Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина: сочинение

Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина: сочинение

Сочинения по произведениям :

Сочинения по произведениям авторов:

Сочинение 9 класс. «В мой жестокий век восславил я свободу. ») (Вольнолюбивая лирика Пушкина)

«Свобода», «воля» – ключевые понятия творчества А. С. Пушкина. Как сын своего века он не мог оставаться в стороне от социальных потрясениях России. В первую очередь к таким потрясениям нужна причислить, конечно, восстание декабристов. Все истинные патриоты того времени боролись за свободу, кто-то – с оружием в руках, кто-то – подобно Пушкину, своим творчеством.
Понятие свободы для поэта было весьма широко. Она была для него социальным, политическим, философским и нравственным идеалом. Эти ипостаси свободы в совокупности определяют целостность жизни. Но нужно учесть, что миросозерцание поэта, а с ним и понятие свободы, менялись на протяжении всей его жизни по мере накопления собственного опыта и развития общества.
В молодости Пушкин, как свойственно почти всем людям, был чрезвычайно восторжен. В эти годы он не просто воспевал, «он горел» свободой.
Первое вольнолюбивое творение Пушкина появляется на свет в 1817 году. Это ода «Вольность». Она стала одним из известнейших стихотворений Пушкина и одним из наиболее точно выражающих его взгляды. В нем юный поэт проявил себя как истинный гражданин своей страны, непримиримый враг царизма («хочу. на тронах поразить порок»), словом, как декабрист. На первый план в стихотворении выведена не идея борьбы с самодержавием (хотя она немаловажна), а лозунг свободы человека и гражданина.
Не менее, чем свобода отдельного человека, поэта волнует независимость Отчизны «от самовластья» («К Чаадаеву»). Здесь звучит непоколебимая вера в та, что настанут те светлые времена, когда Россия сбросит с себя оковы:

. Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

Пушкин потому и называется величайшим поэтом, что сумел донести не только до современников, но и до таких отдаленных потомков, как мы, свою боль и свою надежду. Личностный характер стихотворения подчеркивается жанром послания. Строки, обращенные к Чаадаеву, не бездушный революционный лозунг, но стремление живой души.
Желание «вольности» для своей Родины неразрывно связано у Пушкина с более приземленным, если можно так выразиться, «желанием» освобождения крестьян. Показательно в этом отношении стихотворение «Деревня». Пушкин, не таясь и не прикрываясь высокими словами, порицает «барство дикое» и «рабство тощее». Деревня, как будто созданная богом для отдохновения и созерцания, становится островком все того же «самовластья». Неудивительно, что поэт подвергался наибольшим гонениям именно за «Вольность» и «Деревню» (которая явилась в некотором роде продолжением «Вольности»).
Если прослеживать творчество Пушкина дальше, то можно лозунгом его назвать слова: «Одна свобода мой кумир» . То есть для Пушкина «вольность» есть ярко выраженный идеал, к которому он стремится, однако, все осмотрительней. Например, в стихотворении «Узник» воспеваются романтические идеалы свободы. Душа страдает от несоответствия им, она – «вольная птица», стремящаяся ввысь, к полету; окружающий же мир – темница. Поэт выражает свое страдание от невозможности свободы.
Пушкин не только сам ощущает сваю зависимость, но и предается горестным размышлениям о том, что засеваемые им семена вольнолюбия пропадают вотще. «К чему стадам дары природы?» – вопрошает Пушкин, ведь «стада» эти привыкли к извечному ярму и считают его чем-то само собой разумеющимся. Ни к чему оказываются восторженные призывы, гражданский пафос. Лишь люди мыслящие и тонко чувствующие могут понять призывы к освобождению во всех областях существования.
Наступает и такой момент, когда Пушкин перестает искать свободу вне себя и стремится обрести ее хотя бы в душе. Так, в романтическом стихотворении «К морю» он прощается не только со стихией, но и с прежними устремлениями. Поиски идеала во внешнем мире тщетны:

О чем жалеть? Куда бы ныне
я путь беспечный устремил?

Однако эти ноты отчаяния в лирике Пушкина не заставляют его уйти в себя и заглушить в себе гражданские чувства. Негодование в отношении рабства и деспотизма неизбывно. Стихотворение «Анчар» – целый философский символ, носящий вневременной характер. Примечательно, что автор не оправдывает ни бездушного хозяина, ни покорного раба. Поэт в своем творчестве призывает убивать рабов в самих себе, не покоряться «властителям». Рабы обязаны бороться, ведь по рождению они равны своим хозяевам, поскольку все они личности и граждане.
Свобода у Пушкина – постоянная потребность личности, то, что по праву с самого рождения должно принадлежать любому человеку. «На свете счастья нет, но есть покой и воля». Счастье – мгновение. Любовь проходит. Чувства угасают. Поэтому, в противовес сиюминутности счастья, воля есть настоятельная, постоянная потребность человека.
Еще один штрих в вольнолюбивой лирике Пушкина – стихи о свободе творческой личности. Занятия поэзией – квинтэссенция свободы, ее проявление во всех ипостасях, вершина независимости, соединение счастья со свободой. Поэт волен «Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи; // По прихоти своей скитаться здесь и там». Творческой личности, и только ей, дано воспевать «чувства добрые», прославлять свободу во всеуслышание.
Итак, свобода была одной из тех важнейших человеческих ценностей, которым Пушкин посвятил свое творчество, несмотря на то, что жил в эпоху, когда вольнолюбивые высказывания являлись поводом к опале. Но свобода есть неотъемлемое качество человека, его постоянная потребность. Она также является залогом максимального раскрытия творческих возможностей в какой бы то ни было сфере. Не боясь открыто говорить о терзавшем его, не боясь воспевать то, что он считал справедливым, Пушкин сумел достичь высшей степени свободы.

Сочинение на тему «Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина»

Пушкину довелось жить в эпоху, когда после победы над армией Наполеона в России возникали новые, свободолюбивые веяния. Прогрессивные люди считали, что в стране- победительнице, освободившей мир от захватчиков, рабства быть не должно.

Идеи свободы Пушкин горячо воспринял еще в лицее. Чтение трудов французских просветителей XVIII века, произведений Радищева только укрепило идейные позиции будущего поэта. Лицейские стихи Пушкина были насыщены пафосом свободы. В стихотворении «Лицинию» поэт восклицает: «Свободой Рим возрос, а рабством погублен!»

Читайте также:
Образ кавказского пленника в русской литературе.: сочинение

Петербургский период творчества Пушкина особенно насыщен вольнолюбивой лирикой. В оде «Вольность» поэт выражает желание жертвенно служить идее освобождения страны от рабства:

На тронах поразить порок.

С удивительной отвагой поэт обличает самодержавие и тиранов. Он утверждает, что закон выше власти монархов. Автор ненавидит тиранию и призывает народ к восстанию:

А вы, мужайтесь и внемлите,

Восстаньте, падшие рабы!

В стихотворении «Деревня» автор, после идиллических картин природы, вновь обрушивается на «рабство тощее» и «барство дикое». Лирический герой с горечью отмечает:

«Везде невежества убийственный позор». Поэт жалеет, что его стихи не могут ничего изменить в общественном устройстве страны. Это стихотворение заканчивается не призывами, как раньше, а вопросами, на которые нет ответа:

Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный

И рабство, падшее по манию царя,

И над отечеством свободы просвещенной

Взойдет ли наконец прекрасная заря?

Стихотворение-послание «К Чаадаеву» было новаторским в творчестве Пушкина, поскольку сочетало в себе элементы любовной и гражданской лирики. Поэт говорит о взрослении своего лирического героя, вспоминает, какими были его убеждения в юности:

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Недолго нежил нас обман,

Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман…

Любовь уступила место гражданским чувствам, идеям борьбы за свободу родины. Наступления свободы герой ждет так же нетерпеливо, как «минуты верного свиданья» с возлюбленной. Поэт обращается с пламенным призывом:

Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы!

Поэт верит, что «Россия вспрянет ото сна», царский режим падет.

В элегии «К морю» Пушкин в духе романтической поэзии объединяет стихию моря и свободы. Величавая картина безбрежного моря вызывает у лирического героя образы Байрона и Наполеона – великих людей с мятежными характерами. Свободному морю поэт противопоставляет «скучный, неподвижный берег», где живут люди по своим законам, далеким от справедливости. Герой обращается к морю, восхищается им:

Глухие звуки, бездны глас,

И тишину в вечерний час,

И своенравные порывы!

Поэт прощается с морем, клянется в верности «свободной стихии».

К 1823 году свободолюбивые взгляды Пушкина теряют силу и убежденность. Поэт переживает кризис. Он понимает, что призывы к свободе тонут в пустоте равнодушия и непонимания, ими не «разбудить» забитый и неграмотный народ. Надежда на смену власти также несбыточна. Горечь и бессилие выразились в стихотворении «Свободы сеятель пустынный». Поэт пишет от первого лица и подводит итоги своей многолетней борьбы за свободу народа, когда он, как сеятель, бросал семена правды в души людей, но только напрасно потерял время, «благие мысли и труды». Итог, который подводит Пушкин, жесток и реалистичен. Поэт полностью избавляется от иллюзий:

Вас не разбудит чести клич.

К чему стадам дары свободы?

Их должно резать или стричь.

Наследство их из рода в роды

Ярмо с гремушками да бич.

Позже тема свободы у Пушкина перемещается в стихи о поэте и поэзии. Он заявляет о праве художника быть свободным от давления властей и от мнения великосветской «черни».

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Анализ стихотворения «Вновь я посетил» Пушкина

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 63.

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 63.

Стихотворение “Вновь я посетил” А. С. Пушкин написал в 1835 году. В нём он передал свои впечатления от возвращения в село Михайловское. В стихотворении автор вспоминает прошлое, наблюдает настоящее и обращается к будущему поколению. Вам предлагается краткий анализ “Вновь я посетил” по плану. Разбор можно использовать на уроке литературы в 9 классе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Вновь я посетил.

История создания – стихотворение было написано Александром Пушкиным в 1835 году во время его возвращения в Михайловское и встречи с родными местами после долгой разлуки.

Тема – лирический герой возвращается на Родину спустя десять лет, он переосмысливает своё прошлое и настоящее, строит планы на будущее.

Композиция – произведение не делится на части, но по смыслу можно выделить три основные: появление у поэта потребности в переосмыслении жизни, воспоминания и размышления о жизни, её ходе и неизбежной смене поколений.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – стихотворение написано ямбом, рифма не используется – белый стих.

Метафоры“Минувшее меня объемлет живо”, “кропотливого её дозора”, “озеро… синея, стелется широко “, “По брегам отлогим рассеяны деревни”, “…уголок земли”..

Эпитеты“опальный домик”, , “неведомые воды”“шагов ее тяжелых”, “нив златых”, “приветный шум”, “веселых и приятных мыслей”.

Сравнения“Кусты теснятся под сенью их как дети”, “Как старый холостяк…”.

Аллитерация“Знакомым шумом шорох их вершин”, “знакомый уху шорох”, “Но около корней их устарелых”, “Услышит ваш приветный шум”.

История создания

Стихотворение “Вновь я посетил” Пушкин написал в сложный момент его жизни. В 1835 году по возвращении в родное село Михайловское он обдумывает дальнейшие планы. Его мысли устремлены одновременно назад, ведь за спиной – уже большая часть жизни, и вперёд, в будущее, которое пока не определено.

В качестве темы для стихотворения поэт выбрал свои размышления о местах, где он когда-то “провёл изгнанником два года незаметных” – о Михайловском. Ему одновременно приятно и горько: с этим местом связано много его воспоминаний, но оно и он сам сильно изменились с момента их последней встречи.

Композиция

Одна из особенностей построения стихотворения состоит в том, что оно не поделено на строфы. Но можно условно разделить его на части. В первой поэт пишет, что часть его жизни уже осталась позади, и пришла пора переосмыслить прошлое. Во второй части Пушкин вспоминает места, которые видит теперь перед собой. Многое изменилось с тех пор, когда он был здесь в последний раз: умерла любившая его няня, дом остался пустым, изменился пейзаж.

Читайте также:
В чем трагедия Евгения Онегина и Татьяны Лариной в романе А. С. Пушкина: сочинение

В третьей части, в описании природы скрывается размышление поэта о постоянном течении времени. Когда-то росло три сосны – теперь у их подножия выросла целая роща молодых деревьев. Пушкин не увидит, какими они станут высокими, но это сделает его внук: “Веселых и приятных мыслей полон, пройдёт он мимо вас во мраке ночи и обо мне вспомянет” . В этом и заключается смысл жизни на земле: одни поколения непременно сменяют другие.

Таким образом, возвращение в Михайловское заставило Пушкина задуматься не только о прошлом, но и попытаться заглянуть в будущее.

Жанр стихотворения можно определить как лирическое стихотворение. Лирический герой вспоминает прошлое, приводит свои размышления о жизни и смерти, о прожитых годах. Стихотворение наполнено чувствами и переживаниями лирического героя.

Стихотворение написано ямбом, что придает ему некую торжественность. Примечательно, что оно не имеет рифмы.

Средства выразительности

Стихотворение изобилует различными художественными средствами, умело, красиво примененными поэтом. Среди них встречается много метафор: “Минувшее меня объемлет живо” , “кропотливого её дозора” , “озеро… синея, стелется широко” , “По брегам отлогим рассеяны деревни” , “Зелёная семья” , “угрюмый их товарищ” , “могучий поздний возраст” .

Также в тексте присутствуют эпитеты: “неведомые воды” , “опальный домик” , “шагов её тяжелых” , “нив златых” , “приветный шум” , “веселых и приятных мыслей” , и олицетворения: “Скривилась мельница, насилу крылья ворочая “ , “…в гору подымается дорога, изрытая дождями” , “…кусты теснятся” , и сравнения: “Кусты теснятся под сенью их как дети” , “старый холостяк…” .

Для передачи звуков Пушкин пользуется таким средством, как аллитерация. Например, для создания эффекта шуршания листвы повторяются звуки “ш” и “х”: “Знакомым шумом шорох их вершин” , “знакомый уху шорох” , “Но около корней их устарелых” , “Услышит ваш приветный шум” .

А.С.Пушкин, «Вновь я посетил…»: анализ стихотворения. О чем стихотворение Пушкина «Вновь я посетил…»?

Стихотворение “Вновь я посетил” А. С. Пушкин написал в 1835 году. В нем он передал свои впечатления от возвращения в село Михайловское. Вам предлагается краткий анализ “Вновь я посетил” по плану. Разбор можно использовать на уроке литературы в 9 классе, когда изучается данное произведение.

Предыстория

Накануне нового 1935 года поэта пожаловали в камер-юнкеры. Это обстоятельство расстроило Пушкина и даже оскорбило, ведь обычно такие звания давали юношам, а он был уже не молод. Камер-юнкерство бросало на него тень. Александр Сергеевич давно уже осознавал себя народным поэтом, а это значило, что он должен был быть непорочным и чистым. Пушкина угнетало светское окружение, ему хотелось тишины, уединения для реализации творческих замыслов, но ради содержания семьи он был вынужден служить.

В 1834 году случилось еще одно неприятное событие. Полицией было распечатано написанное Александром Сергеевичем жене письмо. Поэта возмутили и действия полиции, и тот факт, что Николай Первый не посовестился прочесть доставленное послание. После этого слово «свобода» приобрело для Пушкина иное значение и новое содержание. Теперь он понимал свободу как личную духовную независимость. Александр Сергеевич захотел вырваться из тесного круга, одухотворить свою жизнь, переделать ее, но она оставалась жестокой и холодной, проникнутой драматизмом.

Летом 1835-го поэт смог на четыре месяца получить отпуск и уехал в Михайловское. Там-то он и написал стих «Вновь я посетил…». Пушкин, снова находясь в имении, где проходила его двухлетняя ссылка, вспомнил ушедшие годы, няню, которая уже умерла. Его мысли обратились к прожитому, и в печальной думе о времени и о себе он подвел итоги прошлых лет и отразил их в рассматриваемом произведении.

Краткое содержание

Первая строка стихотворения повторяет его название. Писатель вспоминает, как в этом уголке земном проводил время и считал себя изгнанником. Дальше его накрывают воспоминания о доброй няне, он сожалеет, потому как ее сейчас нет рядом. Поэт делает акцент, что больше не слышит ее тяжелых шагов и пристального надзора. Ее образ он хранит в своем сердце и ему становится до боли грустно и печально.

В некоторых строках ощущается чувство сожаления героя. Он противопоставляет 2 образа — нежной и заботливой няни и с пустотой советского общества.

Пушкин старается кратко передать читателям образы природы родного села. Лирик писывает события из детства, местность у озера, где любил проводить время, не строя планов и не зная проблем.

В сюжете упоминаются сосны, на месте которых выросла молодая поросль. Этим он хотел сказать о бессмертии и развитии всего живого. Это и есть основная идея стихотворения Пушкина.

Год написания «Вновь я посетил» стал для автора тяжелым, лирические переживания являются подтверждением этому. Он объединил вокруг себя природу и историю села Михайловское.

«Вновь я посетил…» (Пушкин). Анализ

Стихотворение разделено на три части. В первой повествуется о приезде в Михайловское, во второй поэт погружается в воспоминания, а в третьей описывается природа края и делается обращение к будущим поколениям. Александр Сергеевич показывает жизнь в постоянной динамике. Настоящее напоминает ему об ушедших годах, и тогда он возвращается в прошлое, вместе с тем в самом настоящем уже пробиваются ростки будущего. «Вновь я посетил…» — стихотворение о быстротекущем времени, о смене преемственности поколений.

Темы, настроение и проблемы

  • Основной темой стихотворения «Вновь я посетил» является философское осмысление поэтом жизни и смерти, быстротечности существования. Вновь посетив знакомые места, лирический герой получает возможность увидеть произошедшие изменения: нет больше старушки-няни и не слышно «шагов ее тяжелых», рыбак тянет через озеро свой «убогий невод», скривилась старая мельница. Есть и то, что радует глаз и сердце поэта: рядом со старыми соснами он замечает «племя младое, незнакомое» — свежую зеленую рощу, то есть жизнь идет своим чередом и на смену старому неизбежно приходит новое.
  • Еще одной темой текста можно назвать связь человека и природы. Именно внимательное наблюдение за природой, ее одушевление и обращение к ней становится отправной точкой для размышлений лирического героя, раскрывает ему общие для всех естественные законы жизни.
  • Печальный ностальгический настрой первой части текста по ходу размышлений поэта сменяется светлым принятием текущего порядка бытия, а в финале поднимается до торжественного гимна новой жизни.
Читайте также:
Популярность Пушкина и его всесторонняя талантливость его личности: сочинение

Вторая часть

В следующем пятистишии стихотворения «Вновь я посетил…» Пушкин вводит тему памяти. Лирический герой увидел «опальный домик», в котором когда-то жил вместе со своей няней, ныне уже покойной. Автор ласково называет ее «старушкой» и горько переживает утрату. Упоминание «бедной няни» и «опального домика» возвращает читателей к самым важным периодам в жизни поэта. Ведь в 1825 году именно отсюда, из Михайловского, Александр Сергеевич решил тайно уехать в Петербург, поскольку подозревал грядущие великие потрясения. От неминуемой гибели тогда его спасло типично русское суеверие. То, что в произведении «Вновь я посетил…» автор вспоминает Арину Родионовну (няню), тоже неслучайно, ведь это она приобщила маленького Сашу к поэтическому творчеству, да и вообще оказала на поэта огромное влияние.

Тема стихотворения

Читать текст стихотворения непросто, поскольку в нем переплетаются различные чувства и эмоции. Романтические мотивы сочетаются с тоской, прослеживается грусть по временам, которые уже минули.

Основная идея — переоценка ценностей, переживание переломного момента и подведение итогов.

Пушкин в стихотворении анализирует свой жизненный путь, размышляет о будущем. Его мечты связаны с желанием поселиться в Михайловском. Но эти мечты неосуществимы по нескольким причинам, основная из которых – долги.

К тому же Александр Сергеевич тоскует о няне, которой уж больше нет. Арина Родионовна умерла, но поэт желает услышать «ее тяжелые шаги за стеной», в соседней комнате. Говорит, что хочет, чтобы его внуки ходили по этой земле.

Третья часть

Стихотворение «Вновь я посетил…» Пушкин продолжает описанием среднерусского пейзажа, который очень похож на тот, что предстает перед читателем в произведении «Деревня». Лирический герой вспоминает все то, что было связано с этими местами. На своем пути он встречает три сосны и припоминает, что видел их еще десять лет назад. Поэт обнаруживает, что около корней пробиваются молодые кусты, но отмечает, что сосны все те же, и тем самым подчеркивает постоянство, неизменность природы. Время в корне не меняет ее – она остается прежней. Так и в человеке меняется не все с течением времени: его память, убеждения, помыслы, идеалы тоже остаются прежними.

Композиция

Одна из особенностей построения стихотворения состоит в том, что оно не поделено на строфы. Но можно условно разделить его на части. В первой поэт осознает, что часть его жизни уже осталась позади, и пришла пора переосмыслить прошлое. Во второй части Пушкин вспоминает места, которые видит теперь перед собой. Многое изменилось с тех пор, когда он был здесь в последний раз: умерла любившая его няня, дом остался пустым, изменился пейзаж.

В третьей части, в описании природы скрывается размышление поэта о постоянном течении времени. Когда-то росло три сосны – а теперь у их подножия выросла целая роща молодых деревьев. Пушкин не увидит, какими они станут высокими, но это сделает его внук: “Веселых и приятных мыслей полон, пройдет он мимо вас во мраке ночи и обо мне вспомянет”. В этом и заключается смысл жизни на земле: одни поколения непременно сменяют другие.

Таким образом, возвращение в Михайловское заставило Пушкина задуматься не только о прошлом, но и попытаться заглянуть в будущее.

Пушкин. «Вновь я посетил…» (стихотворение). Средства выразительности

Произведение начинается многоточием. Таким образом автор не ведет повествование с начала, а как бы вводит читателя в продолжение своих размышлений. В этом заключается особенность произведения «Вновь я посетил…». Анализируя текст, можно обнаружить фразы с наиболее емким смыслом. Например, такой является строчка «Минувшее меня объемлет живо». Здесь слово «объемлет» употребляется в значении «переполняет», «охватывает». В памяти поэта прошлое предстает настолько ясно, как будто оно стало явью. Кажется, что всё происходило только вчера: «Вот опальный домик, где жил я с бедной нянею моей». В этой фразе эпитет «опальный» используется в значении «находящийся в немилости», по содержанию он перекликается со словом «изгнанник», которое тоже фигурирует в стихотворении.

«Стихотворение А. С. Пушкина «…Вновь я посетил…» (Восприятие, истолкование, оценка)»

«…Вновь я посетил…» — стихотворение, которое было написано в 1835 году уже зрелым поэтом и гражданином А. С. Пушкиным. Остановить поток времени и жизни, повернуть его вспять не под силу никому. Глубокое понимание той быстротечности и неумолимости движения времени легло в основу произведения.

Общее настроение стихотворения можно охарактеризовать как светлую грусть. «…Вновь я посетил» представляет собой воспоминания лирического героя, поэта, вернувшегося через десять лет в Михайловское. По жанру стихотворение представляет собой элегию. Пушкин использует здесь разностопный ямб. Отличительной особенностью этого стихотворения является то, что в нем рифмы как таковой нет, как нет и разделения на строфы, а есть только разделение частей, укороченные и прерванные строки. Кроме того, рифма преимущественно женская. Самое важное слово выносится в конец строчки. Подобная строфика и ритмика помогает, с одной стороны, создать эффект разговорной речи-размышления, а с другой стороны, возникает ощущение, что каждую минуту монолог может прерваться. То есть, таким образом выражается тема непредсказуемости жизни, а многоточия графически помогают созданию этого ощущения.

Композиционно произведение можно разбить на три части. В первой описывается «уголок земли», под которым подразумевается Михайловское. Во второй части — слияние героя и природы. В третьей части поэт устремляет свой взгляд в будущее. Стержень стихотворения — это эволюция мысли героя. Посмотрим на ее развитие.

В первой части произведения преобладает мрачное, тоскливое настроение. Возникает мотив потери и смерти. Во второй части для героя становится очевидным, что все меняется вокруг. И, как бы в подтверждение этой мысли, поэт видит три сосны, которые одни не изменились, «они всё те же…». Но тут лирический герой замечает, что есть перемены и здесь:

Читайте также:
Образ Татьяны в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» (2): сочинение

Но около корней их устарелых

(Где некогда все было пусто, голо)

Теперь младая роща разрослась,

Зеленая семья, кусты теснятся

Под сенью их как дети.

Эта тема перемен начинает звучать буквально в самом начале стихотворения: «и много переменилось в жизни для меня», «переменился я». Поднимается тема неумолимости времени, его безудержного стремления вперед.

Если говорить о символике стихотворения, то одним из самых ярких символов здесь является озеро. Озеро и его «неведомые волны» символизирует собой реку времени. Вокруг него все меняется: уже «По брегам отлогим / Рассеяны деревни…», «Скривилась мельница, насилу крылья / Ворочая при ветре…», да и у самого озера «иные берега, иные волны». И вот по этому озеру «плывет рыбак и тянет за собою / Убогий невод». Этот рыбак подобен перевозчику Харону: он вылавливает в озере души и помогает им переправиться в иной мир. Другой символический образ — это образ старого пня:

Стоит один угрюмый их товарищ,

Как старый холостяк, и вкруг него

По-прежнему все пусто.

В стихотворении не сказано, что речь идет о пне, но мы понимаем, что дерево это мертво, потому что оно уже не способно цвести и расти, давать новые побеги. При помощи образа мертвого дерева поэт раскрывает мудрую истину: все что живо, меняется, и только то, что мертво, остается неизменным.

Такая оптимистическая мысль прокладывает «мостик» между второй и третьей частью стихотворения. Третья часть — самая светлая. В ней лирический герой приходит к внутреннему успокоению, к гармонии с собой. Он согласен, что время неумолимо движется вперед, и когда-нибудь его уже не будет на этой земле, но его потомки, его внук услышит «приветный шум» молодой рощи. Вторая часть «…Вновь я посетил» написана собственно в пушкинских традициях. В середине начальных строчек присутствуют созвучные слова: «младое» — «незнакомое», «могучий» — «поздний», «старую» — «главу». Эти созвучия и создают образ гармонии лирического героя с самим собой, с прошлым и будущим.

В ранний период творчества молодой поэт находился под влиянием Жуковского. Несмотря на то, что к 1835 году Пушкин был уже зрелым поэтом, влияние Жуковского все равно чувствуется. Оно видно в мотивах, используемых поэтом: мотиве дороги («вновь я посетил»), мотиве изгнанничества («изгнанником провел»), воспоминаний («минувшее меня объемлет живо»), утраты («уже старушки нет»).

Из художественных средств в стихотворении использованы олицетворения — «шорох их вершин / Меня приветствовал», «…мельница, насилу крылья / Ворочая на ветре…», перифраз — «А вдали / Стоит один угрюмый их товарищ», «племя младое», сравнение — «как дети», «как старый холостяк», метафора — «уголок земли», «стелется широко», «рассеяны деревни», «скривилась мельница», эпитеты — «опальный домик», «кропотливый дозор», «златые нивы», «убогий невод», «неведомы воды», «могучий возраст».

Стихотворение построено на антитезе ассоциативной и смысловой. В первой и второй части преобладает отнесенность в прошлое, поэтому используются в основном глаголы прошедшего времени. В третьей части главное — устремление в будущее, чем обусловлено употребление глаголов будущего времени.

Инверсия в произведении создает образ разнообразия жизни. Здесь она встречается очень часто («переменился я», «жил я», «не слышу я»). Чередуясь с обычным порядком слов («я сиживал», «я проезжал») она рисует жизнь, полную непредсказуемости, ставящую человека в самые различные ситуации.

Таким образом, Пушкин в стихотворении «…Вновь я поселил» дает читателю понять, что все в жизни, в том числе, и человек, постоянно изменяется и двигается вперед. Порой судьба непредсказуема, несправедлива, но это разве не это делает нашу жизнь интересной и насыщенной? Главное — не бояться перемен, ловить каждый радостный момент и луч солнца во мгле обыденности и посредственности.

Приемы для описания природы

Стих «Вновь я посетил…» Пушкина живо описывает природу Михайловского, которая, как и прежде, влечет поэта. Александр Сергеевич отдельными штрихами воссоздает бедность края: об этом говорят и убогий невод рыбака, и мельница, скривившаяся от времени, и сам домик, в котором жил автор. Особенно дороги Пушкину три сосны, некогда приветствовавшие его шумом вершин. Поэт замечает, что теперь около корней разрослась «младая роща». Она олицетворяет вечное обновление природы. Автор убежден, что будущее за молодым, за растущим.

Вечное движение, преемственность поколений, обогащение человеческой мысли – такими предстают законы бытия в стихотворении «Вновь я посетил…». Анализируя его, становится ясно, что Александр Сергеевич верит в светлое будущее потомков.

История создания

Стихотворение «Вновь я посетил» Пушкин написал в 1835 году, когда после длительного перерыва приехал в родовое имение Ганнибалов-Пушкиных, село Михайловское. Там протекали дни беззаботной юности поэта, там он провел два непростых, но плодотворных для его творчества года ссылки.

Пушкин к этому времени уже достиг поэтической зрелости и определенной мудрости, он создает большие исторические работы и, наряду с ними, тихие и глубокие лирические тексты. Знакомые, но изменившиеся теперь пейзажи и воспоминания о пережитом в Михайловском наводят поэта на размышления о юности и старости, о связи поколений и неумолимости законов бытия, результатом которых становится стихотворение «Вновь я посетил». В черновиках поэта сохранились большие фрагменты, которые не вошли в окончательный текст, что свидетельствует о долгой кропотливой работе над произведением.

Стиль написания

В произведении выдержана мелодия поэтической речи и сохранена разговорная интонация, подчеркивающая отсутствие рифмосочетания. Это говорит о том, что поэт решительно отошел от романсного, песенного стиха и стремился создать смысловое стихотворение, более точно воспроизводящее мысль. Читателям не удастся найти сложных образов или обилия тропов в произведении «Вновь я посетил…». Анализ позволяет понять, что хотя в нем превалируют литературные слова, но присутствуют и разговорные (сиживал, вечор), и книжные (сенью, объемлет), и славянизмы (брегам, младая, златых). Вся эта лексика соединена в единое целое.

Читайте также:
Отцы и дочери: сочинение

Тематика

В стихотворении мы наблюдаем смешение разнообразных тем.

Тут есть описание прекрасной природы. Автор красноречиво рисует умиротворенные пейзажи и признается в своей любви к деревенскому уединению, тишине, создающей атмосферу, идеально подходящую для раздумий, неторопливых размышлений.

На этом фоне особенно страшно и чужеродно выступает тема порабощения народа, барского самодурства и беззакония по отношению к крепостным крестьянам.

Система образов

Автор строит свое произведение на явном противопоставлении, что отражается в системе образов.

Сначала перед мысленным взором восхищенного читателя предстает деревенский пейзаж. Здесь царит природная красота, умиротворение, покой.

На таком фоне особенно уродливо выглядит реальность крепостничества:

Не видя слез, не внемля стона, На пагубу людей избранное судьбой, Здесь барство дикое, без чувства, без закона, Присвоило себе насильственной лозой И труд, и собственность, и время земледельца.

Читатель как будто получает пощечину, от которой невозможно отмахнуться. Его глаза раскрываются, и эффект от такого резкого перехода получается поразительный: мало кто не задумается над поднятым Пушкиным вопросом, мало кто не обратит внимание.

Именно так и работает гениальная литература: поэт становится пророком, голосом народа, проводником истины и правды. Рисуя яркие художественные образ, он добивается невероятной силы и мощи слова.

Барство предстает чем-то диким, страшным, ужасающим. Оно довлеет над крестьянами, делая их жизнь невыносимой.

Художественное своеобразие произведения

Язык произведения точный, выразительный, эмоциональный.

Рисуя уединенные пейзажи, автор использует много прилагательных, существительных, тем самым создавая спокойную картину деревенского умиротворения.

Но во второй части лексика резко меняется. Появляются слова с выраженным отрицательным значением («рабство», «невежество», «убийственный позор»).

Кроме того, язык наполняется глаголами, и перед читателем предстает совсем другая, динамичная картина истязания народа, происходящего с попустительства правящей власти.

Личное и общественное. Сопоставление стихотворений А. Пушкина «Деревня» и «. Вновь я посетил. »

Скачать сочинение

Стихотворения Пушкина “Деревня” и “. Вновь я посетил. ” разделяют шестнадцать лет. Творческую биографию поэта условно делят на несколько периодов. Конечно, эти стихотворения принадлежат к разным периодам: “Деревня” (1819 год) — петербургский; “. Вновь я посетил. ” (1835 год) — зрелые годы. Итак, рассмотрим на примере этих стихотворений эволюцию Пушкина-поэта, Пушкина-гражданина и Пушкина-человека.
Интересен жанр стихотворений. В “Деревне” молодой Пушкин экспериментирует, соединяя два жанра (элегию и политическую сатиру), тем самым разделяя все произведение на две части. Стихотворение “. Вновь я’ посетил. ” по жанру представляет собой элегию. Причем, в обоих стихотворениях автор соединяет себя с природой. Так, променяв “порочный двор” на “мирные дубравы”, лирический герой оказывается не только на лоне природы, но и “погружается” в себя, в свой духовный мир.
Вообще оба стихотворения построены так: сначала описание “уголка” земли (кстати, одного и того же — Михайловского), а затем переход к отвлеченным мыслям. Каков же образ природы в обоих произведениях? Несомненно, пейзаж Пушкина психологический, причем лирический герой и природа едины. Так, в стихотворении “Деревня” “тишина полей” знаменует душевное спокойствие, “темный сад” можно воспринимать как символ души.
Но “. десять лет ушло с тех пор”. Поэтому-то в стихотворении “. Вновь я посетил. ” возникает мотив перемен (“иные берега, иные волны”), причем сам поэт замечает, что переменился и он. Все вроде бы прежнее, но все другое. Другое и отношение Пушкина к жизни.
Стихотворение “Деревня” входит в вольнолюбивую лирику поэта. Действительно, Пушкин поднимает в нем тему свободы (в первой части: это прежде всего внутренняя свобода, свобода творчества, во второй — свобода общественная, “свобода Родины”).
В стихотворении “. Вновь я посетил. ” главной темой становится тема неумолимого времени, которое-то и не дает свободы человеку. К этому периоду своей жизни Пушкин уже понимает невозможность абсолютной свободы. Свободна лишь сама жизнь.
Оба стихотворения построены на антитезе: на лексической (“лоно счастья, забвенья” и “ужасная мысль”, “толпа” и “народ”), фонетической, интонационной (сложный синтаксис второй части “Деревни” и появление восклицаний во второй части “. Вновь. ”), ассоциативной и смысловой.
Фигура эллипса и инверсия в обоих произведениях создают образ нашей многоликой жизни. Особенно часто встречается инверсия во “. Вновь я посетил. ” (“переменился я”, “жил я”, “не слышу я”), которая, чередуясь с обыкновенным порядком слов (“я сиживал”, “я проезжал”), рисует жизнь, ставящую человека в самые различные ситуации.
Если просчитать словарь стихотворений, то можно заметить, что чаще всего употребляются прилагательные-эпитеты (“лесистый” холм, “златые” нивы, “полосатые” нивы, “убогий” невод, “пустынный” уголок, “влажные” берега, “угрюмый” сон), затем существительные и, наконец, глаголы. Во второй части “Деревни”, написанной в традициях XVIII века, эпитеты становятся оценочными (“убийственный” позор, барство “дикое”, “бесплодный” жар).
В первой части стихотворения “Деревня” чувствуется влияние лирики Жуковского, вторая же часть этого произведения — безусловно подражание Ломоносову и Державину. Отсюда использование приемов синекдохи (“покорствуя бичам”), гиперболы (гиперболично все описание), аллегории (“неумолимый владелец”), олицетворения отвлеченных понятий (“Позор”, “Судьба”, “Закон”, “Рабство”, “Заря”. ). Анафора создает решительную интонацию.

И Рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством Свободы просвященной.

Вторая же часть “. Вновь я посетил. ” написана в собственно пушкинских традициях.
Если согласиться, что “существо поэтической техники состоит в периодических возвратах”, то таким повтором в обоих стихотворениях станет мотив перемен. Так, меняется жизнь лирического героя на лоне природы в первой части “Деревни”, жаждет изменений он во второй; стихотворение же “. Вновь я посетил. ” все построено на этом мотиве.
Повторяются тематически и многие метафоры (“уголок земли” — “уголок”, “равнины” — “стелется широко”), создавая при этом таинственное мерцание Смысла.
Итак, можно сделать вывод: меняется не только все мировоззрение Пушкина, но на протяжении этих шестнадцати лет оттачивается и мастерство его как поэта и художника.

4631 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Читайте также:
А. С. Пушкин наш современник: сочинение

Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу “одно сочинение в одну школу”:

/ Сочинения / Пушкин А.С. / Разное / Личное и общественное. Сопоставление стихотворений А. Пушкина «Деревня» и «. Вновь я посетил. »

Смотрите также по разным произведениям Пушкина:

Анализ стихотворения И вновь я посетил А. С. Пушкина

Александр Сергеевич Пушкин.
«Вновь я посетил…»
* * *
. Вновь я посетил
Тот уголок земли, где я провел
Изгнанником два года незаметных.
Уж десять лет ушло с тех пор — и много
Переменилось в жизни для меня,
И сам, покорный общему закону,
Переменился я — но здесь опять
Минувшее меня объемлет живо,
И, кажется, вечор еще бродил
Я в этих рощах.
Вот опальный домик,
Где жил я с бедной нянею моей.
Уже старушки нет — уж за стеною
Не слышу я шагов ее тяжелых,
Ни кропотливого ее дозора.
Вот холм лесистый, над которым часто
Я сиживал недвижим — и глядел
На озеро, воспоминая с грустью
Иные берега, иные волны.
Меж нив златых и пажитей зеленых
Оно, синея, стелется широко;
Через его неведомые воды
Плывет рыбак и тянет за собой
Убогий невод. По брегам отлогим
Рассеяны деревни — там за ними
Скривилась мельница, насилу крылья
Ворочая при ветре.
На границе
Владений дедовских, на месте том,
Где в гору подымается дорога,
Изрытая дождями, три сосны
Стоят — одна поодаль, две другие
Друг к дружке близко, — здесь, когда их мимо
Я проезжал верхом при свете лунном,
Знакомым шумом шорох их вершин
Меня приветствовал. По той дороге
Теперь поехал я и пред собою
Увидел их опять. Они всё те же,
Все тот же их, знакомый уху шорох —
Но около корней их устарелых
(Где некогда все было пусто, голо)
Теперь младая роща разрослась,
Зеленая семья; кусты теснятся
Под сенью их как дети. А вдали
Стоит один угрюмый их товарищ,
Как старый холостяк, и вкруг него
По-прежнему все пусто.
Здравствуй, племя
Младое, незнакомое! не я
Увижу твой могучий поздний возраст,
Когда перерастешь моих знакомцев
И старую главу их заслонишь
От глаз прохожего. Но пусть мой внук
Услышит ваш приветный шум, когда,
С приятельской беседы возвращаясь,
Веселых и приятных мыслей полон,
Пройдет он мимо вас во мраке ночи
И обо мне вспомянет.

Стихотворение «Вновь я посетил…»написано 26 сентября 1835 года в Михайловском, куда Пушкин приехал спустя 8 лет. Последние годы жизни тяжело давались поэту. 1834 год явился переломным годом в жизни Пушкина. Накануне нового года он был пожалован в камер-юнкеры, что оскорбило его, так как такие звания обычно давались юношам. Пушкин же был уже не молод. Обстоятельства его жизни складывались трагично: камер-юнкерство бросало тень на Пушкина. Народный поэт, которым Пушкин себя уже осознал, должен быть чистым и непорочным. Поэту хотелось уединения, тишины для осуществления больших творческих замыслов, но он вынужден был служить, чтобы содержать семью. Его угнетало светское окружение.

В 1834 году произошло событие, необычайно взволновавшее Пушкина: полиция распечатала его письмо жене. Пушкин был возмущен действиями полиции и в особенности тем, что Николай I не посовестился прочитать доставленное ему письмо. Теперь понятие «свобода» наполняется для Пушкина новым содержанием: его не волнует свобода политическая. «Без политической свободы жить – очень можно, без семейственной неприкосновенности… невозможно. Каторга не в пример лучше» – таков итог его размышлений. Свобода теперь понимается как личная духовная независимость.

Пушкин противопоставил мрачным обстоятельствам напор творческой энергии. Жизнь пыталась его сломить, а он преобразовывал ее в своих произведениях в мир, проникнутый драматизмом. Пушкин стремился переделать жизнь, одухотворить ее, но она оставалась косной, холодной и жестокой.

Он пытался найти выход, вновь предпринимал отчаянные попытки вырваться из тесного круга. Современники замечают тяжелое состояние его духа.

Летом 1835 поэту удалось получить отпуск на четыре месяца, и он уехал в Михайловское. Здесь и было создано стихотворение «Вновь я посетил…»

В Михайловском Пушкин вспоминает свое двухлетнее изгнание, няню, которая умерла. Мысль его обратилась к прожитому, которому он подводил итог в глубокой и печальной думе о себе и времени.

Стихотворение «Вновь посетил я…» делится на три части: приезд в Михайловское, описание природы края, обращение к будущим поколениям. Поэт рисует жизнь в ее постоянном изменении. Он обращается к прошлому, ибо настоящее напоминает об ушедших годах, в самом настоящем уже зреют ростки будущего. Вся художественная ткань произведения дает представление о быстротекущем времени, смене преемственности поколений. В стихотворении речь идет о пяти поколениях: внуке «владений дедовских» и его внуке.

Рассмотрим первую часть.
«. Вновь я посетил
Тот уголок земли, где я провел
Изгнанником два года незаметных.
Уж десять лет ушло с тех пор — и много
Переменилось в жизни для меня,
И сам, покорный общему закону,
Переменился я — но здесь опять
Минувшее меня объемлет живо,
И, кажется, вечор еще бродил
Я в этих рощах».

Лирический герой возвращается в то место, где пробыл он в заточении два года. Он говорит о том, что с тех пор прошло десять лет, десять лет прошло после восстания декабристов. В жизни лирического героя много переменилось, переменился и он, покорный общему закону. «Общий закон» – это вечное обновление и торжество жизни. Лирический герой чувствует всю важность и мудрость этого закона. Перемены объясняются возрастом, все же остальное – взгляды, убеждения, отношения к друзьям, к власти – осталось неизменным. В неизменности нравственных и идейных позиций автора убеждают нас последние строки экспозиции:
«И, кажется, вечор еще бродил
Я в этих рощах».
Следующие пятистишье (вторая часть) вводит в содержание тему памяти, ограниченную, связанную с проанализированным выше мотивом.
«Вот опальный домик,
Где жил я с бедной нянею моей.
Уже старушки нет — уж за стеною
Не слышу я шагов ее тяжелых,
Ни кропотливого ее дозора».

Читайте также:
Повести Белкина: сочинение

Лирический герой видит «опальный домик», где он некогда жил с няней, которой уже нет. Лирический герой переживает, так как он любил ее, называет ее ласково – «старушка».

Упоминание «опального домика» и «бедной няни моей» возвращают нас к важнейшим вехам в жизни поэта. Отсюда, из Михайловского, в 1825 году Пушкин решил тайно отправиться в Петербург, предчувствуя назревавшие великие потрясения, и лишь типично русское суеверие (встречи с зайцем и попом) спасло поэта от неминуемой гибели.
Упоминание Арины Родионовны также не случайно. Няня приобщала маленького Пушкина к русскому народному поэтическому творчеству, оказавшее на него огромное влияние.
Далее, уже в третьей части, предстает среднерусский пейзаж, живо напоминающий нам пейзаж «Деревни».
«Вот холм лесистый, над которым часто
Я сиживал недвижим — и глядел
На озеро, воспоминая с грустью
Иные берега, иные волны.
Меж нив златых и пажитей зеленых
Оно, синея, стелется широко;
Через его неведомые воды
Плывет рыбак и тянет за собой
Убогий невод. По брегам отлогим
Рассеяны деревни — там за ними
Скривилась мельница, насилу крылья
Ворочая при ветре.
На границе
Владений дедовских, на месте том,
Где в гору подымается дорога,
Изрытая дождями, три сосны
Стоят — одна поодаль, две другие
Друг к дружке близко, — здесь, когда их мимо
Я проезжал верхом при свете лунном,
Знакомым шумом шорох их вершин
Меня приветствовал. По той дороге
Теперь поехал я и пред собою
Увидел их опять. Они всё те же,
Все тот же их, знакомый уху шорох —
Но около корней их устарелых
(Где некогда все было пусто, голо)
Теперь младая роща разрослась,
Зеленая семья; кусты теснятся
Под сенью их как дети. А вдали
Стоит один угрюмый их товарищ,
Как старый холостяк, и вкруг него
По-прежнему все пусто.
Здравствуй, племя
Младое, незнакомое! не я
Увижу твой могучий поздний возраст,
Когда перерастешь моих знакомцев
И старую главу их заслонишь
От глаз прохожего. Но пусть мой внук
Услышит ваш приветный шум, когда,
С приятельской беседы возвращаясь,
Веселых и приятных мыслей полон,
Пройдет он мимо вас во мраке ночи
И обо мне вспомянет.»

Лирический герой описывает пейзаж и вспоминает все, что с ним было связано в его жизни. Холм лесистый, озера, наблюдая за которым он вспоминал море:

«Вот холм лесистый, над которым часто
Я сиживал недвижим — и глядел
На озеро, воспоминая с грустью
Иные берега, иные волны. »

Лирический герой встречает на своем пути три сосны, которые он видел десять лет назад. Описывает их изменения.

Пушкин убежден, что природа прекрасна и гармонична, так как естественна в своем свободном появлении. Например, строчки об озере:
«Меж нив златых и пажитей зеленых
Оно, синея, стелется широко»
Постоянность, неизменность природы подчеркнуты Пушкиным для того, чтобы напомнить нам, что эти частичка, свидетель прошлого, достойного любви и уважения. Постоянность и неизменность природы Пушкин подчеркивает тем, что говорит о трех соснах, вновь увиденных им.

Также мы видим, что поэт наделяет природу способностью чувствовать, вести диалог, сопереживать людям. Отсюда и прямое обращение к ней:

«Здравствуй, племя
Младое, незнакомое!»

Одухотворяя природное, Пушкин делится с молодыми сосенками своими мыслями о будущем, последней теме анализируемого стихотворения. Предвидение поэта оптимистично: его внук окружен приятелями, и мысли его веселы и приятны.

В стихотворение отражен образ времени. Пушкин описывает то, как все меняется со временем, не меняются лишь идеалы, взгляды, убеждения. Меняется он, его жизнь:

«Уж десять лет ушло с тех пор — и много
Переменилось в жизни для меня,
И сам, покорный общему закону,
Переменился я…»

Меня есть все вокруг – люди умирают, умирает его няня.

«Вот опальный домик,
Где жил я с бедной нянею моей.
Уже старушки нет…»

Когда Пушкин ещё был в Михайловском он часто сидел на берегу озера и вспоминал море. Это так же говорит о том, что это уже прошло, то есть упоминается образ времени.

«Вот холм лесистый, над которым часто
Я сиживал недвижим — и глядел
На озеро, воспоминая с грустью
Иные берега, иные волны. »

Так же Пушкин описывает нам ситуацию, когда он встречает на пути знакомые деревья и видит, что около их корней теснятся новые, молодые кусты.

«Увидел их опять. Они всё те же,
Все тот же их, знакомый уху шорох —
Но около корней их устарелых
(Где некогда все было пусто, голо)
Теперь младая роща разрослась,
Зеленая семья; кусты теснятся
Под сенью их как дети».

Но время меняет не все. И в самом человеке остается что-то прежнее, например, его память, его идеалы, помыслы, убеждения. Об этом свидетельствуют такие строчки:

«…но здесь опять
Минувшее меня объемлет живо,
И, кажется, вечор еще бродил
Я в этих рощах».

Время не меняет природу в корне. Природа остается прежней. Это говорит сходство пейзажа этого стихотворения и стихотворения «Деревня». Также это подтверждают такие строки:

«И, кажется, вечор еще бродил
Я в этих рощах»;

«Вот опальный домик,
Где жил я с бедной нянею моей»;

«Вот холм лесистый, над которым часто
Я сиживал недвижим — и глядел
На озеро, воспоминая с грустью
Иные берега, иные волны. »;

«Стоят — одна поодаль, две другие
Друг к дружке близко, — здесь, когда их мимо
Я проезжал верхом при свете лунном,
Знакомым шумом шорох их вершин
Меня приветствовал. По той дороге
Теперь поехал я и пред собою
Увидел их опять. Они всё те же,
Все тот же их, знакомый уху шорох».

Рассмотрим средства поэтической выразительности.
«. Вновь я посетил
Тот уголок земли, где я провёл»

Читайте также:
Сравнительная характеристика Онегина и Печорина (передовые люди XIX века): сочинение

Отточие перед первой строкой как бы вводит читателя в продолжение каких-то размышлений автора. Уменьшительная форма слова уголок выражает особую близость к этой земле. Слово изгнанником точно характеризует положение ссыльного поэта.
«Уж десять лет ушло с тех пор – и много
Переменилось в жизни для меня,
И сам, покорный общему закону,
Переменился я – но здесь опять
Минувшее меня объемлет живо,
И, кажется, вечор ещё бродил
Я в этих рощах».
Слово ушло говорит о невозвратимости этих лет. Повторение слов переменилось, переменился я с лаконизмом говорит, что жизненные обстоятельства сказываются на судьбе человека, изменяют его физически и духовно. Таковы законы жизни. Это сформулировано в краткой фразе:
«И сам, покорный общему закону,
Переменился я..».
Ёмкий смысл таит и выражение “объемлет живо”. Объемлет – охватывает, переполняет воспоминаниями. Прошлое с такой ощутимой ясностью (живо) предстаёт в памяти поэта, что оно стало явью. Кажется, как будто всё вчера происходило:
«Вот опальный домик,
Где жил я с бедной нянею моей.
Уже старушки нет – уж за стеною
Не слышу я шагов её тяжёлых,
Ни кропотливого её дозора».
Эпитет опальный (находящийся в немилости властей) перекликается по смыслу со словом изгнанник. Сыновним чувством проникнуты строки о няне. Сколько боли в словах “уже старушки нет”! Поэт никогда не услышит “шагов её тяжёлых. ” Определение тяжёлых – это о старушечьей походке, когда требуются усилия для передвижения. Кропотливый – внимательный, терпеливый, заботливый; дозор в контексте – присмотр.
Вслед за воспоминаниями о няне – обращение к природе Михайловского, к которой по-прежнему влечёт поэта.
«Вот холм лесистый, над которым часто
Я сиживал недвижим – и глядел
На озеро, воспоминая с грустью
Иные берега, иные волны.
Меж нив златых и пажитей зелёных
Оно, синея, стелется широко;
Через его неведомые воды
Плывёт рыбак и тянет за собою
Убогий невод. По брегам отлогим
Рассеяны деревни – там за ними
Скривилась мельница, насилу крылья
Ворочая при ветре. »
Недвижим – поглощён думами о прошлом и настоящем. Как много сказано в строках: “. вспоминая с грустью // Иные берега, иные волны. ” Это о южной ссылке, дорогих поэту людях, вблизи от моря, свободной стихии, мощь и красоту которой Пушкин воспел в стихотворении «К морю».
Поэтичны строки:
«Меж нив златых и пажитей зелёных
Оно, синея, стелется широко. »
Здесь и инверсии (нив златых, пажитей зелёных), и аллитерация: синея стелется широко.
Отдельными штрихами поэт воссоздал бедность края: убогий невод рыбака, скривившаяся от времени мельница, которая давно без присмотра хозяина, да и сам домик, где жил и трудился поэт, не похож на барские хоромы.
Особенно дороги поэту три сосны “на границе // Владений дедовских”. Шумом вершин они некогда приветствовали его, проезжающего мимо них. За прошедшие годы произошли разительные перемены:
«. около корней их устарелых
(Где некогда всё было пусто, голо)
Теперь младая роща разрослась,
Зелёная семья; кусты теснятся
Под сенью их, как дети. А вдали
Стоит один угрюмый их товарищ,
Как старый холостяк, и вкруг него
По-прежнему всё пусто».
Природа одухотворена. Молодая поросль сосен названа “зелёной семьёй”, “кусты теснятся // Под сенью” старых деревьев, “как дети”. А вблизи стоящая одинокая сосна уподоблена угрюмому холостяку, лишённому потомства. Вокруг этой сосны – “по-прежнему всё пусто”.
Младая роща – олицетворение вечного обновления природы. И поэт убеждён: будущее за молодым, растущим. И хотя он уже не увидит “могучий поздний возраст” сосен, но внук его услышит их “приветный шум, когда, // С приятельской беседы возвращаясь, // Весёлых и приятных мыслей полон, // Пройдёт он мимо” них.
Сам поэт всегда испытывал эту радость общения с друзьями, когда он обогащал их своими мыслями, да и они в долгу не оставались.
Преемственность поколений, вечное движение и обогащение человеческой мысли – таковы законы бытия. И Пушкин приветствует новые поколения афористичной фразой:
«Здравствуй, племя
Младое, незнакомое!»
Обращение поэта к молодому поколению проникнуто доброжелательностью и верой в его будущее.
В этом стихотворении Пушкин обратился к белому стиху, выдерживая пятистопный ямб размер и мелодию поэтической речи. Его раздумье сохраняет естественность разговорной интонации, которая подчеркивает отсутствие рифмосочетания стихов. Это подтверждает то, что Пушкин решительно отошёл от песенного, романсного стиха, стремясь создать стих смысловой, наиболее точно воспроизводящий мысль.
«Вновь я посетил. » лишено обилия тропов, сложных образов. В нём превалируют слова литературной речи, но автор обращается и к разговорной лексике (вечор, ворочая, сиживал), и к книжным словам (объемлет, сенью, мрак), славянизмам (златых, брегам, главу, младая). И вся эта лексика органически сплавлена в единое целое.
Стихотворение, написанное в тяжелые для Пушкина дни, проникнуто бодростью, верой в разумность жизни, в конечную победу света над мраком. Поэт передал в нем прощальный привет будущим поколениям, завещал им свой исторический оптимизм. Человек в этом стихотворении кровно связан с историей и природой. Лирические переживания слиты с историческими и философскими размышлениями.

Анализ стихотворения А. С. Пушкин «Вновь я посетил»

Стихотворение “Вновь я посетил” А. С. Пушкин написал в 1835 году. В нем он передал свои впечатления от возвращения в село Михайловское. Вам предлагается краткий анализ “Вновь я посетил” по плану. Разбор можно использовать на уроке литературы в 9 классе, когда изучается данное произведение.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Вновь я посетил.
История создания – стихотворение было написано Александром Пушкиным в 1835 году во время его возвращения в Михайловское и встречи с родными местами после долгой разлуки.

Тема – лирический герой возвращается на Родину спустя десять лет, он переосмысливает свое прошлое и настоящее, строит планы на будущее.

Композиция – произведение не делится на части, но по смыслу можно выделить три основные: появление у поэта потребности в переосмыслении жизни, воспоминания и размышления о жизни, ее ходе и неизбежной смене поколений.

Читайте также:
Романтизм в лирике Александра Пушкина: сочинение

Жанр – философская лирика.

Стихотворный размер – стихотворение написано ямбом, рифма не используется.

Метафоры – “Минувшее меня объемлет живо”, “кропотливого ее дозора”, “озеро… синея, стелется широко“, “неведомые воды”, “По брегам отлогим рассеяны деревни”.

Эпитеты – “опальный домик”, “шагов ее тяжелых”, “нив златых”, “приветный шум”, “веселых и приятных мыслей”.

Сравнения – “Кусты теснятся под сенью их как дети”, “Как старый холостяк…”.

Метонимия – “…уголок земли”.

Аллитерация – “Знакомым шумом шорох их вершин”, “знакомый уху шорох”, “Но около корней их устарелых”, “Услышит ваш приветный шум”.

История создания стихотворения А. С. Пушкина

В 1835 году Александр Сергеевич прибыл в Михайловское, то самое село, в котором он проживал ранее и провел два ссыльных года. Приехав в родовое имение, он понимает, что не молод, и часть его жизненного пути позади.

Своеобразные, ностальгические, романтические и грустные чувства «переплетаются» в произведении, при этом у поэта четко прослеживается желание «передать» свое наследие.

Печаль Пушкина объяснима его финансовым положением, наличием долгов, а также положением в обществе.

Отношения с властями не задались, ведь Александр Сергеевич всегда говорил и писал, что думает. Его едкие эпиграммы и высказывания в адрес власти привели к определенным последствиям.

Месть царя была тонкой и ранила поэта глубоко, он посчитал ее оскорблением личности. Император пожаловал Александру Сергеевичу титул камер-юнкера. Оскорбительным было то, что подобного чина удостаивались юноши, а не зрелые мужи.

Стараясь пережить непростое время, справиться с обидами, поэт уезжает в село Михайловское.

Композиция

Одна из особенностей построения стихотворения состоит в том, что оно не поделено на строфы. Но можно условно разделить его на части. В первой поэт осознает, что часть его жизни уже осталась позади, и пришла пора переосмыслить прошлое. Во второй части Пушкин вспоминает места, которые видит теперь перед собой. Многое изменилось с тех пор, когда он был здесь в последний раз: умерла любившая его няня, дом остался пустым, изменился пейзаж.

В третьей части, в описании природы скрывается размышление поэта о постоянном течении времени. Когда-то росло три сосны – а теперь у их подножия выросла целая роща молодых деревьев. Пушкин не увидит, какими они станут высокими, но это сделает его внук: “Веселых и приятных мыслей полон, пройдет он мимо вас во мраке ночи и обо мне вспомянет”. В этом и заключается смысл жизни на земле: одни поколения непременно сменяют другие.

Таким образом, возвращение в Михайловское заставило Пушкина задуматься не только о прошлом, но и попытаться заглянуть в будущее.

Стихотворение «Вновь я посетил» – анализ по плану

Вариант 1

В творчестве Пушкина принято выделять несколько больших тем. Наряду с пейзажной лирикой, любовной лирикой, гражданской лирикой, традиционно выделяют и философскую лирику. К ней относятся стихотворения, в которых поэт излагает свой взгляд на природу мироздания, на место человека в нем.

Одним из произведений, относящихся к философской лирике, является стихотворение “…Вновь я посетил…”.

По форме данное стихотворение – элегия. Это традиционный жанр романтической поэзии, грустное размышление поэта о жизни, судьбе, своем месте в мире. Тем не менее Пушкин наполняет традиционную романтическую форму совершенно иным содержанием.

Тематически стихотворение посвящено возвращению Пушкина в Михайловское. В первых строках поэт приветствует “уголок земли”, где ему пришлось провести “изгнанником два года незаметных”. Через десять лет, во многом переменившись внутренне, он возвращается в знакомые места. Поэт отмечает, что в его отсутствие тут почти все осталось по-прежнему. Хотя Пушкин и называет проведенные в изгнании годы “незаметными”, оказывается, что более того мельчайшие детали картин окружающей природы врезались ему в память.

Композиционно стихотворение делится на три части. В первой поэт видит “опальный домик”, где он жил с няней, своей верной спутницей с рождения. Во второй его поэтическому взору предстает озеро, напоминающее ему “иные берега, иные волны”, его юношеские мечты. В третьей поэт любуется “тремя соснами” на возвышенности, мимо которых он прежде часто скакал верхом. Эти три образа – символы детства, юности и зрелости поэта. На всем кругом Пушкин замечает признаки запустения, увядания, печать старения и смерти: няни уже нет в живых, рыбак, плывучий по озеру, тянет за собой “убогий невод”, мельница “насилу ворочает крыльями”.

Однако поэт не видит в этих изменениях ничего трагичного, не предъявляет претензий к миру и природе и никого не обвиняет. В этом его коренное отличие от романтиков. По Пушкину, старость так же естественна и прекрасна, поскольку совместно с ней к человеку приходит мудрость. Умудренный опытом, человек способен объективно оценивать все происходящее кругом, как делает это лирический герой стихотворения.

Его воспоминания о прошлом светлы, отношение к будущему спокойно. Рядом с парой сосен он видит молодые деревца, которых не было тут раньше. Пушкин сравнивает их с детьми и радостно приветствует. Образ дерева, печально стоящего в стороне от шумной, веселой, многочисленной семьи, говорит о том, что поэт аллегорической форме сожалеет о тех, кто одинок в мире людей.

Если у поэтов – романтиков одиночество считалось естественным состоянием исключительной личности, противопоставляющей себя миру и обществу, то пустота кругом “угрюмого” “старого холостяка”, по мысли Пушкина, — свидетельство неправильности прожитой одинокой жизни. Образ “племени младого, незнакомого”, пришедшего на смену старому поколению, не вызывает у поэта ни отторжения, ни раздражения. Он принимает молодых как равных, признает за новым поколением право быть лучше, чем их “отцы”. Пушкин не жалеет о том, что ему не суждено будет увидеть далекое будущее. В финале стихотворения появляется символический образ внука поэта, который сделает это за него. Пушкин как должное принимает вечное течение, непрерывность жизни, приветствует естественную связь между поколениями.

Для придания большей выразительности языку, Пушкин использует такие выразительные средства как метафоры (“опальный домик”), сравнения (“угрюмый их товарищ, как старый холостяк”), эпитеты (“нивы златые”), олицетворения (“минувшее меня объемлет живо”).

Читайте также:
«Истинная любовь очищает и возвышает всякого человека совершенно преобразуя его»: сочинение

Итак, основной смысл стихотворения, его гуманистический пафос состоят в том, что автор приемлет естественные законы бытия и благословляет природу, являющуюся для него воплощением вечного течения жизни, неподвластного человека. Рождение, ребячество, молодость, зрелость, старость и смерть воспринимают поэтом как естественные, ниспосланные более вещи, а человек – как часть мудрой и справедливой природы.

Вариант 2

В творчестве А. С. Пушкина нашли свое отражение все литературные жанры и направления. Среди поэм, сказок, романов и повестей достойное место занимают так называемые стихи — послания, обращенные к будущим поколениям.

К их числу относится и стихотворение «Вновь я посетил…». Оно было написано автором осенью 1835 года, при посещении им села Михайловское, после длительного перерыва. Для России это было время царствования Николая I, разрешившего Пушкину жить в Москве после ссылки. Начало тридцатых знаменуется значительной творческой активностью Пушкина.

Его писательский и поэтический гений в тот период достигли подлинной зрелости и мудрости. Наряду с большими историческими произведениями, Пушкин создает тихие стихи, небольшие размышления, поэтические послания потомкам.

Посещая семейное имение Тригорское, Пушкин останавливается и в Михайловском и находит там все прежним, кроме смерти старой няни и выросшей молодой поросли возле старых знакомых сосен. В письме к жене Пушкин пишет, что ему «досадно смотреть на эту молодую сосновую семью, как досадно видеть молодых кавалергардов на балах, на которых он сам уже не пляшет».

В начале стихотворения ясно угадывается грусть о былом, о безвозвратно ушедших днях молодости. Но по ходу повествования грусть рассеивается и уступает место светлым чувствам, связанным с приходом нового поколения, с зарождением молодой жизни. По-моему, основной идеей стихотворения можно назвать слова автора «Здравствуй, племя младое, незнакомое!» — как символ передачи молодому поколению наследия отцов, надежду на достойное продолжение жизни.

По содержанию стихотворение можно разделит на три части. В первой автор повествует о себе, упоминает о своей ссылке в Михайловское,

«…где я провел изгнанником два года незаметных».

С момента его ссылки прошло десять лет, и за эти годы автор сильно переменился:

«И сам, покорный общему закону, переменился я…»

Можно догадаться, что с годами Пушкин «сделался иным».

Вторая часть стихотворения посвящена изображению дорогого сердцу уголка, описанию природы, воспоминаниям о прошедшей молодости:

«Вот опальный домик,

Где жил я с бедной нянею моей.

Вот холм лесистый, над которым часто

Я сиживал недвижим — и глядел

На озеро, воспоминая с грустью

Иные берега, иные волны…»

И третья, финальная часть, в которой поэт приветствует новую молодую жизнь, как символ нового поколения.

При этом изображенные автором «опальный домик», «лесистый холм»,“три сосны” являются символическими образами, переносящими нас в былые времена. И вот рядом с ними появляются образы нового поколения:

«…младая роща разрослась,

Зеленая семья, кусты теснятся

Под сенью их как дети».

Очень просто и верно изобразил Пушкин в своем стихотворении воспоминания о былых, безвозвратно ушедших днях, прошедшей молодости, неизбежную смену поколений и принятие другой молодой жизни.

Его напутственные строки «Здравствуй, племя младое, незнакомое!» стоят в начале начал каждого поколения.

Вариант 3

Стихотворение можно разделить на три части. Первая – это ностальгия, грусть, раздумья и сожаления о прошедшем. Пушкин вспоминает свою двухлетнюю ссылку, перемены, которые произошли в его жизни с тех пор. Его охватывает печаль. Он думает детстве, о няне, которой давно уж нет. Вторая часть произведения описывает читателю всё, что видит лирический герой, сливающийся с самим Пушкиным, о чем он размышляет.

Автор смотрит на родные, до боли знакомые места: холма, озера, нивы, деревни – слышит шум старых деревьев и осознает, что не всё осталось прежним. Третья часть – это обращение к потомкам, будущим поколениям. Пушкин как будто чувствует близкую смерть, которая настигает его в 1837 году, и понимает, что скоро его не станет, но «опальный домик», «холм лесистый», «дорога, изрытая дождями» и три сосны останутся, их увидят его дети и внуки. Создается ощущение, что поэт прощается с родными краями.

Для того, чтобы читатели могли представить природу села, А.С. Пушкин использует многочисленные выразительные средства. Произведение наполнено эпитетами («тяжелые шаги», «злачные нивы», «приветливый шум»), сравнениями («как старый холостяк»), олицетворением («скривилась мельница», «кусты теснятся»). Несколько раз используется инверсия («бродил я в этих рощах», «по той дороге теперь поехал я…») Меня это стихотворение очень тронуло. Казалось, что я проживаю те же чувства, что и сам Пушкин.

Перечитывая несколько раз произведение «Вновь я посетил…» я находила какие-то новые глубокие мысли между строк. Это стихотворение оставляет легкий осадок на душе, будто задевает что-то внутри, заставляет сердце отозваться на переживания автора.

Средства выразительности

Стихотворение изобилует различными художественными средствами, умело, красиво примененными поэтом. Среди них встречается много метафор: “Минувшее меня объемлет живо”, “кропотливого ее дозора”, “озеро… синея, стелется широко”, “неведомые воды”, “По брегам отлогим рассеяны деревни”, “Зеленая семья”, “угрюмый их товарищ”, “могучий поздний возраст”.

Также в тексте присутствуют и метонимия: “уголок земли”, и эпитеты: “опальный домик”, “шагов ее тяжелых”, “нив златых”, “приветный шум”, “веселых и приятных мыслей”, и олицетворения: “Скривилась мельница, насилу крылья “, “…в гору подымается дорога, изрытая дождями”, “…кусты теснятся”, и сравнения: “Кусты теснятся под сенью их как дети”, “старый холостяк…”.

Для передачи звуков Пушкин пользуется таким средством, как аллитерация. Например, для создания эффекта шуршания листвы повторяются звуки “ш” и “х”: “Знакомым шумом шорох их вершин”, “знакомый уху шорох”, “Но около корней их устарелых”, “Услышит ваш приветный шум”.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: