Восприятие и истолкование стихотворения Ф. И. Тютчева Певучесть есть в морских волнах: сочинение

Анализ певучесть есть в морских волнах. Анализ стихотворения Ф.И

Анализ содержания

Певучесть есть в морских волнах, Гармония в стихийных спорах, И стройный мусикийский шорох Струится в зыбких камышах. Невозмутимый строй во всем, Созвучье полное в природе,- Лишь в нашей призрачной свободе Разлад мы с нею сознаем.

Откуда, как разлад возник? И отчего же в общем хоре Душа не то поет, что море, И ропщет мыслящий тростник?

Стихотворение композиционно разбито на две части, имеющие противоположное настроение и две основные темы. Размышления лирического героя направлены на осознание гармонии, которая объединяет стихии. При этом особое внимание уделяется описанию пейзажа и его тонкостям. Герой наслаждается увиденным. Мерный гул волн, шорох камыша навевают на героя чувство умиротворенности. Даже стихию автор воспринимает лишь как возможность восстановить нарушенное равновесие в силах природы.

Далее размышления лирического героя приводят к человеческим отношениям. И вот автор развивает мысль о том, что люди живут обособленно, существуют отдельно от природы. И эта самостоятельность, которую человек воспринимает как свободу, противопоставляет его окружающему миру. Автор задает философский вопрос, почему люди не могут существовать так же гармонично, как и природные стихии? Его душа, которая должна звучать созвучно вселенной, но раздираемая внутренними противоречиями, осознает потребность существовать в гармонии с природой.

В четвертой строфе, которая не публикуется в популярных изданиях, лирический герой обращается к библейской мудрости, называет крик души «гласом вопиющего в пустыне». Ни земля, ни небо не дают ответа на вопрос, поскольку он кроется в глубинах самой человеческой сущности. Природа не может дать ощущение гармонии, она лишь подает людям пример. Поэтому Тютчев изображает человека в образе камыша, который растет на самой кромке моря, пытается роптать, однако погибает без единения с природой, лишившись ее питательной силы.

Певучесть есть в морских волнах

Стихотворение «Певучесть есть в морских волнах» — это осмысление автором человеческой жизни и окружающей его природы через тему музыки. К стихотворению дан эпиграф, открывающий эту тему: «есть музыкальная стройность в прибрежных тростниках», и далее «полное созвучие природы» вступит в конфликт с «отчаянным протестом» человеческой души. И именно тема музыки, тема искусства дает автору возможность говорить об этом конфликте, позволяет увидеть в этой особой реальности диссонанс, «разлад» природы и человека.

Первая строфа стихотворения о гармонии в природе, в том числе и о гармонии в «спорах» людей, но при условии, что эти споры «стихийны», то есть естественные, природные. Строфа синтаксически однородна, без обособленных осложнений, что усиливает общее стройное, гармоничное восприятие. Также на это «работает» и аллитерация. Эти приемы создают некоторую структуру, конструкцию первой строфы. Музыка – это некая стройная система, как и природа, встроенная в гармоничную структуру. И та музыкальная, природная стройность противопоставляется хаосу, разладу.

Во второй строфе стихотворения начинается основной конфликт – разлад «природного созвучия» и человеческой души. Столкновение этих тем пунктуационно выделяется очень «тяжелыми» знаками препинания: запятой и тире, что выделяет и усиливает данный конфликт. В природе «полное созвучье», но человеческая душа отстранена от этой гармонии, человек «призрачно свободен» и находится в разладе со стройной музыкальностью природы.

Третья строфа состоит из двух риторических вопросов: откуда возник тот разлад и почему. В этой же строфе дается ответ: душа, как и тростник, «мыслит и ропщет» в разлад с общим хором.

В последней строфе появляется евангельский, божественный мотив. «Глас вопиющего», его протест, не только дисгармоничен природной музыке, но и остается без Божьего ответа, он не слышен «от земли до крайних звезд».

Почему человеческая душа вступает в конфликт с гармоничной природной музыкой? Автор отвечает на этот вопрос в стихотворении следующим образом: потому что человек «мыслящий», а природный строй «невозмутим».

Итак, в стихотворении Ф.И.Тютчева «Певучесть есть в морских волнах» через тему природной музыкальной стройности раскрывается конфликт гармонии природы и протеста человеческой души.

Человек мыслит, он чувствует себя одиноким в мире («в пустыне»), он ропщет, выражает протест Богу, он осознает свой разлад с природой. Почему? Потому что человеку дана, пусть и призрачная, но свобода, тогда когда природа лишь «невозмутима».

Полезный материал по теме:

  1. Есть в осени первоначальной
  2. Сочинение-отзыв анализ на стихотворение «Две силы есть — две роковые силы»/ Сочинение «Мое любимое стихотворение»

Художественные приемы, используемые автором


Исходя из того, что стихотворение «Певучесть есть в морских волнах…» содержит философские раздумья, его относят к лирическим произведениям, наполненным глубокой грустью, характерной для творчества Тютчева. Разнообразие художественных приемов, используемая автором в первой части произведения, отделенной от второй при помощи синтаксиса, помогает красочно описать гармоничное состояние природы. Применение метафор, приём, используемый Тютчевым постоянно, оживляет морские волны, камыши и подаёт читателю готовую картинку с живой красотой природы.
Большую роль в создании возвышенной атмосферы, побуждающей читателя к философии, играет использование заимствованных элементов, принадлежащих Священному Писанию, цитат великого французского философа Блеза Паскаля и древнеримского поэта. При этом фраза Авсония выступает в качестве эпиграфа, который дополняет главную тему стихотворения. Цитаты, органично вписанные в текст без явного указания на источник, при помощи ассоциаций и обращения к глубокой человеческой памяти образованного человека, предоставляют читателю расширить границы осознания основной идеи. Небольшое четырехстопное стихотворение не может содержать в себе ответы на вопросы мироздания, поэтому Тютчев, при помощи художественных приемов, позволяет читателю искать ответ в философских размышлениях.

История написания

В силу сложившихся обстоятельств, долгое время своей жизни Федор Иванович был вынужден жить в Санкт-Петербурге. Шумный, грязный город и его особый климат угнетали писателя. Кроме того, это отрицательным образом сказывалось и на здоровье Тютчева. Поэтому он совершал длительные прогулки в пригороде. Великолепие природы, ее строгость и необъяснимая красота побуждали автора к философским размышлениям. В общей сложности, писатель провел в Санкт-Петербурге тридцать лет. Из них первые десять — только наездами. Однако и эти недолгие поездки в Северную столицу позволили найти утешение в близлежащих морских просторах, лесах и полях.

Читайте также:
Стихотворение Ф. И. Тютчева Нам не дано предугадать (восприятие, истолкование, оценка): сочинение

Там, где обыватели видели лишь грозную стихию, Федор Иванович находил гармонию и единение. Большинство жителей побережья Балтийского моря воспринимали бескрайние бушующие просторы исключительно как средство существования, источник пищи и прибыли. Для Тютчева же море являлось источником вдохновения.

Стихотворение «Певучесть есть в морских волнах…» было написано во время одной из прогулок по побережью. Его грусть и драматизм основаны на личностных переживаниях автора. Именно 11 мая 1865 года исполнилось девять дней с даты смерти его детей. Вследствие тяжелой болезни, годовалый сын и дочь от любимой женщины скончались, что писатель очень тяжело переживал.

Первоначально, написанное в дороге стихотворение не имело названия. Его первая публикация в журнале «Русский вестник», в том же, 1865 году, была озаглавлена редактором В. Брюсовым «Подражание». Интересной особенностью этой публикации является то, что стихотворение имело все четыре строфы. В последующих редакциях автор сократил его до трех четверостиший. Последняя же строфа, как правило, печаталась в примечаниях или разделе «варианты». Многочисленные автографы, принадлежащие перу Тютчева, предлагают различное количество строф. Последний сборник сочинений, выпущенный еще при жизни Федора Ивановича, также содержал стихотворение в сокращенном варианте.

Современники связывают такие изменения с отзывом, полученным от Ивана Сергеевича Аксакова, который в письмах к дочери автора, Анне Федоровне, отзывался о стихотворении, как о прекрасных и полных смысла, но смущала публициста последняя строфа, в которой он нашел иностранные слова.

Выражение «мусикийский шорох» в стихотворении Ф. И. Тютчева «Певучесть есть в морских волнах».

Est in arundineis modulatio musica ripis.1

Певучесть есть в морских волнах, Гармония в стихийных спорах, И стройный мусикийский шорох Струится в зыбких камышах.

Невозмутимый строй во всем, Созвучье полное в природе, — Лишь в нашей призрачной свободе Разлад мы с нею сознаем.

Откуда, как разлад возник? И отчего же в общем хоре Душа не то поет, что, море, И ропщет мыслящий тростник?

И от земли до крайних звезд Всё безответен и поныне Глас вопиющего в пустыне,Души отчаянной протест?

1Есть музыкальный строй в прибрежных тростниках (лат.).

Май 11. Петербург. «Певучесть есть в морских волнах…»

(
Лирика
. Т. I. С. 199, 423—424 (датируется по списку М. Ф. Бирилевой);
ПССП
. Т. 2. С. 142, 508—511. )

Стихотворение «Певучесть есть в морских волнах»поэта, чье творчество традиционно относят к « чистому» искусству написано 11 мая в 1865году в непростое для поэта время. Примечательно, что прочитав данное творение, Л. Н. Толстой писал: «Глубина!» Нам, представителям XXI века, также хочется постичь эту «глубину», которую заметил писатель.

Читая первую строфу стихотворения, невольно задаешься вопросом: «Что такое мусикийский шорох»?

Семантика слова

мусикия -«музыка», цслав., др.-русск. мусикия (с XII–XVIII в.; см. Огиенко, РФВ 77, 168). Из греч. μουσική. Позднее вместо него – му́зыка (см.) [1]

«мусикийский»- (устар.) – музыкальный

мусикия (-сѵк-, -и́а), и, ж. Слав. То же, что музыка.

Пирование, и трапеза Царская,
..
с сладкогласным пѣнием, трубами, и мусикиею. Вед. II 258. Внезапу богиня Фортуна явилась , сидя на шарѣ, и в руках имѣя колесцо, которыя также по мусикии движение имѣли. Арг. II 248. Сей глас был поющей в ночи дщери Малоровой; знала бо колико может звук приятной мусикии умилить душу мою. Зрит. II 151. |
В сравн.
Глас сладок, яко мусикия. Бобр. Херс. 237.

Мусики́йский (-зик-, -зык-, -сѵк-), ая, ое

. Tѣ часы бьют перечасье мусикийским согласием. Пут. Тлст. I 321. Мы вдруг услышали
..
гласы разных музыкийских орудий. Маркиз V 88. Разтлѣвающие душевныя силы мусикийские гласы тамо слышимы. Хрс. Кадм 27.

Данное слово считалось уже устаревшим в XIX веке. Но почему именно шорох мусикийский струится в камышах? С какой целью поэт использует этот архаизм? И как писал Ю. Н. Тынянов: « Тютчев вырабатывает особый язык, изысканно архаистический». [2] Поэтому не возникает сомнения, что архаизм был осознанной принадлежностью его стиля. Этот эпитет Федор Иванович использует неслучайно. Обратимся к эпиграфу стихотворения: «Est in arundineis modulatio musica ripis.» , что значит «Есть музыкальный строй в прибрежных тростниках». Строки принадлежат римскому поэту IVв. до н. э Авсонию.

Авсоний (Ausonius) Децим Магнлат.

поэт; род. ок. 310, Бурдигала (совр. Бордо, Франция), ум. в 393/394 там же. Происходил из знатного галльского рода. С 334 по 364 был преподавателем грамматики и риторики в Бурдигале; с 364 — воспитателем будущего имп. Грациана (375–383). При Грациане А. занимал высокие должности в Римской империи, был префектом Галлии, в 379 — консулом.

Происходил из знатного галльского рода. С 334 по 364 был преподавателем грамматики и риторики в Бурдигале; с 364 — воспитателем будущего имп. Грациана (375–383). При Грациане А. занимал высокие должности в Римской империи, был префектом Галлии, в 379 — консулом. В его поэзии эрудиция в области классической лат.

и
греч.
поэзии соединяется с риторическим мастерством; большую часть наследия А. составляют лит. эксперименты: Eclogae (Книга эклог), Griphus ternarii numeri (Гриф о числе три), Technopaegnion (Технопегнии). Поэзия А. во многом автобиографична: циклы Parentalia (О родных), Commemoratio professorum Burdigalensium
[3] (О преподавателе).
Опять вопрос: Авсония не причисляли к числу выдающихся поэтов Римской империи. Но вот, что пишет М. Л. Гаспаров в своей статье «Авсоний и его время». [4] «Иногда говорится, что великие поэты отличаются от малых тем, что у великих даже небольшое произведение вмещает картину большого мира». Это не так: на это способны и малые поэты, когда у них в руках надежный набор рабочих приемов. Авсоний вместил свою широкую и структурно четкую картину мира в скромную похвалу не слишком большой реке; средства для этого ему дала античная риторика.

Читайте также:
Философская система мира в лирике Ф. И. Тютчева: сочинение

Нужно отметить, что поэтическое признание к Тютчеву тоже пришло не сразу, и его творчество современниками не было высоко оценено.

Обратимся к первоисточникуАвсоний

Есть музыкальный строй в прибрежных тростниках; Гармонию его мы слышали однажды, И ноты знали все, и такт умолкший каждый Читали наизусть в далёких тех веках;

И тайны бытия держали мы в руках, И посреди воды не гибли мы от жажды… Но преданное раз – не повторится дважды, Как не воскреснет жизнь в увядших лепестках.

Та музыка ушла, гармония распалась, И, умудрённым, нам преданье лишь осталось, Как козлоногий бог полуденной порой

Срезал тростник и звуком тешился чудесным, Как нимф он в хоровод сзывал своей игрой, И как жалел людей, забывших о небесном…

Ф. И. Тютчев

Певучесть есть в морских волнах, Гармония в стихийных спорах, И стройный мусикийский шорох Струится в зыбких камышах.

Невозмутимый строй во всем, Созвучье полное в природе, — Лишь в нашей призрачной свободе Разлад мы с нею сознаем.

Откуда, как разлад возник? И отчего же в общем хоре Душа не то поет, что, море, И ропщет мыслящий тростник?

И от земли до крайних звезд Всё безответен и поныне Глас вопиющего в пустыне,Души отчаянной протест?

Мая 1865

Сопоставив два стихотворения, понимаем, что мусикийский шорох может струиться из тростника, в который превратилась нимфа Сиринга, о которой говорили древнегреческие мифы.

Пан и Сиринга [5]

Н е миновали Пана стрелы златокрылого Эрота и полюбил он прекрасную нимфу Сирингу. Горда была нимфа и отвергала любовь всех. Любимым занятием ее была охота и часто Сирингу принимали за Артемиду, так прекрасна была юная нимфа в своей короткой одежде, с колчаном за плечами и с луком в руках. Как две капли воды, походила она тогда на Артемиду, лишь лук ее был из рога, а не золотой, как у великой богини. Однажды увидел Пан Сирингу и хотел подойти к ней. Взглянула на Пана нимфа и в страхе обратилась в бегство. Едва поспевал за ней Пан, стремясь догнать ее. Но вот путь пресекла река. Куда бежать нимфе? Простерла к реке руки Сиринга и стала молить бога реки спасти ее. Бог реки внял мольбам нимфы и превратил ее в тростник. Подбежавший Пан хотел уже обнять Сирингу, но обнял лишь гибкое, тихо шелестевшее растение. Стоит Пан, печально вздыхая, и слышится ему в нежном шелесте тростника прощальный привет прекрасной Сиринги. Срезал несколько тростинок Пан и сделал из них сладкозвучную свирель, скрепив неравные коленца тростника воском. Назвал бог лесов, в память о нимфе, свирель сирингой. С тех пор великий Пан любит играть в тени лесных деревьев на свирели — сиринге, оглашая ее нежными звуками окрестные горы.

Философия в творчестве Тютчева

Исследователи условно делят творчество автора на три периода:

первый датируют 20-ми годами XIX века, произведения, написанные в этот период, отличаются поверхностностью, однако имеют скрытый философский подтекст, в них объединены такие понятия, как любовь и природа;

второй период длился на протяжении 30-40-х годов, в произведениях великого поэта звучат тревожные нотки, философские мысли становятся все более глубокими, наиболее популярной темой становятся путешествия и переезды литературного героя;

третий, последний, период окрашен нотами глубокого отчаяния и безысходности.
Хотя философское направление является главной темой практически всех произведений Тютчева, это нельзя считать его характерной отличительной чертой. Скорее, такое направление является модным веянием, нашедшим отражение в литературе того времени.


Жизнь в Германии, где Федор Иванович занимал дипломатическую должность, позволила ему провести сравнительный анализ отсталой России и реформистских прогрессивных идей, которые активно культивировались в Европе. Возвращение на Родину показало, что принципы новой цивилизации находят отражение в умах соотечественников. Это пугало и печалило поэта. В своих произведениях он предугадывает политические, общественные и личностные кризисы, которые могут возникнуть на основе грядущих изменений.

Особую роль в своем творчестве Тютчев уделяет размышлениям о роли славян в судьбе всего мира. Именно здесь можно увидеть первые идеи о том, что объединение славянских народов, с их исконной верой и обычаями, поможет образовать сильное и влиятельное государство. Однако Тютчев видел Византию центром этого нового православного государства, а Софию его святыней.

Еще одной темой философских размышлений писателя становится хрупкость человеческой жизни, призрачность бытия и противопоставление природной гармонии внутреннему раздору человека. При этом жизнь поэт представляет как что-то быстротечное, уходящее, после чего остается лишь слабый след, грусть и воспоминания. Одиночество является основным состоянием, присущим каждому человека. Стремление прикоснуться к мирозданию, найти для себя ценности окружающего мира являются основной целью жизни. Но главная проблема заключается в том, что его деятельность бесполезна. Человек в творчестве Тютчева лишь созерцатель природы. При этом бесконечная красота и мощь природы и мимолетность человеческой жизни являются основой для размышлений о смысле и внутренней гармонии.

Тютчев Певучесть есть в морских волнах

Анализ содержания

Певучесть есть в морских волнах,
Гармония в стихийных спорах,
И стройный мусикийский шорох
Струится в зыбких камышах.

Невозмутимый строй во всем,
Созвучье полное в природе,-
Лишь в нашей призрачной свободе
Разлад мы с нею сознаем.

Откуда, как разлад возник?
И отчего же в общем хоре
Душа не то поет, что море,
И ропщет мыслящий тростник?

Стихотворение композиционно разбито на две части, имеющие противоположное настроение и две основные темы. Размышления лирического героя направлены на осознание гармонии, которая объединяет стихии. При этом особое внимание уделяется описанию пейзажа и его тонкостям. Герой наслаждается увиденным. Мерный гул волн, шорох камыша навевают на героя чувство умиротворенности. Даже стихию автор воспринимает лишь как возможность восстановить нарушенное равновесие в силах природы.

Читайте также:
Тема Родины в творчестве Ф.И. Тютчева: сочинение

Далее размышления лирического героя приводят к человеческим отношениям. И вот автор развивает мысль о том, что люди живут обособленно, существуют отдельно от природы. И эта самостоятельность, которую человек воспринимает как свободу, противопоставляет его окружающему миру. Автор задает философский вопрос, почему люди не могут существовать так же гармонично, как и природные стихии? Его душа, которая должна звучать созвучно вселенной, но раздираемая внутренними противоречиями, осознает потребность существовать в гармонии с природой.

В четвертой строфе, которая не публикуется в популярных изданиях, лирический герой обращается к библейской мудрости, называет крик души «гласом вопиющего в пустыне». Ни земля, ни небо не дают ответа на вопрос, поскольку он кроется в глубинах самой человеческой сущности. Природа не может дать ощущение гармонии, она лишь подает людям пример. Поэтому Тютчев изображает человека в образе камыша, который растет на самой кромке моря, пытается роптать, однако погибает без единения с природой, лишившись ее питательной силы.

Художественные приемы, используемые автором

Исходя из того, что стихотворение «Певучесть есть в морских волнах. » содержит философские раздумья, его относят к лирическим произведениям, наполненным глубокой грустью, характерной для творчества Тютчева. Разнообразие художественных приемов, используемая автором в первой части произведения, отделенной от второй при помощи синтаксиса, помогает красочно описать гармоничное состояние природы. Применение метафор, приём, используемый Тютчевым постоянно, оживляет морские волны, камыши и подаёт читателю готовую картинку с живой красотой природы.

Большую роль в создании возвышенной атмосферы, побуждающей читателя к философии, играет использование заимствованных элементов, принадлежащих Священному Писанию, цитат великого французского философа Блеза Паскаля и древнеримского поэта. При этом фраза Авсония выступает в качестве эпиграфа, который дополняет главную тему стихотворения. Цитаты, органично вписанные в текст без явного указания на источник, при помощи ассоциаций и обращения к глубокой человеческой памяти образованного человека, предоставляют читателю расширить границы осознания основной идеи. Небольшое четырехстопное стихотворение не может содержать в себе ответы на вопросы мироздания, поэтому Тютчев, при помощи художественных приемов, позволяет читателю искать ответ в философских размышлениях.

История написания

В силу сложившихся обстоятельств, долгое время своей жизни Федор Иванович был вынужден жить в Санкт-Петербурге. Шумный, грязный город и его особый климат угнетали писателя. Кроме того, это отрицательным образом сказывалось и на здоровье Тютчева. Поэтому он совершал длительные прогулки в пригороде. Великолепие природы, ее строгость и необъяснимая красота побуждали автора к философским размышлениям. В общей сложности, писатель провел в Санкт-Петербурге тридцать лет. Из них первые десять — только наездами. Однако и эти недолгие поездки в Северную столицу позволили найти утешение в близлежащих морских просторах, лесах и полях.

Там, где обыватели видели лишь грозную стихию, Федор Иванович находил гармонию и единение. Большинство жителей побережья Балтийского моря воспринимали бескрайние бушующие просторы исключительно как средство существования, источник пищи и прибыли. Для Тютчева же море являлось источником вдохновения.

Стихотворение «Певучесть есть в морских волнах. » было написано во время одной из прогулок по побережью. Его грусть и драматизм основаны на личностных переживаниях автора. Именно 11 мая 1865 года исполнилось девять дней с даты смерти его детей. Вследствие тяжелой болезни, годовалый сын и дочь от любимой женщины скончались, что писатель очень тяжело переживал.

Первоначально, написанное в дороге стихотворение не имело названия. Его первая публикация в журнале «Русский вестник», в том же, 1865 году, была озаглавлена редактором В. Брюсовым «Подражание». Интересной особенностью этой публикации является то, что стихотворение имело все четыре строфы. В последующих редакциях автор сократил его до трех четверостиший. Последняя же строфа, как правило, печаталась в примечаниях или разделе «варианты». Многочисленные автографы, принадлежащие перу Тютчева, предлагают различное количество строф. Последний сборник сочинений, выпущенный еще при жизни Федора Ивановича, также содержал стихотворение в сокращенном варианте.

Современники связывают такие изменения с отзывом, полученным от Ивана Сергеевича Аксакова, который в письмах к дочери автора, Анне Федоровне, отзывался о стихотворении, как о прекрасных и полных смысла, но смущала публициста последняя строфа, в которой он нашел иностранные слова.

Философия в творчестве Тютчева

первый датируют 20-ми годами XIX века, произведения, написанные в этот период, отличаются поверхностностью, однако имеют скрытый философский подтекст, в них объединены такие понятия, как любовь и природа;

второй период длился на протяжении 30-40-х годов, в произведениях великого поэта звучат тревожные нотки, философские мысли становятся все более глубокими, наиболее популярной темой становятся путешествия и переезды литературного героя;

третий, последний, период окрашен нотами глубокого отчаяния и безысходности.

Хотя философское направление является главной темой практически всех произведений Тютчева, это нельзя считать его характерной отличительной чертой. Скорее, такое направление является модным веянием, нашедшим отражение в литературе того времени.

Жизнь в Германии, где Федор Иванович занимал дипломатическую должность, позволила ему провести сравнительный анализ отсталой России и реформистских прогрессивных идей, которые активно культивировались в Европе. Возвращение на Родину показало, что принципы новой цивилизации находят отражение в умах соотечественников. Это пугало и печалило поэта. В своих произведениях он предугадывает политические, общественные и личностные кризисы, которые могут возникнуть на основе грядущих изменений.

Особую роль в своем творчестве Тютчев уделяет размышлениям о роли славян в судьбе всего мира. Именно здесь можно увидеть первые идеи о том, что объединение славянских народов, с их исконной верой и обычаями, поможет образовать сильное и влиятельное государство. Однако Тютчев видел Византию центром этого нового православного государства, а Софию его святыней.

Анализ стихотворения «О, как убийственно мы любим» Тютчева

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 93.

Читайте также:
Человек и природа в лирике Тютчева: сочинение

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 93.

«О, как убийственно мы любим» – одно из стихотворений, представляющих нам Ф. Тютчева как мастера любовной лирики. Стихотворение изучается школьниками в 10 классе. Предлагаем вам ознакомиться с кратким анализом «О, как убийственно мы любим» по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением О, как убийственно мы любим.

История создания – произведение было написано в 1851 г, посвящено Е. Денисьевой, незаконной супруге Ф. Тютчева. Спустя 3 года, в 1854 г. было опубликовано в 3-м номере журнала «Современник».

Тема стихотворения – истинная сущность любви, которая может погубить человека, если не оберегать чувства от сплетен толпы.

Композиция – Стихотворение представляет целостный монолог лирического героя, который по смыслу состоит из двух частей: воспоминания о первой встрече и раздумья о нынешнем развитии отношений. Формально произведение делится на десять катренов.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры«куда ланит девались розы», «толпа, нахлынув, в грязь втоптала то, что в душе её цвело».

Эпитетынезаслуженный позор», «смех младенческо-живой».

Сравнения«как северное лето, был мимолётным гостем он».

История создания

Некоторые произведения литературы следует воспринимать в контексте биографии автора, к ним относится и анализируемое произведение. История создания его началась со встречи Фёдора Тютчева с Еленой Денисьевой в конце 1840-х гг. На то время 47-летний поэт уже был женат, но без памяти влюбился в 24-летнюю девушку.

Эти любовные отношения развивались очень странно. Денисьева стала любовницей Тютчева, ведь брак с его законной женой Эрнестиной расторгнут не был. Вскоре Денисьева родила возлюбленному троих детей. Поэт не просто признал их, но и, с согласия Эрнестины, дал им свою фамилию.

Елена отличалась крутым нравом, поэтому частенько устраивала сцены своему избраннику, но расстаться с ним не могла. Тютчев тоже очень любил свою молодую музу. Общество осуждало такой союз, отчего страдали влюбленные. Смешанные чувства безграничной любви и страдания Ф. Тютчев оставил в цикле стихов, посвящённых Е. Денисьевой. В него вошло и анализируемое стихотворение, созданное в 1851 году.

В стихотворении раскрывается тема страстной любви, которая обрела разрушительную силу под влиянием осуждения обществом. В связи с указанной проблемой развивается идея. Автор хочет показать, что чистую любовь и объект светлых чувств очень легко погубить, нужно уметь оберегать отношения от сплетен окружающих.

Тема раскрывается в чувственном монологе лирического героя, который полностью сливается с автором. Уже в первых строках герой рассказывает об убийственной любви и «слепоте страстей». Он пытается понять, почему для его любимой прекрасное чувство стало приговором. Герою удается найти ответы на поставленные вопросы: его возлюбленной пришлось отречься от общества, пожертвовать собой. Строки «Судьбы ужасным приговором твоя любовь для ней была, и незаслуженным позором на жизнь её она легла!» будто бы намекают на ту, кому посвящено произведение.

Слова лирического героя напоминают пазл, из которого складываются два контрастных портрета возлюбленной. В начале отношений это улыбчивая девушка с волшебным взором, блеском в глазах и «младенческо-живым» смехом. После того как «толпа» растоптала её душу, женщине удалось сберечь только «злую боль».

Композиция

Композиционно стихотворение условно делится на две части. В первой автор раздумывает над результатами убийственной любви, во второй возвращается к её истокам, где чувства делали двух людей счастливыми.

Указанные части не отдельные, Тютчев мастерски сплетает их, предаваясь то размышлениям, то воспоминаниям. Особенностью стихотворения также является рефрен. Поэт повторяет первую строфу, которая выражает основную мысль и подчёркивает переживания автора и лирического героя. Таким образом, автор закольцовывает стихотворение.

Формально произведение состоит из десяти катренов (четверостиший). Некоторые из них выражают относительно завершённую мысль, другие имеют смысл только в связи с предыдущими строками.
Стихотворный размер – четырёхстопный ямб. Ф. Тютчев использует перекрестную рифмовку АВАВ, в тексте есть и мужские, и женские рифмы.

Жанр стихотворения – элегия, так как в произведении есть философские размышления. Строки проникнуты печалью лирического героя. В основе содержания боль от разочарования и грустные раздумья.

Средства выразительности

Для раскрытия чувств лирического героя, создания портретов его возлюбленной, раскрытия проблемы и реализации идейного звучания Ф. Тютчев использует различные средства выразительности.

Основной троп – метафора: «слепота страстей», «куда ланит девались розы», «судьбы ужасным приговором твоя любовь для ней была», «В её душевной глубине ей оставались вспоминанья…» Также в тексте есть: сравнение – “как северное лето, был мимолётным гостем он” и эпитеты – “волшебны взоры”, “встреча роковая”, “смех младенческо-живой”,

Настроение стихотворения поддерживается при помощи аллите­рации например, согласных «з», «ж», «л»: «Боль злую, боль ожесточенья, боль без отрады и без слёз!». Ритмическая организация делает эмоции и чувства, описанные в стихотворении, более выразительными.

Стихотворение Ф.И. Тютчева «О, как убийственно мы любим. » (восприятие, истолкование, оценка)

Стихотворение Ф.И. Тютчева «О, как убийственно мы любим…» (1851 год) принадлежит к знаменитому «денисьевскому циклу». Этот цикл посвящен последней любви поэта – Елене Александровне Денисьевой. Отношения между поэтом и его возлюбленной окрашены в трагические тона: их брак был незаконным, из-за этого Елену Александровну отвергли в обществе. Всю свою жизнь она посвятила поэту.

Кроме того, Денисьева болела чахоткой. Несомненно, переживания, связанные с незаконной любовью, сказались на здоровье девушки. В 1864 году она умерла, оставив Ф. И. Тютчева в неутешном горе. Поэтому неудивительно, что «денисьевский цикл» весь пронизан трагизмом, к светлому чувству любви здесь всегда примешивается горечь и разочарование.

Стихотворение «О, как убийственно мы любим…» написано через год после встречи Тютчева и Денисьевой. В нем поэт размышляет о переменах, произошедших в его возлюбленной. А эти перемены очень разительны. Лирический герой, страдая, спрашивает себя:

Читайте также:
Стихотворение Ф. И. Тютчева Silentium! (восприятие, истолкование, оценка) (мини-сочинение): сочинение

Куда ланит девались розы,
Улыбка уст и блеск очей?

Он вспоминает, что при первой встрече был очарован «волшебным взором», речью, «младенчески-живым» смехом героини. Поэт задается мучительным вопросом:

И что ж теперь? И где все это?
И долговечен ли был сон?

Поэт сам дает неутешительный ответ:

Увы, как северное лето,
Был мимолетным гостем он!

Встреча двух героев оказалась «роковой»: любовь лирического героя изменила его возлюбленную до неузнаваемости: «что уцелело от нея?»

Героине «оставались лишь воспоминанья. Но изменили и оне»:

И на земле ей дико стало,
Очарование ушло…

В итоге – что осталось в сердце героини?

И что ж от долгого мученья,
Как пепл, сберечь ей удалось?
Боль, злую боль ожесточенья,
Боль без отрады и без слез!

Но в чем причина ее страданий, ведь любовь героев была так сильна? Да, любовь была наградой, но и наказанием, потому что она считалась «незаконной» в глазах общества:

Толпа, нахлынув, в грязь втоптала
То, что в душе ее цвело.

Экспрессивная метафора «в грязь втоптала то, что в душе ее цвело» в полной мере передает равнодушие и жестокость толпы, уничтожившей прекрасное чувство и разрушившей жизнь героини.

Во всем случившемся герой винит себя. Он эгоистично увлекся своими чувствами, своей победой: «Давно ль, гордясь своей победой, Ты говорил: она моя…» За своими переживаниями герой совсем не думал о судьбе его незаконной жены:

Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь ее она легла!

Лирический герой делает вывод:

О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!

В этих словах звучит «роковая» сила: что-то неподвластное человеку врывается в его жизнь и разрушает ее.

Стихотворение имеет кольцевую композицию. Одно и то же четверостишие начинает и заканчивает стихотворение. Вероятно, эти строки являются ключевыми, самыми важными, самыми выстраданными для поэта. Кажется, что герой долго размышлял и пришел к такому неутешительному выводу: «Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей!»

Стихотворение насыщено риторическими восклицательными и вопросительными предложениями, передающими силу душевных мук героя. Также данное произведение содержит предложения с умолчанием («Ей оставались вспоминанья…», «И на земле ей дико стало», «Очарование ушло…» и др.) Они помогают передать боль героя, его эмоциональные сильные переживания, граничащие со слезами.

Полноправным героем стихотворения является возлюбленная поэта. Через его восприятие дается портрет девушки (до и после «встречи роковой»), внутренний мир героини, ее переживания. Разительные изменения во внешнем и внутреннем облике возлюбленной поэта передаются с помощью эпитетов и метафор, с использованием устаревшей лексики: розы ланит, улыбка уст, блеск очей, волшебный взор, смех младенчески-живой, злая боль ожесточенья, боль без отрады и без слез. Что было тому причиной? «Долгое мученье, жизнь отреченья, жизнь страданья». Сравнение «как пепл» передает силу страданий героини. Ее жизнь стала почти невыносимой, метафора «незаслуженным позором На жизнь ее она легла» подтверждает это.

Таким образом, стихотворение «О, как убийственно мы любим…» – одно из лучших стихотворений, входящих в «денисьевский цикл» Ф.И. Тютчева. Оно передает все основные темы и мотивы этого цикла: трагическую любовь, роковую предопределенность чувств, злую силу толпы, страдания обоих героев.

Анализ стихотворения «О как убийственно мы любим» (Ф. И. Тютчев)

Данное стихотворение было написано Фёдором Ивановичем Тютчевым в 1851 году, а спустя три года – в 1854 году — опубликовано в третьем номере журнала «Современник». Известно, что личная жизнь поэта не всегда была счастливой, но он транслировал свои переживания, любовные и нежные чувства в стихотворениях, посвящённых любимым и любящим женщинам.

История создания

Это стихотворение – история из жизни самого Тютчева, то есть оно автобиографично. Тютчев посвятил его своей возлюбленной Е. Денисьевой. Их отношения с поэтом начались, когда он уже был женат и имел дочерей. Денисьева была подругой девушек. Им удавалось сохранять свой роман в тайне до тех пор, пока Денисьева не родила ребёнка от поэта, это случилось как раз в 1851 году. С этих пор всё пошло по наклонной – общество осуждало влюблённых, Денисьевой были закрыты двери во все приличные дома, а Тютчев метался между законной супругой и любовницей, которая позже родила поэту ещё ребёнка. В конечном итоге из-за постоянного стресса, стыда и переживаний Денисьева умерла в раннем возрасте.

Особенности стихотворения «О, как убийственно мы любим» — это и автобиографичность произведения, и его структура. Перед нами кольцевая композиция, то есть первая и последняя строфы идентичны друг другу. Возможно, этот приём был использован автором для того, чтобы показать, что эти взаимоотношения были неким замкнутым кругом, из которого невозможно выбраться.

Жанр, направление, размер

  • «О как убийственно мы любим» — это элегия, так как стихотворение насыщено философскими размышлениями, грустью и тоской. Оно относится к любовной лирике из «Денисьевского цикла», а сам автор работал в направлении «Чистого искусства», то есть его творчество было оторвано от реальной жизни и воспевало лишь красоту мира, а также эмоции и ощущения самого поэта.
  • Используемый поэтом стихотворный размер – четырёхстопный ямб — помогает читать стихотворение плавно, аккуратно, будто на одном дыхании. Что касается рифмы, то она перекрёстная (АВАВ), а также в нём присутствует чередование мужской и женской рифмы.

Образы и символы

На протяжении всего стихотворения лирический герой ведёт монолог с самим собой. Он винит себя в несчастье, которое случилось с его возлюбленной – в начале он акцентирует внимание на своей главной вине, а далее в подробностях описывает свои чувства, воспоминания о любимой. Для лирического героя фатальной ошибкой является его эгоистичность по отношению к женщине, обернувшаяся в дальнейшем бедой.

Читайте также:
Стихотворение Ф. И. Тютчева Не то, что мните вы, природа (восприятие, истолкование, оценка): сочинение

«О как убийственно мы любим» в какой-то степени пророческое стихотворение, так как слово «убийственно» в данном случае является не просто метафорой. Поэт обвиняет своего лирического героя в том, что это он погубил девушку. Действительно, Денисьеву убило порицание общества и постоянный стыд, который появился из-за легкомысленности Тютчева. Сначала начал меняться характер девушки в негативную сторону, это описано в стихотворении, а потом она и вовсе быстро состарилась и умерла. В этом Тютчев, конечно же, винил себя, и это он передал через лирического героя.

Женский образ отражает жертвенность и слабость женщины, которую любовь топчет, будто скакун на полном ходу. Девушка напоминает цветок, который погубили из-за его же красоты.

Темы и проблемы

В данном стихотворении раскрывается основная тема несчастной любви, а также главная проблема её печальных последствий. Казалось бы, как взаимная любовь может быть несчастной? Мы видим описание раннего этапа взаимоотношений лирического героя и его любимой, это лёгкие, живые, чистые и радостные чувства. Но меньше, чем через год «живой, младенческий смех» девушки сменился на сплошную боль и страдания. Из-за чего? Почему любовь стала убийственной?

Автор не только даёт ответы на эти вопросы, но также раскрывает тему и главную проблему, которую хочет донести до читателя – он открыто пишет о том, что молодую девушку погубила его любовь. Свои искренние чувства необходимо, но в то же время невозможно оберегать от общественного мнения и внимания. Ведь именно бесконечные сплетни и осуждение окружающих разрушили не только счастливые беззаботные отношения героев, но и судьбу девушки, чью душу безжалостно «растоптала толпа».

Основная идея

Как уже было написано ранее, главная мысль и смысл стихотворения «О как убийственно мы любим» заключаются в том, что любовь не только радует, она же и убивает человека, ведь в ней скрыта не только созидательная, но и разрушительная сила. Притяжение сердец будет болезненным и трагическим, если на их пути возникнут препятствия. Так вышла и с лирическим героем, который обрек любимую на позор. Их отношения были обречены, но ни он, ни она не смогли вовремя остановиться из-за взаимной страсти.

Также, лирический герой, говорящий устами Тютчева, должен был понимать, что на нём отчасти лежит ответственность за другого человека, за его возлюбленную. Свою вину герой понимает только после случившейся трагедии. Поэтому еще одна значимая мысль произведения заключается в том, что необходимо избавиться от эгоизма и легкомысленности по отношению к другому человеку, так как именно эта несерьёзность может привести к действительно плачевным последствиям. Если девушка смогла пожертвовать собой ради любви, то ее избранник не сделал этого, отказавшись от нее во имя ее же блага.

Средства выразительности

Тютчев использует достаточно много тропов.

  1. Например, для описания создания портрета девушки и раскрытия своих чувств он использует не только привычные эпитеты («волшебный взор», «смех младенчески живой», «встреча роковая»), но и метафоры («слепость страстей», «куда ланит девались розы», «судьбы ужасным приговором твоя любовь для ней была», «В её душевной глубине ей оставались воспоминанья»).
  2. В сравнении портрета возлюбленной при первой встрече и спустя год Тютчев использует такое средство выразительности, как оксюморон («Все опалили, выжгли слезы горючей влагою своей»).
  3. Также присутствует аллитерация («з», «ж», «л»), которая помогает поддерживать настроение стихотворения («Боль злую, боль ожесточенья, боль без отрады и без слёз!») – в этой строчке слово «боль» повторяется три раза, что также усиливает депрессивное настроение стихотворения.
  4. Первое и последнее предложения восклицательные, они демонстрируют эмоциональность лирического героя.

Анализ стихотворения Тютчева О как убийственно мы любим

В творчестве Ф.И. Тютчева тема любви занимает большое место. Ф. Тютчев очень любил женщин и всегда был благодарен им за то, что они были в его жизни. Произведение «О, как убийственно мы любим. » написал в 1851 году, вскоре после встречи с Еленой Денисьевой. Страсть к Елене захлестнуло его с головой, чувство Елены к нему было также огромным. Пятнадцать лет длился их роман, итогом которого стало создание денисьевского цикла стихов, шедевра лирики любви. Денисьевский цикл стихов поэта можно было бы назвать романом в стихах. Стихи этого периода с психологическим надрывом сравнивают с романами Достоевского.

Стихотворение «О, как убийственно мы любим. » условно можно разбить на три части. В первой части поэт задается вопросом: почему так произошло? Во второй части он отвечает на вопросы, а в третьей подводит печальный итог любви. В произведении много восклицательных и вопросительных знаков. Это подтверждает эмоции и страсти, бушующие в душе поэта.

Поэт дает два сравнения своей любимой. Вначале она живая, яркая с волшебным взором, а затем он сравнивает любимую с северным летом и мимолетным гостем.

Поэт все время чувствовал свою вину перед Еленой, за то, что он стал причиной отторжения ее обществом. Их связь считалась порочной, она не являлась его законной женой. Ужасным приговором называет свою любовь к Елене Тютчев. Его терзают угрызения совести, так как и с первой семьей он не порвал. Тютчев осуждает общество, жестоко относящееся к людям и их чувствам. Он называет это общество толпой, способной втоптать в грязь все самые святые чувства. Именно слово «грязь» ярко показывает, в какой атмосфере приходилось жить его любимой. Что у нее оставалось: злая, ожесточенная боль?

Осознавая свою вину за страдания любимой, Тютчев сам себе выносит приговор. Ему пришлось пережить смерть любимой и окончание такой мучительной любви.

В начале и в конце стихотворения одинаковые четверостишия. Между ними он вместил счастливую и горькую для себя любовь. Тютчеву пришлось пережить раннюю смерть своей любимой. После ее смерти он признавал, что Денисьева была его лучшей музой. Свои проникновенные, чувственные стихи он писал под впечатлением любви Елены.

Читайте также:
Стихотворение Ф. И. Тютчева Эти бедные селенья (восприятие, истолкование, оценка): сочинение

Анализ стихотворения О как убийственно мы любим Тютчева

В творчестве Федора Тютчева множество произведений посвящённых природной красоте, но в тоже время наш любимый поэт уделил свое внимание, чувству любви, и создал несколько творений, которые посвятил любовной лирике. И к одному из таких произведений, можно отнести стих под названием « О как убийственно мы любим » который был написан в 1851 году. Уже одно название отражает всю суть и главный смысл стихотворения, и с первых строчек мы понимаем всю остроту проблемы заложенное в этом стихотворение. Автор в структуре своего произведения использует череду повествований или даже рассуждений лирического героя, в которых он делиться, своими печальными мыслями о разбитой на кусочки любви.

Для выражения основных мыслей Федор Тютчев в первом четверостишие сразу обособил главную тему, что в порыве бушующих, страстных чувств мы теряем то, что так незаметно, но в тоже время сильно дорого нашему сердцу. В оставшейся части произведения автор повествует читателю о последствиях и результате его любви, приводя нам серию печальных образов. И тем самым, читатели представляют, какой убийственной и позорной стала его любовь для его возлюбленной, ведь в начале стихотворения лирический герой в общих чертах нарисовал нам ее образ, полный блеска улыбки, и звонкого, детского смеха. В остальной части произведения лирический герой выплескивает свое раскаивание и сожаление о его неосторожной любви, которая смела без остатка все улыбки и радость в их отношениях. И в конце стихотворения, поэт повторяет четверостишие, тем самым подтверждая и обособляя все строки.

В произведение Федора Тютчева « О как убийственно мы любим » мне больше всего понравилось, актуальность данной темы, которая будет во все времена и поколения значима для людей. Ведь действительно, какая не была любовь, она может принести столько страданий и разочарований, и не будет стоит, всех своих чувств.

Вариант №3

Любовные отношения Тютчева были очень непростыми. В конце концов, личная жизнь поэта превратилась в настоящую трагедию, но, несмотря на это Тютчев относился к судьбе философски и был благодарен тем женщинам, которые подарили ему свою любовь и которых сам он любил всем сердцем.

Поэт был женат два раза. Первая супруга, подарив мужу трех дочерей, умерла рано. Муж тяжело переживал эту утрату. Второй раз Тютчев женился лишь спустя несколько лет. Новые отношения осложнились тайным увлечением Тютчева, превратившего брак в любовный треугольник продолжительностью в 14 лет. Роман поэта завершается ужасным скандалом. Выяснилось, что любовница поэта, являющаяся воспитанницей института благородных девиц, ждет от него ребенка.

Стихотворение «О, как убийственно мы любим», написанное в 1851 году, Тютчев адресует своей избраннице. В нем он выказывает искреннее сожаление о том, что по его вине доброе имя девушки оказалось опороченным. Он раскаивается и просит прощение за то, что не смог уберечь ее от скандалов, пересудов и людской молвы. Любовь к Тютчеву заставила несчастную девушка пройти через все унижения падшей женщины, к которой светское общество причисляло возлюбленную поэта. Ей пришлось отказаться от собственной семьи. Тютчев не отвергает девушку, не отстраняется от нее, поэт испытывает к ней чувства любви и нежности. Однако в своем стихотворении автор поражается тому, что сделали с ней тяжелые переживания и публичные порицания, которым девушка подверглась из-за любви к нему. С лица исчез румяней, глаза потускнели, улыбка угасла. Красивая, молодая и полная сил девушка заметно постарела за короткое время.

Тютчев акцентирует внимание на том, что раскаивается в содеянном – своей любовью он погубил ни в чем не повинное создание. Девушка ничем не заслужила эти страдания и эту боль, в которые превратились ее искренние чувства к поэту.

Единственное, что может утешить в этой истории – это светлые воспоминания о некогда пережитых моментах счастья. Но дело в том, что они также загублены беспощадной толпой, втоптаны ею в грязь. В результате душа героине остановится опустошенной, в ней не остается ничего, кроме боли и страдания.

Таким образом, Тютчев называет любовь к своей избраннице убийственной, ведь она полностью разрушила судьбу бедной девушки. Потомственная дворянка, девушка из высшего общества вынуждена была стать жертвой неприглядных сплетен и жестоких пересудов. А после рождения ребенка путь в высший свет был для нее полностью закрыт.

Анализ по плану

Картинка к стихотворению О как убийственно мы любим

Популярные темы анализов

Без сомнений одним из самых патриотично настроенных писателей в начале 20 века можно считать Маяковского. Поэт пережил революцию и подчеркивает её важность и огромную роль в переменах на будущее,

Как часто писатели и поэты переносят острые жизненные переживания, драмы на животный мир. Взять хотя бы знаменитые басни Крылова или те же русские народные сказки. С помощью такого приёма любая ситуация выглядит

Молодой писатель Михаил Юрьевич Лермонтов все больше начал интересоваться вопросами бытия, которые напрямую были связаны с вечностью и смыслом жизни. Увлеченный развитием этой темы поэт решается написать новое произведение,

Стихотворение «Далёкий друг, пойми мои рыданья» посвящено Александре Львовне Бржеской. Она была главной музой Фета, его Беатриче, которая пережила его. Бржеской посвящено около десяти стихотворений, но вместе как пара этим двум людям

«Объяснение» – одно из 25 поэтических произведений Бориса Пастернака, вошедших семнадцатую главу, завершающую его роман «Доктор Живаго». Специалисты относят пастернаковское «Объяснение» к автобиографическим стихотворениям.

Анализ стихотворения Ф. Тютчева «О, как убийственно мы любим…»

История создания

Это стихотворение – история из жизни самого Тютчева, то есть оно автобиографично. Тютчев посвятил его своей возлюбленной Е. Денисьевой. Их отношения с поэтом начались, когда он уже был женат и имел дочерей. Денисьева была подругой девушек. Им удавалось сохранять свой роман в тайне до тех пор, пока Денисьева не родила ребёнка от поэта, это случилось как раз в 1851 году. С этих пор всё пошло по наклонной – общество осуждало влюблённых, Денисьевой были закрыты двери во все приличные дома, а Тютчев метался между законной супругой и любовницей, которая позже родила поэту ещё ребёнка. В конечном итоге из-за постоянного стресса, стыда и переживаний Денисьева умерла в раннем возрасте.

Читайте также:
Ф. И. Тютчев — поэт чистого искусства: сочинение

Особенности стихотворения «О, как убийственно мы любим» — это и автобиографичность произведения, и его структура. Перед нами кольцевая композиция, то есть первая и последняя строфы идентичны друг другу. Возможно, этот приём был использован автором для того, чтобы показать, что эти взаимоотношения были неким замкнутым кругом, из которого невозможно выбраться.

Композиция

Композиция стихотворения условно делится на две части. В первой автор раздумывает над результатами убийственной любви, во второй возвращается к ее истокам, где чувства делали двух людей счастливыми.

Указанные части не отдельные, Тютчев мастерски сплетает их, предаваясь то размышлениям, то воспоминаниям. Особенностью стиха также является рефрен. Поэт повторяет первую строфу, которая выражает основную мысль и подчеркивает переживания автора и лирического героя.

Формально произведение состоит из десяти катренов (четверостиший). Некоторые из них выражают относительно завершенную мысль, другие имеют смысл только в связи с предыдущими строками.

Жанр, направление, размер

  • «О как убийственно мы любим» — это элегия, так как стихотворение насыщено философскими размышлениями, грустью и тоской. Оно относится к любовной лирике из «Денисьевского цикла», а сам автор работал в направлении «Чистого искусства», то есть его творчество было оторвано от реальной жизни и воспевало лишь красоту мира, а также эмоции и ощущения самого поэта.
  • Используемый поэтом стихотворный размер – четырёхстопный ямб — помогает читать стихотворение плавно, аккуратно, будто на одном дыхании. Что касается рифмы, то она перекрёстная (АВАВ), а также в нём присутствует чередование мужской и женской рифмы.

Образы и символы

На протяжении всего стихотворения лирический герой ведёт монолог с самим собой. Он винит себя в несчастье, которое случилось с его возлюбленной – в начале он акцентирует внимание на своей главной вине, а далее в подробностях описывает свои чувства, воспоминания о любимой. Для лирического героя фатальной ошибкой является его эгоистичность по отношению к женщине, обернувшаяся в дальнейшем бедой.

«О как убийственно мы любим» в какой-то степени пророческое стихотворение, так как слово «убийственно» в данном случае является не просто метафорой. Поэт обвиняет своего лирического героя в том, что это он погубил девушку. Действительно, Денисьеву убило порицание общества и постоянный стыд, который появился из-за легкомысленности Тютчева. Сначала начал меняться характер девушки в негативную сторону, это описано в стихотворении, а потом она и вовсе быстро состарилась и умерла. В этом Тютчев, конечно же, винил себя, и это он передал через лирического героя.

Женский образ отражает жертвенность и слабость женщины, которую любовь топчет, будто скакун на полном ходу. Девушка напоминает цветок, который погубили из-за его же красоты.

Середина произведения

В третьем четверостишии описаны воспоминания поэта. Он рассказывает, как при первой встрече героиня поразила его своим волшебным взором, своим свежим румянцем на щеках и великолепным смехом – живым, как будто младенческим. В тот миг она была подобна цветущей юности, а он был очарован ее красотой, ее прелестью, он был горд за себя и свою победу. В четвертой строфе сквозь воспоминания снова сыплются вопросы: «А что теперь? Куда все делось?» Возможно, такими вопросами задавался и сам Тютчев. О любви он писал много стихов, но этот несет в себе особый смысл.

Темы и проблемы

В данном стихотворении раскрывается основная тема несчастной любви, а также главная проблема её печальных последствий. Казалось бы, как взаимная любовь может быть несчастной? Мы видим описание раннего этапа взаимоотношений лирического героя и его любимой, это лёгкие, живые, чистые и радостные чувства. Но меньше, чем через год «живой, младенческий смех» девушки сменился на сплошную боль и страдания. Из-за чего? Почему любовь стала убийственной?

Автор не только даёт ответы на эти вопросы, но также раскрывает тему и главную проблему, которую хочет донести до читателя – он открыто пишет о том, что молодую девушку погубила его любовь. Свои искренние чувства необходимо, но в то же время невозможно оберегать от общественного мнения и внимания. Ведь именно бесконечные сплетни и осуждение окружающих разрушили не только счастливые беззаботные отношения героев, но и судьбу девушки, чью душу безжалостно «растоптала толпа».

Особенности первой части

Первая строфа в произведении представлена в виде нескольких вопросов. Автор пытается разобраться, что же произошло за такой короткий промежуток времени. Почему пропала былая улыбка и на щеках возникли горькие слезы.
Следует отметить, что лирическому герою известны ответы на поставленные себе вопросы. Автор знает в чём дело, и от этого становится еще хуже на душе. Всего год назад, в полной эйфории влюблённости поэт был горд своей победой на любовном фронте, но что же стало с возлюбленной, отчего теперь нет былого восторга?

Основная идея

Как уже было написано ранее, главная мысль и смысл стихотворения «О как убийственно мы любим» заключаются в том, что любовь не только радует, она же и убивает человека, ведь в ней скрыта не только созидательная, но и разрушительная сила. Притяжение сердец будет болезненным и трагическим, если на их пути возникнут препятствия. Так вышла и с лирическим героем, который обрек любимую на позор. Их отношения были обречены, но ни он, ни она не смогли вовремя остановиться из-за взаимной страсти.

Читайте также:
ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И ИДЕИ ЛИРИКИ Ф.И.ТЮТЧЕВА: сочинение

Также, лирический герой, говорящий устами Тютчева, должен был понимать, что на нём отчасти лежит ответственность за другого человека, за его возлюбленную. Свою вину герой понимает только после случившейся трагедии. Поэтому еще одна значимая мысль произведения заключается в том, что необходимо избавиться от эгоизма и легкомысленности по отношению к другому человеку, так как именно эта несерьёзность может привести к действительно плачевным последствиям. Если девушка смогла пожертвовать собой ради любви, то ее избранник не сделал этого, отказавшись от нее во имя ее же блага.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением О, как убийственно мы любим.

История создания – произведение было написано в 1851 г, посвящено Е. Денисьевой, незаконной супруге Ф. Тютчева. Спустя 3 года, в 1854 г. было опубликовано в 3-м номере журнала «Современник».

Тема стихотворения – истинная сущность любви, которая может погубить человека, если не оберегать чувства от сплетен толпы.

Композиция – Стихотворение представляет целостный монолог лирического героя, который по смыслу состоит из двух частей: воспоминания о первой встрече и нынешнее раздумья о развитии отношений. Формально произведение делится на десять катренов.

Жанр – элегия

Стихотворный размер – четырехстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры – «куда ланит девались розы», «толпа, нахлынув, в грязь втоптала то, что в душе ее цвело».

Эпитеты – незаслуженный позор», «смех младенческо-живой».

Сравнения – «как северное лето, был мимолетным гостем он».

Средства выразительности

Тютчев использует достаточно много тропов.

  1. Например, для описания создания портрета девушки и раскрытия своих чувств он использует не только привычные эпитеты («волшебный взор», «смех младенчески живой», «встреча роковая»), но и метафоры («слепость страстей», «куда ланит девались розы», «судьбы ужасным приговором твоя любовь для ней была», «В её душевной глубине ей оставались воспоминанья»).
  2. В сравнении портрета возлюбленной при первой встрече и спустя год Тютчев использует такое средство выразительности, как оксюморон («Все опалили, выжгли слезы горючей влагою своей»).
  3. Также присутствует аллитерация («з», «ж», «л»), которая помогает поддерживать настроение стихотворения («Боль злую, боль ожесточенья, боль без отрады и без слёз!») – в этой строчке слово «боль» повторяется три раза, что также усиливает депрессивное настроение стихотворения.
  4. Первое и последнее предложения восклицательные, они демонстрируют эмоциональность лирического героя.

Автор: Анастасия Бурмистрова

Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «О, как убийственно мы любим…»

Вариант 1

Личная жизнь Федора Тютчева сложилась достаточно трагично, однако до конца жизни поэт был благодарен тем женщинам, которых любил, и которые отвечали ему взаимностью. Первая супруга Тютчева – Элеонора Петерсон – подарила поэту трех дочерей и скончалась спустя несколько месяцев после возвращения семьи в Россию. Тяжело пережив смерть первой супруги, Тютчев спустя несколько лет женится повторно, однако этому браку суждено на долгие 14 лет превратиться в любовный треугольник.

Все дело в том, что вскоре поэт знакомится с юной дворянкой Еленой Денисьевой, которая становится его любовницей. Но роман заканчивается грандиозным скандалом, когда выясняется, что Денисьева, являющаяся воспитанницей Смольного института благородных девиц, ждет ребенка.

В 1851 году Тютчев посвящает своей избраннице стихотворение под названием «О, как убийственно мы любим», которое наполнено раскаяньем и сожалением о том, что автор не смог защитить доброе имя опороченной им девушки. В результате Денисьевой ради любви к Тютчеву пришлось не только отказаться от собственной семьи, но и в полной мере пройти через все унижения, которые были уготованы светским обществом для падшей женщины, в которую, по мнению питерской знати, превратилась Денисьева.

Поэт не отказался от той, которая ради любви к нему пожертвовала своим добрым именем. Однако в стихотворении «О, как убийственно мы любим…», автор с грустью вопрошает: «Куда ланит девались розы, улыбка уст и блеск очей?». Его избранница раньше срока постарела, и виной все являются глубокие душевные переживания и те публичные унижения, которые пришлось пережить Елене Денисьевой. «Все опалили, выжги слезы горючей влагою своей», — отмечает поэт.

Автор раскаивается в том, что своей любовью причинил ни в чем не повинной девушке столько страданий, подчеркивая, что «незаслуженным позором на жизнь ее она легла». И единственно, что утешает ту, которая поддалась своим чувствам – это воспоминания о тех моментах радости, которые ей довелось пережить. Но и они, по мнению автора, недолговечны, так как «толпа, нахлынув, в грязь втоптала то, что в душе ее цвело». В результате в своей душе героине стихотворения удалось сберечь лишь «злую боль ожесточенья, боль без отрады и без слез!».

Свою любовь к Елене Денисьевой поэт называет убийственной, подчеркивая тем самым, что это чувство полностью разрушило жизнь его избранницы. И это утверждение соответствовало истине, так как потомственная дворянка стала предметом сплетен и пересудов в высшем свете, куда после рождения дочери путь ей был заказан.

Остаток жизни Елена Денисьева прожила на съемной квартире, которую оплачивал Федор Тютчев, полностью посвятив себя воспитанию детей поэта. Именно они стали для нее главным смыслом существования. Понимая это, Тютчев полностью взял на себя заботы о своей второй семье, резко пресекая любые попытки друзей и знакомых позлословить на столь больную для себя тему.

До сих пор остается загадкой, почему поэт не оставил свою вторую жену, к которой к тому времени давно уже охладел, и не женился на Елене Денисьевой, которая подарила ему троих детей. Видимо, все дело заключалось в благородстве поэта, который знал, что супруга, несмотря ни на что, все еще искренне его любит. К слову сказать, Эрнестина Тютчева действительно простила своего неверного супруга и даже согласилась на то, чтобы он дал внебрачным детям свою фамилию.

И именно она помогла поэту справиться горем, когда Елена Денисьева и двое ее детей скончались от туберкулеза. Тем не менее, до конца жизни поэт испытывал вину за то, что, поддавшись чувствам, не сумел сделать свою возлюбленную по-настоящему счастливой и заставил ее пережить множество унижений, связанных со скандальным романом.

Читайте также:
Федор Тютчев и литературные общества: сочинение

Вариант 2

Стихотворение «О, как убийственно мы любим…» полностью автобиографично. Оно основано на реальной трагедии в жизни Тютчева. Будучи женатым человеком, имея детей, поэт увлекся молодой подругой своих дочерей – Е. Денисьевой. Никто не подозревал об этом романе, пока в 1851 г. любовница не родила поэту дочь. Скрывать отношения дальше было уже невозможно. В обществе разразился громкий скандал. Перед Денисьевой закрылись двери приличных домов.

Она не смогла отречься от своей любви и продолжала оставаться любовницей Тютчева, став матерью еще двоих детей. Сам поэт разрывался между законной и гражданской семьями. Постоянные переживания и стыд за свое положение быстро состарили Денисьеву и привели к ее ранней смерти. Стих «О, как убийственно мы любим…» Тютчев написал сразу же после открывшейся тайны, в 1851 г.

Вряд ли поэт подозревал, что его произведение станет пророческим, и эпитет «убийственно» воплотится в реальной жизни. По сути, он стал главным виновником смерти своей возлюбленной. Несмотря на то, что в стихотворении явно просматривалась личная история поэта, Тютчев не употребляет местоимения «я». Он обращается к самому себе словно бы со стороны. Вероятно, это связано с тем, что поэт очень резко реагировал на упоминания о его связи и стремился пресечь все разговоры об этом.

Произведение построено на противопоставлении начала отношений и того положения, к которому они привели. Зарождение романа характеризуется «улыбкой уст» и «волшебным взором» главной героини. Счастье и упоение любовью продолжалось недолго и сменилось «горючей влагою» слез. Прошедшее безмятежное время теперь напоминает мимолетный сон, исчезнувший без возврата.

Тютчев обвиняет лирического героя, страсть которого обернулась трагедией для молодой девушки. Общественный позор и презрение стали для нее божественной карой. Естественно, автор тоже испытывает страдания, но они несравнимы с отчаянным положением его любовницы. Людская молва – самый страшный судья, от которого нет спасения и защиты. Поэт понимает, что закономерным результатом стала «злая боль», которая до конца жизни будет преследовать его возлюбленную.

Это утверждение можно считать непосредственным личным наблюдением автора. Современники говорили, что после разоблачения характер Денисьевой резко испортился. Милая добродушная девушка стала замкнутой и злобной. Тютчев прекрасно понимал свою вину в этой ужасной перемене.

Последняя строфа стихотворения повторяет первую. Кольцевая композиция подчеркивает замкнутый круг, в котором оказался автор. Разорвать его смогла сама Денисьева, покинув этот мир в 1864 г.

Вариант 3

«О, как убийственно мы любим» (1851) — третье стихотворение так называемого «денисьевского» цикла, то есть цикла любовной лирики, состоящего из пятнадцати стихотворений, посвя­щенных Елене Александровне Денисьевой. Это стихотворение (оно состоит из десяти строф, что для Ф. И. Тютчева много) наиболее полно выражает тютчевское представление о любви как о «встрече роковой», как о «судьбы ужасном приговоре». «В буйной слепоте страстей» любимый человек разрушает радость и очарование любви: «Мы то всего вернее губим, / Что сердцу нашему милей!»

Ф. И. Тютчев ставит здесь сложную проблему вины человека, нарушившего во имя любви законы света — законы фальши и лжи. Психологический анализ Ф. И. Тютчева в поздней ли­рике неотделим от этики, от требований писателя к себе и к другим. В «денисьевском» цикле он и отдается собственному чувству, и в то же время проверяет, анализирует его — в чем правда, в чем ложь, в чем заблуждение и даже преступление.

Это проявляется часто в самом лирическом высказывании: в некоторой неуверенности в себе и своей правоте. Вина «его» определена уже в первой строчке: «как убийственно мы любим», хотя в самом общем и отвлеченном смысле. Кое- что проясняют «буйная слепота страстей» и их губительность.

«Она» — жертва, но не только и не столько эгоистической и слепой страсти возлюбленного, сколько этического «беззакония» своей любви с точки зрения светской морали; защитником этой узаконенной морали у Ф. И. Тютчева выступает толпа: «Толпа, нахлынув, в грязь втоптала / То, что в душе ее цвело. / И что ж от долгого мученья, / Как пепл, сберечь ей удалось? / Боль, злую боль ожесточенья, / Боль без отрады и без слез!» Эти десять четверостиший созвучны с историей Анны Карениной, которая у Л. Н. Толстого развернута в обширное романное повествование.

Таким образом, в «борьбе неравной двух сердец» нежнее оказывается сердце женщины, а по­тому именно оно неизбежно должно «изныть» и зачахнуть, погибнуть в «поединке роковом». Общественная мораль проникает и в личные отношения. По законам общества он — сильный, она — слабая, и он не в силах отказаться от своих преимуществ. Он ведет борьбу с собой, но и с ней тоже.

В этом «роковой» смысл их отношений, их самоотверженной любви. «В денисьевском цикле, — пишет Н. Берковский, — любовь несчастна в самом ее счастье, герои любят и в самой любви остаются недругами». Вероятно, это оттого, что, чем выше духовное содержание любви, тем выше способность проникаться душевной жизнью любимого человека настолько, чтобы пе­реходить на позиции чужого «я», как на свои собственные. Но в этом «романе» есть и еще один смысл, обычный для русской литературы: сильный ищет спасения у слабой, защищенный — у беззащитного.

Как бы то ни было, «последняя любовь» Ф. И. Тютчева, как и все его творчество, обогатила русскую поэзию стихами необыкновенной лирической силы и духовного откровения.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: