Воробьёв: сочинение

Кого мы называем подвижником? По В.Воробьёву

Сочинение по тексту:

Кого мы называем подвижником? Над этим вопросом размышляет В.Воробьев в предложенном для анализа тексте.

Раскрывая данную проблему, автор обращается к словарю В. Даля, где сказано, что подвижник «сродни слову «подвиг» и означает: «славный великими делами». Жизнь создателя «Толкового словаря живого великорусского языка» находится в центре внимания В.Воробьева и иллюстрирует это определение. «Даль собрал…более 200 тысяч слов» и объяснил каждое, «привёл примеры их употребления в пословицах и крылатых выражениях». Разве это не подвиг подвижника?

Свою позицию автор выразил предельно ясно: В.И. Даль, посвятивший всю свою жизнь русскому слову, – настоящий подвижник.

Трудно не согласиться с В.Воробьевым. Всей своей жизнью, творчеством и трудом В. Даль являет пример подвижничества. Сколько примеров об этом дает нам и жизнь, и классика, и публицистика!

Много славных имен наших соотечественников вписаны в историю России, которых по праву мы можем назвать подвижниками. Одним из таких людей является М. В. Ломоносов – подвижник просвещения. Историк, поэт, ученый, поборник развития отечественного просвещения и науки, он разработал проект Московского университета, впоследствии названного в его честь.

«Подвижники нужны, как солнце»,- сказал врач и писатель А.П.Чехов, чья врачебная практика носила поистине подвижнический характер, хотя труд писателя давно уже стал его основной профессией. Во время эпидемии холеры Чехов работал врачом, принимая множество больных и снабжая их лекарствами. Именно о таких людях, как М.В.Ломоносов, В.И.Даль, А.П.Чехов писал Н.А.Некрасов в стихотворении «Памяти Добролюбова»:
Природа-мать! когда б таких людей
Ты иногда не посылала миру,
Заглохла б нива жизни…
По-моему, лучше не скажешь!

Текст В. Воробьёва:

1) В русском языке есть прекрасное слово «подвижник». 2)Оно сродни слову «подвиг» и означает: «Славный великими делами на каком-либо поприще; доблестный деятель» храбрый, удачливый воитель…».

3)И что самое удивительное – все эти определения, которые взяты из словаря В.И.Даля, можно справедливо соотнести с личностью создателя великого собрания русских слов. 4)Главным подвигом и столбовым путём, «путём веры и праведничества» для Владимира Ивановича Даля до последних часов его жизни оставалось собирание Слов.

5)К созданию будущего Словаря, и этому есть много свидетельств, В.И.Даля подтолкнул А.С.Пушкин, дружба с которым у него сохранится до последнего вздоха поэта. 6)Буквально на руках Даля скончался его великий советчик и друг. 7)«Словом человека не убьёшь», – где-то услышит поговорку Даль, а верной оказалась другая: « Слово пуще стрелы ранит».

8)Даль собрал за свою долгую жизнь более 200 тысяч слов. 9)Если их просто выписать столбиком, понадобится четыреста пятьдесят ученических тетрадей. 10)Но Владимир Иванович ещё и объяснил каждое слово, и привёл примеры их употребления в пословицах и крылатых выражениях. 11)Так, слово «добро» он проиллюстрировал 60 пословицами. 12)«Правда» для Даля была – «истина на деле, истина в образе, во благе; это правосудие, справедливость («стоять за правду»), а также честность, неподкупность, добросовестность, законность, безгрешность».

13)Отечеством Даль называл не только землю, где человек «родился, вырос», но и «землю, где выходец поселился, приняв подданство или прочно, навсегда водворившись». 14)Судьба уготовила Далю стать в начале пути «воителем», то есть защитником Отечества, Родины. 15)Всегда мягкий и сдержанный по характеру, он мог сказать при случае: «Я полезу на нож за правду, за Отечество, за русское слово, за язык». 16)«Отец мой – выходец, а моё отечество – Русь», – напишет впоследствии Даль в Словаре.

17) Свой труд Даль назвал «Толковым словарём живого великорусского языка». 18) Создатель словаря шутил: «Толковым не оттого назван словарь, что мог получиться и бестолковым, а оттого, что он слова растолковывает».

19) За неделю до смерти В.И.Даль обратился к дочери с последней просьбой – записать для нового издания Словаря четыре незнакомых ему слова, услышанных им от прислуги.

20)Подвиг, по Далю, – «доблестный поступок, дело или важное, славное деяние», отсюда и слово «подвижник». 21)Трепетное отношение великого собирателя к Слову, к Отчизне, к Правде – равнозначным для него понятиям! – убеждает нас сегодня в подвижничестве В.И.Даля. 22)Не так ли?

сочинение по тексту К. Воробьёва о смысле жизни
материал по русскому языку (11 класс) на тему

Это сочинение позволит обучающимся повторить композицию сочинения на ЕГЭ по русскому языку.

Читайте также:
Трифонов: сочинение

Скачать:

Вложение Размер
smysl_zhizni.docx 31.76 КБ

Предварительный просмотр:

Как найти смысл жизни? Существует ли он вообще? Зачем человек рождается, живёт и умирает? «Какими ценностями должен руководствоваться человек, чтобы прожить жизнь достойно?»
Проблему выбора смысла жизни затрагивает в своей статье известный писатель Константин Воробьёв.

Автор подчёркивает ,что рецептов по этому поводу не существует .Выбор возможных путей велик и многообразен .Призвание поможет человеку определить его путь в жизни.

Также немаловажно при выборе учитывать возможность приносить пользу обществу , «. трудный поиск самого себя в жизни неизменно рождает пытливую беспокойную мысль и увлечение

Позиция автора заключается в том ,что «Социальная ценность человека измеряется тем ,насколько его деятельность способствует прогрессу общества , служит делу разума и порядка»

Многие произведения мировой литературы затрагивают проблему смысла жизни человека. Вспомним героя рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Францско».Его существование монотонно, без эмоциональных всплесков, без сомнений и душевных терзаний. Вся жизнь его была направлена на накопление. Теперь он может позволить себе путешествие на комфортабельном корабле с символичным названием «Атлантида». Смерть настигает его неожиданно, она показывает всю ценность жизни Господина. Символично то, что если в начале своего морского путешествия герой едет первым классом в роскошных каютах, то назад он, всеми забытый, плывет в грязном трюме, рядом с моллюсками и креветками. Бунин таким образом как бы приравнивает ценность этого человека к существам, всю свою жизнь только и занимающимся что поеданием планктона. Таким образом, по Бунину, судьба Господина из Сан-Франциско и ему подобных символизирует собой бессмысленность человеческой жизни, её пустоту. Жизнь, прожитая без душевных потрясений, сомнений, взлетов и падений, прожитая с единственной целью удовлетворить личные интересы и материальные потребности, ничтожна. Скорое забвение – логическое завершение подобной жизни.

А вот простой мальчишка из рассказа В.М. Шукшина «Космос ,нервная система и шмат сала» твёрдо решил достигнуть поставленной цели- получить образование и стать врачом- хирургом . Он несмотря на материальные трудности ,вдали от родного дома учится в средней школе и справляется с невзгодами .Рассказ построен как спор Наума Евстигнеевича, хозяина квартиры, и Юрки. Умудрённый жизненным опытом старик советует мальчику выбрать профессию попроще и поденежней , например, стать шофёром.Но Юрка не гонится за большими деньгами , он верит в силу науки , которая помогла человечеству и избавила от многих неизлечимых болезней : чумы ,холеры .Он рассказывает старику о судьбе учёного Пирогова , который , даже умирая , диктовал своим студентам свои ощущения . В этом споре победу одержал Юрка . Тронутый его рассказом , старик отрезает полуголодному мальчишке кусок ветчины и угощает .

Только люди одержимые ,направившие свой труд и талант на пользу обществу,могут украсить землю своими открытиями .

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час “Поговорим о смысле жизни”. Цель занятия: формирвание ценностных ориентаций учащихся.

Презентация к классному часу “О смысле жизни”.

Конспект метапредметного урока по теме: Вера. Смысл жизни. (философский смысл рассказа А.П.Чехова “Студент”).

Призвание каждого человека в духовной деятельности — в постоянном искании правды и смысла жизни.

Размышляя на тему. Сочинение по роману А.С.Пушкина ” Евгений Онегин”. Взгляд современного ученика. Повод для дискуссии.

Цели: 1. Создать условия для закрепления специальных умений и навыков работы с текстом. 2. Способствовать развитию у учащихся умения выделять главное, анализировать, критически мыслить, создавать.

Данная работа является примером написания сочинения ЕГЭ.

Воробьёв: сочинение

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

(1)Я не думаю, что можно исчерпывающе полно ответить на сложный вопрос, как найти себя молодому человеку в жизни и что это значит — найти себя.

(2)Если бы кто-нибудь знал такой рецепт, то жизнь на нашей планете превратилась бы в земной рай для человека, ибо в этом случае мы избежали бы множества печальных заблуждений, ошибок и преступлений.

(3)И всё же жизненный опыт позволяет человеку старшего возраста прийти на помощь юноше, только что открывающему для себя мир и ищущему места в этом мире.

(4)Что же значит найти себя? (5)Очевидно, речь идёт о месте в жизни, то есть о том, как правильно выбрать из всех возможностей и форм деятельности те, которые соответствовали бы склонностям твоей индивидуальности. (6)Выбор возможных путей тут велик и разнообразен, и, какой из них лучший, каждый должен решать сам. (7)В этом заключается главная трудность, так как только практически в процессе самой ответственной деятельности можно выяснить, подходит ли она человеку, а он ей. (8)Здесь речь может идти о призвании.

(9)Разумеется, юноша в этом случае, то есть в выборе своего места в жизни, не остаётся в одиночестве… (10)Его реальный выбор, да и сами его стремления, сознаёт он это или нет, в огромной степени определяются предшествующим воспитанием, влиянием окружающих людей, социальной средой. (11)И тем не менее этот выбор, повторяем, очень труден. (12)Он неизбежно рождает раздумья, размышления, сомнения и колебания, столь характерные для юношеского возраста. (13)Не случайно именно в этом возрасте с особой остротой ставится вопрос о смысле жизни.

(14)Юноша жадно ищет формулу, которая бы позволила ему разом осмыслить и собственное существование, и перспективы развития общества. (15)Но где взять такую формулу?

(16)Не менее важен в связи с этим и сопутствующий, так сказать, жизненному самоотысканию вопрос: о каком человеке можно сказать, что он богат как личность? (17)Здесь, на мой взгляд, нельзя самодеятельничать, чтобы отыскивать уже давно открытое. (18)В мировой философии и этике уже найдены критерии оценки жизни и деятельности индивида — это его полезность обществу, людям. (19)Социальная ценность человека измеряется тем, насколько его деятельность способствует прогрессу общества, служит делу разума и порядка. (20)Поскольку человек — существо общественное, его личное счастье тоже зависит от этой деятельности. (21)Чем больше человек даёт людям, тем богаче он сам как личность.

(22)Итак, мы пришли вроде бы к доброму и вполне благополучному выводу, что трудный поиск самого себя в жизни неизменно рождает пытливую и беспокойную мысль и увлечение, а ведь именно это приводило человека к открытиям, украсившим нашу землю.

(По К. Д. Воробьёву*)

* Константин Дмитриевич Воробьёв (1919–1975 гг.) — русский советский писатель.

Примерный круг проблем:

1. Проблема смысла жизни. (В чём заключается смысл жизни?)

2. Проблема призвания человека. (В каком случае деятельность человека можно считать его призванием?)

3. Проблема становления молодого человека. (Что помогает сформироваться молодому человеку?)

4. Проблема личности. (Какой человек богат как личность?)

5. Проблема критериев оценки жизни человека. (Каковы критерии оценки жизни человека?)

6. Проблема поиска себя. (Что значит найти себя?)

Авторская позиция:

1. Смысл жизни человека заключается в той пользе, которую он приносит обществу, в служении прогрессу — эти критерии давно сформулированы в мировой философии и этике.

2. Если в практической деятельности человек смог в полной мере реализовать свои склонности и индивидуальность, то можно сказать, что он нашёл своё призвание.

3. Не только воспитание и влияние социальной среды, но и жизненный опыт старшего поколения помогают формированию личности молодого человека.

4. Чем больше человек отдаёт людям, тем он богаче как личность.

5. Критерием оценки жизни и деятельности человека является полезность обществу и людям.

6. Найти себя — это правильно выбрать своё место в жизни, раскрыть свою индивидуальность.

Критерии оценивания ответа на задание 27

Человек на войне. Рецензия на рассказ К. Воробьёва «Крик».

Кажется, всё в этом мире проходит, забывается, тускнеет со временем, даже самое дорогое. Но это только кажется. Рассказ очевидца, старые фотографии, хорошие фильмы и книги, нечаянные встречи восстанавливают в памяти прошедшее, связанное не только с личными ощущениями и впечатлениями, с собственной жизнью, но и с судьбами других людей, с судьбой родной страны.

Писатель К. Воробьёв – участник Великой Отечественной войны. Его книга «Крик» по жанру является повестью. Но в данном случае повесть не просто определение жанра.

Среди произведений художественной литературы есть «Повесть о сыне», «Повесть о настоящем человеке», а у Воробьёва – повесть о пережитом, о войне, о любви, о смерти.

В «Крике» рассказ ведётся от первого лица, что сближает читателя с героем произведения – совсем молодым младшим лейтенантом Сергеем Вороновым.

Как он гордится своим офицерским званием! Как засматривается на свои «кубари» в петличках! Как рад, когда величают его встречные красноармейцы просто лейтенантом, а не младшим! И как близок нам, читателям, этим своим мальчишеством.

И войны-то настоящей Сергей Воронов ещё не видел. Всего несколько дней он командовал взводом, бойцы которого только и делали, что рыли окопы во время своего «землеройного марша». А война рядом. Она даёт знать о себе рвущимися в соседнем селе минами, раненой лошадью, у которой глаза были с кулак, «чернильно-синие, молящие», «рамой», кружившей над окопами.

«Как это было! Как совпало – война, беда, мечта и юность!» — писал поэт-фронтовик Давид Самойлов.

«Совпало» и в повести Воробьёва. Молодой командир, «который был всегда застенчив с девушкой, если хотел ей понравиться», поражён в самое сердце юной кладовщицей, у которой солдаты получили валенки. В жизни своей Сергей ещё «не видел такого дива, как она!», «ни до этого, ни после… не встречал такой живой красоты». Поцелуи в первый вечер, «люблю» на третий день после знакомства. Что это: распущенность нравов или легкомыслие? Я думаю, что ни то и ни другое. Это действительно любовь. Юная, чистая, прекрасная.

Автор даёт своим героям – Сергею и Маринке — одинаковые фамилии. Мало того, ещё и дата рождения у них совпадает. Бывает ли так? В жизни всякое бывает, а писатель этим хочет подчеркнуть близость двух юных людей. Нет, не физически они были близки и пока ещё не духовно. Тем и отличается, вероятно, первая любовь: если любишь, то чувствуешь, что ближе и роднее любимого человека у тебя никого нет…

Семь небольших глав в повести «Крик». Описаны всего несколько дней войны, любви и счастья. Но эти дни вместили в себя многое: и сахарный вкус Маринкиных губ при первом поцелуе (не удержалась, попробовала сахар – подарок Сергея: так хотелось сладкого), и стёртую надпись на двери её избы: «Маринка – дура», и «Давай поженимся», и зарезанного к «свадебному» столу петуха, и … летящую на фоне взрыва Маринку…

Думаю, что именно эпизод гибели героини следует считать кульминацией повести, потому что здесь сливаются в единое целое два русла: война и любовь. И ещё потому, что был наш герой желторотым младшим лейтенантом, а теперь в его «онемевшее сердце постепенно входило новое, могучее и незнакомое чувство», что-то «значительное и важное – и не только … личное». Это что-то – чувство ответственности за своих солдат, за свою землю и людей, за Родину.

Меня заинтересовал эпизод, в котором рассказывается, как выбирали бойцов для разведки боем. Разведка боем – это открытое столкновение с врагом, это, возможно, смерть.

«Есть добровольцы?» — «пропел красиво поставленным голосом начальник штаба батальона Лапин». В ответ бойцы «занято суетились», добровольцев, кроме Васюкова, не было. Наверное, не потому, что эти ребята – трусы. На войне нельзя спрятаться за спины других. Но ведь и пожить ещё хочется, да и командир больно молоденький, необстрелянный.

«Комсомольцы есть?» На этот раз вместе с Васюковым вышло ещё двенадцать человек. Для нынешнего молодого поколения комсомол – это что-то оставшееся в прошлом, не совсем понятное. Почему бойцы-комсомольцы не могли отказаться от задания? Ведь прозвучал не приказ. С другой стороны, кто-то должен идти в разведку боем. Значит, на них (комсомольцах) лежала особая ответственность за всё, что происходило на этом пятачке земли, на Родине. Есть ли такое чувство ответственности у современной молодёжи?

Многое можно рассказать и о второстепенных героях произведения: старшем сержанте Васюкове, майоре Калаче, о Кольке, младшем братишке героини, и многих других. Но я хочу вернуться к началу повести.

«И, если я не напишу об этом, ей никогда не достичь земли», — пишет автор от имени своего героя. «Ей» — это летящей во время взрыва Маринке. Мы не знаем, что стало с её родным домом, с селом, в котором то и дело рвались мины. Может быть, и от Маринки-то ничего не осталось: ни могилы, ни памятника… Чтобы освободить своё сердце от боли, но сохранить в памяти дорогой образ не только для себя, но и для других людей, написал автор эту повесть.

Гибель героини совпала с началом разведки боем, а далее повествование обрывается. В самом конце произведения мы узнаём, что очнулся Сергей в госпитале. Остался жив. «Пуля почему-то у самого сердца свернула в сторону». Врачи назвали это казусом. Оставляя в живых своего героя, автор хочет подчеркнуть, что не исполнено ещё его предназначение на этой земле. Не выполнен ещё солдатский долг (будет потом и Курская дуга, где решался исход войны, и, наверное, победные марши) и долг человеческий: никогда не достичь бы земли летящей Маринке, не будь рассказана эта история.

Короткое, как взрыв, как всплеск молнии, название – «Крик». Почему Воробьёв так назвал свою повесть? На крик обычно оборачиваются люди. Бывает крик боли, крик радости. Но существует и такое выражение, как крик души.

Название повести говорит о том, что это произведение – крик души автора и его героя, заставляющий читателя задуматься не только о прошлом, но и о себе, о своём поколении и о своём предназначении на земле.

Сочинение по произведению на тему: Рецензия на повесть К. Д. Воробьева «Это мы, Господи!»

Война. Это страшно. Мы знаем и слышали о ней много, но нам, детям послевоенных лет, не осознать до конца, что такое война. Однако ясно одно: война — ад, “мясорубка”, перемалывающая человеческие жизни, коверкающая людские судьбы. Не дай нам, Господи, когда-либо столкнуться с войной лицом к лицу.
О Великой Отечественной войне написано много книг. Среди них — повесть Константина Воробьева “Это мы, Господи!”. Это произведение было написано в 1943 году, когда короткая передышка в партизанских боях позволила ему рассказать о том, что случилось с ним в немецком плену.
Повесть автобиографичная, наверное, поэтому настолько пугающе правдива. Страшно читать о лагерях военнопленных, о нечеловеческом обращении фашистов с заключенными, об обезумевших, потерявших человеческий облик людях, о тщетных попытках побегов и последующих зверских пытках.
Перед нами судьба человека, одного из миллионов попавших в немецкий плен, история лейтенанта Сергея Кострова. Но он же, один из немногих, смог выжить, духовно выстоять в этом плену, не потеряв надежды на освобождение. С самого начала Сергей решил: “. я молод и хочу жить. Значит, хочу еще бороться”. И он боролся. В течение семнадцати глав автор рассказывает нам о том, что пришлось пережить его герою, что пришлось выстрадать.
В плен Сергей попал, когда немцы в 1941 году, в декабре, отступали от Москвы на Волоколамск. Отступали и потому зверели, вымещая злобу на “голодных, больных, измученных людях”, и не били их, а убивали. Страшные следы оставляли за собой — горы трупов, которые “в снегу, молчаливо и грозно шлют проклятия убийцам, высунув из-под снега руки, словно завещая мстить, мстить, мстить!”. В числе военнопленных, двигавшихся под конвоем немцев, как раз и был Сергей. Ему повезло, его не убили в дороге, не изувечили, хотя и избили, и он попал в ржевский лагерь военнопленных. Но так ли повезло? Ведь там, в лагере, заключенных ожидала долгая, мучительно долгая смерть от голода. Шестьдесят граммов хлеба в день. Как же выжить в таких условиях, а тем более такому сильному, здоровому, молодому, как Сергей, которому должно исполниться только двадцать три года. Но он выжил, переболев тифом, выкарабкался из цепких лап смерти. “Да, крепок был костлявый лейтенант! Слишком уж мало крови было в его жилах, устала смерть корежить гибкое тело спортсмена, и через двое суток выполз Сергей из-под нар”. Окончательно поправиться помог ему доктор Владимир Иванович, который в этой преисподней умудрялся помогать людям и даже собирал “в доску своих”, чтобы бежать. Но доктор не был единственным человеком такого рода. Костров встретил и капитана Николаева, и Ванюшку, и Мотвякина с Устиновым. Всех этих людей объединяла поразительная любовь к жизни, стойкость, желание сбежать из плена, а главное — стремление всеми силами осуществить задуманное.
Мысль о побеге согревала душу главного героя в страшных условиях фашистского плена. Он голодал, научился беречь каждую крошку хлеба, но всегда был готов поделиться с другими. Он не терял присутствия духа, хотя это было почти невозможно. Сергей побывал во многих лагерях смерти, видел, как ни за что, просто ради забавы, фашисты расстреливали беззащитных людей, как морили их голодом, видел, во что превращается большинство узников, уставших бороться. Но Сергей видел и других людей, до последних минут борющихся за жизнь и, подобно ему, стремящихся к побегу. Редко кому удавалось сбежать, но Сергею это оказалось по силам.
Первая попытка оказалась неудачной: его и Ванюшку — мальчика лет семнадцати, который согласился бежать с Сергеем, — поймали, и “прыгали кованые сапоги по двум распростертым телам. ”. Но беглецы выжили, и снова был побег. “Наконец свобода! Можно глубоко вдохнуть истощенной грудью! Но ни на минуту нельзя забывать, что мы — все еще пленные, и за такими, как мы, в лесах охотятся полицейские. ”
Беглецы скрывались, пробираясь к родной земле. Но все же Сергей остался один, когда схватили Ванюшку. Герой чуть было не погиб в болоте, попал в лапы к эсэсовцам. и снова бежал! “Гады! Русского офицера так не возьмешь!” Но вот беда: отказала правая нога — идти невозможно! И снова плен, и снова допросы, пытки, издевательства.
Господи, что же делают с человеком такие испытания, какие вынес и пережил Сергей Костров. Молодой парень за несколько месяцев превратился в старика.
“Нет на свете хуже тех минут, когда человек поймет, что все, что предстояло сделать, — сделано, пережито, окончено. ” Такие чувства испытывал и Сергей. Он почти отчаялся. Почти. Там, в глубине души, осталось то, что можно вырвать, “но только цепкими когтями смерти”. Сергей сберег это “то”. Несмотря на все, что еще ждало его, “он жив, а значит, будет бороться, не за право просто существовать, а за право на жизнь, свободную жизнь. ”. “Бежать, бежать, бежать! — почти надоедливо чеканилось в уме слово”.
“Это мы, Господи!” — страшная книга. Но все написанное — правда, жестокая правда о войне, о плене, о фашистах. Но не нужно думать, что все произведения — сплошные картины войны. Есть и лирические отступления, если, конечно, эти строки можно так назвать. Лирические отступления словно вкраплены в текст, они скрашивают происходящее, но природа словно чувствует, что идет война: “Бархатистыми кошачьими лапами подкрадывалась осень. Выдавала она себя лишь тихими шорохами засыхающих кленовых листьев да потрескавшихся стручков акаций. Исстрадавшейся вдовой-солдаткой плачет кровавыми гроздьями слез опершаяся на плетень рябина”. Природа словно живая, метафоры, неоднократно использованные автором, делают ее непосредственной свидетельницей войны. Природа плачет над погибшими, страдает вместе с ранеными. Но природа является и врагом военнопленных. Природа-убийца и природа-страдалица. Все моменты природы удивительно соответствуют действию, являясь одновременно и “теневым” фоном, и действующим лицом. Это — авторская особенность, но, по-моему, вся повесть особенная. Пусть это не первое и не второе произведение о войне, но это не просто повесть, это строки, написанные кровью, это то, что выстрадано самим автором, это своего рода крик души — это мы, Господи, мы, люди, прошедшие через ад войны.
“Это мы, Господи!” — предупреждение людям, предупреждение о том, что война — это не просто “трашно, война — смерть не только физическая, но и духовная. Это огромный удар, удар по самому больному, что есть у всех нас, — по нашей жизни, по нашим родным и близким, просто по людям.
Я не хочу войны, я хочу жить, жить и видеть синее небо над головой, яркое солнце в этом небе. Я не хочу когда-либо услышать грохот орудий, не хочу узнать, что такое война. И не дай нам, Господи, когда-либо оказаться в водовороте военных действий, попасть в омут смерти.

Сочинение Поэзия серебряного века (9-11 класс)

Серебряный век является одним из этапов развития русской литературы 1880-1917 годов. На данном историческом этапе было написано множество произведений, наполненных огромной силой энергией, благодаря которым поэзия тех времен стала достойным продолжателем художественных открытий русской литературы 19 века. Стоит понимать, что поэты не только развили старые традиции, но и внесли нечто новое в русскую культуру.

Писатели серебряного века сумели найти гармонию между душой человека и окружающей его природой. Акцент делается на проблематику человеческого «я», замученного принятием собственного одиночества и отсутствием конечной жизненной цели. Грани между реальностью и фантазией стираются, делая поэзию индивидуальным. Изменения в обществе побудили в поэтах ощущение перевернутости мира, а значит, нужно было найти ответы на вопросы души человека и попытаться эту самую душу излечить.

Литература разделилась на две большие стилистические группы: модернизм и реализм. К реализму принято относить таких авторов, как Б. Зайцев, М. Горький, И. Бунин. Но это уже реализм не традиционный, писатели ставят цель обобщения общества, они стремятся отразить настроения, царящие в среде простых людей.

Модернизм пришел в Россию из Франции и являл собой нечто совершенно новое для читателя. Первым течением модернизма принято называть символизм. В таких произведениях мы видим борьбу мечты, фантазии и воображения с реальностью. Образы имеют переносный смысл, мы видим огромное количество отсылок, намеков. Из символизма вытекает идея двоемирия: бытие разделяется на реальное, несовершенное, тоскливое, и на идеальное, нерушимое. Произведения символистов даются для читателя с большим трудом, нужно быть подкованным в религии, эзотерике и магии.

К началу 20 века символизм находится в кризисе, и его вытесняют такие течения, как футуризм и акмеизм. Акмеизм шел наперекор к символизму, образы уже не отвлеченные, а наоборот – точные и понятные. Писатели-акмеисты идут против мистицизма, они желают диалога со своими произведениями и поэзией мировой.

Футуризм развивался вместе с акмеизмом, но было совершенной его противоположностью. Футуристы, в чье число входили такие видные поэты как Б. Пастернак и В. Маяковский, не желали иметь ничего общего со старыми устоями, ими двигала цель создания своей, новой культуры. А старую стоило уничтожить.

В 20 веке мы наблюдаем множество катаклизмов и общественных кризисов. Мир меняется, меняется и искусство. Свобода уже не простой звук, религия, законы уходят на второй план, появляется множество способов заявить о себе, выразить свою позицию. Серебряный век дал нам много поэтов с разными мыслями и мировоззрением, и многие из них стали для нас сокровищем русской литературы. Своими произведениями они навеки остались в сердцах читателей.

Вариант 2

«Серебряный век» – это очередной переворот не только в литературе, но и других областей культуры. Период его начала – это конец 19 столетия и начало 20 века. Одно из главных направлений – это новое представление литературы не как зеркало действительности, а как искусство.

Именно в этот период рождаются лучшие из лучших. Появляются такие талантливые люди как Блок, Цветаева, Ахматова, Маяковский, Есенин, Брюсов. Грядущие перемены в жизни России сильно влияют на поэзию. Сила и мощь, предаваемая в стихах великих творцов поэзии, передается и простому читателю. В них они призывают народ совершенствоваться, задуматься о духовности и нравственности. Одно из лучших произведений того времени «Возмездие» было написано Блоком. В нем он искренне и с сильным душевным порывом раскрыл посыл укрепить себя и силу духа изнутри, так как грядущие перемены полностью меняли устоявшуюся систему культуры и литературы.

Благодаря началу «Серебряного века» русская литература раскрывает такие направления в поэзии как футуризм, акмеизм и символизм. Основное направление в поэзии и других культурах в тот период – это символизм. Главные составляющие символизма – это философичность и глубина. К поэтам-символистам можно отнести Тютчева, Фета, Блока и Бальмонта. Каждый текст их произведений пропитан образом-символом, они содержат громкие и многозначные слова и чаще других используют различные аллегории, метафоры или сравнения.

Для поэтов-символистов поэзия – это не только стихи, она являлась для них самым прекрасным и ценнейшим из искусств. Они постоянно восхваляли поэзию, говорили о ней, как о чем-то идеальном и прекрасном. Любое, написанное произведение содержало в себе частичку женственности, вечности и совершенства мира.

К поэтам-акмеистам относились Ахматова, Гумилев, Мандельштам и т.д. Их главный призыв в поэзии – материальность и предметность. Чаще всего, чтобы с точностью предать все эмоции и переживания они использовали образы библейских или мифологических героев. Главная тема произведений – это внутренняя, земная красота, чувства, эмоции и глубина человеческих переживаний.

Любимое современниками направление в русской литературе в период «Серебряного века» – это футуризм. Главное, что хотели выразить поэты в своих стихах – это тонкость человеческой души, протест в отношении буржуазии. Поэты-футуристы – Северянин, Маяковский, Крученых были против устаревших рифм и системы фраз прошлых лет.

Клычков, Есенин и Клюев так же предпочли собственное направление в русской литературе – новокрестьянская поэзия. Они воспевали матушку-природу, предавали красоту жизни в русской деревне, а так же часто затрагивали фольклорные образы.

Ослепительное и необычайно прекрасное время, которое изменило представление большинства людей о русской литературе – Это «Серебряный век». Большое влияние на поэзию в этот период оказали война, революция и просто противостояние человека власти, нежелание мириться с действительностью.

Поэзия серебряного века

Популярные сочинения

Отношение к жизни, событиям, конкретному человеку у каждого свое. Это связано с тем, мы имеем право на свободу слова и мыслей, наделены индивидуальным мировоззрением.

В романе «Отцы и дети» автор раскрыл глубокие проблемы современного общества, а его передовые идеи останутся актуальным ещё долгие годы. Речь идёт не только о конфликте поколений.

Лермонтов Михаил Юрьевич – известный русский романтик, чьи произведения навсегда останутся не только в школьной программе, но и в умах людей, в истории человечества. Это грустный человек, чьи стихотворения были пропитаны

Серебряный век русской литературы статья по литературе (11 класс) на тему

  • Разные
  • Серебряный век является одним из этапов развития русской литературы 1880-1917 годов. На данном историческом этапе было написано множество произведений, наполненных огромной силой энергией, благодаря которым поэзия тех времен стала достойным продолжателем художественных открытий русской литературы 19 века. Стоит понимать, что поэты не только развили старые традиции, но и внесли нечто новое в русскую культуру.

    Писатели серебряного века сумели найти гармонию между душой человека и окружающей его природой. Акцент делается на проблематику человеческого «я», замученного принятием собственного одиночества и отсутствием конечной жизненной цели. Грани между реальностью и фантазией стираются, делая поэзию индивидуальным. Изменения в обществе побудили в поэтах ощущение перевернутости мира, а значит, нужно было найти ответы на вопросы души человека и попытаться эту самую душу излечить.

    Литература разделилась на две большие стилистические группы: модернизм и реализм. К реализму принято относить таких авторов, как Б. Зайцев, М. Горький, И. Бунин. Но это уже реализм не традиционный, писатели ставят цель обобщения общества, они стремятся отразить настроения, царящие в среде простых людей.

    Модернизм пришел в Россию из Франции и являл собой нечто совершенно новое для читателя. Первым течением модернизма принято называть символизм. В таких произведениях мы видим борьбу мечты, фантазии и воображения с реальностью. Образы имеют переносный смысл, мы видим огромное количество отсылок, намеков. Из символизма вытекает идея двоемирия: бытие разделяется на реальное, несовершенное, тоскливое, и на идеальное, нерушимое. Произведения символистов даются для читателя с большим трудом, нужно быть подкованным в религии, эзотерике и магии.

    К началу 20 века символизм находится в кризисе, и его вытесняют такие течения, как футуризм и акмеизм. Акмеизм шел наперекор к символизму, образы уже не отвлеченные, а наоборот – точные и понятные. Писатели-акмеисты идут против мистицизма, они желают диалога со своими произведениями и поэзией мировой.

    Футуризм развивался вместе с акмеизмом, но было совершенной его противоположностью. Футуристы, в чье число входили такие видные поэты как Б. Пастернак и В. Маяковский, не желали иметь ничего общего со старыми устоями, ими двигала цель создания своей, новой культуры. А старую стоило уничтожить.

    В 20 веке мы наблюдаем множество катаклизмов и общественных кризисов. Мир меняется, меняется и искусство. Свобода уже не простой звук, религия, законы уходят на второй план, появляется множество способов заявить о себе, выразить свою позицию. Серебряный век дал нам много поэтов с разными мыслями и мировоззрением, и многие из них стали для нас сокровищем русской литературы. Своими произведениями они навеки остались в сердцах читателей.

    Вариант 2

    «Серебряный век» – это очередной переворот не только в литературе, но и других областей культуры. Период его начала – это конец 19 столетия и начало 20 века. Одно из главных направлений – это новое представление литературы не как зеркало действительности, а как искусство.

    Именно в этот период рождаются лучшие из лучших. Появляются такие талантливые люди как Блок, Цветаева, Ахматова, Маяковский, Есенин, Брюсов. Грядущие перемены в жизни России сильно влияют на поэзию. Сила и мощь, предаваемая в стихах великих творцов поэзии, передается и простому читателю. В них они призывают народ совершенствоваться, задуматься о духовности и нравственности. Одно из лучших произведений того времени «Возмездие» было написано Блоком. В нем он искренне и с сильным душевным порывом раскрыл посыл укрепить себя и силу духа изнутри, так как грядущие перемены полностью меняли устоявшуюся систему культуры и литературы.

    Благодаря началу «Серебряного века» русская литература раскрывает такие направления в поэзии как футуризм, акмеизм и символизм. Основное направление в поэзии и других культурах в тот период – это символизм. Главные составляющие символизма – это философичность и глубина. К поэтам-символистам можно отнести Тютчева, Фета, Блока и Бальмонта. Каждый текст их произведений пропитан образом-символом, они содержат громкие и многозначные слова и чаще других используют различные аллегории, метафоры или сравнения.

    Для поэтов-символистов поэзия – это не только стихи, она являлась для них самым прекрасным и ценнейшим из искусств. Они постоянно восхваляли поэзию, говорили о ней, как о чем-то идеальном и прекрасном. Любое, написанное произведение содержало в себе частичку женственности, вечности и совершенства мира.

    К поэтам-акмеистам относились Ахматова, Гумилев, Мандельштам и т.д. Их главный призыв в поэзии – материальность и предметность. Чаще всего, чтобы с точностью предать все эмоции и переживания они использовали образы библейских или мифологических героев. Главная тема произведений – это внутренняя, земная красота, чувства, эмоции и глубина человеческих переживаний.

    Любимое современниками направление в русской литературе в период «Серебряного века» — это футуризм. Главное, что хотели выразить поэты в своих стихах – это тонкость человеческой души, протест в отношении буржуазии. Поэты-футуристы – Северянин, Маяковский, Крученых были против устаревших рифм и системы фраз прошлых лет.

    Клычков, Есенин и Клюев так же предпочли собственное направление в русской литературе – новокрестьянская поэзия. Они воспевали матушку-природу, предавали красоту жизни в русской деревне, а так же часто затрагивали фольклорные образы.

    Ослепительное и необычайно прекрасное время, которое изменило представление большинства людей о русской литературе – Это «Серебряный век». Большое влияние на поэзию в этот период оказали война, революция и просто противостояние человека власти, нежелание мириться с действительностью.

    Другие темы: ← Поиски и находки поэтов серебряного века↑ РазныеМаленький принц →

    Сочинение на тему: «Серебряный век» русской поэзии

    «Серебряным веком» русской поэзии принято называть период с 80-90-х годов XIX до 30-40-х годов XX века. В это время русская литература переживает свой повторный пик: новые темы, имена, образы, стили и направления.

    Главной характерной чертой Серебряного века можно назвать тяготение к новаторству. Это касается и форм, и содержания. Образная система также менялась в зависимости от направления.


    (Константин Бальмонт)

    Основным направлением Серебряного века считается символизм. Его главными признаками являются глубина, философичность, декадентство (упадничество). Все слова в текстах символистов образны. Поэты-символисты (Фет, Тютчев, Гиппиус, Брюсов, Бальмонт, Блок) ценят многозначные слова, поэтому нередко используют их в самых разнообразных комбинациях (метафоры, аллегории, сравнения, параллелизм).


    (Александр Блок)

    Поэзия символизма представляет собой сочетание сложных образов и тематик. Самой распространенной можно назвать тему поэта и поэзии. Символисты восхваляли красоту поэзии, считали ее самым ценным искусством и говорили, что поэзия должна быть эстетичной. Главными образами становятся образ мечты, образ поэта, образ вечной женственности, образ совершенного мира.


    (Николай Гумилев)

    Второе течение Серебряного века – акмеизм. В отличие от символистов, акмеисты (Ахматова, Мандельштам, Иванов, Гумилев) выступали не за символику, а за материальность, точность значений и предметность.


    (Анна Ахматова)

    Тематика акмеизма полностью соответствовала этим принципам, основными были: тема земной красоты, тема духовного мира человека (его переживаний, чувств, эмоций). Акмеисты нередко обращались к библейским и мифологическим образам и сюжетам.


    (Владимир Маяковский)

    Следующее течение – футуризм – особенно полюбилось современникам. Это было авангардное направление, которое заявляло: «Границ не существует!» Основными образами футуризма были образ своего высшего «я», мотив поклонения разрушению, образ презренной буржуазии и образ человека тонкой душевной организации. Поскольку футуризм тяготел к живописи, то поэты (Маяковский, Северянин, Хлебников, Крученых, Каменский) придавали большое значение форме: появлялись авторские неологизмы, устаревшая система построения фраз и рифмы жестко критиковались.


    (Сергей Есенин)

    Новокрестьянская поэзия в качестве направления заняла одну из лидирующих позиций в литературе Серебряного века. Поэты этого направления (Есенин, Клюев, Клычков) особое внимание уделяли образам и тематике, а именно теме деревенской России, образу матери-природы, фольклорным образам и мотивам.

    Серебряный век русской поэзии по праву можно назвать выразительным и ослепительным временем. Этот период подарил литературе чувственного, смелого и яркого лирического героя в условиях неспокойной атмосферы. На поэзию Серебряного века оказали большое внимание революция, война, кризис личности. Поэзия этого времени неординарная, непредсказуемая, главный образ Серебряного века – человек, лишившийся всего, но с гордо поднятой головой преодолевающий невзгоды.

    Популярные сочинения

    • Сочинение Николай Алмазов в рассказе Куст сирени (образ и характеристика)
      Николай Евграфович Алмазов – один из главных персонажей в рассказе А.И. Куприна «Куст сирени». Это молодой женатый человек, поручик, учащийся Академии генерального штаба.
    • Сочинение Описание внешности сестры
      По общему признанию, у всех нас есть кто-то, кто нам нравится больше всего в нашей семье. Лично мне больше всего нравится моя старшая сестра, и я считаю ее одним из моих лучших друзей.
    • История жизни Григория Печорина в романе Герой нашего времени
      История жизни Григория Александровича Печорина представлена в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

    Серебряный век русской литературы статья по литературе (11 класс) на тему

    Серебряный век литературы

    «Серебряный век» – это был подлинный расцвет мысли и талантов. В области философии – НА Бердяев, СН Булгаков. Русская живопись – ИЕ Репин, МВ Нестеров, МА Врубель. Группа «Мир искусств» — ВА Серов, АН Бенуа, НК Рерих, БМ Кустодиев. Театр – Ф Шаляпин, В. Комиссаржевская.

    Поэты «Серебряного века» следовали пушкинским традициям, каждый в меру своего дара, а их новаторство выражалось в «расширении художественной впечатлительности» и в некоторых умеренных реформах стиха. Не все поэт, жившие в начале 20 века относятся к поэтам «Серебряного века». Только крупные таланты, с учетом их отношения к Пушкину и традициям 19 века.

    1. Поэты-символисты. Валерий Брюсов, Андрей Белый, Александр Блок, Иннокентий Анненский (близок по духу к символистам, не получивший заслуженного признания при жизни). Символизм – литературное направление конца 19 – начала 20 веков. Сложился во Франции в 70-80-е годы 19 века. Это индивидуальное представление поэта о мире, смутное и неопределенное. Красота и истина постигаются не рассудком, а интуицией. Действительность должна быть показана через намеки и полутона. Символизм распался к 1910 году, на смену ему пришли:
    2. Эгофутуризм (вождь Игорь Северянин) – поиск нового без отвержения старого.
    3. Кубофутуристы – «бросить Пушкина с парохода современности», не являются поэтами «Серебряного века». Они изобретали заумный язык, громили культуру – Велимир Хлебников, Алексей Крученых.
    4. Акмеисты («акме» — греч. «ясность»). Николай Гумилев, А Ахматова, Осип Мандельштам. Крестьянские поэты: Николай Клюев, С Есенин внесли свой вклад в поэзию «Серебряного века». Поэты, не примыкавшие ни к каким группам: Ив. Бунин, М. Цветаева – слышны в поэзии «Серебряного века».
    5. Футуризм – (от лат. будущее). Оформился как творческий союз в 1910 – е гг. Самое главное — отрицание наследия предшествующих литературных эпох. Они считали свою поэзию началом новых путей раскрепощенного слова. Стихи футуристов были подобны заклинаниям: Бобэби пелись губы. Вээоми пелись взоры. В этом не линия главное, а звук.
    6. Имажинизм (от франц. Образ) с 1919 года существовало несколько лет. С. Есенин, Шершневич, М. Цветаева, В. Волошин. Образ главенствует над мыслью. Может быть без содержания стихотворение, но должно быть много словесных образов:

    Ягненочек – кудрявый месяц –

    Пасется в голубой траве

    В августе 1921 года умер А. Блок, расстрелян Н. Гумилев – «Серебряный век» русской поэзии прервался. Временные рамки «Серебряного века» менее 20 лет, но созданное его поэтами во всей красоте и глубине русского слова – только в наши дни полностью становится достоянием читателей и объектом критики.

    Такими были русские стихотворцы «Серебряного века»: Нобелевский лауреат И. Бунин. Нобелевский лауреат — А. Ахматова в мантии почетного доктора (увы! – не отечественного университета). Мать Мария – чье имя для французов – символ служения Добру. Анненский – знал 14 языков. М. Волошин, по беглым зарисовкам которого, геологи изучают структуру пород Крымского побережья. Люди величайшей культуры, тот светоч мысли, который так необходим нам сейчас.

    Сочинение: Поэты серебряного века

    (318 слов) Рубеж XIX и ХХ веков – период, когда Россия стояла на пороге колоссальных изменений и потрясений: революции, Первая мировая война, научно-технологический скачок: все это, несомненно, повлияло на творчество поэтов того времени. Лирика принимает свежие формы, образуются новые течения, авангардистские движения. Конечно, вечные темы, такие как любовь, жизнь и смерть, природа, дружба, место человека в мире неизменно затрагиваются авторами, но меняется стиль их поэзии.

    В данный период зародились четыре основных литературных течения, в которых развивалось творчество поэтов Серебряного века: символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм. Давайте подробнее рассмотрим поэзию их главных представителей.

    Поэты-символисты воспринимали окружающий мир как некий эфемерный образ, который не имеет однозначных, предметных свойств. Здесь слово-символ – главный элемент отображения реальности, которая в парадоксальности своей не имела конкретных форм. Кроме того, если говорить об общем настроении, которое превалирует в символизме, это нередко обреченность, представленная как эстетика пессимизма. Основными представителями данного направления в России считаются Константин Бальмонт, Зинаида Гиппиус, Валерий Брюсов, Фёдор Сологуб, Дмитрий Мережковский – «старшие» символисты; Александр Блок, Вячеслав Иванов, Андрей Белый – «младшие символисты».

    Кардинально противоположные идеи воплотились в акмеизме: мир – материален, образы точны и понятны. Поэты стремились показать красоту вещей, явлений, человеческой души простыми словами и образами. Их стихотворения не нагромождены изобразительными средствами языка. К акмеистам относятся Николай Гумилёв, Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Сергей Городецкий.

    Самобытным явлением в поэзии стал футуризм, который воплощает в себе бунтарский дух. Поэты этого направления отрицали старые нормы, традиции, устои, они ломали привычные правила стихосложения, экспериментировали с рифмой и ритмом, активно использовали окказионализмы. Футуристами были Игорь Северянин, Велимир Хлебников, Владимир Маяковский, Алексей Кручёных.

    Главным средством выразительности в поэзии имажинистов является метафора, а цель – создание ярких и броских образов, скандальных мотивов. К поэтам-имажинистам относят Анатолия Мариенгофа, Сергея Есенина, Вадима Шершеневича.

    Однако были поэты Серебряного века, чьё творчество развивалось вне литературных течений и объединений, это, например, Марина Цветаева, Борис Пастернак, Иван Бунин, Максимилиан Волошин.

    Можно сказать, что поэзия Серебряного века ознаменовалась сменой парадигм, что стало некой основой для развития совершенно нового представления о стихосложении и восприятии мира.

    Автор: Любовь Богданова
    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: