Вересаев и Горький (опыт статьи): сочинение

Вересаев и Горький (опыт статьи): сочинение

Смысл жизни в красоте и

силе стремления к цели.

Максим Горький — одна из самых загадочных личностей отшумевшей революционной эпохи. В сознании моем он несколько раз менял свой образ. То он — безродный бродяга и писатель. То — сын волжского богача. Одна информация говорит о нем как о заступнике народа, “буревестнике революции”, а другая напоминает, что он один из идейных организаторов сталинских трудовых лагерей. В конце концов Горький вообще уезжает за границу и по возвращении погибает. Причина его смерти явилась поводом для процесса над врачами.

В своем творчестве Горький так же противоречив и неожиданен, как в жизни.

В. В. Вересаев — один из немногих, кто мог видеть Горького на протяжении всего его писательского пути. Они и в русскую литературу вошли почти в одно и то же время. Вересаев — в 1885 году, опубликовав стихотворение “Раздумье”, а Горький в 1892 году, опубликовав рассказ “Макар Чудра”. Они познакомились в конце прошлого века на деловой основе. Но уже в первых письмах чувствуется симпатия Горького к Викентию Викентьевичу.

Они сразу же поняли, что близки друг другу по духу и по убеждениям. В своих воспоминаниях о Горьком Вересаев пишет:

“С начала 1902 года в журнале “Мир божий” начала печататься моя повесть “На повороте”. В январской книжке появилось ее начало. Получил письмо от Горького из Креиза. Вот что он писал: “Мне хочется сказать Вам, дорогой Викентий Викентьевич, кое-что о той радости, которую вызвало у меня начало Вашей новой повести. Славная вещь!” Я ответил Горькому, что очень обрадован его письмом, но что хотел бы услышать его откровенный отзыв, когда он прочтет всю повесть. Но он промолчал. ” Этот момент, мне кажется, говорит об ответственном отношении друзей-литераторов друг к другу. Одно дело — общие .правила приличия, которые они соблюдают в отношениях между собой, другое — это литературный процесс, где кривить душой нельзя.

Из воспоминаний Вересаева я узнал, что Горький в свой приезд в Петербург “хлебнул лиха” в литературных салонах. Вересаев вспоминает: “Был он в то время образован очень поверхностно, в теоретических разговорах был слабоват, а окружающие добивались от него всякого рода высказываний: Мережковский — образованнейший человек, сильно щеголявший этой образованностью — разливался в его присутствии соловьем и инквизиторски допрашивал его о его взглядах на самые разнообразные вопросы”.

Известно, что Вересаев имел связь с Петербургским комитетом социал-демократической партии. Когда об этом узнал Горький, он через Вересаева передал комитету три тысячи рублей — гонорар за два первых сборника своих рассказов. По тем временам — сумма огромная.

Так развивались человеческие и творческие связи между Горьким и Вересаевым. Но один из них так и остался представителем критического реализма, а другой стал основателем “социалистического реализма”.

Из Горького постепенно формировался “великий человек”, живущий, чтобы направлять потомство по правильному жизненному пути.

Вересаев со свойственной ему откровенностью говорил тогда о Горьком: “Когда трезвыми глазами перечитываешь тогдашние произведения Горького, видишь, как мало и как неправильно отражал он тогдашнюю эпоху. Герои его — босяки. В изложении Горького они люди смелые, сильные душою, их ничего не удовлетворяет, они страстно мечтают о какой-то особенной, не обыденной красивой жизни. Найти ее они нигде не могут — и уходят бродяжить, спиваются, кончают самоубийством. Но вглядываешься в них пристальнее — и встает вопрос: “Да могут ли они хоть на минуту серьезно верить, что к ним может прийти эта красивая жизнь, что они в состоянии будут ее создавать?”

Далее Вересаев утверждает, что, конечно, эти люди живут иллюзиями. Они испытывают отвращение и к труду. Стало быть, Горький впал в философию лжи.

Но заблуждения Горького не разлучили их с Вересаевым. Напротив, отношения писателей становились все сердечнее. Когда Вересаев, разделенный с Горьким фронтом гражданской войны, написал в Крыму роман “В тупике”, Горький прислал ему письмо, в котором сообщал: “Читал “В тупике”. Здесь эту книгу хвалили за ее “контрреволюционность”, мне она дорога своей внутренней правдой, большим вопросом, который Вы поставили перед людьми так задушевно и так мужественно”.

Развела их сталинская эпоха. Горький стал другим, как пишет Вересаев: “Он стал полнейшим диктатором всей русской литературы. Цензура вычеркивала всякие сколько-нибудь отрицательные отзывы о его произведениях, даже таких плохих, как “Клим Самгин”. Более того, в этот период, как известно, Горький своими статьями стал подводить “гуманистическую” и “нравственную” платформу под репрессивную политику 30-х годов. Что это было за время — всем известно. Вересаев с горечью отмечал переход Горького от философии лжи к страшной “правде социализма”. Он писал об этом в своих статьях. Вересаев видел причину этого в сложности и противоречивости характера Горького.

Русский писатель-демократ Вересаев не мог более оставаться в дружеских отношениях с таким человеком. После окончательного возвращения Горького в СССР Вересаев более ни разу не встретился с ним до самой его смерти. По воспоминаниям В. М. Нольде, он однажды задумчиво сказал, что при встрече не подал бы пролетарскому писателю руки.

Так завершились отношения двух русских писателей, оказавшихся по разные стороны баррикад великой и трагической эпохи.

Читайте также:
Вересаев В.В. (1867—1945) — писатель сложных творческих исканий: сочинение

Заметки о противостоянии народа и интеллигенции первых советских лет в наследии М. Горького и В. Вересаева Текст научной статьи по специальности « Языкознание и литературоведение»

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Новичкова Д.А.

Представлены наблюдения над родственными заметками и обобщениями В.В.Вересаева и М.Горького относительно реалий революционного времени (1917-1921). Прослеживается, с опорой на публицистические и прозаические произведения писателей, как каждый из авторов запечатлел грани бытовой, общественной, культурной и духовной жизни русского народа . Помимо исторического контекста привлекается биографический факты личностного и творческого взаимодействия двух художников друг с другом и современными для той эпохи литераторами.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Новичкова Д.А.

M.GORKY AND V.VERESAEV ON OPPOSITION OF PEOPLE AND INTELLECTUALS OF THE FIRST YEARS OF SOVIET POWER

The article explores journalistic publications and prose of V. V.Veresaev and M.Gorkiy about the realities of early years of the revolution (1917-1921) in social, cultural and spiritual perspective. Biographical facts and creative interaction between two writers are analysed as well.

Текст научной работы на тему «Заметки о противостоянии народа и интеллигенции первых советских лет в наследии М. Горького и В. Вересаева»

УДК 821.161.1.09 Вересаев В.В. Во время пьяных погромов людей пристреливают, как бешеных волков, постепенно приучая к спокойному истреблению ближнего» [2, с. 456-457]. М. Горький в цикле «Несвоевременные мысли» заключал: «Но больше всего меня поражает и пугает то, что революция не несёт в себе признаков духовного возрождения человека, не делает людей честнее, прямодушнее, не повышает их самооценки и моральной оценки их труда» [2, с. 459].

В.Вересаев, реагируя на драматические и трагические события, очевидцем которых он оказался, в 1922 году написал роман «В тупике» — о гражданской войне в Крыму. Горький высоко оценил книгу Вересаева: « Здесь она дорога её внутренней правдой, большим вопросом, который Вы поставили перед людями так задушевно и мужественно» [7, с. 140].

Центральная проблема произведения — столкновение представителей интеллигенции и народа. Писатель описал положение вдовы княгини Андожской, мужа которого сожгли матросы: «Она грустно сидела, опустив голову на руку, — изящная, с отпечатком тонкой многовековой культуры в лице и движениях. Но чисто вымытая шея пестрела красными точками от блошиных укусов; красивые руки были красны, в чёрных трещинках; Пройдёт ещё полгода — и вся многовековая культура сползёт с неё, как румяна под дождём, станет она вульгарною, лживою, с жадно приглядывающимися исподтишка глазами — такою, каких она раньше так презирала и чьими трудами создавалось благородное её изящество» [3, с. 371]. Интеллигенция потеряла уважение и внутреннее богатство вместе с утратой материальных преимуществ. Старый мир разрушен, а в новом интеллектуальному труду и культуре нет места. Герой романа восклицает: «Происходит новое нашествие варваров. Ведь, по существу, это война против культуры, против всех высших духовных ценностей. Культура гибнет, кругом всё разрушают, жгут, разваливают» [3, с. 353-354].

По мнению писателей, основная причина вражды, столкновения представителей интеллигенции и народа — это зависть и злоба. М.Горький в публицистике этих лет заметил: «Возбуждающих вражду против интеллигенции, видимо, немало; мне кажется, что чаще всего это домашняя прислуга» [2, с. 193]. Писатель привёл в одном из очерков слова хромого человека лет сорока: «Я всю жизнь в конюшне с лошадями, в навозе, а они в превосходных квартирах на мягких диванах с собачками играют» [2, с. 193]. У Вересаева в романе «В тупике» можно встретить не менее горькие наблюдения. Девушка Ульяша одобряет грабежи, объясняя их оправданность тем, что грабители «работают. А дачники всё лето на берегу лежат голые да цветы по горам собирают» [3, с. 345]. М.Горький за подобным высказыванием угадывал лозунг «Грабь награбленное» [2, с.465].

Писателей угнетает то, что все жертвы революции становятся бесполезными, потому что социальные проблемы не решаются, а только усугубляются хаосом и разрухой. Горький в статье от 2 августа 1917 года приводит слова поверенного присяжного, который в царское время боролся против бесправия и цинизма: « Так же, как и тогда, к нему приходят плакать и жаловаться матери, жёны, сёстры заключенных, арестованных держат в отвратительных условиях. Кажется, что в его области изменений нет» [2, с. 454]. Здесь можно усмотреть аналогию с романом Вересаева, где главная героиня Катя восклицает, обращаясь к новым представителям власти: «Я сидела в царских тюрьмах . И никогда не видела такого зверского отношения к заключенным, такого топтания человеческой личности, как у вас» [3, с. 443]. Герои разочарованы:

«До чего дошло! До чего дошло! А как мы радовались революции! Я сама ходила в феврале с красным бантом. » [3, с. 362].

Разочарование в революции как единственном пути преображения жизни русского народа роднит Горького и Вересаева. Писатели выбирали разные пути сопротивления действительности, но оба они остались верны сформировавшимся ранее позициям гуманного отношения к людям, справедливости, честно анализировали наблюдения над конкретной реальностью, не подчиняя писательское зрение идеологическим задачам.

1. Ильин И. А. О сопротивлении злу силой. М.: ДАРЪ, 2014. 480 с.

2. Горький М.. Книга о русских людях. М.: «Вагриус», 2000. 560 с.

Читайте также:
Вересаев В.В. (1867—1945) — писатель сложных творческих исканий: сочинение

3. Вересаев В.В. К жизни: Повести, роман, рассказы / Сост., вступ. ст. и коммент. Ф.И.Кулешова. Минск: Мастацка литература, 1989. 605 с.

4. Русская литература рубежа веков (1890-е — начало 1920-х годов). Книга 1. М.: ИМЛИ РАН, «Наследие», 2001. 960 с.

5. Публицистика М.Горького в контексте истории. Серия «М.Горький. Материалы и исследования» [основана в 1989 г.]. Вып.8. М.: ИМЛИ РАН, 2007. 640 с.

6. Вересаев В. Бей его [Электр. ресурс] // ХХ век и Россия: общество, реформы, революции. Вып. 5. Самара, 2017. URL: http://sbornik.libsmr.ru/ (дата обращения: 01.02.2019).

7. Цит. по: Нольде В.М. Вересаев. Жизнь и творчество. Тула: Приокское книжное изд-во, 1986. 196 с.

1. Ilyin I.A. O soprotivlenii zlu siloy [On resistance to evil by force]. Moscow, Dar Publ., 2014. 480 p.

2. Gorkiy M. Kniga o russkikh lyudyakh [The book about Russian people]. Moscow, Vagrius Publ., 2000. 560 p.

3. Veresaev V.V. K zhizni: Povesti, roman, rasskazy [To life: stories, a novel, short stories]. Minsk, Mast. Lit. Publ., 1989. 605 p.

4. Russkaya literatura rubezha vekov (1890-e — nachalo 1920-kh godov), kniga 1 [Russian literature of the turn of the centuries (1890s — beginning of 1920s), book 1]. Moscow, IMLI RAN, Naslediye Publ., 2001. 960 p.

5. Publicistika M. Gorkogo v kontekste istorii [M.Gorky’s journalism in the context of history]. M.Gorky. Materialy i issledovaniya, iss. 8. Moscow, IMLI RAN Publ., 2007. 640 p.

6. Veresaev V. Bey evo [Beat him]. XX vek I Rossiya: obshchestvo, reform, revolyucii, iss. 5. Samara, 2017. Available at: http://sbornik.libsmr.ru/ (accessed: 01.02.2019).

7. Nol’de V.M. Veresaev. Zhizn’ i tvorchestvo [Veresaev. Life and work]. Tula, Priokskoe knizhnoe izd-vo Publ., 1986. 196 p.

Novichkova D.A. M.Gorky and V.Veresaev on opposition of people and intellectuals of the first years of Soviet power.

The article explores journalistic publications and prose of V.V.Veresaev and M.Gorkiy about the realities of early years of the revolution (1917—1921) in social, cultural and spiritual perspective. Biographical facts and creative interaction between two writers are analysed as well.

Keywords: Revolution of 1917, civil war, Russian intelligentsia, Russian people, values, M.Gorky, V.Veresaev, comparison.

Сведения об авторе. Дарья Александровна Новичкова — аспирант 3-его года обучения, Историко-филологический институт, факультет русской филологии, кафедра русской литературы ХХ века, Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области Московский государственный областной университет (МГОУ), г. Мытищи, Россия; da.novichkova@yandex.ru.

Статья публикуется впервые. Поступила в редакцию 20.02.2019. Принята к публикации 20.03.2019.

Вересаев и Горький (опыт статьи)

Вересаев и Горький (опыт статьи)

Максим Горький — одна из самых загадочных личностей отшумевшей революционной эпохи. В сознании моем он несколько раз менял свой образ. То он — безродный бродяга и писатель. То — сын волжского богача. Одна информация говорит о нем как о заступнике народа, “буревестнике революции”, а другая напоминает, что он один из идейных организаторов сталинских трудовых лагерей. В конце концов Горький вообще уезжает за границу и по возвращении погибает. Причина его смерти явилась поводом для процесса над врачами.

В своем творчестве Горький так же противоречив и неожиданен, как в жизни.

В. В. Вересаев — один из немногих, кто мог видеть Горького на протяжении всего его писательского пути. Они и в русскую литературу вошли почти в одно и то же время. Вересаев — в 1885 году, опубликовав стихотворение “Раздумье”, а Горький в 1892 году, опубликовав рассказ “Макар Чудра”. Они познакомились в конце прошлого века на деловой основе. Но уже в первых письмах чувствуется симпатия Горького к Викентию Викентьевичу.

Они сразу же поняли, что близки друг другу по духу и по убеждениям. В своих воспоминаниях о Горьком Вересаев пишет:

“С начала 1902 года в журнале “Мир божий” начала печататься моя повесть “На повороте”. В январской книжке появилось ее начало. Получил письмо от Горького из Креиза. Вот что он писал: “Мне хочется сказать Вам, дорогой Викентий Викентьевич, кое-что о той радости, которую вызвало у меня начало Вашей новой повести. Славная вещь!” Я ответил Горькому, что очень обрадован его письмом, но что хотел бы услышать его откровенный отзыв, когда он прочтет всю повесть. Но он промолчал. ” Этот момент, мне кажется, говорит об ответственном отношении друзей-литераторов друг к другу. Одно дело — общие. правила приличия, которые они соблюдают в отношениях между собой, другое — это литературный процесс, где кривить душой нельзя.

“хлебнул лиха” в литературных салонах. Вересаев вспоминает: “Был он в то время образован очень поверхностно, в теоретических разговорах был слабоват, а окружающие добивались от него всякого рода высказываний: Мережковский — образованнейший человек, сильно щеголявший этой образованностью — разливался в его присутствии соловьем и инквизиторски допрашивал его о его взглядах на самые разнообразные вопросы”.

Известно, что Вересаев имел связь с Петербургским комитетом социал-демократической партии. Когда об этом узнал Горький, он через Вересаева передал комитету три тысячи рублей — гонорар за два первых сборника своих рассказов. По тем временам — сумма огромная.

Из Горького постепенно формировался “великий человек”, живущий, чтобы направлять потомство по правильному жизненному пути.

Вересаев со свойственной ему откровенностью говорил тогда о Горьком: “Когда трезвыми глазами перечитываешь тогдашние произведения Горького, видишь, как мало и как неправильно отражал он тогдашнюю эпоху. Герои его — босяки. В изложении Горького они люди смелые, сильные душою, их ничего не удовлетворяет, они страстно мечтают о какой-то особенной, не обыденной красивой жизни. Найти ее они нигде не могут — и уходят бродяжить, спиваются, кончают самоубийством. Но вглядываешься в них пристальнее — и встает вопрос: “Да могут ли они хоть на минуту серьезно верить, что к ним может прийти эта красивая жизнь, что они в состоянии будут ее создавать?”

Читайте также:
Вересаев В.В. (1867—1945) — писатель сложных творческих исканий: сочинение

Далее Вересаев утверждает, что, конечно, эти люди живут иллюзиями. Они испытывают отвращение и к труду. Стало быть, Горький впал в философию лжи.

“В тупике”, Горький прислал ему письмо, в котором сообщал: “Читал “В тупике”. Здесь эту книгу хвалили за ее “контрреволюционность”, мне она дорога своей внутренней правдой, большим вопросом, который Вы поставили перед людьми так задушевно и так мужественно”.

“Он стал полнейшим диктатором всей русской литературы. Цензура вычеркивала всякие сколько-нибудь отрицательные отзывы о его произведениях, даже таких плохих, как “Клим Самгин”. Более того, в этот период, как известно, Горький своими статьями стал подводить “гуманистическую” и “нравственную” платформу под репрессивную политику 30-х годов. Что это было за время — всем известно. Вересаев с горечью отмечал переход Горького от философии лжи к страшной “правде социализма”. Он писал об этом в своих статьях. Вересаев видел причину этого в сложности и противоречивости характера Горького.

его смерти. По воспоминаниям В. М. Нольде, он однажды задумчиво сказал, что при встрече не подал бы пролетарскому писателю руки.

Примеры итоговых сочинений

5 готовых сочинений по новым направлениям 2021/22 учебного года.

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека (дорога реальная, воображаемая, книжная).

Что лучше: тернистый путь или проторённая дорога?

Существуют люди, которые довольствуются малым и предпочитают оставаться на одном месте, потому что так комфортнее и удобнее. О таких личностях говорят, что они следуют проторённой дорогой, то есть всегда и во всём используют привычные, хорошо известные способы. Однако есть и такие люди, которые находятся в постоянном поиске. Они готовы к изменениям и риску, пытаясь достичь высот. На мой взгляд, подобный тернистый путь, полный сомнений и трудностей, намного лучше проторённой дороги. Чтобы доказать свою позицию, обращусь к произведениям художественной литературы.

Человек должен стремиться к нравственному совершенствованию и духовному развитию. Однако герой сатирической сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь» больше всего на свете боится смерти и поэтому всю свою жизнь проводит в норе. Одиночество не слишком тревожит героя, ведь любое живое существо может представлять для него опасность. Он не живёт, а большую часть времени дрожит от всепоглощающего страха, не пытаясь найти друзей и обрести семейное счастье. В конечном счёте герой понимает, что если бы все пескари следовали его примеру, то вывелся бы весь его род. Само название сказки иронично: слово «премудрый» приобретает противоположное значение. Салтыков-Щедрин размышляет о людях, которые привыкли жить точно так же, как и его герой. Их существование никому не приносит пользы, потому что они лишают себя права на полноценную жизнь. Такие люди боятся тернистого пути и всегда выбирают проторённую дорогу.

Любимые герои Л.Н. Толстого, наоборот, находятся в постоянном движении, стремясь к духовному обогащению. Автор романа-эпопеи «Война и мир» проводит персонажей через множество тяжёлых испытаний, ведь только так можно стать настоящей личностью, заслуживающей достойной жизни. В начале произведения Андрей Болконский находится в состоянии смятения и, желая найти свой путь, уходит на войну. Изначально князь Андрей, не лишённый тщеславия, мечтает пойти по стопам своего кумира Наполеона и жаждет стать таким же авторитетным и влиятельным человеком. Однако во время Аустерлицкого сражения герой разочаровывается в своих честолюбивых помыслах и понимает, насколько мелочными были его прежние стремления. Ещё одним испытанием на тернистом пути Болконского можно считать его знакомство с Наташей Ростовой. Сначала ему кажется, что он никогда не сможет простить девушку за её симпатию к Анатолю Курагину. Однако перед лицом смерти князь Андрей испытывает совершенно необыкновенное чувство: «сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам». Он видит страдание человека, которого больше всего на свете презирал, и прощает его. Именно тернистый путь учит человека душевности и гуманности.

В заключение хочется отметить, что следовать проторённой дорогой – это значит останавливаться в своём развитии. Испытания закаляют человека и дают ему силы двигаться вперёд. Иногда приходится рискнуть всем, чтобы пройти путь через тернии к звёздам, бросить жребий и перейти Рубикон. Разве не в постоянной борьбе и преодолении трудностей заключается смысл человеческого существования?

2. Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия? (достижения и риски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные).

Могут ли технологические новшества окончательно вытеснить духовные ценности?

Мир не стоит на месте и постоянно изменяется: появляются новые технологии, изобретения, совершаются открытия, которые значительно облегчают нашу жизнь. Конечно, прогресс – это замечательно, но во всём нужно знать меру и стараться

придерживаться золотой середины. В конце концов может возникнуть опасность вытеснения духовных ценностей технологическими новшествами. В этом случае люди перестанут прислушиваться друг к другу, будут конфликтовать, проявлять жестокость и забудут о гуманности. Чтобы доказать эту точку зрения, обращусь к произведениям художественной литературы.

Читайте также:
Вересаев В.В. (1867—1945) — писатель сложных творческих исканий: сочинение

Проблема столкновения материального и духовного поднимается в произведении XIX века – романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Автор создаёт характер разночинца-нигилиста, увлечённого медициной. Он отрицает красоту природы, считая её не храмом, а мастерской, умаляет роль искусства – поэзии и музыки. Ему кажется, что играть на виолончели или читать Пушкина – это пережиток прошлого, поэтому герой считает поведение поэтичного Николая Петровича нелепым и глупым. По мнению Базарова, не подлежат сомнению только абсолютные истины – то есть те теории и факты, которые доказаны наукой. Евгений хочет выглядеть смелым и независимым, однако два главных испытания – смерть и любовь – подвергают его нигилизм серьёзной критике. Наука не может занять в сердце человека такое же место, как чувство привязанности и любви к близким. Так, автор подчёркивает, что пренебрежение духовными ценностями – это путь в пустоту, ведь без душевности невозможно выжить.

Такая же проблема продолжает волновать писателей и в XX веке. Герой повести М.А. Булгакова «Собачье сердце» пытается узнать секрет омоложения человеческого организма и решает провести антигуманный эксперимент. Профессор Преображенский пересаживает гипофиз человека бездомной собаке, не задумываясь о последствиях. Так, обычный пёс Шарик постепенно превращается в невежественного, грубого, безнравственного Полиграфа Шарикова. Новоиспечённый гражданин употребляет алкоголь, ругается, ворует вещи, а однажды даже пишет донос на самого профессора. Всё выходит из-под контроля, и Преображенский осознаёт, какую страшную ошибку совершил. Шариков становится человеком, лишённым каких-либо моральных устоев. Именно такое будущее грозит людям, перестающим заботиться о своём духовном развитии. Так, писатель подчёркивает, что не все плоды научно-технического прогресса идут на пользу человечеству. Каждый учёный должен нести ответственность за свою деятельность. Народ, который обесценивает нравственность, обречён на вырождение.

В заключение хочется отметить, что в настоящее время ускоренное развитие науки заставляет опасаться за судьбу вечных ценностей: любви и доброты, сострадания и взаимоподдержки. Новые научные достижения упрощают жизнь и помогают сэкономить время, но они не должны становиться важнее моральных норм. В конце концов стремление к духовному обогащению – это именно то, что отличает человека от животного.

3. Преступление и наказание – вечная тема (преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние).

Почему люди становятся преступниками?

Почему некоторые люди переступают моральные нормы и совершают преступления? Иногда человек верит, что любое деяние можно оправдать благой целью. Он находится в плену распространённого заблуждения, согласно которому для достижения цели хороши любые средства. Некоторые люди совершают преступления непреднамеренно, не вполне отдавая себе отчёт в том, что они делают. Конечно, всегда случаются ситуации, когда человек сознательно становится отступником и даже не испытывает угрызений совести. Причин может быть достаточно много. Рассмотрим некоторые из них на примере произведений художественной литературы.

Главный герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» желает ценой одной жизни сделать как можно больше благородных дел. На самом деле Родион Раскольников обманывает самого себя: после совершения преступления он так и не смог

воспользоваться деньгами старухи-процентщицы. В первую очередь герой хотел проверить собственную теорию, позволяющую делить людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих». Раскольников считал, что сильным личностям позволено распоряжаться чужими судьбами. Однако ни одно преступление не должно оставаться безнаказанным, и герой начинает понимать, как сильно заблуждался. Его теория не проходит проверку реальностью, и в эпилоге романа мы видим человека, готового вступить на новый путь. Раскольников осознаёт, как важно брать на себя ответственность за каждый сделанный выбор.

Порой человеком управляют чувства, и он перестаёт себя контролировать. Так, главный герой повести Л.Н. Толстого «Крейцерова соната» в порыве ревности убивает свою жену. После свадьбы надежды Позднышева на семейное счастье не оправдались, а свою избранницу он едва ли мог назвать родственной душой. Герой всё чаще замечал на лице жены выражение какой-то враждебности и даже презрения. Рождение детей не сблизило супругов, они постоянно ссорились и в конечном счёте отдалились друг от друга так, что стали разговаривать лишь о бытовых проблемах. Нельзя сказать, что Позднышев испытывал к этой женщине какую-либо симпатию, но, узнав об измене, не смог совладать со своими чувствами. Им руководили ненависть и досада, разочарование из-за разрушенных надежд. Герой с хладнокровием совершает преступление, но впоследствии не может избавиться от угрызений совести. Есть поступки, которые легче предупредить, чем исправить. Отняв у другого жизнь, человек теряет себя и уже никогда не сможет ничего изменить.

Таким образом, люди, совершающие противоправные деяния, забывают о христианских заповедях и теряют самое важное, человеческое, чем наделён каждый из нас от рождения. Есть множество причин, которые толкают людей на преступление, но всё же ни один такой поступок нельзя оправдать. Именно поэтому так важно задумываться о последствиях, контролировать свои эмоции и знать, что всегда есть такая грань, которую ни в коем случае не следует переступать.

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня (высказывание о тексте, который представляется личностно важным для одиннадцатиклассника).

Читайте также:
Вересаев В.В. (1867—1945) — писатель сложных творческих исканий: сочинение

Какого героя литературного произведения или фильма вы бы могли назвать родственной душой?

Есть ли будущее у мира, в котором нет места искусству? На мой взгляд, это приведёт к деградации и вырождению человечества. Именно произведения искусства делают нас более гуманными, милосердными, учат нас сопереживать другим людям. Например, книги называют «детьми разума», потому что они действительно возвышают человека и очищают его душу. Особенно приятно читать литературное произведение, на героя которого хочется равняться. Каких персонажей я могла бы назвать родственной душой?

В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» одна из главных героинь – Марья Болконская, честная и душевная девушка, которая восхищает своей природной чистотой и естественностью. Княжна Марья не отличается внешней красотой, скорее, наоборот, автор постоянно акцентирует внимание на её недостатках. Лицо девушки было «некрасивым и болезненным», отец не раз называет её «дурной» или «неловкой», а Анатоль Курагин отзывается о ней следующим образом: «Бедняга! Чертовски дурна!» Почему же эта героиня вызывает у читателей такую симпатию? У княжны Марьи большие, лучистые глаза, которые, как известно, являются зеркалом человеческой души. Действительно, эта робкая девушка обладает богатым внутренним миром, она всегда доброжелательна, искренне переживает за своих близких и умеет по-настоящему любить. Марья Болконская религиозна, живёт по христианским заповедям, согласно которым все люди равны и никому не следует желать зла. Героиня Толстого помогает «божьим людям», даёт образок брату,

провожая его на войну, и отличается поразительным смирением и кротостью. Я думаю, что княжна Марья – идеал женщины, она заботлива и милосердна.

Ещё одной родственной душой я бы назвала заглавную героиню романа Ш. Бронте «Джен Эйр». Так же, как и княжна Марья, Джен некрасива и на первый взгляд кажется абсолютно посредственной и ничем не примечательной девушкой. Однако на самом деле героиня Бронте оказывается сильной, решительной личностью, всегда готовой постоять за себя и свои права. Её независимость, сила воли и чувство собственного достоинства не могут не вызывать восхищения. С детства Джен приходилось противостоять грубой и властной тёте, а затем выживать в тяжёлых условиях пансиона для сирот. Героиня преодолевает все препятствия и с честью выдерживает выпавшие на её долю испытания. При этом она сохраняет лучшие человеческие качества: способность к сочувствию, кристальную честность, искренность и бесстрашие. Так, она, не опасаясь за собственную жизнь, проводит последние минуты рядом с умирающей от чахотки подруги. Джен – достаточно гордая девушка, но эта гордость не имеет ничего общего с гордыней или эгоизмом. Она возвращается к любимому человеку, когда ему требуется её помощь и поддержка, заботится о нём до конца своих дней.

Действительно, герои художественных произведений могут стать для читателя лучшими друзьями и родственными душами. Сила духа, целеустремлённость, милосердие и внутренняя красота – вот те качества, которые позволяют мне назвать героинь Л.Н. Толстого и Ш. Бронте примерами для подражания. Конечно, у каждого читателя может появиться свой идеал. Те люди, которые ничего не читают, многое упускают и лишают себя эстетического наслаждения.

5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина (социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства).

Каким должен быть человек с активной гражданской позицией?

Гражданин – это достойный сын своего Отечества. Таких людей называют патриотами, потому что они готовы пожертвовать самым ценным, что у них есть, ради общего блага. Человек с активной гражданской позицией не может быть равнодушен к судьбе своего народа и в трудную минуту будет его защищать, потому что считает это своим долгом. Ещё Н.А. Некрасов отмечал: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Настоящий гражданин всегда чувствует себя ответственным за всё происходящее на его Родине. Обратимся к произведениям художественной литературы, героев которых можно назвать людьми с активной гражданской позицией.

Патриот – это волевой и решительный человек, умеющий вдохновить и объединить других людей в тяжёлое для Отечества время. Именно таким является заглавный герой повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Бульба – старый козак, который с глубокой преданностью защищает Запорожскую Сечь, рискуя собственной жизнью. Он упрям, горд и бесстрашен, отличается удивительной силой воли и превыше всего ставит интересы козачества. Товарищи с уважением относятся к Тарасу Бульбе, считают его одним из самых авторитетных людей, всегда прислушиваются к его мнению. Именно Тарас сумел воодушевить козаков перед битвой, не позволил им опускать руки и падать духом. Он призывает товарищей объединиться и защищать родную землю до последней капли крови. Бульба не боится смерти, трусость ему вообще не свойственна: по его мнению, даже умирать надо уметь с честью и достоинством. Таким образом, героя Н.В. Гоголя действительно можно назвать человеком с активной гражданской позицией. Это прирождённый лидер, готовый делать всё возможное ради спасения своего народа и сохранения его традиций.

Патриотом можно назвать человека, который в первую очередь живёт не для себя, а для других. Так, например, герой поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» Григорий Добросклонов – настоящий альтруист и народный заступник. Своё

предназначение он видит в совершении добрых поступков, способных изменить жизни людей к лучшему. Он становится на защиту нуждающихся, выступает против угнетателей, а в своих песнях прославляет русский народ и Родину. Гриша Добросклонов мечтает о светлом будущем освобождённых от крепостничества крестьян, называя их ратью, в которой скрывается несокрушимая сила. Н.А. Некрасов, не успевший закончить поэму, именно в этом герое видел того самого счастливого человека, которого так долго искали крестьяне. Поэт подчёркивал взаимосвязь личного и народного счастья, а для Гриши Добросклонова смысл жизни и заключается в служении Отечеству.

Читайте также:
Вересаев В.В. (1867—1945) — писатель сложных творческих исканий: сочинение

Таким образом, человек с активной гражданской позицией – это патриот, вдохновитель, который никогда не останется в стороне, если его народ нуждается в защите и помощи. Это смелый, мужественный человек, который не боится пойти на риск. В трудное для всей страны время он может воодушевить и повести за собой других людей.

Сочинения на свободную тему Вересаев и Горький (опыт статьи)

Сочинения на свободную тему (5-11 кл)

Сочинение по произведению на тему: Вересаев и Горький (опыт статьи)

Смысл жизни в красоте и
силе стремления к цели.
М. Горький

Максим Горький — одна из самых загадочных личностей отшумевшей революционной эпохи. В сознании моем он несколько раз менял свой образ. То он — безродный бродяга и писатель. То — сын волжского богача. Одна информация говорит о нем как о заступнике народа, “буревестнике революции”, а другая напоминает, что он один из идейных организаторов сталинских трудовых лагерей. В конце концов Горький вообще уезжает за границу и по возвращении погибает. Причина его смерти явилась поводом для процесса над врачами.
В своем творчестве Горький так же противоречив и неожиданен, как в жизни.
В. В. Вересаев — один из немногих, кто мог видеть Горького на протяжении всего его писательского пути. Они и в русскую литературу вошли почти в одно и то же время. Вересаев — в 1885 году, опубликовав стихотворение “Раздумье”, а Горький в 1892 году, опубликовав рассказ “Макар Чудра”. Они познакомились в конце прошлого века на деловой основе. Но уже в первых письмах чувствуется симпатия Горького к Викентию Викентьевичу.
Они сразу же поняли, что близки друг другу по духу и по убеждениям. В своих воспоминаниях о Горьком Вересаев пишет:
“С начала 1902 года в журнале “Мир божий” начала печататься моя повесть “На повороте”. В январской книжке появилось ее начало. Получил письмо от Горького из Креиза. Вот что он писал: “Мне хочется сказать Вам, дорогой Викентий Викентьевич, кое-что о той радости, которую вызвало у меня начало Вашей новой повести. Славная вещь!” Я ответил Горькому, что очень обрадован его письмом, но что хотел бы услышать его откровенный отзыв, когда он прочтет всю повесть. Но он промолчал.” Этот момент, мне кажется, говорит об ответственном отношении друзей-литераторов друг к другу. Одно дело — общие. правила приличия, которые они соблюдают в отношениях между собой, другое — это литературный процесс, где кривить душой нельзя.
Из воспоминаний Вересаева я узнал, что Горький в свой приезд в Петербург “хлебнул лиха” в литературных салонах. Вересаев вспоминает: “Был он в то время образован очень поверхностно, в теоретических разговорах был слабоват, а окружающие добивались от него всякого рода высказываний: Мережковский — образованнейший человек, сильно щеголявший этой образованностью — разливался в его присутствии соловьем и инквизиторски допрашивал его о его взглядах на самые разнообразные вопросы”.
Известно, что Вересаев имел связь с Петербургским комитетом социал-демократической партии. Когда об этом узнал Горький, он через Вересаева передал комитету три тысячи рублей — гонорар за два первых сборника своих рассказов. По тем временам — сумма огромная.
Так развивались человеческие и творческие связи между Горьким и Вересаевым. Но один из них так и остался представителем критического реализма, а другой стал основателем “социалистического реализма”.
Из Горького постепенно формировался “великий человек”, живущий, чтобы направлять потомство по правильному жизненному пути.
Вересаев со свойственной ему откровенностью говорил тогда о Горьком: “Когда трезвыми глазами перечитываешь тогдашние произведения Горького, видишь, как мало и как неправильно отражал он тогдашнюю эпоху. Герои его — босяки. В изложении Горького они люди смелые, сильные душою, их ничего не удовлетворяет, они страстно мечтают о какой-то особенной, не обыденной красивой жизни. Найти ее они нигде не могут — и уходят бродяжить, спиваются, кончают самоубийством. Но вглядываешься в них пристальнее — и встает вопрос: “Да могут ли они хоть на минуту серьезно верить, что к ним может прийти эта красивая жизнь, что они в состоянии будут ее создавать?”
Далее Вересаев утверждает, что, конечно, эти люди живут иллюзиями. Они испытывают отвращение и к труду. Стало быть, Горький впал в философию лжи.
Но заблуждения Горького не разлучили их с Вересаевым. Напротив, отношения писателей становились все сердечнее. Когда Вересаев, разделенный с Горьким фронтом гражданской войны, написал в Крыму роман “В тупике”, Горький прислал ему письмо, в котором сообщал: “Читал “В тупике”. Здесь эту книгу хвалили за ее “контрреволюционность”, мне она дорога своей внутренней правдой, большим вопросом, который Вы поставили перед людьми так задушевно и так мужественно”.
Развела их сталинская эпоха. Горький стал другим, как пишет Вересаев: “Он стал полнейшим диктатором всей русской литературы. Цензура вычеркивала всякие сколько-нибудь отрицательные отзывы о его произведениях, даже таких плохих, как “Клим Самгин”. Более того, в этот период, как известно, Горький своими статьями стал подводить “гуманистическую” и “нравственную” платформу под репрессивную политику 30-х годов. Что это было за время — всем известно. Вересаев с горечью отмечал переход Горького от философии лжи к страшной “правде социализма”. Он писал об этом в своих статьях. Вересаев видел причину этого в сложности и противоречивости характера Горького.
Русский писатель-демократ Вересаев не мог более оставаться в дружеских отношениях с таким человеком. После окончательного возвращения Горького в СССР Вересаев болсее ни разу не встретился с ним до самой его смерти. По воспоминаниям В. М. Нольде, он однажды задумчиво сказал, что при встрече не подал бы пролетарскому писателю руки.
Так завершились отношения двух русских писателей, оказавшихся по разные стороны баррикад великой и трагической эпохи.

Читайте также:
Вересаев В.В. (1867—1945) — писатель сложных творческих исканий: сочинение

freeform/raznoe191 История народа и законы развития языка. Вопросы метода в языкознании. Как написать школьное сочинение. Книжные предисловия – сборник сочинений и эссе по литературе

Итоговое сочинение: Возможен ли жизненный путь без ошибок? (3 варианта)

Многомудрый Литрекон представляет итоговое сочинение на тему: Возможен ли жизненный путь без ошибок? Аргументы, вступления, тезисы, заключения, примеры — все это в изобилии представлено здесь, ведь он написал несколько вариантов на любой вкус и цвет.

Вариант 1

(386 слов) Любая дорога состоит из взлетов и падений, ухабов и рытвин, а потому человек не может не поскользнуться и не отклониться от курса. Ошибка — это неотъемлемая часть обучения. Поэтому без нее совершенно нельзя обойтись, если люди к чему-то стремятся, что-то делают. И многие литературные примеры это подтверждают.

Вспомним роман И.А. Гончарова «Обломов». Ольга Ильинская и Илья Обломов полюбили друг друга. На первый взгляд, их отношения были навеяны искренними чувствами, которые пошли бы на пользу им обоим. Ленивый барин, наконец, встал бы с дивана и начал обеспечивать себя и молодую семью. Амбициозная и активная Ольга могла бы найти неиссякаемый источник дел в материнстве и ведении хозяйства. Любовь помогла бы героям открыть в себе новые качества и грани характера. Однако время показало, что молодые поторопились с планированием свадьбы. Илья Ильич был надломлен новыми требованиями, вызовами и обязанностями, он не смог перебороть свою лень. Ольга же поняла, что выбрала не того человека. Ей нравилась будущая версия Обломова — тот мужчина, которого она исправит и спасет. Но когда выяснилось, что меняться он не готов, героиня оставила надежды переломить естественный ход событий. Влюбленные признали, что совершили ошибку, и расстались. К сожалению, любовь нередко является обманчивой, и люди находят других партнеров, поняв всю призрачность своих иллюзий. Без этих проб и ошибок невозможно построить крепкую семью.

Столь же часто мы переоцениваем не только чужие, но и свои возможности. Так, героиня рассказа А.П. Чехова «Ионыч» считала себя талантливой пианисткой. Она много занималась и мечтала о музыкальной карьере в большом городе. Поэтому Катерина даже отказалась стать женой Дмитрия. Ей казалось, что брак и материнство помешают ее амбициям. Без сожалений распрощавшись со всеми, она уехала. Однако профильное обучение показало ей, что ее талант был явно переоценен. Это дома она была лучше всех, а среди настоящих музыкантов совершенно потерялась. В итоге девушка вернулась не солоно хлебавши и приняла судьбу такой, какая она есть, то есть без иллюзий. Катерина жалела, что отказала Дмитрию. Ошибка? И миновать ее было нельзя. Таков индивидуальный путь Катерины. Если бы она не попробовала себя в музыке, то всю оставшуюся жизнь мучилась бы от сожалений и несбывшихся надежд.

Таким образом, человек постигает мир и себя самого только методом проб и ошибок. Иначе просто нельзя, уроки пройдут даром или вовсе не состоятся. Промахи и недочеты заставляют твердо запомнить усвоенную мудрость и получить уникальный опыт. Пройдя через испытания, мы закаляем себя и добиваемся большего.

Вариант 2

(399 слов) Жизненный путь предполагает ошибки и просчеты — такова природа дороги, на которой люди непременно оступаются, теряют направление или даже падают. Но без этих трудностей научиться ровно и быстро ходить не получится, это очевидно. Добраться до цели может только тот, кто выстрадал и перенес каждый шаг, извлекая мудрость из каждого недочета. Многие литературные герои согласились бы с нами, ведь пережили то же самое.

Тему ошибок на жизненном пути затронул М. Горький в пьесе «На дне». Герои книги упали на самое дно общество из-за череды серьезных просчетов. Кто-то, подобно Актеру, увлекся спиртными напитками и потерял контроль над собой. Кто-то, подобно Клещу, озлобился на весь мир и получил в ответ такую же антипатию. Кто-то, как Сатин, совершил импульсивный поступок, который поставил на нем клеймо. А кто-то, подобно Насте и Пеплу, избрал род деятельности, противоречащий нравственным нормам. Но не только нищие оступились. И вполне обеспеченный Костылев совершал ошибки, которые привели его к трагическому исходу. Так, он был груб с женой, постоянно обзывал ее, жадничал, и в итоге она же подговаривала Ваську расправиться с надоевшим мужем. Если бы Михаил создал нормальную семью, то не погиб бы в драке с любовником супруги. Каждая история из этой пьесы — это жизненный урок для читателя. О том, какие ошибки ведут к самым ужасным последствиям, стоит знать каждому, однако совсем миновать их не получится. Но хотя бы своевременное исправление уже предотвратит трагедию.

Читайте также:
Вересаев В.В. (1867—1945) — писатель сложных творческих исканий: сочинение

Столь же поучителен для нас рассказ И.А. Бунина «Кавказ». Жена обманывает мужа и сбегает от него на Кавказ с любовником, совершенно не думая о последствиях своего ухода. Ее супруг — офицер, и для него аморальное поведение супруги — страшный позор, с которым нельзя примириться. Поэтому когда он получает все доказательства ее измены, он не выдерживает этого открытия и сводит счеты с жизнью, пока любовники получают удовольствие от совместного досуга. Увы, эта трагедия непоправима. Она ляжет тяжким грузом на плечи обоих героев, оставшихся в живых. Все персонажи совершили фатальные ошибки, но могли ли они без них обойтись? Нет, ведь это так естественно! И все же они могли бы предугадать развитие событий и хотя бы минимизировать негативные последствия.

Мы можем сделать вывод, что в жизни нельзя обойтись без ошибок. Однако мы можем научиться азам мудрого поведения на чужом опыте и свести риски к минимуму. Поэтому так важно изучать литературу и стараться обходить те ямы, которые ведут людей к окончательным нравственным падениям и непоправимым последствиям. Умный человек всегда учится на чужих ошибках, а не только на своих.

Вариант 3

(437 слов) «Жизнь пройти — не поле перейти» — эта народная мудрость означает, что путь человека тернист и сложен. Невозможно преодолеть его безошибочно и сразу же написать свою историю на чистовик. Важно получать опыт, перенимать мудрость и исправиться — только так можно стать лучшей версией себя. Поэтому оступаться столь же необходимо, как подниматься и продолжать путь.

Подтверждение этой необходимости мы находим в прозе А.И. Куприна — многоопытного человека, который за свою жизнь сменил несколько десятков работ и регионов. Его произведения насыщены уникальным опытом. Например, в повести «Олеся» он описал судьбу яркой индивидуальности в посредственном мире, полном предрассудков. Олеся жила в уединении и вдали от общества, поэтому не переняла его заблуждения и шаблоны поведения. Вместо того чтобы всего бояться, слепо повторять все действия за другими, героиня думала своей головой и выстраивала свой маршрут, крутой и ухабистый. Так, она вступила в связь с Иваном без каких-либо гарантий с его стороны. Более того, она отказалась от брака, понимая, что увлекающаяся и слабая натура мужчины не соответствует тем обязанностям, которые на супруга налагает клятва. Также Олеся не побоялась пойти в церковь, чтобы стать ближе к идеалу Ивана. Все эти действия повлекли за собой негативные последствия, поэтому их можно назвать ошибочными. Однако без них героиня не получила бы полезного, хоть и горького опыта. Она лишилась бы и ярких впечатлений, и шанса на любовь. Очевидно, что ошибки были неотъемлемой частью ее становления и личностного роста.

Аналогичный пример мы видим в повести «Гранатовый браслет». Генерал Аносов женился рано на миловидной и скромной девушке из приличной семьи. Кто мог знать тогда, что эта барышня окажется безнравственной и пустой женщиной? Уже в первые месяцы брака стало очевидно, что она пошла под венец не из большой любви, а ради того, чтобы стать хозяйкой своего дома и получить больше денег на наряды, танцы и развлечения. Очень скоро супруга Аносова изменила ему с каким-то артистом и сбежала. А потом, конечно, вернулась и слезно умоляла простить минутную слабость. Но Аносов уже понял, что никакого будущего у них нет. Он осознал, что женился по ошибке, и всю жизнь платил супруге определенный пансион, но этим их общение ограничивалось. Очевидно, что даже такой мудрый человек не смог пройти свой путь без заблуждений и иллюзий. Но ведь они способствовали формированию его мировоззрения и были частью его неповторимой судьбы, благодаря которой он стал тем, кем должен был стать. Их нельзя вычеркнуть или отбросить, они образуют его биографию.

Таким образом, человек не может пройти свой путь без ошибок, потому что они составляют его жизнь, равно как и удачные моменты. Нельзя просто взять и выбросить половину судьбы. Любые просчеты нужно использовать в своих целях, делая выводы и избегая повторения проблемных ситуаций. Это и есть личностный рост, необходимый для достижения успеха.

От «Записок врача» до «Илиады»: из-за чего поднялся шум вокруг Викентия Вересаева

Окольная дорога к литературе

Викентий Викентьевич Вересаев (настоящая фамилия — Смидович) был удивительным человеком. В его жилах смешалась русская, украинская, польская, немецкая и греческая кровь. Благодаря любознательности, усидчивости и хорошей памяти он всегда отлично учился. В родной Туле окончил гимназию с серебряной медалью, а затем получил два высших образования: в Петербурге стал кандидатом исторических наук, а в Дерпте (сейчас — Тарту, Эстония) получил специальность врача. Казалось, он идёт по стопам отца, но дело было совсем в другом. Вот как сам Вересаев объяснял свой выбор:

«Уже в то время моей мечтою было стать писателем, а для этого представлялось необходимым знание биологической стороны человека, его физиологии и патологии; кроме того, специальность врача давала возможность близко сходиться с людьми самых разнообразных слоёв и укладов; для меня это было особенно нужно, так как характер у меня замкнутый, схожусь с людьми трудно» [1].

Читайте также:
Вересаев В.В. (1867—1945) — писатель сложных творческих исканий: сочинение

Расчёт оказался верным: стихи, рассказы и повести Вересаев издавал с 1884 года, но известность ему принесли «Записки врача», опубликованные в 1901 году. Автобиографическая повесть честно освещала недостатки медицинского образования и тогдашней системы здравоохранения, особенно вопросы врачебной этики. Осудив жестокую практику медицинских экспериментов, Вересаев разделил общество на два лагеря: одни приписывали ему искажение фактов, другие хвалили его за смелость рассказать то, о чём все молчат.

Сам писатель впоследствии признал книгу слабой в литературном отношении, но социальная проблематика сделала её очень популярной: только при жизни автора она выдержала 14 изданий на русском языке, а ещё повесть перевели на английский, французский и немецкий языки [2, 3]. Медицинская практика ещё не раз давала ему материал для творчества: Вересаев исполнял обязанности военного врача и на Русско-японской, и на Первой мировой войне. Но воспоминания о них (повесть «На японской войне») уже не могли повторить шумного успеха «Записок врача» [4].

Объёмный творческий багаж

Многие произведения Вересаева, например повести «Без дороги», «Поветрие», «Два конца» и «На повороте», романы «В тупике» и «Сёстры», посвящены духовным исканиям русской интеллигенции конца XIX — начала XX века. В них отразился и собственный опыт писателя, считавшего себя убеждённым социал-демократом и марксистом, и проницательный взгляд наблюдателя за изменениями в общественной жизни. В советское время особое внимание уделялось именно этой части творчества Викентия Викентьевича. Видимо, за неё он и получил в 1939 году орден Трудового Красного Знамени, а в 1943-м — Сталинскую премию первой степени (официальная формулировка — «За многолетние выдающиеся достижения») [1, 4].

Но есть у Вересаева и награда совсем другого плана: в 1919 году ему вручили Пушкинскую премию Академии наук за переводы древнегреческой поэзии. Античной культурой он увлёкся ещё в гимназии, а в 1910 году подкрепил интерес поездкой в Грецию. Вероятно. Позвал его туда и голос крови: прабабка писателя была гречанкой. Вересаев переводил лирические и эпические творения Сафо и Архилоха, Гесиода и Гомера. Самым масштабным трудом в этой области (28 тысяч стихов!) стали новые версии «Илиады» и «Одиссеи»: над ними он работал до конца жизни, а издали их уже после его смерти, в 1949 и 1953 году соответственно. Академик И.И. Толстой считал переводы Вересаева «по точности передачи и стилистическому чувству подлинника… лучшими переводами с древнегреческого во всей нашей русской литературе» [4].

Наконец, важнейший пласт творческого наследия Вересаева — литературоведение. В 1909–1914 годах он опубликовал цикл «Живая жизнь»: первая часть критико-философского исследования посвящена творчеству Ф.М. Достоевского, вторая — Л.Н. Толстого, третья — Фридриха Ницше. Яростную полемику вызвала книга «Пушкин в жизни» (1927), написанная в принципиально новом жанре литературно-документального монтажа, или, как его ещё называют, жанре хроники характеристик и мнений. Цитируя воспоминания современников великого поэта, которые то дополняют друг друга, то вступают в противоречие, Вересаев пытался показать его по-настоящему живым, разносторонним.

Отказавшись идеализировать «наше всё», писатель получил широкий спектр критических замечаний — от укоров за использование сомнительных источников до обвинений в попытке осквернить образ Пушкина. Но со временем накал страстей утих, жанр получил одобрение и у него появилось много последователей. Например, к нему относят «Жизнь господина де Мольера» Михаила Булгакова. Сам Вересаев повторил свой опыт, опубликовав в 1933 году хронику «Гоголь в жизни» [4].

Следы на карте

Во второй половине XX века фамилия Викентия Викентьевича обрела статус топонима: улицы Вересаева появились в его родной Туле и Богородицке (Тульская область), Феодосии и Коктебеле, где писатель прожил три года после Октябрьской революции, в Ростове-на-Дону и даже в Новосибирске, в Донецке и Запорожье (Украина). Одно из сёл Сакского района Крыма получило название Вересаево.

В 1963 году Вересаев «обосновался» и на карте Москвы: в честь него переименовали Почтовую улицу в Кунцеве (сейчас — Можайский район ЗАО) [5]. Совсем недавно, в апреле 2016 года, столичный Департамент здравоохранения присвоил имя В.В. Вересаева клинической больнице № 81.

Но это всё — венки посмертной славы. Давайте вспомним московские адреса, которые играли большую роль в жизни писателя.

Круг общения

Впервые появившись в Москве в 1903 году, Вересаев быстро стал своим в литературных кругах — во многом этому способствовали нашумевшие «Записки врача». Он на равных общался с видными представителями Серебряного века: например, в 1914–1922 годах не раз бывал в квартире Марины Цветаевой (Борисоглебский переулок, дом 6), где сейчас находится её музей [6].

Но главным центром притяжения для Вересаева стал литературный салон «Среда» его ровесника Николая Телешова, где собирался весь цвет писательской Москвы: Леонид Андреев, Константин Бальмонт, Валерий Брюсов, Иван Бунин, Владимир Гиляровский, Максим Горький, Александр Куприн и многие другие. Собрания кружка чаще всего проходили в квартирах организатора: на Чистопрудном бульваре (до 1904 года — дом 21, в 1909–1913 годах — дом 23), на Земляном Валу (дом 51 с 1904 по 1909 год) и на Покровском бульваре (дом 18/15 с 1913 года) [6, 7].

Читайте также:
Вересаев В.В. (1867—1945) — писатель сложных творческих исканий: сочинение

Завсегдатаи «Среды» получали прозвища по названиям московских улиц, площадей и переулков, которые соотносились с их характером или внешним видом. Вересаева «за нерушимость взглядов» называли Каменный Мост. Вот как его характеризовал Телешов: «На протяжении огромной полосы жизни я встречался с Викентием Викентьевичем постоянно и часто и привык уважать в нём неизменно преданного делу работника, прямого и смелого в правдивости, человека честных и светлых взглядов. В течение всей жизни он сохранял писательскую индивидуальность. Каким был вначале, таким же остался — прямым и верным, сохранившим до конца дней своё писательское лицо» [7].

Неудивительно, что в товариществе на паях (проще говоря, кооперативе) «Книгоиздательство писателей в Москве», большинство членов которого были участниками «Среды», Вересаев долгое время занимал должность председателя правления и главного редактора. Он отстаивал позитивную идеологию: «Я выступил в нашем издательстве с программой, которую в двух словах можно было охарактеризовать так: утверждение жизни. Этим приблизительно всё уже сказано: в сборниках наших не должно найти место даже самое талантливое произведение, если оно идёт против жизни, против необходимости борьбы за лучшую жизнь, за перенесение центра тяжести в потусторонний мир, за отрицание красоты и значительности жизни. Программа эта вызвала целую бурю, и я до сих пор удивляюсь, как мне удалось её провести» [2].

По меркам того неспокойного времени издательство существовало довольно долго. В 1912–1916 годах его контора размещалась на Никитском бульваре, дом 10, затем, до закрытия в 1923 году, — в Скатертном переулке, дом 8. За 12 лет работы предприятие выпустило около 400 книг. В их число вошли сборники «Московский альманах», «Слово» и «Клич», а также серии «Народная школьная библиотека», «Библиотека польских писателей», «Дешёвая библиотека» и «Культурно-просветительская библиотека» [8, 9]. Отличительной особенностью издательства была выплата авторам высоких гонораров — до 30 процентов от выручки; рыночная ставка тогда составляла около 10 процентов [2].

Квартира на Смоленской

Мемориальная доска Викентия Вересаева висит на стене дома 2/3 в Шубинском переулке, недалеко от церкви Николая Чудотворца на Щепах. Здесь писатель жил в 1921–1945 годах (не считая эвакуации в Тбилиси во время войны), именно здесь трудился над переводами «Илиады» и «Одиссеи» [10].

Частым гостем в его квартире был Михаил Булгаков. Двух литераторов сближало не только медицинское прошлое, но и интерес к личности Пушкина. В 1934 году они задумали совместно написать драму «Последние дни»: Булгаков отвечал за художественный замысел, Вересаев брал на себя роль биографа Александра Сергеевича. В итоге авторы не сошлись в трактовке образов некоторых героев, например Дантеса, и Вересаев отказался ставить свою фамилию на титульном листе.

Пьеса получила второе название — «Александр Пушкин»… и поистине драматическую судьбу. Изначально предполагалось поставить её в Театре имени Вахтангова к столетию гибели Пушкина, но из-за вмешательства цензуры премьера спектакля «Последние дни» состоялась лишь в 1943 году — и уже на сцене МХАТ. Булгаков скончался в 1940-м [11].

Последнее пристанище

Жизнь Вересаева была долгой и насыщенной: он стал свидетелем трёх революций и трёх войн. Успел он увидеть и победу России в самой тяжёлой из них — Великой Отечественной — Викентий Викентьевич умер 3 июня 1945 года. Скромный памятник на его могиле на Новодевичьем кладбище обращается к нам цитатой из рассказа «Легенда»: «Да, в жизнь нужно входить не весёлым гулякою, как в приятную рощу, а с благоговейным трепетом, как в священный лес, полный жизни и тайны».

Слово «жизнь» было любимым в лексиконе писателя. Его духовное завещание призывает уважать и беречь этот бесценный дар.

Использованные источники

  1. Автобиографическая справка // Вересаев В.В. Сочинения в 4 томах. Том 1. — М. : Правда, 1990. — С. 34–40.
  2. Литературные воспоминания // Вересаев В.В. Сочинения в 5 томах. Том 5. — М. : Правда, 1961. — С. 344–362.
  3. Юдин Б.Г. Человек в медицинском эксперименте: перечитывая В.В. Вересаева // Вопросы истории естествознания и техники. —2001. — № 4.
  4. Фохт-Бабушкин Ю.У. Вересаев В.В. — легенды и реальность // Вересаев В.В. Сочинения в 4 томах. Том 1. — М. : Правда, 1990. — С. 3–33.
  5. Имена московских улиц. Топонимический словарь / Агеева Р.А. и др. — М. : ОГИ, 2007.
  6. Стародуб К. Литературная Москва: историко-краеведческая энциклопедия для школьников. — М. : Просвещение, 1997. — С. 187, 249, 267.
  7. Телешов Н.Д. Записки писателя. Рассказы о прошлом и воспоминания. — М. : Советский писатель, 1950. — С. 50–56, 321–322.
  8. Шруба М. Книгоиздательство писателей в Москве // Литературные объединения Москвы и Петербурга 1890–1917 гг. — М. : Новое литературное обозрение, 2004. — С. 73–74.
  9. Переулки старой Москвы. История. Памятники архитектуры. Маршруты / Романюк С.К. — М. : Центрполиграф, 2016. — С. 596.
  10. По землям московских сёл и слобод. Ч. 1. Между Садовым кольцом и Камер-Коллежским валом / Романюк С.К. — М. : Сварог и Ко, 1998. — С. 128.
  11. Булгаков М.А. Я хотел служить народу. : Проза. Пьесы. Письма. Образ писателя. — М. : Педагогика, 1991. — С. 730–734.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: