Тема войны в творчестве Владимира Высоцкого: сочинение

Тема войны в поэзии В. Высоцкого

Творчество Владимира Семеновича Высоцкого многогранно. Стихотворения и песни о Великой Оте­чественной войне занимают одно из важных мест в его лирике.

Когда началась война, ему было только три года, но его стихотворения настолько проникают в душу, что ощущаешь личную причастность поэта к фронтовым событиям. Кажется, как будто он сам со своими одно­полчанами штурмовал высоту, на которой «все судь­бы с путями скрестились»: «Ползли к высоте в огне­вой полосе / Бежали и снова ложились. ». Как будто он сам, тяжело раненный, лежал в госпитале.

И однажды как в угаре,

Тот сосед, что слева, мне

Вдруг сказал: «Послушай, парень,

У тебя ноги-то нет. »

То вдруг он предстает перед нами старым, опыт­ным, много повидавшим воином, шагнувшим в бой из окопа. И, понимая, что «на этот раз» ему «не вернуть­ся», он свято верит в победу и освобождение Родины сынами, юными солдатами, надеется, что они вернут­ся живыми:

Я успеваю улыбнуться,

Я вижу, кто идет за мной.

Мы не успели. оглянуться,

А сыновья. уходят в бой.

То мы видим его еще молодым солдатом, не успев­шим испытать жизненных радостей. Увидел в небе падающую звезду и загадал самое заветное желание «выйти живым из боя», и был убит вражеской пулей, показавшейся ему в последний миг жизни упавшей с неба звездой:

Я уж решил: миновала беда

И удалось отвертеться.

Но с неба свалилась шальная звезда

Прямо под сердце…

Поэт переживает смерть друга, как свою собствен­ную смерть: «Все теперь одному, только кажется мне:/ Это я не вернулся из боя».

Только настоящая творческая личность может так сопереживать судьбе своего народа и каждого отдель­ного человека. Сам Высоцкий говорил: «Нельзя ска­зать иду в ногу со временем — это слишком высоко. Просто беспокойство времени, его парадоксы посто­янно живут во мне, требуют выражения».

И было с кого брать пример поэту. Его отец кадро­вым офицером прошел тяжелый фронтовой путь от Москвы до Берлина. Он говорил про сына: «По-моему, главное в нем то, что рос он, окруженный людьми про­стыми и честными, прошедшими через войну,— на­стоящими людьми».

Глубоки и жизненны военные стихи Высоцкого, мотивы разнообразны, в основе своей оригинальны, отчасти корнями уходят в классическую литературу. Высоцкий показывает нам человека во всех его прояв­лениях: от низменного до возвышенного, от обыден­ного до исключительного; раскрывает чудовищную сущность войны.

В стихотворении «Расстрел горного эха» поражает жуткостью картина вторжения войны в мирную жизнь. Гибель простых людей автор изображает при помощи развернутого олицетворения, через образ ве­селого горного эха.

Всю ночь продолжалась

кровавая злая потеха,

И эхо топтали — но звука никто не слыхал,

К утру расстреляли притихшее горное эхо.

И брызнули камни, как слезы, из раненых скал.

Погибают солдаты, освобождая землю, и в каждой пяди видят «все наши деревни, леса, города». Погиба­ет друг, и его фронтовой товарищ с горечью вспомина­ет: «Нам и места в землянке хватало вполне. ». «Сей­час глаза мои сомкнуться, я крепко обнимусь с зем­лей»,— произносит умирающий боец.

Землю автор олицетворяет — «почернела от горя», сравнивает с «горелой кашей», на ее живом теле, « как разрезы, траншеи легли и воронки, как раны зия­ют» , но она вынесет все, ее рано записывать в калеки.

Да, военные стихи Высоцкого трагичны, но в то же время мы не видим в них безысходности, они полны оптимизма. И этот оптимизм черпается из глубочай­шей, настоящей сыновней любви поэта к родной зем­ле: «Материнства не взять у земли, / Не отнять, как не вычерпать моря. ».

Многие поэты воспели женскую верность: К. Симо­нов «Жди меня», А. Твардовский «Дом у дороги», но в жизни бывало и иначе. Тот, кто «полмира почти через злые бои прошагал и проползал с батальоном», чудом уцелел на фронте, вернувшись домой, застает в род­ном доме «неприветливогохозяина».

Но смертельная рана зашла со спины,

И изменою в сердце застряла.

Я себя в пояснице согнул,

Силу воли позвал на подмогу:

«Извините, товарищи, что завернул

По ошибке к чужому порогу,

Дескать, мир и любовь вам

Да хлеба на стол,

Чтоб согласье по дому ходило. »

Даже в такой ситуации лирический герой остается самим собой, настоящим человеком, мужчиной.

Множество тем поднимает Высоцкий в своих про­изведениях: трагедия нерожденных детей (Я бы звез­ду эту сыну отдал просто на память. /В небе висит, пропадает звезда — некуда подать.), героизм одних и карьеризм других:

Нам говорили: «Нужна высота»

И: «Не жалеть патроны!».

Вот покатилась вторая звезда

«Мы не умрем мучительной жизнью, / Мы лучше верной смертью оживем»,— вот та великая мудрость, сформулированная В. С. Высоцким, которая обрета­ется там, у последней черты.

Не вернувшийся из боя солдат продолжает жить в душе своего товарища («Он не вернулся из боя»).

Наши мертвые нас не оставят в беде.

Наши павшие как часовые.

Отражается небо в лесу, как в воде,

И деревья стоят голубые.

Герои военных стихотворений Высоцкого, честно прожив жизнь, став частицей чистого и ясного неба, помогают нам сохранить веру в добро и справедли­вость, не заблудиться в современном суматошном мире.

Военная тематика в творчестве Владимира Высоцкого

(из архива “Высоцколюбие”)

В новом фильме “Зачем человеку крылья?” звучит песня Владимира Высоцкого “Песня о земле”, которая была написана несколько лет назад:
Кто сказал: «Всё сгорело до тла,
Больше в землю не бросите семя!»?
Кто сказал, что Земля умерла?
Нет, она затаилась на время!
Материнства не взять у Земли,
Не отнять, как не вычерпать моря.
Кто поверил, что Землю сожгли?
Нет, она почернела от горя.
Как разрезы, траншеи легли,
И воронки – как раны зияют.
Обнажённые нервы Земли
Неземное страдание знают.
Она вынесет всё, переждёт, –
Не записывай Землю в калеки!
Кто сказал, что Земля не поёт,
Что она замолчала навеки?!
Нет! Звенит она, стоны глуша,
Изо всех своих ран, из отдушин,
Ведь Земля – это наша душа, –
Сапогами не вытоптать душу!
Кто поверил, что Землю сожгли?!
Нет, она затаилась на время…

Сам по себе напрашивается вопрос: неужели при сегодняшнем обилии поэтов и композиторов для фильма режиссёра Владимира Шамшурина (известного по фильмам “Безотцовщина”, “А у нас была тишина”, “Опасные друзья”) нельзя было написать новую песню на военную тему? Ответ может быть только однозначный: “Конечно же, можно”. Однако режиссёр принял своё неординарное решение и в какой-то мере смелое, оригинальное.
Я не знаю – является ли кинорежиссёр В.Шамшурин поклонником или почитателем Высоцкого и его творчества. Но для меня ясно одно – песни Владимира Высоцкого никого не могут оставить равнодушным! Они наполнены той неодолимой жизненной силой, которая заставляет нас не только слушать, но и вслушиваться в слова. В слова глубокого философского смысла и практического значения, современного звучания и высокого слога.
С каждым годом, месяцем, а может – днём растёт и ширится признание (я бы сказал смело) гения В.Высоцкого. ещё У.Шекспир сказал: “Лицом к лицу не разглядеть – большое видится на расстоянии”. И это относится к самому творчеству В.Высоцкого. и я уверен: пройдёт ещё немного времени – и появятся научные труды, изучающие песенное наследие народного барда, поэта, актера.
Выступая в одной из последних программ Центрального телевидения цикла “Это было недавно” ведущий С.В.Образцов, говоря о творчестве Высоцкого, отметил музыкальность этих песен. “Хотя, – как он сказал, – песни не принимали сначала, их не понимали или недопонимали, а теперь видно, что Высоцкий музыкален”. Это ли не признание Гения!
Музыкальность… Она особая в песнях, написанных В.Высоцким о Великой Отечественной войне. Здесь своеобразный сплав и мелодии, напряжённый ритм и громадная сила слога, чуждая дифирамбовому звучанию.
Военная тема… Когда она вошла в творчество В.Высоцкого? откуда она пришла – такая глубокая, зрелая и весомая?
Перелистывая страницы биографии Высоцкого, нетрудно заметить, что его детство, отрочество и юность тесно переплетены с понятием “воинская доблесть”. Вернее, с людьми, которые постигли это понятие, с людьми, для которых каждый день – это познание военной жизни.
Сын военного (его отец – Семён Владимирович, рождения 1916 года, кадровый военный, окончил Академию Связи, одним из первых вошёл в Берлин, освобождал Чехословакию, почётный гражданин г.Кладно, полковник в отставке) Владимир Высоцкий по окончании Школы-студии МХАТа (закончил в 1960 году) через два года играет эпизодическую роль моряка Петра в фильме “Увольнение на берег”, в этом же году параллельно снимается в роли солдата морской пехоты в фильме “713-й просит посадку”. На следующий год он в фильме “Живые и мёртвые” предстаёт в роли весёлого солдата. А будучи принятым в Театр драмы и комедии на Таганке В.Высоцкий в 1964 году Дебютирует в роли лётчика Янг Суна в спектакле “Добрый человек из Сезуана” и играет драгунского офицера в спектакле “Герой нашего времени”.
В.Высоцкий в этот период пробует своё поэтическое перо и настраивает (образно говоря) свою семиструнную гитару.
В спектакле Театра на Таганке “Пристегните ремни” он исполняет свою “Мы вращаем Землю”.
От границы мы Землю вертели назад
(было дело сначала).
Но обратно её закрутил наш комбат,
Оттолкнувшись ногой от Урала.
Наконец-то нам дали приказ наступать,
Отбирать наши пяди и крохи, –
Но мы помним, как солнце отправилось вспять
И едва не зашло на востоке.
Мы не мерим Землю шагами,
Понапрасну цветы теребя, –
Мы толкаем её сапогами –
От себя! От себя.

Читайте также:
Тема совести в произведениях русской литературы (В.С.Высоцкий. Стихи и песни).: сочинение

Песни о Великой Отечественной войне – самые сильные в творчестве В.Высоцкого. он старается проникнуть не только в суть людских переживаний, но и понять окружающее этих людей. Как настоящий художник, он ищет формы выражения обстановки того времени. И идёт не упрощённым путём, ни мимолётными зарисовками момента. Наоборот, он рисует такую живописную картину, в которой нет не переднего и ни заднего плана, ни героев и ни фонового занавеса. Его герои – это не только люди – стойкие бойцы, а просто – горы (ведь это наши горы – они помогут нам”), время (“наше время – иное, лихое”) и горное эхо, которое расстреляли и о котором Высоцкий поёт в своей песне, так и названной “Расстрел горного эха”:
В тиши перевала, где скалы ветрам не помеха, помеха,
На кручах таких, на какие никто не проник,
Жило-поживало весёлое горное, горное эхо, –
Оно отзывалось на крик – человеческий крик…
Всю ночь продолжалась кровавая злая потеха, потеха, –
И это топтали – но звука никто не слыхал.
К утру расстреляли притихшее горное, горное эхо –
И брызнули слёзы, как камни, из раненых скал…

Следующая песня, которая прозвучит, написана на морскую тему. В.Высоцкий, говоря о ней, отметил: “Эта песня не имеет временного понятия. События её могли произойти и 30 лет назад, и 100 лет назад”. Это неважно. Главное в другом – в людях, посвятивших свою жизнь морю…”
По своему звучанию эта песня – порыв, накал страстей, человеческих чувств, собранных в кулак, подчинённых единому решению, которое принято капитаном – военным человеком, стратегом и тактиком.
Высоцкий признавался: “Песня родилась исподволь, не давала покоя ни днём, ни ночью, скребла за душу, чтобы в один день вылиться на бумагу, в музыку”.
Работа для В.Высоцкого была сродни самопожертвованию: слог должен быть глубок, отточен, лишён ненужной мишуры, прост и понятен – вот основной девиз этой работы.
Вначале эту песню “Гибель корсара”, впоследствии слова из песни стали её заглавием “Ещё не вечер”:
Четыре года рыскал в море наш корсар, –
В боях и штормах не поблекло наше знамя,
Мы научились штопать паруса
И затыкать пробоины телами.
За нами гонится эскадра по пятам, –
На море штиль – и не избегнуть встречи!
Но нам сказал спокойно капитан:
“Ещё не вечер, ещё не вечер!”…

Анализируя творчество В.Высоцкого, невольно ищешь ответы в его биографии, его высказываниях и выражениям. Военная тематика в песнях Высоцкого рождает естественный вопрос – где этому начало.
28 июля 1970 года Высоцкий заполнил анкету, составленную бывшим сотрудником Театра на Таганке Анатолием Меньшиковым, в которой против вопроса любимая песня – было написано: “Песня “Вставай страна огромная”. На вопрос – историческая личность, внушающая отвращение – он ответил: “Гитлер”.
На одном из своих концертов В.Высоцкий сказал: “Я много пишу песен о войне. И часто спрашивают – почему. Я не прошёл через войну. Здесь есть много ответов. Один – самый главный – такой: я для своих песен стараюсь выбирать людей, которое находятся в самой крайней ситуации, в момент риска, рядом со смертью, у которых что-то сломалось, либо они находятся на рубеже с неизвестностью, а дальше неизвестно что. я их часто нахожу там, в тех сюжетах…” И далее он продолжил: “Я больше всего интересуюсь всегда проблемами, которые всеобщие – предательство, надёжность, верность, добро, зло..”
Песни Высоцкого о войне – это песни очень настоящих людей. Сильных, мужественных, добрых, усталых. (звучит песня “Чёрные бушлаты”):
За нашей спиною остались паденья, закаты, –
Ну хоть бы ничтожный, ну хоть бы невидимый взлёт!
Мне хочется верить, что чёрные наши бушлаты
Дадут мне возможность сегодня увидеть восход…
Уходит обратно на нас поредевшая рота.
Что было – не важно, а важен лишь взорванный форт.
Мне хочется верить, что грубая наша работа
Вам дарит возможность беспошлинно видеть восход!

В.Высоцкий написал много песен для кинофильмов, рассказывающих о ратном подвиге советского народа в нелёгкую военную годину. Им написаны песни к фильмам: “Я родом из детства”, “Сыновья”, “Единственная дорога”, “Война под крышами”. Следует отметить, что эти песни не являются так называемым “художественным дополнением”. Они – полнокровные составные части кинополотна. Песни насыщают, укрупняют и конкретизируют место действия киногероев. Звучит песня “Аисты” из кинофильма “Война под крышами”.
Небо этого дня – ясное,
Но теперь в нём – броня лязгает.
А по нашей земле – гул стоит,
И деревья в смоле – грустно им.
Дым и пепел встают как кресты,
Гнёзд по крышам не вьют аисты…
Воздух звуки хранит разные,
Но теперь в нём – гремит, лязгает.
Даже цокот копыт – топотом,
Если кто закричит – шёпотом.
Побрели все от бед на восток, –
И над крышами нет аистов…

Читайте также:
Рецензия на произведения Владимира Высоцкого: сочинение

Если пристальней вглядеться в героев военных песен В.Высоцкого, то можно отметить следующий факт: это люди не одного определённого рода войск. Персонажи Высоцкого сражаются с врагом в воздухе (“Я – “Як”-истребитель”), под водой (“Спасите наши души”), на воде (“Ещё не вечер”) и на земле: простым солдатом-пехотинцем (“Он не вернулся из боя”, “Сыновья уходят в бой”), морским десантником-сапёром (“Чёрные бушлаты”), разведчиком (“Разведка боем”), горным стрелком (“Ведь это наши горы”). И кем бы ни был герой песен В.Высоцкого, он – настоящий, смелый и мужественный человек, для которого защита Родины – священный долг.
Его герои всегда в экстремальных ситуациях, в крайне сложных условиях, на грани жизни и смерти. Иными словами, они в тех обстоятельствах, в которых у честных людей рождается единственно правильное решение – сохранять светлое будущее человечества, победить зло, утвердить мир на Земле.
Звучит попурри из песен “Я – “Як”-истребитель”, “Спасите наши души”, “Он не вернулся из боя”, “Сыновья уходят в бой”, “Песня о новом времени”.
Я -“ЯК”, истребитель, – мотор мой звенит,
Небо – моя обитель, –
А тот, который во мне сидит,
Считает, что – он истребитель.
В этом бою мною «юнкерс» сбит –
Я сделал с ним, что хотел, –
А тот который во мне сидит,
Изрядно мне надоел!
Я в прошлом бою навылет прошит,
Меня механик заштопал, –
А тот, который во мне сидит,
Опять заставляет – в штопор!
Из бомбардировщика бомба несёт
Смерть аэродрому, –
А кажется – стабилизатор поёт:
«Мир вашему дому!»

Уходим под воду
В нейтральной воде.
Мы можем по году
Плевать на погоду, –
А если накроют –
Локаторы взвоют
О нашей беде.
Спасите наши души!
Мы бредим от удушья.
Спасите наши души!
Спешите к нам!
Услышьте нас на суше –
Наш SOS всё глуше, глуше, –
И ужас режет души
Напополам…

Почему всё не так? Вроде – всё как всегда:
То же небо – опять голубое,
Тот же лес, тот же воздух и та же вода…
Только он не вернулся из боя.
Мне теперь не понять, кто же прав был из нас
В наших спорах без сна и покоя.
Мне не стало хватать его только сейчас –
Когда он не вернулся из боя.

Сегодня не слышно биенье сердец –
Оно для аллей и беседок.
Я падаю, грудью хватая свинец,
Подумать успев напоследок:
«На этот раз мне не вернуться,
Я ухожу – придёт другой».
Мы не успели оглянуться –
А сыновья уходят в бой!

Как призывный набат, прозвучали в ночи тяжело шаги, –
Значит, скоро и нам – уходить и прощаться без слов.
По нехоженым тропам протопали лошади, лошади,
Неизвестно к какому концу унося седоков.
Наше время иное, лихое, но счастье, как встарь, ищи!
И в погоню летим мы за ним, убегающим, вслед.
Только вот в этой скачке теряем мы лучших товарищей,
На скаку не заметив, что рядом – товарищей нет.
И ещё будем долго огни принимать за пожарами мы,
Будет долго зловещим казаться нам скрип сапогов,
О войне будут детские игры с названьями старыми,
И людей будем долго делить на своих и врагов.
А когда отгрохочет, когда отгорит и отплачется,
И когда наши кони устанут под нами скакать,
И когда наши девушки сменят шинели на платьица, –
Не забыть бы тогда, не простить бы и не потерять!…

Почему же поэт, который по своему возрасту не мог принимать участие в войне, всё-таки писал о ней, более того – не мог не писать?
“А всё дело в судьбе. В твоей личной жизни, – как писал Роберт Рождественский в предисловии к книге В.Высоцкого “Нерв”, – которая начинается вовсе не в момент рождения человека, а гораздо раньше. В личной человеческой судьбе, которая никогда не бывает чем-то отдельным, обособленным от других людских судеб. Она, твоя свадьба, – честь обшей, огромной судьбы твоего народа. И существуешь ты на земле, продолжая не только собственных родителей, но и многих других людей.
Тех, которые жили до тебя. Тех, которые когда-то защитили твой первый вздох, первый крик, первый шаг на Земле… (Звучит песня “Братские могилы”).
На братских могилах не ставят крестов
И вдовы на них не рыдают,
К ним кто-то приносят букеты цветов
И Вечный огонь зажигают.
Здесь раньше вставала земля на дыбы,
А нынче – гранитные плиты.
Здесь нет ни одной персональной судьбы –
Все судьбы в единую слиты.
А в Вечном огне – видишь вспыхнувший танк,
Горящие русские хаты,
Горящий Смоленск и горящий рейхстаг,
Горящее сердце солдата.
У братских могил нет заплаканных вдов –
Сюда ходят люди покрепче.
На братских могилах не ставят крестов…
Но разве от этого легче?!

Тема войны в творчестве Владимира Высоцкого

Рассмотрение биографии В. Высоцкого, особенностей его жизни, которые побудили к написанию произведений в военной тематике. Тема войны как одна из основных тем в творчестве Высоцкого, анализ его военной лирики. Психологическая достоверность песен и стихов.

Рубрика Литература
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 08.11.2019
Размер файла 24,3 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

ГУО «Гимназия №15 г. Минска»

Тема войны в творчестве Владимира Высоцкого

Выполнила: учащаяся 10 «Б» класса

Новохацкая Екатерина Николаевна

Проверила: учитель русского языка и лит.

Головнева Ирина Борисовна

1. Владимир Высоцкий

2. Тема войны, как одна из основных тем в творчестве Высоцкого

2.1 Анализ военной лирики Высоцкого

2.2 Человек и война

Жизнь и творчество Владимира Семеновича Высоцкого, несомненно, вызывает неподдельный интерес.

Очень часто современники критиковали его детище. Примером может послужить одна из газет («Тюменская правда», 7 июля),в статье «С чужого голоса» Высоцкий был назван автором «грязных и пошлых песенок», «подделок-речитативов под два-три затасканных аккорда».

Однако то, что его деятельность выпала на период «эпохи застоя» не означает, что труды пропали даром.

Читайте также:
Высоцкий для нашего поколения: сочинение

Произведения Высоцкого переведены на многие языки мира. Его песни и стихотворения изучаются в общеобразовательных школах и вузах. Согласно опросу общественного мнения, проведённому ВЦИОМ в январе 2018 года, Высоцкий является одним из «русских кумиров XX века» (в народном рейтинге его опережает только Юрий Гагарин); две трети респондентов считают, что Высоцкий «оказал сильное влияние на формирование взглядов своих современников и последующих поколений»

Цель: В своем реферате мне бы хотелось выделить как военную тематику в его лирике, так и самого Высоцкого, чтобы ознакомление с его творчеством шло параллельно с принятием Владимира Семеновича, как личность.

1.Рассмотреть биографию Высоцкого, особенности его жизни, которые побудили к написанию произведений в военной тематике.

2. Отметить тему войны, как одну из основных тем творчества

1. Владимир Высоцкий

1.1 Биография Высоцкого

Владимир Семенович Высоцкий(25 января 1938, Москва — 25 июля 1980, Москва) — советский поэт, актёр театра и кино, автор-исполнитель песен; автор прозаических произведений и сценариев. Владимир Высоцкий родился в семье Нины Максимовны и Семёна Владимировича Высоцких. В марте 1941 года Семёна Владимировича призвали на военную службу. Через четыре месяца началась война, и в июле Нина Максимовна с сыном отправились в эвакуацию на восток страны. Летом 1943 года Нина Максимовна и Володя возвратились в Москву. К тому времени родители Высоцкого уже знали, что их брак фактически распался и в квартиру на Первой Мещанской Семён Владимирович не вернётся. Годом ранее в его жизни появилась Евгения Степановна Лихалатова, знакомство с которой произошло, когда Высоцкий служил в Главном управлении связи Красной армии. Развод родителей стал, по мнению исследователей, поводом к появлению в автобиографической песне Высоцкого — «Балладе о детстве» — строчек: «Возвращались отцы наши, братья / По домам — по своим да чужим»

Сильный на впечатления, на события эпизод детства Высоцкого – два года в Германии. Там служил его отец Семен Владимирович, он и взял к себе сына.

Через неделю, как устроились, Володя прибегает к Евгении Степановне, мачехе, взволнованный: “А ты знаешь, что мы живем у фашиста?” – и показал ей фотографию, на которой изображен хозяин дома со свастикой на мундире. С этого дня стал дерзко вести себя с фрау Ани, хозяйкой дома – грубил, хамил. Отношения накалились до такой степени, что Семен Владимирович принял решение переехать в другой дом. И переехали. Но Володя был непримирим: однажды, встретив фрау Ани с мужем, он подбежал к нему и крикнул: “Вилли, ты – фашист! Фашист! Фашист!” Евгения Степановна пыталась его успокоить, но Володя был в страшном возбуждении: “Фашист! Он убивал детей! Он мог папу убить, он мог тебя убить. Он всех детей убивал, он – фашист. ” Жили Высоцкие в Эберсвальде, небольшом городке километрах в сорока к северо-востоку от Берлина. Условия роскошные – занимали целый этаж дома, у Володи отдельная комната. Общался, с кем хотел, в том числе и с немецкими детьми. Катался на велосипеде, да с выкрутасами – спиной к движению, с трюками. Перед отъездом из Эберсвальда на родину Володя отдал велосипед Гансу, своему немецкому дружку. “Мы ж собирались взять велосипед с собой”, – напомнил сыну Семен Владимирович. Володя объяснил: “Ты у меня живой, а у него нет папы. “

Жили Высоцкие в Эберсвальде, небольшом городке километрах в сорока к северо-востоку от Берлина. Условия роскошные – занимали целый этаж дома, у Володи отдельная комната. Общался, с кем хотел, в том числе и с немецкими детьми. Катался на велосипеде, да с выкрутасами – спиной к движению, с трюками. Перед отъездом из

Эберсвальда на родину Володя отдал велосипед Гансу, своему немецкому дружку. “Мы ж собирались взять велосипед с собой”, – напомнил сыну Семен Владимирович. Володя объяснил: “Ты у меня живой, а у него нет папы. “

У Высоцкого около полусотни песен, так или иначе связанных с войной. Среди них есть знаменитые, которые он сам часто исполнял – “На братских могилах. “, “О погибшем друге”, “Штрафные батальоны”, “Военная песня”, “Песня о госпитале”, “Сыновья уходят в бой”, “Тот, который не стрелял”, “Про Сережку Фомина”. Другие реже – “Баллада о ненависти”, “Баллада об оружии”, “В плен – приказ: не сдаваться, – они не сдаются”, “Песня о конце войны”.

Всерьез началась для Высоцкого военная тема, когда он пришел в Театр на Таганке. Любимов поставил к 20летию Победы спектакль “Павшие и живые”. Юбилей отмечался мощно – Брежневу надо отдать должное, он возродил уважение и к этой дате, и вообще к Победе.

“Павшие и живые” – это даже не спектакль, а поэтическая композиция по стихам военных поэтов: Бориса Слуцкого, Давида Самойлова, Александра Межирова, Константина Симонова, Михаила Кульчицкого. Оформление предельно аскетичное: три дороги, Вечный огонь. Для этого спектакля Любимов попросил Высоцкого написать песню. Песню необычную: от имени немецких солдат. Песню точную по психологии, не кривляющуюся, сильную. Невообразимой сложности задача – Высоцкий справился с блеском.

По выжженной равнине –

Идут по Украине

Солдаты группы “Центр”.

И ритм нашел – в нем угроза,

напор и в то же время обреченность.

А перед нами все цветет –

За нами все горит.

Не надо думать! – с нами тот,

Кто все за нас решит.

Таким образом, тема ВОВ прочно закрепилась в его творчестве.

2. Тема войны, как одна из основных тем в творчестве Высоцкого

2.1 Анализ военной лирики Высоцкого

В моем реферате будут представлены стихи и строчки из песен Владимира Высоцкого, а так же собственное впечатление о его творчестве. Так же можно ознакомиться с мультимедиа презентацией, так же содержащей материалы с творчеством Владимира Семеновича.

Как уже было замечено ранее, военная лирика Высоцкого была настолько натуралистичной, что, несмотря на его возраст, многие считали его человеком, лично прошедшим ужасы войны. В строках людьми ощущалась та знакомая тоска по погибшим близким, что делало эту тему в его лирике еще более близкой душам аудитории.

Почему всё не так? Вроде – всё как всегда:

То же небо – опять голубое,

Тот же лес, тот же воздух и та же вода…

Только – он не вернулся из боя.

То что пусто теперь, – не про то разговор:

Вдруг заметил я – нас было двое…

Для меня – будто ветром задуло костёр,

Когда он не вернулся из боя.

Нынче вырвалась, словно из плена, весна.

По ошибке окликнул его я:

«Друг, оставь покурить!» – А в ответ – тишина…

Он вчера не вернулся из боя.

Нам и места в землянке хватало вполне,

Нам и время текло – для обоих…

Всё теперь – одному, – только кажется мне

– Это я не вернулся из боя.

Читайте также:
Романтические мотивы в лирике Высоцкого: сочинение

«Он не вернулся из боя»1969г.

Война закончилась. Однако она до сих пор будоражит сознание людей, особенно тех, кто не понаслышке знаком с ее страшными последствиями. Ведь не зря говорят: «Никто не забыт. Ничто не забыто»

«Случай в ресторане»

В ресторане по стенкам висят тут и там –

«Три медведя», «Заколотый витязь»…

За столом одиноко сидит капитан.

«Разрешите?» – спросил я «Садитесь!»

«Ну так что же, – сказал, захмелев, капитан, –

Водку пьёшь ты красиво, однако.

А видал ты вблизи пулемёт или танк?

А ходил ли ты, скажем, в атаку?

В сорок третьем под Курском я был старшиной,

– За моею спиною – такое…

Много всякого, брат, за моею спиной,

Что б жилось тебе, парень, спокойно!»

В детстве, занимаясь вокалом, я однажды услышала пение Высоцкого и недовольно отметила, что у него далеко не мелодичный голос. «Кто же так поет?- мой детский ум был в недоумении. Его пение далеко не сразу можно оценить, ведь критерии оценивания у каждого разные. Со временем начинаешь проникаться, вслушиваться скорее не в голос, а в суть. Ведь глубокий смысл заложен в каждой строчке Владимира Семеновича. Настолько, что становится страшно.

От стужи даже птицы не летали,

И вору было нечего украсть.

Родителей моих в ту зиму ангелы прибрали,

А я боялся – только б не упасть!

Высоцкий знал-на войне каждый надеялся и верил, кто как мог. Кто был верующим – молился. А кто не уповал на Всевышнего, тот держал за пазухой фото любимых или обращался за помощью к звездам. В эти суровые 40-е это спасало не всех.

Мне этот бой не забыть нипочём –

Смертью пропитан воздух, –

А с небосклона бесшумным дождём

Снова упала – и я загадал:

Выйти живым из боя, –

Так свою жизнь я поспешно связал

С глупой звездою.

Я уж решил: миновала беда

И удалось отвертеться, –

С неба свалилась шальная звезда –

Прямо под сердце.

Звёзд этих в небе – как рыбы в прудах,

– Хватит на всех с лихвою.

Если б не насмерть, ходил бы тогда

«Песня о звёздах»1964г.

В 1970 году Высоцкий отвечал на анкету, которую притащил рабочий сцены театра Анатолий Меньшиков. Среди вопросов был и такой: “Ваша любимая песня”. Высоцкий написал: “Вставай, страна огромная!” Меньшиков был разочарован: “Я думал, Володя, ты человек серьезный, а ты шутками отделался”. – “А что тебе не нравится?” – “Да вот. “Вставай, страна огромная” – это же патриотическая песня, ее хором поют. “

И вдруг! Глаза у Высоцкого сузились – прострелил Меньшикова насквозь.

– Щенок! Когда у тебя мороз по коже пойдет от этой песни, ты поймешь, что стоит за этим.

«И только потом, – пишет Меньшиков, – поздним умом я понял, что в анкете он нигде не покривил душой. Я узнал про его военное детство. Понял, что значила для него эта песня. А она же действительно потрясает!»

2.2 Человек и война

Война, как ничто другое обнажает человеческую сущность со всех сторон. Здесь сразу видно друга или предателя, смельчака или труса. А как страшно идти в бой, если не знаешь тех, кто рядом! Как тяжело терять друзей. Обо всём об этом сумел рассказать В.Высоцкий в своих произведениях.

…Считает враг: морально мы слабы, –

За ним и лес и города сожжёны.

Вы лучше лес рубите на гробы –

В прорыв идут штрафные батальоны!

…За грехи за наши нас простят,

Ведь у нас такой народ:

Если Родина в опасности –

Значит, всем идти на фронт.

…И другие заключённые

Пусть читают у ворот

Нашу память застеклённую –

Надпись «Все ушли на фронт»…

«Все ушли на фронт»1964г.

Каждый воевавший за Родину- герой. И Высоцкий отдает дань тем, чьи имена до сих пор неизвестны.

На братских могилах не ставят крестов,

И вдовы на них не рыдают,-

К ним кто-то приносит букеты цветов,

И Вечный огонь зажигают.

А в Вечном огне – видишь вспыхнувший танк,

Горящие русские хаты,

Горящий Смоленск и горящий рейхстаг,

Горящее сердце солдата.

высоцкий военная лирика

Стихи и песни В. Высоцкого о войне интонационно и психологически очень достоверны. Прежде всего стихи о настоящих людях, людях из плоти и крови, сильных, усталых, мужественных, добрых. Таким людям можно доверить жизнь, Родину, такие люди не подведут. Ведь недаром даже в мирное время моральные качества человека измерялись по военному принципу.

Давно смолкли залпы орудий,

Над нами лишь солнечный свет, –

На чём проверяются люди,

Если войны уже нет?

Приходится слышать нередко

Сейчас, как тогда:

«Ты бы пошёл с ним в разведку?

Нет или да?» 1968г.

В стихотворении «Смерть истребителя» рассказ ведется от лица самолета, который уверен в том, что управляющий им летчик мешает ему быть свободным. После того, как летчик погибает, самолет понимает, что не может существовать самостоятельно. Летчик-истребитель гибнет, а перед этим самолет думает о земле:

Я больше не буду покорным — клянусь! —

Уж лучше лежать на земле.

В центре внимания поэта — человек во всех его проявлениях: от низменных до возвышенных. Но во всех случаях главным остается одно — Высоцкий говорит о чудовищной сущности войны. Так, в стихотворении «Расстрел горного эха» изображена картина вторжения войны в мирную жизнь. Поэт использует прием олицетворения, посредством образа веселого горного эха, рассказывает о гибели на войне простых людей. Эхо в мирное время «жило-поживало» «в тиши перевала», отзывалось на крик человека, помогало альпинистам докричаться до своих товарищей в случаях беды. Но наступили военные дни. Эхо после жестоких пыток было расстреляно

Всю ночь продолжалась кровавая злая потеха,

И эхо топтали — но звука никто не слыхал,

К утру расстреляли притихшее горное эхо.

И брызнули камни, как слезы, из раненых скал.

Зрелый Высоцкий скажет: “И самое главное, я считаю, что во время войны есть больше возможности, больше пространства для раскрытия человека – ярче он раскрывается. Тут уж не соврешь, люди на войне всегда на грани, за секунду или за полшага от смерти. Люди чисты, и поэтому про них всегда интересно писать”.

Так кем же всё-таки был В. Высоцкий? Прежде всего он был яркой личностью, явлением, и этот факт не нуждается в доказательствах. Стихи и песни В. Высоцкого и сейчас интересны и актуальны, они «живут» в народе. Произведения поэта можно услышать не только из окон квартир, машин, в клубах и в походах у костра, но и за полярным кругом, в кабине самолёта и даже в космосе. Его песня «О друге» – любимая песня многих российских космонавтов.

Лучшие стихи и песни В. Высоцкого – для жизни. Они помогают людям пережить трудные времена. В его произведениях неистощимая сила, не показная нежность и размах души человеческой, а ещё в них есть память, память пройденных дорог и промчавшихся лет, наша память и история.

Читайте также:
Василий Шукшин и Владимир Высоцкий: параллели художественных миров: сочинение

Как многие великие В. Высоцкий молодым ушёл из жизни, на пике своего творчества. Он горел, освещал, согревал в ущерб своему здоровью, растрачивая жизненные силы.

Он торопился, примерял на себя одежды, характеры и судьбы других людей – смешных и серьезных, практичных и бесшабашных, реальных и выдуманных. Он влезал в их заботы, проблемы, профессии и жизненные принципы, демонстрировал их способ мыслить и манеру говорить. Он импровизировал, увлекался, преувеличивал, был дерзок и насмешлив, дразнил и разоблачал, одобрял и поддерживал. Причем все это он делал так талантливо, так убедительно, что иные даже путали его с теми персонажами, которых он изображал в своих песнях. Путали и – восторгались. Путали и – недоумевали. А Высоцкий вроде бы и не обращал на это никакого внимания. Он снова и снова выходил на сцену, продолжал сочинять и петь свои – всегда неожиданные, разноплановые, злободневные – “песни-роли”. И, в общем-то, это уже были не роли, а, скорее, – целые пьесы со своими неповторимыми характерами, не придуманными конфликтами, точно выстроенным сюжетом.

Как никто, он раскрыл тему ВОВ, и за это мы должны быть ему благодарны. Он продолжает жить в стихах, песнях, названием улиц. Его именем работники Крымской астрофизической обсерватории назвали малую планету “Влад Высоцкий”.

Я не верю судьбе,

Я не верю судьбе, а себе – еще меньше.

Но мне хочется верить, что это не так,

Что сжигать корабли скоро выйдет из моды.

Я, конечно, вернусь – весь в друзьях и в делах, –

Я, конечно, спою – не пройдет и полгода.

Я, конечно, вернусь – весь в друзьях и в мечтах, –

Я, конечно, спою, – не пройдет и полгода. (1967)

Сочинение: Тема войны в творчестве Владимира Высоцкого

Есть в Киеве школа, где на стене класса висит обычная фотография из выпускного альбома. На ней — мальчишка, выпускник 85-го года, погибший в Афганистане, под его фотографией — знакомые до боли, обжигающие слова: «Тот же лес, тот же воздух и та же вода, только он не вернулся из боя. » Слова невоевавшего Высоцкого. Почему? Ведь песен о войне так много. Может, потому что ребята, воевавшие в Афгане, выросли и воспитывались на песнях Высоцкого, слушая их, задумывались о жизни, смерти и подвиге. Потому что Высоцкий был честен: черное называл черным, а белое белым. А оправдывают доверие там — в Афганистане, там, где «чужие слова» и где «ненужные встречи»:

Темнота впереди — подожди!

Там стеною закаты багровые,

Встречный ветер, косые дожди,

И дороги, дороги, неровные.

Там чужие слова, там дурная молва,

Там ненужные встречи случаются.

Там сгорела, пожухла трава

И следы в темноте не читаются…

Песней «На братских могилах…» Владимир Высоцкий неизменно начинал свои выступления — в столичном Доме ученых, на Ленских приисках, в клубе донецкой шахты, на сборах хоккеистов, в изысканном парижском концертном зале. Словом, везде. Но его не везде понимали. Они никак не могли понять, почему человек с набухшими жилами поет дома. Что это? Что его так беспокоит. Особенно они не понимали, зачем песне заниматься этими проблемами. Действительно, о чем можно было так петь? Тогда, когда в таком дефиците были правда, искренность, открытость… Об этом он и пел. Люди всегда нуждались в очищении. В очищении от лжи, от двоедушия, которое, как радиация, въедается в кости и не выводится из организма. Высоцкий же был и остается противоядием от лжи, барьером против лицемерия. Поэтому, наверное, мы, скептики, никому не верящие на слово, волнуясь, слушаем человека навоевавшего.

А люди воевавшие были уверены, что он их боевой товарищ. Такая правда звучала в его военных песнях. А ему, когда началась война, исполнилось всего три года:

…Он молчал невпопад и не в такт подпевал,

Он всегда говорил про другое,

Он мне спать не давал, он с восходом вставал,

А вчера не вернулся из боя.

Высоцкий стал мостом понимания между поколениями, между дедами и внуками. Когда-то в одной анкете поэта спросили: «Ваше любимое место?» Высоцкий, который немало повидал, ответил: «Самотека, Москва» — «Ваша любимая песня?» — «Вставай, страна огромная…» Это была песня его детства. Москва 41-го года. Затемненная, неприступная, суровая. Здесь впервые пересеклись пути юного Булата Окуджавы, уходящего на фронт (позже он споет об этом: «Ты научил любви Арбат, а дальше, дальше наше дело…») и маленького Володи Высоцкого. Окуджава поднял уличную песню до вершин истинной поэзии, а вернее, простые и глубокие мысли облек в формулу уличной песни. Окуджава начал то, что продолжил потом Высоцкий. И вот на смену задумчивой доброте песен Булата Окуджавы — охрипший голос солдата, даже не голос — крик, несмолкаемый крик, как предвестник беды. Большая часть песен Высоцкого написана от первого лица, то есть поэт перевоплощается в своего персонажа, ставит себя на его место:

Мне этот бой не забыть нипочем.

Смертью пропитан воздух,

а с небосклона бесшумным дождем

Вот покатилась, и я загадал:

выйти живым из боя…

Вот поэтому Высоцкий и получал письма от фронтовиков: «…Не тот ли вы Владимир Высоцкий, с которым я выходил из окружения под Оршей?», «Здравствуй Володя! После того, как тебя ранило осколком мины, я воевал еще год…»

Владимир пел о тех сторонах военной жизни, о которых мог знать только участвовавший в войне человек. Он ставил себя на место командира, приговоренного к расстрелу, сапера, совершающего подвиг, новобранца и многих других. Он настолько ярко описывает события, что y слушателя невольно создается картина происходящего:

Два провода голых, зубами скрипя, защищаю,

восхода не видел, но понял: вот-вот и взойдет!

А вот еще одно доказательство жизненности его военных песен. Давайте посмотрим, как перекликаются они со стихами Константина Симонова «Безыменное поле», написанными в июле 1942 вода:

Опять мы отходим, товарищ,

Опять проиграли мы бой,

Кровавое солнце позора

Заходит у нас за спиной…

А это строки из песни «Мы вращаем землю», написанные через десятилетия, но, тем не менее, достойные воинского салюта:

От границы мы землю вертели назад.

Было дело сначала.

Но обратно ее закрутил наш комбат,

Оттолкнувшись ногой от Урала.

Сам поэт говорит так о военных песнях: «Пишу песни о войне, конечно, не ретроспекции, а ассоциации. Если вы в них вслушаетесь, то увидите, что их сегодня модно петь, что люди из тех времен, ситуации из тех времен, а, в общем, и идеи, и проблемы — наши, нынешние.

Расчет в авторской песне только на одно — на то, что вас беспокоят точно так же, вам, как и мне, рвут душу и скребут по нервам несправедливости и горе людское». Наше поколение сравнивают с ростком, который, искривляясь, огибает придавивший его камень, но эта кривизна для поэта — норма. Можем ли мы понимать его песни? Хотим ли? Наверное, да. Все мы когда-нибудь задаем себе вопрос: а смог бы я тогда? И пытаемся ответить на него всю жизнь. Песни Высоцкого заставляют нас думать о дружбе, о дружбе в первозданном смысле этого слова:

Читайте также:
Владимир Семенович Высоцкий: сочинение

Их восемь, нас — двое,

Расклад перед боем

Не наш, но мы будем играть.

Нам не светит с тобою,

Но козырь надо равнять.

Я этот небесный квадрат не покину,

Мне цифры сейчас не важны,

Сегодня мой друг защищает мне спину,

А, значит, и шансы равны…

Они учат смотреть на любовь не как на минутное развлечение: Она пришла, чтоб пригласить тебя на жизнь… И о чести, совести, долге мы тоже узнали из его песен:

И во веки веков, и во все времена

Трус, предатель всегда презираем.

Враг есть враг, и война все равно есть война,

И темница тесна, и свобода одна,

И всегда на нее уповаем…

Нет у Высоцкого песен просто о небе, только о земле или о море. Есть — о жизни, о мужестве, о готовности идти в разведку:

Давно смолкли залпы орудий.

Над нами лишь солнечный свет.

А чем проверяются люди,

Если войны уже нет?

Приходится слышать нередко

Сейчас, как тогда:

Ты бы пошел с ним в разведку?

Владимир Высоцкий не воевал, не сидел в тюрьме, не был альпинистом, шахтером, спортсменом — он был Поэтом, Художником слова.

Военная лирика в творчестве Владимира Высоцкого (11 фото + 4 видео)

В творчестве Владимира Высоцкого особое место занимала тема Великой Отечественной войны, которой он проникся с самого детства, и доносил до народа доселе неизвестные истории настоящих героев. О том, как и почему Высоцкий полюбил военную лирику, нам расскажет этот пост.

Сильный на впечатления, на события эпизод детства Высоцкого – два года в Германии. Там служил его отец Семен Владимирович, он и взял к себе сына.

Через неделю, как устроились, Володя прибегает к Евгении Степановне, мачехе, взволнованный: “А ты знаешь, что мы живем у фашиста?” – и показал ей фотографию, на которой изображен хозяин дома со свастикой на мундире. С этого дня стал дерзко вести себя с фрау Ани, хозяйкой дома – грубил, хамил. Отношения накалились до такой степени, что Семен Владимирович принял решение переехать в другой дом. И переехали. Но Володя был непримирим: однажды, встретив фрау Ани с мужем, он подбежал к нему и крикнул: “Вилли, ты – фашист! Фашист! Фашист!” Евгения Степановна пыталась его успокоить, но Володя был в страшном возбуждении: “Фашист! Он убивал детей! Он мог папу убить, он мог тебя убить. Он всех детей убивал, он – фашист. “

Жили Высоцкие в Эберсвальде, небольшом городке километрах в сорока к северо-востоку от Берлина. Условия роскошные – занимали целый этаж дома, у Володи отдельная комната. Общался, с кем хотел, в том числе и с немецкими детьми. Катался на велосипеде, да с выкрутасами – спиной к движению, с трюками. Перед отъездом из Эберсвальда на родину Володя отдал велосипед Гансу, своему немецкому дружку. “Мы ж собирались взять велосипед с собой”, – напомнил сыну Семен Владимирович. Володя объяснил: “Ты у меня живой, а у него нет папы. “

Вот что интересно: о чем разговаривали на вечеринках в доме у Высоцких в Эберсвальде? Ведь там собирались люди, доверяющие друг другу, в том числе и дядя Володи – Александр Владимирович, которого он очень уважал, прислушивался к его мнению, гордился им. Позже Лидия Сарнова (племянница Евгении Степановны) скажет Володе: “Но отец твой тоже военный”. А он: “Нет, ты не понимаешь, это боевой офицер!” Алексей Владимирович артиллерист, прошел всю войну. Командовал противотанковой батареей – это, считай, штрафбат, уцелеть почти невозможно. Семен Владимирович связист. Устанавливал связь под огнем – опасно.

Вспоминали они бои? Они ведь знали, что Победа пришла благодаря каждодневной и еженощной работе, противоестественной человеческой натуре, а часто и непосильной. Тогда, сразу после войны, не было еще хвастливых рассказов, каковыми отличались ветераны в 70-80е годы. Сразу после Победы не нафантазируешь: каждый воевавший имел представление, что такое бой и что такое жизнь и смерть. Впечатления для своих военных песен Высоцкий почерпнул именно тогда.

Алексей Владимирович, дядя, когда услышит “Штрафные батальоны”, скажет: “Это ж надо – как будто Володя воевал. “

1973 год. Высоцкий и Марина Влади едут на машине в Париж. Польшу проскочили на одном дыхании. Затем серая, скучная Германская Демократическая Республика. Влетают в Западный Берлин – сверкающий и жизнерадостный. Первый западный город, который Высоцкий увидел. Вот где он потерял самообладание. Вот где он испытал унижение. Записал в дневнике:

“Дотянули до Западного Берлина. Любезный немец выпускал нас из ГДР – в этот любимый и ненавистный для демократических Западный Берлин. Пограничники ФРГ – просто машут рукой, даже не проверяя паспортов – зачем?

Устроились в маленьком пансионате “Антика”. 30 марок – ночь. Пошли есть – ели нечто выдающееся. Берлинский какой-то гигантский кусок – целую ногу с костью от свиньи, т. е. вареный окорок. Весь съесть невозможно – мы съели. Потом погуляли: город богатый и американизированный – ритм высокий, цены тоже, и все есть на тротуарах – стеклянные витрины-тумбы, там лежит черт в ступе. Никто не бьет стекла и не ворует. Центральная улица – Курфюрстенштрассе – вся в неоне, кабаках, магазинах, автомобилях. Вдруг ощутил себя зажатым, говорил тихо, ступал неуверенно, т. е. пожух совсем. Стеснялся говорить по-русски – это чувство гадкое, лучше, я думаю, быть в положении оккупационного солдата, чем туристом одной из победивших держав в гостях у побежденной.

Даже Марине сказал, ей моя зажатость передалась. Бодрился я, ругался, угрожал устроить Сталинград, кричал (но для нас двоих): “суки-немцы” и т. д. Однако я их стесняюсь, что ли? Словом – не по себе, неловко и досадно”.

Драматические впечатления от Западного Берлина ничуть не отразились на творчестве Высоцкого, в том числе и на военной теме. И не поменялось отношение к Победе – это великий подвиг. Иначе не написал бы Высоцкий великих песен о войне. Почти каждый концерт он начинал песней “На братских могилах не ставят крестов. ” – и аудитория сразу была его. Он потом мог петь о чем угодно – “Разговор у телевизора”, “Я из дела ушел”, “Песенку прыгуна в высоту”, “Веселую покойницкую”, любую – аудитория воспринимала его как своего.

В 1970 году Высоцкий отвечал на анкету, которую притащил рабочий сцены театра Анатолий Меньшиков. Среди вопросов был и такой: “Ваша любимая песня”. Высоцкий написал: “Вставай, страна огромная!” Меньшиков был разочарован: “Я думал, Володя, ты человек серьезный, а ты шутками отделался”. – “А что тебе не нравится?” – “Да вот. “Вставай, страна огромная” – это же патриотическая песня, ее хором поют. “

Читайте также:
Особенности лирики Владимира Высоцкого: сочинение

И вдруг! Глаза у Высоцкого сузились – прострелил Меньшикова насквозь.

“Щенок! Когда у тебя мороз по коже пойдет от этой песни, ты поймешь, что стоит за этим”.

“И только потом, – пишет Меньшиков, – поздним умом я понял, что в анкете он нигде не покривил душой. Я узнал про его военное детство. Понял, что значила для него эта песня. А она же действительно потрясает!”

Всерьез началась для Высоцкого военная тема, когда он пришел в Театр на Таганке. Любимов поставил к 20летию Победы спектакль “Павшие и живые”. Юбилей отмечался мощно – Брежневу надо отдать должное, он возродил уважение и к этой дате, и вообще к Победе.

“Павшие и живые” – это даже не спектакль, а поэтическая композиция по стихам военных поэтов: Бориса Слуцкого, Давида Самойлова, Александра Межирова, Константина Симонова, Михаила Кульчицкого. Оформление предельно аскетичное: три дороги, Вечный огонь. Для этого спектакля Любимов попросил Высоцкого написать песню. Песню необычную: от имени немецких солдат. Песню точную по психологии, не кривляющуюся, сильную. Невообразимой сложности задача – Высоцкий справился с блеском.

По выжженной равнине –
За метром метр –
Идут по Украине
Солдаты группы “Центр”.
И ритм нашел – в нем угроза,
напор и в то же время обреченность.
А перед нами все цветет –
За нами все горит.
Не надо думать! – с нами тот,
Кто все за нас решит.

К этим словам – “Не надо думать! – с нами тот, кто все за нас решит” – комиссия по приемке спектакля и прицепилась. Увидели в них, как тогда говорили, аллюзию. И не только к этому прицепились – чуть ли не каждая строчка из стихов военного времени вызывала подозрение. Спектакль запретили. И только после многочисленных переделок к концу юбилейного года разрешили. Песню “Солдаты группы “Центр” удалось отстоять.

У Высоцкого около полусотни песен, так или иначе связанных с войной. Среди них есть знаменитые, которые он сам часто исполнял – “На братских могилах. “, “О погибшем друге”, “Штрафные батальоны”, “Военная песня”, “Песня о госпитале”, “Сыновья уходят в бой”, “Тот, который не стрелял”, “Про Сережку Фомина”. Другие реже – “Баллада о ненависти”, “Баллада об оружии”, “В плен – приказ: не сдаваться, – они не сдаются”, “Песня о конце войны”.

Полно историй, откуда Высоцкий черпал сюжеты песен. Артур Макаров рассказывал: “Мы не давали себе отчета – откуда все это берется. Еще одна новая песня – ну и хорошо. Даже если и узнавали что-то из нашей жизни, то никто не обращал внимания. Ну, например, меня вывезли из блокадного Ленинграда. Володя часто просил меня рассказать о блокаде – и я рассказывал, что знал. “

Понятно, что песня “Ленинградская блокада” – следствие рассказа Макарова:

Я вырос в ленинградскую блокаду,
Но я тогда не пил и не гулял,
Я видел, как горят в огне Бадаевские склады,
В очередях за хлебушком стоял.

Обрывок фразы, намек на ситуацию преображались в сюжет. Еще одна история, рассказанная Яловичем, сокурсником по Школе-студии МХАТ. Идут они с Высоцким по улице Горького, слышат разговор двух мужчин, один другому: “Представляешь, встречаю я его, а у него, тыловой крысы, на груди Золотая Звезда Героя”. Высоцкий это запомнил. И результат:

Встречаю я Сережку Фомина,
А он – Герой Советского Союза.

Хотя не верится в такой случай. Звезду Героя в военные времена по блату не получишь, даже пронырливой тыловой крысе. Но история в песне с тайной, в ней много смысла. Известный журналист Андрей Иллеш рассказывал такой случай середины 50х годов: “В нашем дворе обитали три бывалых алкоголика. Толик и Карандей были личностями яркими. Третий же вообще без лица, без особенностей и оригинальности поведения. Звали его просто – Васнадзе. Трезвым я его не встречал. Неожиданное произошло 9 мая. Утром во двор вышел Васнадзе как стеклышко. На лацкане пиджака с загнутыми наружу уголками висела звезда Героя Советского Союза. Мужики открыли рот от изумления: Васнадзе оказался Героем”.

Происходило это, кстати, совсем недалеко от Большого Каретного – в Камергерском переулке. Жил Андрей в доме, напротив МХАТа и его Школы-студии. Васнадзе вполне годится на прообраз Сережки Фомина.

Хотя сам Высоцкий на одном из концертов утверждал: “Я все придумываю, иначе это не было бы искусством. Я думаю, это настолько придумано, что становится правдой”.

Но ведь так придумано, что от жизни не отличишь. А иные рассказывают вполне жизненную историю, а не веришь.

Высоцкий продолжает: “Темы – повсюду: те новые впечатления, которые я получаю, являются основой, а вообще это все придумано, обрастает материалом. Я же имею право на авторскую фантазию, на какие-то допуски. Песни мои – сюрреальные: в них иногда происходят такие вещи, которых мы в нормальной жизни, может быть, никогда и не видим. Десять процентов я беру из чьих-нибудь рассказов и собственных впечатлений, а на девяносто процентов придумано. Иначе нет тайны, ее даже песней не назовешь, какая же это поэзия. Героев я не ищу – в каждом из нас похоронено по крайней мере тысяча персонажей. Есть глаз, есть ухо, слышишь и видишь все вокруг. Трудно объяснить, где я беру героев для песен – вот они здесь, вы все здесь передо мной сидите”.

Любимов рассказывал: “Я был с Владимиром в войсках, и очень крупный военачальник говорил, что он завидует дару этого человека влиять на людей. “Какая у него сила, какая у него огромная энергия – взять и заставить людей слушать, затаив дыхание! Это качество хорошо иметь полководцу”.

В 1963 году Высоцкий с другом Михаилом Туманишвили отправились подзаработать в Сибирь – читали стихи, отрывки из прозы. А выступали они от Калмыцкой филармонии. И что-то там возникло с финансами – перерасход, что ли. Прилетел проинспектировать их работу директор – суровый мужчина, в возрасте, прошел Отечественную. Высоцкий спел “Штрафные батальоны”, “Мне этот бой не забыть нипочем”. Ветеран войны был потрясен. Туманишвили рассказывает: “Я тогда впервые увидел, как взрослый сильный человек может сломаться от Володиных песен. Он сидел и плакал. Здоровый мужик – крепкий, кряжистый. Он сказал: “Ребята, работайте, как хотите! Вы чудные парни!”

Зрелый Высоцкий скажет: “И самое главное, я считаю, что во время войны есть больше возможности, больше пространства для раскрытия человека – ярче он раскрывается. Тут уж не соврешь, люди на войне всегда на грани, за секунду или за полшага от смерти. Люди чисты, и поэтому про них всегда интересно писать”.

Читайте также:
Мой любимый поэт В. С. Высотский: сочинение

Одну из историй дяди Алексея Владимировича, рассказанных маленькому Володе, он вспомнит через много лет. Дядин батальон держал оборону в плавнях, а фланги не прикрыты. В панике сообщили об этом открытым текстом. Немцы его перехватили и поперли напрямую. Командир батальона дал команду на отход. Приказ расстрелять его за это не был приведен в исполнение, потому что начался сильный обстрел.

Боевой эпизод стал основой для песни “Тот, который не стрелял”.

А вот в кино Высоцкий, увы, недовоевал. Мало было ролей под стать его таланту.

Военная лирика в творчестве Владимира Высоцкого

В творчестве Владимира Высоцкого особое место занимала тема Великой Отечественной войны, которой он проникся с самого детства, и доносил до народа доселе неизвестные истории настоящих героев. О том, как и почему Высоцкий полюбил военную лирику, нам расскажет этот пост.

Сильный на впечатления, на события эпизод детства Высоцкого – два года в Германии. Там служил его отец Семен Владимирович, он и взял к себе сына.

Через неделю, как устроились, Володя прибегает к Евгении Степановне, мачехе, взволнованный: “А ты знаешь, что мы живем у фашиста?” – и показал ей фотографию, на которой изображен хозяин дома со свастикой на мундире. С этого дня стал дерзко вести себя с фрау Ани, хозяйкой дома – грубил, хамил. Отношения накалились до такой степени, что Семен Владимирович принял решение переехать в другой дом. И переехали. Но Володя был непримирим: однажды, встретив фрау Ани с мужем, он подбежал к нему и крикнул: “Вилли, ты – фашист! Фашист! Фашист!” Евгения Степановна пыталась его успокоить, но Володя был в страшном возбуждении: “Фашист! Он убивал детей! Он мог папу убить, он мог тебя убить. Он всех детей убивал, он – фашист. “

Жили Высоцкие в Эберсвальде, небольшом городке километрах в сорока к северо-востоку от Берлина. Условия роскошные – занимали целый этаж дома, у Володи отдельная комната. Общался, с кем хотел, в том числе и с немецкими детьми. Катался на велосипеде, да с выкрутасами – спиной к движению, с трюками. Перед отъездом из Эберсвальда на родину Володя отдал велосипед Гансу, своему немецкому дружку. “Мы ж собирались взять велосипед с собой”, – напомнил сыну Семен Владимирович. Володя объяснил: “Ты у меня живой, а у него нет папы. “

Вот что интересно: о чем разговаривали на вечеринках в доме у Высоцких в Эберсвальде? Ведь там собирались люди, доверяющие друг другу, в том числе и дядя Володи – Александр Владимирович, которого он очень уважал, прислушивался к его мнению, гордился им. Позже Лидия Сарнова (племянница Евгении Степановны) скажет Володе: “Но отец твой тоже военный”. А он: “Нет, ты не понимаешь, это боевой офицер!” Алексей Владимирович артиллерист, прошел всю войну. Командовал противотанковой батареей – это, считай, штрафбат, уцелеть почти невозможно. Семен Владимирович связист. Устанавливал связь под огнем – опасно.

Вспоминали они бои? Они ведь знали, что Победа пришла благодаря каждодневной и еженощной работе, противоестественной человеческой натуре, а часто и непосильной. Тогда, сразу после войны, не было еще хвастливых рассказов, каковыми отличались ветераны в 70-80е годы. Сразу после Победы не нафантазируешь: каждый воевавший имел представление, что такое бой и что такое жизнь и смерть. Впечатления для своих военных песен Высоцкий почерпнул именно тогда.

Алексей Владимирович, дядя, когда услышит “Штрафные батальоны”, скажет: “Это ж надо – как будто Володя воевал. “

1973 год. Высоцкий и Марина Влади едут на машине в Париж. Польшу проскочили на одном дыхании. Затем серая, скучная Германская Демократическая Республика. Влетают в Западный Берлин – сверкающий и жизнерадостный. Первый западный город, который Высоцкий увидел. Вот где он потерял самообладание. Вот где он испытал унижение. Записал в дневнике:

“Дотянули до Западного Берлина. Любезный немец выпускал нас из ГДР – в этот любимый и ненавистный для демократических Западный Берлин. Пограничники ФРГ – просто машут рукой, даже не проверяя паспортов – зачем?

Устроились в маленьком пансионате “Антика”. 30 марок – ночь. Пошли есть – ели нечто выдающееся. Берлинский какой-то гигантский кусок – целую ногу с костью от свиньи, т. е. вареный окорок. Весь съесть невозможно – мы съели. Потом погуляли: город богатый и американизированный – ритм высокий, цены тоже, и все есть на тротуарах – стеклянные витрины-тумбы, там лежит черт в ступе. Никто не бьет стекла и не ворует. Центральная улица – Курфюрстенштрассе – вся в неоне, кабаках, магазинах, автомобилях. Вдруг ощутил себя зажатым, говорил тихо, ступал неуверенно, т. е. пожух совсем. Стеснялся говорить по-русски – это чувство гадкое, лучше, я думаю, быть в положении оккупационного солдата, чем туристом одной из победивших держав в гостях у побежденной.

Даже Марине сказал, ей моя зажатость передалась. Бодрился я, ругался, угрожал устроить Сталинград, кричал (но для нас двоих): “суки-немцы” и т. д. Однако я их стесняюсь, что ли? Словом – не по себе, неловко и досадно”.

Драматические впечатления от Западного Берлина ничуть не отразились на творчестве Высоцкого, в том числе и на военной теме. И не поменялось отношение к Победе – это великий подвиг. Иначе не написал бы Высоцкий великих песен о войне. Почти каждый концерт он начинал песней “На братских могилах не ставят крестов. ” – и аудитория сразу была его. Он потом мог петь о чем угодно – “Разговор у телевизора”, “Я из дела ушел”, “Песенку прыгуна в высоту”, “Веселую покойницкую”, любую – аудитория воспринимала его как своего.

В 1970 году Высоцкий отвечал на анкету, которую притащил рабочий сцены театра Анатолий Меньшиков. Среди вопросов был и такой: “Ваша любимая песня”. Высоцкий написал: “Вставай, страна огромная!” Меньшиков был разочарован: “Я думал, Володя, ты человек серьезный, а ты шутками отделался”. – “А что тебе не нравится?” – “Да вот. “Вставай, страна огромная” – это же патриотическая песня, ее хором поют. “

И вдруг! Глаза у Высоцкого сузились – прострелил Меньшикова насквозь.

“Щенок! Когда у тебя мороз по коже пойдет от этой песни, ты поймешь, что стоит за этим”.

“И только потом, – пишет Меньшиков, – поздним умом я понял, что в анкете он нигде не покривил душой. Я узнал про его военное детство. Понял, что значила для него эта песня. А она же действительно потрясает!”

Всерьез началась для Высоцкого военная тема, когда он пришел в Театр на Таганке. Любимов поставил к 20летию Победы спектакль “Павшие и живые”. Юбилей отмечался мощно – Брежневу надо отдать должное, он возродил уважение и к этой дате, и вообще к Победе.

Читайте также:
Чем мне близка поэзия В. Высоцкого 2: сочинение

“Павшие и живые” – это даже не спектакль, а поэтическая композиция по стихам военных поэтов: Бориса Слуцкого, Давида Самойлова, Александра Межирова, Константина Симонова, Михаила Кульчицкого. Оформление предельно аскетичное: три дороги, Вечный огонь. Для этого спектакля Любимов попросил Высоцкого написать песню. Песню необычную: от имени немецких солдат. Песню точную по психологии, не кривляющуюся, сильную. Невообразимой сложности задача – Высоцкий справился с блеском.

По выжженной равнине –
За метром метр –
Идут по Украине
Солдаты группы “Центр”.
И ритм нашел – в нем угроза,
напор и в то же время обреченность.
А перед нами все цветет –
За нами все горит.
Не надо думать! – с нами тот,
Кто все за нас решит.

К этим словам – “Не надо думать! – с нами тот, кто все за нас решит” – комиссия по приемке спектакля и прицепилась. Увидели в них, как тогда говорили, аллюзию. И не только к этому прицепились – чуть ли не каждая строчка из стихов военного времени вызывала подозрение. Спектакль запретили. И только после многочисленных переделок к концу юбилейного года разрешили. Песню “Солдаты группы “Центр” удалось отстоять.

У Высоцкого около полусотни песен, так или иначе связанных с войной. Среди них есть знаменитые, которые он сам часто исполнял – “На братских могилах. “, “О погибшем друге”, “Штрафные батальоны”, “Военная песня”, “Песня о госпитале”, “Сыновья уходят в бой”, “Тот, который не стрелял”, “Про Сережку Фомина”. Другие реже – “Баллада о ненависти”, “Баллада об оружии”, “В плен – приказ: не сдаваться, – они не сдаются”, “Песня о конце войны”.

Полно историй, откуда Высоцкий черпал сюжеты песен. Артур Макаров рассказывал: “Мы не давали себе отчета – откуда все это берется. Еще одна новая песня – ну и хорошо. Даже если и узнавали что-то из нашей жизни, то никто не обращал внимания. Ну, например, меня вывезли из блокадного Ленинграда. Володя часто просил меня рассказать о блокаде – и я рассказывал, что знал. “

Понятно, что песня “Ленинградская блокада” – следствие рассказа Макарова:

Я вырос в ленинградскую блокаду,
Но я тогда не пил и не гулял,
Я видел, как горят в огне Бадаевские склады,
В очередях за хлебушком стоял.

Обрывок фразы, намек на ситуацию преображались в сюжет. Еще одна история, рассказанная Яловичем, сокурсником по Школе-студии МХАТ. Идут они с Высоцким по улице Горького, слышат разговор двух мужчин, один другому: “Представляешь, встречаю я его, а у него, тыловой крысы, на груди Золотая Звезда Героя”. Высоцкий это запомнил. И результат:

Встречаю я Сережку Фомина,
А он – Герой Советского Союза.

Хотя не верится в такой случай. Звезду Героя в военные времена по блату не получишь, даже пронырливой тыловой крысе. Но история в песне с тайной, в ней много смысла. Известный журналист Андрей Иллеш рассказывал такой случай середины 50х годов: “В нашем дворе обитали три бывалых алкоголика. Толик и Карандей были личностями яркими. Третий же вообще без лица, без особенностей и оригинальности поведения. Звали его просто – Васнадзе. Трезвым я его не встречал. Неожиданное произошло 9 мая. Утром во двор вышел Васнадзе как стеклышко. На лацкане пиджака с загнутыми наружу уголками висела звезда Героя Советского Союза. Мужики открыли рот от изумления: Васнадзе оказался Героем”.

Происходило это, кстати, совсем недалеко от Большого Каретного – в Камергерском переулке. Жил Андрей в доме, напротив МХАТа и его Школы-студии. Васнадзе вполне годится на прообраз Сережки Фомина.

Хотя сам Высоцкий на одном из концертов утверждал: “Я все придумываю, иначе это не было бы искусством. Я думаю, это настолько придумано, что становится правдой”.

Но ведь так придумано, что от жизни не отличишь. А иные рассказывают вполне жизненную историю, а не веришь.

Высоцкий продолжает: “Темы – повсюду: те новые впечатления, которые я получаю, являются основой, а вообще это все придумано, обрастает материалом. Я же имею право на авторскую фантазию, на какие-то допуски. Песни мои – сюрреальные: в них иногда происходят такие вещи, которых мы в нормальной жизни, может быть, никогда и не видим. Десять процентов я беру из чьих-нибудь рассказов и собственных впечатлений, а на девяносто процентов придумано. Иначе нет тайны, ее даже песней не назовешь, какая же это поэзия. Героев я не ищу – в каждом из нас похоронено по крайней мере тысяча персонажей. Есть глаз, есть ухо, слышишь и видишь все вокруг. Трудно объяснить, где я беру героев для песен – вот они здесь, вы все здесь передо мной сидите”.

Любимов рассказывал: “Я был с Владимиром в войсках, и очень крупный военачальник говорил, что он завидует дару этого человека влиять на людей. “Какая у него сила, какая у него огромная энергия – взять и заставить людей слушать, затаив дыхание! Это качество хорошо иметь полководцу”.

В 1963 году Высоцкий с другом Михаилом Туманишвили отправились подзаработать в Сибирь – читали стихи, отрывки из прозы. А выступали они от Калмыцкой филармонии. И что-то там возникло с финансами – перерасход, что ли. Прилетел проинспектировать их работу директор – суровый мужчина, в возрасте, прошел Отечественную. Высоцкий спел “Штрафные батальоны”, “Мне этот бой не забыть нипочем”. Ветеран войны был потрясен. Туманишвили рассказывает: “Я тогда впервые увидел, как взрослый сильный человек может сломаться от Володиных песен. Он сидел и плакал. Здоровый мужик – крепкий, кряжистый. Он сказал: “Ребята, работайте, как хотите! Вы чудные парни!”

Зрелый Высоцкий скажет: “И самое главное, я считаю, что во время войны есть больше возможности, больше пространства для раскрытия человека – ярче он раскрывается. Тут уж не соврешь, люди на войне всегда на грани, за секунду или за полшага от смерти. Люди чисты, и поэтому про них всегда интересно писать”.

Одну из историй дяди Алексея Владимировича, рассказанных маленькому Володе, он вспомнит через много лет. Дядин батальон держал оборону в плавнях, а фланги не прикрыты. В панике сообщили об этом открытым текстом. Немцы его перехватили и поперли напрямую. Командир батальона дал команду на отход. Приказ расстрелять его за это не был приведен в исполнение, потому что начался сильный обстрел.

Боевой эпизод стал основой для песни “Тот, который не стрелял”.

А вот в кино Высоцкий, увы, недовоевал. Мало было ролей под стать его таланту.

Тема войны в творчестве Владимира Высоцкого — сочинение по творчеству В. С. Высоцкого

Есть в Киеве школа, где на стене класса висит обычная фотография из выпускного альбома. На ней — мальчишка, выпускник 85-го года, погибший в Афганистане, под его фотографией — знакомые до боли, обжигающие слова: «Тот же лес, тот же воздух и та же вода, только он не вернулся из боя…» Слова невоевавшего Высоцкого. Почему? Ведь песен о войне так много. Может, потому что ребята, воевавшие в Афгане, выросли и воспитывались на песнях Высоцкого, слушая их, задумывались о жизни, смерти и подвиге. Потому что Высоцкий был честен: черное называл черным, а белое белым.

Читайте также:
Эссе памяти Высоцкого: сочинение

А оправдывают доверие там — в Афганистане, там, где «чужие слова» и где «ненужные встречи»: Темнота впереди — подожди! Там стеною закаты багровые, Встречный ветер, косые дожди, И дороги, дороги, неровные. Там чужие слова, там дурная молва, Там ненужные встречи случаются.

Там сгорела, пожухла трава И следы в темноте не читаются… Песней «На братских могилах…» Владимир Высоцкий неизменно начинал свои выступления — в столичном Доме ученых, на Ленских приисках, в клубе донецкой шахты, на сборах хоккеистов, в изысканном парижском концертном зале. Словом, везде.

Но его не везде понимали. Они никак не могли понять, почему человек с набухшими жилами поет дома. Что это? Что его так беспокоит.

Особенно они не понимали, зачем песне заниматься этими проблемами. Действительно, о чем можно было так петь? Тогда, когда в таком дефиците были правда, искренность, открытость… Об этом он и пел. Люди всегда нуждались в очищении.

В очищении от лжи, от двоедушия, которое, как радиация, въедается в кости и не выводится из организма. Высоцкий же был и остается противоядием от лжи, барьером против лицемерия. Поэтому, наверное, мы, скептики, никому не верящие на слово, волнуясь, слушаем человека навоевавшего. А люди воевавшие были уверены, что он их боевой товарищ.

Такая правда звучала в его военных песнях. А ему, когда началась война, исполнилось всего три года: …Он молчал невпопад и не в такт подпевал, Он всегда говорил про другое, Он мне спать не давал, он с восходом вставал, А вчера не вернулся из боя. Высоцкий стал мостом понимания между поколениями, между дедами и внуками.

Когда-то в одной анкете поэта спросили: «Ваше любимое место?» Высоцкий, который немало повидал, ответил: «Самотека, Москва» — «Ваша любимая песня?» — «Вставай, страна огромная…

» Это была песня его детства. Москва 41-го года. Затемненная, неприступная, суровая. Здесь впервые пересеклись пути юного Булата Окуджавы, уходящего на фронт (позже он споет об этом: «Ты научил любви Арбат, а дальше, дальше наше дело…») и маленького Володи Высоцкого.

Окуджава поднял уличную песню до вершин истинной поэзии, а вернее, простые и глубокие мысли облек в формулу уличной песни. Окуджава начал то, что продолжил потом Высоцкий. И вот на смену задумчивой доброте песен Булата Окуджавы — охрипший голос солдата, даже не голос — крик, несмолкаемый крик, как предвестник беды. Большая часть песен Высоцкого написана от первого лица, то есть поэт перевоплощается в своего персонажа, ставит себя на его место: Мне этот бой не забыть нипочем. Смертью пропитан воздух, А с небосклона бесшумным дождем Падали звезды.

Вот покатилась, и я загадал: Выйти живым из боя… Вот поэтому Высоцкий и получал письма от фронтовиков: «…Не тот ли вы Владимир Высоцкий, с которым я выходил из окружения под Оршей?», «Здравствуй Володя! После того, как тебя ранило осколком мины, я воевал еще год…» Владимир пел о тех сторонах военной жизни, о которых мог знать только участвовавший в войне человек. Он ставил себя на место командира, приговоренного к расстрелу, сапера, совершающего подвиг, новобранца и многих других.

Он настолько ярко описывает события, что y слушателя невольно создается картина происходящего: Два провода голых, зубами скрипя, защищаю, Восхода не видел, но понял: вот-вот и взойдет! А вот еще одно доказательство жизненности его военных песен. Давайте посмотрим, как перекликаются они со стихами Константина Симонова «Безыменное поле», написанными в июле 1942 вода: Опять мы отходим, товарищ, Опять проиграли мы бой, Кровавое солнце позора Заходит у нас за спиной…

А это строки из песни «Мы вращаем землю», написанные через десятилетия, но, тем не менее, достойные воинского салюта: От границы мы землю вертели назад. Было дело сначала. Но обратно ее закрутил наш комбат, Оттолкнувшись ногой от Урала. Сам поэт говорит так о военных песнях: «Пишу песни о войне, конечно, не ретроспекции, а ассоциации. Если вы в них вслушаетесь, то увидите, что их сегодня модно петь, что люди из тех времен, ситуации из тех времен, а, в общем, и идеи, и проблемы — наши, нынешние.

Расчет в авторской песне только на одно — на то, что вас беспокоят точно так же, вам, как и мне, рвут душу и скребут по нервам несправедливости и горе людское». Наше поколение сравнивают с ростком, который, искривляясь, огибает придавивший его камень, но эта кривизна для поэта — норма. Можем ли мы понимать его песни?

Хотим ли? Наверное, да. Все мы когда-нибудь задаем себе вопрос: а смог бы я тогда? И пытаемся ответить на него всю жизнь. Песни Высоцкого заставляют нас думать о дружбе, о дружбе в первозданном смысле этого слова: Их восемь, нас — двое, Расклад перед боем Не наш, но мы будем играть. Сережа, держись, Нам не светит с тобою, Но козырь надо равнять.

Я этот небесный квадрат не покину, Мне цифры сейчас не важны, Сегодня мой друг защищает мне спину, А, значит, и шансы равны… Они учат смотреть на любовь не как на минутное развлечение: Она пришла, чтоб пригласить тебя на жизнь… И о чести, совести, долге мы тоже узнали из его песен: И во веки веков, и во все времена Трус, предатель всегда презираем. Враг есть враг, и война все равно есть война, И темница тесна, и свобода одна, И всегда на нее уповаем… Нет у Высоцкого песен просто о небе, только о земле или о море.

Есть — о жизни, о мужестве, о готовности идти в разведку: Давно смолкли залпы орудий. Над нами лишь солнечный свет. А чем проверяются люди, Если войны уже нет? Приходится слышать нередко Сейчас, как тогда: Ты бы пошел с ним в разведку?

Нет или да? Владимир Высоцкий не воевал, не сидел в тюрьме, не был альпинистом, шахтером, спортсменом — он был Поэтом, Художником слова. Он не допел, не досказал всего, Что было пульсом и в душе звучало, И сердце отказало от того, Что слишком долго отдыха не знало. Он больше на эстраду не взойдет Так просто, — вместе с тем и так достойно. Он умер. Да. — И все же он поет, И песни не дадут нам жить спокойно…

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: