Владимир Семенович Высоцкий: сочинение

Сочинение Мой Владимир Семёнович Высоцкий

Современным школьникам трудно представить громаду – В.С. Высоцкий, так как в школьной программе практически нет часов на изучение этих тем. Данный материал – это исследование жизни и творчества поэта, актёра, певца, это взгляд в прошлое.

Скачать:

Вложение Размер
sochinenie_moy_vladimir_semyonovich_vysotskiy.doc 37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Областной молодёжный конкурс творческих работ

к 75-летию со дня рождения В.С. Высоцкого «Баллада о детстве»

Номинация: «Сочинение В.С. Высоцкого в 21 веке»

Мой Владимир Семёнович Высоцкий

Автор : Мурзина Арина (14 лет), ученица 8 «б»,

МБОУ «Энтузиастская ООШ»

Юрьев – Польского района

Консультант : учитель русского языка

Высоцкий – инструмент, созданный для того,

чтобы выкрикнуть наши радости, горести.

Владимир Высоцкий – поэт, творчество которого ещё ждёт серьёзного исследования. Кем же он был? Певцом? Поэтом? Актёром? Я думаю, что каждый из нас видит в этой «громаде» нечто своё и для каждого из нас он «свой». Почему так? Да потому, что в его стихах, песнях, ролях мы узнаём себя, свои «осколки» жизни.

Моё первое знакомство с Владимиром Семёновичем случилось очень рано, примерно лет в семь, когда родители слушали магнитофонные записи. Конечно, я мало что тогда понимала, но видела, как откликались на эти песни мама и папа. Они повторяли строки, обсуждали их и даже порой украдкой плакали. И для меня в то время этот хрипловатый голос был чарующим, завораживающим, загадочным, и принадлежать он мог только необыкновенному человеку. Я думаю, что так было в каждой семье, в каждом доме.

Для меня Владимир Высоцкий – это прежде всего поэт. Поэзия этого автора отражает переплетение множества тем, сюжетов, характеров. Но все его произведения о ЖИЗНИ человеческой, о её противоречивости.

Что же хотел сказать людям поэт? В его песнях, стихах есть строки, которые можно считать как бы кратким выражением всего его творчества:

Но знаю я, что лживо, а что свято, –

Я понял это всё-таки давно.

Мой путь один, всего один, ребята, –

Мне выбора, по счастью, не дано.

Он верил в вечные духовные ценности: «…. добро останется добром – в прошлом, будущем и настоящем», « я дышу, и значит – я люблю! Я люблю, и значит – я живу!»

Владимир Семёнович в своём творчестве развивает традиционные для отечественной поэзии темы: любви, поэта и поэзии, дружбы, смысла жизни, – но делает это творчески, индивидуально.

При жизни Владимир Высоцкий не был известен как поэт и писатель, потому что только после его смерти стало возможным не только слушать его песни, но и читать изданные произведения:

Мне судьба – до последней черты, до креста

Спорить до хрипоты (а за ней – немота),

Убеждать и доказывать с пеной у рта….

Почему «немота», кто запрещал ему петь? Марина Влади вспоминает: «Володины концерты отменяли прямо перед выходом на сцену и объясняли это его болезнью! Однажды он сказал мне: «Они не дадут мне жить..коммунистические демократы в ответе за смерть многих советских артистов. Они не расстреливали, как это делал Сталин, они только запрещали, но все знают теперь, что они – палачи, что они лишили Россию лучших творцов».

Я хвалился косою саженью –

Я не знал, что подвергнусь суженью

Но в обычные рамки я всажен –

А косую неровную сажень –

Много пришлось испытать Владимиру Семёновичу на жизненном и творческом пути, так как он всю жизнь боролся с «ватной стеной», так он называл общение с чиновниками:

Что же это, братцы.

Загубили душу мне, отобрали волю, –

А теперь порвали серебряные струны.

Владимир Высоцкий любил людей, глубоко знал жизнь.

Он просто умер от любви,

На взлёте умер он,

На верхней ноте –

писал он в стихотворении «День без единой смерти», будто предчувствуя свою смерть. Каким же был День прощания 28 июля 1980 года? Никакие чиновники не смогли бы остановить многотысячную толпу народа, хотя Москва в связи с Олимпиадой была закрытым городом. Площадь выла, кортеж ехал по цветам, которые летели из окон, балконов, с бровок тротуаров. Последний приют поэт обрёл на Ваганьковском кладбище:

И снизу лёд и сверху – маюсь между, –

Пробить ли верх иль пробуравить низ?

Мне есть, что спеть, представ перед всевышним,

Мне есть, чем оправдаться перед ним.

Только после его смерти «многие» поняли, какого масштаба была эта громада – В. Высоцкий!

В чём же секрет его популярности? Я думаю, что в яркой гражданственности творчества. Ведь гражданственность – это не костюм для трибуны, а человеческая сущность самого поэта, который в каждом стихотворении совершает поступок, иногда связанный с неприятностями. Да и жил Владимир Семёнович наперекор, всем вопреки! Так сможет не каждый!

Он для людей сделал очень много: написал более 800 песен и стихов, несколько поэм, около 30 ролей сыграл в кино. На мой взгляд, он прожил яркую, полную событий жизнь. Да почему прожил?! Раз мы, четырнадцатилетние, читаем его стихи, поём песни, с интересом смотрим кинофильмы – значит, он жив в наших сердцах и душах.

Владимир Семенович Высоцкий.

Владимир Семенович
Высоцкий (эссе)

Пусть кружит над Москвою охрипший его баритон,
Ну, а мы вместе с ним посмеемся и вместе поплачем.

Булат Окуджава (слова из песни).
Так, как я написал в заголовке этого рассказа, Высоцкого при жизни мало называли. Может быть несколько человек. А остальной 280 – миллионный советский народу его называл любовно-ласково – Володя.
Хочу, конечно – оговориться: к расхожему сейчас выражению – всеобщий любимец, надо все же добавить, – не совсем всеобщий. То есть, не повально всем он нравился.
И среди тех, кто не полностью принимал идеи песен и манеру исполнения, и её тональность, – был ваш покорный слуга.
Почему мне не по нутру были откровения Высоцкого?
На то есть несколько причин. И самая важная: их – театральность.
Владимир Высоцкий, на самом деле, был что называется – человек театра, артист, – в самом полном смысле этого понятия.
А что это означает? То и означает, что его чувства и мысли, как бы – вторичны, уже кем-то сказаны.
А артист придал им полную законченность, завершенность и снабдил своим неповторимым темпераментом.
И… эти чувства и мысли что подспудно были «внутри» советского человека запели и заговорили голосом Высоцкого.
Мне могут возразить: так это и называется – творчество! Да, творчество, но это творчество было, как бы сказать – уже оформлено и ждало только этого человека, подходящего человека.
А Владимир Высоцкий был подходящим человеком. Да, именно так, – на сто процентов подходящим. Ведь многие темы песен звучали в текстах других бардов советских, но никто так не подходил на роль выразителя народной души, как Высоцкий – и по фактуре, и по характеру, да и по свойской улыбке…
Но главное, вообще-то не фактура и не характер, ни улыбка…Главное было в другом. Владимир Высоцкий представлял собой тип совсем пропащего советского человека, который разуверился во всем, что составляло цель и смысл жизни предыдущего поколения.
Именно в 70-е годы произошел этот трагический разрыв советского государства и народа. Народу стало, грубо говоря, наплевать на государство и его вождей.
Самое интересное было, что само государство, в лице его представителей не совсем ясно это осознавали. Также монотонно звучали высокие слова с трибун, принимались планы, почины…
Но это был «холостой ход», как тогда шутили: « Петух прокукарекал, а рассвет не наступил».
Очень много, особенно после смерти Высоцкого, писали о его алкоголизме, наркомании, – и все – сокрушались: как это так, такой талант, такая известность и вот – на тебе…
Может быть, только сейчас становится понятно, что именно таким должен быть народный любимец у исчезающего «советского народа».
Ну, не может быть он «добрым молодцем», который побеждает и разит своих врагов направо и налево и режет народную «правду-матку».
Он и должен быть именно таким: похмельным, больным, с хриплым голосом и простонародным лицом уже тронутым признаками раннего старения.
О чем пел Высоцкий? О своей несбывшейся мечте, но пел не как бард, в настоящем значении этого слова, а как – артист. (Бардом можно назвать Булата Окуджаву).
Он играл свои песни. В этом его неповторимость и талант.
Были ли – на самом деле – какие-то настоящие трагедии в жизни Высоцкого?
Нет, никаких трагедий в его реальной земной жизни не было, если не считать «рукотворную» пагубную страсть.
Ничего ему не довелось пережить: ни войны, ни голода, ни холода, ни других несчастий сопровождающих советского человек всю его жизнь от юности до старости.
Ему везло в жизни необычайно, – достаточно прочитать биографию Высоцкого, написанную Владимиром Новиковым и вышедшую в серии «Жизнь замечательных людей» в 2008 году. Это настоящий научный труд, а не собрание, как писал сам Высоцкий: « …сплетен в виде версий».
Но, мы ничего не поймем в жизни поэта, певца, артиста Высоцкого, если внимательно не прочитаем его стихотворение «Мой черный человек». И абсолютно не случайно умнейший и талантливейший Эльдар Рязанов посвятил этому стихотворению телепередачу и сам читал вслух этот стих.
Кстати, это стихотворение было написано в последний год жизни Владимира Семеновича и – несомненно – носит программный, обобщающий характер. Вот, для наглядности, две строфы из этого стиха.

И. улыбаясь, мне ломали крылья,
Мой хрип порой похожим был на вой,
И я немел от боли и бессилья,
И лишь шептал: «Спасибо, что живой».

О чем это? Я ведь только что написал, что ему везло в жизни необычайно. Так это о житейских обстоятельствах, каких было мало у кого: отец военный – полковник, с войны вернулся живой.
Даже когда отец с войны вернулся с другой женщиной, это не было для маленького Володи трагедией. Он её стал считать второй мамой и с согласия родной мамы согласился поехать в Германию, где родитель продолжал военную службу.
Впоследствии, 17- летний Володя возвращается к родной матери, в Москву. Оканчивает среднюю школу и поступает на механический факультет инженерно-строительного института, который бросает в конце первого семестра. На следующий год (июнь 1956 г.) поступает в Школу – студию МХАТ.
Как мы видим, у Владимира Высоцкого уже в юности был выбор и его никто не ограничивал в этом плане.
Согласитесь, что по тогдашнему времени – это везение.
Тогда, в чем же дело? Нашел свое призвание, стал артистом известным, стал сочинять песни, которые первое время исполнял узкому кругу своих друзей.
В конце концов, приобрел всесоюзную популярность, – в чем же трагедия, почему такой надрыв слышится в его песнях?
Это строфа о том, что является главным для всякого талантливого человека: его не признавали, как талант и он не мог давать сольные концерты. Почему? – тексты не проходили советскую цезуру.
Высоцкого «спас» магнитофон. Да, именно в 60 – 70 – е годы по стране прошла так называемая «магнитофонная революция»: это позволило многомиллионно тиражировать песни Владимира Семеновича.
Складывалась парадоксальная ситуация: вся молодежь с удовольствие слушала и переписывала его песни, а руководство делало вид, что такого поэта и певца не существует.
Получалось так, что совсем не хотел Владимир Высоцкий: он, против своей воли, становился каким-то символом протеста, и даже родной отец стал называть его – антисоветчиком, – что абсолютно неверно.
Почему неверно? Потому, что с идеями, выраженными в его песнях, были согласны миллионы советских людей.
Я вспоминаю картину середины 80- х годов (Высоцкого уже нет в живых): из каждого балкона, из каждого открытого окна звучал знаменитый, хрипловатый баритон.
И это в провинции, до которой, все, что происходит в столице доходит позднее.
Сейчас-то понятно: ничего антисоветского в его песнях нет, и не было. А что же было? А разве в песнях не было неприятия той советской системы, не было протеста?
Было, – и неприятие и протест, но это было на пользу системе и все это понимали. Высоцкого слушали даже члены ЦК КПСС.
В чем же дело? Никто, ничего не хотел менять… Все это впоследствии назвали – «глухие годы застоя».
Да и в песенных текстах не было прямого призыва – разрушить. Был сарказм, юмор, был призыв к высокому уровню духовности, была нелецеприятная оценка ситуации в стране, но назвать поэта «враждебным элементом» или, по той терминологии – диссидентом (инакомыслящим) – было нельзя. Это было невозможно. Кроме того, Высоцкий, как истинный поэт, был далек от политики.
К участникам, разных – мелких тогда – правозащитных движений, появившихся в Москве и Ленинграде, относился с недоверием и их сторонился.
Он пытался достучаться до «кабинетов и прямо пишет об этом.

Я суеверен был, искал приметы,
Что, мол, пройдет, терпи, все ерунда.
Я даже прорывался в кабинеты
И зарекался: больше никогда!

Общего языка с «государственными» людьми найти не удалось. Но – и система не «задушила» поэта, как Иосифа Бродского. Оставляли лазейку в кино, в театре на Таганке у знаменитого режиссера Ю.П. Любимова, который очень понимал состояние Владимира Семеновича.
Конечно, Высоцкий – человек бунта, – уточню – внутреннего бунта личности против общепринятых правил и установок. Этот бунт ему удается и успешно реализуется, но это происходит на фоне общей подчиненности порядку, который установлен.
Именно в этом состоит его трагедия и разлад с самим собой и действительностью
И – наконец, судьба ему предоставила шанс достаточно свободно уезжать за границу, как тогда говорили – «за бугор».
Он жениться на французской актрисе – Марине Влади. В 70-х годах посещает многие страны Европы, США, даже Мексику.
Опять у него появляется выбор – изменить свою судьбу. Но,
он ничего менять не хочет. Нет и речи – остаться за границей.

В Нью-Йорке встречается с Бродским, который профессионально точно определил особенности поэтического творчества Владимира Семеновича.
Я приведу мнение Бродского, высказанное в одном из первых фильмов о Высоцком, который был снят в США в 1981 году, – через год после кончины поэта: «… Но, начав слушать Высоцкого более или менее внимательно, я понял, что мы имеем дело с поэтом. Более того, я должен сказать, что меня даже не устраивало, что сопровождается гитарой, поэтому, что сам по себе этот текст, это было совершенно замечательно. Я говорю, именно, о том, что он делал с языком, о его рифмах… Дело в том, что он пользовался совершенно феноменальными составными рифмами, а гитара помогала ему скрывать тот невероятный труд, который он затрачивал, именно на лингвистическую сторону своих песен. В принципе, они поражают людей не столько благодаря содержанию и музыки, а благодаря бессознательному усвоению этой языковой структуры. И в этом смысле потеря Высоцкого – потеря для русского языка совершенно невосполнимая». (выделено мною).
На моей страничке в «Одноклассниках» выложено фото Бродского с Владимиром Семеновичем, там приведено вышеуказанное мнение Нобелевского лауреата, а потом я излагаю свое мнение об устной речи Высоцкого: « Надо отметить, что даже простая речь Высоцкого, например – та, которой он предварял свои записи песен, что велись в студии полуподпольно – поражает необыкновенной образностью и точность определений. Несомненно, – Высоцкий являлся носителем чистейшего современного русского языка и совершенно великолепно мог пользоваться этим уникальным инструментом. В пользу этого говорит тот факт, что социальная тема, за которую его называли антисоветчиком, ушла или уходит в прошлое, а тексты остаются и не теряют своей свежести. Это признак большого таланта».
К этому сейчас могу добавить только тот неоспоримый факт, что многие строки его песен стали неотъемлемой частью русской речи и воспринимаются как афоризмы и это подтверждает правоту оценки Бродского.
Сейчас я сделаю небольшое отступление и напишу то, что проходило мимо внимания многих и многих людей, которые пытались понять трагедию жизни Высоцкого.
К своему смущению, мне следует признать, и я это признаю, что, в свое время (70-е годы) – недооценил Владимира Семеновича, как поэта – автора стихов.
Песни запоминались, именно, своей экспрессией, своей необычайной нервностью, а текст – для меня – оказывался на втором плане. То есть, я не понимал настоящего смысла стихов, которые он не читал на сцене, а – пел под гитару.
А я привык воспринимать напечатанный текст, которого – увы – не было. При жизни Высоцкого не были изданы сборники его стихотворений.
Мне долго было непонятно стремление Высоцкого – напечатать свои стихи, книгу стихов. И я считал это какой-то блажью очень популярного артиста.
Он был – на самом деле – очень популярен, как никто другой. Я даже считаю, что после него никто не достигал уровня его популярности.
Только, по прошествии времени – в 90-е годы – когда стали выходить трехтомники или даже четырехтомники его стихотворений, собранные в тематические разделы, стало понятно его стремление и все встало на свои места.
Прав был Высоцкий, который очень хотел, чтобы его поклонники имели перед собой текст его песен, а слушали – в основном – с магнитофонных лент, качество записи которых оставляло желать лучшего.
На самом деле, сборник или сборники его стихов, собранные в темы, наиболее полно раскрывают талант поэта, его внутренний мир и его эволюцию.
В. Новиков – автор наиболее полной биографии Владимира Семеновича – пишет: «Чем больше перепад между реальной известностью и официальным непризнанием, тем страшнее давление внутри души. Это природа, физика и никакие разумные успокаивающие речи тут не помогут» (ЗЖЛ, Высоцкий. М. Молодая гвардия, 2008 г.)
С этим выводом я не могу согласиться. Все происходит как раз – наоборот. Официальное непризнание Высоцкого, как поэта и певца обеспечивало независимость его песенно -исполнительского творчества. А, – при наличии «магнитофонной революции», все потуги власти играли на пользу известности и славы Владимира Семеновича.
То есть, я хочу сказать, что общественное значение творчества Высоцкого, оказывалось важнее, чем его личные переживания и болезненные зависимости.
Может быть, большая заслуга Высоцкого состоит в том, что, не призывал к прямому бунту, неповиновению, – массы, воспитанные на песнях Владимира Семеновича, во время перестройки не перешла красную черту революции, погромов…
Вопрос о творчестве Высоцкого неизбежно выводит на личные проблемы самого поэта, у которого «две судьбы»: «нелегкая» и «кривая», имея ввиду: первая – официальное непризнание, что, по мнению автора биографии, мешало его творческому развитию и алкогольная зависимость смолоду, переросшая в наркотическую.
В Новиков считает, что Высоцкий сумел блокировать эти две главные неприятности в его жизни и совершил творческий подвиг.
В принципе, я с этим согласен, – и смерть в 42 года вполне закономерна и ставит точку в его творчестве вполне справедливо. Почему справедливо?
Ведь Высоцкий достаточно молод и у него еще могло быть продолжение. Но на этот счет у меня имеется свое мнение.
Такие люди, как Владимир Высоцкий, просто так, случайно – не появляются. Это люди Рока, которым, кем-то неведомым поставлена определенная задача. Эту задачу Владимир Семенович – выполнил.
Он, один из крупнейших творцов, которые подготовили общество к тому будущему, наступившему после их смерти.
В новых условиях, я уже Высоцкого не вижу. Не понимаю, не могу объяснить самому себе, какую бы позицию занял поэт во время горбачевской перестройки и после…
Несомненно – одно: этот человек с трагической судьбой, неспокойной, неистовой натурой, редким темпераментом навсегда останется в русской культуре.

Педин В. 2019 год
( 25 июня – 28 октября).

Сочинение на тему «Мой любимый поэт В. С. Высоцкий»

Высоцкий Владимир Семенович — поэт, артист, родился 25 января 1938 г. в Москве, скончался там же 25 июля 1980 г.

Работал в театре имени А. С. Пушкина, в Московском театре миниатюр. Снялся в 26 кинофильмах, наиболее известные: «Место встречи изменить нельзя», «Хозяин тайги», «Служили два товарища» и т. д. Стал знаменит благодаря своим песням, которые сам же и пел под гитару. Песни слушали миллионы людей в магнитофонных записях, но при жизни была лишь одна маленькая публикация в альманахе «День поэзии», и несколько песен было опубликовано в вышедшем в США альманахе «Метрополь».

Последние годы жизни пристрастился к наркотикам, что и стало одной из причин его ранней смерти. Похороны В. Высоцкого в Москве стали всенародной трагедией.

Владимир Высоцкий был обречен на свой поединок со смертью, у него в его рисковой и опасной игре не было более серьезных и достойных соперников. Не потому, что он был выше всех своих сотоварищей и соплеменников, сограждан и соратников.

Он не был убежденным патриотом или националистом, чтобы отстаивать свою национальную идею. У него вообще не было никакой глобальной идеи, которой бы он служил.

Была лишь ностальгия по чему-то уходящему, героическому. Он боролся со своим безвременьем как мог: «Мы тоже дети страшных лет России, безвременье вливало водку в нас…» Но прежде, чем влить водку, безвременье лишило детей войны тех самых идеалов, за которые так яростно сражались их отцы.

Начиналось — то у Владимира Высоцкого, в начале 1950-х гг., совсем с других стихов.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Большой стиль, великая эпоха, великая страна, хотя он иронизировал впоследствии над своими юными увлечениями и убеждениями:

Двадцать лет на белом свете —

Жил безбедно и при деле,

Плыл, куда глаза глядели —

Военные песни Высоцкого свидетельствуют о глубоком художественном чутье поэта, о его умении почувствовать так же, как чувствует человек в критической ситуации. Ощущение борьбы прекрасно передано в песнях: «Як истребитель», «Их восемь — нас двое», «Сыновья уходят в бой». Цель борьбы героя этих песен — сохранить дружбу и любовь. Когда погибает друг, человек теряет половину самого себя.

В песнях отражено единство фронта и тыла.

Высоцкий создавал песни под свое личное исполнение и звучание. В песне «Товарищи ученые» затронута тема «бесполезности» интеллигенции.

В песне «Мы бдительны» сопоставляются проблемы личные и государственные. В других песнях затронута одна из тем разговоров в очередях.

В отношениях Высоцкого к своим героям прослеживается традиция народного юмора, помогающего опознать недостаток и избавиться от него.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Высоцкий любит Родину, любит Россию, тоскует по ней, находясь за границей, но и дома он уже абсолютно искренне и с сожалением видит вокруг себя лишь пустоту и гниль.

Он сам создавал свою судьбу и сам же спорил с ней, а то и перечеркивал. Вся его жизнь -надлом на надломе. Две его судьбы схватились друг с другом. Вся его судьба советского мещанина — это стремление выйти из своего же поединка со смертью, построить дачу, уткнуться в мягкие ладони Марины, посудачить с друзьями, сыграть хорошую роль в театре. И никто бы не осудил такую судьбу… Иная его жизнь перечеркивала эти все начинания и вновь шла на смертный бой.

«Если все-таки чашу испить мне судьба,

Если музыка с песней не слишком груба,

Если вдруг докажу, даже с пеной у рта, —

Я умру и скажу, что не все суета!»

Так и вышло, он умер, доказывая, что его личная жизнь не суета, а оказалось — умер, когда самому народу для жизни дальнейшей нужна была такая громкая смерть. Смерть не миру, и оказывается, во имя этого мира. Каждый почувствовал себя сильнее в этот миг, став соучастником его судьбы, почувствовал, что и он что-то может. И как завещание остались его строки:

«Мне есть что спеть, представ перед Всевышним,

Мне есть чем оправдаться перед Ним».

Сочинение по произведению на тему: В. Высоцкий — поэт и бард

Я до рвоты, ребята, за вас хлопочу!
Может, кто-то когда-то поставит свечу
Мне за голый мой нерв, на котором кричу,
За веселый манер, на котором шучу.
В. Высоцкий
Владимир Семенович Высоцкий. Это имя сегодня знакомо каждому русскому человеку. Он вошел в нашу жизнь в “магнитофонную эпоху”. Его голос с хрипотцой, нехитрый гитарный перебор слышались повсюду. Песни Высоцкого, доходчивые, простые, близки и понятны всем. Фронтовики утверждали, что о войне так может написать только человек, прошедший ее доро гами. “Он — наш!” — так о Высоцком могли сказать все. о ком он писал.
Когда на экраны страны вышел художественный фильм “Вертикаль”, все увидели молодого человека небольшого роста, коренастого, поющего свои песни в сопровождении обычной гитары.
Кто захочет в беде оставаться один,
Кто захочет уйти, зову сердца не внемля?!
Но спускаемся мы с покоренных вершин, —
Что же делать — и боги спускались на землю.
Так оставьте ненужные споры —
Я себе уже все доказал:
Лучше гор могут быть только горы.
На которых никто не бывал.
Сколько слов и надежд, сколько песен и тем
Горы будят у нас — и зовут нас остаться! —
Но спускаемся мы — кто на год, кто совсем,—
Потому что всегда мы должны возвращаться.
Владимир Высоцкий рассказал нам почти обо всем, чем жил народ. И о войне, которую увидел не только глазами мальчика, но и с точки зрения умудренного бойца Великой Отечественной, и о космонавтах, спортсменах, альпинистах, шоферах, моряках, поэтах — обо всех. Это вводило в заблуждение много-их слушателей, считавших, что Высоцкий сам прошел все, о чем он пишет. Поэту приходилось объясняться. “Я просто пишу от первого лица, всегда говорю “я”. Во всех этих вещах есть большая доля авторского домысла, фантазии — а иначе не было бы никакой ценности: видел своими глазами, взял да и зарифмовал”.
В. Высоцкий был прекрасным фельетонистом, сатириком. Остроте и злободневности его песен-шуток может позавидовать опытный журналист. Он проникал в суть той или иной профессии, среды, он жадно впитывал все, что могло понадобиться ему в его поэтической лаборатории.
Думается, что если бы он не был великолепным актером, то такая многогранность тем оказалась бы ему не под силу. Надо уметь перевоплощаться не только внешне, но и духовно, чтобы ощутить себя бойцом штрафного батальона, скалолазом, подводником, больным психушки, боксером.
. Лечь бы на дно, как подводная лодка.
Чтоб не могли запеленговать.
Часто скорбь, неумение быть таким, как все, заставляли поэта грустить, замыкаться в себе. Его ставшая классической “Охота на волков” —лучшее выражение этих противоречий. Он действительно считал себя травимым, как многие ранимые творческие люди, опередившие свое время. Но Высоцкий был уверен, что вырвется из загона:
Только я из окруженья вышел
За флажки, жажда жизни сильней.
Высоцкий вырос из Окуджавы, но отличен от него, как Маяковский от Есенина, как Бетховен от Моцарта. Не зря первый сборник его стихов-песен был назван “Нерв”. Слабый музыкант, он пел на нервах, на пределе чувств, но и был он обнаженным нервом нашей эпохи, ее совестью.
. Я не люблю, когда невинных бьют,
Я не люблю, когда мне лезут в душу,
Тем более, когда в нее плюют.
Его жизнь оказалась короткой, но, словно вспыхнувший в атмосфере метеор, он оставил нам ярчайшее впечатление “о времени и о себе”. В России не было дома, где бы не звучал его хрипловатый голос с неподражаемым распевом согласных. Использование полузабытых терминов, символических образов, простонародных выражений, жаргона, необычных эпитетов создавало в его стихах яркие характеры персонажей; глубина и содержательность небольших стихотворных очерков уникальна. И, что необычайно важно для всенародного барда. Высоцкий был абсолютно честен в своем творчестве:
Меня опять ударило в озноб.
Грохочет сердце, словно в бочке камень.
Во мне сидит мохнатый, злобный жлоб
С мозолистыми, цепкими руками.
Когда, мою заметив маету.
Друзья бормочут: — Снова загуляет. —
Мне тесно с ним, мне с ним невмоготу.
. Я оправданья вовсе не ищу,—
Пусть жизнь уходит, ускользает, тает,
Но я себе мгновенья не прощу,
Когда меня он вдруг одолевает.
Его сатира, вскрывая уродливые явления жизни, так же необычна. Чаще всего писатели и поэты иронизируют над собой, показывая окружающую реальность. Высоцкий же каждый раз создает самостоятельный персонаж: чаще всего мещанина, обывателя. И тут он весьма схож с Зощенко. Чего стоит его, тоже ставший классическим, диалог у телевизора:
. Тут на работе так накувыркаешься.
Придешь домой — там ты сидишь.
Ну и меня, конечно, Зин, Тотчас лее тянет в магазин,
А там — друзья, ведь я лее, Зин, Не пью один.
Высоцкий не чужд философии..И его рассуждения о смысле жизни не менее глубоки, чем сатира:
. Разницы нет никакой между Правдой
и Ложью,
Если, конечно, и ту и другую раздеть.
. Голая Правда божилась, клялась и рыдала,
Долго болела, скиталась, нуждалась в деньгах.
Грязная Ложь чистокровную лошадь украла
И ускакала на длинных и тонких ногах.
Иногда, часто завуалированно, в строках Высокого проскакивает нежная лирика. И тут он опять с Маяковским:
Я поля влюбленным постелю,
Пусть поют во сне и наяву!
Я дышу — и, значит, я люблю!
Я люблю — и, значит, я живу!
Кем же он был больше? Поэтом? Певцом, бардом? Актером? Так ли это важно? Важно, что он был личностью!
Его любимая роль в театре, роль, о которой мечтают все артисты,— Гамлет. Играл он ее по-своему — блестяще. И в жизни он всегда был немного Гамлетом:
Я знал, что, отрываясь от земли,
Чем выше мы — тем жестче и суровей.
Я шел спокойно прямо в короли
И вел себя наследным принцем крови.
Судьба не всегда сурова к гениям. После легализации Высоцкого, после его смерти написано много исследовательских статей о его творчестве. Конечно, надо считать удачей, что, создав своеобразный синтез городского жесткого романса с соленой народной песней, он не скатился до пошлости. Удачей можно считать и то, что в этот период магнитофоны стали доступны рядовым советским труженикам. Но бардов в то время было не так уж мало, а лишь Высоцкого с одинаковым удовольствием слушали и эстеты, и снобы, и работяги, и власть имущие.
Может, успех пришел за счет ранних воровских песен? Кому, как не жителям России, любить зэковские песни: как-никак у нас в стране тогда сидел каждый третий, а каждый второй мог сесть.
Мне нельзя на волю,
Не имею права.
Можно лишь от двери
До стены.
Мне нельзя налево,
Мне нельзя направо,
Молено только неба кусок,
Молено только сны.
А может, сатира принесла такую популярность. Не анекдоты на кухне, с оглядкой, а откровенная издевка вслух, под музыку:
Мы бдительны — мы тайн не разболтаем.
Они в надежных, жилистых руках.
К тому же этих тайн мы знать не знаем,
Мы умникам секреты доверяем,
А мы, даст Бог, походим в дураках.
Или же — глубокое понимание каждого типажа, каждого мини-героя песен-новелл, песен-эссе, песен-очерков:
Жил я с матерью и батей
На Арбате, век бы так,
А теперь я в медсанбате
На кровати, весь в бинтах.
Что нам слава, что нам Клава —
Медсестра и белый свет.
Помер мой сосед, что справа,
Тот, что слева,— еще нет.
Не зря же в народе считали, что Высоцкий отбывал срок, работал шофером-дальнобойщиком, ходил на судне матросом, был пограничником, воевал с фашистами, был спортсменом — всего не перечислишь.
И нас хотя расстрелы не косили,
Но жили мы, поднять не смея глаз.
Мы тоже дети страшных лет России —
Безвременье вливало водку в нас.
Вот где, скорее всего, кроется ответ: вышедший из народа народный поэт, с народным, привычным языком, с народными, простыми на первый взгляд нуждами, со всенародным “недостатком”, да еще вдобавок нелегальный, непризнанный официально!
. И об стакан бутылкою звеня,
Которую извлек из книжной полки,
Он выпалил: “Да это ж про меня!
Про нас про всех, какие, к черту, волки?!”
Ну все — теперь, конечно, что-то будет,
Уже три года — в день по пять звонков.
Меня зовут к себе большие люди.
Чтоб я им пел “Охоту на волков”.
А еще Высоцкого, конечно же, любили за искренность:
. Я от суда скрываться не намерен:
Коль призовут — отвечу на вопрос.
Я до секунд всю жизнь свою измерил
И худо-бедно, но тащил свой воз.
Но знаю я, что лживо, а что свято —
Я понял это все-таки давно.
Мой путь один, всего один, ребята,
Мне выбора, по счастью, не дано.
Всенародная любовь к Высоцкому не прошла. Она стала укрепляться, так как люди увидели своего кумира, стали узнавать подробности его биографии. Необыкновенный талант этого человека сделал его “своим” для миллионов людей. Песни, баллады, стихи Высоцкого привлекают к себе не только оригинальностью, виртуозным владением лексикой, они понятны и близки людям теми переживаниями, проблемами, которые испытывают их лирические герои. А вот эти стихи стали хрестоматийными, их может продолжить любой. Так происходило только с Пушкиным.
Если ж он не скулил, не ныч,
Пусть он хмур быч и зол, но шел,
А когда ты упал со скал,
Он стонал, но держал,—
Если шел он с тобой как в бой,
На вершине стояч хмельной,—
Значит, как на себя самого,
Положись на него!
По свидетельству Булата Окуджавы, Высоцкий страдал от того, что не был признан официально. Не разрешали печатать сборники стихотворений, не принимали в Союз писателей. А страна смеялась его смехом и плакала вместе с его героями, пела “его голосом” и удивлялась — какой еще популярности нужно было?! Да, все это было, но как-то полуподпольно, на энтузиазме отдельных доброжелателей. Страшно признаться, но любимым властями Высоцкий стал только после смерти.
Выходят диски и аудиокассеты — полное собрание сочинений, печатаются его стихи и “Роман о девочках”. Признается, что Владимир Семенович был талантливейшим артистом. Эль-дар Рязанов к одной из годовщин снимает многосерийный документальный фильм о Высоцком. Но поздно! Ему бы при жизни хоть десятую долю этого признания, он не ушел бы так рано.
Как все мы веселы бывали и угрюмы,
Но если надо выбирать и выбор труден.
Мы выбираем деревянные костюмы,
Люди! Люди!
Нам будут долго предлагать — не прогадать.
Ах! — скажут,— что вы, вы еще не жили!
Ну, а потом предложат: или — ши.
И будут вежливы и ласковы настолько —
Предложат жизнь счастливую на блюде.
Но мы откажемся, и бьют они жестоко,
Люди, люди!
Высоцкий ушел в тысяча девятьсот восьмидесятом. С тех пор успело вырасти новое поколение молодежи, но и для них Владимир Семенович остается кумиром, потому что говорит на их языке, об их проблемах, понятно и доходчиво, не “докучая моралью”.
Сегодня не слышно биенья сердец —
Оно для аллей и беседок.
Я падаю, грудью хватая свинец.
Подумать успев напоследок.
Разрывы глушили биенье сердец,
Мое же — мне громко стучало,
Что все же конец мой — еще не конец:
Конец — это чье-то начало.
Идут годы, десятилетия, но поэзия Высоцкого не стареет. Она так же актуальна, как и в далекие теперь семидесятые, восьмидесятые. Таков удел талантливых творений, а талант Высоцкого общепризнан. Он стал нашей классикой.

Сочинения

Автор: Владимир Семенович Высоцкий
Жанр: Поэзия: прочее

Посвящено Леве Кочеряну

Сочинения скачать fb2, epub бесплатно

Роман «Черная свеча», написанный в соавторстве Владимиром Семеновичем Высоцким и Леонидом Мончинским, повествует о проблеме выживания заключенных в зоне, об их сложных взаимоотношениях.

Владимира Высоцкого нет с нами уже 35 лет. За это время выросло поколение, которое никогда не ездило «на картошку», не томилось на «лекциях о международном положении», не сидело на сухарях в заграничных командировках, чтобы из строго ограниченного количества валюты выкроить на магнитофон или джинсы. Молодые уже не знают таких понятий, как «орудовец», «бригадмил» и даже «пионервожатый». Как помочь им понять и полюбить творчество Высоцкого так же сильно, как его любят их родители? Собранные в этой книге лучшие поэтические произведения Высоцкого помогут почувствовать, насколько верно великий бард отразил свою эпоху – и вместе с ней вечные проблемы бытия.

Любимого многими поэта Владимира Высоцкого представлять не нужно. Его песни находят отклик в душах большинства людей нашей страны. Эта книга представляет собой наиболее полное собрание стихотворений и прозы поэта. Ведь именно проза поэта, будучи явлением уникальным, приоткрывает завесу тайны с замыслов, внутренней жизни поэта, некоторых черт характера.

Володарский Эдуард Яковлевич, Высоцкий Владимир Семёнович

Эдуард Володарский. Как мы писали сценарий.

Источник: Владимир Высоцкий в кино. Составитель И.И.Роговой. Всесоюзное творческо-производственное объединение “Киноцентр”, 1989.

Володя часто говорил мне: “Ну давай вместе напишем сценарий! У меня замечательная история есть”. “Про что?” – спрашивал я, хотя давно знал, что он напичкан “замечательными историями”, как новогодний мешок подарками. Володя начинал бурно, торопливо рассказывать умопомрачительную историю про дельфинов, или громадного попугая, который жил у одного его знакомого, или про золотоискателя, заблудившегося в тайге, или. Некоторые его истории я отчетливо, ярко помню до сих пор, и, действительно, почти каждая его история в той или иной степени могла лечь в основу киносценария.

Девочки любили иностранцев. Не то, чтобы они не любили своих соотечественников. Напротив… Очень даже любили, но давно, очень давно, нет, лет 6-7 назад. Например, одна из девочек – Тамара, которая тогда и вправду была совсем девочкой, любила Николая Святенко, взрослого уже и рослого парня, с двумя золотыми зубами, фантазера и уголовника, по кличке коллега.

Прозвали его так, потому, должно быть, что с ним всегда хорошо было и надежно иметь любые дела. В детстве и отрочестве Николай гонял голубей, подворовывал и был удачлив. Потому что голуби – дело опасное, требует смекалки и твердости, особенно когда «подснимаешь» их в соседних дворах и везешь продавать на «Конку» с Ленькой Сопелей – от слова сопля, кличка такая. Сопеля – компаньон и одноделец, кретин и бездельник, гундосит, водку уже пьет, словом – тот еще напарник, но брат у него на «Калибре» работает. И брат этот сделал для Леньки финку с наборной ручкой, а лезвие – из наборной стали, из напильника. И Ленька ее носит с собой.

Феномен Высоцкого – в доверительности

Сергей Жильцов о текстологической работе с творческим наследием Владимира Семеновича

On-Line версия

Сергей Владимирович Жильцов (р. 1968) – музыкальный издатель, продюсер, исследователь творчества Владимира Высоцкого. Работал в Государственном культурном центре-музее Владимира Высоцкого. Публикатор, текстолог и составитель нескольких книг произведений поэта, материалов о нем, ведущий передачи «Кони привередливые» на Всесоюзном радио (1990–1991), автор и консультант нескольких фильмов и телепередач.

Как всем известно, Высоцкий начинал с блатных песен. Фото РИА Новости

Песни и стихи Владимира Высоцкого не устаревают спустя 41 год после его смерти. Знакомство с творчеством поэта и барда, увлечение им переросло у Сергея Жильцова в дело всей жизни. О невероятных коллизиях, касающихся сбора, изучения и публикаций текстов Высоцкого, с Сергеем ЖИЛЬЦОВЫМ побеседовал Николай МИЛЕШКИН.

– Сергей Владимирович, расскажите, пожалуйста, когда вы впервые услышали Владимира Высоцкого?

– Осознанно – не помню. Песни – вероятно, на даче в Купавне у моего приемного деда. Скорее всего это была пластинка со «Скалолазкой». А услышал – не песни, а голос Жеглова в знаменитом сериале. Потом – олимпийским летом – я как все был в удлиненных сменах (в пионерском лагере «Юный ленинец»). И в начале второй смены – а смены были по 40 дней – все заговорили: «Умер Высоцкий». А мне что? Умер и умер. Потом, осенью, у кого-то из песенника – было такое повальное увлечение песенниками с анкетами – переписал «Жирафа». Сначала не хотел, сказал: «Это, наверное, «до чего же хочется, братцы, на живом жирафе покататься?» «Нет, – ответил мне Олег Ромадин, мой одноклассник, – это же Высоцкий». Получается, не услышал, а переписал текст. Какую песню услышал первой, не помню. Родственники мне дали во временное пользование магнитофон «Романтика» на батарейках, я его таскал с собой на пляж. И скорее всего переписал у кого-то французские пластинки Высоцкого – «Натянутый канат» и «RCA». А потом пошло-поехало…

– Расскажите подробнее про «пошло-поехало». Когда вы поняли, что Высоцкий стал частью вашей жизни?

– Я переписал все, что было, у родных и друзей. И, что любопытно, каждый раз находились новые песни. Конечно, если бы мне это было неинтересно, я бы этим не занимался. Можно долго говорить о феномене Высоцкого, чем он так цепляет. Сам поэт отмечал, что причина – «доверительность». У моего родного дяди Юрия Уварина была пленка с песнями Высоцкого – на девятой скорости по четырем дорожкам. Но мне и этого было мало. Тогда дядя посоветовал сходить на Ваганьково, где у могилы поэта собираются поклонники: у них всегда можно что-то переписать. Или узнать что-то новое. Я старался регулярно там бывать. С оказией – меня просили что-то ему передать – познакомился с Всеволодом Абдуловым, который близко сошелся с Высоцким еще в 60-х годах, в Школе-студии МХАТ. Через киоскера на углу Пресни и Малой Грузинской стал общаться с Ниной Максимовной, матерью поэта. Семья Абдулова, его мама Елизавета Моисеевна, вдова знаменитого актера 1940–1950-х Осипа Наумовича Абдулова, тепло меня приняла, и мы стали часто общаться. Конечно, разговоры были большей частью о Высоцком. В то же время, в начале 80-х, была создана комиссия по творческому наследию Высоцкого. Ее секретарем и «рабочей лошадью» (наверное, единственной – остальные были свадебными генералами) была Наталья Крымова. Вышел уже сборник «Нерв», который, как пел Окуджава «а кто потом украл вагон?», таинственным образом исчез. Своровали чуть ли не эшелон с книгами. Я приносил Абдулову разные тексты, которые якобы были перепечатаны с рукописей Высоцкого, – сам он их не знал или не помнил. В вышедшем позднее трехтомнике Шемякина Аркадий Львов назовет их коллекционными списками. В общем комиссия начала работу, и наша задача была «залитовать» как можно больше текстов, то есть опубликовать их в разных периодических изданиях, а потом принести рукопись новой книги – не «Нерва» – в издательство, и окажется, что проблем с разрешением нет: все уже опубликовано. Вот этим я и занимался до армии. Все, что публиковалось комиссией – в «Авроре», «Театральной жизни», «В мире книг» и так далее, – похвалюсь, все осуществлено при моем участии. Даже в ночь перед призывом я занимался правкой текстов для книги «Избранное», которые потом передали Наталье Анатольевне. Как пели позже у нас в Афганистане: «Время выбрало нас». Мой любимый герой – персонаж Брюса Уиллиса. Ему деваться некуда все время. (Тут я бы добавил смайлик.) Так Высоцкий стал частью моей жизни. Уже в армии я думал, что хватит, работы по изданию песен и стихов Владимира Семеновича завершились, можно отдохнуть и заняться другими делами. Например, по совету Михаила Кожухова, корреспондента «Комсомольской правды» в Афганистане, – международной журналистикой. Или пойти в артель к Вадиму Ивановичу Туманову – зарабатывать.

– Среди «разных текстов, перепечатанных с якобы рукописей Высоцкого» было, наверное, многое, Высоцкому не принадлежащее? Как вы определяли подлинность текстов? Каковы были критерии?

– Тогда авторство я, конечно, подтвердить никак не мог – недоставало знаний и опыта. Была такая смешная вещь – на Ваганьково человек по имени Володя Григорьев и по прозвищу Динозавр менял и продавал отпечатанные на машинке тексты песен, прозы и выступлений Высоцкого и, что называется, «около». Вторая история связана с Театром на Таганке, а конкретно – со спектаклем памяти поэта. Так вот на его машинописных страничках сверху стоял гриф «Сверено с рукописью», а текст под ним был не Высоцкого, а, например, то, что было в раннем репертуаре Владимира Семеновича. Помнится, был текст Есенина «Сиротка», какие-то еще. Тут с авторством все было понятно.

Но надо сказать о том, что все тексты стихов – не песен, а именно стихов – появились из одного источника. Ребята из КСП работали с Высоцким с 1978 года, и он давал им свой архив. Они перепечатывали тексты, правили с его слов, иногда и по собственному разумению. Но других источников-то и не было. Всего два (!) стихотворения были доступны читателям при жизни – «Из дорожного дневника» (первая часть большой поэмы, опубликованная в сокращении в «Дне поэзии») и «Мой Гамлет» – текст, который автор подарил болгарскому поэту Любомиру Левчеву в машинописном сборнике своих песен в 1973-м. И то второй, вероятно, стал известен после смерти Высоцкого. В «Метрополе» публиковались только песни. Несколько парижских стихов, например «Тушеноши» и «Осторожно, гризли!», Шемякин опубликовал во Франции. Это тоже было недоступно в СССР, так же как и югославская съемка с «Черногорскими мотивами» и мексиканская с тем же «Моим Гамлетом».

Так вот «околокаэспэшные» ребята перепечатывали тексты Высоцкого на машинке, потом размножали на ротаторе, ксероксе и передавали посвященным. Посвященные показывали это все менее посвященным, и они, как, например, Саша Петраков, который занимался в основном звукозаписью, переписывали эти тексты себе. Мне посчастливилось с Петраковым познакомиться, и я переписывал тексты из его большой тетради уже себе в блокнотик, а потом, когда накопил на пишущую машинку, стал их перепечатывать.

Возвращаясь к первым вашим вопросам, отмечу, что, когда я узнал, что песен у Высоцкого не одна и не две сотни, у меня появилась мальчишеская цель – мне было 14 лет – собрать все эти песни Высоцкого. Вернее, я подслушал у кого-то на Ваганьково эту мысль-план. Мне она понравилась, и я взял ее на вооружение.

Принцип общения поклонников-собирателей был прост и вечен: ты мне эту песню даешь переписывать, а я тебе другую, которой у тебя нет. Или текст песни. Люди, разумеется, тащили всякое барахло на обмен. И я не исключение. В пленках моего дяди Юры среди песен Высоцкого была одна песня, неизвестно кем исполненная: «Я рассказать тебе хочу, душа любезный,/ как моя жизнь была для Родина полезный,/ как на разведку я ходил в горах Кавказа –/ послушай, друг мой, маленький рассказа». Скорее всего ее пел Визбор, а текст народный. За все время, прошедшее с той поры, я нашел эту песню только в исполнении какого-то самодеятельного ансамбля. Ну, вот и я ее на что-то выменял. Это я к тому подвожу, что кое-кто и сам писал тексты «под Высоцкого» – чтобы выменять новые тексты за свое «творчество». Такие люди мне известны. Так сформировался тот самый массив «коллекционных списков», на основе которых на Западе (это термин оттуда) и печатали эти произведения, никаким образом не аннотируя. Кое-что осталось нынче либо в разделе Dubia (Dubia (лат. «сомнительное») – произведения, предположительно приписываемые тому или иному автору. – «НГ-EL») – авторство не подтверждено (но это касается только того, что Высоцкий сам пел либо были другие серьезные, но недостаточные основания говорить о его авторстве), либо тексты, авторов которых мы до сих пор не знаем, но никаких оснований считать это произведениями Высоцкого, у нас нет. Им, конечно, не место в книгах поэта, но собрать их воедино и отметить, что и откуда взялось, давно пора.

– В одном из сборников Высоцкого, изданном на Западе, я прочитал текст известной по знаменитому фильму песни «На Тихорецкую состав отправится. ». Это действительно песня Высоцкого?

– Нет, конечно, это песня Михаила Львовского на музыку Михаила Таривердиева. Она была в раннем «доконцертном» репертуаре Высоцкого, несколько раз записана на пленку. Вероятно, кто-то на Большом Каретном впервые ее исполнил. Высоцкому понравилось. Знаменитый фильм был гораздо позже. Думаю, к тому времени никто уже и не помнил, что Высоцкий ее пел. Кстати, не только самодеятельные и западные издания грешат такими несуразицами. В разгар перестройки журнал «Смена» напечатал сразу несколько песен из репертуара Высоцкого, ему не принадлежащих. Например, «Как у Волги иволга», ее текст написал Игорь Кохановский.

– Когда я был подростком, в моем московском окраинном дворе абсолютно все любили Виктора Цоя – и те, кто потом пошел в бандиты, и те, кто поступил в институты. При этом, скажем, Гребенщикова или Кинчева слушали лишь отдельные люди. У поколения бардов таким человеком, объединяющим всех, был Высоцкий. И роднит эти фигуры, на мой взгляд, ярко выраженный героический пафос (то, чего было мало у Окуджавы или, скажем, у Гребенщикова). Не на это ли откликалось абсолютное большинство людей? Что еще помимо несомненного таланта и «доверительности» стало причиной тотальной популярности Владимира Семеновича: «от уголовников до членов Политбюро»?

– Все-таки и Окуджава, и тем более БГ – разные поколения. Это два поколения, а Высоцкий – третье. И они писали и пели гораздо меньше так называемых блатных песен. То, с чего Высоцкий начинал. И даже его первые военные – тот же жанр. И вот еще: Окуджава, несмотря на то что считается учителем Высоцкого, не писал, в общем, песен на злобу дня. Как говорится, утром в газете, вечером – в куплете. У Высоцкого их сколько угодно. Такой информационный канал кроме всего прочего.

– Что изменилось в изучении творчества Высоцкого за последние десятилетия?

– Хороший вопрос. Но он требует подробного рассказа. Когда мы с Крымовой и Абдуловым готовили первые тексты Высоцкого к печати – и не мы одни, – стояла задача как можно больше обнародовать, то есть пробиться сквозь цензуру. На все это потребовалось десятилетие после его смерти. Я-то, когда столкнулся с вариативностью произведений Владимира Семеновича, пошел в школьную библиотеку – я тогда учился в школе, там было полное собрание сочинений Некрасова – и определил для себя ориентир – каким я хочу видеть изданного Высоцкого. А пока прислушивались к Абдулову, который не помнил дат, зато помнил всякие нюансы и всегда метко отмечал ошибки Высоцкого. И мы правили. Но правили, только используя варианты самого поэта. Например, в первой части «Истории болезни» есть строка: «Шабаш калился и лысел. », это явная ошибка. И в промежуточных вариантах мы видим, что автор эту строку исправил: «Калился шабаш и лысел…», но потом по каким-то причинам забыл об этой правке.

Когда же мне довелось готовить первое пятитомное собрание сочинений Высоцкого, я ориентировался на учебник текстологии Соломона Абрамовича Рейсера. Потому что текстология Дмитрия Сергеевича Лихачева большей частью направлена на установление основного текста и временных слоев в летописях. Как, впрочем, и у Алексея Александровича Шахматова. Вступительное слово к пятитомнику касалось этих проблем, и там все мои наработки с Абдуловым и Крымовой учтены и отмечены.

Теперь, через много лет, с появлением нового массива источников видно, что все-таки некоторые наши казавшиеся несомненными устои пошатнулись. Мы ориентировались на рукописи Высоцкого в архитектуре стиха – разбивке строки и строф. Поэтому оказывалось, что в одну строку «упаковывались» сразу три рифмы. Абдулов объявлял ее внутренней: «Наш путь не отмечен, нам нечем, нам нечем…» Теперь же мы видим, что в других беловиках и машинописных списках автор все это разбивал. Может, для объема – тогда платили за количество строк, если вы помните, а может, для красоты. Кстати, в данном случае в позднем известном автографе все так же и осталось, а первая строка всех строф была разбита на две: «Всплывем на рассвете –// Приказ есть приказ!»

Почему он компактно укладывал строки – объясняется просто. Когда длинный текст был сочинен, надо было сделать так, чтобы он уместился в один лист. Если же совсем длинный – с двух сторон. Поэтому, например, антисказка «Лукоморья больше нет» в беловом автографе занимает всего одну страницу с двух сторон, а в публикации, например, в «Метрополе» – три. «Пародия на плохой детектив» – одну страницу, а в Метрополе» – две, «Баллала о брошенном корабле» – соответственно две и четыре. С самого начала наблюдалось и стремление автора ввести внутреннюю рифму – все последние правки им выполнены ради этого. Это видно, например, по правке песни про дурачину-простофилю, да и в той же «Балладе…». Также были поправлены даты написания произведений, уточнены поводы.

– Несмотря на огромное количество авторов, появившихся позже, Высоцкого продолжают слушать и ценить новые поколения. Почему?

– Это, как говорил Высоцкий, надо спросить поколения. Но, думаю, причины не меняются. Если человек интересный и рассказ его интересный, он всегда найдет своего слушателя.

Поэтический нерв нашей эпохи (Владимир Семенович Высоцкий)

Непостижимо, откуда он, молодой, так много и так точно знал про нас про всех? Про войну – хотя сам не воевал. Про тюрьмы и лагеря – хотя сам не сидел. Про деревню – хотя сам коренной горожанин (дом на Первой Мещанской, в конце… ). Откуда эта щемящая достоверность? Никакая тут не стилизация: он о родном, о своем поет:
Как во смутной волости,
Лютой злой губернии,
Выпадали молодцу
Все шипы да тернии.
Он обиды зачерпнул, зачерпнул
Полные пригоршни,
Ну а горе, что хлебнем,
Не бывает горше.
Пей отраву, хочь залейся!
Благо

Related posts:

Мой Владимир Высоцкий Поэт и Время – взаимосвязанные понятия, не существующие одно без другого. Поэту распахнута тайна былого, происходящего и будущего, однако как раз Времени предоставлено предопределять, будет ли он Поэтом. Уже больше двадцати лет минуло после ухода из жизни Владимира Высоцкого. Шок, вызванный в свое время его смертью, заставил задуматься, кем он был для нас: актером, поэтом, […].

Владимир Высоцкий – народный поэт Его голос с хрипотцой, нехитрый гитарный перебор слышался повсюду. Песни Высоцкого, доходчивые и простые, близки и понятны всем. Фронтовики утверждали, что о войне может так написать только прошедший ее дорогами. “Он – наш!” – Но так о Высоцком могли сказать все, о ком он писал. Кто захочет в беде оставаться один! Кто захочет уйти, зову […].

Владимир Высоцкий Я не люблю себя, когда я трушу, И не терплю когда невинных бьют. Я не люблю, когда мне лезут в душу, Тем более когда в нее плюют. Если попытаться определить место Высоцкого в истории нашей культуры одним словом, то самым точным, на мой взгляд, будет: олицетворенная со-весть народа. Поэтому и любимец народа, поэтому и массовое […].

Сочинение на тему: Владимир Высоцкий Как хорошо, что песни Владимира Высоцкого теперь можно запросто услышать с телеэкрана или радио. Странным кажется то время, когда его творчество запрещали. Что такого страшного видели советские цензоры в песнях о дружбе, о любви? У Высоцкого такой мощный, хриплый, надрывной голос, что волей-неволей вслушиваешься не в ритм и мелодию, а в содержание песни. “Спасите наши […].

Краткое содержание Ключарев и Алимушкин – Маканин Владимир Семенович Ключарев и Алимушкин Краткое содержание рассказа “Человек заметил вдруг, что чем более везет в жизни ему, тем менее везет некоему другому человеку, – заметил он это случайно и даже неожиданно. Человеку это не понравилось. А получалось именно так или почти так… “ Обычный научный сотрудник Ключарев однажды по дороге с работы находит в снегу кошелек. […].

Краткое содержание Где сходилось небо с холмами – Маканин Владимир Семенович Где сходилось небо с холмами Краткое содержание повести Композитор Георгий Башилов, слушая в гостях обычную, примитивно-грубую застольную песню, морщится. Жена композитора объясняет окружающим, что он не оскорбляется пением, а, напротив, чувствует себя виноватым за то, что в поселке, откуда он родом, его земляки совсем не поют. Башилову кажется, что вина его огромна. Обхватывая руками седую […].

Поэтический образ России в лирике А. А. Блока А. А. Блок всегда говорил, что теме Родины он посвящает все свое творчество. Образ России присутствует практически во всех его произведениях, от самых ранних, юношеских, до последних. Отечество для Блока – маяк, который освещает весь его творческий путь. Если проследить этот путь от начала до конца, то можно увидеть Россию во всем ее многообразии. Блок […].

Поэтический мир Николая Некрасова Н. А. Некрасов создал целую эпоху в поэзии. Не одно поколение лучших людей России воспитывалось на произведениях поэта. С детских лет входят в наше сознание некрасовские образы, неповторимые звуки его стихотворной речи. В лице Некрасова, чутко уловившего требование времени, поэзия стремилась раздвинуть свои пределы. Поэт исповедуется перед обществом, считает себя ответственным перед ним. С высочайших […].

Поэтический мир А. Н. Островского На той стороне Волги, прямо против города, два села; и особенно живописно одно, от которого вплоть до Волги тянет самая кудрявая рощица; солнце при закате забралось в нее как-то чудно, с корня, и наделало много чудес. Я измучился, глядя на это. А. Н. Островский “Мы стоим на крупнейшей горе, под ногами у нас Волга, и […].

Поэтический язык Пушкина в романе “Евгений Онегин” Центральное место в творчестве А. С. Пушкина занимает его роман в стихах “Евгений Онегин”. Главной особенностью этого произведения является то, что написано оно особым языком, в особой манере, которая потребовала от автора длительной и упорной работы. Стихотворная форма придает ему черты, резко отличающие его от обычного романа. Его язык волнует нас своим ритмом, звуками, именно […].

Поэтический мир поэта Я родился и вырос в балтийских болотах, Подле серых цинковых волн, всегда набегавших По две, и отсюда – все рифмы… И. Бродский Иосиф Бродский – один из самых молодых нобелевских лауреатов в области литературы (удостоен в 47 лет). Его творчество в течение четверти века пользуется широкой известностью. Он являлся не только признанным лидером русскоязычных поэтов, […].

Людина – головний нерв творчої радості й печалі Івана Драча Тематика творчості Івана Драча, видатного поета сучасності, відомого державного і політичного діяча, різноманітна. Та про що б він не писав, у центрі його поетичної уваги завжди стоїть людина, її буття. Творче кредо поета – передусім бачити людину, адже творчість – це “спрага людяності. Мене пече щоднини спрага щастя для людини”. Ще в ранній “Баладі про […].

Поэтический мир Б. Пастернака (Рецензия) Пастернак – присутствие Бога в нашей жизни. А. Вознесенский Я полагаю, что высказывание Андрея Вознесенского о Пастернаке надо понимать как присутствие в нашей жизни поэтического мира, погружаясь в который читатель как бы ощущает все мироздание. У Пастернака особый поэтический строй, ритмика стиха, которые позволяют поэту одновременно в деталях отражать капельки дождя, шум елового бора и […].

Поэтический мир В. В. Маяковского Вселенная спит, Положив на лапу С клещами звезд огромное ухо. В. Маяковский Юрий Тынянов утверждал: “Маяковский возобновил поэтический образ, где-то утерянный со времен Державина”. Сопоставив поэзию Державина с поэзией Маяковского, я убедился в правоте этого утверждения. Державин любил раздвигать горизонты чувств поэтическим словом, стремился к масштабности образов. Но я лично более склонен считать, что Маяковский […].

Иосиф Бродский. Неповторимый поэтический мир Последние десятилетия мы беспрепятственно можем прочитать стихи Иосифа Бродского. Свободно. Четверть века назад его выслали из Ленинграда. Восемь лет он спасался от гонений и был вынужден выехать за границу. С того времени стихи Бродского ходили из дома в дом конспиративно, при обысках их изымали будто крамолу. А в 1988 году Шведская королевская академия присудила Бродскому […].

Владимир Маяковский – неувядаемый авангардист русской поэзии Он в большей степени, чем остальные люди, был весь в явлении. Выраженного и окончательного в нем было так же много, как мало этого у большинства… Б. Пастернак “Героически просто, как наше сегодня” – охарактеризовал Владимир Владимирович Маяковский героику будней, и эти слова можно отнести к его творчеству. Тот самый В. В., о котором из года […].

Николай Семенович Лесков – мастер в создании образов праведников Лесков начинал литературную работу с несокрушимой верой в силу слова, начинал призывом: “Пора нам отвыкать от мысли, что предметом литературы должно быть что-нибудь особенное, а не то, что всегда перед глазами и от чего мы все страдаем прямо или косвенно. Сбросив вековой хлам предубеждений, мы ощутим себя близкими к жизни наших меньших братии и сумеем […].

Краткое содержание Тупейный художник – Лесков Николай Семенович Тупейный художник Краткое содержание рассказа Рассказ этот автор слышит от няни своего младшего брата Любови Онисимовны, в прошлом красавицы актрисы орловского театра графа Каменского. На Троицу она водит автора на кладбище, где у простой могилы рассказывает историю “тупейного художника” Аркадия. Аркадий – парикмахер и гримировщик – причесывает всех крепостных артисток графа. Сам он “человек с […].

Летопись эпохи (Лирика) В то время я гостила на земле, Мне дали имя при крещенье Анна. А. Ахматова Пересказать биографию Поэта всегда очень трудно. Где найти слова, которые не опошлили и не приземлили бы поступков великого человека. Ведь в них, кроме обычного “прозаического” содержания, заключена неповторимость, уникальность жизни гения. Поэтому мы лишь вскользь говорим об обстоятельствах и жизни […].

Краткое содержание Зима тревоги нашей – Стейнбек Джон Зима тревоги нашей Краткое содержание романа “Читателям, которые станут доискиваться, какие реальные люди и места описаны здесь под вымышленными именами и названиями, я бы посоветовал посмотреть вокруг себя и заглянуть в собственную душу, так как в этом романе рассказано о том, что происходит сегодня почти по всей Америке”. Золотым апрельским утром Итен Аллен Хоули просыпается […].

Сочинение на тему: Птицы нуждаются в нашей помощи Птицы нуждаются в нашей помощи Этой осенью слишком часто шли дожди и почти не видно было солнца. Птицам в такую погоду трудно, летать, а потому голодно. Возле нашего многоэтажного дома обосновалась стайка воробьев и синиц. Часто можно было видеть, как они, нахохлившись, сидят на дереве под окном. Однажды мы с братом насыпали на подоконник мелких […].

Сочинение на тему: Дерево нашей Родины Наивысшая ценность для человека – это его Родина. Дерево, давшее корни родства, происхождения, воспитания, сформировавшее мировоззрение и открывшее горизонты для новых открытий и славных свершений. Родина… Как много в этом звуке для сердца нашего слилось… Родина – слово, полное глубокого смысла: это место рождения, освятившее нам дорогу в будущее, это храм любви и красоты, это […].

Аня Тет – Столько воды утекло, с той – нашей встречи Столько воды утекло, с той – нашей встречи, А все же знаешь, зря говорят, что время лечит Мне по прежнему хочется к тебе, час от часу не легче И мои чувства, со временем, кажется только крепче… Вдыхаю запах твоего родного тела И сразу воздух чище, слаще, резче.. Кольнет в груди слегка, там – где-то слева, […].

Краткое содержание Глиняная беседка – Из сборников повестей эпохи Мин (XIV-XVII вв.) – Мэнчу Лин Глиняная беседка – Из сборников повестей эпохи Мин (XIV-XVII вв.) Вань был чаеторговцем, а помогал ему Тао по прозванию Железный Монах. Приворовывал он у хозяина лихо. Раз застукал его Вань за подсчетом украденных денег да и выгнал. По всему городу бывшего слугу вором ославил, так что Железного Монаха никто прислуживать не брал. Тот уже оголодал […].

Панорама эпохи в романе А. Толстого “Петр Первый” А. Н. Толстой работал над романом о великом русском преобразователе-царе Петре I около 16 лет. Задолго до создания романа “Петр I” он написал такие хорошие рассказы, как “Наваждение” и “День Петра”, очерк “Первые террористы”, рассказывавший на основании подлинных документов о покушении на жизнь Петра. Это были первые наброски будущего эпического романа Толстого. Уже тогда он […].

Краткое содержание Владимир Маяковский – Маяковский Владимир Владимирович Владимир Маяковский Краткое содержание трагедии Обращаясь к толпе, В. Маяковский пытается объяснить, почему он несет свою душу на блюде к обеду идущих лет. Стекая ненужной слезою с небритой щеки площадей, он чувствует себя последним поэтом. Он готов открыть людям их новые души – словами простыми, как мычание. В. Маяковский участвует в уличном празднике нищих. Ему […].

Герой эпохи в изображении И. С. Тургенева (по роману “Рудин”) В одном из своих наиболее значительных романов – в “Рудине” – Иван Сергеевич Тургенев попытался “вывести” героя эпохи в лице Дмитрия Рудин представить определенный человеческий тип, совмещающий в себе противоречия 60-х гг. XIX в. Фигура Рудина занимает центральное место в романе, на исключительную значимость этого героя указывает название произведения. Рудин – умный, интеллигентный человек. Он […].

“Божественная комедия” и ее поэтический мир Главным произведением Данте Алигьери, принесшим ему мировую известность, является поэма “Божественная комедия”. Она стала своеобразным мостом между культурой средневековья и эпохой Возрождения. Сам поэт назвал ее просто – “Комедия”. Под этим термином в средние века принято было понимать любое произведение с печальным началом и счастливым концом. Эпитет же божественная был добавлен критиками позже, но не […].

Краткое содержание Воительница – Лесков Николай Семенович Воительница Краткое содержание повести Известная рассказчику кружевница Домна Платоновна “имеет знакомство самое необъятное и разнокалиберное” и уверена, что этому она обязана одной простотой и “добростью”. Люди же, по мнению Домны Платоновны, подлые и вообще “сволочь”, и верить никому нельзя, что подтверждается частыми случаями, когда Домну Платоновну обманывают. Кружевница “впоперек себя шире” и постоянно жалуется на […].

Краткое содержание Про это – Маяковский Владимир Владимирович Про это Краткое содержание поэмы Тема, о которой хочет говорить поэт, перепета много раз. Он и сам кружил в ней поэтической белкой и хочет кружиться опять. Эта тема может даже калеку подтолкнуть к бумаге, и песня его будет строчками рябить в солнце. В этой теме скрыта истина и красота. Эта тема готовится к прыжку в […].

“В важные эпохи жизни иногда в самом обыкновенном человеке разгорается искра геройства” (по рассказу М. Шолохова “Судьба человека”) В конце 1956 года М. А. Шолохов опубликовал свой рассказ “Судьба человека”. Это рассказ о простом человеке на большой войне. Русский человек прошел через все ужасы навязанной ему войны и ценой громадных, ничем невосполнимых личных утрат и трагических лишений отстоял Родину, утвердив великое право на жизнь, на свободу и независимость своей Родины. В рассказе поднята […].

Изображение эпохи Ивана Грозного (по поэме М. Ю. Лермонтова “Песня про… удалого купца Калашникова”) (2 вариант) Замечательный русский поэт М. Ю. Лермонтов, с детства воспитываясь в поместье бабушки, рано полюбил народный фольклор, песни и предания. Позже он и сам написал произведение, которое по стилистике, напевности, затрагиваемым проблемам напоминает народный сказ. Это “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”, которая переносит нас совсем в другую эпоху – время […].

Краткое содержание Некуда – Лесков Николай Семенович Некуда Краткое содержание романа Две молодые девушки, “тополь и березка”, Лизавета Григорьевна Бахарева и Евгения Петровна Гловацкая возвращаются из Москвы после окончания института. По пути они заезжают в монастырь к тетке Ба-харевой, игуменье Агнии, где Лиза демонстрирует новые взгляды на роль женщины в семье и жизни. Там же девушки знакомятся с простодушной молодой монахиней Феоктистой, […].

Отражение эпохи в произведениях А. Т. Твардовского Среди поэтов XX века творчество Александра Твардовского занимает особенное место. Оно – неотъемлемая часть духовной жизни русской нации. Его мудрая, сердечная поэзия осмысляет общественное и эстетическое самосознание народа на самых сложных, переломных этапах его истории. Твардовский был одним из тех мужественных людей, кто в годы, получившие название застоя, готовил сознание советского общества к необходимости изменений. […].

Изображение эпохи Ивана Грозного (по поэме М. Ю. Лермонтова “Песня про… удалого купца Калашникова”) (1 вариант) Поэма М. Ю. Лермонтова “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” является наиболее совершенной и трагичной из исторических произведений поэта. Известный критик В. Г. Белинский высоко ценил “Песню… “, видя ее главное достоинство в народности, верности духу истории. “Здесь поэт от настоящего мира не удовлетворяющей его русской жизни перенесся в ее […].

Художественное своеобразие “Путешествия из Петербурга в Москву” А. Н. Радищева и его влияние на передовую мысль эпохи Для многих поколений русских читателей имя Радищева. окружено ореолом мученичества: за написание “Путешествия из Петербурга в Москву” автор был приговорен к смертной казни, замененной Екатериной II десятью годами высылки в Сибирь. Ее преемники на троне восстановили Радищева в правах, однако он не изменил своих взглядов и, не найдя к ним сочувствия со стороны властей, в […].

Панорама эпохи в романе А. Толстого “Петр Первый” (2) Замысел А. Толстого был поистине грандиозным – он хотел отразить в своем произведении всю петровскую эпоху, от стрелецких бунтов до Полтавской битвы. Нельзя говорить о том, что эта идея была нова – еще до А. Толстого множество русских поэтов, писателей воссоздавали в своих произведениях это сложное время, это и А. Д. Кантемир с “Петридой”, и […].

Базаров – “новый человек” эпохи 60-х годов XIX века Роман Тургенева “Отцы и дети” отразил в себе борьбу двух социально-политических лагерей, сложившихся в России к 60-м годам XIX века. Писатель показал конфликт эпохи и поставил ряд актуальных проблем, в частности, вопрос о характере и роли “нового человека” – деятеля в период назревания революционной ситуации в России 60-х годов. В романе воссоздана эпоха, которая предшествовала […].

Краткое содержание Запечатленный ангел – Лесков Николай Семенович Запечатленный ангел Краткое содержание повести На постоялом дворе укрываются от непогоды несколько путников. Один из них утверждает, что “всякого спасенного человека… ангел руководствует”, и его самого ангел водил. Последующий рассказ он произносит, стоя на коленях, потому как все случившееся – “дело весьма священное и страшное”. Маркуша, “незначительный человек”, рожденный в “старой русской вере”, служит каменщиком […].

Театр эпохи Шекспира (2 вариант) В эпоху Возрождения в Англии широкое распространение получила драматическая литература, что было связано с развитием в то время театральных зрелищ. Театр в Англии имел свои характерные особенности, отличающие его от театра других стран. Его развитие носило здесь более последовательный характер. Так, в Италии и Франции драматургия стремилась в первую очередь освободиться от религиозной тематики. Английский […].

Читайте также:
Мой любимый поэт В. С. Высотский: сочинение
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: