощущения. Его стихотворения проникнуты звучанием печальной трагедии и особым драматизмом. Эти болезненные изречения связаны с личными переживаниями великого поэта. Стихотворения, посвященные теме любви, были написаны с чувством переживания, особой вины и характерными страданиями Фёдора Ивановича, спровоцированными многочисленными испытаниями в жизни.
Самый известный сборник лирических произведений Тютчева, посвященный любовной тематике – «Денисьевский цикл». В эту книгу вошли самые откровенные и чувственные стихотворения автора, наполненные особым смыслом.

Читайте также:
Согласны ли вы с мнением, что поэзия Тютчева есть не простое описание внешнего вида вещей, а проникновение в их космическую глубину?: сочинение

Фёдор Иванович, уже на склоне лет, испытал неповторимое чувство любви к прекрасной женщине, Елене Денисьевой. Их любовный роман имел длительный характер, почти четырнадцать лет, и, несмотря на многочисленные осуждения общества, Елена и Фёдор Иванович были неразлучны.

Влюбленную пару разлучила внезапная смерть Денисьевой, вызванная неизлечимой болезнью. Даже после ее ухода из жизни, поэт продолжал корить самого себя за все страдания любимой женщины, основанные людским судом. Пара не имела законных отношений, поэтому общество категорически отказывалось воспринимать ранимые чувства этих людей. Злые наговоры и клевета, оставляли кровавые раны в душе Елены, ее мучения и боль четко отразились в памяти Фёдора Ивановича. Потеряв любимую женщину, он до конца своих дней корил самого себя за бессилие и страх, которые так и не позволили поэту защитить Елену от осуждений и людского гнева.

Свои глубокие переживания Фёдор Иванович перенес в лирику. Читая стихотворения Тютчева из знаменитого сборника «Денисьевский цикл», чувствуется оригинальная искренность, выстраданная глубокой мыслью автора. Он ярко передает свои эмоции в моменты неповторимого, но такого быстротечного счастья, испытываемого в период любовных отношений с Еленой.

Любовь, в творчестве Тютчева, представляется как необыкновенное, волнующее и неподконтрольное чувство, посланное с небес. Смутное душевное влечение, слово пропитанный топливом факел, внезапно возгорается в порыве страсти и нежности, в объятиях любимой.

Смерть Елены Денисьевой унесла с собой все самые смелые и радостные мечтания великого поэта. Он потерял не просто близкого человека, а самого себя. После ее ухода, жизненные ценности перестали вызывать интерес у Фёдора Ивановича. Всю свою нестерпимую боль, а также праздные чувства радости, испытываемые в моменты страстных встреч с любимой женщиной, основанные на воспоминаниях, он передал в своем любовном лирическом творчестве.

Философия и природные мотивы в творчестве Тютчева

Лирические произведения Тютчева носят явный характер философии. Автор показывает свое двойное восприятие мира, описывает происходящую в мыслях борьбу демонического и идеального суждения. Это мнение ярко высказывается в известном стихотворении автора «День и ночь». Противоположное значение выражается в сравнении дня, наполненного радостью и счастьем, и ночи, мерцающей грустью и печалью.
Тютчев считал все светлое, неизменным началом темного. Борьба добра и зла не может закончиться чьей-то победой или поражением. Эта безумная битва не имеет определенного результата, как и в жизни человека, стремление к познанию истины часто провоцирует душевную борьбу внутри себя. Это и есть главная истина жизни…

Для описания многогранных пейзажей русской природы, поэт использует самые прекрасные эпитеты. Он нежно воспевает ее гармоничную красоту и запахи свежей листвы, показывая прелестное единство с ее настроением и переменчивым характером.

Читая поэтические произведения Фёдора Ивановича Тютчева, каждый читатель сможет отыскать во временах года схожие черты и манеры, характерные для него. А в многоликой погоде можно угадать переменчивость настроения, что присуще всем людям без исключения.

Поэт гениально передает чувства природы, проникновенно ощущая ее трепетные волнения и боль. Он не пытается описать ее внешнюю красоту, а проникновенно смотрит вглубь, словно разглядывая ее трогательную душу, передавая читателям все самые живые и невероятно разумные чувства окружающей природы.

Тема родины в творчестве Тютчева (в лирике) сочинение

Несмотря на преданность родному краю, безграничную любовь к Родине, великий русский поэт Федор Иванович Тютчев провел в родных краях меньше времени, чем на чужбине. Так сложились обстоятельства. Однако по словам «у ней особенная стать…», отнесенным к родине, автор определял свое отношение к ней. Время, связанное с родными пейзажами в России, навсегда осталось в душе поэта.

Писатель был уверен, что то, что для него бесценно («бедные селения»), для представителей западного мира – остается загадкой. Многие события в истории прошли перед глазами поэта. Но он всегда был на стороне простого русского человека, подчеркивая стойкость народа и его силу духа («край родной долготерпенья…»).

Тема Родины просматривается в его творчестве постоянно. Она проявляется и благодаря образу женщины, которая выполняет непосильный труд и поэтому заслуживает особое внимание со стороны Тютчева: «И жизнь твоя пройдет незримо». Судьба представителей слабого пола небезразлична писателю. Кроме того, он считал, что разделять участь своей родины нужно в настоящем, а не прошлом, от которого остались лишь воспоминания («Их жизнь, как океан безбрежный, вся в настоящем разлита»). Нередко проявляется в творчестве суровая правда, которую автор не скрывает. Однако, по его мнению, это и есть одно из проявлений его родины.

Одним из наиболее ярких проявлений любви и нежности к родине связано у поэта с обращением к природе родного края. Так, необыкновенная реалистичность строк о весенней грозе делает читателя участником событий («Люблю розу в начале мая…»). А способность, например, чувствовать, как «лазурь небесная смеется», открывала ему огромные возможности в творческой деятельности.

Строки Федора Ивановича»: «Я вспомнил время золотое» говорят о том, что «пребывание в родной стране – это самый лучший период в его судьбе. В мыслях великого поэта не было ни одного помысла, связанного с выбором в пользу запада. Все переживания Тютчева, его состояние были связаны с верой и любовью к родине.

Таким образом, анализируя стихотворения Ф. И. Тютчева, можно сделать вывод о том, что образ родины у него складывается благодаря обращению к простому русскому человеку, к женщине, природе, а также религии. В каждом из этих элементов поэт видел душу. Поэтому он относился с уважением и состраданием к России. В целом, невозможно обойти неподдельную искренность, восхищение поэта родиной.

Читайте также:
Стихотворение Ф. И. Тютчева Не то, что мните вы, природа (восприятие, истолкование, оценка): сочинение

Творчество и деятельность Ф. И. Тютчева

Русский поэт известен многим благодаря рассматриваемому нами четверостишию. Однако его творчество состоит из более чем 400 стихотворений. К тому же он имел не только писательский опыт. Тютчев многие годы занимался дипломатической деятельностью, был цензором. Десятки лет жил за рубежом. Поэт имел богатый жизненный опыт.

Тематика его произведений различна. Он пишет политическую, патриотическую, любовную лирику. Тема природы является его фаворитом.

Литература была хобби в жизни Тютчева. Его основной деятельностью все же являлась государственная служба. Она дала ему возможность долгое время прожить в Германии. Поэт и дипломат видел различия в западной и российской действительности. Его привлекала родина, в которую он верил до последнего. Это и отразилось в четверостишии «Умом Россию не понять». мы рассмотрим далее. В нем мы раскроем основные моменты, связанные с стихотворением.

Изложение четверостишия будет весьма кратким. В нем автор говорит, что Россию умом не понять, ее не измерить. Она находится в особом положении, поэтому в нее можно только верить.

В этом и состоит содержание «Умом Россию не понять». покажет нам, что означает его каждая строчка. Мы узнаем, какой смысл кроится в столь маленьком произведении.

«Умом Россию не понять»: анализ стихотворения Федора Тютчева

Патриотическая тема поднята в этом четверостишии. Оно было написано 1866 году на клочке бумажки, которая сохранилась и находится в Пушкинском доме. Произведение было опубликовано 2 года спустя. Его можно назвать философской миниатюрой, ведь оно представляет собой размышления автора о сущности России.

В первой строчке говорится, что действия руководителей и граждан Родины не поддаются логике. Во второй подразумевается, что уклад и жизнь россиян не находят понимания у других, потому что не подходят под определенные стандарты.

Третья строка означает, что у страны особый склад характера. Она исключительна. Будущее России непредсказуемо, поэтому в нее можно только верить, указывает последняя строка.

Анализ стихотворения Тютчева «Умом Россию не понять» показывает отношение автора к своей Родине. Он, несмотря на то что прожил за рубежом многие годы и отметил достойную для подражания образцовость европейцев, продолжал любить уклад жизни русских. Ему нравилась их непредсказуемость, живость ума и характера, в то время как жизнь европейцев он считал пресной и чересчур размеренной. Он был уверен, что у России своя дорога. Она не погрязнет, как Европа, в мещанских устремлениях, а будет развиваться духовно, и именно это сделает ее более сильной перед другими странами.

Для изложения своего стихотворения поэт использовал и перекрестную рифмовку. Среди выразительных средств в произведении присутствует олицетворение — он одушевил страну.

На этом, пожалуй, можно завершить анализ стихотворения Тютчева «Умом Россию не понять».

Творчество Фёдора Ивановича Тютчева

Первые стихи были написаны Тютчевым в период с 1810 по 1820 год. Тогда еще совсем молодой поэт использовал в своем творческом подходе стилистику поэзии XVIII века.
Начиная со второй половины 1820 года, стихотворения Тютчева обретают изысканную черту, характерную для всех последующих произведений. Он плавно сочетает одическую поэзию XVIII века с традиционными элементами европейского романтизма.

Более политические мотивы и гражданский трактат, появляется в творчестве Тютчева в 1850 году. Это направление используется автором вплоть до 1870 года.

Поэзия знаменитого и талантливого русского автора разносторонняя. В своих стихотворениях он чудесно воспевает Россию, ее живописные пейзажи и мужество русского народа. Все лирические произведения Тютчева, была написана на русском языке. Настоящие ценители гениальной поэзии смогли уловить в важный смысл в его стихотворениях и перевели их на другие языки, относясь к каждой строчке с особым вниманием.

Многие называют Тютчева поздним романтиком. Из-за длительного проживания вдали от родной земли, поэт часто испытывал отчужденность и некую потерянность. В кругу европейцев, Фёдор Иванович часто грустил и вспоминал близкую для сердца страну, где прошло его счастливое детство и первые годы молодости.

Лирические произведения Тютчева можно условно разделить. Первые стихи, написанные в раннем возрасте, основаны на самостоятельном исследовании собственной личности, где автор формирует мировоззрение для поиска себя в этом большом мире. Второй этап творческой деятельности направляется на познание и изучение более глубоких внутренних миров человечества.

Стихотворения Тютчева наполнены философским взглядом, гармонично сочетаемым с пейзажной лирикой. Однако это не все темы, охватываемые автором в периоды творческих идей. Тютчев с интересом изучал общественно-политическую жизнь родной страны, а также европейских государств, делая некое сравнение. Свои мысли и чувства, он гениально передавал в новых стихотворениях, написанных с особым вдохновением и любовью к России.

Родина и природа в одном тандеме

Именно любовь к Родине, желание любоваться и воспевать её красоты, дало такое большое количество стихов о природе. Вместе с природой лирик радуется и грустит, засыпает на время зимы, и с радостью пробуждается, как только первые тёплые лучи начинают ласкать пробудившуюся землю. Диалог души поэта и лирические настроения природы сплелись во многих произведениях Фёдора Ивановича.

Безупречный певец русской природы, лирик всегда давал подсказки в своих стихотворениях. Масса стихов, которые начинаются с описания природных явлений, открыв сердце читателя, приводят к раздумьям. Оказывается, что стих был вовсе не о восходе, звезде или радуге, а о чём-то более серьёзном.

Вот хороший пример. Стихотворение «Чёрное море». Здесь переплелись природа и политика, философия и любовь к Родине, переживания и вера — всё сплелось в едино в этом лирическом ансамбле.

…Пятнадцать лет тебя держало Насилье в западном плену; Ты не сдавалась и роптала, Но час пробил — насилье пало: Оно пошло, как ключ, ко дну.

Опять зовет и к делу нудит Родную Русь твоя волна, И к распре той, что бог рассудит, Великий Севастополь будит От заколдованного сна…

Читайте также:
Ф. И. Тютчев один из крупнейших русских поэтов: сочинение

Поэтическая сила, зоркость лирика изумительна. Он не только видит предмет, с самобытной точки зрения, а отмечает все его оттенки.

Другим примером может служить стихотворение «Море и утёс», которое воспринимается как природная лирика. Оценка политической ситуации, оценка революции в Европе, где море показано как бунтующая, бушующая стихия Европы, а утёс — это твёрдая, непоколебимо стоящая Россия. Причём спасительная для этого бушующего моря.

И, озлобленные боем, Как на приступ роковой, Снова волны лезут с воем На гранит громадный твой. Но, о камень неизменный Бурный натиск преломив, Вал отбрызнул сокрушенный, И клубится мутной пеной Обессиленный порыв… Стой же ты, утес могучий! Обожди лишь час-другой — Надоест волне гремучей Воевать с твоей пятой… Утомясь потехой злою, Присмиреет вновь она — И без вою, и без бою Под гигантскою пятою Вновь уляжется волна…

Актуальность четверостишия

Несмотря на то что стихотворение было написано в далеком 1866 году, оно все также злободневно. Россия продолжает оставаться самобытной, непредсказуемой, духовной страной. Она выбирала свой путь развития, пусть и непонятный для других держав.

Анализ стихотворения Тютчева «Умом Россию не понять» показал нам, что поэт верил в будущее своей страны. Он оставил свой вклад в развитие патриотизма. Эти 4 строки вне времени — они бессмертны и актуальны, пока жива Россия. Не случайно произведение входит в школьную программу. Ведь оно развивает в молодом поколении патриотизм, показывает сущность родины и несет глубокий смысл. Именно это мы отметили, проведя анализ стихотворения Тютчева «Умом Россию не понять».

Тема философского осмысления природы в лирике Ф. Тютчева (На примере стихотворения «Певучесть есть в морских волнах…»)

Одно из замечательных явлений русской поэзии — это стихотворения Ф. И. Тютчева о природе. С удивительной точностью и любовью поэт создал незабываемые картины «осени первоначальной», весенней грозы, летнего вечера, ночного моря, утра в горах. Все в природе представляется поэту живым, полным глубокого значения, все говорит с ним «понятным сердцу языком».

Пейзажную лирику Тютчева, если быть точным, нужно назвать пейзажно-философской, так как картины природы, мысли о ней и ощущение взаимосвязи жизни природы и человека здесь сплетены воедино.

Стихотворение «Певучесть есть в морских волнах. » как раз и представляет собой замечательный образец такой лирики. В нем, как и во многих других произведениях поэта, речь идет о водной стихии. Тютчев часто обращается к образам моря, реки, ручья, фонтана: движение воды, по мысли поэта, сродни человеческой душе.

Читая стихотворение, мы представляем себе лирического героя — мыслящего и творческого человека, умеющего тонко чувствовать. Он стоит на морском берегу и любуется открывающимся ему морским пейзажем.

Конкретного описания моря поэт не дает. Лишь через ощущение лирического героя мы представляем его то спокойным, «струящимся», то бурным и штормящим «в стихийных спорах».

Тютчев по праву считается мастером пейзажной лирики. Но сам по себе пейзаж у него возникает довольно редко. Чаще образы природы служат поэту для воплощения его дум о человеке, о смысле и устройстве жизни. В данном стихотворении морской пейзаж является отправной точкой, поводом для рассуждения лирического героя о природе и человеке. Мерный звук морского прибоя невольно настраивает на размышления.

Латинский эпиграф к стихотворению — «Есть музыкальная стройность в прибрежных тростниах» — в сущности показывает отношение поэта к природе. По его мысли, природа совершенна, и челоеку никогда не возвыситься над ней:

Невозмутимый строй во всем,
Созвучье полное в природе…

Тютчеву в высокой степени доступна передача эмоциональных ощущений, вызванных в человеке явлениями внешнего мира. В стихотворении «Певучесть есть в морских волнах. » мы явно ощущаем преклонение лирического героя перед миром природы. В шуме морского прибоя ему слышится удивительная музыка. Она рождается волнами, движением моря, его жизнью:

Певучесть есть в морских волнах,
Гармония в стихийных спорах,

И стройный мусикийских шорох
Струится в зыбких камышах.

С помощью сочетаний звуков «ст», «сп» и повторения звука «ш» поэту удается добиться передачи звукового фона моря. Весь ритм стихотворения, подчеркнутый аллитерациями и ассонансами, вызывает слуховое ощущение движущейся морской стихии. Шум моря сливается с совершенной музыкой, рожденной им. Звукопись, в свою очередь, является основой построения зрительной картины. Тютчеву удалось добиться синтеза нескольких видов искусств: поэзии, музыки и живописи. В стихотворении всего несколько строк. Но стоит закрыть глаза, и каждый из нас сможет представить себе свой морской пейзаж и будто наяву услышит музыку моря.

Природа в стихотворении предстает неким мыслящим живым существом. Она не статична, она все время в движении. У нее есть душа, которая открывается не всем, и язык, понятный не каждому. Море поет, а «мыслящий тростник» ропщет. Звуки, сливаясь воедино, опять рождают удивительную гармонию.

Совершенная природа, воплощенная здесь в морской стихии, не может не заставить человека задуматься о том, почему все не так гармонично в его жизни. Возникает противопоставление природы и человека. С природой связаны такие слова и словосочетания, как «гармония», «стройный», «невозмутимый строй», полное «созвучье». Причем гармония эта рождается не только состоянием покоя природы, она есть и в буйстве стихий. Именно поэтому автор рифмует слова «море» и «в хоре», желая подчеркнуть свою мысль о том, что в мире природы миллионы звуков стихий сливаются в единый и стройный хор.

С человеком же, напротив, ассоциируется слово «разлад». Лирический герой ощущает свой разлад с природой. «Душа не то поет, что море», — констатирует он и задается вопросом: «Откуда, как разлад возник?» Будучи частью природы и ее порождением, человек отделился от нее, утратив понимание мира природы, потеряв слияние с ней, а, значит, по мысли поэта, он потерял глубинное, сокровенное знание о жизни, то самое знание, которое, возможно, позволило бы построить человеческий мир на более верных и гармоничных началах.

Читайте также:
Стихотворение Ф. И. Тютчева Нам не дано предугадать (восприятие, истолкование, оценка): сочинение

Казалось бы, теперь, оторвавшись от природы, человек получил хотя бы одно достижение — свободу от нее и возвысился над миром. Но и это не так. Сама рифмовка «природа» — «свобода» подчеркивает эту мысль Тютчева. Свободу же человека автор называет «прозрачной», потому что, в сущности своей, слишком мал и неопытен человек перед лицом природы.

Стихотворение «Певучесть есть в морских волнах. » рождает печальное, если не сказать, грустное настроение. Мы явно ощущаем здесь тревогу поэта за то, что ожидает мир. Быть может, многие наши беды отого, что мы оторвались от природы, что человек стал фальшивой нотой в стройном «общем хоре». Если бы мы научились понимать и ценить природу, то, возможно, и жизнь наша стала бы более гармоничной. Образами природы Ф. И. Тютчев выражает свои сокровенные мысли и чувства, сомнения и мучительные вопросы.

Анализ стихотворения «Певучесть есть в морских волнах…» (Ф.И. Тютчев)

Фёдор Иванович Тютчев — замечательный русский поэт-мыслитель, лирик. Его стихотворениям свойственна фрагментарность. Основная тема поэзии Тютчева — философские закономерности пребывания человека в насущном мире. Его произведения дают почву для размышления и фантазий. Многомудрый Литрекон предлагает к прочтению разбор стихотворения поэта «Певучесть есть в морских волнах…». Анализ осуществлён по плану.

История создания

Долгое время Тютчев жил в Санкт-Петербурге. Этот весьма оживлённый и грязный город пагубно влиял на моральное и физическое самочувствие поэта. В связи с этим он подолгу гулял в за городом. Тютчев находил успокоение в природе: в полях, лесах, у моря. Особенное вдохновение приходило к поэту при виде водной стихии. Его завораживало Балтийское море.

Стихотворение «Певучесть есть в морских волнах…» Тютчев создал 11 мая 1865 года во время очередной прогулки по побережью. Произведение основано на личной трагедии поэта, ведь именно в день написания стихотворения было ровно девять дней со дня смерти его совсем ещё маленьких детей — сына и дочери, скончавшихся от тяжёлого недуга.

Произведение «Певучесть есть в морских волнах…» было опубликовано в 1865 году в периодическом издании «Русский вестник». Публицист Иван Сергеевич Аксаков писал Екатерине Фёдоровне, дочери Тютчева от первого брака, что поэт написал «прекрасные стихи, полные мысли». Ему не понравилось лишь одно иностранное слово «протест». Речь шла о четвёртой строфе, которая раньше присутствовала в первом варианте данного стихотворения. В нём и было употреблено это слово. Позже, в 1868 году, стихотворение было сокращено: видимо, Тютчев решил оставить только три строфы. Но, к счастью, последнее четверостишие сохранилось, и мы можем читать и анализировать это стихотворение таким, каким оно было в первоначальном виде.

Жанр, направление, размер

Жанр стихотворения Тютчева «Певучесть есть в морских волнах…» — элегия. В нём присутствуют философские мысли поэта над жизнью человека, размышления об отдалённости людей от природы. Также в произведении выражаются чувства поэта — глубокая грусть, тоска и боль.

Произведение «Певучесть есть в морских волнах…» принадлежит к направлению «чистого искусства», относится к пейзажной и философской лирике. В стихотворении переплетается изображение природы, а также эмоции лирического героя, его переживания, поиск ответов на вечные вопросы.

Размер данного стихотворения — четырёхстопный ямб со вспомогательной стопой пиррихием. Это даёт произведению замедленный темп, отчего стихотворение «Певучесть есть в морских волнах…» приобретает неспешное, плавное и вдумчивое звучание. В произведении использована кольцевая рифмовка, прослеживается чередование мужской и женской рифмы.

Композиция

Тютчев в стихотворении «Певучесть есть в морских волнах…» пытается постичь человеческую сущность, он находится в поиске смысла жизни, пытается анализировать ошибки, которые совершают люди. Условно стихотворение «Певучесть есть в морских волнах…» можно поделить на четыре части:

  1. Автор высказывает мнение о том, что всё существующее в природе гармонично, подчинено единому закону. И даже «стихийные споры» существуют в созвучии с остальной природой.
  2. Во второй части поэт осознаёт, что между человеком и природой существует разлад. Мы оторваны от первоосновы. Он говорит о том, что свобода человека «призрачна»: пока мы чувствуем свою силу и вольность, природа доказывает нам обратное.
  3. Тютчев пытается найти причину этого конфликта. Он задаёт риторический вопрос: как случилось, что человек отрёкся от природы? Почему его душа не поёт в унисон с мирскими стихиями?
  4. В четвёртой строфе автор делает вывод, что люди, отдаляясь от первоосновы, несчастливы и одиноки. Чем больше мы тянемся к мнимой свободе, разрушая своё родство с природой, тем более мы делаемся слабее и становимся уязвимыми. Продолжая протест, человек задаёт главный вопрос — в чём же смысл жизни? Но остаётся без ответа, потому что он утратил связь с миром.

Образы и символы

В произведении Тютчева «Певучесть есть в морских волнах…» прослеживаются такие образы и символы:

  1. «Морские волны» — это образ всего мира, где всё гармонично взаимодействует друг с другом, всё подвластно силе природы.
  2. «Стихийные споры» — это образ мира в движении. Стихия сотрясает природу, внутренний мир человека, создавая в сознании его многообразие ощущений, которые могут оставить после себя душевные потрясения и боль. Автор говорит нам о том, что без боли не может быть и радости — всё в мире не вечно и переменчиво.
  3. «Призрачная свобода» — символ непокорности человека природе, нежелание зависеть от неё, жажда обрести власть над ней.
  4. «Общий хор» — образ всего мира, где всё живое говорит и дышит. Но не всё вторит друг другу: человек словно выбивается из «общего хора», и «не то поёт, что море». Он выдвигает свои идеи и законы, пытается уйти от влияния природы.
  5. «Мыслящий тростник» символизирует человека, который «ропщет» на судьбу, предаётся несбыточным желаниям стать выше всех на земле, стремится к свободе от всего природного. Пока человек привязан к естественной среде, он способен жить. Отдаляясь, он гибнет, как тростник, который без воды существовать не может. Таким образом, море и тростник в стихотворении символизируют природу и человека.
Читайте также:
Человек и природа в лирике Тютчева: сочинение

В самом начале стихотворения Тютчев даёт эпиграф на латинском языке: «Есть музыкальная стройность в прибрежных тростниках». Это строка из стихотворения древнеримского поэта Авсония, жившего в IV веке до нашей эры. Эпиграф говорит нам о гармонии, которая должна быть в жизни. Человек стремится разорвать рамки и нити, связывающие его с природой, стать выше её. Но человеку никогда не победить природу, так как он лишь часть её. Он должен следовать её правилам, иначе он потеряет собственную гармонию. Ведь разрушая что-то вокруг себя, можно разрушить и самого себя.

В эпиграфе также можно найти символы: «музыкальная стройность» — это гармония природы, а «прибрежные тростники» — человечество, принявшее природу как наивысшую силу и дар, от него нельзя отказываться, его нельзя отрицать и подавлять.

Темы, проблемы и настроение

В произведении Тютчева «Певучесть есть в морских волнах…» выделяются такие темы:

  1. Поиск смысла жизни. Поэт предполагает, что смыл существования состоит во всеобщем притяжении к центру — к великой и разумной природе. Всё живое подвластно ей, и смысл состоит в этом единстве, где поиски себя и своей личности полностью прекращаются. Человек находит себя лишь в природном естестве.
  2. Одиночество. Человек одинок, пока он слепо ищет что-то вне естественной и простой жизни. Пока он не покорится, его будет преследовать тоска, напряжение, смятение. Нужно направить всю свою сущность к «морю», к первозданному миру, тогда разум успокоится, и душа прекратит сотрясаться в тревоге, человек найдёт гармонию и покой.

Главной проблемой, озвученной Тютчевым в стихотворении «Певучесть есть в морских волнах…», является потеря связи человека с природой. В процессе эволюции люди всё более отдаляются от естественной среды. Таким образом человек теряет что-то ценное, неуловимое, настоящее — то, чего всем нам сейчас не хватает. Человек всё менее способен созерцать, чувствовать спокойствие, черпать силу в природе, размышлять, находясь в её объятьях. Всё это очень важно, ведь только прикоснувшись к живому миру, человеческий ум обретает ясность, и на все насущные вопросы, кажущиеся не решаемыми, вскоре могут найтись ответы.

В стихотворении «Певучесть есть морских волнах…» присутствует настроение печали, грусти о напрасных скитаниях человечества. Тютчев будто знает правду о жизни, пытаясь донести её до нас. Но сам он тоже одинок. Он ощущает боль и тяжесть от собственных тяжёлых чувств. После трагических событий, потери двух детей, он пытается вернуться «мелодичности», гармонии, ищет успокоение в природе, и, кажется, находит её: из под его пера выходят такие философские, вдумчивые строки, которые идут сквозь века к новым поколениям читателей и ценителей его творчества.

Основная идея

Главная мысль стихотворения «Певучесть есть в морских волнах…» — показать утрату человеком близости с природным миром. Лирический герой размышляет так: стремление человека быть независимой личностью, желание главенствовать в мире приводит к тому, что он больше не может быть частью природы. Он разрушает первичный замысел создателя — гармонию, взаимосвязь всего сущего в окружающей природе. От этого происходят все людские беды: чувство потерянности, одиночество, неспособность радоваться тому, что есть.

Автор с философской точки зрения рассматривает вопросы, которыми задаются люди из поколения в поколение: в чём смысл существования, как обрести спокойствие в душе, в чём заключается счастье?

Поэт считает, что отрыв от природы — это недолговременный конфликт: либо к человеку приходит понимание и принятие природы, либо он обрекает себя на гибель. Таков смысл стихотворения «Певучесть есть в морских волнах…»

Средства выразительности

Стихотворение «Певучесть есть в морских волнах…», безусловно, являет собой вершину красноречия, гармонию и цельность философской мысли. Тропы и средства художественной выразительности перечислены в ниже следующем списке:

  • В стихотворении Тютчева присутствуют эпитеты: «в стихийных спорах», «стройный шорох», «в зыбких камышах», «невозмутимый строй», «призрачной свободе», «души отчаянной».
  • Также можно выделить метафоры: «шорох струится», «душа не то поёт», «ропщет мыслящий тростник», цитата из Библии «глас вопиющего в пустыне».
  • В четвёртой строфе присутствует гипербола: «от земли до крайних звёзд». Этим автор передаёт безвыходность положения человека, глубину его тотального одиночества.
  • Важно отметить синтаксический параллелизм в первых строках: «Певучесть есть в морских волнах, // Гармония в стихийных спорах…»
  • В третьей и четвёртой строфе автор задаёт риторические вопросы, подчёркивающие трагедию человека, который обречён на одиночество, потеряв всякую надежду: «Откуда, как разлад возник? // И отчего же в общем хоре // Душа не то поёт, что море, И ропщет мыслящий тростник? // И от земли до крайних звёзд // Всё безответен и поныне // Глас вопиющего в пустыне, // Души отчаянной протест?»
  • Эффект присутствия создаёт аллитерация. В первой строфе повторяется звук «с», что помогает читателю услышать, как плещется море. В третьей строфе идёт повторение звука «р», это помогает прочувствовать волнение души лирического героя.

Анализ стиха «Певучесть есть в морских волнах» Тютчева

Философская лирика Тютчева – творения величайшего мастера: по глубине, разноплановости, психологизму, метафоричности. Одним из таких творений поэта является стихотворение «Певучесть есть в морских волнах», написанное в 1865 году.

Сочинение, а также краткий и полный анализ «Певучесть есть в морских волнах» можно использовать на уроке литературы в 10–11 классах, чтобы дать школьникам представление об этом произведении.

  1. Текст стихотворения «Певучесть есть в морских волнах»
  2. Краткий анализ произведения
  3. Анализ стиха «Певучесть есть в морских волнах»
  4. Подробный анализ стихотворения
  5. Сочинение о стихе Певучесть есть в морских волнах

Текст стихотворения «Певучесть есть в морских волнах»

Фёдор Иванович Тютчев

Певучесть есть в морских волнах

Певучесть есть в морских волнах,

Гармония в стихийных спорах,

И стройный мусикийский шорох

Струится в зыбких камышах.

Невозмутимый строй во всем,

Созвучье полное в природе, —

Лишь в нашей призрачной свободе

Разлад мы с нею сознаем.

Откуда, как разлад возник?

И отчего же в общем хоре

Душа не то поет, что море,

И ропщет мыслящий тростник?

И от земли до крайних звезд

Всё безответен и поныне

Глас вопиющего в пустыне,

Души отчаянной протест?

Краткий анализ произведения

В стихотворении Ф.И. Тютчева «Певучесть есть в морских волнах» раскрывается тема человека и природы.

Читайте также:
Лирика Ф.И. Тютчева в моем восприятии: сочинение

В первой строфе стихотворения, поэт размышляет о гармонии в природе, а также и о гармонии в «стихийных спорах» людей. Тютчев сливает вместе единство человеческого и природного мира.

Во второй строфе произведения, зарождается основной конфликт – разлад человеческой души с «природным созвучием». Автор подчеркивает, что в природе «полное созвучие», но человек не может постичь этой гармонии, он «призрачно свободен», поэтому находится в разладе с ней.

В третьей строфе стихотворения, автор задает два риторических вопроса, но в этой же строфе и отвечает на них — душа, как и тростник, «мыслит и ропщет» в разлад с общим хором. В последней строфе произведения прослеживается божественный мотив.

«Глас вопиющего», его протест, не только дисгармоничен природе, но и остается без Божьего ответа, он «безответен» «от земли до крайних звезд».

Таким образом, Тютчев в своем произведении противопоставляет гармоничную, свободную, невозмутимую жизнь природы с дисгармоничностью человеческого существования.

Анализ стиха «Певучесть есть в морских волнах»

Стихотворение «Певучесть есть в морских волнах» Ф.Тютчев написал в 1865 году. Это яркий пример пейзажной и философской лирики. Жанр данного поэтического произведения можно определить как элегию.

Тема стихотворения раскрывает отношения человека и природы. Уже в самом начале произведения поэт ставит главный акцент на гармонии процессов, которые происходят в природе:

Гармония в стихийных спорах.

Отсыл к музыкальной тематике («певучесть») не случаен: именно в музыке мелодичность и экспрессия достигаются благодаря композиционной и звуковой упорядоченности. В противном случае набор звуков звучал бы хаотично и бессмысленно. То же и с природой: на первый взгляд, «в стихийных спорах» нет никакого порядка.

Однако звуки природы часто рождают собственную музыку, в которой есть свой ритм. Так появляется «созвучье полное в природе». Человек – это тоже частичка природы. Но не всегда мы осознаем себя этой частью и стремимся возвыситься над тем, что нас окружает.

Такой диссонанс в отношениях человека и природы порождает «души отчаянный протест». Как бы в насмешку Тютчев говорит про человека: «мыслящий тростник».

Эти строки отсылают нас к афоризму Паскаля, утверждавшего, что человек – всего лишь слабая тростинка. Да, венец творения может мыслить и философствовать, что не дано природе, но это не приводит его к гармонии.

В конце стихотворения содержится риторический вопрос. В его подтексте мы читаем и отчаяние, и мысль о неразумности человеческой судьбы и призрачности счастья.

Композиция произведения

Противопоставление угадывается не только на содержательном уровне, но и на композиционном. Антитетическое построение делит стихотворение на две части. Первая описывает картины «созвучья полного» в природе. Вторая – дисгармонию человеческих исканий.

Средства художественной выразительности и стихосложение

Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Поэт использует кольцевую рифму, что придает стихотворению неспешность, замедляя его темп.

Автор вводит в свое произведение эпитеты: стройный шорох, зыбкие камыши, призрачная свобода. Метафоричность читается в словосочетании «мыслящий тростник», использованном в качестве именования человека. Эмоциональную выразительность подчеркивает синтаксический параллелизм:

Дополнительный музыкально-мелодический эффект создает аллитерация. В первой строфе повторение звука «С» помогает услышать шум моря. В третьей строфе, где описываются душевные волнения человека, используется частый повтор звука «Р», который усиливает волнение.

Подробный анализ стихотворения

История создания

В русской литературе XIX века особое место принадлежит Федору Ивановичу Тютчеву, создавшему, по мнению И. С. Тургенева, «речи, которым не суждено умереть».

Читая стихотворение «Певучесть есть в морских волнах …», представляется человек, одиноко стоящий на берегу моря и размышляющий о жизни и смерти, любви и свободе, сиюминутном и вечном …

У Тютчева немного стихотворений с точными датами. В данном случае она известна — 11 мая 1865 года. Стихотворение писались прямо в коляске, во время поездки автора на острова в Петербурге на девятый день смерти его детей от Денисьевой.

Гармония в стихийных спорах,

И стройный мусикийский шорох

В этих строках виден поэт особого философского склада — у него не только дар пейзажиста, но и своя философия природы. Его ум бьется над загадками мироздания, стараясь проникнуть в тайну противоречивого единства природы и человека.

Созвучье полное в природе, _

Лишь в нашей призрачной свободе

Тютчев говорит о разъединении человека с природой как о чем-то противоестественном, не соответствующем «невозмутимому строю» природного бытия. Душа, поющая не то, что море, противопоставляется «созвучью полному в природе».

Человек — это тростник, стоящий перед огромной вселенной-морем. Но это тростник «мыслящий», он ропщет в общем хоре, вместо того чтобы издавать стройный шорох в гармонии с бытием.

И от чего же в общем хоре

Душа не то поет, что море,

«Пытаясь понять его причину, автор предполагает, что разлад существует более в сознании человека, а не в действительности. Как говорится в 4‑й, не публикуемой в последствии строфе, человеческой души отчаянный протест остается «гласом вопиющего в пустыне.

Причина разлада с природой заключена в самом человеке. Не она отвергает его, а он сам, погруженный в злые страсти, не в силах принять в себя ее гармонический и благодатный мир. В то же время общий строй бытия природы таков, что живая индивидуальность выделена из него.

Тютчев считает, что этот разлад — временный протест, после чего происходит либо слияние с природой, либо гибель (не случайно поэт сравнивает человека с тростником, который растет не на суше, а в «прибрежных камышах» и погибает без воды).

Язык стихотворения поражает своей красочностью, живостью, трепетностью слов и оборотов. Поэт использует метафору «мыслящий тростник» — человек, эпитеты «стихийные споры», «зыбкие камыши», «призрачная свобода». И что интересно: от произведения не веет сочиненностью, оно кажется само собой родившимся.

Природа в стихотворении, словно живое существо. Она чувствует, дышит, грустит. Само по себе одушевление природы обычно для поэзии, но для Тютчева это не просто олицетворение, не просто метафора: живую красоту природы. Он «принимал и понимал не как свою фантазию, а как истину».

Читайте также:
Философская система мира в лирике Ф. И. Тютчева: сочинение

В «Певучести …» немало реминисценций: это и «мыслящий тростник» Блеза Паскаля, который писал, что человек всего лишь тростинка, но он возвышеннее вселенной, «ибо имеет сознание»; и римский поэт Авсоний, вложивший в слова «естъ музыкальная стройность в прибрежных камышах» (эпиграф к стихотворению) христианский подтекст, и не вошедший в итоговую редакцию библейский «глас вопиющего в пустыне».

Ф. И. Тютчев пытается познать беспредельные миры непознанного: таинственный «океан» вселенского бытия и сокровенные стороны человеческой души. Это очень характерное для поэта стихотворение, где явление в природе подобно тому, что происходит в душе человека.

Стихийные споры потрясают не только природу, но и внутреннюю жизнь человека, обогащая ее многообразием чувств, но чаще оставляя после себя боль утраты и душевную опустошенность.

Все безответны и поныне.

Глас вопиющего в пустыне,

Читая стихотворение «Певучесть есть в морских волах …» понимаешь, что размышления автора становятся и твоими личными размышлениями. Мысль Тютчева всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы, проникается им, и сама его проникает нераздельно и неразрывно. В этом и состоит загадка поэзии и философии Ф. И. Тютчева.

Жанр: лирическое стихотворение (вид лирики — пейзажная, философская).

Композиция и сюжет

Композиционно стихотворение в виде лирического фрагмента распадается на три части.

Высказывается мысль, что в мире природы всё подчинено всеобщему закону гармонии:

Осознание разлада человечества с природой: «Лишь В нашей призрачной свободе // Разлад мы с нею сознаём».

Лирический герой пытается понять причины человеческой оторванности от мира природы: «Откуда, как разлад возник?»; он признаёт, что свобода человека «призрачна».

Человек несчастлив и одинок, не может постичь гармонию мира:

Тема: разлад между человеком и природой.

Идея: личное «я» мешает человеку полностью стать частью природы.

Художественные средства

  • Эпитеты: в стихийных спорах, в зыбких камышах, невозмутимый строй, созвучье полное.
  • Метафоры: шорох струится, в общем хоре, душа не то поёт, ропщет тростник.
  • Риторический вопрос:

Душа не то поёт, что море,

Стихотворение Ф.И. Тютчева «Певучесть есть в морских волнах…» относится к поздней лирике поэта и представляет собой философское размышление, раздумье. Следовательно, по жанру это стихотворение можно отнести к элегии.

Сочинение о стихе Певучесть есть в морских волнах

Судьба распорядилась так, что значительную часть своей жизни поэт и политик Федор Тютчев провел в Санкт-Петербурге.

Именно здесь прошли и последние годы его жизни, когда после получения титула тайного советника Тютчев вынужден был постоянно находиться при императорском дворе. Суровый климат северной российской столицы тяготил поэта, который к тому времени уже испытывал серьезные проблемы со здоровьем.

Тем не менее, Тютчев не мог не восхищаться строгой красотой природы, ее величием и строгостью, пытаясь понять, почему же люди не могут жить по ее законам. Особенно поэта привлекало суровое Балтийское море, которому в 1865 году он посвятил свое стихотворение «Певучесть есть в морских волнах…».

Коренные жители Санкт-Петербурга всегда считали морскую пучину источником многочисленных бед и, в то же время, относились к ней с уважением, так как именно море давало им пищу и средства к существованию. Рассматривать его с романтической точки зрения мало кому приходило в голову.

Однако Тютчев сумел открыть в водной стихии черты, которые оказались созвучны его собственному мировосприятию. Так, в волнах поэт увидел особую певучесть и гармонию, которые свойственны природе, но остаются вне поля рения большинства людей.

Задаваясь вопросом, почему лишь единицы способны не только понимать красоту окружающего мира, но и следовать его нехитрым законам, Тютчев приходит к выводу, что мы сами в этом виноваты. «Лишь в нашей призрачной свободе разлад мы с нею признаем», – отмечает поэт, считая, что только сильное душевное смятение заставляет человека обратиться к своим истокам, ища защиты у природы.

Только тогда человек осознает, что «душа не то поет, что море» и, следовательно, становится бесчувственной, очерствевшей и равнодушной к тому бесценному дару, который именуется Вселенной.

Потеря связи с окружающим миром, который однажды вдруг становится чужим и пугающим, является, по мнению Тютчева, самым страшным испытанием для любого из нас. Ведь в этот момент человек утрачивает частицу своей души и перестает жить по законам природы.

В итоге «души отчаянной протест» превращается в «глас вопиющего в пустыне», на который невозможно получить отклик.

Простые вопросы остаются без ответа и жизнь превращается в череду случайных обстоятельств, в которых невозможно проследить закономерность только лишь потому, что сами законы природы становятся для человека чуждыми и отвергаются, как нечто пустое и не имеющее ценности.

Читайте также: Анализ стихотворения «Весь день она лежала в забытьи» Ф. И. Тютчева.

Хаос, бездна, космос – вечны. Жизнь, как понимает ее Тютчев, конечна, существование на земле человека зыбко, да и сам человек не всегда умеет и хочет жить по законам природы. Говоря в стихотворении «Певучесть есть в морских волнах…» о полном созвучье, порядке в природе, лирик сетует на то, что свой разлад с природой мы осознаем только в «призрачной свободе».

Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Певучесть есть в морских волнах»

Художественные приемы, используемые автором


Исходя из того, что стихотворение «Певучесть есть в морских волнах…» содержит философские раздумья, его относят к лирическим произведениям, наполненным глубокой грустью, характерной для творчества Тютчева. Разнообразие художественных приемов, используемая автором в первой части произведения, отделенной от второй при помощи синтаксиса, помогает красочно описать гармоничное состояние природы. Применение метафор, приём, используемый Тютчевым постоянно, оживляет морские волны, камыши и подаёт читателю готовую картинку с живой красотой природы.

Читайте также:
Федор Тютчев и литературные общества: сочинение

Большую роль в создании возвышенной атмосферы, побуждающей читателя к философии, играет использование заимствованных элементов, принадлежащих Священному Писанию, цитат великого французского философа Блеза Паскаля и древнеримского поэта. При этом фраза Авсония выступает в качестве эпиграфа, который дополняет главную тему стихотворения. Цитаты, органично вписанные в текст без явного указания на источник, при помощи ассоциаций и обращения к глубокой человеческой памяти образованного человека, предоставляют читателю расширить границы осознания основной идеи. Небольшое четырехстопное стихотворение не может содержать в себе ответы на вопросы мироздания, поэтому Тютчев, при помощи художественных приемов, позволяет читателю искать ответ в философских размышлениях.

Анализ средств художественной выразительности и стихосложения

Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Поэт использует кольцевую рифму, что придает стихотворению неспешность, замедляя его темп.

Автор вводит в свое произведение эпитеты: стройный шорох, зыбкие камыши, призрачная свобода. Метафоричность читается в словосочетании «мыслящий тростник», использованном в качестве именования человека. Эмоциональную выразительность подчеркивает синтаксический параллелизм: «Певучесть есть в морских волнах, // Гармония в стихийных спорах».

Дополнительный музыкально-мелодический эффект создает аллитерация. В первой строфе повторение звука «С» помогает услышать шум моря. В третьей строфе, где описываются душевные волнения человека, используется частый повтор звука «Р», который усиливает волнение.

Стихотворение Ф. И. Тютчева «Певучесть есть в морских волнах…» было написано 17 мая 1865 года. Оно относится к поздней лирике поэта и представляет собой философское размышление, раздумье. Следовательно, по жанру это стихотворение можно отнести к элегии.

Композиционно произведение делится на несколько частей, противопоставленных друг другу. Самому произведению предшествует эпиграф из древнеримской поэзии — «Est in arundineis modulatio musica ripis» (Есть музыкальная стройность в прибрежных тростниках (лат.)). Он определяет основной мотив стихотворения — гармоничность и мудрость мира природы. Кроме того, этот эпиграф можно считать составляющей первой части стихотворения.

Сама же первая часть синтаксически отделена от второй композиционной части тире:

Певучесть есть в морских волнах,

Гармония в стихийных спорах,

И стройный мусикийский шорох

Струится в зыбких камышах.

Невозмутимый строй во всем,

Созвучье полное в природе, —

В этой части лирический герой в очередной раз убеждается и затем утверждает, что мир природы, окружающей человека, гармоничен. Что это значит? Все в природе следует мудрым законам, которые приводят к благу и процветанию, к миру и покою. Если и возникают какие-то споры или противоречия, то они быстро разрешаются (в стихийных спорах), и даже в них чувствуется гармония. Все в мире природы действует в согласии и единстве, в подчинении одному главному, всеобщему закону.

Вторая часть стихотворения противопоставлена первой. Она описывает мир человеческого общества:

Лишь в нашей призрачной свободе

Разлад мы с нею сознаем.

Человек давно уже отделился и отдалился от природы. Он мнит себя свободным. Но лирический герой утверждает, что это «призрачная свобода». На самом деле люди связаны по рукам и ногам, потому что не знают, как стать счастливыми, как добиться гармонии в своей душе и среди других людей.

Важно, что сам человек осознает свой разлад с природой, но уже не может вернуться к ее истокам. Поздно.

Третья часть состоит из вопросов лирического героя:

Откуда, как разлад возник?

И отчего же в общем хоре

Душа не то поет, что море,

И ропщет мыслящий тростник?

Он мучительно вопрошает: «Как возник трагический разлад между человеком и всем окружающим, природой?» Герой пытается понять причины человеческой оторванности от мира природы. Пытается понять, почему мы не можем жить по законам гармонии, пример которых каждый день дает нам природа? Почему люди противопоставлены ей, а не живут в согласье и единстве? Получается, что человек противопоставлен всему, кроме него самого, лишь его голос выбивается из «общего хора».

Четвертая часть — кульминационная — состоит из последней строфы стихотворения:

И от земли до крайних звезд

Все безответен и поныне

Глас вопиющего в пустыне,

Души отчаянной протест?

В этой части, с помощью риторических вопросов, рисуется тягостная картина положения человека в современном Тютчеву мире. Человек несчастлив и одинок. Рисуются масштабы его одиночества — «И от земли до крайних звезд». Одиночество человека подчеркивается метафорой «глас вопиющего в пустыне».

Человек одинок, один на один со своей душевной болью, попытками стать счастливым, постичь гармонию. Душа его протестует против своего отчаянного положения, но не находит ответов на возникающие вопросы. «Почему?» — вопрошает лирический герой вместе с другими. «Почему?» — страдает он и не находит ответа.

В данном стихотворении присутствуют художественные средства, помогающие раскрыть тему и идею произведения. Первая часть стихотворения наполнена эпитетами: «в стихийных спорах», «стройный мусикийский шорох», «в зыбких камышах», «невозмутимый строй», «созвучье полное». Все они призваны создать картину гармоничной, умиротворяющей и прекрасной жизни природы. Единственная метафора первой части — «шорох струится» — подчинено той же задаче.

Вторая часть насыщена метафорами: «в общем хоре», «душа не то поет», «ропщет тростник». Интересно. что поэт одушевляет мир природы и мир человека, соединяя их.Он показывает, что изначально все едино, все вышло из одного источника. Подтверждает эту мысль и сравнение души человека с морем: «Душа не то поет, что море» и эпитеты: «призрачной свободе», «общем хоре», «мыслящий тростник».

Художественные средства третьей части призваны передать трагедию одиночества человека в мире. Этому помогают эпитет «души отчаянной», гипербола «и от земли до крайних звезд», библейская цитата «глас вопиющего в пустыне».

Противопоставленность первой части стихотворения второй подчеркивает тире, разбивающее сложное бессоюзное предложение на две части. Вторая и третья часть произведения построены на риторических вопросах, подчеркивающих безнадежность положения человека, его глобальное одиночество.

Читайте также:
Восприятие и истолкование стихотворения Ф. И. Тютчева Певучесть есть в морских волнах: сочинение

Строфы стихотворения имеют кольцевую рифмовку, в которой чередуются мужские и женские рифмы.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом с пиррихием, что придает ему элегическую плавность и задумчивость.

«Певучесть есть в морских волнах…» Федор Тютчев

Est in arundineis modulatio musica ripis*

Певучесть есть в морских волнах, Гармония в стихийных спорах, И стройный мусикийский шорох Струится в зыбких камышах.

Невозмутимый строй во всем, Созвучье полное в природе,- Лишь в нашей призрачной свободе Разлад мы с нею сознаем.

Откуда, как разлад возник? И отчего же в общем хоре Душа не то поет, что море, И ропщет мыслящий тростник?

* Есть музыкальная стройность в прибрежных тростниках (лат.).-

История написания

В силу сложившихся обстоятельств, долгое время своей жизни Федор Иванович был вынужден жить в Санкт-Петербурге. Шумный, грязный город и его особый климат угнетали писателя. Кроме того, это отрицательным образом сказывалось и на здоровье Тютчева. Поэтому он совершал длительные прогулки в пригороде. Великолепие природы, ее строгость и необъяснимая красота побуждали автора к философским размышлениям. В общей сложности, писатель провел в Санкт-Петербурге тридцать лет. Из них первые десять — только наездами. Однако и эти недолгие поездки в Северную столицу позволили найти утешение в близлежащих морских просторах, лесах и полях.

Там, где обыватели видели лишь грозную стихию, Федор Иванович находил гармонию и единение. Большинство жителей побережья Балтийского моря воспринимали бескрайние бушующие просторы исключительно как средство существования, источник пищи и прибыли. Для Тютчева же море являлось источником вдохновения.

Стихотворение «Певучесть есть в морских волнах…» было написано во время одной из прогулок по побережью. Его грусть и драматизм основаны на личностных переживаниях автора. Именно 11 мая 1865 года исполнилось девять дней с даты смерти его детей. Вследствие тяжелой болезни, годовалый сын и дочь от любимой женщины скончались, что писатель очень тяжело переживал.

Первоначально, написанное в дороге стихотворение не имело названия. Его первая публикация в журнале «Русский вестник», в том же, 1865 году, была озаглавлена редактором В. Брюсовым «Подражание». Интересной особенностью этой публикации является то, что стихотворение имело все четыре строфы. В последующих редакциях автор сократил его до трех четверостиший. Последняя же строфа, как правило, печаталась в примечаниях или разделе «варианты». Многочисленные автографы, принадлежащие перу Тютчева, предлагают различное количество строф. Последний сборник сочинений, выпущенный еще при жизни Федора Ивановича, также содержал стихотворение в сокращенном варианте.

Современники связывают такие изменения с отзывом, полученным от Ивана Сергеевича Аксакова, который в письмах к дочери автора, Анне Федоровне, отзывался о стихотворении, как о прекрасных и полных смысла, но смущала публициста последняя строфа, в которой он нашел иностранные слова.

Анализ стихотворения Тютчева «Певучесть есть в морских волнах…»

Судьба распорядилась так, что значительную часть своей жизни поэт и политик Федор Тютчев провел в Санкт-Петербурге. Именно здесь прошли и последние годы его жизни, когда после получения титула тайного советника Тютчев вынужден был постоянно находиться при императорском дворе. Суровый климат северной российской столицы тяготил поэта, который к тому времени уже испытывал серьезные проблемы со здоровьем. Тем не менее, Тютчев не мог не восхищаться строгой красотой природы, ее величием и строгостью, пытаясь понять, почему же люди не могут жить по ее законам. Особенно поэта привлекало суровое Балтийское море, которому в 1865 году он посвятил свое стихотворение «Певучесть есть в морских волнах…».

Коренные жители Санкт-Петербурга всегда считали морскую пучину источником многочисленных бед и, в то же время, относились к ней с уважением, так как именно море давало им пищу и средства к существованию. Рассматривать его с романтической точки зрения мало кому приходило в голову. Однако Тютчев сумел открыть в водной стихии черты, которые оказались созвучны его собственному мировосприятию

. Так, в волнах поэт увидел особую певучесть и гармонию, которые свойственны природе, но остаются вне поля рения большинства людей. Задаваясь вопросом, почему лишь единицы способны не только понимать красоту окружающего мира, но и следовать его нехитрым законам, Тютчев приходит к выводу, что мы сами в этом виноваты. «Лишь в нашей призрачной свободе разлад мы с нею признаем», — отмечает поэт, считая, что только сильное душевное смятение заставляет человека обратиться к своим истокам, ища защиты у природы. Только тогда человек осознает, что «душа не то поет, что море» и, следовательно, становится бесчувственной, очерствевшей и равнодушной к тому бесценному дару, который именуется Вселенной.

Потеря связи с окружающим миром, который однажды вдруг становится чужим и пугающим, является, по мнению Тютчева, самым страшным испытанием для любого из нас . Ведь в этот момент человек утрачивает частицу своей души и перестает жить по законам природы. В итоге «души отчаянной протест» превращается в «глас вопиющего в пустыне», на который невозможно получить отклик. Простые вопросы остаются без ответа и жизнь превращается в череду случайных обстоятельств, в которых невозможно проследить закономерность только лишь потому, что сами законы природы становятся для человека чуждыми и отвергаются, как нечто пустое и не имеющее ценности.

Невозмутимый строй во всем, Созвучье полное в природе,- Лишь в нашей призрачной свободе Разлад мы с нею сознаем.

Откуда, как разлад возник? И отчего же в общем хоре Душа не то поет, что море, И ропщет мыслящий тростник?

Стихотворение композиционно разбито на две части, имеющие противоположное настроение и две основные темы. Размышления лирического героя направлены на осознание гармонии, которая объединяет стихии. При этом особое внимание уделяется описанию пейзажа и его тонкостям. Герой наслаждается увиденным. Мерный гул волн, шорох камыша навевают на героя чувство умиротворенности. Даже стихию автор воспринимает лишь как возможность восстановить нарушенное равновесие в силах природы.

Читайте также:
Согласны ли вы с мнением, что поэзия Тютчева есть не простое описание внешнего вида вещей, а проникновение в их космическую глубину?: сочинение

Далее размышления лирического героя приводят к человеческим отношениям. И вот автор развивает мысль о том, что люди живут обособленно, существуют отдельно от природы. И эта самостоятельность, которую человек воспринимает как свободу, противопоставляет его окружающему миру. Автор задает философский вопрос, почему люди не могут существовать так же гармонично, как и природные стихии? Его душа, которая должна звучать созвучно вселенной, но раздираемая внутренними противоречиями, осознает потребность существовать в гармонии с природой.

В четвертой строфе, которая не публикуется в популярных изданиях, лирический герой обращается к библейской мудрости, называет крик души «гласом вопиющего в пустыне». Ни земля, ни небо не дают ответа на вопрос, поскольку он кроется в глубинах самой человеческой сущности. Природа не может дать ощущение гармонии, она лишь подает людям пример. Поэтому Тютчев изображает человека в образе камыша, который растет на самой кромке моря, пытается роптать, однако погибает без единения с природой, лишившись ее питательной силы.

Восприятие и истолкование стихотворения Ф.И. Тютчева «Певучесть есть в морских волнах…»

Стихотворение Ф.И. Тютчева «Певучесть есть в морских волнах…» было написано 17 мая 1865 года. Оно относится к поздней лирике поэта и представляет собой философское размышление, раздумье. Следовательно, по жанру это стихотворение можно отнести к элегии.
Композиционно произведение делится на несколько частей, противопоставленных друг другу. Самому произведению предшествует эпиграф из древнеримской поэзии – «Est in arundineis modulatio musica ripis» (Есть музыкальная стройность в прибрежных тростниках (лат.)). Он определяет основной мотив стихотворения – гармоничность и мудрость мира природы. Кроме того, этот эпиграф можно считать составляющей первой части стихотворения.
Сама же первая часть синтаксически отделена от второй композиционной части тире:
Певучесть есть в морских волнах,
Гармония в стихийных спорах,
И стройный мусикийский шорох
Струится в зыбких камышах.

Невозмутимый строй во всем,
Созвучье полное в природе,-
В этой части лирический герой в очередной раз убеждается и затем утверждает, что мир природы, окружающей человека, гармоничен. Что это значит? Все в природе следует мудрым законам, которые приводят к благу и процветанию, к миру и покою. Если и возникают какие-то споры или противоречия, то они быстро разрешаются (в стихийных спорах), и даже в них чувствуется гармония. Все в мире природы действует в согласии и единстве, в подчинении одному главному, всеобщему закону.
Вторая часть стихотворения противопоставлена первой. Она описывает мир человеческого общества:
Лишь в нашей призрачной свободе
Разлад мы с нею сознаем.
Человек давно уже отделился и отдалился от природы. Он мнит себя свободным. Но лирический герой утверждает, что это «призрачная свобода». На самом деле люди связаны по рукам и ногам, потому что не знают, как стать счастливыми, как добиться гармонии в своей душе и среди других людей.
Важно, что сам человек осознает свой разлад с природой, но уже не может вернуться к ее истокам. Поздно.
Третья часть состоит из вопросов лирического героя:
Откуда, как разлад возник?
И отчего же в общем хоре
Душа не то поет, что море,
И ропщет мыслящий тростник?
Он мучительно вопрошает: «Как возник трагический разлад между человеком и всем окружающим, природой?» Герой пытается понять причины человеческой оторванности от мира природы. Пытается понять, почему мы не можем жить по законам гармонии, пример которых каждый день дает нам природа? Почему люди противопоставлены ей, а не живут в согласье и единстве? Получается, что человек противопоставлен всему, кроме него самого, лишь его голос выбивается из «общего хора».
Четвертая часть – кульминационная – состоит из последней строфы стихотворения:
И от земли до крайних звезд
Все безответен и поныне
Глас вопиющего в пустыне,
Души отчаянной протест?
В этой части, с помощью риторических вопросов, рисуется тягостная картина положения человека в современном Тютчеву мире. Человек несчастлив и одинок. Рисуются масштабы его одиночества – «И от земли до крайних звезд». Одиночество человека подчеркивается метафорой «глас вопиющего в пустыне».
Человек одинок, один на один со своей душевной болью, попытками стать счастливым, постичь гармонию. Душа его протестует против своего отчаянного положения, но не находит ответов на возникающие вопросы. «Почему?» – вопрошает лирический герой вместе с другими. «Почему?» – страдает он и не находит ответа.
В данном стихотворении присутствуют художественные средства, помогающие раскрыть тему и идею произведения. Первая часть стихотворения наполнена эпитетами: «в стихийных спорах», «стройный мусикийский шорох», «в зыбких камышах», «невозмутимый строй», «созвучье полное». Все они призваны создать картину гармоничной, умиротворяющей и прекрасной жизни природы. Единственная метафора первой части – «шорох струится» – подчинено той же задаче.
Вторая часть насыщена метафорами: «в общем хоре», «душа не то поет», «ропщет тростник». Интересно. что поэт одушевляет мир природы и мир человека, соединяя их .Он показывает, что изначально все едино, все вышло из одного источника. Подтверждает эту мысль и сравнение души человека с морем: «Душа не то поет, что море» и эпитеты: «призрачной свободе», «общем хоре», «мыслящий тростник».
Художественные средства третьей части призваны передать трагедию одиночества человека в мире. Этому помогают эпитет «души отчаянной», гипербола «и от земли до крайних звезд», библейская цитата «глас вопиющего в пустыне».
Противопоставленность первой части стихотворения второй подчеркивает тире, разбивающее сложное бессоюзное предложение на две части. Вторая и третья часть произведения построены на риторических вопросах, подчеркивающих безнадежность положения человека, его глобальное одиночество.
Строфы стихотворения имеют кольцевую рифмовку, в которой чередуются мужские и женские рифмы.
Стихотворение написано четырехстопным ямбом с пиррихием, что придает ему элегическую плавность и задумчивость.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: