Жуковский: сочинение

Без права переписки

Впервые за два десятилетия работы над Собранием сочинений и писем Жуковского проекту отказано в финансировании

Текст: Дмитрий Шеваров/РГ

  • Тускло светится луна
  • В сумраке тумана —
  • Молчалива и грустна
  • Милая Светлана.
  • В.А. Жуковский

Вот уже много лет я с радостью слежу за работой филологов Томска, где с 1999 года осуществляется Полное собрание сочинений и писем Василия Андреевича Жуковского.

Как изменился мир за эти годы! Сколько всего в нашем Отечестве было перевернуто с ног на голову, предано «оптимизации», «переформатированию» или просто разрушению. Но собрание Жуковского неуклонно пополняется новыми томами. Уходит старшее поколение исследователей, приходит новое. Упрямо и благоговейно продолжается дело, которое со стороны выглядит безнадежным.

На сегодняшний день из 20-томного собрания вышли 16 томов.

Жаль только, что мы никак не научимся ценить «долгоиграющие» культурные проекты, требующие ежедневного труда на протяжении десятилетий.

Вот яркие зрелищные «акции» — это по-нашему. Миллионный бюджет, прямая трансляция, мгновенный эффект.

Можно не интересоваться Жуковским, но если ты вдруг услышал, что вышел очередной том его собрания сочинений, что-то на секунду согревает тебя. Значит, жизнь продолжается. Та самая, которой жили твои родители, дедушки и бабушки. Они ведь очень многое готовы были отдать за подписку на собрание сочинений Пушкина или за возможность приобрести том о Жуковском из ЖЗЛ.

С тем же чувством где-нибудь в дороге или на даче ты слышишь мелодию «Одинокой гармони» — и что-то щелкает в памяти: ага! — да это же та самая «Встреча с песней», которую никогда не пропускала бабушка. Значит, передача еще выходит в эфир. Чудеса! Жизнь продолжается.

Выпуск Полного собрания Жуковского томские филологи сопровождают изданиями, которые дают объемное представление об отношениях великого поэта с теми или иными его современниками.

Назову лишь самые свежие из этих изданий: «Переписка В.А. Жуковского и А.А. Воейковой», «Письма царственных особ к В.А. Жуковскому», очередной сборник «Жуковский. Исследования и материалы», где впервые опубликованы письма к поэту героя Бородинской битвы Василия Перовского, а также переписка Жуковского и выдающегося русского мыслителя Ивана Киреевского.

В этом же издании публикуется список корреспондентов Жуковского. В нем 571 имя! Поэт поддерживал контакты с друзьями и знакомыми, жившими от Сибири до Туманного Альбиона.

Полную картину участия русского поэта в культурной жизни России и Европы еще предстоит выявить. Поэтому коллектив ученых (а в него входят ведущие филологи не только Томского университета, но Пушкинского дома и ИМЛИ РАН) продолжает свои исследования.

Понятно, что издание фундаментальных научных трудов невозможно без государственной поддержки. С 1999 года проект Полного собрания сочинений и писем В.А. Жуковского неизменно ее получал.

Но в этом году произошло непредвиденное: впервые за 22 года успешной реализации проекта томским филологам отказано в финансировании. Причем РФФИ (Российский фонд фундаментальных исследований) сделал это без объяснения причин.

А объяснения требуются. Ведь РФФИ торпедировал проект, который он еще недавно поддерживал. Торпедировал его на завершающей стадии.

Что же произошло? Быть может, РФФИ нашел более достойные проекты, более фундаментальные?

Заглянем в список 116 поддержанных проектов. Отрадно, что нашли поддержку Достоевский и Маяковский, Карл Маркс и король Альфонсо Мудрый. Не сомневаюсь в актуальности изданий по криминалистике, цифровизации и миграции. Расширят наш кругозор индийские философы, наставления китайских императоров и исследование подросткового буллинга.

Пусть расцветают все цветы. Но хочется понять: чем Жуковский хуже китайских императоров? За что пострадал «Певец во стане русских воинов»? Быть может, за свое мужество говорить правду в лицо царям? Или он оказался не ко двору тем, что помогал ссыльным декабристам?

Но оставлю конспирологию и предположу, что Жуковский выпал из списка по технической оплошности. В век цифровизации такое бывает на каждом шагу.

Если это так, то уверен, что после нашей публикации руководство РФФИ поскорее исправит ошибку, которая доставила столько переживаний целому коллективу выдающихся ученых-филологов.

Ведь научная работа над собранием и без того протекает в сложных условиях.

Сейчас в больнице с коронавирусом находится заслуженный профессор Томского университета Эмма Михайловна Жилякова, отдавшая много лет созданию Полного собрания сочинений Жуковского.

  • . Минутной грусти тень
  • К ней да не коснется;
  • В ней душа — как ясный день;
  • Ах! да пронесется
  • Мимо — бедствия рука.
Читайте также:
Ходасевич: сочинение

Литература. 9 класс (1 часть) Василий Андреевич Жуковский

Василий Жуковский является выдающимся русским поэтом, писателем, педагогом и переводчиком. На протяжении долгого времени он был учителем русского языка и литературы у членов императорской семьи.

Именно Жуковский является автором текста гимна Российской империи «Боже, Царя храни!»

Если вы еще не знакомы с интересными фактами из его биографии, тогда вам будет непременно интересно.

Итак, перед вами биография Жуковского.

Образование и творчество

В биографии Жуковского стоит первое образование, которое было получено поэтом в семье Буниных. Затем он обучался в частном пансионе, Тульском народном училище, у сестры В. Юшковой. Увлекался сентиментализмом, на этой почве познакомился с Николаем Карамзиным.

Первые стихотворения Жуковского были написаны во время учебы в пансионе при университете г. Москвы. Творчество Жуковского тех времен наполнено сентиментализмом, романтизмом (баллады «Людмила»(1808 г.), «Кассандра»(1809 г.), «Светлана»(1808–1812 гг.)).

В 1805–1806 годах писатель работал в «Вестнике Европы», а в 1808–1809 годах был его редактором. В это время поэзия Жуковского расцветает и достигает своего пика.

После начала войны 1812 года Жуковский принял сторону оппозиции. Военные события отражены в его произведениях «Императору Александру», «Певец во стане русских воинов». Последнее принесло писателю известность.

В 1815 году Жуковский был участником литературного общества “Арзамас”. В это же время начинает придворную службу, которая продлилась 25 лет. Десятилетие с 1810 по 1820 год считается расцветом творчества Василия Андреевича Жуковского. Известнейшие его произведения были написаны в те времена: баллады «Эолова арфа», «Двенадцать спящих дев», многие стихи, переводы.

Анализ стихотворений Жуковского раскрывает большое тематическое разнообразие, особенности стиля поэта. Значимым достоянием являются переводы Жуковского «Рустем и Зораб» (1849 г.), «Одиссея» (1848–1849 гг.), «Наль и Дамаянти» (1844 г.).

Жуковский был хорошо знаком со многими известными личностями, среди них можно выделить императора Николая I, Александра II, Александра Пушкина, Николая Гоголя.

Краткая биография Жуковского

Василий Андреевич Жуковский родился 9 февраля 1783 г. в селе Мишенском, Тульской губернии. Его биография насыщена разными интересными событиями уже с первых лет жизни, хотя между исследователями по-прежнему нет единого мнения о том, каким на самом деле было детство Жуковского.

Детство и юность

Согласно самой распространенной версии, отец будущего поэта, Афанасий Иванович Бунин, был секундант-майором и помещиком. Однажды один из его сослуживцев подарил ему 2 сестер, захваченных в плен в Турции.

Вскоре младшая сестра погибла, и в живых осталась только одна девушка, по имени Сальха. На тот момент ей было всего 16 лет. Со временем она приняла крещение и стала называться Елизаветой Дементьевой.

Официальной женой Афанасия Бунина была Мария Григорьевна. Однако Бунин неоднократно изменял супруге с турчанкой.

В результате этих связей, у него родился внебрачный сын, названный Василием.


Портрет В. А. Жуковского, 1820-е

В скором времени его усыновил Андрей Григорьевич Жуковский, который проживал в богатом доме Буниных. Он дал мальчику свою фамилию и отчество.

Когда ребенку исполнилось всего 2 года, отец Бунина записал его в сержанты Астраханского гусарского полка, а спустя 4 года объявил, что он уже не сержант, а прапорщик.

В скором времени «солдат» был отправлен в отставку.

Первым учителем Жуковского стал его отчим Андрей Григорьевич. Через несколько лет Андрей Бунин познакомился с видным литератором Покровским.

Он договорился с ним, чтобы тот занялся обучением его внебрачного сына. Покровский согласился, однако ему не удалось найти подход к Жуковскому. В результате, он заявил отцу, что у Васи нет каких-либо способностей к учебе.

В 1791 г. в возрасте 75 лет умер Афанасий Иванович Бунин. Свое состояние он завещал четырем дочерям. Однако его супруга все-таки передала Василию 10 000 руб., что по тем временам было приличной суммой.

Когда Жуковскому исполнилось 8 лет, его отправили в Главное народное училище, из которого он вскоре был отчислен по причине «неспособности».


Портрет В. А. Жуковского, 1815

Недолго думая, он решает уехать к сводной сестре Варваре Юшковой. Приехав к ней, юноша впервые увидел домашний театр, расположенный на территории усадьбы.

Читайте также:
Заболоцкий: сочинение

Он был настолько им очарован, что сразу же захотел стать драматургом.

Первым произведением в биографии Жуковского была трагедия «Камилл, или Освобожденный Рим».

После этого он продолжает заниматься писательской деятельностью и уделяет много времени саморазвитию и изучению языков.

Однако отсутствие образования заметно сказывалось на качестве его произведений. Видя, насколько брату нравится литература (см. интересные факты о литературе), его сестра помогла устроить Василия в Московский университетский пансион.

Придя на экзамен, Жуковский продемонстрировал хороший уровень владения французским и немецким языками. Также ему удалось показать хорошие знания в отношении литературы, вследствие чего Жуковский был принят в учебное заведение.

Будучи студентом, он познакомился с Андреем Тургеневым, который дал ему множество полезных советов, и положительно повлиял на его творчество. Интересно, что именно в это время поэт начал писать свои первые стихи.

Интересные ответы

  • Художественные приёмы в литературе
    Всем хорошо известно, что искусство – это самовыражение отдельной личности, а литература, стало быть, самовыражение личности писателя. «Багаж» пишущего человека состоит из словарного запаса
  • Растения
  • Значение водорослей в природе (роль) — сообщение доклад
    Водоросли представляют собой большую группу на нашей планете. Они встречаются везде и очень важны и необходимы для природы. В морях и океанах, озёрах, в разных водоёмах с пресной водой
  • Мамонты — доклад сообщение краткое (5 класс История)
    Мамонты относятся к роду млекопитающих, которые давно вымерли и больше не существует на земле. Они поражают своими размерами. У многих мамонтов высота 5-6 метров, а масса тела, около, 11 тонн. По своим габаритам, они в два раза превышают самых крупных
  • История создания трагедии Ромео и Джульетта Шекспира
    Знаменитая любовная трагедия «Ромео и Джульетта» написанная Уильямом Шекспиром в 1595 году носит древнеримские корни. Легенда о двух влюбленных имеет множество аналогов.

Заслуги Жуковского. К характеристике литературной деятельности В. А. Жуковского

(По поводу пятидесятилетия со дня его кончины)

12-го Апреля текущего года исполняется пятидесятилетие со дня кончины одного из известных представителей нашей отечественной литературы, — Василия Андреевича Жуковского и почти 120 лет со дня его рождения. Период времени весьма значительный! И если теперь вся образованная Русь еще раз празднует литературную годовщину этого поэта, то это — ясное доказательство того, что мы имеем дело в данном случае с крупною литературной силой, оставившей по себе в истории русской литературы весьма значительный след. И действительно, на долю поэзии В. А. Жуковского выпала немаловажная роль и эту свою роль она выполнила с достоинством.

На литературное поприще Жуковский выступил в один из довольно тяжелых периодов нашей общественной жизни. Это были приснопамятные времена императора Павла с известным режимом его правления. „Со вступлением на престол императора Павла I,— говорит один из биографов Жуковского,— каждое лицо, чем образованнее, чем знатнее оно было, тем более испытывало на себе весь неуклюжий гнет пронырливой, везде подслушивавшей, подозрительной полиции. Сношения с внешним миром были преграждены. Все желания, размышления, сведения о случавшихся происшествиях, должны были укрываться в тесном кругу семьи или верных знакомых. Взгляды на жизнь получали от того отвлеченный характер, резко противоположный с прозаическою действительностью“. Оторванное от жизни, русское общество принуждено было замыкаться в круг своих личных интересов, уходить вглубь себя, или устремлять взоры в заоблачную высь. Ум и сердце требовали насущной пищи, — за отсутствием такой пищи в действительной жизни они искали выхода и удовлетворения в жизни воображаемой, в жизни туманной мечты и смутной надежды. Все таинственное, загадочное, обольстительное самою таинственностью и загадочностью, все, что хотя на время заслоняло неприглядный стороны действительной жизни и давало хотя иллюзию довольства и счастья,— все это находило самый радушный прием. Квиетизм, пиетизм, мистицизм, масонство — все это пользовалось среди общества успехом. Не лучше дело обстояло и с литературой. Она то, по традиции, продолжала копировать иностранные образцы, то несмело пробовала свои силы на самостоятельных произведениях. На смену торжественным одам и громозвучным дифирамбам нарождалось новое течение, — сентиментализм. Любители словесности восхищались приторно-чувствительными творениями Карамзина, умилялись до слез над его „Бедной Лизой“, простирая свои восторги до паломничества на „Лизин пруд“ — место гибели героини рассказа. Периодическая литература, выдающимися органами которой являлись журналы „Приятное и полезное препровождение времени“ и „Иппокрена, или Утехи любословия“ была горячей поборницей этого романтически-сентиментального направления. И в переводных и в оригинальных статьях своих она воодушевленно проповедовала его, воспевая „священную меланхолию“ и прославляя „величественное уединение“.

Читайте также:
Шиллер: сочинение

Когда умер жуковский. Жуковский и Пушкин

Братья Чернецовы «Крылов, Пушкин, Жуковский, Гнедич в Летнем саду»

В тот год, когда родился Пушкин, Жуковский находится в одном из лучших дворянских заведений, Благородном пансионе при Московском университете, и вскоре заводит знакомство с Карамзиным, братьями Тургеневыми, братьями Сергеем Львовичем и Василием Львовичем Пушкиными. С маленьким же курчавым Александром Сергеевичем пока что обыкновенное знакомство 20-летнего начинающего поэта с 4-летним ребенком. А в 1816 г. 33-летний Жуковский появляется в Царском Селе и заново знакомится с 17-летним Пушкиным. Буквально с первых встреч старший и младший подружились: отношения близкие, веселые, творческие и, главное, совершенно равные. Вскоре с единомышленниками они уже заседают в знаменитом литературном обществе «Арзамас», где не было проблемы отцов и детей, где все были дети и 17-летний Пушкин, и вдвое старшие Жуковский, Батюшков, Денис Давыдов, и даже 50-летний гость Карамзин: шуточки на равных, обмен стихами, никто никого не поучает.

В 1820 году Жуковский подарил молодому Пушкину — тому не было и 21 года — свой портрет работы Эстеррейха со знаменитой надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя. В тот высокоторжественный день, в который он окончил свою поэму «Руслан и Людмила». 1820 Марта 26. Великая пятница».

На этом же портрете Пушкин написал свой экспромт, адресованный Жуковскому:

Его стихов пленительная сладость

Пройдет веков завистливую даль,

И, внемля им, вздохнет о славе младость,

Утешится безмолвная печаль

И резвая задумается радость.

Портрет, подаренный Жуковским, был очень дорог Пушкину, он никогда с ним не расставался. Эта гравюра и сейчас висит над рабочим столом в кабинете последней пушкинской квартиры на Мойке. И дарственная надпись Жуковского, и пророческие строки «победителя-ученика» давно стали хрестоматийными.

Пушкин и умер на руках у Жуковского. Вот как пишет об этом он сам: «Жизнь кончена!» — повторил он внятно и положительно, «Тяжело дышать, давит!» — были последние слова его.

В эту минуту я не сводил с него глаз и заметил, что движение груди, доселе тихое, сделалось прерывистым. Оно скоро прекратилось. Я смотрел внимательно, ждал последнего вздоха; но я его не приметил. Тишина, его объявшая, казалась мне успокоением. Все над ним молчали. Минуты через две я спросил: «Что он? — «Кончилось»,—отвечал мне Даль. Так тихо, так таинственно удалилась душа его. Мы долго стояли над ним молча, не шевелясь, не смея нарушить великого таинства смерти, которое свершилось перед нами во всей умилительной святыне своей.

Когда все ушли, я сел перед ним и долго один смотрел ему в лицо. Никогда на этом лице я не видал ничего подобного тому, что было на нем в эту первую минуту смерти. Голова его несколько наклонилась; руки, в которых было за несколько минут какое-то судорожное движение, были спокойно протянуты, как будто упавшие для отдыха после тяжелого труда. Но что выражалось на его лице, я сказать словами не умею. Оно было для меня так ново и в то же время так знакомо! Это был не сон и не покой! Это не было выражение ума, столь прежде свойственное этому лицу; это не было также и выражение поэтическое! нет! какая-то глубокая, удивительная мысль на нем развивалась, что-то похожее на видение, на какое-то полное, глубокое, удовольствованное знание. Всматриваясь в него, мне все хотелось у него спросить: «Что видишь, друг?»

Так простился Василий Андреевич Жуковский с Александром Сергеевичем Пушкиным…

К числу самых известных изображений Жуковского относятся портреты работы О. Кипренского, К. Брюллова, П. Соколова, Н. Чернецова, О. Эстеррейха, Т. Гильдебрандта, Ф. Крюгера, Е. Рейтерна.

Читайте также:
Камю: сочинение

В 1841 г. Жуковский подает в отставку, уезжает в Германию и женится на Елизавете Рейтерн, дочери его друга, немецкого художника. Жена его, более чем на 30 лет моложе его, была женщиной болезненной, поэтому Жуковский по семейным обстоятельствам до конца жизни оставался в Германии. Умер он 12 апреля 1852 г., был похоронен в Баден-Бадене, но вскоре прах его перевезли в Петербург и захоронили в Александро-Невской лавре рядом с могилой Н.М. Карамзина.

Сочинение на тему: Жуковский и его лирика

Сочинение.
Жуковский и его лирика

Никто не имел и не будет иметь слога, равного в могуществе и разнообразии слогу его. А. С. Пушкин Жуковский был первым, кто внес в нашу литературу романтическое начало, сосредоточился на внутреннем мире человека; он явил читателю русский язык в его истинной певучести, звучности и музыке стиха. Василий Андреевич Жуковский был образованнейшим человеком, что позволило ему, обладавшему несравненным даром переводчика, сделать доступными для русского читателя многие лучшие образцы немецкой и английской поэзии, что в то время имело особенное значение, так как до него в русской литературе преобладали лишь переводы с французского. Жуковский переводил Шиллера, Байрона и многих других поэтов. Однако он не ограничивался этим; его перу принадлежит перевод “Одиссеи” — эпической поэмы великого поэта Древней Греции Гомера, восточных поэм “Наль и Дамаянти” (Индия), “Рустем и Зораб” (Персия) и других произведений. Таким образом, переводческая деятельность Жуковского сыграла в истории литературы огромную роль. Недаром Пушкин называл его “гением перевода”, Жуковский — один из первых поэтов-лириков, развивавших не только новые для русской поэзии жанры, но и лексику. Как поэт Жуковский прославился достаточно рано. Его личность, мироощущение и поэтические пристрастия складывались в начале века. Он глубоко усвоил uneit морального самосовершенствования и личной добродетели. Это нашло достойное подтверждение в его лирике: А вы, наперсники фортуны ослепленны. Напрасно спящих idea, спешите презирать За то, что горбы и.х не пышны и забвенны. Что лесть им алтарей не мыслит воздвигать.
Молодой Жуковский отдает дань романтизму, увлекаясь Шиллером, но остается равнодушным к гражданской теме. Очень рано в творениях поэта проявились его основные черты, ставшие потом доминирующими — мистицизм, вера в потусторонний мир, может быть, более совершенный, чем земной. В стихотворении “На смерть Андрея Тургенева” Жуковский пишет:
Прости! не вечно жить! Увидимся опять; Во гробе нам судьбой назначено свиданье! Надежда сладкая! приятно ожиданье!
С каким веселием я буду умирать!
Но наиболее полно талант поэта выразился в любовной лирике. Жуковский жаждал большого счастья и писал о праве человека на чувство: Когда руки твоей столь милыми чертами Мой взор бьп поражен — вся сладость прежних дней. Все незабвенные часы любви твоей Воскресли предо мной! О чувств очарованье! Личная любовная драма глубоко отразилась в его лирике. Вплоть до середины двадцатых годов XIX века в лирике Жуковского господствовала тема неразделенной глубокой и возвышенной любви: Когда я был любим, в восторгах, в наслажденье. Как сон пленительный, вся жизнь моя текла, Но я тобой забыт.— где счастье, провиденье! Ах! счастием моим любовь твоя была! Трагедию своей любви Жуковский понял как неизбежность крушения и гибели лучших надежд в современном мире. Человека всюду подстерегают страдания и утраты и его мечты рушатся: Тобой к для одной тебя Живу и жизнью наслаждаюсь; . Тобою чувствую себя; В тебе природе удивляюсь. И с чем же жребий мой сравнить? Чего желать в столь, сладкой доле? Любовь мне жиЗнь —ах! Я любить Еще сто крат желал бы боле. Поэт стремится к гармонии и красоте, но нет их, к сожалению, в окружающем мире. Человек не может победить могучие силы, стоящие на его пути к счастью: Прекрасное погибло в пышном цвете… Таков удел прекрасного на свете! Здесь Жуковский выражает печальную мысль о неотвратимой гибели молодости, красоты, лучезарных надежд на заре дней. Поэт искренне и глубоко страдает, и у него часто оказывался “ум с сердцем не в ладу”. Василий Андреевич утверждал, что: … Причина всех добрых дел. Источник великого, Нам твердость, и мужество, И силу дающая,— Надежда отрадная. Признавая несовершенство действительности, Жуковский, однако, не разуверился ни в доброте, ни в красоте, ни в человечности. В своих произведениях он, призывая к смирению и утверждая благо Промысла, сочувствует своим героям, скорбит о разлуке влюбленных, об увядании молодости, о гибели красоты: Пусть не всегда торжествует на земле справедливость, но сердце поэта отдано нежным влюбленным, в образах которых прославляются красота, добро, горячее молодое чувство, верность и нравственная стойкость: Я в надежде, я в смятенье Предаю себя волнам; Счастье вижу в отдаленье; Все, что мило,—мнится — там! Ах! в безвестном океане Очутился мой челнок; Даль по-прежнему в тумане; Брег невидим и далек. Лирика Жуковского подготовила приход в русскую литературу Пушкина, Лермонтова и других великих поэтов. Без его поэтических исканий и находок, вероятно, не достигла, бы русская поэзия своих высот.
Именно с Жуковского началась новая школа в поэзии: благодаря ему она. словно воспрянув ото сна. совершила стремительный скачок в будущее.
.

Читайте также:
Зощенко: сочинение

Детский час

для детей и родителей

Творчество Жуковского

Творчество Василия Андреевича Жуковского, так же как и наследие таких титанов русской литературы конца XVIII – начала XIX в.в. как Ломоносов М.В., Державин Г.А., стало великим достоянием русской литературы. А.С.Пушкин писал: «Что ни говори, Жуковский имел решительное влияние на дух нашей словесности; к тому же переводной слог его останется всегда образцовым…»

Творчество Жуковского В.А. представлено в его основных жанрах – элегии и балладе, а также в дружеских посланиях, песнях, баснях, идиллиях, романсах.

Что нового привнёс Жуковский в русскую поэтику? Стремление запечатлеть все нюансы душевных переживаний человека, умело показать их в своих композициях.

Именно эти качества коллеги по перу приветствовали как начало нового направления в литературе.

Василий Андреевич был воспитан на европейской литературе, но он был и отличным знатоком русской поэтики. У Жуковского есть одно такое удивительное качество: когда он переводит для читателей России западноевропейский образец, то в конечном итоге получается настоящее русское произведение с национальным колоритом.

Жуковский, как никто другой, на базе чужого произведения мог создать своё самобытное творение. «У меня почти всё или чужое или по поводу чужого – и все, однако, моё» — так писал сам автор Гоголю 6 февраля 1848 года.

Работы Жуковского раннего периода (до 1808 года) окрашены в грустные тона. В них сквозит тоска по несбывшимся надеждам.

Жуковскому близок лирический пейзаж, он выступает как создатель тонких эмоциональных состояний. Жанры, к которым обращается в это время поэт – дружеские послания, песни, басни, идиллии, романсы, но главное – элегии.

Находясь под влиянием известной «Элегии, написанной на сельском кладбище», принадлежащей перу английского поэта Томаса Грея, Жуковский пишет свою лирическую работу. Элегия у Василия Андреевича — поэтическая форма выражения грусти, скорби, душевной муки. Тема произведения «Сельское кладбище» — «о смысле жизни» человека, его связи с окружающим миром. «Сельское кладбище» – это множество сменяющих друг друга философских и морально-психологических мотивов, напоенных минорным настроением, сожалением о скоротечности жизни. В этом творческом произведении сделан акцент на глубинных переживаниях личности, раскрывающихся в объединении природы и чувств. Этому способствует одушевление природы: «дню юного дыханья», «денницы тихий глас», «дубравы трепетали».

Стихотворение «Вечер» демонстрирует рост поэтического мастерства Жуковского. Произведение отличает любовно и лирически воссозданные картины природы. Поэт использует эпитеты: «виющийся ручей», «ущербный» лик луны, «тихий утра час» и другие. Движение в направлении лирической эмоциональности в поэзии Жуковского раннего периода творчества ощутимо и значимо.

Творчество Жуковского в период 1808-1820 годов тесно связано с романтическими идейно-художественными изысканиями поэта. Философско-эстетические суждения в это время таковы: «земная красота дивная, но временная; всё великое и благое человеческих дел и дней перед лицом вечности мгновенно». Напевы таинства и загадочности ярко проявляются в жанре баллады.

Баллада «Людмила» создана по западноевропейскому образцу, она – перевод известнейшей баллады «Ленора» немецкого поэта Г.А.Бюргера. В этой балладе максимально раскрылись лучшие качества Жуковского: лиризм и поэтизация.

Читайте также:
Язык, слово: сочинение

Баллады, наряду с элегиями, — излюбленный жанры поэта, и они были высоко оценены Пушкиным А.С. Беря за основу тот же сюжет бюргеровской «Леноры», автор создаёт самую радостную из своих баллад – «Светлану». Эти два произведения – наглядный пример, как можно по-разному воплотить в жизнь один и тот же сюжет.

Творчество Жуковского, начиная с 1830 года, представлено, в основном, переводческими работами. Василий Андреевич обладал выдающимся талантом переводчика. Благодаря деятельности Жуковского в период после 1830 года, русский читатель смог познакомиться с произведениями лучших поэтов Англии (Байрон, Скотт, Томсон, Грей), Германии (Бюргер, Шиллер, Гёте), Франции (Лафонтен, Парни), Греции (Гомер).

«Этот легкий, воздушный стих Жуковского, порхающий, как неясный звук эоловой арфы», — по меткому выражению Гоголя, пленял его друзей по перу. В каком бы направлении не творил автор, он все делал необычно и свежо. Жуковского вообще причисляли к нарушителям устоявшихся литературных традиций, особенно за его баллады.

В многочисленных стихотворениях, посвящённых теме «Поэт и поэзия», Василий Андреевич выражает своё видение и понимание сути поэзии, и её назначения: в личном плане — глубокое раскрытие душевного мира Человека-Поэта, и в общественном — выполнение его гражданского долга. Этот долг — прославление великих дел, героических событий своего времени в память и назидание будущим поколениям.

В программном произведении «К Поэзии» Жуковский даёт наставление поэтам:

«Тернистую стезю цветами усыпайте
И в пылкие сердца свой пламень изливайте!
Да звуком ваших громких лир
Герой, ко славе пробужденный,
Дивит и потрясает мир!»

Заканчивается это поэтическое произведение напоминанием об ответственности поэта перед потомством:

«Потомство раздаёт венцы и посрамленье:
Дерзнём свой мавзолей в алтарь преобразить!
О слава, сердца восхищенье!
О жребий сладостный – в любви потомства жить!»

Известен гимн Жуковского, написанный во славу великих дел современников – героев Отечественной войны 1812 года – «Певец во стане русских воинов». Это поэтическое произведение реально написано «во стане», так как сам Жуковский был в армии в числе добровольцев. А в тот день, когда случилось Бородинское сражение, он находился под Можайском, где «слышал свист нескольких ядер и канонаду дьявольскую». Пребывая в армии, поэт прошел с ней путь отступления от Москвы. В Тарутине, накануне сражения, он и начал писать это стихотворение.

Творчество Жуковского сильно в той части, которая рассказывает нам о любви, о дружбе. Необыкновенно задушевные, музыкальные стихи написаны лёгким слогом, многие из них положены на музыку. Стихотворения о природе отличаются тонким видением предмета.

«Жуковский наш, любимый Феба сын,
Сокровищ языка счастливый властелин»
Кондратий Рылеев, 1821

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Сочинение: Жуковский в. а. – Жуковский гений перевода

Василий Андреевич Жуковский – прекрасный поэт XIX века, удивительно добрый человек, отзывчивый и гуманный, тонкий ценитель искусства, придал русской поэзии, по словам В. Г. Белинского, недостававший ей оттенок мечтательной грусти, задушевности и сердечности, «первым на Руси заговорил элегическим языком жалобы человека на жизнь». А. С. Пушкин говорил о поэте: «Его стихов пленительная сладость пройдет веков завистливую даль». Жуковский писал стихи, в которых выражал свое стремление к любви, верности, бескорыстной дружбе. Поэт заступался за тех, кто боролся против деспотизма (за Пушкина, декабристов, Герцена), но сам не был борцом по натуре. Жуковский не верил, что когда-нибудь человек станет счастлив на земле, поэтому для его творчества характерны настроения грусти и печали, смирения и отречения.

Жуковский был признанным мастером баллад. В большинстве своем они отличались остросюжетным повествованием, стремительно и очень напряженно идущим к трагическому концу. Баллада – это лиро-эпическое произведение, чаще всего легендарно-исторического, фантастического или драматически-героического характера. Этот вид литературы соответствовал мрачным переживаниям и раздумьям Жуковского о жизни и судьбах человека.

Из 39 его баллад 5 – оригинальные, остальные – переводы и переложения. Среди них есть много вольных переводов, в которых поэт воссоздает смысл и ход сюжета, но не ставит своей целью буквальное следование за текстом. «У меня все чужое – или по поводу чужого, и все, однако, мое», – говорил Жуковский. В точных переводах тоже имеют место расхождения, потому что адекватный художественный перевод с одного языка на другой невозможен.

Читайте также:
Музыка и кино: сочинение

С расчетом на адаптацию в русской среде сделаны некоторые перемены, за которые впоследствии упрекали Жуковского. Например, в «Лесном царе» он заменил хвост лесного рыцаря бородой. Критики отмечали, что замена неудачна, но дело в том, что в русском фольклоре жанр баллады как таковой отсутствует, есть былички, где хвост является атрибутом лешего – персонажа, скорее, комического. Это и учитывал Жуковский.

Баллада «Лесной царь» – печальная история о том, как лесной царь до смерти напугал маленького мальчика. Мальчику слышатся призывы лесного царя оглянуться, прийти к нему:

Веселого много в моей стороне:

Цветы бюрюзовы, жемчужны струи;

Из золота слиты чертоги мои. .

Узнаешь прекрасных моих дочерей.

Неволей иль волей, а будешь ты мой.

Ребенок вздрогнул и крепко прижался к отцу, ему кажется, что

. лесной царь в глаза мне сверкнул:

Он в темной короне, с густой бородой.

. лесной царь со мной говорит:

Он золото, перлы и радость сулит.

. лесной царь созвал дочерей:

Мне, вижу, кивают, из темных ветвей.

. лесной царь нас хочет догнать:

Уж вот он; мне душно, мне тяжко дышать.

Старый отец пытается успокоить мальчика, на его страхи отвечает: «то белеет туман над водой», «то ветер, проснувшись, колыхнул листы», «все спокойно в ночной глубине: то ветлы седые стоят в стороне». Но баллада заканчивается печально:

Младенец тоскует, младенец кричит;

Ездок погоняет, ездок доскакал.

В руках его мертвый младенец лежал.

«Перчатка» – повесть в стихах. В ней рыцарь Делорж доказывает истинность своих чувств красавице, решившей это проверить злодейским образом, бросив свою перчатку в клетку к диким животным (льву, тигру и двум барсам):

Делорж, не отвечав ни слова,

Перчатку смело он берет

И возвращается к собранью снова.

Но Делорж понимает, что у женщины, решившей таким способом проверить, любит ли ее избранник, настоящих чувств к нему нет и

Как будто ничего с ним не случилось,

Спокойно всходит на балкон.

В лицо перчатку ей

Он бросил и сказал: «Не требую награды».

Значение баллад Жуковского не столько в самих сюжетах, сколько в том, как известный сюжет обработан поэтом, какие он применил стилистические и языковые новшества, каким лично ему принадлежавшим содержанием заполнил чужую сюжетную канву. Жуковский выбирал для переводов только тех поэтов и их произведения, которые были ему идейно-эстетически созвучны. Переводы Жуковского не только знакомили русского читателя с мировой литературой, но и врастали в русскую почву, включаясь в литературный процесс.

Жуковский писал: «Мой перевод не только вольный, но своевольный, я многое выбросил и многое прибавил». Пушкин называл Жуковского гением перевода. Гоголь, восхищаясь точностью его переводов, говорил: «И все – вернейший сколок, слово в слово», далее отмечая их творческую самобытность. Переводческая деятельность Жуковского расширяла литературный и культурный кругозор его соотечественников, вызывает она восхищение и сейчас.

Сочинение на тему Искусство 9 класс

Искусство – это часть культуры человечества имеющее много направлений. Все самое красивое, что создано людьми, называется искусством. Искусство – это музыка, театр, литература, кино, танцы или хореография, архитектура, изобразительное искусство.

Люди всегда стремились как-то отобразить и передать потомкам все самое прекрасное. С древних времен в художественных полотнах отображались все лучшие эпизоды жизни, красивые люди, прекрасные пейзажи и исторические события.

Музыка изящно с помощью звуков передает настроение автора. В танце артист может показать свою пластику и ритмичность. Театр и кино – это искусство для отображения человеческих ощущений и эмоций, изображения значимых, смешных и трагичных событий из жизни людей. Архитектура – это искусство сочетание камня и стекла.

Произведения литературы – это отображение животрепещущих или вымышленных ситуаций из жизни людей. Поэзия – это искусство выражать свои чувства стихами.

Искусством можно назвать любое творение талантливого человека – это может быть вкусный и красивый торт, нарядное платье, ажурная ковка, деревянная шкатулка, изящные туфли ручной работы, интересная вышивка и даже живописно постриженный газон или куст. Искусство – это все что создано руками человека.

Читайте также:
Сологуб: сочинение

Часто люди не сразу могут понять настоящую ценность произведения искусства. Не всегда полет мысли автора-создателя понятен обычным обывателям. Каждый из нас видит и воспринимает по-своему. Только со временем подлинные шедевры оцениваются по достоинству и дорожают. Но любой шедевр бесценен. Каждое произведение искусства – это достояние автора и страны, в которой живет или жил творец. Талантливых людей много, но не каждый может создать истинное произведение искусства.

Вокруг нас много прекрасного, все – это творение человечества и все это можно назвать искусством. Нужно уметь видеть это прекрасное и ценить все что создано талантливыми людьми.

Вариант 2

Искусство – слишком насыщенное и многогранное понятие, будоражащее сознание каждого человека. Оно включает в себя буквально всё. Недаром его воспевают, благодарят, обожествляют различными способами. Например, у И. Хрисаниди есть произведение на слова Т. Нестеровой – «Гимн искусству», что «мы вместе аплодируем, давая волю чувству, великому, безбрежному, волшебному искусству». И это так. Искусство – великая вещь. И эта песня – тоже искусство.

На мой взгляд, невозможно дать однозначного определения этому понятию. Ведь этим может и творческое отражение образа, и определённое мастерство, и дело, требующее умение. Искусство – это то, что чаще всего вызывает искреннее восхищение. Оно должно волновать душу человека и давать ощущение счастья – таково его предназначение.

Искусство способствует духовному обогащению человека. Оно стимулирует его к мыслительной деятельности, определённым чувствам и идеям. Это как особый язык общения с окружающим миром через что-то особенное и возвышенное. Чаще всего искусство вызывает положительные эмоции, способные спровоцировать человека на отклик, воодушевить и стимулировать к новым идеям. Оно несёт в мир гармонию и процветание.

Особую роль играет настоящее искусство. Именно оно способно пробудить в человеке особо сильное чувство и заставить задуматься о серьёзных темах. Оно является истинным достоянием и важнейшей духовной ценностью. Его главная способность – перенести человека в другой мир, помочь ему насладиться прекрасным, заставить поверить в чудеса и сказки и перенести в мир, где господствуют мечты и фантазии. Если говорить короче – облагородить внутренний мир.

Чаще всего результатами деятельности искусства являются картины, скульптуры, здания, музыкальные произведения и т.д. Но ведь красивая речь, способная захватить слушателей, тоже может быть искусством. Пение соловья в солнечный день – это тоже определённое искусство. Просто другими способами освоена и передана действительность.

Чтобы не быть голословными, приведём пример-аргумент из литературы. Обратимся к произведению К. Паустовского «Старый повар». В нём главный герой, повар, который находился при смерти, в своей исповеди незнакомцу, который потом оказался гениальным В.А. Моцартом, рассказывает о своей мечте увидеть вновь свою жену Марту. И незнакомцу удалось выполнить просьбу – с помощью игры на клавесине, такого искусства, он смог воссоздать картину событий, о которых так грезил повар. Это ли не чудо?

Таким образом, искусство – величайшая вещь в жизни каждого человека, способная подарить вдохновение, счастье и сделать нас лучше!

Сочинение про Искусство

Искусство присуще только человеку, ведь он его основатель и продолжатель. Но не каждый сможет увидеть именно в том или ином случае искусство, так как для каждого оно свое.

Ведь в данный момент очень много разного творчества человека. Музыка дает человеку в какой-то степени расслабиться, ведь мы включаем именно то, что нам нравится. Да и бывает, что дает успокоиться в сложной ситуации. Это все творчество людей, а получается и искусство. Они исполняют для нас. Литература так же влияет на развитие человечества, так как творчество писателей нужна для лучшего понимания и при этом присутствуют разные мнения. Когда же мы прочитали какую-либо книгу, человек делает анализ прочитанного текста. А, следовательно, развивается сама личность, ведь мы можем и противостоять мнению автора. Танцы так же помогают более понять себя, а именно свой внутренний мир. Именно они дают, и найти в себе ответ на долгий вопрос. Так же благодаря разным кружкам, люди находят единомышленников. Ну и конечно картины, ведь людям нравится смотреть на что-то красивое, или же прекрасное творчество. Так же искусство дает человеку развиваться в любой сфере, и при этом показывая свой талант. А у всех он присутствует, стоит только попробовать себя в каком-то деле.

Читайте также:
Грин А. С.: сочинение

Начиная с древних времен люди, рисовали на пещерах, ведь это тоже искусство. Но со временем вещи, которые были достаточно недорогие, могут перейти в что-то более ценное. Вот допустим даже древних людей, а ведь раньше они были обычными, ежедневными вещами.

Бывает, что найти людей с такими же интересами сложно. Так как человек уникален, да и при том разный. Но все же мы находим таких людей, и именно это нас сближает. Наши интересы делают нас более уникальными.

Я считаю, что каждый человек решает для себя, а именно, что ему нравится и все же пытается найти единомышленников для себя. Лично мне в данный момент нравится слушать музыку и у меня есть хороший друг, который одобряет и слушает такую же. А так же читаю книгу, которую мне подарили родители, и собираюсь в скором времени дочитать ее. Я думаю, что искусство это что-то индивидуальное для каждого человека. И благодаря разным направлениям, мы находим что-то для себя.

9 класс 15.3 ОГЭ

Также читают:

Картинка к сочинению Искусство

Популярные сегодня темы

Вот начинается осенняя пора. Кто-то ее не любит из-за школьной поры, а кто-то, такой как я рад вновь увидеть своих школьных друзей и приступить к тренировкам и к совершенствованию своего мастерства.

Человек и природа неразрывно связаны. Один зависит от другого. Но действительно ли природа способна излечить душевную боль человека? Эту проблему ставит М.М. Пришвин.

В русской литературе роман М.Ю. Лермонтова занимает важное место. Великолепно написанный, он ставит и раскрывает множество актуальных и по настоящий момент проблем.

На свежем воздухе мы проводим время с раннего детства. Когда гуляешь в парке, в лесу, очень любопытно смотреть на природу, насекомых. Естественная среда, для человека на первом месте, это что-то новое, неизвестное, то, что пробуждает сильное чувство

Произведение Недоросль автор наделяет малым количеством положительных героев и одним из них является образ Правдина. Чиновник, который борется за права человека и пытается уловить

Роль искусства в жизни человека – сочинение-рассуждение

Искусство играет важную роль в жизни человека. А что такое искусство? Читаем определение этого слова в толковом словаре С.И. Ожегова: «Искусство – творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах».

Искусство, творчество всегда сопровождало нашу жизнь, даже в древние времена. Люди делали на камнях и стенах пещер рисунки, изображая то, что их окружало. С каждой эпохой искусство все более совершенствовалось человеком. Оно стало средством общения между людьми, оно передавало мысли, чувства создателя его поклонникам. Ведь человек вкладывает в свое творение частичку самого себя. Искусство не имеет границ. Оно способно вдохновлять, успокаивать, приводить к гармонии. Подобным образом влияет на меня, например, музыка. Иногда она словно совпадает с каким-то моим внутренним ритмом, и тогда жизнь становится светлее, улучшается настроение.

Существует много направлений в искусстве, и у каждого есть свои поклонники. Для меня самым любимым видом искусства стала литература. Литература может сделать понятнее сложные вещи, показать ошибки и наставить на путь истинный, охватить взором эпизод из жизни человека и всю историю цивилизации. Ее возможности безграничны. Мы учимся на ошибках литературных героев, видим со стороны себя и находим полезные советы. В трудные моменты жизни люди нередко обращаются к книгам как к источнику духовной силы и мужества. Так во время Великой Отечественной войны народным героем стал Василий Теркин из поэмы А.Т. Твардовского, простой русский солдат, образец мужества и стойкости, умеющий в критических ситуациях поднять дух, настроение и повести за собой в бой.

Книги могут рассказать о любви, настоящей дружбе, верности долгу. Когда читаешь, например, произведения М.А. Булгакова, получаешь величайшее наслаждение, переживая вместе с героями их радости, улыбаясь их шуткам. Все же иногда приятно уйти из реальности, окунувшись с головой в мир снов и фантазий. Порой много интересных мыслей можно найти в истории, кажущейся совершенно невероятной. Таков мой любимый роман «Мастер и Маргарита». Его мистические герои взаимодействуют по определенным законам, отражающим философию автора. Каждый персонаж необычен и полон смысла. Маргарита – любовь, Мастер – творчество, Иешуа – добро, Воланд – зло, Бегемот – веселье. Конечно, Воланда нельзя назвать олицетворением зла, это очень противоречивый герой. Они с Иешуа, как две стороны одной медали, составляют истину и сеют ее вокруг, обличая ложь. Мысли и чувства писателя здесь так понятны, особенно если связать биографию Булгакова с сюжетом. Общество отвергает инакомыслящих, как отвергло Га Ноцри, Мастера и самого писателя.

Читайте также:
Шиллер: сочинение

Искусство – это прежде всего человек, создающий прекрасное. В поэзии – это Пушкин, Лермонтов…, в музыке – Чайковский, Вагнер…, в живописи – Пикассо, Айвазовский и много, много других имен. Искусство – творчество людей, умеющих вложить чувства, мысли, переживания в свой труд. Искусство помогает людям самоутвердиться, выразить себя. Оно ведет человека к совершенству, и человек совершенствует его. Оно спасло, спасает и будет спасать мир… вечно!

Сочинение 2

Искусство как отражение окружающего мира в образах, звуках, пластике существовало с древнейших времён. Первыми создали свод представлений о видах искусства древние греки и даже к каждому приставили музу-покровительницу.

Если за последующие тысячелетия искусство не исчезло, а, наоборот, развилось и прочно вошло в жизнь людей, значит оно насущно необходимо им. Оно отражает потребность человека в творчестве, создании другой, вымышленной реальности.

При этом возможности одних, наделённых талантом, позволяют им создавать произведения искусства: музыкальные, литературные, живописные, скульптурные… Это творцы. Для других, созерцателей, любителей, тоже нужен талант – чувствовать и понимать язык художника.

В любом виде искусства важны две вещи: мастерство творца и идея, заключённая в его произведении, – иными словами, форма и содержание. Гармония этих двух начал порождает произведения, к которым каждому хочется прикоснуться душой, чтобы насладиться, полюбоваться, испытать сильные чувства и переживания.

Мир ярких эмоций – вот что ищет человек в искусстве. В обыденной жизни много рутины, механического выполнения повседневной работы, различных обязанностей. Это обеспечивает материальную сторону жизни, даёт комфорт и благополучие.

Но радость и ощущение счастья от вкусного обеда, удобного дивана не испытаешь. А подлинное искусство может сделать человека счастливым хотя бы на то короткое время, пока он смотрит спектакль талантливого режиссёра, слушает гениальную музыку, читает прекрасные стихи.

К нему в эти мгновения идёт волна высокой частоты, на которой творил сам мастер. Его энергия, накал его чувств способны разжечь огонь в других душах. «Музыкант, соорудивший из души моей костёр», – вспоминается строка из песни Б. Окуджавы.

Очевидно, люди ищут в искусстве возможность испытать потрясение, пережить вместе с героями большое горе и сильную радость, чтобы ощутить среди будней полноту жизни и не очерстветь душой.

При этом только настоящее, гуманное искусство, чуждое фальши и агрессии, имеет очищающую силу. Всё низкопробное, сделанное на потребу, в угоду, ради денег канет в лету, от него не останется и следа. Поэтому так важно для каждого человека развивать свой художественный вкус.

Такую возможность даёт классическое искусство. Оно никогда не устареет. Но и у служителей модернизма, авангарда… есть свои приверженцы. Мир искусства многоязык и разнообразен, как и сама окружающая нас жизнь.

Роль искусства в жизни человека

Популярные сочинения

Всем давно известно, что человек и природа взаимосвязаны. В давние времена людей кормила и обеспечивала всем только одна природа. Поэтому все мы должны заботиться о нашей природе

Что такое радость и неужели она имеет размер? Вопрос это очень философский! Точного определения просто не существует. Ответов конечно много, но сейчас я вам расскажу, что думаю по этому поводу.

Рассказ «Судьба человека», был написан Михаилом Шолоховым в 1956 году, произведение основано на реальных событиях. Как утверждает сам писатель, однажды во время охоты, он повстречал человека

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: