Роман «Мы»: сочинение

эссе по литературе “Над чем заставляет задуматься роман Е. Замятина “Мы”

сочинение по литературе по роману Е. Замятина “Мы”

Скачать:

Вложение Размер
эссе по литературе “Над чем заставляет задуматься роман Е. Замятина “Мы” 31 КБ

Предварительный просмотр:

Жукова Марина, 11 класс

Над чем заставляет задуматься роман Е. Замятина «Мы»

Меня всегда интересовал принцип устройства нашего общества, порядки и правила, действующие в нем, варианты развития этого общества в будущем. Прочитав роман Е. И. Замятина «Мы», я совместила свои предыдущие выводы и основные мысли автора произведения.

Интуитивно, не совсем осознавая почему, с самого детства я считала общество фактором, разрушающим человека. Позже на школьных уроках я нашла объяснение своему мнению: общество – это система, а система не оценивает единичную свою ячейку, она подавляет все вокруг количеством однообразных, повторяющихся звеньев. Любой индивидуум, не вписывающийся хотя бы по малейшим критериям в среднее значение толпы, будет этой толпою задавлен. В то же время, на примере судеб исторических деятелей можно заметить, что именно эти внесистемные личности и двигали человеческий прогресс вперед, на благо общества, которое их же и уничтожало.

Герои романа Е.И. Замятина «Мы» заставили меня вернуться к моим размышлениям о невозможности индивидуальности в системе. Все Единое Государство состоит из сотен одинаковых граждан, подчиняющихся одному распорядку, имеющих идентичные взгляды. Как система Государство действует отлаженно: отсутствие чувств и собственных мыслей у его граждан способствует соединению всей рабочей силы в один мощный поток. Однако на примере О-90 можно заметить, как страдают эти подавленные люди, чьи желания абсолютно не учитываются, чьи мысли нивелируются, а чувства запрещаются. Система не подразумевает наличие яркой индивидуальности в каждом своем маленьком звене, что ведет к краху человеческой души.

Главный герой романа Д-503 влюбляется в непохожую на всех I-330, увидев в ней неординарность человеческого характера, живость эмоций и мыслей. Именно эта разность человеческого внутреннего мира есть главное отличие человечества от земной фауны, от звания «биологический вид». Несмотря на то, что для I-330 Строитель «Интеграла» является инструментом для достижения целей, он все же любит её, как любит и О-90, и R-13. В этих людях он находит своеобразную семью и некоторый смысл своей жизни. Этот фактор я тоже считаю основополагающим, поскольку система живет для своей высокой цели, определяемой ею же, а человек исключительно ради отношений с кем-либо, поскольку это единственная ценность в нашей жизни. Получается, что между человеческой индивидуальностью и системой возникает множество противоречий, и следующим вопросом является противоборство этих понятий. События романа также подходят к этому, когда желающие свободу граждане голосуют против на «Дне единогласия». Однако даже борьба в виде продуманных действий и организованного сопротивления не приводят к желаемым результатам, а задумки Единого Государства по уничтожению фантазии становятся реальными. Таким образом, индивидуальность уничтожается, и система побеждает в этой борьбе.

Я думаю, что своим романом Е. Замятин предрекал такой же конец и нашему современному обществу. Учитывая все выделенные мной противоречия, действительно, можно поверить в победу системности над свободой, в безвыходность нашего положения. Даже оппозиция в виде «Мефи» по своей сути тоже система, подавляющая единичные чувства и интересы, ведь она стремится насильно сделать людей счастливыми.

Для меня единственная свободная героиня – это О-90, поскольку она не примыкала ни к одной позиции, она лишь шла к своей цели, руководствуясь личными чувствами и разумом. Именно в лице этой героини я нашла ту гармоничность существования системы и индивидуальности без уничтожения чего-либо. О-90 заставила меня усомниться в моей теории и вспомнить, что человек все-таки биосоциальное существо, т.е. общественная системность ему свойственна.

Поэтому главный вывод, который я сделала из романа Е. Замятина «Мы», это то, что нашему обществу необходима гармония: равноправие системы и индивидуальности, которые уравновешивают свои губительные по отдельности силы. Именно в этой ситуации, я считаю, возможна дальнейшая жизнь.

Государство в романе «Мы» (Е.И. Замятин)

В фантастическом романе-антиутопии «Мы» Е.И. Замятин представляет общество образцовой несвободы – Единое Государство, где люди полностью лишены своей индивидуальности, свободы и права мыслить самостоятельно.

Роман был написан в 1920 году, однако впервые его опубликовали в СССР только через 68 лет. В нём отражены сложные и противоречивые события того времени. С одной стороны в произведении предсказывалась предстоящая революция, с другой – описывалось далёкое будущее, в основе которого лежал стремительный научно-технический прогресс. Повествование ведётся в форме дневника, который ведёт главный герой – инженер, первый строитель «Интеграла».

Единое Государство отгорожено от остального «безобразного мира деревьев, птиц и животных» стеклянной стеной. Главной целью этого государства является создание «Интеграла» – космической сверхмашины, на которой люди смогут отправиться покорять другие планеты и распространять свою идею обезличивания.

Жители Единого Государства живут, следуя чёткому регламенту – Часовой Скрижали. Им необходимо просыпаться в одно и то же время, ложиться в назначенный час, встречаться с кем-либо по полученным заранее талонам, жевать определённое количество раз во время приёма пищи. Все они полностью зависят от Бюро Хранилищ и воли Благодетеля. Особо примечательно, что все люди будущего обезличены, у них даже нет собственных имён. Их можно различить только по номерам-индексам. К примеру, номер главного героя – Д-503.

Главная черта Единого Государства – это отсутствие личной свободы, отсутствие собственного «Я». Умелыми руками был создан единый механизм, состоящий из множества «Я». Все «Я» стали одним целым – «Мы». Поэтому и личных желаний, стремлений и страхов ни у кого быть не должно. Чего стоит только отношение строителей «Интеграла» к погибшим людям. Они считают, что нет необходимости беречь кого-то одного, если он такой же, как все остальные и легко заменяется другим человеком. Обезличивание дошло до такой степени, что люди стали не просто похожими друг на друга, они даже думали одинаково.

Е.И. Замятин показал государство, в котором не было проблем. Здесь нет голодных, нищих, все работают, у каждого есть дом. Кроме того, в Едином Государстве нет природных катаклизмов, потому что люди научились управлять стихиями. Казалось бы, что ещё нужно для счастья? Однако на самом деле люди утратили больше, чем получили. Они потеряли самих себя, свою культуру, природу, возможность любить, радость материнства и отцовства, а главное – свободу, свободу мыслить и принимать решения. В этом государстве не считаются с мнением каждого, здесь всё решает Благодетель. А слежки, пытки и казни – всего лишь необходимые для «счастья» меры. Именно к таким мерам и прибегало правительство России после революции 1917 года, для того чтобы создать государство, где не будет ни бедных, ни богатых. Отсюда и возникла у автора идея, которая легла в основу романа «Мы». Вся разница заключается в том, что русский народ не захотел с этим мириться, а жители Единого государства радовались таким порядкам, они считали, что шпионы оберегают их от совершения непозволительных ошибок. Подчиняться безграничной воле Благодетеля было истинным счастьем для «номеров». Всеобщее равенство, жизнь по сигналу, прогулки рядами в установленное время и даже определённое количество жевательных движений во время приёма пищи – всё это является непреложной основой человеческого счастья. И люди действительно счастливы, потому что им никогда думать, им не с чем сравнивать, они полностью лишены способности анализировать и оценивать происходящее. Всё учтено в этом правильном мире, для того чтобы стереть различия между людьми, даже любовь стала всего лишь услугой по талончику. Причём каждый имел право на другой «номер» как на объект любви.

Архитектура Единого государства тоже представляет собой нечто совершенное, математически точное и рациональное. Дома изображены как прямоугольные стеклянные коробки. Необходимость прозрачных стен объяснялась тем, что людям нечего скрывать друг от друга, а на самом деле так было легче за ними наблюдать и выявлять нарушителей. Стекло делает мир Единого государства ещё более искусственным, безжизненным и холодным. В архитектуре нет никаких украшений, как и в жизни людей, которые живут чётко по расписанию.

Вся жизнь в Едином государстве основывается на чём-то математическом и рациональном: умножении, делении, сложении и вычитании. Творчество – невозможно, появление вдохновения приравнивается к страшной болезни. Никакой «номер» ничем не выделяется от остальных, поэтому не представляет собой ничего особенного. А тем «номерам», у которых выявляются задатки самостоятельного мышления, проводится Великая операция по удалению души. Страшнее всего то, что не только государство считает преступниками тех, кто хочет проявить свою индивидуальность. Сами люди перестали ощущать потребность быть личностями, развиваться и достигать целей.

Главный герой романа Д-503 рассказывал школьникам историю о «трёх отпущенниках», которых, ради эксперимента на три месяца освободили от работы. Эти подопытные каждый день приходили к своему прежнему рабочему месту и всё положенное время проделывали те же телодвижения, что и раньше. Они настолько привыкли делать изо дня в день одно и то же, что их организм оказался уже запрограммированным на выполнение определённой работы в конкретное время. На десятый день эксперимента эти люди взялись за руки и под звуки марша вошли воду. Они решили утонуть, чтобы окончить свои мучения.

Д-503 искренне не понимает, почему их предки жили не так рационально. Почему древние люди уделяли так много внимания философии, искусству, чувствам. Ведь именно эти увлечения и становились причиной всех их бед. Так рассуждает главный герой до тех пор, пока не встречает иррациональную I-330. До этого знакомства он жил строго по законам Единого государства, а влюбившись в I-330, нарушает основные правила, но быстро взяв себя в руки, исправляет эти ошибки. Ничто не способно изменить его рациональный образ жизни, даже преступные чувства. Произошедшие изменения он воспринимает как настоящую катастрофу, потому что с детства воспитывался в Едином государстве и не видел другой жизни. Доктор подтверждает опасения Д-503, диагностировав у него болезнь. По его словам, у главного героя образовалась душа.

Главная проблема романа «Мы» – это обезличивание людей. Здесь люди приравниваются к машинам, у которых нет души. Их личность ничего не значит, «Я» превратилось в «Мы». Каждый человек перестал быть «одним», а стал «одним из многих».

Замятин, описывая общество, в котором поклонение техническому прогрессу дошло до полнейшего абсурда, хотел предупредить людей о том, что любое развитие без соответствующих нравственных законов – губительно. В Едином Государстве, несмотря на высокий уровень развития цивилизации, искажены понятия о добре и зле, отрицается человеческая индивидуальность, значение личности человека. Автор изображает государство, которое представляет единый слаженный механизм, работающий по расписанию, но люди в нём всего лишь незначительные детали этого механизма, лишённые собственного «Я».

Анализ «Мы» Замятин

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 146.

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 146.

В произведении Замятина “Мы”, которое называют антиутопией, нарисован мир, абсурдный, но ужасающе похожий на тот, в котором мы живём. Писатель затронул не только проблематику большевистской политики, но и поглощения техническим прогрессом духовной стороны жизни. Анализ романа “Мы” позволяет сделать вывод, что он по-прежнему актуален и абсолютно оригинален. Полный анализ произведения, который вы сможете найти в нашей статье, будет полезен учащимся 11 класса для подготовки к уроку литературы, тестированию или творческим работам.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Мы.

Год написания – 1920 год.

История создания – Роман написан после революции, а опубликован в России в 1988 году.

Тема – жизнь людей в условиях тоталитарного общества.

Композиция – произведение написано в форме дневника инженера Д-503, 40 записей, которые прослеживают “оживание” человека и последующую “ампутацию” его души.

Жанр – роман-антиутопия с элементами сатиры.

Направление – неореализм. Элементы фантастики следует рассматривать как художественную составляющую, не влияющую на жанр и направление.

История создания

После возвращения из Англии во время гражданской войны Евгений Замятин создаёт свой шедевральный роман. Глядя в далёкое будущее, писатель увидел и “напророчил” многие вещи, которые стали реальными совсем недавно. Его расчёт оказался верным, а творческий потенциал удивительно самобытным. —В 1921 г. рукопись была отправлена в издательство в Берлин. В —1924 г. выясняется, что вследствие цензурных затруднений роман «Мы» в Советской России не может быть напечатан. —А весной 1927г. появляются отрывки из романа «Мы» в пражском журнале «Воля России», без ведома писателя после чего —началась травля писателя.
.

В 1929 году на Евгения Замятина обрушился шквал литературной критики, обвиняющей его в искажении действительности, начались притеснения, травля: жизнь и творчество в России стало невозможным. Писатель обращался к И. В. Сталину в письменной форме, однако был вынужден уехать за границу.

Непринятие и вражеская интерпретация существующей политической системы – совсем не то, что хотел донести автор до читателя. Социализм не был чужд Замятину, скорее – напротив. Но жёсткие перегибы, нездоровые тенденции, которые могли в будущем стать катастрофой для духовности страны и отдельной личности, Евгений Замятин рассмотрел ещё в зародыше. Не секрет, что многие писатели, которые погружались в мир будущего, оказались предсказателями, особенно свойственно это было для автора “Мы”, учитывая его образование и профессиональную деятельность. За спиной уже опытного писателя был политехнический институт (факультет кораблестроения) и работа за границей в качестве инженера. На замысел романа оказали влияние впечатления из поездки и жизни в Англии. Евгений Замятин считал, что настоящая литература, как и всякое другое искусство, может существовать только там, где есть полная свобода, “бунтари, отшельники, мечтатели”.

для самых крутых –

Антиутопия поднимает ряд проблем, которые неминуемо грозят человечеству: потеря индивидуальности, духовности, обезличивание, общая универсализация. Смысл названия романа является ярким сигнальным стилистическим приёмом: нет людей, характеров, эмоций, есть общее, пустое, безликое “мы”.

Имеется в виду жизнь человека в условиях тоталитарного общества: образ всевидящего Благодетеля вызывает страх. По прошествии 1000 лет с момента последней революции на земле осталось только 2 процента населения, это те, кто выжил после войны между городом и деревней. Символично, что их отделяет Великая стена (очень прозрачная параллель с ситуацией в России во время правления Сталина) от другого дикого, опасного мира. Изображение Единого государства – точная копия политики тоталитаризма, которая стремилась контролировать все сферы жизни людей, даже семью. В своей жёсткой искромётной сатире Замятин дошёл до грани, придумав отсутствие любви, розовые билеты как регламентированное право человека на интимную близость с другим человеком. Таким образом, Единое государство уничтожает всякую привязанность, семейность, ревность и другие “пагубные” понятия прошлого. Одинаковые квартиры, стеклянные стены, униформа, прогулки строем – ужасающая аллегория, которая так близка к действительности, завуалированной под счастливую жизнь.

Композиция

Действие романа начинается весной. Тон записей инженера довольный и восторженный: он видит свой мир идеальным, ничто не омрачает его восприятия реальности. События романа заканчиваются осенью, в пору грусти, тоски и угасания всего живого.

Произведение написано в форме дневниковых записей инженера – нумера Д-503 от первого лица. 40 дневниковых записей, которые становятся удивительной историей с печальным финалом – вот структура и основа композиции.

Идеология, история и “мудрая политика” Благодетеля – вот то, что составляет большую часть произведения. Логические выводы главного героя, его стремительно меняющаяся жизнь – то, что подаётся через призму принятых в обществе будущего норм, становится содержанием дневниковых записей. Изначально они были написаны, чтобы возвеличить идеальную реальность Единого государства, но у Д-503 начинает появляться душа. Это считается заболеванием, но поддаётся лечению в идеальном мире будущего.

“Мы” – роман-антиутопия с элементами сатиры. Антиутопиями называют не те произведения, которые конфликтуют с существующим строем, а своеобразное социальное предвидение. Писатель заглядывает в будущее и делает неутешительный прогноз. Для Замятина, человека с “математическим” мышлением, это было достаточно просто, даже очевидно.

Антиутопия – всегда ответ на утопию, в нашем случае на счастливое будущее, которое обещал людям новый политический строй. Нужно отметить, что роман “Мы” повлиял на творчество ряда зарубежных писателей. Сыграло роль то, что он был опубликован на английском языке за границей. Произведение в смысловом и художественном плане масштабное, грандиозное и необычайно оригинальное.

Сочинение: Разум и чувства в романе «Мы» Замятина

Обсуждение вопроса:

«Как страшен может быть разум, если он не служит человеку» (Софокл).

Высказывание древнегреческого драматурга Софокла заставляет о многом задуматься. Можно ли представить себе общество, в котором разум служит не во благо чело­века, а во вред? К сожалению, наша современная история говорит о том, что такое возможно. Двадцатый век с его войнами, с наукой, которая создавала мощнейшие сред­ства массового уничтожения людей, атомные и водород­ные бомбы, приучил людей к жестокости, насилию, ко­торое никого уже не удивляет. Да, зачастую разум бывает направлен против человека, и это страшно.

Мысль Софокла подтверждают многие произведения русской и зарубежной литературы двадцатого века. На­пример, роман-антиутопия Евгения Замятина «Мы» рас­сказывает об обществе, в котором царит разум. Правда, для чувств в нем не осталось места. После разрушитель­ной войны общество вынуждено было строго регламен­тировать жизнь людей. Собственно, и людьми-то они не являются. Это нумера, которые ходят в одинаковой оде­жде, живут в одинаковых жилищах, принимают пищу в одно и то же время, в одно и то же время гуляют. Для главного героя, строителя «Интеграла» (космического корабля), самым прекрасным и гармоничным в мире яв­ляется таблица умножения. Он пишет в своих записках, что счастье человечеству может принести только несво­бода. Но когда к нему приходит любовь, он меняется. Он пишет: «Я чувствую себя». Он начинает осознавать себя отдельной личностью, а не частью Единого Государства. И не только он протестует против авторитаризма, многие люди хотели бы жить не только разумом, но и чувствами, они поднимаются на открытое неповиновение Единому Государству и Благодетелю. Но Государство принимает свои меры: большинству нумеров насильно делают опе­рацию по удалению части мозга, отвечающей за фанта­зию, творчество, любовь, сострадание. И когда Д-503 по­сле проведенной ему операции смотрит, как пытают его любимую женщину, он не испытывает никаких чувств. Он думает о том, что государство одержит верх над вос­ставшими, потому что разум должен победить.

Антиутопия, созданная Е. Замятиным, поражает тем, как автор сумел предвидеть то, что произойдет в мировой истории. Он пытался предостеречь людей, чтобы не соз­давались такие общества, как в его романе, потому что жизнь без эмоций, чувств для человека невозможна.

Такую же мысль мы можем проследить в антиутопии Олдоса Хаксли «О дивный новый мир». Писатель изо­бражает Мировое государство, в котором главное — стандартизация. Все подчинено стабильности во имя ци­вилизации. В этом мире люди делятся на касты. Низшая каста — эпсилон — предназначена для грязной работы. Представителей этой касты изначально воспитывают так, чтобы у них не было стремления к чему-то прекрас­ному, высокому: маленьких детей запускают в комнату, в которой лежат игрушки, книги, цветы, дети тянутся к ним, а их бьет током. Так общество потребления воспи­тывает для себя рабов. Для автора такое общество непри­емлемо, он предостерегает нас об опасности возникнове­ния такого мира.

В этих произведениях мы видим беспокойство писа­телей о мире, в котором разум лишен человечности, нравственности, доброты. Без чувств человек жить не может, а значит, и общество в целом. Если разум не слу­жит во благо человека, то он может создать такие урод­ливые и страшные формы общественного устройства, ко­торые приведут к деградации личности и народа в целом. Такой разум воистину страшен.

Роман Е. Замятина «Мы» (1921) оставляет после себя неоднозначное впечатление. Поначалу он кажется чересчур фантастичным, но вчитавшись, начинаешь понимать, что все эти события, возможно, ждут человечество в будущем. Роман не сразу был опубликован в России, но в 1988 году читатели все же смогли ознакомиться с крупнейшей работой Замятина. Автор считал, что неминуемый научно-технический прогресс приведет к развитию строго тоталитарного общества, в котором все люди будут жить как роботы.

В каком-то смысле он был прав. Ведь технический процесс давно ведет к тому, что людей на работах и в домашних делах заменяют роботы. В его романе все люди наделены индивидуальными нумерами и питаются пищей, созданной на основе «нефти». Пища видится им не как источник гастрономического наслаждения, а как подзарядка мозга и организма. Детей учат по строго регламентированной системе образования роботы. Взрослые встречаются для удовлетворения естественных потребностей только с теми, за кем они закреплены и только по «розовым талонам».

Для того чтобы стать матерью женские нумеры должны достигать определенного возраста и проходить череду медицинских тестов. Таким автор рисует общество будущего, живущее в подчинении коллективных законов. Главный герой романа талантливый математик, работающий над строительством «Интеграла»,­оказывается перед главным выбором своей жизни. Повстречав упрямую и не подчиняющуюся коллективным законам I-330, Д-503 начинает испытывать к ней глубокие чувства, но его останавливает его приверженность к общепринятым нормам. В сознании героя происходит борьба разума с чувствами. Он понимает, что I-330 революционерка, но сдать ее не может.

У романа «Мы» грустная концовка. В развязке мы узнаем, что любимая инженера проходит казнь Благодетеля, но винить Д-503 не представляется возможным. Понимая, что она для него значит больше чем просто друг, он всячески старался уберечь ее от неминуемой гибели. Однако после операции по удалению фантазии, через которую время от времени проходили все нумеры, он лишился своих эмоций и смог трезво взглянуть на ситуацию. Не испытывая более никаких чувств к I-330 и не считая своим долгом молчать про план «Мефи», он предал ее в пользу законов Единого Государства.

Он рассказал Благодетелю все, что знал о намечающейся революции со стороны «врагов счастья», тем самым подписав для любимой смертный приговор. Автор уверен, что в будущем разум будет играть основополагающую роль, а чувства отойдут на второй план.

Сочинение на тему: Идейный смысл романа Замятина «Мы»

Сочинение.
Идейный смысл романа Замятина «Мы»

Дж. Оруэлл сказал в 1932 году о романе Е. Замятина “Мы”: “…Этот роман — сигнал об опасности, угрожающей человеку, человечеству от гипертрофированной власти машин и власти государства — все равно какого”. Эта оценка идейного содержания романа достаточно правдива. Но все-таки его смысл не сводится только к критике машинной цивилизации и отрицанию какой бы то ни было власти. В антиутопии Замятина, написанной в 1920 году, “сдержится явный намек на реалии революционных преобразований в России. Со свойственным ему даром предвидения Замятин говорит своим романом, что выбранный новым руководством страны путь уводит от светлых идей социализма. Писатель уже в первые послереволюционные годы стал замечать в “новой” жизни настораживающие тенденции: излишнюю жестокость власти, разрушение классической культуры и других традиций в жизни общества, например, в области семейных отношений. Время доказало обоснованность полемики Замятина с политической практикой первых лет Советской власти — именно так можно определить задачу автора романа “Мы”. Действие в романе перенесено в далекое будущее. После окончания Великой Двухсотлетней Войны между городом и деревней человечество решило проблему голода — была изобретена нефтяная пища. При этом выжило 0, 2 % населения земли. Эти люди и стали гражданами Единого Государства. После “победы” над голодом, государство “повело наступление против другого владыки мира — против Любви”. Был провозглашен исторический сексуальный закон: “Всякий из нумеров имеет право, как на сексуальный продукт, на любой нумер”. Для нумеров определили подходящий табель сексуальных дней и выдавали розовую талонную книжку. О жизни Единого Государства — “высочайших вершинах в человеческой истории” — рассказывает в романе талантливый инженер Д-503, ведущий записи для потомков. В его дневниках раскрыты особенности политики, культуры Единого Государства, характерные взаимоотношения между людьми. В начале романа Д-503 придерживается традиционных для людей Единого Государства взглядов. Затем под влиянием знакомства с революционеркой .1-330 и любви к ней многое в его мировоззрении меняется. Сначала Д-503 предстает перед нами как восторженный почитатель Благодетеля. Он восхищается достигнутым в государстве равенством: все нумера одинаково одеты, живут в одинаковых условиях, имеют равное сексуальное право. Очевидно, что автор романа не согласен с рассказчиком. То, что Д-503 кажется равенством, расценивается Замятиным как ужасающая одинаковость. Вот как он описывает прогулку: “Мы шли так, как всегда, то есть так, как изображены воины на ассирийских памятниках: тысяча голов — две слитных интегральных ноги, две интегральных в размахе руки”. Это же видно и во время выборов главы Государства, результат которых предрешен заранее: “История Единого Государства не знает случая, чтобы в этот торжественный день хотя бы один голос осмелился нарушить торжественный унисон”. В рассуждениях же Д-503 о беспорядочности “выборов у древних” как бы от противного раскрывается позиция автора. Демократические выборы он считает единственно приемлемыми. Замятин с удивительной прозорливостью описал ту пародию на выборы, которая в Стране Советов долгое время выдавалась за сами выборы. Кандидат на пост главы Единого Государства всегда один и тот же — Благодетель. При этом в государстве провозглашено народовластие… В романе показана жизнь типичного тоталитарного государства, со всеми присущими ему атрибутами. Здесь и слежки за нумерами, и преследования инакомыслящих. Интересы людей полностью подчинены интересам государства. У нумеров не может быть индивидуальности, на то они и нумера, чтобы отличаться только своим порядковым числом. Коллективное стоит в таком государстве на первом плане: “»Мы» — от бога, а «Я» — от диавола”. Семья здесь подменена талонным правом. Да и жилье, предоставленное нумерам, навряд ли можно назвать домом. Они живут в многоэтажных домах, в комнатах с прозрачными стенами, благодаря чему за ними можно беспрепятственно вести наблюдение. Единое Государство нашло управу на непослушных — в результате Великой операции, которой были насильственно подвергнуты все нумера, им была вырезана фантазия. Куда надежнее защита от инакомыслия! Замятин пишет, что в результате этой операции герои становятся похожими на “какие-то человекообразные тракторы”. Д-503 после операции окончательно отказывается от возникших у него под влиянием “1-330 дерзких мыслей. Теперь он не колеблясь идет в Бюро Хранителей и доносит на повстанцев. Он становится “достойным гражданином Единого Государства”. Так сбылись слова Благодетеля о рае, как о месте, где пребывают блаженные, лишенные желаний люди с вырезанной фантазией. В Едином Государстве проводятся эксперименты не только над людьми. Мы видим, во что превращается природная среда. В городе, где в основном происходит действие, нет ничего живого. Мы не слышим птиц, шелеста деревьев, не видим солнца (солнце, светившее в мире древних, казалось Д-503 “диким”). Технократическому городу-государству противопоставлен в романе мир за Стеной — Живая Природа. Там, за Стеной, жили “естественные” люди — потомки тех, кто ушел после двухсотлетней войны в леса. В жизни этих людей есть свобода, они воспринимают окружающий мир эмоционально. Однако Замятин не считает этих людей идеальными — они далеки от технического прогресса, поэтому их общество находится в примитивной стадии развития. Тем самым Евгений Замятин выступает за формирование гармоничного человека. Нумера и “естественные” люди — это крайности. Мечты Замятина о гармоничном человеке можно найти в размышлениях Д-503 о “лесных” людях и нумерах: “Кто они? Половина, которую мы потеряли, Н2 и О …нужно, чтобы половины соединились…” Идейный смысл произведения раскрывается в сцене восстания членов революционной организации “Мефи” и ее сторонников. Стена, отделяющая тоталитарный мир города-государства от свободного мира, взорвана. В городе сразу раздается птичий гомон — туда приходит жизнь. Но восстание в романе разгромлено, и город опять отделен от внешнего мира. Единое Государство вновь воздвигло стену, навсегда отрезавшую людей от свободной жизни. Но конец романа не безнадежен: за Стену, к “лесным” людям удалось уйти “противозаконной матери” О-90. Родившийся в естественном Мире ее ребенок от Д-503, по замыслу Замятина, должен стать одним из первых совершенных людей, в котором соединятся две распавшиеся половины. Своим романом Замятин решает ряд важнейших общечеловеческих и политических проблем. Главными в романе являются темы свободы и счастья, государства и личности, столкновение индивидуального и коллективного. Замятин показывает, что не может быть благополучным общество, не считающееся с запросами и интересами своих граждан, с их правом на выбор. Политическое значение романа “Мы” точно определил историк Ч. Уолш: “Замятин и другие авторы антиутопий предупреждают нас не об ошибочных политических теориях, но о том чудовищном, во что может вылиться изначально хорошее политическое движение, если оно извращается”.
Судьба этого произведения, которое впервые было опубликовано на родине автора только спустя почти 70 лет, в 1988 году, доказывает его острую проблематику и политическую направленность. Недаром роман вызвал в России в 20-х годах живой интерес, хотя современники Замятина не могли его увидеть напечатанным. Это произведение будет актуальным всегда — как предупреждение о том, как разрушает тоталитаризм естественную гармонию мира и личности

Анализ романа «Мы» (Е. Замятин)

Автор: Guru · Опубликовано 02.09.2017 · Обновлено 08.10.2017

Евгения Замятина и его антиутопию «Мы» обычно проходят в 11 классе в школе, но заостряют на нём внимание, в основном, те, кто сдаёт литературу на ЕГЭ. Однако это произведение заслуживает быть прочитанным каждым из нас.

История создания

Евгений Замятин считал, что революция поменяла жизни многих людей, а посему и писать о них нужно теперь иначе. То, что было написано прежде, рассказывает о тех временах, которые уже прошли, теперь реализм и символизм должны смениться новым литературным течением – нео-реализмом. Замятин в своём произведении постарался объяснить, что машинизация жизни и тоталитарный режим ведут к обезличиванию каждого, к унификации индивидуального мнения и мышления, что, в конечном счёте, приведёт к уничтожению человеческого общества, как такового. Ему на смену придет единый механизм, а люди будут лишь его безликими и безвольными составляющими, действующими на основе автоматизма и заложенной программы.

Роман «Мы» Евгений Замятин написал в 1920 году, годом позже он отправил рукопись в берлинское издательство, так как не мог публиковаться на родине, в России. Антиутопия была переведена на английский и опубликована в 1924 году в Нью-Йорке. На родном языке автора произведение было издано только в 1952 году в том же городе, Россия познакомилась с ним уже ближе к концу века в двух выпусках издания «Знамя».

Из-за того, что антиутопия «Мы» увидела свет, пусть и за рубежом, писателя стали травить, отказывались публиковать, не давали ставить пьесы, пока Замятин не уехал за рубеж по разрешению Сталина.

Жанр романа «Мы» — социальная антиутопия. Она дала точку опоры для рождения нового пласта фантастической литературы ХХ века, которая была посвящена мрачным прогнозам на будущее. Основной проблемой в этих книгах является тоталитаризм в государстве и место человека в нём. Среди них выделяются такие шедевры, как романы Хаксли «О дивный новый мир», и «1984» Оруэлла, с которыми нередко сравнивают роман Замятина.

Антиутопия – это реакция на перемены в социуме и своеобразный ответ утопическим жизнеописаниям, где авторы говорят о воображаемых странах типа Эльдорадо Вольтера, где все идеально. Часто бывает так, что писатели предугадывают ещё не сформировавшиеся социальные отношения. Но нельзя сказать, что Замятин что-то предугадывал, за основу своего романа он брал идеи из произведений Богданова, Гастева и Мора, которые выступали за машинизацию жизни и мысли. Таковыми были идеалы представителей пролеткульта. Помимо них, он иронически обыграл высказывания Хлебникова, Чернышевского, Маяковского, Платонова.

Замятин высмеивает их уверенность в том, что наука всемогуща и не ограничена в возможностях, и в том, что всё на свете можно покорить коммунистическими и социалистическими идеями. «Мы» — это доведение идеи социализма до гротеска с целью заставить людей задуматься о том, к чему ведет слепое поклонение идеологии.

О чем?

Произведение описывает происходящее спустя тысячу лет после окончания двухсотлетней войны, которая была самой последней революцией в мире. Повествование ведётся от первого лица. Главный герой по профессии инженер «Интеграла» — механизма, который настроен на популяризацию идей Единого Государства, интеграцию вселенной и её обезличивание, лишение индивидуальности. Суть романа заключается в постепенном прозрении Д-503. В нём зарождается всё больше сомнений, он обнаруживает недостатки в системе, в нём просыпается душа и выводит его из общего механизма. Но в финале произведения операция превращает его вновь в бесчувственный номер, лишённый индивидуальности.

Весь роман – это сорок записей в дневнике главного героя, которые начинаются прославлением Государства, а заканчиваются правдивыми описаниями угнетения. У граждан нет имён и фамилий, но есть номера и буквы – у женщин гласные, у мужчин – согласные. У них одинаковые комнаты со стеклянными стенами и одинаковая одежда.

Все потребности и естественные желания граждан удовлетворяются по расписанию, а расписание определяет Часовая Скрижаль. В нём существует два часа, отведённые специально на личное времяпровождение: можно совершать прогулки, заниматься за письменным столом или заниматься «приятно-полезной функцией организма».

Мир Интеграла огорожен от диких земель Зеленой стеной, за которой сохранились естественные люди, чей вольный образ жизни противопоставлен суровым порядкам Единого государства.

Главные герои и их характеристика

Замятин считает идеальным человеком номер I-330, которая демонстрирует философию автора: революции нескончаемы, жизнь – это разности, а если их нет, то кто-то обязательно их создаст.

Главный герой – инженер «Интеграла», Д-503. Ему тридцать два года, и то, что мы читаем – записи его дневника, в котором он то поддерживает идеи Единого Государства, то противится им. Его жизнь состоит из математики, вычислений и формул, что очень близко писателю. Но он не лишён фантазии и замечает, что многие номера тоже не вырезают себе это умение – значит, даже тысяча лет подобного режима не победила главенство души в человеке. Он искренний и способен чувствовать, но приходит к предательству любви из-за операции, которая лишила его фантазии.

В произведении два главных женских образа. О-90, чья душа цветёт и живёт, – она розовая и круглая, ей не хватает десяти сантиметров до Материнской нормы, но, тем не менее, она просит у главного героя подарить ей дитя. В конце романа О-90 с ребёнком оказываются по другую сторону стены, и этот ребёнок символизирует проблеск надежды. Второй женский образ — I-330. Это острая и гибкая, с белыми зубами девушка, которая любит тайны и испытания, нарушает режимы и установки и которая после умирает, отстаивая идеи борьбы с Единым Государством.

В основном, номера верны режиму Государства. Номер Ю, например, сопровождает воспитанников на операции, сообщает о проступке Д хранителям – остаётся верна своему долгу.

Государство в антиутопии

В Едином Государстве живут всего несколько процентов от общей массы людей – в революции город одержал победу над деревней. Правительство обеспечивает их жильём, безопасностью, комфортом. За идеальные условия граждане лишаются индивидуальности, получают номера вместо имён.

Жизнь в государстве – это механизм. Свобода и счастье здесь несовместимы. Идеальная несвобода заключается в том, что все потребности и естественные желания граждан удовлетворяются по расписанию, разве что не учитываются духовные потребности. Искусство заменяют цифры, в государстве действует математическая этика: десять погибших – ничто по сравнению с множеством.

Сам город окружён Зелёной Стеной из стекла, за которой находится лес, о котором никому ничего не известно. Главный герой однажды случайно узнаёт, что по другую сторону живут предки, покрытые шерстью.

Номера живут в одинаковых комнатах со стеклянными стенами, словно в доказательство того, что режим государства абсолютно прозрачен. Все потребности и естественные желания граждан удовлетворяются по расписанию, расписание определяется Часовой Скрижалью.

Любви нет, так как она порождает ревность и зависть, поэтому в там действует правило о том, что каждый номер имеет равные права на другой номер. Для граждан существуют определённые дни, в которые можно заниматься любовью, причём можно делать это исключительно по розовым талонам, которые выдаются в зависимости от физических потребностей.

В Едином Государстве есть Хранители, которые занимаются обеспечением безопасности и соблюдением правил. Для граждан честь рассказать в Бюро Хранителей о нарушениях. Преступников наказывают помещением в Машину Благодетеля, где номер расщепляется на атомы и превращается в дистиллированную воду. Перед казнью у них отбирают номер, что является высшей карой для гражданина государства.

Проблемы

Проблематика романа «Мы» связана с тем, что свобода в Едином Государстве приравнивается к мучениям и невозможности жить счастливо, причиняет боль. Соответственно, возникает масса проблем, вызванных тем, что человек вместе со свободой выбора теряет свою сущность и превращается в биоробота, рассчитанного на определенный функционал. Да, жить ему становится и впрямь спокойнее, но слово «счастье» уже неприменимо к нему, ведь это эмоция, а их номера лишены.

Поэтому человек, как правило, как и главный герой произведения, выбирает боль, чувства и независимость вместо идеализированной системы принуждения. И его частная проблема – это противостояние с тоталитарной властью, бунт против нее. Но за этим конфликтом кроется нечто большее, глобальное и относящееся ко всем нам: проблемы счастья, свободы, нравственного выбора и т.д.

В романе описывается социальная проблема: человек, который превращается лишь в одну из частей системы тоталитарного государства, обесценивается. Никто в грош не ставит его права, чувства и мнения. Например, героиня О любит одного мужчину, но ей приходится «принадлежать» всем, кто захочет. Речь идёт об обесценивании личности до невозможного: в произведении номера умирают либо физически, наказанные Машиной, либо морально, лишаясь души.

Смысл романа

Антиутопия «Мы» — противостояние идеологии и реальности. Замятин изображает людей, которые из всех сил отрицают, что они люди. От всех проблем они решили избавиться, избавившись от себя. Все то, что дорого нам, что составляет и формирует нас, отнято у героев книги. В действительности они никогда бы не позволили выписывать на себя талоны, не согласились бы жить в стеклянных домах и не поступились индивидуальностью. Но вот они критически оценили эту действительность, полную противоречий из-за многообразия и изобилия, и пошли против нее, против своего естества, против мира природы, отгородившись стеной иллюзий. Придумали абстрактный смысл бытия (строительство Интеграла, как когда-то строительство социализма), абсурдные законы и правила, противоречащие морали и чувствам, и нового человека – номера, лишенного своего «Я». Их сценарий и не жизнь вовсе, это самая масштабная театральная постановка, в которой все действующие лица делают вид, что проблем нет, как желания вести себя иначе. Но неравенство неизбывно, оно будет всегда, потому что человек человеку рознь с самого рождения. Кто-то искренне и слепо верит пропаганде и играет свою роль, не задумываясь о ее искусственности. Кто-то начинает думать и рассуждать, видит или чувствует фальшь и наигранность происходящего. Так появляются жертвы казни или трусливые лицемеры, пытающиеся потихоньку нарушить установленный порядок и умыкнуть из него частичку индивидуальности для себя. Уже в их наличии очевиден крах системы Единого государства: сравнять людей невозможно, они все равно отличаются друг от друга, и в этом заключается их человечность. Не могут они быть просто колёсиком в машине, они индивидуальны.

Автор полемизирует с советской идеологией о «свободе, равенстве и братстве», которая обернулась рабством, строгой социальной иерархией и враждой, так как эти возвышенные принципы не соответствуют человеческой природе.

Критика

Ю. Анненков пишет, что Евгений Замятин виноват перед режимом только в том, что умел мыслить иначе и не равнялся с обществом под одну гребёнку. По его словам, идеи, вписанные в его антиутопию, были его собственными идеями – о том, что нельзя искусственно вписывать человека в систему, потому что в нём, помимо всего прочего, есть иррациональное начало.

Дж. Оруэлл сравнивает произведение Замятина с романом Олдоса Хаксли «О дивный новый мир». Оба романа говорят о протесте природы против механизации в будущем. У русского автора, по мнению писателя, более явно читается политический подтекст, но сама книга построена неудачно. Оруэлл критикует слабоватый и отрывочный сюжет, о котором невозможно сказать в нескольких предложениях.

Э. Браун писала, что «Мы» — это одна из самых смелых и перспективных современных утопий потому, что она веселее. Ю. Н. Тынянов в статье «Литературное сегодня» считал фантастический сюжет Замятина убедительным, потому что он сам шёл к писателю из-за его стиля. Инерция стиля и вызвала фантастику. В конце Тынянов называет роман удачей, произведением, колеблющимся между утопией и Петербургом того времени.

эссе по литературе “Над чем заставляет задуматься роман Е. Замятина “Мы”

сочинение по литературе по роману Е. Замятина “Мы”

Скачать:

Вложение Размер
эссе по литературе “Над чем заставляет задуматься роман Е. Замятина “Мы” 31 КБ

Предварительный просмотр:

Жукова Марина, 11 класс

Над чем заставляет задуматься роман Е. Замятина «Мы»

Меня всегда интересовал принцип устройства нашего общества, порядки и правила, действующие в нем, варианты развития этого общества в будущем. Прочитав роман Е. И. Замятина «Мы», я совместила свои предыдущие выводы и основные мысли автора произведения.

Интуитивно, не совсем осознавая почему, с самого детства я считала общество фактором, разрушающим человека. Позже на школьных уроках я нашла объяснение своему мнению: общество – это система, а система не оценивает единичную свою ячейку, она подавляет все вокруг количеством однообразных, повторяющихся звеньев. Любой индивидуум, не вписывающийся хотя бы по малейшим критериям в среднее значение толпы, будет этой толпою задавлен. В то же время, на примере судеб исторических деятелей можно заметить, что именно эти внесистемные личности и двигали человеческий прогресс вперед, на благо общества, которое их же и уничтожало.

Герои романа Е.И. Замятина «Мы» заставили меня вернуться к моим размышлениям о невозможности индивидуальности в системе. Все Единое Государство состоит из сотен одинаковых граждан, подчиняющихся одному распорядку, имеющих идентичные взгляды. Как система Государство действует отлаженно: отсутствие чувств и собственных мыслей у его граждан способствует соединению всей рабочей силы в один мощный поток. Однако на примере О-90 можно заметить, как страдают эти подавленные люди, чьи желания абсолютно не учитываются, чьи мысли нивелируются, а чувства запрещаются. Система не подразумевает наличие яркой индивидуальности в каждом своем маленьком звене, что ведет к краху человеческой души.

Главный герой романа Д-503 влюбляется в непохожую на всех I-330, увидев в ней неординарность человеческого характера, живость эмоций и мыслей. Именно эта разность человеческого внутреннего мира есть главное отличие человечества от земной фауны, от звания «биологический вид». Несмотря на то, что для I-330 Строитель «Интеграла» является инструментом для достижения целей, он все же любит её, как любит и О-90, и R-13. В этих людях он находит своеобразную семью и некоторый смысл своей жизни. Этот фактор я тоже считаю основополагающим, поскольку система живет для своей высокой цели, определяемой ею же, а человек исключительно ради отношений с кем-либо, поскольку это единственная ценность в нашей жизни. Получается, что между человеческой индивидуальностью и системой возникает множество противоречий, и следующим вопросом является противоборство этих понятий. События романа также подходят к этому, когда желающие свободу граждане голосуют против на «Дне единогласия». Однако даже борьба в виде продуманных действий и организованного сопротивления не приводят к желаемым результатам, а задумки Единого Государства по уничтожению фантазии становятся реальными. Таким образом, индивидуальность уничтожается, и система побеждает в этой борьбе.

Я думаю, что своим романом Е. Замятин предрекал такой же конец и нашему современному обществу. Учитывая все выделенные мной противоречия, действительно, можно поверить в победу системности над свободой, в безвыходность нашего положения. Даже оппозиция в виде «Мефи» по своей сути тоже система, подавляющая единичные чувства и интересы, ведь она стремится насильно сделать людей счастливыми.

Для меня единственная свободная героиня – это О-90, поскольку она не примыкала ни к одной позиции, она лишь шла к своей цели, руководствуясь личными чувствами и разумом. Именно в лице этой героини я нашла ту гармоничность существования системы и индивидуальности без уничтожения чего-либо. О-90 заставила меня усомниться в моей теории и вспомнить, что человек все-таки биосоциальное существо, т.е. общественная системность ему свойственна.

Поэтому главный вывод, который я сделала из романа Е. Замятина «Мы», это то, что нашему обществу необходима гармония: равноправие системы и индивидуальности, которые уравновешивают свои губительные по отдельности силы. Именно в этой ситуации, я считаю, возможна дальнейшая жизнь.

Читайте также:
Свобода личности в творчестве Е.Замятина: сочинение
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: