В.А. Жуковский и К.Н. Батюшков – первые русские поэты-романтики: сочинение

Ранний русский романтизм (В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков)

Жанр басни в творчестве И.А. Крылова

Иван Андреевич Крылов (1769 – 1844)

Первая басня написана им в 1905 году, всего он написал больше 200 басен.

Крылов превратил басню из сатирического рассказала в выражение нашего национального менталитета.

Секрет басней Крылова:

1. Басни Крылова отличаются отсутствием прописных истин, прямолинейного назидания, наставления. Они как бы не учат («льстец всегда отыщет уголок» – автор намекает, что не собирается исправлять). У Крылова акцент не на ум, а на сердце – принципиальная разница. Басни Крылова короче, чем басни Хераскова, за счет того, что не проговаривают очевидные вещи. У Крылова нет морали. Словно не надеется, что может перевоспитать. Приводит житейские сцены.

2. Особенность – связь с эмоциональной исторической жизнью. Басня пользуется приемом иносказания и аллегории (заяц – трусость). Рассказ на общечеловеческую тему. Сюжеты Крылова связаны с событиями русской жизни, и это придает басне особое воздействие на русского человека.

«Волк на псарне» (1812) – о попытках Наполеона вступить в переговоры с Кутузовым.

«Квартет» (1811) – учрежден госсовет (4 департамента), новый государственный аппарат – нонсенс при правлении императора.

3. Басни Крылова необычны по своей жанрово-родовой природе. Басня – эпический жанр. У Крылова она соединяет элементы эпоса, драмы и лирики. Басни его написаны не от 3-го лица, а герои постоянно разговаривают. Басни написаны как пьесы. Белинский называл басни Крылова маленькими комедиями.

4. Басни интересны с точки зрения поэтического языка и стиля. Просторечие ® литературное выражение типа идиллии ® перепад. Возникает иллюзия, что все хорошо, и опять же с помощью языка все будет разрушено. Резкий контраст. До Крылова это было не свойственно басням.

Ранний русский романтизм (В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков)

На рубеже 18-19 веков в Европе стал появляться новый художественный метод – романтизм. Романтизм – чувство глубокой неудовлетворенности окружающей действительностью. Романтическое двоемирие – суть его в том, что романтизм выстраивает свой идеальный мир, который не совпадает с реальным.

Первые «побеги» романтизма – Жуковский, Батюшков

Жуковский начинал с сентиментализма – «Сельское кладбище». Жанр элегии – стихотворение грустного содержания. Элегия «Славянка» (1815) – название реки под Петербургом, в Павловске (резиденции Николая 1). Лирический пейзаж – уроки Львовско-Муравьевского кружка. Мистическое начало – «невидимое дышит…, вхожу под их священный круг…, душа незримая беседовать…»

Жанр песни: доемирие для Жуковского окрашено в религиозные тона. Мировоззрение христианское. Баллада «Светлана» – счастливый конец из-за того, что героиня молилась – «Здесь несчатья лживый сон, счастье – пробужденье».

Белинский: «у Жуковского односторонняя мечтательность, бывшая как говоря, следствием обстоятельств его жизни».

Жуковский – незаконнорожденный сын дворянина и купленной ему турчанки. Несчастная любовь к Протасовой, племяннице Жуковского. Брак не состоялся по причине социального положения и незаконнорождения, Мария в замужестве с другим – рано умирает (смирение с реальной жизнью).

Батюшков принимал реальность за чистую монету и жил в ней. Мечту искал здесь и сейчас, а не как Жуковский в небе. «Мои пенаты» – послание. У него распространено условное женское имя.

Анна Фурман – несчастная любовь. Батюшков был из обедневшего дворянского рода, всю жизнь служил, участвовал в сражении с Наполеоном. Был ранен в спинной мозг, плюс нехорошая наследственность из-за душевной болезни матери. 34 года его жизни вычеркнуты из-за душевной болезни, прожил он их в Вологде, не написал больше ни строчки. Его называли сентиментальным романтиком с элементами античности.

Общая характеристика русского романтизма, его основные направления (В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков, К.Ф. Рылеев)

Эпоха 1800—1830-х годов была насыщена крупными историческими событиями. Они оказали несомненное воздействие на развитие литературы. В частности, это выразилось в том, что с 1815–1816 гг. в связи с организацией первых декабристских обществ возникает гражданское, или социальное, течение русского романтизма, а после 1825 г. русский романтизм вступает в новую фазу своей эволюции.

Если самую большую ценность в земном мире представляет личность, индивидуальность, то все, что препятствует проявлению ее свободного духа (а романтики не идеализировали реальный мир, в котором свободный дух не может выразиться полностью), враждебно ей. Романтизм сознательно и принципиально обособил личность от земного мира. Это означает, что окружающая среда может погубить личность, но изменить ее она не в силах. Личность всегда равна себе и не зависит от обстоятельств. Подобно отношениям с обществом, складываются и отношения личности с природой.

Читайте также:
Великий поэт и гуманист ( В. А. Жуковском): сочинение

Человек воспринимает мир не только разумом и не только чувством, а всем существом. Романтизм – литературное направление, которое поставило в центр художественного изображения, носящего в той или иной степени мистериальный характер, одинокую свободную личность, проникнутую мистическим вечным томлением по бесконечному и не обусловленную ни историческими, ни социальными обстоятельствами, а потому обладающую чертами исключительности и таинственности.

Если в европейских странах личная независимость человека стала свершившимся фактом и многие страны освободились или освобождались от феодальных пут, то в России целое сословие – крестьяне – находилось в крепостной зависимости. В России гораздо сильнее, чем в других странах, было влияние патриархально-общинных отношений и связей. В ней дольше были влиятельными просветительские идеи.

Романтизм в России прошел несколько стадий развития:

• 1810-е гг. – возникновение и формирование психологического течения; ведущие поэты Жуковский и Батюшков;

• 1820-е гг. – возникновение и формирование гражданского, или социального, течения в поэзии Ф.Н. Глинки, П.А. Катенина, К.Ф. Рылеева, В.К. Кюхельбекера, А.А. Бестужева-Марлинского; зрелость психологического романтизма, в котором главными фигурами были А.С. Пушкин, Е.А. Баратынский, П.А. Вяземский, Н.М. Языков;

• 1830-е гг. – возникновение философского течения в поэзии Баратынского, поэтов-любомудров, Тютчева, в прозе В.Ф. Одоевского; проникновение романтизма в прозу и широкое его распространение в жанре повести; расцвет романтизма в творчестве Лермонтова и признаки кризиса: засилье эпигонской (подражательной) поэзии, лирика Бенедиктова, «кавказские» («восточные») повести А.А. Бестужева-Марлинского;

• 1840-е гг. – закат романтизма, его вытеснение с переднего плана литературы; из действующего субъекта литературного процесса романтизм все более превращается в его объект, становясь предметом художественного изображения и анализа.

Деление романтизма на различные течения происходило по следующим критериям:

к психологическому течению(ЖУКОВСКИЙ) русского романтизма принадлежат романтики, исповедовавшие идеи самовоспитания и самоусовершенствования личности в качестве наиболее верного пути преображения действительности и человека;

к течению гражданского, или социального, романтизма относятся романтики, считавшие, что человек воспитывается прежде всего в социальной, общественной жизни, а, стало быть, он предназначен для гражданской деятельности;

к философскому течению русского романтизма причислены романтики, полагавшие, что место человека в мире предопределено свыше, его жребий предначертан на небесах и всецело зависит от общих законов мироздания, а вовсе не от социальных и психологических причин. Между этими течениями нет непроницаемых граней, а различия относительны: поэты разных течений не только полемизируют, но и взаимодействуют друг с другом.

Первоначально романтизм побеждает в поэзии Жуковского и Батюшкова, что было обусловлено:

-карамзинской реформой литературного языка;

-скрещением поэтических принципов «сентиментальной» литературы с принципами «легкой поэзии»;

-дискуссиями по проблемам литературного языка, которые открыли и очистили дорогу романтизму.

В.А. Жуковский 1783–1852Однажды Жуковский сказал: «Жизнь и поэзия – одно». Жуковский считал поэтический дар даром Божиим. Жуковский, выдвинув в слове на первый план эмоциональные признаки, вторичные значения, необычайно расширил возможности поэзии прежде всего в передаче чувств, психологического состояния, душевного настроения и внутреннего мира человека. До Жуковского жизнь сердца в русской поэзии не поддавалась убедительному художественному выражению и освещению. Он первым открыл сферу внутренней жизни.

К.Н. Батюшков 1787–1855«Маленькая философия» Батюшкова заключала в себе убежденность в том, что чувственные и духовные земные наслаждения возможны для человека с добродетельной душой, что личное счастье доступно одинокой личности в мечтах, в уединении от окружающей среды, в погружении в мир высоких духовных и культурных интересов. В пожаре Отечественной войны сгорела «маленькая философия» Батюшкова. Так в лирику Батюшкова входят исторические и философские темы.

Особенность лирики Рылеева заключается в том, что он не только наследует традиции гражданской поэзии прошлого столетия, но и усваивает достижения новой, романтической поэзии Жуковского и Батюшкова, в частности поэтический стиль Жуковского, используя те же устойчивые стиховые формулы. Рылеев начинает складывать новый для русской литературы жанр – думы, лироэпического произведения, сходного с балладой. Как романтик, Рылеев поставил в центр национальной истории личность патриота свободолюбца. Декабристская романтическая поэма отличалась остротой конфликта – психологического и гражданского, неминуемо приводившего к катастрофе. Это характеризовало действительность, в которой погибали благородные, чистые духом герои, не обретавшие счастья.

Творческие судьбы Жуковского и Батюшкова

Романтическое двоемирие в русской поэзии начала XIXвека. Творческие судьбы В. А. Жуковского, К. Н. Батюшкова. Место поэтов в русской литературе начала XIXвека.

Читайте также:
Природа и человек в романтической лирике В. А. Жуковского: сочинение

познакомить учащихся с судьбой и творчеством русских романтиков – В. А. Жуковского и К. Н. Батюшкова;

проанализировать произведения этих авторов, раскрыть их жанровые особенности, особенности поэтики романтизма;

определить место поэтов в русской литературе начала XIXвека.

совершенствовать навык работы с историко-литературным материалом;

совершенствовать навыки анализа лирического произведения.

Начало урока, постановка целей.

– Мы продолжаем изучать важнейшее литературное направление начала XIX века – романтизм, и сегодня темой нашего урока станет жизнь и творчество двух видных русских поэтов-романтиков – Василия Афанасьевича Жуковского и Константина Николаевича Батюшкова.

Начало романтизма в русской поэзии неразрывно связано с именами этих двух знаменитых поэтов. Их творчество невозможно назвать ни тождественным, ни кардинально противостоящим друг другу. В чём их различие? Что их объединяет? Каково их место в русской литературе? Всё это мы постараемся выяснить в процессе сегодняшнего урока.

Работа над темой.

– Работать на этот раз вы будете самостоятельно, на основе материала учебника, с которым вы ознакомились дома. Работать вы будете в малых группах, каждая группа получит своё задание. Всего у нас будет 6 групп.

Раздача индивидуальных заданий.

На основе материала учебника составьте краткую биографическую справку о В. А. Жуковском (основные события жизни).

На основе материала учебника расскажите о личности В. А. Жуковского (составьте нравственный портрет).

На основе материала учебника расскажите о вкладе В. А. Жуковского в русскую литературу.

На основе материала учебника составьте хронологическую таблицу по биографии К. Н. Батюшкова

Составьте представление о личности К. Н. Батюшкова на основе «автопортрета»

Тезисно выпишите основные особенности поэзии К. Н. Батюшкова (на материале карточек)

Работу выполните письменно, по завершении я буду спрашивать. На работу отводится 20 мин.

Самостоятельная работа.

Проверка самостоятельной работы.

– Сделайте вывод: что объединяет творческие и человеческие судьбы В. А. Жуковского и К. Н. Батюшкова?

Творчески – они оба романтики, они чувствовали себя создателями “новой” литературы, Батюшков занимался не только практикой, но и теорией романтизма. Пушкин учился у обоих, особенно у Батюшкова – “благозвучию”. И Жуковский, и Батюшков были склонны к философской тематике – но у молодого Батюшкова была еще легкая любовная лирика.

Батюшков и Жуковский оба были участниками войны 1812 года, оба состояли в литературном обществе “Арзамас”.

Найдите в учебнике стихотворение В. А. Жуковского «Море».

Прослушайте аудиозапись чтения стихотворения.

Какие впечатления остались у вас от этого стихотворения? Каким настроением оно проникнуто?

Обратите внимание на подзаголовок: «элегия». Почему автор относит произведение именно к этому жанру? Помните, что элегия – грустное лирическое стихотворение, содержащее, как правило, философские размышления, раздумья, воспоминания. Так о чём же размышляет лирический герой стихотворения?

Какова основная тема элегии?

«Море» написано четырехстопным амфибрахием и белым стихом, которые позволили Жуковскому имитировать безмолвие моря, движение волн, колыхание морской поверхности. Композиция стихотворения построена на изображении трех различных состояний морской стихии. Жуковский изображает море в спокойном состоянии, в бурю и после нее. Все три картины великолепны. В спокойной морской глади отражаются и чистая лазурь неба, и золотые облака, и блеск звезд. В бурю море бьется, вздымает волны, шум которых замечательно передан Жуковским при помощи аллитераций (повторения согласных):

Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,

Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу…

Благодаря повторению шипящих звуков создается полная иллюзия шипения кипящих, клокочущих волн. Трехсложные стопы в приведенных строках разделены паузами, передающими мерные удары волн.

Но не только красота морской стихии занимает мысли поэта. В «Море» Жуковский прибегает к олицетворению природы. Поэт изображает море «живым», «дышащим», наполненным «тревожной думой». Безудержная стихия «бьется», «воет», «рвет и терзает враждебную мглу». Следует отметить обилие эмоциональных эпитетов («сладостный блеск», «светозарная лазурь» и т. д.), метафоры («смятение моря»), эпитеты, подчеркивающие состояния моря («безмолвное море» , «испуганные волны»), состояние неба. Поэт обращается к морю с вопросами, словно к человеку:

Что движет твое необъятное лоно?

Чем дышит твоя напряженная грудь?

Море остается загадкой для лирического героя. Раздумья приводят его к мысли о сходстве человеческой жизни и жизни морской стихии. Море из «земныя неволи» тянется к небу, чтобы обрести желанную свободу.

Главной темой элегии Жуковского «Море» является изображение двух миров — моря и неба. Так автор воплощает в своем произведении идею романтического двоемирия. Как известно, мир для романтиков делился на две части: «здесь» и «там». «Там» и «здесь» — это антитеза (противопоставление), эти категории соотносятся как идеал и действительность. Презираемое «здесь» — это современная действительность, где торжествует зло и несправедливость. «Там» — некая поэтическая действительность, которую романтики противопоставляли реальной действительности.

Читайте также:
Василий Андреевич Жуковский: сочинение

В данном стихотворении картины состояния моря связаны с настроением, миром эмоций и чувств человека (полны «тревожной думы»). Таким образом, образ моря символизирует чело­века, погруженного в реальную действительность, находящегося «здесь». Образ неба, соответ­ственно, воплощает желанное «там» . Риторические вопросы, задаваемые морю («Что движет твое необъятное лоно? / Чем дышит твоя напряженная грудь?»), связывают картины природы с философскими раздумьями о смысле человеческой жизни.

Развитие лирического сюжета свидетельствует о том, что достижение идеала, который воплощает небо, обманчиво, невозможно. Сначала море изображается внешне спокойным, но на самом деле оно наполнено «смятенной любовью» и «тревожною думой». Из «земной неволи» оно тянется к далекому, светлому небу, что символизирует стремление человека к гармонии, поиску идеала. Затем автор изображает бушующее море, которое рвет и терзает «враждебную мглу», скрывающую от него небо. Эта борьба как будто заканчивается успешно: «И мгла исчезает, и тучи уходят». Но финал стихотворения демонстрирует хрупкость этой победы. Полное и окончательное совмещение идеала и действительности невозможно:

Но, полное прошлой тревоги своей,

Ты долго вздымаешь испуганны волны,

И сладостный блеск возвращенных небес

Не вовсе тебе тишину возвращает;

Обманчив твоей неподвижности вид:

Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,

В.А. Жуковский и К.Н. Батюшков – первые русские поэты-романтики: сочинение

Название работы: Основные течения в романтизме. Элегический романтизм В.А. Жуковского и К.Н. Батюшкова

Предметная область: Литература и библиотековедение

Описание: Романтики выдвигали принцип творчества, основанного на вдохновении, утверждали приоритет гения в искусстве. В романтическом искусстве больше всего ценилась свободная поэтическая индивидуальность. Романтизм – сложное историко-литературное явление: Жуковский понимал романтизм иначе, чем Рылеев. Отрицая жизнь в тех формах, в которых она существовала, романтики либо уходили в себя, творили в себе свой «антимир», мир мечты и поэзии (романтизм Жуковского);

Дата добавления: 2015-01-05

Размер файла: 15.87 KB

Работу скачали: 15 чел.

Основные течения в романтизме. Элегический романтизм В.А. Жуковского и К.Н. Батюшкова.

Романтики выдвигали принцип творчества, основанного на вдохновении, утверждали приоритет гения в искусстве. В романтическом искусстве больше всего ценилась свободная поэтическая индивидуальность. Романтизм – сложное историко-литературное явление: Жуковский понимал романтизм иначе, чем Рылеев. Отрицая жизнь в тех формах, в которых она существовала, романтики либо уходили в себя, творили в себе свой «антимир», мир мечты и поэзии (романтизм Жуковского); или же романтики бросали вызов современному обществу, бунтовали против него, утверждая одновременно высокие права человеческой личности на свободу и активное, героическое начало в человеке (романтизм поэтов-декабристов).

Русский романтизм явился органической частью общеевропейского романтизма, который был движением, охватившим все сферы духовной жизни общества. Романтизм принес раскрепощение личности, человеческого духа, творческой мысли. Романтизм не отвергал достижений предшествующих эпох, он возник на гуманистической основе, вобрав в себя многое из того лучшего, что было достигнуто эпохой Возрождения и веком Просвещения. Важнейшим принципом эстетики романтизма стала идея самоценности личности. Романтизм был открытием дотоле неведомого поэтического мира прекрасного, явился своеобразным стимулом расцвета искусств.

Жуковский и Батюшков – родоначальники русского романтизма. Белинский писал: «Муза Жуковского дала русской поэзии душу и сердце». В.Жуковский – человек славной и трагической судьбы: во время Отечественной войны 1812 года был в рядах ополчения, видел битву при Бородино. В 1815 году в свет вышло первой собрание стихотворений Жуковского, в то время его уже считали лучшим русским поэтом. Тогда же Жуковский был назначен учителем русского языка в царскую семью; с 1826-1841 год состоял наставником наследника Престола, впоследствии царя Александра II. Обращение к жанру элегии ознаменовало переход Жуковского к романтизму. Элегия — жанр лирической поэзии, передающий настроения гру­сти, скорби, разочарования и печали. Это излюбленный жанр роман­тической поэзии, поскольку он дает возможность выразить глубоко личные, интимные переживания человека, его философские раздумья о жизни, любви, чувства, связанные с созерцанием природы.

Творчество Константина Николаевича Батюшкова сыграло большую и значительную роль в историко-литературном процессе. Белинский, ясно и точно определивший место Батюшкова в литературном процессе, писал: «Батюшков много и много способствовал тому, что Пушкин явился таким, каким явился действительно». Белинский настаивал на том, что поэзия Батюшкова имеет самостоятельную идейно-художественную ценность: «Батюшков как талант сильный и самобытный, был неподражаемым творцом своей особенной поэзии на Руси». К.Чуковский назвал Батюшкова «великим русским лириком». Батюшков как поэт сформировался в первом десятилетии XIX века. Поэт-романтик выдвинул идею личности и создал образ человека, который ставит выше всего земные радости. Романтическая поэзия Батюшкова, отражающая острый конфликт поэта с действительностью, оставалась в пределах реального, конкретно-чувственного мира. Батюшков – романтический поэт, но отличающийся от Жуковского, его эстетический идеал был иным. Жуковский воспевал бессмертие человеческой души; для Батюшкова ценность определялась вечностью искусства (искусства Античности, эпохи Возрождения). Самая важная черта поэзии Батюшкова – любовь к «земному миру», к «мирским наслаждениям», к зримой и звучащей красоте жизни. Поэт видел мир в ярких красках, проповедовал радость бытия, дружбу, застолья, пиры, любовь красавиц. Поэт-эпикуреец прославлял радость жизни, но сам был личностью трагической. Уже в раннем творчестве Константина Батюшкова возникает образ беспечного поэта-жизнелюбца.

Читайте также:
Анализа баллады Светлана: сочинение

Интерпретация стихотворения Николая Заболоцкого “Гроза идет” (Литература XX века)

Стихотворение «Гроза идет», написанное в 1957 году, относится к последнему этапу творчества Заболоцкого, когда он стал ближе к классическим традициям русской поэзии. В основе этого произведения лежит картина надвигающейся грозы, которая представляет собой судьбу человеческую, жизненные препятствия, и образ кедра, с которым сопоставлен лирический герой. Через пейзаж Заболоцкий передает его взгляды и представления о судьбе, свою философию жизни.

Стихотворение начинается с эпической картины, приближение грозы, которое вызывает чувство опасности и беды. Через эпитет “нахмуренная туча” автор передал настроение тревоги. Все стихотворение наполнено движением: в первом четверостишии глагол “движется” употребляется два раза. За счет чего возникает ощущение, что картина изображается в настоящем времени. Также этот повтор указывает на неотвратимость грозы.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Образ тучи “с фонарем в приподнятой руке” близок к образу странника.

Во второй строфе Заболоцкий также использует анафорический повтор “сколько раз”. Здесь проявляется тютчевский параллелизм, неотрывное соприкосновение природы и духовной жизни, мыслей лирического героя. Герой говорит о том, что он уже не раз становиться жертвой разбушевавшийся стихии: “она меня ловила”, “молниями била”. Однако гроза здесь прекрасна своею воинственностью: “она сверкала серебром”(аллитерация “с”). Туча “каменный выкатывала гром”, звуковое удвоение “кa” в ударных слогах также способствует созданию выразительности образа. Еще большую художественную выразительность придает образ “сломанных молний”. Эпитет “сломанных” метко отражает причудливые зигзагообразные траектории. Но, не смотря на все испытания, преподнесенные лирическому герою стихией, он преодолел страх и не сломался.

Герой не то что бы боится грозу, он восхищается ей(ею), произвести такой эффект способствуют восклицательные предложения: “Замедлял я робкие шаги

И стоял, сливаясь поневоле

С белым блеском вольтовой дуги! ”. Даже описание физического явления, описанного Заболоцким, приобретает поэтический возвышенный оттенок. Лирический герой здесь разрушает грань между человеком и природой, он “сливается” с ней. Здесь мы видим переломный момент в жизни героя.

В четвертой строфе появляется образ кедра, расщепленного молнией. Образ весьма традиционен, но не в интерпретации Заболоцкого – раненное в “живое сердце” дерево становиться опорой небу: “подпирает темный небосклон”. Величественная и “мертвая корона” кедра также можно интерпретировать как мост между земным, физическим миром и небесным, духовным.

Мужество самого поэта Н.А.Заболоцкого выражено в образах кедра и лирического героя. Кедр “надвое громами расщеплен”, героя стихотворения “молнии … огнем сжигали на лету”. Несмотря на смертельную рану, дерево держится, служа опорой небосклону. Герой же, ворвавшись в высоту и обнаружив там только беды, не сдался. Он задается вопросом, почему он не умер как кедр. Почему же ему, расколотому напополам приходиться жить. И более того, он чувствует неукротимую жажду к творчеству, каким бы глубоким не оставался след от душевных ран.

В своем стихотворении Заболоцкий обращается к темам жизни и ее смысла, рассуждает о смерти. Изображение пейзажа здесь не просто повествует о дереве, убитом грозой. История кедра оттеняет историю лирического героя, его душевное состояние, веру в победу жизни над смертью. Природа не противостоит человеку, а выступает с ним заодно. Заболоцкий увидел в природе настоящую жизнь, и это видно в многочисленных олицетворениях, в которых заложен некий символический смысл. Преграды между миром человека и миром природы разрушены, природа страдает и живет подобно человеку, и человек испытывает такие же чувства. Два этих звена буквально сливаются воедино, преподнося в конце захватывающую историю, наполненную болью, тревогой. Две эти великие силы, соединяясь вместе, создают бурю, способную захватить любого, кто приблизится к ней. Союз человека и природы в данном стихотворении перешел на совершенно новый уровень.

Читайте также:
Романтизм Жуковского (баллада Лесной царь): сочинение

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id36777

Стихотворение Н. Заболоцкого “Гроза идет” (Восприятие, истолкование, оценка)

И мы должны понять, что есть значок, Который посылает нам природа… Н. Заболоцкий

Поэт мысли, философских раздумий, тонкий лирик – таким вошел в русскую поэзию XX века Николай Заболоцкий. В его жизни было многое: учеба на историко-филологическом факультете Московского университета, переписка с К. Циолковским, арест и ссылка, но главное, в его жизни всегда была поэзия. Поэзия, в которой Заболоцкий отстаивал красоту человека и природы.

Стихотворение “Гроза идет”, написанное в 1957 году, относится к последнему периоду творчества поэта, который исследователи называли “классическим”. В стихах, созданных в это время, весьма ощутима традиция А. Пушкина, Е. Баратынского и особенно Ф. Тютчева. Однако Заболоцкий не повторяет готовые поэтические системы великих предшественников, а раскрывает в них новые возможности:

Движется нахмуренная туча, Обложив полнеба вдалеке, Движется, огромна и тягуча, С фонарем в приподнятой руке.

Конечно же, для Тютчева был невозможен образ тучи с фонарем в руке. Чтобы создать его, надо было пройти через метафорические поиски поэзии XX века. В стихотворении сохранен тютчевский параллелизм проходящих через все стихотворение описаний природы и душевной жизни, мыслей лирического героя. Говоря о молчании, поэт признается:

Сколько раз она меня ловила, Сколько раз, сверкая серебром, Сломанными молниями била,

Каменный выкатывала гром. Лирический герой не только эмоционально воспринимает природное явление, в данном случае грозу, не только соотносит его со своими душевными переживаниями, он по-тютчевски разрушает грань между человеком и природой. И это приводит к таким смелым и неожиданным ассоциациям: Сколько раз, ее увидев в поле, Замедлял я робкие шаги

И стоял, сливаясь поневоле С белым блеском вольтовой дуги. И сразу же поэт переносит наше внимание на дерево, расщепленное молнией.

Для классической поэзии этот образ достаточно традиционен, но Заболоцкий и здесь находит свое осмысление. Сожженное дерево становится опорой небосклону: Вот он – кедр у нашего балкона,

Надвое громами расщеплен, Он стоит, и мертвая корона Подпирает темный небосклон.

Эта стойкость “мертвого” дерева сродни судьбе лирического героя, страдавшего, познавшего горе и радость, любовь и ненависть, но не сломившегося. Перед нами три стадии сопоставления чувств лирического героя с расколотым деревом. Вначале дерево, поддерживая человека, сообщает ему жизнь: Иглы почерневшие с вершины

Осыпают звездами меня. Затем оказывается, что судьба лирического героя тяжелее “раны от огня”, нанесенной кедру: Пой мне песню, дерево печали!

Я, как ты, ворвался в высоту, Но меня лишь молнии встречали И огнем сжигали на лету. А в финале стихотворения уже утверждается величие человека, его неукротимая жажда жить, любить, творить: Почему же, надвое расколот,

Я, как ты, не умер у крыльца, И в душе все тот же лютый голод, И любовь, и песни до конца! Таким образом, стихотворение “Гроза идет” – не просто пейзажная зарисовка.

Мне кажется, что перед нами яркий образец лирики философской. Заболоцкий обращается к темам жизни и смерти, смысла бытия человека. В стихотворении даны реальные детали пейзажа: обложенное тучами небо, расщепленное молнией дерево. Но философичность этого произведения неизбежно приводит к усилению его метафоричности: “сверкая серебром”, “нахмуренная туча”. Здесь природа не противостоит человеку, как это было в ранней лирике Заболоцкого.

Она выступает заодно с ним, оттеняет его душевное состояние, его веру в победу жизни над смертью. Многочисленные олицетворения, встречающиеся в этом стихотворении, свидетельствуют не только об уподоблении природы человеку. В них заложен более глубокий символический смысл: вслед за Тютчевым Заболоцкий увидел в природе настоящую жизнь. Поэтому туча способна “ловить”, “бить”, а “живое сердце” дерева “осыпать звездами”.

Барьеры между миром человека и миром природы разрушены: природа страдает и живет подобно человеку, а человек, подобно явлению природы, испытывает такие же чувства. Однако в стихотворении “Гроза идет” существует и иной мотив: человек может вынести гораздо больше испытаний, но не согнуться и не умереть. Пейзажная лирика Заболоцкого никогда не была просто описательной.

Читайте также:
Русской поэзии душа человеческая (по творчеству В. А. Жуковского): сочинение

Его лирический герой не только эмоционально воспринимает природу, но и стремится осмыслить ее жизнь, тесно связанную с жизнью человека. Пройдя сложный жизненный и поэтический путь, Николай Заболоцкий пришел к классической ясности философской лирики. Это и является свидетельством неувядаемой силы его поэзии.

Твір на тему: Стихотворение Н. Заболоцкого “Гроза идет” (Восприятие, истолкование, оценка)

Related posts:

Стихотворение Н. А. Заболоцкого “Метаморфозы” (восприятие, истолкование, оценка) Н. А. Заболоцкий очень внимательно относился к живой человеческой душе. Он создал удивительные, психологически тонкие сюжетные зарисовки (“Жена”, “Неудачник”, “В кино”, “Некрасивая девочка”, “Старая актриса”…). Его перу принадлежат и наблюдения.

Стихотворение Б. Л. Пастернака “Снег идет” (восприятие, истолкование, оценка) Бориса Леонидовича Пастернака по праву называют одним из наиболее значимых поэтов двадцатого века. Он является великим мастером слова и философом в поэзии. Философичность в целом присуща писателям этого неоднозначного столетия.

Стихотворение М. Ю. Лермонтова “Выхожу один я на дорогу…” (восприятие, истолкование, оценка) Стихотворение М. Ю. Лермонтова “Выхожу один я на дорогу…” написано между маем и июлем 1841 года, в год смерти поэта. Так как произведение относится к позднему периоду творчества Лермонтова, то.

Стихотворение А. А. Фета “Весенний дождь” (восприятие, истолкование, оценка) А. А. Фет – величайший поэт 19 века, приверженец поэзии “чистого искусства”. В его стихотворениях нет гражданских мотивов, они не поднимают общественных вопросов и проблем, терзавших умы поэтов – сторонников.

Стихотворение В. А. Жуковского “Море” (восприятие, истолкование, оценка) “Его стихов пленительная сладость / Пройдет веков завистливую даль” – так сказал о Жуковском Пушкин, который считал себя его учеником, высоко ценил поэтическое мастерство Жуковского и любил его как человека.

Стихотворение И. А. Бунина “Крещенская ночь” (восприятие, истолкование, оценка) Иван Алексеевич Бунин в литературе 20 века стал продолжателем традиций русской классической поэзии. Творчество Пушкина, Тютчева, Фета, Майкова, Полонского было для Бунина частью окружающего мира. Именно эта поэзия переводила на.

Стихотворение А. С. Пушкина “Погасло дневное светило” (восприятие, истолкование, оценка) В творческом наследии Пушкина наряду с темами “поэта и поэзии”, любовной и гражданской лирикой принято выделять и философскую лирику. К ней относят стихотворения, в которых поэт излагает свой взгляд на.

Стихотворение Н. А. Некрасова “О, Муза! Я у двери гроба…” (истолкование, восприятие, оценка) “Муза мести и печали”,– так определил Некрасов общий характер своей поэзии. Мотивы “мести”, призывы к борьбе с угнетателями, тесно переплетенные с мотивами “печали”, с жалобами на тяжелое положение, составляли сущность.

Стихотворение А. С. Пушкина “…Вновь я посетил…” (Восприятие, истолкование, оценка) Стихотворение “…Вновь я посетил…” написано в 1835 году и относится к зрелому периоду творчества А. С. Пушкина. Основная тема стихотворения – быстротечность и неумолимость течения времени. Уже взрослым и реализованным.

Стихотворение А. Фета “Заря прощается с землею…” (Восприятие, истолкование, оценка) …Фет я только средь поющих. А. Фет Афанасий Афанасьевич Фет – выдающийся русский лирик, сумевший в своих стихах передать всю красоту природы. Мне кажется, в творчестве А. Фета можно выделить.

Стихотворение Б. Л. Пастернака “Февраль. Достать чернил и плакать!” (восприятие, истолкование, оценка) Борис Леонидович Пастернак является замечательным поэтом и прозаиком 20 века. Его можно в полной мере назвать писателем-эстетом, тонко и глубоко чувствующим прекрасное. Он всегда являлся ценителем вечной красоты природы, что.

Стихотворение Н. А. Некрасова “Поэт и гражданин” (восприятие, истолкование, оценка) Конец 1850-1860 годов – время идейной и художественной зрелости Некрасова, отмеченное его сближением с революционной демократией и разрывом с либералами. В обстановке назревавшей революционной ситуации вышла в 1856 году книга.

Стихотворение А. Фета “Это утро, радость эта…” (восприятие, истолкование, оценка) Стихотворение “Это утро, радость эта..” написано А. Фетом в 1881 году, оно является типичным примером поздней пейзажной лирики поэта. Природа поэзии Фета неотделима от переживаний человека. Именно природа помогает открывать.

Стихотворение А. С. Пушкина ” К морю” (Восприятие, истолкование, оценка) Море… Умом мы понимаем, что море – это огромное количество соленой воды, в которой обитают животные и растения. Из учебников географии мы знаем, что моря влияют на круговорот воды в.

Стихотворение Н. А. Заболоцкого “О красоте человеческих лиц” (восприятие, толкование, оценка) Стихотворение “О красоте человеческих лиц” написано в 1955-м году. Главная тема заявлена уже в названии. Автор с любовью описывает каждое выражение лица, что говорит о его человечности и житейской мудрости.

Читайте также:
Расцвет романтизма Жуковского: сочинение

Стихотворение Б. Л. Пастернака “Никого не будет в доме…” (восприятие, истолкование, оценка) Борис Леонидович Пастернак жил и творил в очень трудное для России время. Крушились старые каноны, жестко менялась прежняя жизнь, ломались люди и судьбы. Возможно, именно это тревожное время заставляло людей.

Стихотворение Блока “С доблестях. о подвигах, о славе…” (восприятие, истолкование, оценка) Стихотворение А. А. Блока “С доблестях. о подвигах, о славе…” по жанру представляет собой послание, Это разговор с портретом далекой возлюбленной, некогда покинувшей лирического героя. Однако герой воспринимает его как.

Стихотворение А. С. Пушкина “Безумных лет угасшее веселье…” (Восприятие, истолкование, оценка) Элегия свидетельствует о том, до какого состояния внутреннего просветления возвысился дух Пушкина… В. Белинский В одной статье Е. Евтушенко я прочитала, что каждого поэта можно сравнить с музыкальным инструментом: Михаил.

Стихотворение А. С. Пушкина “Бесы” (восприятие, истолкование, оценка) Лирика А. С. Пушкина, говоря словами Н. В. Гоголя, “явление чрезвычайное”. Она органично сочетает в себе высокую человечность, глубину и ясность мысли, гармонию формы и содержания. Кроме того, поэзия Пушкина.

Стихотворение М. Ю. Лермонтова “Я не унижусь пред тобою…” (восприятие, истолкование, оценка) Любовь всегда была излюбленной темой поэтов. И в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова любовь являлась одной из центральных тем. Великий русский поэт был от природы влюбчив и горяч. Для Лермонтова любовь.

Стихотворение А. А. Фета “Еще майская ночь…” (Восприятие, истолкование, оценка) А. А. Фет заслуженно и широко известен как тонкий лирик, чуткий художник, создавший яркие, незабываемые картины природы, отразив сложнейшие переживания человеческой души. Фета-лирика не интересовали общественные и политические проблемы современности.

Стихотворение А. А. Блока “О доблестях, о подвигах, о славе…” (Восприятие, истолкование, оценка) Стихотворение “О доблестях, о подвигах, о славе…” было написано 30 декабря 1908 года. Оно входит в цикл “Возмездие” (1908 – 1913), название которого уже говорит о главной теме цикла –.

Стихотворение Г. Р. Державина “Памятник” (восприятие, истолкование, оценка) Великая сила слова, которая “металлов тверже и выше пирамид”, проникает в потаенные уголки души, вызывает светлые чувства и делает человека лучше. Стихи, которые действуют эмоциональнее и сильнее, чем проза; истина.

Стихотворение Ф. И. Тютчева “К. Б.” (“Я встретил вас…”) (Восприятие, истолкование, оценка) Любовная лирика поэтов всегда была самой красивой и трогательной. Стихи Тютчева на эту тему отличает необыкновенная проникновенность, глубина чувств и переживаний, они западают глубоко в сердце, и еще долго чистые.

Стихотворение Б. Л. Пастернака “Про эти стихи” (восприятие, истолкование, оценка) Истоки творчества любого поэта следует искать в его детстве и юности. Борис Леонидович Пастернак был выходцем из семьи интеллигентной, не понаслышке знакомой с искусством. Какие известнейшие композиторы, литераторы, художники были.

Стихотворение А. С. Пушкина “Пророк” (восприятие, истолкование, оценка) Лирику А. С. Пушкина с полным правом можно назвать поэтическим дневником, в котором содержатся сокровенные и искренние признания художника, его откровенный диалог с Богом и людьми. Именно поэтому творчество поэта.

Стихотворение Н. А. Некрасова “Умру я скоро. Жалкое наследство” (восприятие, истолкование, оценка) Н. А. Некрасов – великий русский поэт-реалист. В середине 19 века общество активно искало пути развития России, в этот период шло формирование революционной демократии, возглавляемой Белинским и Герценом. Некрасов по.

Стихотворение Б. Л. Пастернака “Гамлет” (восприятие, истолкование, оценка) Бориса Леонидовича Пастернака поистине можно назвать настоящим художником слова и звука. Всесторонне одаренный, он с детства занимался музыкой, после гимназии поступил и закончил философское отделение историко-филологического факультета Московского университета. Безусловно.

Стихотворение А. С. Пушкина “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…” (восприятие, истолкование, оценка) В своих сочинениях Пушкин постоянно размышлял о предназначении поэта и природе поэтического творения. Через все его творчество прошла мысль о важной роли поэзии в человеческой жизни (“К другу стихотворцу”, “Разговор.

Стихотворение М. Ю Лермонтова “Листок” (восприятие, истолкование, оценка) Стихотворение М. Ю. Лермонтова “Листок” было написано в 1841 году. Центральный образ стихотворения – гонимый жестокой бурей листок. Это символ одинокого существования, скитальческого, бесцельного. Не Лермонтов является автором этого символа.

Стихотворение Н. Заболоцкого “Гроза идет” (Восприятие, истолкование, оценка)

Стихотворение Н. Заболоцкого Гроза идет (Восприятие, истолкование, оценка): сочинение


Комсомольское районное управление образования

Читайте также:
В. Жуковский и К. Батюшков первые русские поэты-романтики: сочинение

МОУ «Чурачикская средняя общеобразовательная школа»

Анализ стихотворения «Гроза идёт»

русского языка и литературы

МОУ «Чурачикская СОШ»

Мальчиковой Татьяны Юрьевны

Чурачики, 2007
Дидактические цели урока :
1. Познакомить учащихся с творчеством Н.А.Заболоцкого.

2. Научить вдумчивому чтению поэтических текстов.

3. Привить навыки анализа, интерпретации и осмысливания стихотворных произведений.

4. Повторить и закрепить умения находить изобразительно-выразительные и стилистические средства.

Методические задачи урока :
1. Раскрыть философское толкование поэтом взаимоотношений природы и человека.

2. Обучение восприятию красоты, гармонии звучания поэтического произведения Заболоцкого.

3. Вызвать эмоциональный отклик на стихи замечательного поэта.

4. Показать силу внутреннего мира Н.А.Заболоцкого.

Учебные материалы :
1. Распечатанные тексты стихов Н.Заболоцкого.

2. Иллюстрации учащихся к стихотворению Н.Заболоцкого «Гроза идёт».

3. Магнитофонная запись песни «Признание» на стихи Заболоцкого.

«О, я недаром в этом мире жил!»

Лирика Николая Алексеевича Заболоцкого.

Стихотворение «Гроза идёт».

(Восприятие, истолкование, оценка.)
«Надо покорять жизнь! Надо бороться за самих себя. Сколько неудач ещё впереди, сколько разочарований, сомнений! Но если в такие минуты человек поколеблется – его песня спета. Вера и упорство. Труд и честность…» (Н.Заболоцкий.)

Этапы жизни и творчества.

1.Ранние детские годы. Казань. 1903 – 1910 .

2.Сернурская начальная школа, Уржумский уезд. 1910 – 1914 .

3.Уржумское реальное училище. 1914 – 1921 .

4.Петроградский Педагогический институт имени Герцена. 1921 – 1925 .

5.1927 год. «Объединение реального искусства» (Обэриу).

6.1929 год. Сборник стихотворений «Столбцы».

7.Арест и лагерь. 1938 – 1946 .

8.Творческий подъём в 1946 – 1948 годы.

9.Трудный период в жизни. 1949 – 1952 .

10.Расцвет творческих сил. 1953 – 1958 .
1.Лекция учителя.

Слова, сказанные 25-летним поэтом, – «Вера и упорство. Труд и честность…» оказались его девизом, его жизненным кредо, которому он следовал всегда, при любых обстоятельствах.

Н.А.Заболоцкий родился 24 апреля 1903 года под Казанью. Его отец был агрономом. Он вятский крестьянин, окончил Казанское сельскохозяйственное училище, по своему воспитанию, нраву и характеру стоял где-то на полпути между крестьянством и тогдашней интеллигенцией. Мать, Лидия Андреевна Дьяконова, – школьная учительница из города Нолинска, сочувствовала революционным идеям своего времени. Нелады с мужем, трудности и домашние заботы (в семье – 6 детей), рано состарили её.

У отца был шкаф с книгами. И, как вспоминает Н.Заболоцкий, «этот отцовский шкаф с раннего детства стал моим любимым наставником и воспитателем. Здесь я навсегда выбрал себе профессию и стал писателем, сам ещё вполне не понимая смысл этого большого для меня события».

В 1910 году семья переехала на родину отца – в Уржумский уезд Вятской губернии. Поселились в селе Сернур. Н.А.Заболоцкий вспоминал: «Мои первые неизгладимые впечатления природы связаны с этими местами. Вдоволь наслушался я там соловьёв, вдоволь насмотрелся закатов и всей целомудренной прелести растительного мира. Чудесная природа Сернура никогда на умирала в моей душе и отобразилась во многих моих стихотворениях».

Этапы его дальнейшей жизни: Сернурская начальная школа, реальное училище Уржума, Педагогический институт имени Герцена. К окончанию института – «объёмистая тетрадь плохих стихов». Результат – в 1926 году стал печататься.

В 1927 году в Ленинграде с молодыми поэтами Даниилом Хармсом и Алексанлром Введенским Заболоцкий организовал так называемое «Объединение реального искусства» (Обэриу) – «новый отряд левого революционного искусства». Заболоцкий, однако, стоял там особняком, чураясь увлечения коллег «заумью» и упрекая их за то, что их стихи «не повествуют о жизни», а потом и вообще отошёл от обэруитов.

В 1929 году вышел первый сборник стихов «Столбцы». Выход этой книги стал заметным литературным событием и в то же время началом многолетних критических нападок на автора. Было время нэпа. Пёстрая и противоречивая действительность этих лет приобрела под пером молодого поэта черты трагического абсурда.

Дальнейший путь Н.Заболоцкого обычно трактуется как отход от «Столбцов» и обращение к традициям классической русской поэзии. Заболоцкого увлекала тема природы. Он посвятил этой теме много стихов и поэм. Но порой в картинах природы ощутимы и отголоски наступившей эпохи сталинского террора.

Уже в самом начале 30-х годов начались аресты и ссылки некоторых обэруитов. Фигурировал в следственных делах об их мифической «контрреволюционной деятельности» и Заболоцкий. В марте 1938 года был арестован Заболоцкий по абсолютно лживому обвинению.

Следствие, пытки, приговор – и долгие годы заключения в лагере. Оттуда он пишет жене: «Если бы я мог теперь писать, я бы стал писать о природе».

Читайте также:
ПИСЬМО ИЗ БОРОДИНА ОТ БЕЗРУКОГО К БЕЗНОГОМУ ИНВАЛИДУ: сочинение

После освобождения в конце 1945 года он сначала занимается переводами, а первое своё стихотворение он написал в апреле 1946 года. Называлось оно «Утро», и нанало было многозначительное: «Петух запевает, светает, пора!»

В 1947 году он пишет стихотворение «Завещание», близкое пушкинскому «Памятнику»: в нём есть горделивое утверждение «нетленности» своего собственного творческого духа вопреки всем перенесённым невзгодам и испытаниям: «О, я недаром в этом мире жил!» (Чтение наизусть с последующим самостоятельным анализом стихотворения)

Лирический взрыв конца 40-х годов находит выражение и в количестве: в 1946 – 8 стихотворений, в 1947 – 11, в 1948 – 12. И среди них – стихотворение «Журавли». (Наизусть)

Однако не всё в творчестве Заболоцкого шло гладко. В 1948 году вышел второй сборник под скромным названием «Стихотворения». Но в прессе – никакого отклика, ни одной рецензии и статьи. С этим связано и заметное снижение продуктивности Заболоцкого-лирика в 49-52-х годах (1949 год – 3 стихотворения, 1950 – 1, 1951 – ни одного, 1952 – 4).

После смерти Сталина (1953) и после 20 съезда (1956) получают простор разнообразные творческие стили и направления. Резко увеличивается и число появляющихся в печати стихов Заболоцкого.

Поэт всё усерднее присматривается к людям. Вот, например, в стихотворении «О красоте человеческих лиц» перед нами целая галерея портретов. В другом произведении – «Некрасивая девочка» – поэт утверждает своё понимание истинной, духовной красоты. (Чтение наизусть и самостоятельный анализ учащимися)

Стихи Н.Заболоцкого очень лиричны и музыкальны, и некоторые из них стали песнями, как, например, «Признание». (Слушание романса «Признание» – «Очарована, околдована…»)

На исходе 50-х годов Н.Заболоцкий находится в расцвете творческих сил. Писатель Слуцкий вспоминает о последних месяцах жизни поэта: «Однажды он сказал мне, что находится в состоянии особого подъёма, когда всё начатое завершается и когда новые большие замыслы обступают со всех сторон». И, словно раскрывая секрет этого поразительного творческого подъёма, Н.Заболоцкий написал стихотворение, появившееся в печати вскоре после его смерти и прозвучавшее исповедью и завещанием художника – «Не позволяй душе лениться». (Чтение наизусть)

Стихотворение «Гроза идёт»

(Восприятие, истолкование, оценка)

Гроза – одно из самых впечатляющих природных явлений. Она давно интересует многих поэтов и художников. К этой теме обращались художники, о ней писали и поэты: Тютчев, Фет, Некрасов. У Заболоцкого тоже есть стихи об этом грозном явлении: «Гроза», «Засуха». А одно из них называется «Гроза идёт». Читаем его:

Движется нахмуренная туча,

Обложив полнеба вдалеке,

Движется, огромна и тягуча,

С фонарём в приподнятой руке.

Сколько раз она меня ловила,

Сколько раз, сверкая серебром,

Сломанными молниями била,

Каменный выкатывала гром!

Сколько раз, её увидев в поле,

Замедлял я робкие шаги

И стоял, сливаясь поневоле

С белым блеском вольтовой дуги!

Вот он – кедр у нашего балкона.

Надвое громами расщеплён,

Он стоит, и мёртвая корона

Подпирает тёмный небосклон.

Сквозь живое сердце древесины

Пролегает рана от огня,

Иглы почерневшие с вершины

Осыпают звёздами меня.

Пой мне песню, дерево печали!

Я, как ты, ворвался в высоту,

Но меня лишь молнии встречали

И огнём сжигали на лету.

Почему же, надвое расколот,

Я, как ты, не умер у крыльца,

И в душе всё тот же лютый голод,

И любовь, и песни до конца!

– Какие чувства вы испытывали, когда читали и слушали это стихотворение?

Самые разноречивые: печаль, горечь, тревога, страх,

жалость – в начале. А в конце – надежду, гордость,

– Почему стихотворение называется «Гроза идёт»?

Во-первых, у него уже есть стихотворение «Гроза».

Во-вторых, видимо, для поэта важно само действие,

а не просто описание.

– Какова тема стихотворения?

Описание грозы и состояния человека.

– Какие образы мы выделяем в произведении?

Гроза, кедр и «я» – лирический герой.

– К этому уроку вы нарисовали рисунки к стихотворению. Расскажите, что именно вы изобразили и какие чувства вы испытывали, когда рисовали их.

– В стихотворении я вижу два мира: мир земной и мир небесный. Что мы отнесём к небесному миру?

Небо, тучу, молнии..

– Каков этот мир? (Записываем)

Суров: «нахмуренная туча», «огромна и тягуча», «молниями

била», «каменный гром».

– Что или кто соединяет небесный мир и мир земной?

Кедр – дерево, держащееся корнями за землю и упирающееся

Читайте также:
Победителю ученику от побеждённого учителя (Жуковский и Пушкин: история одной дружбы): сочинение

«короной» в небо.

– Каков кедр? Выпишем словосочетания:

«Надвое громами расщеплен», «Он стоит, и мёртвая корона

подпирает тёмный небосклон» и т.д.

– За что он наказан?

За то, что посмел подняться так высоко, что хотел, быть

может, достигнуть неба.. Хоть на нём «корона» (теперь

уже «мёртвая»), а иглы сравниваются со звёздами, но он

принадлежит земле, как и человек.

– А человек – это земной мир. Как описан человек? Какие чувства он испытывает? (Записываем словосочетания)

Он тоже боится грозы. «Замедлял я робкие шаги». Ему ка-

жется, что туча преследует его «с фонарём в приподнятой

руке», ловит его, бьёт «сломанными молниями».

– За что он терпит? За что он наказан?

За то, что и он, как кедр, «ворвался в высоту», и он захотел

познать недосягаемое, возвыситься, подняться до неба.

– Как его встречало там небо?

«…его лишь молнии встречали и огнём сжигали на лету».

– Каким вышел из этого испытания человек, в отличие от «дерева печали»?

В отличие от «дерева печали», человек не умер, и в его душе не

Погасло это стремление подняться в высь небесную, и его

Любовь не исчезла, и песни он собирается петь до конца!

– Так и человек: как бы ни были удары судьбы, как бы внешне ни казалось, что он сломлен, уничтожен, но душу его, сердце его не спалить молнией, не запугать громами.

Вот и узнали мы, какова основная мысль стихотворения. Как можно связать данное произведение с биографией поэта? Когда оно могло быть написано?

После лагерей. Ничто не сломило Н.Заболоцкого, он по-преж-

нему готов к борьбе с ударами судьбы.
– Поговорим о языке и строфике стихотворения. Как красив и звучен, как метафоричен и выразителен его язык! Какие изобразительно-выразительные средства использует Заболоцкий при описании, например, тучи, кедра?

Олицетворения: туча «нахмуренная», «с фонарём в приподня-

Метафоры: «дерево печали», «живое сердце древесины»…

Эпитеты: «огромна и тягуча» (туча), «каменный» (гром)…

– Какие стилистические средства использует автор?

Анафору: «Сколько раз…» – мы чувствуем, как растёт ужас у

героя перед страшной грозой.

Антитезу: «белый блеск» – «тёмный небосклон», «живое –

« умер», «иглы почерневшие» – «осыпают звёздами».

– Философские раздумья переданы и через ритм стихотворения. Запишем первую строчку:

Движется нахмуренная туча…

(_ _) (_ _) (_ _) (_ _) (_ _)

Хорей с пиррихиями.

– В первой строфе в каждой строке только три ударных слога – 3 ударные стопы, 2 – безударные . Запишем 1-ую строчку второй строфы:

Сколько раз она меня ловила…

(_ _) (_ _) (_ _) (_ _) (_ _)

– Поэт недаром выбрал чередование частоударных и редкоударных стоп. В первой строфе – движение замедленное, во второй – ускоренное. Как сердцебиение человека – то быстрое, то медленное. Об этом, кстати, говорит и чередование мужской и женской рифмы:

Движется нахмуренная туча, (женская)

Обложив полнеба вдалеке. (мужская)

Это придаёт стихотворению торжественность. Она выражена и через риторические обращения и знаки препинания. Мы можем сказать, что стихотворение Заболоцкого философично и торжественно.

Выводы: Какие бы катаклизмы ни происходили в жизни, настоящий человек найдёт в себе силы противостоять им. Человек не должен терять уверенности в завтрашнем дне, должен верить в себя, в свой талант. Он должен сохранить «в душе всё тот же лютый голод, и любовь, и песни до конца!»

Заболоцкий – один из немногих поэтов, слова которого не расходились с делом. И он прав, говоря: «Надо покорять жизнь! Надо бороться за самих себя. Сколько неудач ещё впереди, сколько разочарований, сомнений! Но если в такие минуты человек поколеблется – его песня спета. Вера и упорство. Труд и честность». Возьмите и вы эти слова, сделайте девизом своей будущей жизни, своим жизненным кредо.

Использованная литература:

1. Н.А.Зоболоцкий. Стихотворения. – М., «Детская литература» .

2. Н.В.Егорова, И.В.Золотарева. Поурочные разработки по русской литературе 11 класс. II полугодие. – ВАКО Москва 2004.

3. А.М.Турков. «С этапа на этап…». О творчестве Николая Заболоцкого. – Ж-л «Литература в школе», №4 2003 г.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: