В чем смысл названия романа Ф. М. Достоевского Преступление и наказание?: сочинение

Сочинение Смысл названия романа Преступление и наказание (10 класс)

На самом деле, роман Достоевского имеет подобное название неслучайно. Родион Раскольников выдвигает теорию, которой сам же и следует – в его понимании люди делятся на большинство («дрожащих тварей») и меньшинство – сильных личностей, способных вершить любые деяния, не опасаясь за это кары.

Основным критерием здесь служит нравственность. Юноша полагает, что сильным личностям закон не писан. Однако он ошибается. Ведь за жестокое убийство старухи – процентщицы его настигает вполне реальное и объяснимое наказание.

В связи с этим некогда казавшаяся прочной, теория, «трещит по швам». Однако Раскольников слишком поздно понимает это. Единственным результатом его преступления стало отстранение от общества. Что же касается «идеалов», которые он стался отстоять – они канули в небытие.

Пребывая в разрыве с людьми и Богом, Родион считал, что убийство могло что-то изменить. И забывал о простой, но весьма действенной аксиоме «за каждым преступлением всегда следует наказание».

Несмотря на все старания, Раскольников был не в силах изменить мир, людей и существующий строй. Он лишь пустил под откос собственную жизнь ради неких призрачных и неверных ценностей.

Теория оказалась не такой уж действенной. Нравственным антиподом Раскольникова можно назвать Сонечку Мармеладову, которая смирилась с Богом и посмотрела на жизнь по – новому. К слову, она предлагала разделить свои убеждения и Родиону и отчасти повлияла на образ его мыслей. Тем не менее, и Соня, и Родион оставались одинокими – ведь каждый из них пожертвовал своими принципами, совершил преступление против своей души.

На протяжении всего творения автор открывает глаза на заблуждение героя, стараясь показать читателю тот факт, что подобные действия и доктрины неспособны принести каких-либо позитивных результатов.

Ведь как невозможно созидание путем разрушения, так и невозможна счастливая, лучшая жизнь, к которой человек старается прийти через преступление – преступление против себя, против общества, против морали, против этических ценностей.

Конечно, с одной стороны мотивы Родиона кажутся благими – но, возможно, борьбу с несовершенствами существующего уклада стоило вести иными средствами. Ведь, как показал опыт героя, ничего, кроме погубленной жизни, из этого не вышло.

Тем не менее, Родиона нельзя оправдывать – ведь какими бы ни были причины, преступник навек остается преступником. Хоть в определенный момент Достоевский выводит на передний план мотив некоего «воскрешения» – это означает, что герой осознал свою ошибку. Но, увы, было уже слишком поздно…

Вариант 2

В название своей книги Достоевский вложил полярные оппозиции, в какой-то степени тезис и антитезис, из которых, как известно по законам диалектики, предполагаемо, но практически неизбежно, возникает синтез. Автор указал на неразрывную связь феноменов, который всегда действуют в паре.

Даже если какой-либо негативный поступок не отыскивает последствий, то возмездие приходит в человеческой душе в форме терзаний и взываний совести. Для Достоевского эта неразрывность связи является очень важной концепцией, так как указывает на одну из основных мыслей произведения.

Если есть нечто запретное, нечто неизбежно связанное с наказанием, то есть и высший закон, некие постулаты, которые не следует отрицать никому. Далее эта мысль может служить и доказательством бытия Господа. Ведь может ли кто-то иной вложить такую связь в человеческие сердца?

Вообще, в книге довольно много полярностей, между которыми автор пытается отыскать истину: практически святая Мармеладова, работающая проституткой, двойная классификация людей по Раскольникову и многое другое. Все эти противоположности неоднозначны они не дают точного и ясного понимания, где именно «хорошо и плохо». К примеру, Свидригайлов или Лужин являются коварными убийцами, но, по сути, они относятся к «необыкновенным людям», возникает противоречие в самой полярности.

Также и название включает нечто подобное, ведь, согласно рассуждениям самого главного героя, есть люди, которые могут преступать, но не нести при этом ответственности. Есть ли такие люди в действительности – вот, что хочет выяснить Достоевский. Возможно ли преступить тот самый принцип, некую черту, которая отделяет «тварей» в своеобразном загоне от людей более высокого порядка?

Сам автор в некоторой степени эту мысль опровергает, он самим названием указывает на неразрывную связь, где есть нарушение, там будут последствия, иначе не существует, остальное – только умствования, обуславливаемыми различными обстоятельствами различных людей. В этом смысле Достоевский старается придерживаться позитивного воззрения и, на мой взгляд, продвигает идею высшего закона и справедливости, своеобразной мировой гармонии, которая, так или иначе, проявляется всегда и во всем. Этот принцип, вероятно, также выражается и в простой народной мудрости, пословицах наподобие «Бог – не фраер» (простонародное, но довольно точное) или «Бог – не Тимошка, видит немножко».

Сочинение Смысл названия романа Преступление и наказание

Произведение Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» причисляется к рангу известных «И» творений («Отцы и дети» И.С.Тургенева, «Война и мир» Л.Н.Толстого). В подавляющем большинстве, в их названии передаётся основная мысль всей литературной работы.

Читайте также:
Сон Раскольникова об убийстве лошади (Анализ эпизода из главы 5 части 1 романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».): сочинение

Поэтому, творческий труд Достоевского складывается из двух составляющих: преступление Раскольникова, после – расплата, в виде наказания. Проанализируем преступные деяния Родиона Романовича с различных направлений. В первую очередь, применительно к правовым нормам. Он убил два человека – пожилую женщину ростовщицу и Лизавету (которая ожидала ребенка). С нравственной позиции – он решился причислить себя к наивысшей публике (не стоит забывать, что на физическое устранение главный персонаж пошел для того чтобы узнать, к какой группе людей он имеет отношение – к «обыкновенным» или всё-таки «право имеющим»). Родион Романович перешагнул через высокую нравственность души, через милосердие, человечность, сострадание. В этом его можно сопоставить с Соней – она также очутилась по ту черту морали. Но в то же время они не лишились нравственных человеческих качеств, как Свидригайлов, который стал безразличным и к хорошему, и к плохому. Раскольников сам был согласен, что преступное деяние его заключается не в насильственной смерти двух людей: «Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку!». В любовном произведении Достоевского преступное деяние воспринимается в общем плане – «преступление» через нравственные законы, через моральные права человека.

Расплата Раскольникова наступает после того как произошло преступление и выдерживается до заключительных строк. Первым делом оно выражается в сердечных страданиях. Раскольников страдает, кидается из крайности в крайность, даже падает в обморок, пребывая в офисе. Некоторое время его охватывала боязнь, нервное самочувствие персонажа проявлялось в сновидениях Родиона Романовича. Раскольников сам себя проучил – он не сумел хладно переступить через свершенное кровопролитие, не сумел хладнокровно принять содеянное. Соня Мармеладова знала, как мучился Родион. Она видела его несчастливым, сопереживала ему, хотела помочь ему в покаянии. Дальше началась «реальная» расплата – каторжные работы. Этот сложный крест на свои плечи вместе с Раскольниковым взяла на себя Соня. Тем не менее, даже на каторжных работах главный персонаж не стал каяться. Это случилось только после года нахождения на каторге. «Соня и любовь сломали» – сложено в рукописях Достоевского. Истинная любовь девушки, её содействие поспособствовали Раскольникову выбраться на правильный жизненный путь.

Таким образом, в любовном произведении Достоевского преступление и наказание основного действующего лица – главный базис всей литературной работы. Сквозь мучения писатель приводит собственного героя к раскаянию, к сожалению. Автор утверждает, что замыслы Раскольникова не могут быть осуществлены в жизни, так как они уничтожают в личности все человеческое, делают из него такого, как Свидригайлов.

Образец 4

Название это знает просто каждый в нашей, но и не только в нашей, стране. Сразу появляется много ассоциаций, даже если ты не читал этот роман, то невозможно, по-моему, уже не знать, о чём он. Как и должно быть, название кажется серьезным, таким тяжелым. Оно завершено в этих трех словах – за преступлением последует наказание и… всё.

Это название практически построено на противопоставлении, как и «Война и мир». Но часто за преступлением следует наказание, то есть это и последовательность… Конечно, речь идёт об ужасном в своей абсурдности преступлении Родиона. Он придумал себе, что имеет право, раз ему надо, убивать «простых» людей. Он решил, что относится к избранным, что ему всё сойдет с рук. Но за любым преступлением идет наказание, он оказался в итоге на каторге. Хотя дело не в том, что его вычислил следователь, а в том, что Родион сам болел, переживал, совестью мучился. Сам хотел наказания для себя.

Кроме того, в этом романе есть ещё преступления. Тот же Мармеладов вместо того, чтобы обеспечить семью с больной женой и тремя маленькими детьми, пьёт. Вот и приходится его старшей дочке Соне заняться постыдной профессией. Разве не преступление, что её отец практически толкнул на такое? Что не стесняется брать у нее денег, чтобы опохмелиться?

И Свидригайлов явно не святой! Он издевался над своим работником и над несовершеннолетней, был виновен, почти наверняка, в нескольких смертях. А его жена помогает «замять» дело против него, то есть тоже совершает преступление.

Если подумать, то каждый персонаж совершает преступление, хотя бы против себя. Вот Соня, например. Или та старуха-процентщица, которая и занималась не очень добрым делом, и над сестрой издевалась. Но их наказывает сама жизнь. Получается, что роман о глобально преступлениях людей и о наказаниях, которые не обязательно будут от правоохранительных органов. Люди и сами себя наказывают, и жизнь может повернуться к ним не лицом.

В общем, я думаю, что за частным преступлением Раскольникова скрывается много других – не таких заметных. То же самое с наказанием!

Всё равно название не очень мне нравится, но другое придумать уже было бы точно сложно.

Читайте также:
Диалоги главных героев романа «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского: сочинение

Смысл названия Преступление и наказание

Несколько интересных сочинений

Произведение Льва Николаевича Толстого «Юность» с пониманием и жалостью, искренне разделяет боль в душе Николая Иртеньева. Произведение повествуется от лица главного героя, что делает нас ближе к герою.

Молодой человек, по имени Евгений базаров, был явным приверженцем нигилизма, он отрицал все действующие порядки каких-либо авторитетов. Но все события, которые стали последствиями его бурной личной жизни

Сказка Г.Х. Андерсена «Гадкий утёнок» рассказывает о том, как некогда безобразный главный герой превратился в прекрасного лебедя. Автор противопоставляет яркую личность миру обывателей

Образ Чеховского вишневого сада обусловлен тем, что он представлен не как хозяйственный объект одного из усадеб, а как один из объектов пьесы, чья судьба тесно переплетается с судьбами других действующих лиц.

Произведение относится к литературному направлению повести, однако по мнению некоторых исследователей в связи с компактностью сюжетной линии и малочисленностью персонажей его можно определить, как рассказ.

Сочинение на тему “Смысл названия романа “Преступление и наказание” Ф.М.Достоевского” Срооооочно!Не с интернета!

u00abu041fu0440u0435u0441u0442u0443u043fu043bu0435u043du0438u0435 u0438 u043du0430u043au0430u0437u0430u043du0438u0435u00bb- u0442u0430u043au043eu0435 u00a0u043du0430u0437u0432u0430u043du0438u0435u00a0nu0434u0430u043b u0441u0432u043eu0435u043cu0443 u0433u0435u043du0438u0430u043bu044cu043du043eu043cu0443u00a0 u00a0u0440u043eu043cu0430u043du0443 u0424.u0414u043eu0441u0442u043eu0435u0432u0441u043au0438u0439. u041fu0440u0435u0441u0442u0443u043fu043bu0435u043du0438u0435u2026.u0412 u0446u0435u043du0442u0440u0435nu0440u043eu043cu0430u043du0430-u0443u0431u0438u0439u0441u0442u0432u043e, u0434u0432u043eu0439u043du043eu0435 u0443u0431u0438u0439u0441u0442u0432u043e, u0441u043eu0432u0435u0440u0448u0435u043du043du043eu0435 u0431u0435u0434u043du044bu043c u0441u0442u0443u0434u0435u043du0442u043eu043c , u0440u0435u0448u0438u0432u0448u0438u043cnu043fu0440u043eu0432u0435u0440u0438u0442u044c u0441u0432u043eu044e u043eu0441u043eu0431u0443u044e u0442u0435u043eu0440u0438u044e u0438 u0434u043eu043au0430u0437u0430u0442u044c u0435u0435 u0441u043fu0440u0430u0432u0435u0434u043bu0438u0432u043eu0441u0442u044c. u0420u043eu0434u0438u043eu043d u0441u043eu0432u0435u0440u0448u0430u0435u0442 u0437u043bu043enu0432u043e u0438u043cu044f u0434u043eu0431u0440u0430,u00a0 u0443u0431u0438u0432u0430u044eu0442 u0432u043e u0438u043cu044f u043bu044eu0431u0432u0438 u043a u0447u0435u043bu043eu0432u0435u0447u0435u0441u0442u0432u0443.nu041du043e , u043fu043e u0441u0443u0442u0438, u043eu043d u043fu043eu0434u043cu0435u043du044fu0435u0442 u044du0442u0443 u043fu0435u0440u0432u0443u044e u0441u0432u043eu044e u0442u0435u043eu0440u0438u044e, u0434u0440u0443u0433u043eu0439-u00abu0442u0432u0430u0440u044c u043bu0438 u044fnu0434u0440u043eu0436u0430u0449u0430u044fu00a0 u0438u043bu0438 u043fu0440u0430u0432u043e u0438u043cu0435u044eu00bb. u0421u0442u0440u0435u043cu043bu0435u043du0438u0435nu0443u0442u0432u0435u0440u0434u0438u0442u044cu0441u044f u0432 u044du0442u043eu0439 u043cu044bu0441u043bu0438 u043fu0440u0438u0432u043eu0434u0438u0442 u0420u043eu0434u0438u043eu043du0430 u043a u043fu0440u0435u0441u0442u0443u043fu043bu0435u043du0438u044e u0432 u0436u0438u0437u043du0438. nn

u0420u0430u0441u043au043eu043bu044cu043du0438u043au043eu0432 u0434u0435u043bu0438u0442 u0447u0435u043bu043eu0432u0435u0447u0435u0441u0442u0432u043e u043du0430 u00abu2026u0434u0432u0430 u0440u0430u0437u0440u044fu0434u0430: u043du0430 u043du0438u0437u0448u0438u0439n(u043eu0431u044bu043au043du043eu0432u0435u043du043du044bu0445), u0438 u0441u043eu0431u0441u0442u0432u0435u043du043du043e u043du0430 u043bu044eu0434u0435u0439, u0442u043e u0435u0441u0442u044c u0438u043cu0435u044eu0449u0438u0445 u0434u0430u0440 u0438u043bu0438 u0442u0430u043bu0430u043du0442 u0441u043au0430u0437u0430u0442u044c u0432nu0441u0440u0435u0434u0435 u0441u0432u043eu0435u0439 u043du043eu0432u043eu0435 u0441u043bu043eu0432u043eu00bb. u0418u043cu0435u043du043du043e u0432u0442u043eu0440u043eu0439 u0440u0430u0437u0440u044fu0434 u043bu044eu0434u0435u0439 u0438 u0435u0441u0442u044c u0441u0438u043bu044cu043du044bu0435 u043cu0438u0440u0430 u0441u0435u0433u043e,nu043au043eu0442u043eu0440u044bu0445 u0432u0441u0435 u0434u043eu043bu0436u043du044b u0441u043bu0443u0448u0430u0442u044cu0441u044f, u043au043eu0442u043eu0440u044bu0435 u0432u043fu0440u0430u0432u0435 u0441u043eu0432u0435u0440u0448u0430u0442u044c u00a0u0442u0430u043au043eu0435 u043fu0440u0435u0441u0442u0443u043fu043bu0435u043du0438u0435. u041eu043d u043fu0440u0438u0437u043du0430u0435u0442u0441u044f u0421u043eu043du0435, u0447u0442u043enu0443u0431u0438u043b, u043fu043eu0442u043eu043cu0443 u0447u0442u043e u0445u043eu0442u0435u043b u0443u0437u043du0430u0442u044c: u00abu0438u043cu0435u044e u043bu0438 u044f u043fu0440u0430u0432u043e u0432u043bu0430u0441u0442u044c u0438u043cu0435u0442u044c?u00bb u041eu043d u0445u043eu0447u0435u0442 u043fu043eu043du044fu0442u044c:nu00abu0432u043eu0448u044c u043bu0438 u044f, u043au0430u043a u0432u0441u0435, u0438u043bu0438 u0447u0435u043bu043eu0432u0435u043a? u0421u043cu043eu0433u0443 u043bu0438 u043fu0435u0440u0435u0441u0442u0443u043fu0438u0442u044c u0438u043bu0438 u043du0435 u0441u043cu043eu0433u0443? u0422u0432u0430u0440u044c u043bu0438 u044fnu0434u0440u043eu0436u0430u0449u0430u044f u0438u043bu0438 u043fu0440u0430u0432u043e u0438u043cu0435u044e?u00bb u041du0435u0441u043eu0441u0442u043eu044fu0442u0435u043bu044cu043du043eu0441u0442u044c u0442u0435u043eu0440u0438u0438 u0420u0430u0441u043au043eu043bu044cu043du0438u043au043eu0432u0430 u0432u0438u0434u043du0430 u0441u0440u0430u0437u0443. u0422u0430u043a,nu0443u0431u0438u0432 u0441u0442u0430u0440u0443u0445u0443, u043eu043d u0432u044bu043du0443u0436u0434u0435u043d u0443u0431u0438u0442u044c u0438 u0435u0435 u0441u0435u0441u0442u0440u0443, u041bu0438u0437u0430u0432u0435u0442u0443. u00a0u041fu043eu0441u043bu0435 u0443u0431u0438u0439u0441u0442u0432u0430 u0441u0442u0430u0440u0443u0445u0438 u0438 u0435u0435 u0441u0435u0441u0442u0440u044b u041bu0438u0437u0430u0432u0435u0442u044bnu0420u0430u0441u043au043eu043bu044cu043du0438u043au043eu0432 u043fu0435u0440u0435u0436u0438u0432u0430u0435u0442 u0433u043bu0443u0431u043eu0447u0430u0439u0448u0435u0435 u0434u0443u0448u0435u0432u043du043eu0435 u043fu043eu0442u0440u044fu0441u0435u043du0438u0435. u0414u043eu0441u0442u043eu0435u0432u0441u043au0438u0439u00a0 u0441u0440u0430u0432u043du0438u0432u0430u0435u0442 u043fu0440u0435u0441u0442u0443u043fu043bu0435u043du0438u0435 u0420u0430u0441u043au043eu043bu044cu043du0438u043au043eu0432u0430 u0441u043enu0441u043cu0435u0440u0442u044cu044e. u041du043e u0441u0430u043cu043eu0435 u0441u0442u0440u0430u0448u043du043eu0435, u0447u0442u043e u0436u0434u0430u043bu043e u0420u043eu0434u0438u043eu043du0430, u044du0442u043e u2013u043du0430u043au0430u0437u0430u043du0438u0435. u0423 u0420u0430u0441u043au043eu043bu044cu043du0438u043au043eu0432u0430nu0433u043eu0440u044fu0447u043au0430, u043eu043d u00a0u0434u0430u0436u0435 u0445u043eu0447u0435u0442 u043fu043eu043au043eu043du0447u0438u0442u044c u0441nu0441u043eu0431u043eu0439. u0420u043eu0434u0438u043eu043d u043fu044bu0442u0430u0435u0442u0441u044f u043cu043eu043bu0438u0442u044cu0441u044f, u0438 u0441u0430u043c u043du0430u0434 u0441u043eu0431u043eu0439 u0441u043cu0435u0435u0442u0441u044f. u0421u043cu0435u0445 u0441u043cu0435u043du044fu0435u0442u0441u044fnu0433u043eu0440u044cu043au0438u043c u00a0u043eu0442u0447u0430u044fu043du0438u0435u043c. nn

u0420u043eu0434u0438u043eu043d u00a0u0440u0430u0437u0434u0430u0432u043bu0435u043d, u043eu043d u043du0435nu043cu043eu0436u0435u0442 u00a0u043du0435u0441u0442u0438 u0442u044fu0436u0435u0441u0442u044c u0441u043eu0432u0435u0440u0448u0435u043du043du043eu0433u043e u0438u043c u00a0u00a0u043fu0440u0435u0441u0442u0443u043fu043bu0435u043du0438u044f u0438 u043fu0440u0438u0437u043du0430u0435u0442u0441u044f u0432 u043du0435u043c u0421u043eu043du0435u0447u043au0435, u00a0u043fu043eu0442u043eu043c u0438u0434u0435u0442 u0432 u0443u0447u0430u0441u0442u043eu043a u0438 u043fu0440u0438u0437u043du0430u0435u0442u0441u044f u0432nu043fu0440u0435u0441u0442u0443u043fu043bu0435u043du0438u0438. u0421u0432u043eu0438u043c u043fu0440u0435u0441u0442u0443u043fu043bu0435u043du0438u0435u043c u0420u0430u0441u043au043eu043bu044cu043du0438u043au043eu0432 u0432u044bu0447u0435u0440u043au043du0443u043b u0441u0430u043cu043eu0433u043e u0441u0435u0431u044f u0438u0437 u0440u0430u0437u0440u044fu0434u0430nu043bu044eu0434u0435u0439, u0441u0442u0430u043b u043eu0442u0432u0435u0440u0436u0435u043du043du044bu043c, u0438u0437u0433u043eu0435u043c. u00abu042f u043du0435 u0441u0442u0430u0440u0443u0445u0443 u0443u0431u0438u043b, u044f u0441u0435u0431u044f u0443u0431u0438u043bu00bb, u2013 u043fu0440u0438u0437u043du0430u0435u0442u0441u044fnu043eu043d u0421u043eu043du0435 u041cu0430u0440u043cu0435u043bu0430u0434u043eu0432u043eu0439. u042du0442u043e u043eu0442u0447u0443u0436u0434u0435u043du0438u0435 u00a0u043eu0442nu043bu044eu0434u0435u0439 u043cu0435u0448u0430u0435u0442 u0420u0430u0441u043au043eu043bu044cu043du0438u043au043eu0432u0443 u0434u0430u043bu044cu0448u0435 u0436u0438u0442u044c.u0412 u00a0u044du0442u043eu043c u043fu043eu043au0430u0437u0430u043du043e u043du0430u043au0430u0437u0430u043du0438u0435 u0434u043bu044f u0433u0435u0440u043eu044f. u00a0u0415u0433u043e u0438u0434u0435u044f u00a0u043e u043fu0440u0430u0432u0435 u0441u0438u043bu044cu043du043eu0433u043e u043du0430 u043fu0440u0435u0441u0442u0443u043fu043bu0435u043du0438u0435 u043eu043au0430u0437u0430u043bu0430u0441u044cnu0430u0431u0441u0443u0440u0434u043du043eu0439. u0420u0430u0441u043au043eu043bu044cu043du0438u043au043eu0432 u0438u0434u0435u0442 u043du0430 u043au0430u0442u043eu0440u0433u0443. u0422u0430u043au043eu0432 u0435u0433u043e u043fu0443u0442u044c u043eu0442 u043fu0440u0435u0441u0442u0443u043fu043bu0435u043du0438u044f u0434u043enu043du0430u043au0430u0437u0430u043du0438u044f. nn

u0414u043eu0441u0442u043eu0435u0432u0441u043au0438u0439 u0433u043eu0432u043eu0440u0438u0442, u0447u0442u043e u043du0435u0442 u043du0438u043au0430u043au043eu0439 u043fu0440u0430u0432u0434u044b, u043du0438u043au0430u043au043eu0439 u0442u0435u043eu0440u0438u0438,nu0441u043fu043eu0441u043eu0431u043du043eu0439 u043eu043fu0440u0430u0432u0434u0430u0442u044c u043du0430u0441u0438u043bu0438u0435 u0438 u043fu0440u0435u0441u0442u0443u043fu043bu0435u043du0438u0435. “>]” data-test=”answer-box-list”>

Сочинение на тему: Смысл названия романа «Преступление и наказание»

Сочинение.
Смысл названия романа «Преступление и наказание»

Великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский стремился показать пути нравственного обновления человеческого общества. Человек — это тот центр жизни, к которому прикован взгляд писателя. “Преступление и наказание” — это роман Достоевского, который уже более столетия служит поводом для напряженных раздумий о цене человеческой жизни, о моральных границах своеволия, о том, сколько в человеке от дьявола, а сколько — от Бога. Уже с первых страниц романа можно почувствовать всю тяжесть и безысходность жизни его главного героя. Бывший студент Раскольников обитает в каморке «под самой кровлей высокого пятиэтажного дома». Главные качества изображенного в романе пространства — теснота и узость. Герой, попавший в такое пространство, чувствует духовную пустоту и одиночество: “… он был в раздражительном и напряженном состоянии… углубился в себя и уединился от всех…” На протяжении всего романа Раскольников будет томиться, эгоистично отгораживаясь от других людей, и лишь в конце выйдет на перекресток, то есть открытое пространство, чтобы просить прощения у всего мира. С этого момента начнется его духовное воскрешение. Но пока Родион, словно в бреду, мечется по грязным улицам Петербурга, вонючим лестницам и чердакам, мрачным распивочным. Герой за думал совершить действие, которое полностью изменит его жизнь. Эта мысль зародилась у него тогда, когда он заложил у старухи-процентщицы кольцо — подарок сестры. Раскольников тогда испытал ненависть к вредной и ничтожной старушонке, наживающейся на чужой беде. Старуха и у читателя вызывает негативные ощущения: она недоверчиво рассматривает посетителя, не желая поначалу его пускать, глаза у нее сверкают в темноте, она кашляет и кряхтит, а шея ее напоминает “куриную ногу”. И вот у Раскольникова появилась мысль, которая привела его к преступлению. Он случайно слышит разговор студента с офицером о «глупой, бессмысленной, ничтожной, злой, больной старушонке, никому не нужной и, напротив, всем вредной». Студент говорит, что убийство старухи не будет преступлением:-»Одна смерть и сто жизней взамен — да ведь тут арифметика!» Эти слова врезаются в память Родиона. Затем в трактире Раскольников слушает исповедь пьяного Мармеладова и узнает о его дочери Сонечке, которая продает себя ради спасения семейства. История Сони Мармеладовой перекликается с судьбой Дуни, сестры Раскольникова, отдающей свою руку нелюбимому человеку ради «бесценного Роди». Символы вечной жертвы предстают перед воображением героя: «Сонечка. Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит!» Обстоятельства внешней жизни и идейные побуждения героя дают в результате цельную философию “права” новоявленного Наполеона. Если пушкинский Герман из “Пиковой дамы” — человек действия, у которого страсть к богатству переходит в навязчивую идею, то Раскольников не таков. У героя Достоевского, напротив, идея становится страстью. Он живет своей идеей, оттачивает ее,, ради нее совершает страшный “эксперимент”. Но ложная идея не может служить цельной личности, поэтому она вносит раскол во внутренний мир человека. Не случайно писатель выбрал для своего героя фамилию Раскольников. Раскольников живет как бы двойной жизнью: реальной и логически абстрактной. Ему трудно отличить явь от бреда. Внутренние устои в нем разрушены. Он предстает опустошенным нравственно человеком еще до преступления, ведь он не раз мысленно совершает убийство старухи-процентщицы. Раскольников приходит к мысли, что именно ему предстоит «взять кровь на себя». Он считает, что имеет право на это. Кумир Родиона — властелин, не знающий сомнения. Его идеал — свобода и “власть над муравейником”. Стремление утвердиться в этой мысли приводит Родиона к преступлению в жизни. Момент убийства — начало краха теории Раскольникова. Весь месяц от убийства до признания герой романа испытывает нравственные мучения, борется с самим собой. Не сразу к нему приходит понимание ужаса содеянного. Вначале Родион мучается вопросом: смог ли он переступить черту, отделяющую человека от «твари дрожащей». Ему трудно осмыслить все в одиночестве, и Раскольников идет к людям, рассказывает свою жизнь Соне. Соня заставляет Родиона по-новому посмотреть на свое деяние. Сонечка Мармеладова отказывает герою в нраве решать человеческую судьбу, быть судьей, дающим право на жизнь или несущим смерть. Раскольников начинает осознавать ошибочность своей идеи: «Тою же дорогою идя, я уже никогда более не повторил бы убийства». Не старуху, а самого себя губит Родион. Теория Раскольникова рушится стремительно Он рассказывает об убийстве Свидригайлову, но тот только изумляется, почему Раскольников испытывает мучения. «Мы одного поля ягоды», — говорит Свидригайлов, приводя бедного юношу в ужас. Свидригайлов полагает, что Раскольников взялся не за свое дело, что он не убийца по складу своего характера. Как философия Лужина, который способен растоптать, нравственно уничтожить человека, так и цинизм Свидригайлова глубоко возмущают Раскольникова. Он негодует: «…Доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать». Но теория Родиона тоже разрешает проливать кровь. И тогда Раскольников окончательно осознает, что совершил преступление. Достоевский выявил губительное воздействие ложной, индивидуалистической идеи на сознание человека. Таким образом, не только “среда” способна влиять на поступки человека, но мысль, идея. Возмущение социальной несправедливостью получили извращенное, ложное решение. Протест Раскольникова против вселенского горя обернулся эгоистическим самоутверждением, анархическим бунтом. Достоевский показал, что буржуазная философия индивидуализма приводит к преступлению. Идея зла во имя добра терпит крах. Признание Раскольникова открывает путь к спасению человеческой души. Душевные мучения Родиона, которые приводят к покаянию, помогают ему избежать участи Свидригайлова. Раскольников идет на каторгу. Он еще нравственно болен, ему многое надо пережить и осмыслить, чтобы излечить свою душу, прийти к пониманию истинной ценности человека, идеи всеобщего добра.
Таков путь Раскольникова от преступления к наказанию. Страшной теории сверхчеловека Достоевский противопоставляет идеалы гуманизма, любви и всепрощения. В нравственном совершенствовании видит писатель идеал человека и общества, в котором нет места насилию и злу.

Читайте также:
Образ Петербурга в романах Достоевского Преступление и наказание и Толстого Война и мир: сочинение

В чем смысл названия романа Ф. М. Достоевского Преступление и наказание?: сочинение

В чем смысл названия романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»?

Один из самых известных романов Ф.М. Достоевского носит название «Преступление и наказание». Почему именно так названо это произведение?

Главный герой романа Родион Раскольников создает теорию, в которой пытается не только объяснить окружающий мир, но и выработать для себя новые нравственные принципы. После долгих размышлений он приходит к выводу, что человечество делится на два «разряда». Первый разряд – большинство, «твари дрожащие», составляющие «материал» истории. Второй – меньшинство, «сильные личности», «имеющие право» совершать любые деяния.

Главный критерий разграничения этих двух типов для героя – их отношение к нравственности. По мнению Родиона, сильные люди не ограничивают себя моральными и нравственными рамками, именно это и позволяет им совершать великое.

Герой романа решает проверить себя – сможет ли он преступить нравственный закон? Исходя из результатов, Родион должен был ответить себе на вопрос – принадлежит ли он к «избранным»? Именно ради этого Раскольников решается на преступление – он убивает старуху-процентщицу.

Почти сразу Достоевский показывает, что его герой, отвергнув идею равенства всех людей перед моральным законом, порывает и с человечеством, и с Богом. Мы помним, что после преступления Родион не мог общаться с людьми, ощущая между собой и ними какую-то стену. Лишь для Сонечки Мармеладовой герой делал исключение, чувствуя в ней родственную душу.

Философский смысл преступления Раскольникова заключается в том, что он убеждается в ошибочности своей гипотезы. Его предположение о том, что он относится к разряду «избранных», оказалось ложным. Испытав сомнения и нравственные муки – признаки «обычного» преступника, – герой приходит к выводу, что он «тварь дрожащая». Раскольников так подводит итог своего преступления: «. Я не человека убил, я принцип убил! Принцип-то я и убил, а переступить-то не переступил, на этой стороне остался. ».

Преступление Раскольникова не имело и социальных результатов, ведь его мысль принести пользу людям за счет богатства старухи осталась нереализованной. Герой не смог даже ограбить по-настоящему, ведь те вещи и деньги, которые он взял у Алены Ивановны, так и остались лежать под камнем.

Читайте также:
Как происходит воскрешение Раскольникова? (по роману Достоевского Преступление и наказание): сочинение

Единственным социальным «результатом» убийства стало то, что Раскольников поставил себя вне общества. С нравственной же точки зрения он «преступил» гораздо раньше: разрыв с Богом произошел в его душе еще до убийства. Об этом говорят сны Родиона, символизирующие голос его души.

Таким образом, Достоевский показывает нам философские, социальные и нравственные результаты преступления Раскольникова. Они прояснили, что теория героя – это трагическое заблуждение, порождение зла, которое, в первую очередь, уничтожает самого «изобретателя».

Для того чтобы глубже и тоньше показать характер Раскольникова, выявить противоречия его теории, писатель вводит в свой роман систему двойников и антиподов героя.

У духовных «двойников» Раскольникова – Лужина и Свидригайлова – много общего с Родионом. В частности, их объединяет принцип вседозволенности, который они исповедуют. Но сходство Раскольникова и его «двойников» – чисто внешнее. Раскольникову чужда любая расчетливость, его первое душевное движение – помочь тем, кто нуждается в помощи, даже если он делает это в ущерб себе и вопреки «здравому смыслу».

Соня Мармеладова также нравственный антипод Раскольникова. Но у этих героев есть и нечто общее: оба они изгои, оба очень одиноки, оба они совершили преступление против себя, против своей души. Поэтому Раскольников признается в убийстве именно Соне, и именно она идет за ним «в каторгу».

Эта героиня избрала иной путь, чем Раскольников, – путь смирения перед Богом. Сделав это, по мнению автора, героиня спасает не только себя, но и Родиона. Именно любовь к Соне открыла перед Раскольниковым возможность примирения с людьми, с жизнью, открыла возможность воскрешения.

Таким образом, название романа Достоевского «Преступление и наказание» отражает его суть, его идею. В этом произведении автор показал преступление героя, которое выражается в безнравственной нигилистической идее, которую он решил подтвердить другим преступлением – убийством. На протяжении всего произведения писатель раскрывает заблуждение Раскольникова, рисуя наказания, которые он несет за свое преступление. И главное из них – это разрушение собственной души, разрыв с людьми и Богом.

«В чём отличие Раскольникова от обыкновенных люде»

Сам Раскольников объясняет это, с презрением и почти с ненавистью к самому себе именуя себя — “вошь эстетическая”. Сам Раскольников даёт точнейший и беспощаднейший анализ своей “эстетической” несостоятельности, производит безжалостную операцию на собственном сердце. Эстетика помешала, целую систему оговорок построила, самооправданий бесконечных потребовала — не смог Раскольников, “вошь эстетическая”, идти до конца; вошь “уж по тому одному, что, во-первых, теперь рассуждаю про то, что я вошь; потому, во-вторых, что целый месяц всеблагое провиденье беспокоил, призывая в свидетели, что я не для своей, дескать, плоти и похоти предпринимаю, а имею в виду великолепную и приятную цель, — ха-ха! Потому в-третьих, что возможную справедливость положил наблюдать в исполнении, вес и меру, и арифметику: из всех вшей выбрал самую наибесполезнейшую. ” “Потому, потому я окончательно вошь, — прибавил он, скрежеща зубами,— потому что сам-то я, может быть, ещё сквернее и гаже, чем убитая вошь, и заранее предчувствовал, что скажу себе это уже после того, как убью!”

Ну а если бы преступил, если бы не оказался “вошью эстетической”, если бы “вынес” весь груз больной совести, то кем бы оказался Раскольников? Недаром стоит рядом с Раскольниковым Аркадий Иванович Свидригайлов.

Тянет к нему Раскольникова, как бы ищет он чего-то у Свидригайлова, объяснения, откровения какого-то. Это и понятно. Свидригайлов — двойник Раскольникова, оборотная сторона одной медали. “Мы одного поля ягоды,” — заявляет и Свидригайлов. К нему, к Свидригайлову, идёт Раскольников накануне той роковой ночи разгула и борьбы стихий — на небе, на земле, в душах героев Достоевского — ночи, проведённой Свидригайловым перед самоубийством в грязной гостинице на Большом проспекте, а Раскольниковым — над притягивавшими, звавшими его чёрными водами каналов.

Читайте также:
Трущобы и нищие углы бедноты фон романа «Преступление и наказание»: сочинение

Свидригайлов совершенно спокойно и хладнокровно принимает преступление Раскольникова. Он не видит здесь никакой трагедии. Даже Раскольникова, беспокойного, тоскующего, измученного своим преступлением, он, так сказать, подбадривает, успокаивает, на путь истинный направляет. И тогда-то обнаруживается самое глубокое различие этих двух “частных случаев” и в то же время истинный, сокровенный смысл раскольниковской идеи. Свидригайлову удивительны трагические метания и вопросы Раскольникова, совершенно лишняя и просто глупая в его положении “шиллеровщина”: “Понимаю, какие у вас вопросы в ходу: нравственности, что ли? вопросы гражданина и человека? А вы их побоку: зачем они вам теперь-то? Хе, хе! Затем, что всё ещё гражданин и человек? А коли так, так и соваться не надо было; нечего не за своё дело браться”. Так и Свидригайлов ещё раз, по-своему, грубо и резко выговаривает то, что, в сущности, давно уже стало ясно самому Раскольникову — “не преступил он, на этой стороне остался”, а всё потому, что “гражданин” и “человек”.

Свидригайлов же преступил, человека и гражданина в себе задушил, всё человеческое и гражданское побоку пустил. Отсюда — тот равнодушный цинизм, та обнажённая откровенность, а главное, та точность, с которыми формулирует Свидригайлов самую суть раскольниковской идеи. Свидригайлов признаёт эту идею и своей: “Тут . своего рода теория, то же самое дело, по которому я нахожу, например, что единичное злодейство позволительно, если главная цель хороша”. Просто и ясно. И нравственные вопросы, вопросы “человека и гражданина”, тут лишние. “Хорошая” цель оправдывает злодейство, ради достижения её совершённое.

Однако, если нет у нас “вопросов человека и гражданина”, то как же мы, с помощью каких критериев, определим, хороша ли цель наша? Остаётся один критерий — моя личность, освобождённая от “вопросов человека и гражданина”, никаких преград не признающая.
Но оказывается есть нечто, что не в состоянии перенести эта “личность без преград”, есть то, что пугает и унижает зло — это явная или тайная над собой насмешка.

У героев Достоевского волосы поднимаются дыбом от смеха жертв их, которые приходят к ним во сне и наяву.
“Бешенство одолело его: изо всех сил он начал бить старуху по голове, но с каждым ударом топора смех и шёпот из спальни раздавались всё сильнее и слышнее, а старушонка так вся и колыхалась от хохота. Он бросился бежать. ”

Раскольников бросился бежать — ничего иного не остаётся, ибо это — приговор. Поступки Свидригайлова и Раскольникова не только ужасны; где-то в своей онтологической глубине они ещё и смешны. “Переступившие черту” готовы выдержать многое, но это (и только это!) для них непереносимо.

“И сатана, привстав, с веселием на лице. ” Злодеи по-сатанински хохочут над миром, но кто-то — “в другой комнате” — смеётся и над ними самими — невидимым миру смехом.

Свидригайлову снится “кошмар во всю ночь”: он подбирает промокшего голодного ребёнка, и ребёнок этот засыпает у него в комнате. Однако сновидец уже не может совершать добрые поступки — даже во сне! И сон демонстрирует ему эту невозможность с убийственной силой. Ресницы спящей блаженным сном девочки “как бы приподнимаются, и из-под них выглядывает лукавый, острый, какой-то недетски подмигивающий глазок. Но вот она уже совсем перестала сдерживаться; это уже смех, явный смех. “А, проклятая!” — вскричал в ужасе Свидригайлов. ”

Этот ужас — едва ли не мистического свойства: смех, исходящий из самых глубин несмешного — неестественный, безобразный, развратный смех пятилетнего ребёнка (словно нечистая сила глумится над нечистой силой!) — этот смех иррационален и грозит “страшной местью”.

Видение Свидригайлова “страшнее” сна Раскольникова, ибо его искупительная жертва не принимается. “А, проклятая!” — восклицает в ужасе Свидригайлов. Раскольников — не в меньшем ужасе — бежит прочь. Все они понимают, что открыты, — и смех, раздающийся им вослед, есть самое ужасное (и позорное) для них наказание.
Такова сила насмешки, сводящей потуги “великой” идеи к глупости и бессмыслице. И в свете этого смеха становится понятны и ярче видны те ценности, которые не высмеять, которые не боятся ни унижения, ни умаления, ни цинизма, ибо “вечны и радостны”. И одна из них любовь, побеждающая одиночество и разобщённость людей, равняющая всех “сирых и сильных”, “убогих и высоких”.

И эту одну преграду не смог преодолеть Раскольников. Порвать с людьми, окончательно, бесповоротно, хотел он, ненависть испытывал даже к сестре с матерью. “Оставьте меня, оставьте меня одного!” — с исступлённой жестокостью бросает он матери. Убийство положило между ним и людьми черту непроходимую: “Мрачное ощущение мучительного, бесконечного уединения и отчуждения вдруг сознательно сказалось в душе его”. Как бы два отчуждённых, со своими законами, мира живут рядом, непроницаемые друг для друга —мир Раскольникова и другой —внешний мир: “Все — кругом точно не здесь делается”.

Читайте также:
Корень злых дел — в дурных мыслях. Л.Н.Толстой. (По одному из произведений русской литературы. — Ф.М.Достоевский. Преступление и наказание): сочинение

Отчуждение от людей, разъединение — вот необходимое условие и неизбежный результат раскольниковского преступления — бунта “необыкновенной” личности. Грандиозное кошмарное видение (в эпилоге романа) разъединённого и оттого гибнущего мира — бессмысленного скопища отчуждённых человеческих единиц — символизирует тот результат, к которому может прийти человечество, вдохновлённое раскольниковскими идеями.

Но не выдерживает Раскольников одиночества, идёт к Мармеладовым, идёт к Соне. Тяжко ему, убийце, что сделал несчастными мать и сестру, и в то же время тяжка ему любовь их. “О, если бы я был один и никто не любил меня и сам бы я никого никогда не любил! Не было бы всего этого!” (То есть тогда преступил бы!) Но Раскольников любит и поступиться своей любовью не может. Отчуждения окончательного и бесповоротного, разрыва со всеми, которого он так хотел, Раскольников не в силах вынести, а потому не в силах вынести и самого преступления. Много перетащил на себе Раскольников, по словам Свидригайлова, но одиночества, уединения, угла, отчуждения решительного — не перетащил. Поднялся вроде бы Раскольников на высоту неслыханную, обыкновенным, зелёным людям недоступную — и вдруг почувствовал, что дышать там нечем — воздуха нет, — а ведь “воздуху, воздуху человеку надо!” (говорит Порфирий).

Перед признанием в убийстве вновь идёт Раскольников к Соне. “Надо было хоть обо что-нибудь зацепиться, помедлить, на человека посмотреть! И я смел так на себя надеяться, так мечтать о себе, нищий я, ничтожный я подлец, подлец!”

И только в том, что “не вынес”, видит Раскольников своё преступление (кстати сказать, “болезнь преступника” — паралич мысли и воли, — описанная им в специальной статье, поразила и его). Но здесь же и его наказание: наказание в этом ужасе своей непригодности, неспособности перетащить идею, наказание в этом “убийстве” в себе принципа (“не старуху убил, а принцип убил”), наказание и в невозможности быть верным своему идеалу, в тяжких мучениях выношенному. Ещё в черновых записях не зря вспомнил Достоевский пушкинского героя: “Алеко убил. Сознание что он сам недостоин своего идеала, который мучает его душу. Вот — преступление и наказание”.

Сочинение Раскольников в романе Преступление и наказание (Образ и характеристика)

Родион Раскольников был очень хорош собой: высокий и стройный брюнет с прекрасными темными глазами. Но всю его красоту портила одежда, полностью сношенная, напоминающая лохмотья. Особенно страшной была шляпа: выцветшая, вся в пятнах.

Раскольников умен, но его душевное состояние, вызванное черезвычайно бедным положением, походит на сумасшествие. Не имея возможности продолжать учебу, он бросает университет. Перестает давать уроки, которые приносили маленькие деньги. Родион не видит смысла зарабатывать копейки – ему хочется сразу стать успешным и обеспеченным. Размышляя о различии людей, Раскольников делает вывод, что основная, «серая», масса должна жить по законам, а избранные, гениальные, люди имеют право закон нарушить, даже убить другого, для достижения своих высоких целей. Высокомерный и гордый, он приписывает себя к числу избранных.

Около месяца он планирует убийство с ограблением старухи-процентщицы, с которой имеет дело, и которую считает никчемной и отвратительной. Таким образом он решает разом поправить свое финансовое положение. До последнего Раскольников не верит, что действительно исполнит это, но идет и убивает старуху и ее сестру, Лизавету, которая вернулась не вовремя домой.

После совершения преступления состояние Родиона становится еще хуже. Несколько дней он проводит в постели в бреду. Забота друга его только раздражает. Общение с матерью и сестрой, приехавшими из родного города – тяготит. Раскольников мнителен, вызывающ и горд. Но он чуток к чужой беде, отдает последнее, не думая о себе; добр к людям, пожертвовавшим собой на благо других, но ему противна мысль, что сестра хочет выйти замуж, тем самым решив и его денежный вопрос.

Презирая все общество, Родион презирает и самого себя, т.к. понимает, что не справился с задуманным. Он не оставил фактических улик, но скрыть внутреннее состояние убийцы не может. Родион открывается Соне Мармеладовой, но не раскаивается. Не найдя другого выхода Раскольников решеет сдаться. В суде становятся известны такие его качества, как отвага, смелость, доброта и забота. Он когда-то спас двух детей на пожаре, ухаживал и помогал тяжелобольному другу и его семье.

Читайте также:
Идейно художественное свеобразие романа: сочинение

Первый год каторги он проводит в обычном угрюмом расположении духа. Со временем Сонина преданность и ненавязчивость помогают ему выйти из угнетенного состояния. Он хочет жить, верит в будущее.

Хоть Раскольников и убийца, он вызывает чувство жалость больше, чем осуждения. Он вынужден проживать в съемной убогой комнатке, за которую должен хозяйке; Родион часто совсем ничего не ест, закладывает дорогие сердцу вещи, получая взамен минимальные деньги под большие проценты. Он одержим своей навязчивой идеей о собственном праве на убийство. Постоянные встречи людского страдания и безысходности усугубляют его состояние. Раскольников сам себе не признается в сочувствии ко всем обиженным судьбой. Он совершает огромную ошибку, но самым большим наказанием для него является собственное осознание этой ошибки.

Сочинение 2

Фёдор Михайлович Достоевский – один из самых известных русский писателей. Его произведения знамениты персонажами со сложным внутренним миром, которые переживают трудные жизненные ситуации. Самым ярким примером является Родион Раскольников. Все мы слышали о его поступке, после которого изменилась вся его жизнь, на протяжение всего романа мы наблюдаем за борьбой доброты и злобы в нем. Роман заставляет задуматься над ценностью человеческой жизни и помогает понять могут ли добро и зло сочетаться в одном человеке.

Фёдор Михайлович наполнил свой роман большим количеством интересных персонажей, среди которых мы можем найти схожих себе. Мои самым любим является Родион Раскольников. В начале романа мы знакомимся с главным героем, он бывший студент, бедного происхождения. Внешне он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен. Родион подавал вид умного и начитанного человека, хотя и был небогатого происхождения. Но в его жизни наступила “чёрная полоса”, у него появились проблемы с деньгами, впав в нищету, он перестал общаться со знакомыми и замкнулся в себе.

Все материальное положение Фёдор Михайлович описал с помощью комнаты, где он жил, автор называет ее каморкой. Жилище героя настолько бедно и мало по размеру, что напоминает шкаф или гроб. Хотя нам и кажется на первый взгляд, что главный герой одинок и не имеет никого, позже мы узнаём о его семье. Мать Раскольников Пульхерия Александровна всегда считала его умным и талантливым человеком, не смотря на все его ошибки. Его сестра имела такое же мнение как и мать. Семья Раскольникова оплачивало образование Родиона из последних денег, не смотря на свою тяжёлой жизненную ситуацию. После знакомства с его семьей, лично я сразу нарисовала у себя в голове портрет достойного человека, но так ли это? В течение романа мы замечаем в нем такие черты характера как надменность, гордость, необщительность, угрюмость и высокомерность. Хотя он и обладает таким количеством плохих качеств, в нем есть вещи, за которые мы можем его уважать, например, то, что никогда не боялся иметь собственное мнение и всегда выражал его. Следовательно, после изучения всех черт личности главного героя, мы не можем сделать окончательный вывод о нем, добрый ли он человек или зло?

Поступки больше говорят о человеке, поэтому рассмотрим все поступки Родиона Раскольникова. Завязка романа происходит на убийстве старухи-процентщице. Такой поступок нельзя оправдать ничем. Человек способный на убийство низок и циничен, также причина, по которой Раскольников это сделал – ужасна. Забрать жизнь человека ради проверки достоверности своей теории говорит нам о том, что он не ценил жизнь, как ее следует. Но тольк ли плохое делал Раскольников? Вспомним о семье Мармеладовых. После смерти главы семьи Раскольников пожертвовал им свои последние сбережения. Данным поступок не даёт нам сделать о нем однозначное решение. Родион совершает хорошие и плохие вещи, поэтому нельзя выбрать лишь одно мнение.

Таким образом, Родион Раскольников является отличным примером того, что человек способен совмещать в себе эти две крайности. Никто не идеал, но все же бы должны прежде всего ценить жизнь и здоровье человека, ведь это самое драгоценное, что мы имеем.

Образ и характеристика Родиона Раскольникова

Роман Преступление и наказание написан в середине девятнадцатого столетия великим писателем Ф. М. Достоевским. Является очень психологическим и в то же время философским произведением. Достоевский описывает психологическое состояние человека (чуть ли не душевную болезнь) которое приводит его к преступлению и затем последующие моральные терзания. Достоевский провёл психоанализ, задолго до К.Юнга и З. Фрейда.

Он описал на сколько внешняя среда и отношение людей может поставить человека (личность) на грань, как эта личность пытается вырваться из этого «заколдованного» круга, борется но в итоге «бес» побеждает. Что то вроде этого Достоевский описал в своём романе про революционеров «Бесы».

Мысли Раскольникова: возвысится над окружающими, массой, только он имеет право (на убийство). Здесь Достоевский конечно отталкивается от теории Ницше о «сверхчеловека». Он и описывает Раскольникова как человека, который пытается стать сверхчеловеком через преступления, нарушив моральные и правовые нормы общества в котором живёт.

Читайте также:
Анализ эпизода: Сон Раскольникова: сочинение

Раскольников идёт на убийство именно для того чтобы перешагнуть через все нормы и проверить способен ли он, «тварь трусливая?» или способен. Раскольников очень беден, живёт в крохотной каморке, напоминающей гроб. Это лето очень душно и жарко, периодически у него начинается горячка. Именно окружающие условия и бедность его толкают на преступление.

Он стремится не изменить мир, а своё собственное существование и бросить вызов жизни. Юношеская романтика из него вовсе выветрилась, бедность, голод не оставили от неё и следа.

Достоевский рисует образ Раскольникова не просто убийцы-негодяя, а сомневающегося, страдающего, ищущего справедливости человека. Помимо старухи он убил случайно её воспитанницу. Его терзает чувство вины. На этой почве он заболевает, когда он очнётся, то с удивлением обнаружит, что его дела начинают налаживаться. Приехала мать и сестра, как то начинают улаживаться денежные вопросы. Деньгами убитой старухи он так и не воспользовался.

Муки совести заставляют его всё же признаться в убийстве и понести наказание. Но, это принесло ему облегчение. К тому же он нашёл свою любовь Соню Мармеладову.

Вариант 4

Роман Достоевского «Преступление и наказание» – один из величайших шедевров в мировой литературе. Содержание книги дает описание целой эпохи русской истории.

Главным героем произведения является — молодой студент Родион Раскольников. Юноша очень воспитанный, образованный и трудолюбивый. Обладает литературным талантом и пишет статьи, некоторые из которых публикуются в печатных изданиях. У него во всем есть свое мнение, которое он готов отстаивать. Обучение дается ему очень легко, а вот общение со сверстниками нет. Он нелюдим, одинок, угрюм и мрачен.

Родион привлекателен внешне: стройный, среднего роста, с темными волосами и пронзительным взглядом. Однако, вся эта красота скрыта под лохмотьями старой одежды, которую он вынужден носить в силу своей нищеты. Его внешний облик отталкивает окружающих. Возможно, этот факт и делает из молодого человека «волка-одиночку».

Родион очень любит свою семью: мать и сестру, которые изо всех сил пытаются ему помочь. Ему очень бы хотелось о них заботиться, но средств на их содержание у него нет и поэтому получается, что две слабые женщины заботятся о здоровом мужчине. Осознание этого делает Родиона озлобленным на мир и его несовершенство.

Помимо этого, юноша очень горделив и своенравен, тщеславен и жесток. Он считает, что имеет право судить людей, делить их на определенные категории и с высока смотреть на окружающих. Причиной таких взглядов является социальное неравенство и классовые предрассудки.

Такое отношение к людям в итоге приводит Раскольникова к формированию своей собственной философии, суть которой сводится к тому, что на свете существует два типа людей: особенные люди, которым все дозволено и люди-отбросы, которые обречены на жалкое существование. Себя он причисляет к категории «избранных». Эта философия толкает парня на преступление, за которым приходит наказание в виде раскаяния. Значит, можно сделать вывод, что хорошего в молодом человеке больше. Угрызения совести и осознание всей тяжести преступления заставляют Родиона сознаться в содеянном.

Автор показывает нам натуру противоречивую. Противоборство добра со злом в одном человеке, в результате которого побеждает добродетель.

Образ Раскольникова в романе Преступление и наказание

Популярные сочинения

В одном селе, на самой окраине, стоял небольшой домик. В нем жила кошка Мирка и мышка Пика, ну и конечно же хозяева жилища.

«Серебряный век» подарил нам массу талантливых писателей. Поэзия этого времени прекрасна. Больше всего я люблю творчество Анны Ахматовай и Марины Цветаевой.

Бубнов – второстепенный персонаж пьесы «На дне». Это бездомный сорока пяти лет, проживающий в ночлежке вместе с другими ее обитателями. Читатель обнаруживает его в самом начале повествования

Примеры сочинений по направлению «Преступление и наказание – вечная тема»

Собираем самые различные примеры сочинений, которые можно использовать при подготовке по направлению «Преступление и наказание – вечная тема» к итоговому сочинению в 2021-2022 учебном году.

Все примеры имеют статус “ЗАЧТЕНО” и могут использоваться как образцы. В конце каждого сочинения приведены рекомендации от эксперта – что можно улучшить.

Все работы написаны и проверены в рамках проекта https://vk.com/ege100ballov рубрика ИТОГ ЭКСПЕРТА https://vk.com/topic-10175642_47983604

  • Примеры по другим направлениям 2021-2022
  • Литература, примерные темы и как раскрыть «Преступление и наказание – вечная тема» + всё остальное здесь

Примеры по направлению «Преступление и наказание – вечная тема»

Сочинение №1

В чем различие между ошибкой и преступлением? Направление «Преступление и наказание»

Автор сочинения – Бутрова Юлия Сергеевна

Всем людям свойственно совершать ошибки, это неотъемлемая часть человеческой жизни. Ошибки дают нам опыт, на них человек учится. Они могут быть мелкими и незначительными, как например, неверно решенная задача по математике, а могут быть и роковыми. К роковым ошибкам можно отнести преступление. Будь то мелкая кража или покушение на человеческую жизнь, это обязательно отразится на будущем преступника. С точки зрения ошибки, такое деяние будет считаться нарушением моральных норм и повлечёт за собой угрызения совести и социальные санкции, в виде неодобрения обществом данного поступка, а с точки зрения преступления, за любое правонарушение предусмотрена юридическая ответственность – ответственность перед законом. Не все ошибки являются преступлениями, но многие преступления совершаются по ошибке. За доказательствами обратимся к художественной литературе.

Читайте также:
Духовное Воскресение Родиона Раскольникова (по роману Федора Достоевского «Преступление и наказание»): сочинение

Одним из наиболее ярких примеров служит психологический роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Главный герой – Родион Раскольников совершает преступление, убивает старуху-процентщицу. Главной причиной этого убийства стала теория, которую выдвигал Раскольников. Всех людей он делил на два разряда: обыкновенные, они же «твари дрожащие», и необыкновенные – «право имеющие». Главным предназначением обыкновенных было продолжение человеческого рода, а необыкновенным была уготована особая роль, они могли управлять миром, и им разрешалось преступать закон. Раскольников ошибочно отнес себя к разряду «право имеющих» и совершил преступление, за которое ему были уготованы и муки совести, и ответственность перед законом. Эта ошибка стала для него роковой, к прежней жизни он вряд ли уже вернулся, ведь теперь всю жизнь его преследовали мысли о содеянном. В этом произведении мы видим яркий пример того, как человек по ошибке совершил преступление, которое очень сильно повлияло на его будущее.

В произведении А.С. Грибоедова «Горе от ума» говорится о том, как легко можно совершить ошибку. Молодая и наивная Софья Фамусова впервые влюбилась, ее чувства настолько сильны, что ничего вокруг она не замечала. Не замечала и того, что Молчалин, ее избранник, лишь использовал девушку для корыстных целей. Софья была дочкой дворянина, семья Фамусовых богатая и хорошо известная в высшем свете. Молчалин за счет брака с Софьей хотел продвинуться по служебной лестнице, вот только девушка этого не замечала, искренне верила в его любовь. В это время за ней ухаживал Чацкий, который по-настоящему был влюблен, но Софья предпочла ему другого, в котором очень сильно ошибалась. Молчалин не любил ее, он любил Лизу, работавшую в доме Фамусовых служанкой. Софья до последнего верила любимому и любовь закрывала ей глаза, но в конце всё же девушка поняла, что совершила огромную ошибку. Но эта ошибка научила Софью слепо не доверять людям, и послужила опытом, который обязательно пригодится в дальнейшей жизни.

Таким образом, можно сказать, что ошибки оказывают на человека больше положительное влияние, благодаря внутреннему контролю человека – совести, ошибки после всех переживаний и раздумий становятся лишь опытом, человек учится на них, и в дальнейшем в подобной ситуации знает как правильно поступить. Преступления положительного влияния не оказывают никогда, ведь преступление это всегда вред, нанесенный кому-либо, моральный, физический или материальный. Преступление на всю жизнь останется тяжким грузом лежать на душе человека, его невозможно взять и забыть.

ИТОГ: зачет

Рекомендации

Юля, умница! Обратите внимание на пунктуационные недочёты: на экзамене по русскому языку они могут дорогого стоить. В целом же могу посоветовать следующее:

  • Если тема сформулирована назывным предложением (как в нашем случае), то лучше самостоятельно формулировать вопрос по теме и давать на него чёткий ответ. Тогда тема будет раскрыта на 100%. Здесь Вы это делаете не вопросом, а общими рассуждениями.
  • Старайтесь перед примерами-аргументами писать чёткий тезис (ответ на поставленный вопрос), а затем приводить пример.
  • Примеры, которые Вы подобрали, хорошие, удачные. Содержание неплохое, обратите внимание вынесенные ошибки, на речевые недочёты и фактические неточности.

Желаю удачи! Практикуйтесь, всё обязательно получится!

Видеоурок по аргументам и темам по этому направдению

Сочинение №2

В чем различие между ошибкой и преступлением? Направление : Преступление и наказание

(Автор сочинения – Тульская Диана Владимировна)

В чём различие между ошибкой и преступлением? Каждый из нас хотя бы раз в жизни совершал ошибку, потому что без промахов, неверных выборов , проступков прожить довольно сложно. Все люди ошибаются, кто-то – чаще, кто-то – реже, но ошибки в отличие от преступлений можно исправить, с их помощью можно получить опыт, чему-то научиться. Преступления, в свою очередь, неисправимы, необратимы и ужасны, они совершаются намеренно и несут опасность для общества.

Обращусь к произведению Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», главный герой которого совершил преступление. Родион Раскольников, бедный студент, живущий в Санкт-Петербурге. В его голове создаётся целая теория , в которой он делит людей на «право имеющих» и «тварей дрожащих». Суть теории в том, что есть люди, которые имею право совершать преступления во имя великих целей, ведь именно они и меняют этот мир. Другая же категория людей – те кто должны подчиняться. Главный герой хочет проверить, к какой части общества он относится, поэтому идёт на преступление и убивает старушку -процентщицу, к убийству которой он основательно готовится. Раскольников также убивает свидетеля его злодеяния, сестру старухи. Данное преступление нельзя никак оправдать. Его нельзя приравнять к ошибке, так как оно забрало жизни двух людей. И, несмотря на то, что главный герой раскаивается на каторге, ничего уже не исправить. В этом и отличие преступления от ошибки.

Читайте также:
Раскольникова Пульхерия Александровна — мать Раскольникова: сочинение

Другой пример можно привести из произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Пётр Гринёв, юноша, которого отец отправляет на службу, для того, чтобы тот повзрослел и получил опыт. Местом службы Петра была Белогорская крепость, дорога туда предстояла не близкая. Во время поездки Пётр напился и проиграл очень большую сумму денег. Позже он осознал свою ошибку, его отношение к жизни поменялось. Примером ещё одной ошибки является доверие Гринёва к сослуживцу, с которым он познакомился в крепости. Поначалу Алексей показался ему довольно хорошим человеком, но впоследствии Швабрин начал высмеивать Гринёва, устроил дуэль, потому что хотел убрать его с пути завоевания Маши. Таким образом, главный герой совершил ошибку, и не одну. Но они не привели к каким-то критическим последствиям. Пётр смог извлечь из них жизненные уроки и измениться.

Так в чём же разница между ошибкой и преступлением? Преступление – это плохой поступок, совершенный намеренно, который несёт за собой большие последствия, приносящие людям и самому преступник вред. Ошибки – это проступки, маленькие оплошности, которые можно попытаться исправить, из них можно извлечь жизненный опыт.

ИТОГ: зачтено

Рекомендации

По всем критериям получен зачёт. Сочинение написано на достойном уровне.

Рекомендую не торопиться и внимательнее вычитывать черновик. Следует обращать внимание на логику в тезисе, микровыводах и выводе. На экзамене нужно быть особенно внимательной: там Вас не исправит редактор Ворда)

Благодарю за ответственность в самоподготовке. Удачи на экзамене!

Сочинение №3

Почему некоторые люди переступают моральные нормы и совершают преступления? Иногда человек верит, что любое деяние можно оправдать благой целью. Он находится в плену распространённого заблуждения, согласно которому для достижения цели хороши любые средства. Некоторые люди совершают преступления непреднамеренно, не вполне отдавая себе отчёт в том, что они делают. Конечно, всегда случаются ситуации, когда человек сознательно становится отступником и даже не испытывает угрызений совести. Причин может быть достаточно много. Рассмотрим некоторые из них на примере произведений художественной литературы.

Главный герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» желает ценой одной жизни сделать как можно больше благородных дел. На самом деле Родион Раскольников обманывает самого себя: после совершения преступления он так и не смог воспользоваться деньгами старухи-процентщицы. В первую очередь герой хотел проверить собственную теорию, позволяющую делить людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих». Раскольников считал, что сильным личностям позволено распоряжаться чужими судьбами. Однако ни одно преступление не должно оставаться безнаказанным, и герой начинает понимать, как сильно заблуждался. Его теория не проходит проверку реальностью, и в эпилоге романа мы видим человека, готового вступить на новый путь. Раскольников осознаёт, как важно брать на себя ответственность за каждый сделанный выбор.

Порой человеком управляют чувства, и он перестаёт себя контролировать. Так, главный герой повести Л.Н. Толстого «Крейцерова соната» в порыве ревности убивает свою жену. После свадьбы надежды Позднышева на семейное счастье не оправдались, а свою избранницу он едва ли мог назвать родственной душой. Герой всё чаще замечал на лице жены выражение какой-то враждебности и даже презрения. Рождение детей не сблизило супругов, они постоянно ссорились и в конечном счёте отдалились друг от друга так, что стали разговаривать лишь о бытовых проблемах. Нельзя сказать, что Позднышев испытывал к этой женщине какую-либо симпатию, но, узнав об измене, не смог совладать со своими чувствами. Им руководили ненависть и досада, разочарование из-за разрушенных надежд. Герой с хладнокровием совершает преступление, но впоследствии не может избавиться от угрызений совести. Есть поступки, которые легче предупредить, чем исправить. Отняв у другого жизнь, человек теряет себя и уже никогда не сможет ничего изменить.

Таким образом, люди, совершающие противоправные деяния, забывают о христианских заповедях и теряют самое важное, человеческое, чем наделён каждый из нас от рождения. Есть множество причин, которые толкают людей на преступление, но всё же ни один такой поступок нельзя оправдать. Именно поэтому так важно задумываться о последствиях, контролировать свои эмоции и знать, что всегда есть такая грань, которую ни в коем случае не следует переступать.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: