Вольтер писатель рационалистического типа: сочинение

«Вольтер писатель рационалистического типа»

Вольтер-просветитель раскрывает прежде всего идейную борьбу эпохи, столкновение противоположных мировоззрений. Поэтому и человек им характеризуется главным образом со стороны его сознания Герои у Вольтера представляют не отдельные классы, а различные ступени духовной истории человечества. В его творчестве сталкиваются не столько характеры, сколько идеи. Побеждает, как правило, тот, кто представляет более высокий этап в духовной жизни общества!

Выдвижение перед литературой пропагандистских задач, выключение человека из социальной среды чрезвычайно сближает Вольтера с классицистами. Не только его трагедии, но и большинство философских повестей весьма близки по типу творчества к классицизму. Они обладают специфической художественной структурой, у них свой классицистский тип конфликта, сюжета, свой классицистский принцип построения образа, отражающий характер художественного мышления автора.

Вольтер сугубо по просветительски подходит к созданию образа. Он не дает развернутых психологических характеристик своим героям, обычно не раскрывает их естественных склонностей и побуждений. Для него важнее показать их способность управлять своими чувствами. Характеризуя, например, Задига, Вольтер считает нужным прежде всего подчеркнуть, что тот обладает «светлым и точным умом и благородным характером», умейием сдерживать свои страсти, уважать человеческие слабости. Задиг — комплекс просветительских добродетелей, у него нет ни одной отрицательной черты. Во всех испытаниях проверяется на «прочность» лишь его интеллект. Однако интеллектуальность вольтеровского героя способствовала расширению рамок социального обличения.

Вольтер раскрывает человека главным образом в мире идей. Весьма рационалистически обобщенно в его повестях изображается среда. Быт как таковой по существу исключен из повествования. Произведения Вольтера в отличие от романов Лесажа или английских просветителей (Фильдинг, Смоллет и др.) бедны бытовыми подробностями. Его герои, как правило, не пьют, не едят, а если собираются за столом, то для того, чтобы пофилософствовать. В «За-диге» есть глава «Ужин», но она вся заполнена философскими спорами, и спорщики расходятся, так и не утолив голода.

Аналогично прошел ужин Кандида с шестью королями-неудачниками. За ним также вместо обычных явств подавались разные идеи, приправленные вольтеровским остроумием. Вольтер не дает детализированного портрета своих персонажей. О Кандиде и Простодушном сказано, что они высоки ростом, сильны. Задиг красив и только. Ничего не говорится о цвете его глаз и волос, о выражении лица и т. д. В философских повестях Вольтера нет пейзажа, да он и не нужен, поскольку человек в них характеризуется со стороны разума, а не чувства. Кандид и его слуга Какамбо побывали в пампасах Аргентины, в тропических лесах Парагвая и Перу, но у Вольтера нет описания этих экзотических стран, его интересуют и тут вопросы сугубо идейного плана («неразумие» индейцев-орельонов, общественно-политическое устройство Эльдорадо и др.).

В целом герои Вольтера недостаточно индивидуализированы, им недостает психологической глубины, социальной и бытовой конкретности. На все свои невзгоды они скорее реагируют умом, нежели сердцем. Даже в момент смертельной опасности Задиг не склонен переживать. Трагичность положения не вызывает соответствующей реакции в его сознании. В трагических ситуациях Задиг чаще всего ограничивается заявлениями рационалистического характера: «Что за счастье! Меня все преследует в этом мире, даже то, что не существует». Также чаще всего воспринимает горести Кандид. Живого человека Вольтер нередко заменяет резонером.

Недостаточная индивидуализированность, «очеловеченность» героев философских повестей — источник их холодности, т. е. недостаточного эмоционального воздействия на читателя. «Их можно, — справедливо пишет Андре Моруа, — истязать, жечь, и ни автор, ни читатель не испытают чувства подлинного волнения. Даже рыдания прекрасной Сент-Ив, умирающей от отчаяния, не исторгают ни у кого слез. Все эти повести Вольтера. рассказывают о катастрофах — но с точки зрения «рацио», — а их «темп» настолько быстр, что не успеешь даже погоревать».

В «Задиге», «Кандиде», «Простодушном» главное не характеры, а обстоятельства. Вольтер сосредоточивает основное внимание на абсурдности феодально-монархического мира. Это задание определяет специфику его произведений. Философские повести представляют ряд сменяющих друг друга картин, некоторые из ^них напоминают маленькие самостоятельные новеллы. Такое построение позволяет автору дать широкую панораму действительности. События сменяются быстро, как в калейдоскопе. Однако в этом круговороте жизни герои по существу не меняются, они остаются верны себе, своим принципам поведения. Внешние обстоятельства не влияют сколь-либо заметно на их убеждения. Задиг, Кандид, Простодушный от начала до конца сохраняют свою «разумность», положительность.

В реалистическом романе XVIII в. герои находятся в тесной связи с окружающей их социальной средой. Они непрерывно изменяются, способствуя тем самым развитию действия. Их роль в развертывании сюжета весьма велика. Лесаж, Фильдинг и другие обнаруживали в характере своих действующих лиц импульсы, питающие интригу произведения. В их романах персонажи постоянно попадали под власть неблагоприятных жизненных обстоятельств, общество их нравственно развращало, калечило. Они совершали ошибки, иногда даже неблаговидные поступки, но авторы постепенно выводили их на стезю добродетели. В финале произведения — это люди, осознавшие пагубность своих корыстолюбивых стремлений. В просветительском реалистическом романе действительность была представлена широко, но главное внимание здесь все же уделялось человеческому характеру, его формированию и развитию.

Не так в повести Вольтера. Задиг входит в повествование уже сложившимся человеком, с устойчивыми просветительскими убеждениями. Достаточно сформированы и взгляды Кандида перед его изгнанием из замка. Устойчив в своих воззрениях Простодушный. Правда, в процессе соприкосновения с действительностью его кругозор расширяется, но принципы его поведения, за исключением неожиданного превращения после смерти Сент-Ив, остаются неизменными.

Герои Вольтера положительны. Но они часто оказываются в трагических ситуациях. Несчастья не являются следствием их недостатков, напротив, они — результат их положительных качеств (доброты и т. п.). Задиг неповинен в том, что его предали суду из-за пропажи королевской болонки и лошади. Не по своей воле он бежит из Вавилона и становится рабом. В романе Лесажа герой страдал главным образом по своей вине. Вольтер углубляет критику действительности. Его нравственно совершенные персонажи страдают из-за несовершенства мира. Внимание Вольтера приковывает не характер человека, а обстоятельства его жизни.

Читайте также:
Франсуа-Мари Аруэ Вольтер: сочинение

В реалистическом романе XVIII в. события развивались интенсивно, их двигали сами герои, совершавшие под влиянием среды те или иные проступки. В повести Вольтера действующие лица внутренне статичны. В связи с этим огромную роль в их жизни играет случай. Они случайно оказываются втянутыми в неприятные для себя истории. Кандид случайно встретился с болгарскими вербовщиками, он случайно встречает в Голландии, а затем на галерах Панглосса и т. п. Но за всеми этими случайностями просматривается известная закономерность. Нагнетая, казалось бы, случайные приключения своих героев, Вольтер тем самым внушает читателям свою излюбленную мысль о бесприютности и беззащитности человека в условиях феодального общества, о его бессилии жить стабильно. Жизнь бросает его из сторрны в сторону, не считаясь с его желаниями, «свободной

В реалистическом романе XVIII в. герой проходил школу морального воспитания, с чем многие просветители связывали надежды на будущее. У Вольтера несколько иная программа. Достижение «царства разума» он связывает не столько с моральным «обновлением» личности, сколько с изменением условий ее существования. Недаром Задиг занимает королевский престол и, став у власти, начинает большую преобразовательскую деятельность.

Таково идейное и художественное своеобразие философских повестей Вольтера и их место в просветительской литературе эпохи Просвещения. Все сказанное дает достаточное основание видеть в Вольтере писателя классицистского типа творчества. Его герои по существу разомкнуты со средой, они однолинейны, лишены внутренних противоречий, являются олицетворением той или иной идеи. Приверженность Вольтера к классицизму дает себя знать в заданности конфликта, сюжетных линий, в условности языка. Все действующие лица не только трагедий, но и повестей говорят языком самого автора, речь их не индивидуализирована.

Вольтер — писатель рационалистического типа. Он часто заостряет ситуации, нарушает естественные пропорции действительности. Однако вольтеровская субъективность лишена субъективистского произвола. Она плод передового просветительского мировоззрения, результат глубокого изучения общества.Она не уводит писателя от жизни, а позволяет ему в заостренной сатирической форме раскрыть ее существенные черты. В целом Вольтер, автор трагедий и большинства философских повестей, по своему методу — классицист просветительского направления. В его творчестве последних лет очень заметны реалистические тенденции, стремление при создании образа идти не только от идеи, но и от конкретных жизненных наблюдений. Весьма показательна в данном плане повесть «Простодушный». Основная коллизия зДесь та же, что в «Задиге» и «Кандиде» — столкновение морально неиспорченного человека с жестоким миром. Главный герой встречается не с условными фигурами, а с вполне реальными людьми. Сент-Ив, аббат, иезуит, Сен-Пуанж и другие—не иллюстрации к тому или иному авторскому тезису, а конкретные лица, представляющие определенные слои французского общества. Правда, известный схематизм в. них еще ощущается, поскольку они действуют в заданных ситуациях, но в них налицо уже социальная определенность, чего не было в Панглоссе, в Мартэне, Кунигунде и в других героях «Кандида». О «Простодушном» можно говорить уже как о произведении просветительского реализма.

Интерес философских повестей зиждется не только на их содержании, но и на их стиле. Вольтер — блестящий стилист. Он мастерски ведет рассказ, умеет держать читателя в напряжении, ослепляет его блеском своего остроумия. Стилевые особенности философских повестей связаны прежде всего с сатирической направленностью таланта их автора. Чтобы усилить впечатление, Вольтер широко использует гротеск, гиперболу и другие формы художественной условности.

Писатель не сковывает себя необходимостью быть достоверным и абсолютно правдоподобным. Напротив, он охотно использует условные приемы, фантастику. Тем самым Вольтер стремится подчеркнуть анормальность, фантастичность изображаемого, его абсурдность, где человек на каждом шагу сталкивается с явлениями фантастическими по своей глупости. Фантастическое в творчестве Вольтера имеет вполне реальную основу.

Его философские повести во многом идут от свифтовского «Гулливера». У Свифта Вольтер перенял вкус к причудливой фантазии, к странствованиям, манеру излагать небывалые происшествия как имевшие место в реальности. Вольтер испытал также влияние арабских сказок из сборника «Тысяча и одна ночь», который в начале XVIII в. (1707—1717) был как раз переведен на французский язык Галаном. Восточная литература привлекла Вольтера обилием фантастического элемента, дававшего ему возможность, нарушая правдоподобие, более свободно выражать свои идеи.

Вольтер

Вольтер (1694-1778) был одним из первых идейных вдохновителей Просвещения и его выдающимся деятелем. Он являлся крупным литератором своего времени, перу которого принадлежали 28 трагедий («Цезарь», «Эдип», «Брут», «Меропа», «Семирамида», «Танкред» и др.), эпопеи («Генриада», «Поэма о битве при Фонтенуа», «Орлеанская девственница» и др.), философские романы («Кандид», «Задиг, или Судьба», «Сказание о вавилонской принцессе» и др.), философско-эстетические статьи в «Философском словаре». Все свои работы Вольтер использует для выражения глубоких философских идей – этических, социально-политических, эстетических, выступая борцом против догматизма и схоластики, феодального абсолютизма и свойственной католицизму религиозной нетерпимости. Он рассматривает литературу как великую идейную силу, как площадку для пропаганды толерантности, свободолюбия, гражданских прав, гуманизма.

Эстетические взгляды Вольтера характеризуются приверженностью канонам классицизма, что особенно заметно в его трагедиях, для которых бесспорными образцами являлись трагедии Корнеля и Расина. Классицистские каноны казались Вольтеру достаточно совершенными, и он стремился им следовать, за что его нередко упрекали в отсутствии необходимого радикализма взглядов. Именно поэтому французский просветитель не понимал и не принимал творчество Шекспира, обвиняя последнего в незнании элементарных правил создания трагедий.

Однако Вольтер, выступая в предисловиях к своим произведениям в качестве сторонника классицизма, в самих произведениях нередко отступал от строгих классицистских канонов, оказываясь под влиянием своего времени и тех просветительских задач, которые оно ставило перед мыслителями. Он нередко отходит от жесткого рационализма Корнеля и Расина, добавляя чувственности, романтичности и эмоциональности в свои произведения, что заметно, например, в таких трагедиях как «Заира» и «Танкред». Среди персонажей произведений Вольтера не только античные правители и герои (Эдип, Цезарь, Брут и др.), но и китайские, месопотамские, скифские герои. Более того, в свои произведения он вводит персонажи их простонародья, считая, что моральные наставления из уст таких героев будут гораздо более действенными, чем наставления из уст давно умерших царей и мифических героев. Как пишет Вольтер, «такие герои, стоящие ближе других к природе, говорящие простым языком, произведут более сильное впечатление и скорее достигнут цели, чем влюблённые принцы и мучимые страстью принцессы. Достаточно театры гремели трагическими приключениями, возможными только среди монархов и совершенно бесполезными для остальных людей». Таких героев изображал и сам Вольтер, начиная с трагедии «Танкред».

Читайте также:
Франсуа-Мари Аруэ Вольтер: сочинение

Буржуазная эпоха в корне изменила изначально, казалось бы, прочную классицистскую позицию французского просветителя, ставшего в конечном итоге проповедником драмы для всех слоев и всех сословий. Это в полной мере проявилось в «Шотландке», «Праве сеньора», «Расточителе» и других произведениях Вольтера. Грекоримских мифологических героев у него все более заменяют исторические персонажи и простые люди разных эпох, античных богов – аллегорические фигуры любви, ненависти, ревности, судьбы.

Вольтер выступал за зрелищный театр, в котором подлинны страсти и переживания, в котором персонажи говорят естественным языком, понятным простым людям. Главный недостаток предшествующей драматургии XVII века Вольтер видел в отсутствии зрелищности, в неестественности изображаемых аффектов, в неспособности серьезно взволновать зрителя. Как он писал, такая драматургия трогает, но не потрясает, вызывает волнение, но не подлинный трагический ужас. «Сердце человеческое жаждет волнений: хочется видеть, как мать с распущенными волосами, со смертельным ужасом во взоре, готовая разрыдаться, устремляется к настигнутому бедой сыну; притягивает к себе проявления силы, занесенные над кем-либо кинжалы, ошеломляющие перемены, роковые страсти, преступления и угрызения совести, за ними следующие» [1] . Поэтический язык должен возвышать душу, но не приводить к ущербу естественности и правдивости. Подлинные страсти должны передаваться не длинными тирадами, но одним жестом, стоном, воплем. Не случайно Вольтер сравнивал трагедию с «движущейся живописью, одушевленной картиной», требуя от театрального действия предельной подлинности. Тем самым французский мыслитель выступил за единство рационального и чувственного начал. Как считал Вольтер, ему самому удавалось создавать такие трагедии. В письме к д’Аржанталю 4 июня 1767 г. он писал: «Я имею несчастье любить «Скифов» больше всех моих трагедий. они полны стихов самых естественных, которые близки и понятны каждому, так как могут быть отнесены к условиям жизни всякого человека – так же, как и сама пьеса».

Несколько отступил Вольтер и от запрета смешивать различные жанры – трагический и комический – в одном произведении. Он допускал возможность их взаимосвязи в рамках высокой комедии, в которой могут присутствовать элементы трагического. Тем самым Вольтер, под влиянием потребностей и эстетических вкусов «третьего сословия», наметил постепенный переход от драмы эпохи классицизма к новой драме.

Однако, что бы там ни говорил сам Вольтер, в своем литературном творчестве ему далеко не всегда удавалось удержаться на высоте им же самим выдвинутых принципов. В его произведениях художественный образ зачастую воспроизводит не конкретного, социально и исторически обусловленного индивида, а некоторую абстрактную модель совершенной моральной личности. Персонаж для Вольтера – это, скорее, схема нравственного поведения. Поэтому в своих трагедиях он нарисовал не вполне естественный мир с преувеличенными страстями, обобщенными образами, более благородными и возвышенными чувствами, чем это имеет место быть в реальной действительности. Стремление Вольтера использовать литературу в качестве средства морального воспитания людей привело в конечном итоге к тому, что он существенно преобразовал само понимание задач поэзии и ее жанров. Если его ранние произведения можно охарактеризовать как героические эпопеи, то впоследствии он все более переходит к эпопеям дидактическим, к своеобразным рассуждениям в стихах, для которых основная цель

вовсе не действие и чувство, а нравственное наставление, выраженное в стихотворной форме. В двух же последних трагедиях («Ирина» и «Агафокл») Вольтер и вовсе возвращается к художественным принципам классицизма.

Конечно, Вольтер не был первым, кто заговорил об утилитарном значении поэзии. Как и в случае с архитектурой, здесь уместно вспомнить древних римлян, которые в поэзии ценили не в последнюю очередь ее воспитательное значение. Так, например, древнеримский поэт Гораций указывал, что истинный поэт – это дидактик, учитель, советчик:

Нежных ребяческих уст лепетанье поэт исправляет, Слух благовременно им от речей отвращает бесстыдных; После же дух воспитает им дружеским он наставленьем, Душу исправит, избавив от зависти, гнева, упрямства; Доблести славит дела и благими примерами учит Годы грядущие он; и больных утешает и бедных 1 .

Стихи приобретали в Древнем Риме так же, как и у Вольтера, характер воспитательного средства, и стали считаться более действенными, чем обычные моральные сентенции, ведь «если в дело вступает размер, если благородный смысл закреплен его стопами, то же самое изречение вонзается, словно брошенное с размаху копье» [2] . В Древнем Риме же были созданы и совершенно отличные от древнегреческих дидактические стихотворные трагедии, автором которых был философ Сенека («Эдип», «Геркулес Этейский», «Геркулес в безумье» и др.). Ярко выраженная дидактика трагедий и эпопей Вольтера оказывается созвучной назидательному пафосу трагедий Сенеки. Тем самым Вольтер словно возвращает нас к дидактико-поэтической традиции Древнего Рима.

Вольтер не уделяет большого внимания определению и тщательной разработке эстетических понятий, хотя ему принадлежат статьи на собственно эстетические темы в «Философском словаре» (например, «Прекрасное», «Вкус»). Он, скорее, стоит на позициях практического просветительства: не утруждая читателей сложными и не всегда понятными определениями, в которых способны запутаться и сами философы, Вольтер стремится к воспитанию хорошего вкуса и чувства прекрасного. Воспитание эстетического вкуса как

Читайте также:
Франсуа-Мари Аруэ Вольтер: сочинение

«чувствительности к прекрасному и уродливому в искусстве» , в котором есть истинная красота, должно быть основной задачей самого искусства и, в первую очередь, театрального искусства как доступного широким слоям населения и способного воспитывать в людях общительность. Нужно научить людей предпочитать простое и естественное жеманному, напыщенному, кокетливому, исключив пагубное влияние на людей несправедливых социальных условий, церковного авторитета, неразвитых и далеких от совершенства художественных образцов. И, конечно, необходимо развивать рациональные задатки человека, его ум и здравомыслие, без которых невозможно противостоять извращенному эстетическому вкусу современной Вольтеру эпохи. Современность хотя и лишена хорошего вкуса, просвещением, воспитанием, преобразованием всего строя жизни народа это положение можно исправить, и это -важнейший вывод Вольтера. Искусство понимается им именно как средство воспитания народа в самом широком смысле слова.

Вольтер своими работами оказал существенное влияние как на французских философов и деятелей искусства эпохи Просвещения, так и на немецких и русских мыслителей.

Вольтер — великий насмешник эпохи Просвещения

Книги Вольтера, написанные в 18-м веке, стали классикой французской философии. За их выкуп боролась Екатерина II.

Сатира — оружие молодого Вольтера

21 ноября 1694 года в Париже родился Франсуа-Мари Аруэ. В историю ему было суждено войти под псевдонимом Вольтер.

Рос мальчик в большой семье, у него было несколько братьев и сестёр. Мать будущего литератора умерла, когда Франсуа был ещё ребёнком. Его отец работал в парижском суде и старался обеспечить всем своих детей, уделял огромное внимание их образованию.

Сначала Франсуа учился в колледже в столице Франции, а после его окончания благодаря советам отца-юриста поступил в Школу права. Однако юноша был далёк от изучения юридических дисциплин. Ещё до поступления в Школу права он увлёкся написанием стихотворений, а с возрастом, познакомившись с французскими аристократами начала XVIII столетия, Аруэ вступил в литературный кружок.

В произведениях собственного сочинения начинающий писатель любил в ироничной форме поднимать на смех остросоциальные явления, устои современного ему общества. За сатирические тексты в адрес регента Филиппа II Орлеанского Франсуа понёс наказание: молодой человек провёл около года в Бастилии. За стихи, в которых высмеивались нравы дворян, литератора избивали. В заточении писатель продолжал работу над своими произведениями. Тюрьме не удалось сломить Франсуа, он продолжал гнуть свою линию, экспериментируя над жанрами художественных текстов.

В 1718 году под авторством Аруэ вышло несколько пьес, поставленных в театре в Париже. Драматические произведения имели огромный успех у французской публики. Именно в этот момент Франсуа впервые назвал себя Вольтером.

Философия Вольтера — предтеча Великой французской революции

В 20-ые годы XVIII века Вольтер стал популярен во всей Франции. Его эпическая поэма «Генриада», посвящённая французскому королю Генриху IV, покорила публику своим стилем и моралью, направленной против насилия в целом и Религиозных войн в частности.

Вместе с ростом поклонников творчества Вольтера увеличивалось и количество недоброжелателей французского писателя. Однажды литератор столкнулся с дворянином из рода де Роганов. Аристократа задевали сатирические стихи Вольтера, де Роган открыто говорил, что писатель стесняется своего недворянского происхождения, из-за чего и прячется за псевдонимом. Дворянин даже один раз приказал своим подчинённым избить Вольтера. Вольтер не стал терпеть подобное отношение к себе, он, не боясь смерти, вызвал де Рогана на дуэль. Однако, не желая рисковать своей жизнью, де Роган воспользовался связями, после чего Вольтера вновь отправили в Бастилию. К счастью, в тюрьме писателя не пытали, а выпущен он был через пару недель.

Но освободили Вольтера с одним условием: ему временно запрещалось жить на территории Парижа. Вольтер отправился на несколько лет в Англию. Живя на чужбине, Вольтер углубился в изучение политических течений, а также начал создавать свои философские концепции. Мысли Вольтера вошли в сборник «Философские письма». Эта книга, выпущенная уже во Франции, разделила общество на две части: одни хвалили Вольтера за смелость мысли, проявленную в открытой общественной сатире; другие же принялись осуждать автора. Вскоре книгу запретили, а Вольтер в очередной раз оказался в тюрьме. Несмотря на разные оценки мыслей Вольтера, в историю он вошёл однозначно как одна из главных интеллектуальных фигур эпохи Просвещения. А за подобные мысли — «Короли знают о делах своих министров не больше, чем рогоносцы о делах своих жен» — Вольтера уже после смерти неоднократно называли одним из главных предвестников Великой французской революции.

Вольтер. Источник: wikipedia.org

После освобождения из Бастилии Вольтер активно работал над созданием произведений разных жанров, популярность не покидала французского писателя. Вольтер получил звание историографа и придворного поэта, а позже его сделали членом Французской академии наук. Любопытно, что через пару лет француз стал почётным членом Петербургской академии наук в Российской империи.

Но после ссор с двором короля Людовика XV Вольтер уехал жить в Берлин. Кстати, в немецкий город сатирик отправился не просто по личному желанию, а по приглашению Фридриха II. Однако вскоре Вольтер поссорился с королём Пруссии и переехал в Швейцарию. Там французский литератор продолжал творить, создал ряд философских трактатов, написал несколько исторических работ, одна из которых — «История России при Петре Великом» — посвящена изучению пути развития России. Жил Вольтер богато: его книги имели огромный спрос, поэтому издатели щедро платили писателю за тексты.

В начале 1778-го Вольтер вернулся на родину, где его встретила толпа единомышленников. Сатирика сразу же снова приняли во Французскую академию наук, театры ставили спектакли по его пьесам.

В мае того же года Вольтер умер. Он стал одной из центральных фигур философии эпохи Просвещения, а систему его мировоззрения, названную вольтерьянством, ещё долгие годы использовали для осмысления религиозных и социальных вопросов.

Читайте также:
Франсуа-Мари Аруэ Вольтер: сочинение

Доклад на тему «Вольтер (Писатель и философ-просветитель, деист.)»

Настоящее имя Франсуа Мари Аруэ, франц. писатель и философ-просветитель, деист. Лирика молодого Вольтера проникнута эпикурейскими мотивами, содержит выпады против абсолютизма. Сыграл значительную роль в идейной подготовке Франц. рев-ции кон. 18 в. С именем Вольтера связано распространение в России т.н. вольтерьянства (дух религи свободомыслия, пафос ниспровержения авторитетов).

(1694 — 30 мая 1778)

Настоящее имя Франсуа Мари Аруэ, франц. писатель и философ-просветитель, деист. Лирика молодого Вольтера проникнута эпикурейскими мотивами, содержит выпады против абсолютизма. Сыграл значительную роль в идейной подготовке Франц. рев-ции кон. 18 в. С именем Вольтера связано распространение в России т.н. вольтерьянства (дух религи свободомыслия, пафос ниспровержения авторитетов).

Франсуа Мари Аруэ — более известный под псевдонимом Вольтер — был ведущей фигурой французского Просвещения. Поэт, драматург, эссеист, романист, автор коротких рассказов, историк и философ, Вольтер был апостолом свободомыслящего либерализма.

Родился Вольтер в 1694 году в Париже. По происхождению относился к среднему классу. Отец Вольтера был юристом. В молодости Вольтер поступил в коллеж иезуитов Луи-ле-Гранд в Париже, потом некоторое время изучал законодательство, но бросил это занятие. Вскоре он завоевал в Париже репутацию очень остроумного парня, автора тонких шуток и сатирических стишков. При старом режиме во Франции подобное умничанье могло оказаться опасным, и в результате за некоторые политические стишки Вольтера арестовали и бросили в Бастилию. Почти год он провел в тюрьме, где посвящал время написанию эпической поэмы «Генриада», которая впоследствии получила значительное признание. В 1718 году, вскоре после освобождения Вольтера из тюрьмы, его пьеса «Эдип» была поставлена в Париже, где имела огромный успех. В двадцать четыре года ее автор стал знаменитым и в течение оставшихся шестидесяти лет жизни был ведущей фигурой французской литературы.

Вольтер обращался с деньгами так же разумно, как со словом, и в конце концов стал независимым богатым человек однако в 1726 году попал в пренеприятную ситуаци, зарекомендовал себя остроумнейшим и ярчайшим с ком своего времени (а возможно, и всех времен) хватало скромности, которую некоторые французские аристократы любили в простых людях. Это привел диспуту между Вольтером и одним таким аристократом — шевалье де Роганом, в котором остроумие первого принесло ему победу в словесной дуэли. Однако вскоре организовал избиение противника группой хулиганоь, а позже заключил его в Бастилию. Вскоре Вольтера выпустили из тюрьмы с условием, что он покинет Францию. Вольтер отправился в Англию, где прожил два с половиной года.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Пребывание в Англии оказалось поворотной точкой в его жизни. Он научился говорить и читать по-английски, познакомился с трудами таких знаменитых англичан, как Джон Локк, Фрэнсис Бэкон, Исаак Ньютон и Уильям Шекспир, а также лично познакомился со многими английскими мыслителями того времени. Вольтер был потрясен Шекспиром, английской наукой и эмпиризмом. Но больше всего его поразила политическая система. Английская демократия и личные свободы представляли собой резкий контраст политическим условиям во Франции. Ни один английский лорд не мог издать указ и таким образом бросить Вольтера в тюрьму. И если бы его по какой-то причине несправедливо обвинили, после доставки в суд он вскоре был бы освобожден.

Когда Вольтер вернулся во Францию, он написал свою первую важную философскую работу «Философские письма», обычно называемую «Английские письма». Эта книга, опубликованная в 1734 году, знаменует собой начало французского Просвещения. В «Английских письмах» Вольтер представил в целом одобрительное описание британской политической системы, идей Джона Локка и других английских мыслителей. Издание книги вызвало негодование французских властей, и Вольтер снова был вынужден покинуть Париж.

Большую часть следующих пятнадцати лет он прожил в Цири в восточной Франции, где был возлюбленным мадам дю Шателе, красивой, образованной жены маркиза. В 1750 году, через год после ее смерти, Вольтер поехал в Германию по личному приглашению прусского короля Фридриха Великого. Три года он провел при дворе Фридриха в Потсдаме. Сначала Вольтер подружился с образованным, умным хозяином, но в конце концов они поссорились, ив 1753 году Вольтер покинул Германию.

Оставив эту страну, Вольтер поселился в поместье неподалеку от Женевы, где находился в безопасности от французского и прусского королей. Однако его либеральные взгляды сделали для него опасной даже Швейцарию. В 1758 году он переехал в другое поместье, в Фернье, недалеко от французско-швейцарской границы, где у него было два направления для бегства в случае очередных неприятностей с властями. Вольтер прожил там двадцать лет, создавая литературные и философские произведения, переписываясь с европейскими интеллектуальными лидерами и принимая посетителей.

Все эти годы объем его работ не уменьшался. Он был фантастически плодовитым писателем. Говорят, все его сочинения занимают более 30 000 страниц. Они включают эпические поэмы, лирические стихотворения, личные письма, памфлеты, романы, короткие рассказы, пьесы, серьезные книги по истории и философии.

Вольтер всегда сильно верил в религиозную терпимость. Когда он приближался к своему семидесятилетию, во Франции произошло несколько особенно ужасных случаев преследования протестантов. Взволнованный и разъяренный Вольтер святил себя интеллектуальной борьбе против религиозного фанатизма. Он написал огромное число политических памфлетов, осмеивающих религиозные распри. Также он заканчивал все свои личные письма словами: «Уничтожим известную вещь». Под «известной вещью» Вольтер подразумевал религиозный фанатизм.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Читайте также:
Франсуа-Мари Аруэ Вольтер: сочинение

В 1778 году, когда ему было восемьдесят три года, он вернулся в Париж на премьеру своей новой пьесы «Ирена». Толпы людей аплодировали ему как «великому старейшине» французского Просвещения. Сотни поклонников, включая Бенджамина Франклина, посещали его. Но вскоре жизнь Вольтера подошла к концу. 30 мая 1778 года он умер в Париже. Из-за откровенного антиклерикализма его не могли похоронить в городе по христианскому обычаю, но тринадцать лет спустя победившие французские революционеры выкопали останки великого человека и перезахоронили его в Пантеоне в Париж

Работы Вольтера столь многочисленны, что в короткой статье было бы очень трудно перечислить даже крупные. Основные идеи, проповедуемые им при жизни, важнее заглавий. Одним из самых сильных убеждений Вольтера была свобода слова и печати. Часто ему приписывают фразу: «Я не согласен с тем, что вы говорите, но буду до смерти защищать ваше право сказать это». Хотя он никогда не произносил именно этих слов, они точно выражают его отношение к данному вопросу.

Другим ведущим принципом Вольтера была убежденность в свободе вероисповедания. Всю свою жизнь он твердо протестовал против религиозного насилия и преследования. Хотя Вольтер верил в Бога, он протестовал против многих религиозных догм и постоянно утверждал, что организованная религия была в основном обманом.

Вполне естественно, Вольтер никогда не верил, будто титулованные французские аристократы были умнее или лучше его самого, и слушатели философа узнали, что так называемое «божественное право королей» — большая глупость. Хотя сам Вольтер был далек от современной демократии (он предпочитал сильную, но просвещенную монархию), основная масса его идей явно противоречила любой форме иерархического правления. Следовательно, неудивительно, что большинство последователей Вольтера пришли к принятию демократии. Его политические и религиозные идеи являлись, таким образом, главным течением во французском Просвещении, и существенная их часть была позаимствована для французской революции 1789 года.

Сам Вольтер не был ученым, но интересовался наукой и был горячим сторонником эмпирических взглядов Фрэнсиса Бэкона и Джона Локка. Еще он был серьезным и способным историком. Одним из его наиболее важных трудов была всемирная история: «Эссе об обычаях и духе наций». Эта книга отличается от большинства предыдущих работ по истории в двух аспектах: первый — Вольтер признавал, что Европа являлась всего лишь малой частью мира, и, следовательно, посвятил значительную часть своего труда азиатской истории; второй — он разделял взгляд, что история культуры в целом важнее политической истории. Таким образом, его книга больше касалась социальных и экономических условий, а также развития искусств, чем королей и развязанных ими войн.

Вольтер не был изначально философом. В значительной степени он заимствовал идеи других людей, таких как Джон Локк и Фрэнсис Бэкон, вновь обнародовал их и популяризировал. Однако благодаря работам Вольтера, больше, чем чьим-либо другим, идеи демократии, религиозной терпимости и интеллектуальной свободы распространились во Франции и в сущности по большей части Европы. Хотя во французском Просвещении были другие замечательные писатели (Дидро, Д’Аламбер, Руссо, Монтескье и другие), будет честным назвать Вольтера первым лидером этого движения. Прежде всего, его неповторимый литературный стиль, длительная работа и огромное число произведений обеспечили ему гораздо более многочисленную аудиторию, чем другим писателям. Во-вторых, его идеи были характерны для всего Просвещения. И в-третьих, Вольтер опередил все другие замечательные фигуры во времени. Великая работа Монтескье «Дух законов» появилась лишь в 1748 году, первый том знаменитой «Энциклопедии» — в 1751-м первое эссе Руссо было написано в 1750 году. А «Английские письма» Вольтера издали в 1734 году, и к тому времени он уже шестнадцать лет был знаменит.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Труды Вольтера, за исключением короткого романа «Кандид», сегодня читаются мало. Однако в восемнадцатом веке они были очень популярны, и, следовательно, автор сыграл важную роль в изменении климата мнений, в конце концов приведшего к Французской революции. Его влияние касалось не только Франции. Такие американцы, как Томас Джефферсон, Джеймс Медисон и Бенджамин Франклин были знакомы с работами Вольтера, и многие его идеи вошли в американскую политическую традицию.

Вольтер (1694-1778) – краткая биография, жизнь и творчество французского философа и писателя

Ранние годы

Родился Франсуа Мари Аруэ (известный под псевдонимом Вольтер) в 1694 году в Париже. Появившийся на свет младенец был слаб и хил, поэтому родители вскоре даже послали за священником, чтобы он причастил ребенка, который в любой момент мог умереть. Однако мальчик выжил, при этом он медленно рос и был крайне болезненным в детстве. Когда малышу исполнилось 7 лет, умирает его мать Мария Маргарита, поэтому будущий философ и писатель воспитывался отцом, который служил мелким чиновником.

В те времена как таковой заботы о детях не было, поэтому как только мальчик подрос, Франсуа Аруэ-старший отдает сына в иезуитский колледж Людовика Великого. Отношения Вольтера с отцом были достаточно натянутыми, поэтому неудивительно, что в будущем Франсуа утверждал, что он является незаконнорожденным ребенком шевалье Рошбрюна, чем и объяснял свои крайне холодные отношения с родителями.

В колледже Вольтер занимался:

  • изучал науки;
  • научился игре в шахматы;
  • начал писать.

В иезуитском колледже Вальтер постигал латынь, учил историю и литературу. По его воспоминаниям, он от всей души ненавидел фанатичную веру иезуитов, ставивших религиозные догмы намного выше человеческой жизни. Отец Вольтера видел в сыне продолжателя своего дела, поэтому он пристроил Франсуа нотариусом в адвокатскую контору. Однако вскоре юноша понял, что такие юридические науки — это явно не то, с чем бы он хотел связать свою жизнь.

Читайте также:
Франсуа-Мари Аруэ Вольтер: сочинение

Литературное творчество

Уже в юные годы Вольтер увлекся литературой, а свою первую пьесу он сочинил, когда ему исполнилось лишь 18 лет. Удивительно, но буквально через 2 года после своей первой пробы пера Вольтер уже снискал славу в парижских салонах как король насмешек и прекрасный литератор. Именно на таком сатирическом жанре первоначально специализировался этот поэт, причём он высмеивал в своих произведениях высокопоставленных лиц и известных писателей.

Однако такая смелость сыграла с молодым человеком злую шутку: в 1717 году в одном из своих произведений Франсуа Мари высмеивал малолетнего короля Людовика XV и его регента, в результате чего сочинитель оказался на год заточён в Бастилию. Это несколько охладило пыл поэта, который теперь, перед тем как написать ту или иную работу или заметку, неизменно задумывался о морально-нравственных сторонах своего творчества.

Еще будучи заточенным в Бастилию, Вольтер начал работать над трагедией «Эдип», которую завершил в 1718 году. Вскоре это произведение было поставлено в театре Комеди Франсез, принеся её автору настоящую славу и признание.

Многие критики сравнивали молодого писателя с именитыми драматургами, неизменно восхваляя его талант. Вольтер в то время был чрезвычайно плодовитым автором: он писал многочисленные романы, философские трагедии и памфлеты.

Основной темой произведений писатель выбрал исторические образы, поэтому в представлениях по его книгам зрители могли увидеть Брута, Цезаря и даже пророка Магомета. В послужном списке Вольтера значится 28 произведений, многие из которых относятся к жанру классической трагедии. Это был чрезвычайно разносторонний автор, поэтому из-под его пера выходили разнообразные оды, романтичная лирика и любовные послания.

Величайшие произведения Вольтера

В 1728 году выходит классическая эпопея этого автора под названием «Генриада». В этом произведении Вольтер высмеивал королей-деспотов и их неистовое рвение в почитании Господа Бога. Причём писатель использовал не вымышленные образы, а многочисленные реальные прототипы. Это произведение пользовалось отличной популярностью у читателей, поэтому Франсуа Мари сразу же берется за работу над ещё одной пародийной поэмой в жанре сатира «Орлеанская девственница». Эта книга была завершена и напечатана лишь в 1762 году.

Самые известные произведения Вольтера:

  • Орлеанская девственница.
  • Генриада.
  • Простодушный.
  • Кандид или оптимизм.

Читатель в «Орлеанской девственнице» окунается в реальную историю, знакомится с существующими личностями и, в частности, с национальной героиней Жанной д’Арк.

Однако это произведение было не биографией освободительницы Франции от англичан, а скорее иронией на церковную жизнь и устройство современного парижского общества.

Помимо сатиры, Вольтер занимался философской прозой, которая была популярна у его современников. В 1767 году выходит произведение «Простодушный», в котором повествуется о многочисленных приключениях главного героя, являющегося приверженцем теории естественного права. Еще одним значимым произведением Вольтера является «Кандид или оптимизм», эта книга вышла в свет в 1759 году, сразу же став французским бестселлером.

Известно, что «Кандид или оптимизм» вызвала резкое осуждение римско-католической церкви, включившей это произведение в чёрный список. Однако, как это часто бывает, запретный плод стал сладким, поэтому в последующем об этом произведении восторженно отзывались такие личности как Гюстав Флобер, Александр Пушкин и Фёдор Достоевский. К счастью, времена инквизиции уже прошли, поэтому Вольтеру, даже написавшему такую смелую антицерковную философскую притчу, уже ничего не грозило.

Иммиграция в Великобританию

В двадцатые-тридцатые годы XVIII века Вольтер, еще полный сил, вновь попадает в Бастилию, причиной заточения стало ложное обвинение шевалье де Рогана. Франсуа Мари впервые в своей жизни столкнулся с такой несправедливостью, после чего стал ярым сторонником социальных реформ. Выйдя из застенок Бастилии, писатель по приказу короля был изгнан из Франции, поэтому отправляется в Великобританию.

Соединённое Королевство по своему государственному устройству просто поразило Вольтера, столь явно отличаясь от монархической и консервативной Франции.

Франсуа Мари, к тому времени уже хорошо знакомый с английскими философами, быстро стал своим в высшем обществе. Именно в Лондоне он написал многие свои известные литературные произведения и философские трактаты.

Удивительно, что его творчество пользовалось большой популярностью в Великобритании, но во Франции по приказу короля все его книги неизменно уничтожались.

Личная жизнь

Известно, что кроме сочинения трактатов и глубоких философских дум, Вольтер был страстным игроком в шахматы. На протяжении более чем 17 лет единственным его соперником был иезуитский монах отец Адам. Первой музой Вольтера стала маркиза дю Шатле, которая была известна своей любовью к физике и математике. Девушка, будучи страстной натурой, часто заводила романы с философами и учеными. Неудивительно, что между маркизой и Вольтером началась прочная, но кратковременная связь.

К сожалению, в 1749 году Эмили дю Шатле умирает во время родов, Волтер потерял любовь всей своей жизни, после чего погрузился в глубокую депрессию. Это, казалось бы, мимолетное увлечение оставило свой след в судьбе этого великого философа, который до конца дней вспоминал о своей рано ушедшей любви. Несомненно, в последующем у Франсуа Мари были многочисленные связи, однако он никогда не женился, сохраняя верность Эмили дю Шатле.

Последние годы

За несколько лет до смерти уже престарелый Вольтер решается покинуть Великобританию и перебирается в Швейцарию. Эта нейтральная страна дала ему кров и приют, тут в тишине и на лоне природы провел свои последние года известный философ.

Умер Вольтер в возрасте 83 лет, сначала он был похоронен в Швейцарии, а в последующем его останки были с почестями перезахоронены в парижской усыпальнице Пантеоне.

Биография просветителя и философа Вольтера изучается в рамках школьной программы, поэтому ученикам потребуется подготовить различные сообщения, в которых рассказываются интересные факты о его жизни. Такие доклады раскрывают не только его философию и идеи, но и взгляды на устройство мира.

Читайте также:
Франсуа-Мари Аруэ Вольтер: сочинение

Избранные сочинения

Автор: Вольтер
Перевод: Л. Бух , В. С. Рутов
Жанры: Классическая проза , Философия

В илюстрированное издание сочинений Вольтера вошли такие известные его произведения, как философская повесть «Кандид, или Оптимизм», трагедия «Танкред», философское сочинение «Диалоги Эвгемера», рассказ «Индийское приключение». Вольтер (1694—1778) – великий французский писатель, поэт, драматург, философ-просветитель XVIII века, историк, публицист. Творческое наследие Вольтера составляет пятьдесят томов почти по шестьсот страниц каждый.

Калликрат. Ну-с, мудрый, Эвгемер[1], что видели вы во время своих путешествий?

Эвгемер. Глупости.

Калликрат. Как! Вы путешествовали в свите Александра и вас не охватил экстаз восторга?

Эвгемер. Вы хотите сказать, экстаз жалости?

Калликрат. Жалости к Александру?

Эвгемер. К кому же еще? Я видел его только в Индии и в Вавилоне, куда я, как и другие, отправился в тщетной надежде просветиться. Мне там сказали, что он и в самом деле начал свои походы как герой, но закончил их как глупец. Я видел этого полубога, превратившегося в самого жестокого из варваров, после того как он был самым гуманным из греков. Я видел трезвого ученика Аристотеля, ставшего презренным пьяницей. Я отправился вслед за ним, когда, оставив трапезу, он принял решение поджечь величественный храм Эстекара, дабы удовлетворить прихоть жалкой распутницы, именуемой Таис. Я сопровождал его во время его безумств в Индии, и, наконец, я узрел его умирающим в расцвете лет в Вавилоне из-за того, что он напился как последний забулдыга из его войска.

Избранные сочинения скачать fb2, epub, pdf, txt бесплатно

Из огромного художественного наследия Вольтера наиболее известны «Философские повести», прежде всего «Задиг, или Судьба» (1747), «Кандид, или Оптимизм» (1759), «Простодушный» (1767). Писатель блистательно соединил традиционный литературный жанр, где раскрываются кардинальные вопросы бытия, различные философские доктрины, разработанные в свое время Монтескье и Дж.Свифтом, с пародией на слезливые романы о приключениях несчастных влюбленных. Как писал А.Пушкин, Вольтер наводнил Париж произведениями, в которых «философия заговорила общепонятным и шутливым языком».

Современному читателю предоставляется самому оценить насмешливый и стремительный стиль Вольтера, проверить знаменитый тезис писателя: «Все к лучшему в этом лучшем из возможных миров».

Написанная не для печати, зачисленная редакцией в разряд «отверженных» произведений, поэма Вольтера (1694-1778) «Орлеанская девственница» явилась одним из самых блестящих антирелигиозных памфлетов, какие только знала мировая литература.

В легкомысленные образы облекает она большое общественное содержание. Яркие, кипучие, дерзкие стихи ее не только не потеряли своего звучания в наше время, но, напротив, получили большой резонанс благодаря своему сатирическому пафосу.

Для своей поэмы Вольтер использовал один из драматических эпизодов Столетней войны между Францией и Англией – освобождение Орлеана от осаждавших его английских войск.

Вольтер развенчивает слащавую и ханжескую легенду об орлеанской деве как избраннице неба, создавая уничтожающую сатиру на Церковь, религию, духовенство. Пародийно обыгрывая мотив чудодейственной силы, которая проистекает из чистоты и непорочности Жанны и которая якобы стала залогом ее победы над англичанами, Вольтер доводит эту мысль до абсурда: сюжет строится на том, что девичья честь Жанны служит предметом посягательств и коварных козней со стороны врагов Франции. Автор выводит на страницы поэмы целую галерею развратных, лживых, корыстолюбивых священнослужителей разного ранга – от архиепископа до простого монаха. Жанна в его поэме – краснощекая трактирная служанка с увесистыми кулаками, способная постоять за свою честь и обратить в бегство врагов на поле боя.

Замысел поэмы возник, очевидно, в 20-е годы XVIII в. Работал над ней Вольтер медленно, с большими перерывами. Первые песни были написаны к началу 30 – концу 40 гг.

В контексте европейской культуры Вольтер — фигура бесспорная. Его все знают, но при этом мало читают. А зря. Радость встречи с умным, владеющим блестящим слогом автором не заменить никакими справками о нем в энциклопедических словарях. Эта книга — романизированная биография знаменитого полководца, «героя» Полтавы, шведского короля Карла XII и его счастливого соперника Петра I. Рассказанная Вольтером история противостояния двух величайших монархов Европы начала XVIII века увлекает не только своим трагизмом, но и отменными стилистическими достоинствами. Именно эта книга принесла в свое время Вольтеру всеевропейскую известность.

Из огромного художественного наследия Вольтера наиболее известны “Философские повести”, прежде всего “Задиг, или Судьба” (1747), “Кандид, или Оптимизм” (1759), “Простодушный” (1767). Писатель блистательно соединил традиционный литературный жанр, где раскрываются кардинальные вопросы бытия, различные философские доктрины, разработанные в свое время Монтескье и Дж.Свифтом, с пародией на слезливые романы о приключениях несчастных влюбленных. Как писал А.Пушкин, Вольтер наводнил Париж произведениями, в которых “философия заговорила общепонятным и шутливым языком”.

Современному читателю предоставляется самому оценить насмешливый и стремительный стиль Вольтера, проверить знаменитый тезис писателя: “Все к лучшему в этом лучшем из возможных миров”.

Из огромного художественного наследия Вольтера наиболее известны “Философские повести”, прежде всего “Задиг, или Судьба” (1747), “Кандид, или Оптимизм” (1759), “Простодушный” (1767). Писатель блистательно соединил традиционный литературный жанр, где раскрываются кардинальные вопросы бытия, различные философские доктрины, разработанные в свое время Монтескье и Дж.Свифтом, с пародией на слезливые романы о приключениях несчастных влюбленных. Как писал А.Пушкин, Вольтер наводнил Париж произведениями, в которых “философия заговорила общепонятным и шутливым языком”.

Современному читателю предоставляется самому оценить насмешливый и стремительный стиль Вольтера, проверить знаменитый тезис писателя: “Все к лучшему в этом лучшем из возможных миров”.

Из огромного художественного наследия Вольтера наиболее известны “Философские повести”, прежде всего “Задиг, или Судьба” (1747), “Кандид, или Оптимизм” (1759), “Простодушный” (1767). Писатель блистательно соединил традиционный литературный жанр, где раскрываются кардинальные вопросы бытия, различные философские доктрины, разработанные в свое время Монтескье и Дж.Свифтом, с пародией на слезливые романы о приключениях несчастных влюбленных. Как писал А.Пушкин, Вольтер наводнил Париж произведениями, в которых “философия заговорила общепонятным и шутливым языком”.

Читайте также:
Франсуа-Мари Аруэ Вольтер: сочинение

Современному читателю предоставляется самому оценить насмешливый и стремительный стиль Вольтера, проверить знаменитый тезис писателя: “Все к лучшему в этом лучшем из возможных миров”.

В сборник произведений знаменитого французского писателя Вольтера (1694–1778) вошли:

Орлеанская девственница (перевод под редакцией М. Лозинского);

Магомет. Трагедия в пяти действиях (перевод Инны Шафаренко);

Философские повести (перевод Н. Дмитриева, Е. Евниной, Федора Сологуба, Г. Блока, Н. Коган);

К “Орлеанской девственнице” (перевод под редакцией М. Лозинского);

Письмо королю Прусскому о трагедии “Магомет” (перевод Н. Полляк)

Вступительная статья С. Артамонова.

Редактор перевода Э. Линецкая.

Примечания А. Михайлова и Д. Михальчи.

Статьи из “Философского словаря”

“Dictionnaire philosophique”. Первоначально назывался “Карманный философский словарь” и был анонимно опубликован в 1764 г. в Женеве (из конспиративных соображений в качестве места издания на титульном листе был указан Лондон) в составе 73 статей. В 1765 г. этот словарь издавался дважды. В издании 1767 г. в словарь были включены еще 34 статьи, и в последующих прижизненных изданиях он постоянно расширялся. В первом Полном собрании произведений Вольтера, изданном после его смерти (г. Кель, 1784-1787) в 70 томах, “Философский словарь” занял 8 томов, в которые были включены статьи, предназначавшиеся для “Энциклопедии” и печатавшиеся в ряде сборников 60-70-х годов.

Недалеко от г. Могилева-Подольска есть с. Конатковцы. В этом селе, как и подобает, есть корчма, а в корчме арендатор Шмуль. Пьют, разумеется, у этого Шмуля и свои селяне, заставляя сиряки и свытки, пьют изредка и проезжие люди. Зашел как-то к нему в первых числах сего февраля незнакомый прохожий, по-видимому крестьянин, пожилых лет; попросил он осьмушку горилки, сел себе в сторонке, вынул хлеб и тарань да и принялся скромно за вечерю. Было уже поздно; в корчме, кроме Шмуля и незнакомца, сидело еще два гостя из своего же села, да и тех Шмуль желал вырядить поскорее, так как они, пропив наличные, приставали сильно, чтоб им Шмуль сыпав горилки набир. Едва отделался от них Шмуль, объявив категорически, что больше нет водки, и начал уже запирать на засов двери, как вдруг незнакомец поперхнулся, закашлялся и упал. На гвалт Шмуля прибежала испуганная жена его Сура. Начали несчастному обливать холодной водой голову, но все напрасно: крестьянин был мертв. В ужасе выскочил Шмуль и побежал по улице догнать двух односельчан, которые могли быть единственными свидетелями происшествия. Не отдавая себе отчета, он кричал и стучал в окна соседних хат. Одна только мысль неотвязно вертелась в его мозгу, что это ужасное несчастье, разорение: старшина, становой, лекарь, урядник… главное урядник! “О! Этот сдерет, не помилует… А что, если крестьянин, боже храни, отравлен? Скажут, что его отравил Шмуль, чтоб выкрасть деньги! Непременно скажут. Ох, ферфал[1]

«Трижды содрогнувшаяся земля» (перевод Г. Я. Снимщиковой) — небольшие рассказы о виденном, пережитом и наблюденном, о продуманном и прочувствованном, о пропущенном через «фильтры» ума и сердца.

Огонь лампы, хотя он был убавлен, все же будил меня. И не раз в два или в три часа ночи я видел Михася за работой. Его маленькая, хрупкая фигурка в одном белье склонялась над книжкой, и в ночной тишине сонный, усталый голос механически повторял греческие и латинские спряжения с той монотонностью, с какой в костеле повторяют слова молитв. Когда я приказывал ему ложиться, мальчик отвечал: «Я еще не все выучил, пан Вавжинкевич». Между тем заданные уроки я готовил с ним вместе с четырех до восьми и с девяти до двенадцати и никогда не ложился спать, не убедившись, что он все знает. Но «всего» задавали слишком много. Кончая последний урок, мальчик забывал первый, а спряжения – греческие, латинские и немецкие, – смешиваясь с названиями различных уездов, вносили в его бедную голову такую путаницу, что он не мог уснуть. Тогда он вставал с постели, зажигал лампу и снова садился за стол. Когда я бранил его, он плакал и выпрашивал у меня разрешение еще немного позаниматься. Со временем я так привык к его ночным бдениям, свету лампы и бормотанию повторяемых спряжений, что без них уже сам не мог уснуть. Вероятно, не следовало позволять ребенку переутомляться, но что же было делать? Должен же он был ежедневно хоть как-нибудь выучить уроки, иначе его бы исключили из школы, а одному богу известно, какой бы это был удар для пани Марии. После смерти мужа она осталась с двумя сиротами и все надежды возлагала на Михася. Положение было безвыходное. Мальчик должен был хорошо учиться, в то же время я видел, что чрезмерное умственное напряжение подрывает его здоровье и угрожает жизни. Нужно было хотя бы укреплять его физически, заставлять заниматься гимнастикой, много ходить или ездить верхом, но на это не хватало времени. Ребенок столько работал, каждый день ему приходилось столько учить наизусть, столько писать, что я с чистой совестью говорю: не хватало времени. Латынь, греческий и. немецкий отнимали не одну минуту, необходимую мальчику для здоровья, веселья и жизни; по утрам, укладывая ему книжки в ранец, я видел, как его худенькие плечики сгибались под тяжестью этих византийских томов, и сердце у меня сжималось от боли. Несколько раз я просил быть снисходительнее к нему и не требовать так много, но немцы-учителя отвечали, что я балую и порчу ребенка, что Михась, очевидно, недостаточно занимается, что у него польский акцент и что он плачет по малейшему поводу. У меня больная грудь, я одинок и раздражителен, и потому эти упреки отравили мне тоже не одну минуту. Я-то лучше их знал, достаточно ли занимается Михась. У него были средние способности, но он проявлял столько упорства и, при всей своей хрупкости, обладал такой силой характера, какой мне никогда не случалось встречать в других детях. Бедный Михась был слепо и страстно привязан к матери, к тому же ему внушили, что мать его очень больна и несчастна и что, если он будет плохо учиться, это ее убьет. Мальчик дрожал при одной мысли об этом и целыми ночами просиживал над книгой, лишь бы не огорчить мать. Он рыдал, получив дурную отметку, но никто не догадывался, отчего он плачет, какую страшную ответственность чувствует ребенок в такие минуты. Эх! Да какое кому дело было до этого, У него был польский акцент – и баста! Я его не баловал, не портил, но понимал его лучше других и если не бранил его за неудачи, а старался утешить, – это уж никого не касалось. Сам я в жизни немало поработал, испытал и голод и нужду, счастливым никогда не был и не буду, – и пусть все летит к черту! Я уже и зубов не стискиваю, когда думаю об этом. Я не верю, что стоит жить, и, может быть, именно поэтому искренне сочувствую каждому несчастью.

Читайте также:
Франсуа-Мари Аруэ Вольтер: сочинение

Философ Вольтер — просветитель и борец с клерикализмом

Вольтер, в первую очередь, знаменит своими литературными трудами. Большая часть его произведения издавалась подпольно — философ всю жизнь подвергался общественной критике за свои прогрессивные взгляды. В пьесах и памфлетах философ критиковал церковь и пропагандировал необходимость свободы и просвещения. Философия Вольтера повлияла на развитие общественно-политического строя во Франции и всей западной Европы.

Биография философа

В биографии Вольтера много противоречивых и скандальных фактов. Философ отказался от своего настоящего имени Франсуа-Мари Аруэ и подписывался придуманным псевдонимом. Родившись в Париже, в семье зажиточного чиновника и получив хорошее образование в иезуитском колледже, он вопреки воле родителей отказался от карьеры юриста. Его первой работой стало сочинение сатирических стишков, которые вызывали недовольство у аристократии. За свое творчество мыслитель дважды попадал в Бастилию.

Выйдя из заточения, будущий общественный деятель переехал в Англию. Там, философ изучал гуманитарные науки и работал над своей первой книгой. Вольтер оформил свои впечатления об Англии в сборник сочинений «Философские письма» и издал его сразу же по возвращении домой. За эту работу его снова приговорили к заключению в Бастилии, но ему удалось сбежать в Лотарингию. Там, мужчина познакомился с маркизой дю Шатле, с которой прожил 15 лет. Из Лотарингии ему приходится бежать в Нидерланды, чтобы избежать нового тюремного срока за обвинение в издевательстве над религией.

Став придворным поэтом, мужчина быстро нажил себе новых врагов среди местной знати и переехал в Пруссию, но и там не смог прижиться, и вскоре переехал в Швейцарию, где купил поместье, в котором жил до конца своих дней. Помимо внушительного количества врагов, у него также появились влиятельные друзья. Ему покровительствовали сторонники просвещения, в число которых входили монаршие особы. Благодаря их покровительству, в том числе финансовому, мужчина стал одним из самых обеспеченных французов. В возрасте 83 лет мужчина вернулся в Париж.

Вскоре мыслителя стали беспокоить сильные боли и ему пришлось обследоваться у разных врачей, но их итоговый диагноз был безапелляционным — рак предстательной железы. В поисках способа продлить свою жизнь хотя бы на несколько месяцев, мыслитель вступил в «Девять сестер» — французскую масонскую ложу. Но через 2 месяца мужчина все же скончался.

Основные идеи

Главная идея Вольтера выражалась в его отношении к мракобесию и религиозному фанатизму. Непримиримый борец с властью церкви, он хотел избавления общества от религиозных заблуждений. Мыслитель критиковал веру, но не самих верующих. Мыслитель был сторонником просвещения, ратовал за свободу для всех людей, независимо от их происхождения.

Мыслитель отрицал религию, но верил в Бога. Доказательством его существования он считал сам окружающий мир, который не мог появиться сам по себе, значит, у него есть создатель и этот создатель — Бог. Но он не такой, каким его описывают в книгах.

По мнению Вольтера, Бог:

  • всемогущ,
  • бесконечен;
  • безразличен.

Вместе с религией философ отрицал и атеизм. Но к атеистам он относился с гораздо большей симпатией, чем к приверженцам религии. Атеисты сохраняют способность здравомыслия — главную черту, отделяющую людей от животных. А фанатики, одержимые своей религией, теряют способность мыслить и уподобляются диким зверям.

Философия

Философские взгляды Вольтера были основаны на учении Локка. Он разделял его эмпирический подход, но отрицательно относился к материализму. Вопрос бессмертия души и необходимости свободы воли так и остался для философа открытым.

Свои философские заметки он опубликовал в сборнике «Карманный философский словарь». В этой работе, он критиковал религию и церковную мораль. Вольтер рассматривал церковь как преступную организацию, отбирающую у человека его естественное право на свободу. Он восхвалял научные достижения, за которыми видел будущее.

Лучший путь развития социума

Мыслитель был противником социального равенства. Мыслитель полагал, что в развитом обществе должно оставаться деление людей на образованных и обеспеченных и тех, кто должен трудиться ради их блага. Рабочим нельзя получать образование, иначе они разрушат само основание общества, и это приведет к хаосу.

Будучи приверженцем старого порядка, в своих работах Вольтер восхваляет аристократизм и монархизм. Мыслитель прославляет французское дворянство, наделяя благородными чертами помещиков и знать. Людей недворянского происхождения он изображает неохотно и отводит им роли отрицательных сатирических персонажей.

Читайте также:
Франсуа-Мари Аруэ Вольтер: сочинение

Отношение к вере и религии

Вольтер был беспощадным критиком религии. В своих книгах, мыслитель с помощью логики доказывал абсурдность и несостоятельность религиозного мировоззрения. Философ затрагивал христианство и иудаизм, осуждал церковь, клерикализм и власть невежества. При этом, личность Иисуса мыслитель описывал с большим уважением, не отрицая существования Бога, но отказываясь почитать его в соответствии с христианскими традициями.

Философ выступал в защиту ученых, обвиненных церковью. Он проповедовал идеи религиозной терпимости — в 18 веке этот термин означал не принятие, а презрение. В своих пьесах и памфлетах Вольтер высмеивал католицизм. Положительными персонажами в его работах были люди, отрицающие религию, стремящиеся искоренить ее. Особенно сильно доставалось христианству — Вольтер считал христианские мифы выдумкой, созданной для управления людьми. В поэме «За и против» он рассматривает главную идею христианства — любовь к милосердному богу. Вольтер убедительно доказывает, что эта идея — главный обман, на котором строится религия. Если читать Библию непредвзято, можно легко заметить, насколько жестоки поступки бога по отношению к людям. Создатель — не любящий отец, а жестокий тиран, почитать которого недостойно.

Высказываясь против церкви, философ также критикует атеизм. Исповедуя деизм, он утверждает, что Бог существует и это он сотворил вселенную. Но постепенно его взгляды изменились. Публично Вольтер остается верен идее божественного создания, но сам он все больше сомневается в существовании каких-либо высших сил. В откровенных разговорах с единомышленниками мыслитель соглашается с тем, что Бога нет.

Вольтер утверждает, что вера в Бога необходима обществу. Без внешнего контроля люди не смогут удержаться от взаимного истребления. Бог выступает в качестве судьи и сдерживающего фактора и в этом смысле вера не вредит, а помогает сохранять человеческий род.

Еще одна сторона религии, которую Вольтер считал губительной — монашеский аскетизм. По мнению мыслителя, отказ от простых радостей в виде вкусной еды и веселого времяпровождения — большая глупость. Он придерживался оптимистического подхода к жизни: все хорошо, или обязательно будет хорошо в будущем.

Литературные труды

Вольтер писал и поэзию и прозу. Он начинал, как автор сатирических стишков, в которых высмеивал видных общественных деятелей и знакомых аристократов. Из-за своего злого юмора литератор часто оказывался в тюрьме, участвовал в дуэлях и постоянно получал угрозы. Но известность ему принесли драматические произведения:

  1. Кандид. В этом произведении Вольтер описал идеальную, по его представлению, страну — Эльдорадо. Она противопоставлена злому глупому и жестокому миру, в описании которого каждый узнавал современную Европу. Повесть была запрещена к публикации во Франции, и при жизни Вольтера издавалась нелегально.
  2. Орлеанская девственница. В этой поэме Вольтер высмеивает ценности феодального мира, кратко рассматривает все негативные стороны социально-политического строя, доводя героическую поэму до фарса.
  3. История Карла, короля Швеции. Эта работа повествует о Петре Великом и Карле — двух европейских монархах, и их противостоянии. С момента публикации этого произведения началась популярность Вольтера как писателя.
  4. Царевна Вавилонская. Представляет собой цикл произведений. В них философ рассматривает основные вопросы человеческого бытия. По мнению Вольтера, предназначение человека — счастье, но жизненные трудности омрачают его, поэтому человек вынужден страдать.

Также Вольтер писал героические произведения. Драма в его исполнении эволюционировала, его персонажи были сентиментальны, романтичны и поступали нетипично для представителей их эпохи.

Взгляды на политику

Среди философов было немного приверженцев монархического строя, но к ним несомненно относился Вольтер. Философ выступал против абсолютизма. Он ратовал за просвещение, необходимость образования для отдельной части общества, которую представляют философы и интеллигенция.

Правильный монарх, способный позаботиться о подданных и создать для них достойную жизнь, также обязан быть просвещенным человеком. Свой идеал правителя философ часто описывал в произведениях. Правители в его поэмах были светилами, ведущими дикую страну к цивилизации.

Вольтер крайне отрицательно относился к идее социального равенства и демократии, как власти народа. По его мнению, непросвещенные рабочие не могут знать, какой должна быть хорошая жизнь и им обязательно нужна твердая правящая рука, которая сможет направлять их. Он видел королевство как одну большую структуру, управляемую одним монархом. Те, кто против монархизма, на самом деле против развития человечества.

В ситуации, когда у власти оказывается жестокий и глупый человек, виноваты сами подданные. Вольтер отрицал божественную природу правителя и то, что его на престол благословляет Бог. Король — такой же человек, и другие люди могут как привести его на престол, так и сместить. В роли правителя философ мечтал увидеть современного человека, настроенного на развитие и созидание.

Вольтер состоял в переписке с несколькими монархами, чьи политические взгляды ему импонировали. Среди них была и Екатерина Великая. После смерти философа она выкупила его библиотеку за огромную сумму — 30 000 золотых рублей. Вместе с книгами Екатерина надеялась получить письма, но они остались во Франции и вскоре были опубликованы.

Правозащитная деятельность

Вольтер часто выступал в защиту людей, которых церковь, по его мнению, несправедливо осудила. После казни Жана Каласа философ организовал кампанию по пересмотру дела и отмене приговора. Каласа приговорили к смерти за убийство сына, но прямых доказательств его вины не было. В результате суд уступил и оправдал Каласа посмертно, а также оправдал всех причастных к этому делу.

Впрочем, некоторые полагали, что философ просто использовал это дело, чтобы еще раз выразить свою ненависть к церкви и привлечь внимание общественности к несовершенствам судебной системы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: