Василий Андреевич Жуковский: сочинение

Урок по литературе. Тема » Василий Андреевич Жуковский. Творческий и жизненный путь» план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Василий Жуковский

Роль и место в литературе

В. А. Жуковский – известный поэт, педагог и переводчик, одним из первых приобщивший русского читателя к произведениям мировой литературы. Его переводам из Шиллера, Байрона, Гете, Гомера до сих пор не нашлось аналогов.
Является автором многочисленных баллад, элегий, романсов. Совмещал писательскую деятельность с государственной службой, педагогикой и наставничеством.

Его творчество соединило в себе черты классицизма, романтизма и реализма, и в значительной степени обогатило русскую литературу. Необычайно высоким был авторитет В.А. Жуковского для юного Пушкина. Долгие годы дружбы не могли не отразиться на творчестве гениального поэта, называвшего Жуковского «ангелом-хранителем».

Происхождение и ранние годы

Василий Андреевич Жуковский родился в селе Мишенское, Тульской губернии 9 февраля 1783 года.

Отцом его был помещик А.И. Бунин, а биологической матерью – плененная турчанка Сальха. При незаконном происхождении ребенок не мог наследовать титул своего отца, поэтому А.И. Бунин приложил все силы к тому, чтобы мальчик был усыновлен и узаконен дворянином А.Г. Жуковским, проживавшим в том время в усадьбе Буниных.

В 1789 году Василий, будучи шестилетним ребенком, уже был зачислен на военную службу. Такое в те годы практиковалось ради получения чина. По мере взросления ребенка подрастали и его звания. Не удивительно, что через какое-то время, по сути, еще дети становились офицерами.

Московский университетский пансион

После занесения его фамилии в дворянскую родословную книгу, он был отчислен из полка. Теперь он мог легально продолжать свое образование.

Для дальнейшего обучения Жуковский был определен в коммерческий пансион. В восьмилетнем возрасте он поступил в Главное народное училище, откуда был отчислен за отсутствие способностей. К тому времени отца Жуковского уже не было в живых, и мальчик остался на попечении своей сводной сестры Варвары Юшковой.

Здесь впервые проявились его литературные способности. В доме сестры был организован домашний театр, и очарованный им Василий захотел тут же приобщиться к этому искусству. Мальчик написал свою первую маленькую пьесу «Камилл, или Освобожденный Рим». Получив в награду овации, окрыленный успехом Жуковский с жаром принимается за сочинительство.

Образование

Какое-то время Жуковский находился на домашнем обучении, но осознавал необходимость получения настоящего образования. В 1797 году он поступает в Московский университетский пансион, где проучился до 1800 года. В этот период он не только знакомится с классической литературой, но и предпринимает попытки к самостоятельному творчеству.

Он начинает публиковаться в периодических изданиях пансиона. Здесь он знакомится с Братьями Карамзиными, один из которых, Николай, станет для него большим другом. Если работа Жуковского по каким-то причинам не нравилась Карамзину, он детально подвергал ее справедливой критике, благодаря чему у писателя выработался высокий художественный уровень мастерства.

Творчество

После пансиона молодого человека отправили служить в Соляную контору. Провел он там менее двух лет и вернулся в Тульскую губернию, в дом сестры. В это время его литературная карьера строится в основном на переводах. Также в этот период им были написаны первые стихи в стиле романтизма и сентиментализма.

Иллюстрация к балладе «Светлана»

Его писательская карьера начинается в редакции журнала «Вестник Европы», которым заведует Николай Карамзин. В этом журнале впервые публикуется элегия «Сельское кладбище» и повесть «Марьина роща». Эти произведения обеспечивают ему определенную известность в литературном сообществе. Он также заканчивает балладу «Светлана», но главным источником дохода продолжают оставаться переводы.

Дом-музей в Орехово

Во время войны с Наполеоном Жуковский, побуждаемый гражданским долгом, поступает на службу поручиком. Ему довелось участвовать в ополчении и состоять в резерве частей, принимавших участие в Бородинском сражении. В 1813 году Жуковский после ранения заканчивает военную карьеру.

С 1815 по 1818 гг. Жуковский принимает участие в литературном обществе «Арзамас». В это время он тесно общается с К.Н. Батюшковым, И.А. Крыловым, Н.М. Карамзиным. К ним примыкают и молодые писатели – А.С. Пушкин, П.А. Плетнев и другие.

В 1816 году Жуковский был призван ко двору в качестве чтеца императрицы Марии Федоровны. Затем он обучал русскому языку принцессу Шарлотту – будущую императрицу Александру Федоровну. В 1826 году его назначают наставником цесаревича, ставшего впоследствии императором Александром II.

Обелиск в Мишенском

В этот период расцветает талант Жуковского-поэта. Им создаются знаменитые баллады «Вадим» и «Эолова арфа». Так же как и стихотворения «Море» и «Цветы завета», они написаны в жанре сентиментального романтизма.

В 30-е годы большое место в творчестве продолжают занимать переводы. Он работает над переводами поэм Шиллера и Байрона. В какое-то время его начинает привлекать жанр сказки, и он создает «Спящую царевну» и «Сказки о царе Берендее». В 1833 году им было написано произведение, которое легло в основу державного гимна – «Молитва русского народа».

Наиболее значительные произведения

Писать поэт начал, еще находясь в Благородном пансионе. Первые стихотворения созданы в духе классицизма. Примером может служить «Майское утро». Абстрактное описание картин природы, использование высокой лексики – это характерные приметы ранних произведений автора.

Произведения раннего периода часто писались им в жанре элегии. Таковым является стихотворение «Сельское кладбище», изданное в «Вестнике Европы». Главная тема – рассуждения на фоне кладбища о быстротечности жизни.

Памятник в Остафьево

Немного отходит от идеи классицизма элегия «Вечер». Дружба, любовь, красота, по мнению автора, являются лучшими вещами в жизни человека. Прославили Жуковского и две баллады, одна из которых «Людмила», представляла собой перевод Г. Бюргера, а другая – «Светлана», была оригиналом самого Жуковского.

Читайте также:
Великий поэт и гуманист ( В. А. Жуковском): сочинение

Если «Людмила» пронизана средневековой мрачностью, страхом и наказанием в финале, то в «Светлане» звучат веселые, жизнеутверждающие ноты, выраженные автором при помощи народного фольклора. Свою героиню Светлану Жуковский воссоединяет с ее возлюбленным.

В балладе «Двенадцать спящих дев» поэт переносит действие из средневековой Германии в Древнюю Русь. Основная мысль произведения – искупление греха и духовное очищение. Состоит баллада из двух частей – «Громобой» и «Вадим».

В обеих частях мастерски описаны картины природы и человеческие эмоции – любовь, страх, прощение. Присутствуют и чудеса, фантастические явления. Все обилие разных стихий облечено у автора в изящную стихотворную форму.

Могила Жуковского в Санкт-Петербурге

В.А. Жуковский не был сторонним наблюдателем войны с Наполеоном, а принял в ней участие в звании поручика, сражался с врагом и получил ранение. Этой теме посвящено его патриотическое произведение «Певец во стане русских воинов».

Большая часть его была написана во время боевых действий. По жанру оно напоминает оду своим торжественным изложением, использованием восхваляющих эпитетов и старославянских слов. Поэт выражает восхищение доблестью русских воинов и их отвагой в борьбе с врагом.

Последние годы

В конце 30-х годов он сопровождает цесаревича в путешествиях по Европе. Вернувшись в Россию, он выходит в отставку и вновь уезжает за границу. Его деятельность состоит в основном из переводов. После огромной работы в 1849 году выходит перевод «Одиссеи» Гомера в двух томах.

Остаток жизни поэт провел в Германии. Он очень сильно болел и ослеп на один глаз. Умер в 1852 году в Баден-Бадене. Похоронен в России.

Хронологическая таблица (по датам)
Год (годы) Событие
1783 Год рождения поэта
1797 Поступление в Благородный пансион
1802 Начало творчества. Журнал «Вестник Европы»
1812 Служба в ополчении
1815 Участие в обществе «Арзамас»
1817 Служба при императорском дворе
1819 Перевод с древнерусского «Слова о полку Игореве»
1830 Переводы. Общение с Пушкиным. Стихи, баллады
1841 Женитьба. Путешествия по Европе
1848 Окончание перевода «Одиссеи»
1852 Смерть поэта в немецком Баден-Бадене
Интересные факты
  • Жуковский способствовал отмене смертной казни для декабристов;
  • Жуковский был наставником Александра II;
  • в совершенстве знал французский, немецкий и древнегреческий языки;
  • одним из первых узнал о ранении Пушкина на дуэли;
  • в 1812 году поэт переболел тифом;
  • кроме литературного таланта обладал даром художника;
  • с ранних лет интересовался политикой;
  • был наставником и учителем юного А.С. Пушкина
Увековечение памяти

Имя В.А. Жуковского носят многие улицы российских городов и городов СНГ.

В Тульской области создан музей жизни и творчества В.А. Жуковского. Расположен в г. Белев.

В 1887 году в Санкт-Петербурге был открыт памятник В.А. Жуковскому.

Ссылки

Музей Жуковского в Тульской области

Познавательное видео на YouTube

Образование и творчество

Первое образование в биографии Жуковского было получено в семье Буниных. Затем он обучался в частном пансионе, Тульском народном училище, у сестры В. Юшковой. Увлекался сентиментализмом, на этой почве познакомился с Николаем Карамзиным.

Первые стихотворения Жуковского были написаны во время учебы в пансионе при университете г. Москвы. Творчество Жуковского тех времен наполнено сентиментализмом, романтизмом (баллады «Людмила»(1808), «Кассандра»(1809), «Светлана»(1808-1812)).

С 1805—1806 годах писатель работал в «Вестнике Европы», а в 1808—1809 годах был его редактором. В это время поэзия Жуковского расцветает и достигает своего пика.

После начала войны 1812 года Жуковский принял сторону оппозиции. Военные события отражены в его произведениях «Императору Александру», «Певец во стане русских воинов». Последнее принесло писателю известность.

В 1815 году Жуковский был участником литературного общества “Арзамас”.

В это же время начинает придворную службу, которая продлилась 25 лет. Десятилетие с 1810 по 1820 годов считается расцветом творчества Василия Андреевича Жуковского. Известнейшие его произведения были написаны в те времена: баллады «Эолова арфа», «Двенадцать спящих дев», многие стихи, переводы.

Анализ стихотворений Жуковского раскрывает большое тематическое разнообразие, особенности стиля поэта. Значимым достоянием являются переводы Жуковского «Рустем и Зораб» (1849), «Одиссея» (1848-1849, «Наль и Дамаянти» (1844).

Жуковский был хорошо знаком со многими известными личностями, среди них можно выделить императора Николая I, Александра II, Александра Пушкина, Николая Гоголя.

Василия Андреевича Жуковского биография о главном

Переводы, сделанные Жуковским, не раз отмечалась критиками, как самостоятельные цельные произведения, которые по стилю и композиции зачастую превосходили оригиналы. Жуковского современники характеризовали, как нежного, сентиментального, мечтательного человека, обладающего притом недюжинным жизненным опытом, мудростью и прозорливостью. Он был исключительно честен, умен и порядочен.

Мария Григорьевна, убитая горем, в память о своем сыне решила взять новорожденного в свою семью и воспитать его как своего собственного сына.

Как утверждает , жанровыми особенностями баллад Жуковского являются “музыкально-пластический драматизм, лаконичная, живописная манера повествования и субъективно-лирическая стихия, воспроизводящая время и пространство человеческой души”.

За время жизни в деревне (1802-1808) практически не печатал свои произведения Василий Андреевич Жуковский. Биография его отмечена появлением лишь нескольких новых творений. В «Вестнике Европы» в 1802 году было помещено его знаменитое «Сельское кладбище» — переделка или вольный перевод из Грея. Это произведение сразу же обратило на себя внимание.

В 9 — 10 веках возникло поселение небольшого удельного княжества — Вщиж, подчиненное черниговским князьям, расположенное на правом берегу Десны в 50 километрах от Брянска. Княжил во Вщиже один из сыновей киевского князя Владимира. Первое летописное упоминание Вщижа относится к 1142 году. Но 750 лет назад богатое княжество было уничтожено ордами Батыя. Вщиж исчез бесследно.

Василий Жуковский родился в с. Мишенском Тульской губернии 29.01.1783. Отец его, А.И. Бунин, был помещиком этой деревни, а мать — пленной турчанкой. Василий Жуковский получил отчество и фамилию от друга Буниных, Андрея Григорьевича Жуковского.

Читайте также:
Тема судьбы и рока в произведениях Жуковского: сочинение

Двенадцатого апреля 1852 года Жуковский умер в Баден-Бадене. Согласно последней воле поэта, тело его было перевезено в Россию. С помощью дополнительной литературы , сведений из интернета составьте по плану краткий рассказ о промышленном предприятии вашего края.

Во всех них главенствует меланхолическая нота. Поэта поражает быстротечность всего земного, непрочность жизни, которая кажется ему полной страданий и слез. Это настроение объяснялось главным образом литературными вкусами того времени. Дело в том, что первые произведения Василия Андреевича появились тогда, когда многие восторгались «Бедной Лизой» Карамзина, опубликованной в 1792 году. Однако не все объяснялось модой. Обстоятельства рождения Василия Жуковского не были забыты ни другими, ни им самим. У него было неоднозначное положение в свете. Детство и юность поэта не были счастливыми.

Первое впечатление о человеке мы получаем, глядя на его внешность. Перед вами портрет поэта, о котором А.С.

Дом, откуда провожали в Сибирь Марию Волконскую, жену декабриста, и который позже превратился из острова поэзии и вольнодумства в остров торговли…

Напишите небольшой рассказ о жуковском 5 класс

Учился Жуковский сначала в Туле, в частном пансионе, затем, с 1797 по 1801 год, — в Благородном пансионе при Московском университете. Еще находясь в пансионе, Жуковский начал печатать стихи, а в 1802 г. приобрел известность, опубликовав вольный перевод элегии английского поэта Томаса Грея «Сельское кладбище».

Если тебя не устраивает ответ или его нет, то попробуй воспользоваться поиском на сайте и найти похожие ответы по предмету Литература.

И.Тютчеву. Тогда же впервые был проведен здесь День поэзии. И с тех пор ежегодно — уже стало доброй традицией — в Овстуге, на родине Ф.И.Тютчева, в июне проводится праздник поэзии, ставшим подлинно народным праздником.

«Певец во стане русских воинов» и «Светлана»

Приняв на себя роль певца русской военной доблести, Жуковский слагает вдохновенную лирическую песнь во славу родины, в память павших и в честь живых героев.

Там, где Ветьма впадает в Десну, на высоком левом берегу раскинулся город Жуковка, центр Жуковского района.

Пишут басни и поэты нашего времени. Но самым прославленным русским баснописцем стал Иван Андреевич Крылов.

Там, где Ветьма впадает в Десну, на высоком левом берегу раскинулся город Жуковка, центр Жуковского района.

Пишут басни и поэты нашего времени. Но самым прославленным русским баснописцем стал Иван Андреевич Крылов.

Зимой 1795 г., когда Жуковскому. шел 12 год, он написал целую трагедию: «Камилл, или Освобождение Рима» и поставил ее на сцене. Он был сам режиссером, сам устроил театр, приготовил костюмы и руководил представлением.Сцена была устроена в зале; вместо кулис была поставлена ширма и стулья. Со дня рождения Жуковский, как это практиковалось в то время, был записан в армию.

Реферат: Жизнь и творчество В.А. Жуковского

МОУ «Средняя общеобразовательная школа п. Уральский».

Сообщение по литературе.

Жизнь и творчество В.А. Жуковского.

Выполнила: Помигуева К. А.,

Учитель: Сальникова М. В.,

учитель русского языка

и литературы 1 категории.

Глава 1.Детские и юношеские годы поэта……………………………….Стр.3

1.1. Родители В. А. Жуковского…………………………………………..Стр.4

1.2. Впечатления и переживания в раннем детстве ……………………..Стр.4

1.3.Учеба в благородном пансионе……………………………………….Стр.5

Глава 2. Начало творческого пути поэта…………………………………Стр.5

Глава 3 Жуковский В.А. – родоначальник русского романтизма……. Стр.6

Глава 4. Последние годы жизни В.А.Жуковского ………………………Стр.7

Глава 1. Детские и юношеские годы поэта.

1.1. Родители В. А. Жуковского.

Василий Андреевич Жуковский родился 29 января 1783 года в с. Мишенском Белевского уезда Тульской губернии. Он был незаконным сыном помещика Афанасия Ивановича Бунина. Мать его – жившая в поместье Бунина турчанка Сальха, захваченная в плен в 1770 году, при взятии крепости Бендеры. Отчество и фамилию поэт получил от усыновившего его по просьбе Бунина мелкопоместного дворянина Андрея Жуковского. В Мишенском Жуковский провел детские годы, будучи, любим в семействе Буниных, но рано почувствовав необычность своего положения.

1.2. Впечатления и переживания в раннем детстве.

Болезненное одиночество Василий Жуковский испытал уже в самом раннем детстве. В дневнике 1805 года он писал: «Как прошла моя молодость. Не имея своего семейства, в котором бы я что-нибудь значил, я видел вокруг себя людей, мне коротко знакомых, потому что я был перед ними выращен, но не видал родных, мне принадлежащих по праву; я привыкал отделять себя ото всех, потому что всякое участие казалось мне милостию. Я не был оставлен, брошен, имел угол, но не был любим никем, не чувствовал ничьей любви; следовательно, не мог платить любовью на любовь, не мог быть благодарным по чувству, а был только благодарным по должности…»

Эти ранние впечатления и переживания потом отзовутся в его творчестве. Но здесь важно отметить другое: боль и горечь не озлобили его, не сделали черствым и бездушным. Не получив в детстве тепла и ласки, он с особой радостью в будущем отдавал другим ласку, заботу и теплоту. Он умел быть настоящим другом, «по чувству», а не «по должности».

1.3. Учеба в Университетском благородном пансионе.

Учиться Жуковский начал в Туле, в частном пансионе Х. Ф. Роде. В 1797 году его поместили в Московский университетский пансион, где в основе литературного воспитания лежал классицизм. В пансионе он писал оды в духе классицизма; усиленно читал французских и немецких теоретиков этого литературного направления. Оды юного поэта были подражательны. Они дышат пафосом патриотизма, осуждение войны, воспевают мир, человечность, добро, справедливость. В 1801 году Жуковский окончил пансион.

Читайте также:
Русской поэзии душа человеческая (по творчеству В. А. Жуковского): сочинение

Глава 2. Начало творческого пути поэта.

Впервые Жуковский выступил в печати, когда ему было 14 лет. В 1801 году у него было уже около пятнадцати печатных произведений: это были в основном подражательные оды, каких писалось тогда много. Первой серьезной пробой сил Жуковского был перевод элегии английского поэта-сентименталиста Т.Грея «Сельское кладбище». Одобренная Карамзиным, элегия Жуковского печатается в лучшем русском журнале того времени – «Вестнике Европы». Карамзин, тогда корифей новой русской литературы, приближает к себе начинающего поэта и оказывает на него решающее влияние. Формируются литературные воззрения Жуковского, его симпатии и антипатии. Жуковский рано сочетает патриотизм с европеизмом; эту позицию он сохранит навсегда. В 1800-х и 1810-х годах Жуковский – один из наиболее деятельных писателей карамзинской группы. В 1808-1809 годах он редактирует «Вестник Европы». Позднее, в 1815-1817 годах, Жуковский становится душой дружески-литературного общества «Арзамас».

Жуковский в 1800-1810 годах связан тесными узами дружбы и общности воззрений с Батюшковым, Вяземским, Тургеневым, Пушкиным,- это его «ареопаг», к которому он обращается за дружеской критикой. Вместе с тем Жуковский рано приобретает широкую по тому времени популярность и литературный авторитет. Его элегии, песни, баллады составляют золотой фонд тогдашних журналов. Они поражали новизной содержания и формы.

Жуковский В.А. – родоначальник русского романтизма.

Жуковский был одним из первых русских поэтов нового направления – романтизма.

В произведениях Жуковского герой и любит, и страдает по особому, сильно, ярко, необыкновенно. Он одинок, не понят людьми. Необыкновенна и природа вокруг него – она пышная, почти нереальная, одухотворенная. Сюжет часто фантастичен, почти сказочен. Все это – яркие проявления романтизма. В произведениях Жуковского необычный герой действует в необычных обстоятельствах, размышляют, раздумывают, созерцают.

Мировоззрение романтизма было близко Жуковскому. Многое было пережито еще в детстве, закреплено знанием романтической литературы Западной Европы и социально-исторических событий в России начала 19 века.

Глава 4. Последние годы жизни В.А.Жуковского.

Творческая деятельность Жуковского не ослабевала в последний период жизни: он закончил перевод индийской народной повести “Наль и Дамаянти”, перевел поэму “Рустем и Зораб” и “Одиссею” Гомера. В 1845 пишет “Сказки о Иване-царевиче и Сером Волке”. Смерть прервала его работу над переводом “Илиады”.

Почти совершенно ослепший 69-летний поэт умер в Германии, в Баден-Бадене 12 (24) апреля 1852 года. Жуковский был похоронен в Баден-Бадене, но в августе 1852 его прах перевезли в Петербург и с большими почестями предали земле рядом с могилой Карамзина на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры (ныне – Некрополь мастеров искусств). Памятник на могиле поэта был создан при участии скульптора П.К. Клодта и установлен в 1857 году.

В 1883 г. повсеместно в России праздновался столетний юбилей его рождения, а в 1887 г. в Александровском саду, на средства Санкт-Петербургской думы, поставлен небольшой памятник-бюст из бронзы.

Своим детям Жуковский говорил так: «Помните всегда, что в тот день, когда вы родились на свет, все веселились и радовались, а вы одни плакали; помните это и живите так, чтобы в тот день, когда вы будете умирать, все плакали, а вы бы — радовались. Не забывайте и того, мои милые дети, что после любви к Богу ничто на свете не должно быть священнее любви к отечеству».

На меня большое впечатление произвело творчество Жуковского. Читая его стихи, я переживала вместе с героями их душевное состояние и настроение, благодаря особому мастерству автора. Считаю, что он не из тех поэтов, чья слава основана на литературной моде. Стихи Жуковского привлекают внимание и читателей, и исследователей.

1. «Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь», Москва 2000.-502с.

2. «В. А. Жуковский. Избранные сочинения», Москва 1982.-432с.

3. Литература. 8 класс: Учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений: в 3 ч. Ч.1 /Авт.-сост. Г. С. Меркин. – 2-е изд.-М.: ООО «ТИД «Русское слово – Р.С»,2005. – 360с.

Детский час

для детей и родителей

Творчество Жуковского

Творчество Василия Андреевича Жуковского, так же как и наследие таких титанов русской литературы конца XVIII – начала XIX в.в. как Ломоносов М.В., Державин Г.А., стало великим достоянием русской литературы. А.С.Пушкин писал: «Что ни говори, Жуковский имел решительное влияние на дух нашей словесности; к тому же переводной слог его останется всегда образцовым…»

Творчество Жуковского В.А. представлено в его основных жанрах – элегии и балладе, а также в дружеских посланиях, песнях, баснях, идиллиях, романсах.

Что нового привнёс Жуковский в русскую поэтику? Стремление запечатлеть все нюансы душевных переживаний человека, умело показать их в своих композициях.

Именно эти качества коллеги по перу приветствовали как начало нового направления в литературе.

Василий Андреевич был воспитан на европейской литературе, но он был и отличным знатоком русской поэтики. У Жуковского есть одно такое удивительное качество: когда он переводит для читателей России западноевропейский образец, то в конечном итоге получается настоящее русское произведение с национальным колоритом.

Жуковский, как никто другой, на базе чужого произведения мог создать своё самобытное творение. «У меня почти всё или чужое или по поводу чужого – и все, однако, моё» — так писал сам автор Гоголю 6 февраля 1848 года.

Работы Жуковского раннего периода (до 1808 года) окрашены в грустные тона. В них сквозит тоска по несбывшимся надеждам.

Жуковскому близок лирический пейзаж, он выступает как создатель тонких эмоциональных состояний. Жанры, к которым обращается в это время поэт – дружеские послания, песни, басни, идиллии, романсы, но главное – элегии.

Читайте также:
Природа и человек в романтической лирике В. А. Жуковского: сочинение

Находясь под влиянием известной «Элегии, написанной на сельском кладбище», принадлежащей перу английского поэта Томаса Грея, Жуковский пишет свою лирическую работу. Элегия у Василия Андреевича — поэтическая форма выражения грусти, скорби, душевной муки. Тема произведения «Сельское кладбище» — «о смысле жизни» человека, его связи с окружающим миром. «Сельское кладбище» – это множество сменяющих друг друга философских и морально-психологических мотивов, напоенных минорным настроением, сожалением о скоротечности жизни. В этом творческом произведении сделан акцент на глубинных переживаниях личности, раскрывающихся в объединении природы и чувств. Этому способствует одушевление природы: «дню юного дыханья», «денницы тихий глас», «дубравы трепетали».

Стихотворение «Вечер» демонстрирует рост поэтического мастерства Жуковского. Произведение отличает любовно и лирически воссозданные картины природы. Поэт использует эпитеты: «виющийся ручей», «ущербный» лик луны, «тихий утра час» и другие. Движение в направлении лирической эмоциональности в поэзии Жуковского раннего периода творчества ощутимо и значимо.

Творчество Жуковского в период 1808-1820 годов тесно связано с романтическими идейно-художественными изысканиями поэта. Философско-эстетические суждения в это время таковы: «земная красота дивная, но временная; всё великое и благое человеческих дел и дней перед лицом вечности мгновенно». Напевы таинства и загадочности ярко проявляются в жанре баллады.

Баллада «Людмила» создана по западноевропейскому образцу, она – перевод известнейшей баллады «Ленора» немецкого поэта Г.А.Бюргера. В этой балладе максимально раскрылись лучшие качества Жуковского: лиризм и поэтизация.

Баллады, наряду с элегиями, — излюбленный жанры поэта, и они были высоко оценены Пушкиным А.С. Беря за основу тот же сюжет бюргеровской «Леноры», автор создаёт самую радостную из своих баллад – «Светлану». Эти два произведения – наглядный пример, как можно по-разному воплотить в жизнь один и тот же сюжет.

Творчество Жуковского, начиная с 1830 года, представлено, в основном, переводческими работами. Василий Андреевич обладал выдающимся талантом переводчика. Благодаря деятельности Жуковского в период после 1830 года, русский читатель смог познакомиться с произведениями лучших поэтов Англии (Байрон, Скотт, Томсон, Грей), Германии (Бюргер, Шиллер, Гёте), Франции (Лафонтен, Парни), Греции (Гомер).

«Этот легкий, воздушный стих Жуковского, порхающий, как неясный звук эоловой арфы», — по меткому выражению Гоголя, пленял его друзей по перу. В каком бы направлении не творил автор, он все делал необычно и свежо. Жуковского вообще причисляли к нарушителям устоявшихся литературных традиций, особенно за его баллады.

В многочисленных стихотворениях, посвящённых теме «Поэт и поэзия», Василий Андреевич выражает своё видение и понимание сути поэзии, и её назначения: в личном плане — глубокое раскрытие душевного мира Человека-Поэта, и в общественном — выполнение его гражданского долга. Этот долг — прославление великих дел, героических событий своего времени в память и назидание будущим поколениям.

В программном произведении «К Поэзии» Жуковский даёт наставление поэтам:

«Тернистую стезю цветами усыпайте
И в пылкие сердца свой пламень изливайте!
Да звуком ваших громких лир
Герой, ко славе пробужденный,
Дивит и потрясает мир!»

Заканчивается это поэтическое произведение напоминанием об ответственности поэта перед потомством:

«Потомство раздаёт венцы и посрамленье:
Дерзнём свой мавзолей в алтарь преобразить!
О слава, сердца восхищенье!
О жребий сладостный – в любви потомства жить!»

Известен гимн Жуковского, написанный во славу великих дел современников – героев Отечественной войны 1812 года – «Певец во стане русских воинов». Это поэтическое произведение реально написано «во стане», так как сам Жуковский был в армии в числе добровольцев. А в тот день, когда случилось Бородинское сражение, он находился под Можайском, где «слышал свист нескольких ядер и канонаду дьявольскую». Пребывая в армии, поэт прошел с ней путь отступления от Москвы. В Тарутине, накануне сражения, он и начал писать это стихотворение.

Творчество Жуковского сильно в той части, которая рассказывает нам о любви, о дружбе. Необыкновенно задушевные, музыкальные стихи написаны лёгким слогом, многие из них положены на музыку. Стихотворения о природе отличаются тонким видением предмета.

«Жуковский наш, любимый Феба сын,
Сокровищ языка счастливый властелин»
Кондратий Рылеев, 1821

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Жуковский Василий Андреевич: биография, творчество, интересные факты

Не каждый сегодня назовет самые известные произведения Василия Андреевича Жуковского. Он известен более как наставник Александра Сергеевича Пушкина.

Василий Андреевич Жуковский внес существенный вклад в развитие русской литературы. Биография этого человека насыщена загадочными историями, правдивость которых не доказана и не опровергнута по сей день. Интересные факты из жизни Василия Андреевича Жуковского изложены в этой статье.

Тайна происхождения

Фамилию Жуковский Василий Андреевич унаследовал от дворянина, который не приходился ему родным отцом. Во второй половине XVIII века в Тульской губернии проживал помещик Афанасий Иванович Бунин. После осады Бендеры он получил в подарок двух пленниц – юных турчанок Сальху и Фатьму. Это было привычное дело в ту эпоху. Младшая девочка скончалась спустя год. Шестнадцатилетняя Сальха выжила. Когда повзрослела, была крещена и получила имя Елизавета Турчанинова.

Девушка еще долго полагала, что двоеженство разрешено не только у нее на родине. Она стала наложницей Бунина, проживала в домике, расположенном на территорию его родовой усадьбы. Позже получила должность ключницы. В 1783 году Сальха-Елизавета родила от Бунина сына. Помещик попросил своего товарища, Андрея Григорьевича Жуковского, бессрочно гостившего в его усадьбе, дать мальчику свою фамилию. Тот, конечно же, согласился. Такова история рождения поэта Василия Андреевича Жуковского.

Детство

Законная жена Бунина, безусловно, знала об отношениях мужа с молодой турчанкой. Более того, она относилась к Васе как к родному. Незадолго до того как Сальха родила мальчика, при странных обстоятельствах погиб старший сын Буниных – молодой человек, продававший большие надежды.

Читайте также:
ПИСЬМО ИЗ БОРОДИНА ОТ БЕЗРУКОГО К БЕЗНОГОМУ ИНВАЛИДУ: сочинение

Для Васи наняли учителя – малообразованного немца (конюхов, пекарей, кондитеров, парикмахеров, выдающих себя за педагогов, по российским просторам сновало немало). Обедневший дворянин Жуковский, давший будущему поэту свою фамилию, однажды стал свидетелем сцены: мальчик стоял голыми коленями на горохе и горько плакал, а немец тем временем размахивал розгой. Андрею Григорьевичу не понравились такие педагогические методы. Он пожаловался Бунину и немца уволили. За воспитание Васи взялся его названный отец.

Позже в жизни будущего поэта появился учитель Феофилакт Гаврилович Покровский. Это был 27-летний философ, восхищавшийся Руссо и мечтавший о деревенском уединение. Своего подопечного он считал лентяем и бездарем.

Бунин скончался в 1791 году. Незаконному сыну он ничего не оставил, но наказал жене заботиться о нем. Бунина после смерти мужа передала Елизавете десять тысяч рублей на образование сына.

Юшковы

В 1792 году Васю определили в училище, откуда он был исключен. Тогда его приютила семья Юшковых. Эти люди оказали на мальчика сильное влияние, уже в возрасте одиннадцати лет он мечтал стать драматургом. Юшковы, в отличие от прежних учителей, не считали его бездарным. Они привели ему любовь к искусству и литературе, а позже, став известным, Василий Андреевич Жуковский назовет Варвару Афанасьевну Юшкову “хранительницей своего детства”.

Юшковы его пытались определить на военную службу, но безрезультатно. Еще некоторое время он провел в имении Буниных, получая домашнее образование. Здесь познакомился с писателем Андреем Болотовым, который порекомендовал Московский Университетский пансион. Совместными усилиями Буниным и Юшковым удалось устроить отрока в это престижное по тем временам учебное заведение.

Университетский пансион

Пребывание здесь пошло Василию на пользу. Правила в пансионе были довольно строгие, но Жуковский к ним быстро приобщился. Привычку вставать рано он сохранил на всю жизнь. Однако строгость соблюдалась только в режиме. Ученики сами выбирали дисциплины. Будущий поэт изучал историю, французский, немецкий и русскую словесность. Одним из друзей Василия Андреевича Жуковского стал Андрей Тургенев – сын директора Университетского пансиона. С этим человеком литератор поддерживал хорошее отношение и после окончания учебы.

Начало творчества

Каникулы Жуковский проводил в имении Буниных. Он жил во флигеле, который некогда принадлежал его приемному отцу Андрею Григорьевичу. Здесь была собрана неплохая библиотека. И именно во флигеле Андрея Григорьевича Жуковский написал первые свои произведения. В начале литературного пути он подражал Дмитриеву и Державину. Тогда же познакомился с творчеством Карамзина, который оказывал влияние на поэта и на более позднем этапе его творчества. Для Василия Андреевича Жуковского этот человек стал учителем не только в поэзии, но и в жизни.

Первые публикации

Вышеупомянутый Андрей Тургенев познакомил нашего героя с сочинениями немецких романтиков. Этим и вызвано было желание овладеть в совершенстве языком Гете. Молодой Жуковский занимался переводами и писал собственные произведения, часть которых была опубликована в университетском литературном журнале.

В 1799 году его сочинения, наряду со стихами и баснями других талантливых выпускников пансиона, были опубликованы в сборнике “Утренняя заря”.

По результатам выпускных экзаменов Василий Жуковский был удостоен серебряной медали. Его имя поместили на мраморную доску, расположенную у входа в учебное заведение. Вдова Бунина подарила воспитаннику в честь окончания пансиона собрание сочинений Дидро.

Соляная контора

После выпуска Жуковский некоторое время жил у Юшковых, которые выделили ему две комнаты на верхнем этаже своего дома. Он по-прежнему вставал каждый день в пять утра. На менее трех часов посвящал сочинительству, затем отправлялся на службу. Он работал в соляной конторе.

В этот период Жуковский активно занимался переводами. Он познакомился с одним издателем, который регулярно делал заказы, но платил не деньгами, а книгами. Так в библиотеке Жуковского появились сочинение Лесинга, Смита, Бонее и прочих прозаиков и поэтов 18-19 века.

Служба в конторе тяготила молодого поэта. Не складывались отношения с сослуживцами и начальством. Все же карьера Василия Жуковского была более чем успешной. В 1800 году он получил должность губернского секретаря, а вскоре, вопреки правилам Табеля о рангах, пополнил ряды титулярных советников.

Несмотря на свой успех, Жуковский мечтал бросить службу, о чем не раз писал матери и Буниной. Они не понимали его творческих исканий и нередко упрекали в лишней трате денег на книги и театр. Кроме того, Жуковский мечтал уехать из Москвы, обосноваться в Санкт-Петербурге. В Северную столицу в 1801 году уехал Тургенева, после чего у поэта в Первопрестольной не осталось друзей.

В этот период Жуковского связывали романтические отношения с его дальней родственницей. Но в 1802 году ее выдали замуж за состоятельного дворянина. Отношения поэта с этой девушкой Тургенев позже сравнил с чувствами Петрарки и Лауры.

Уход со службы

Отношения с начальством в какой-то момент переросли в открытый конфликт. Жуковский демонстративно перестал появляться в конторе, что по тем временам было сродни преступлению. Жуковского посадили под домашний арест. От суда его спас Тургенев-старший – директор Университетского пансиона. После этой истории Василий Андреевич Жуковский окончательно определился с выбором жизненного пути. Друзьям он однажды сказал: “Отечеству смогу служить только пером сочинителя”.

Мишенское

В этой деревне находилось имение Буниных, здесь неподалеку проживали и Юшковы, сыгравшие решающую роль в судьбе Василия Андреевича Жуковского. Интересные факты из жизни поэта: когда он был отроком, слышал от учителей обвинения в неспособности к наукам, когда повзрослел, столкнулся с непониманием – бросить службу ради литературного творчества казалось многим нелепым поступком. Даже верный друг Жуковского Тургенев не раз говорил о том, что сочинительство легко можно совмещать со службой в конторе. Но у основоположника русского романтизма на этот счет были свои взгляды.

Читайте также:
Победителю ученику от побеждённого учителя (Жуковский и Пушкин: история одной дружбы): сочинение

В Мишенском он занимал странное положение – нечто среднее между гувернером и родственником. Он давал уроки дочерям сводной сестры. Жалованье, конечно, не получал. Но Жуковского это не огорчало – теперь он имел возможность заниматься тем, что приносила ему удовольствие, а именно литературным творчеством.

Он переводил на русский язык произведения западных романтиков и показывал результат работы Карамзину. Тот критиковал, давал советы, вносил правки. В честь собственного двадцатилетия поэт написал стихотворение “К моей лире и к друзьям моим”.

Жуковский, как истинный романтик, грустил, страдал от одиночества. А после смерти друга Андрея Тургенева и вовсе пал духом. Но сочинительство не бросил. Более того, после смерти друга стал писать еще более проникновенные, утонченные произведения.

Маша Протасова

Поэту, для того чтобы творить, нужна муза. У молодого Жуковского она появилась в 1806 году. Правда, музе было всего 12 лет. Это было его воспитанница – Маша Протасова, особа, действительно способная вдохновить романтика. Если 1805 году Жуковский написал всего три поэтических произведений, то в следующем – более сорока.

Он занимался с Машей и ее сестрой историей и русской словесностью. Они вместе читали произведения французских авторов. В этот период Василий Жуковский написал знаменитую элегию “Вечер”.

“Вестник Европы”

За несколько лет Жуковскому удалось приобрести известность в литераторских кругах. В 1807 году ему предложили должность редактора журнала “Вестник Европы”. В нескольких номерах этого издания присутствовали исключительно стихотворения Василия Жуковского. Затем появились произведения Батюшкова, Дмитриева, Вяземского, Давыдова. Редактор журнала преследовал цели не только эстетические, но и общественные. В “Вестнике Европы” публиковались статьи на политические и социальные темы. Но с 1809 года цензуру журнала осуществлял Московский университет, в результате чего некоторые отделы издательства были закрыты.

1812 год

В первые дни вторжения в Россию наполеоновской армии поэт находился далеко от Москвы. В это время была завершена баллада “Светлана” – одно из самых известных произведений Василия Андреевича Жуковского. Над ним автор работал около четырех лет. В августе 1812 года поэт отправился на военную службу.

Василий Жуковский был участником Бородинского сражения. После битвы он несколько месяцев провел в Орле, где занимался обустройством госпиталей и делал закупки для армии.

Он не имел способности к военной службе. Вскоре перешел в штаб, где в основном оформлял бумаги и по поручению майора Скобелева. Однако за личное мужество Жуковский был отмечен орденом Святой Анны 2-1 степени.

Во время войны поэт лишился половины своих средств. Зимой 1812 года он простудился и слег в горячке. Слуга, воспользовавшись случаем, сбежал с деньгами, оставив беспомощного Жуковского без средств. Почти все его вещи находились в Москве, они сгорели в тот день, когда столицу охватил страшный пожар.

Неудачи в личной жизни

После войны Жуковский был подавлен, душевное состояние усугублялось невозможностью жениться на бывшей ученице Марии Протасовой.

Девушка, которой посвящены многие романсы Василия Андреевича Жуковского, вышла замуж за врача Мойера. После этого события поэт долго страдал от депрессии. На некоторое время даже оставил литературное творчество. “Поэзия молчит. Для нее еще нет у меня души” – цитата Василия Андреевича Жуковского (из письма к другу).

Пушкин

С молодым поэтом Жуковский познакомился в 1815 году. Пушкина он тогда назвал “надеждой нашей словесности”. Правда, в письме к Вяземскому Жуковский отметил незрелость юного поэта, тогда еще лицеиста. Сперва их объединяло участие в литературном кружке под названием “Арзамас”, затем и дружба. Когда Жуковский прочитал поэму Руслан и Людмила, подарил Пушкину свой портрет, на котором была такая надпись: “Победителю-ученику от побежденного учителя”.

О смертельном ранении поэта Жуковский узнал 27 января 1837 года случайно. Он зашел к родственнику Вяземского, там и услышал о дуэли. Когда Жуковский прибыла в дом Пушкина, он узнал от доктора, что смерть неизбежна. Поэт умер 29 января. Это был день рождения его учителя, Василия Андреевича Жуковского.

Жена и дети

Василий Андреевич Жуковский женился в возрасте 57 лет. Его избранницей стала Елизавета Рейтерн. В момент знакомства с поэтом ей было всего семнадцать. Жена Жуковского часто болела, кроме того, была подвержена нервным срывом. У поэта имелись дочь Александра и сын Павел, которые не пошли по стопам отца.

Смерть

Последние годы Жуковский провел в Германии. К 68 годам полностью ослеп, вместе с тем утратил надежду вернуться в Россию. Окончательно подкосила Жуковского весть о смерти Гоголя. С тех пор он больше не вставал. Скончался Василий Андреевич Жуковский 12 апреля 1852 года. Могила поэта находится в Александро-Невской лавре.

Произведения

И напоследок – о самых известных произведениях Жуковского. “Боже, Царя храни!”- гимн России с 1833-го по 1917-й. Автор слов – Василий Жуковский. Большая часть его произведения представляет собой вольный перевод с немецкого, английского (“Сельское кладбище”, “Вечер”, “Море”). Баллады Жуковского – “Лесной царь”, “Светлана”, “Людмила”, “Рыцарь Тогенбург”, “Ленора”, “Кубок”, “Двенадцать спящих дев”. Самые известные стихотворения – “К месяцу”, “Певец во стане русских воинов”, “Ночной смотр”, “К ней”.

Сочинение Анализ баллады Лесной царь Жуковского

Это произведение является переводом В. Жуковского баллады Гёте, которую тот сочинил, основываясь на датских поверьях о лесном духе. Король или царь обитал на болотах и в лесах и являлся к умирающим людям. В. Жуковский внес небольшие изменения в балладу. Она выполнена в виде стихотворного рассказа. Главными героями являются отец, который мчится на коне, и его маленький сын, ему страшно и плохо. А также Лесной царь, его видит лишь умирающий малыш.

Читайте также:
Анализа баллады Светлана: сочинение

Баллада построена в виде диалога, в котором ребенок описывает свои видения, а отец не верит ему и пытается его всячески успокоить. С первых строк понятно, что с ребенком что-то не так: он сильно дрожит и прижимается к немолодому отцу, чтобы хоть немного согреться. Мальчик болен, его знобит, от этого ему и чудится мистический персонаж, зовущий к себе. Физические страдания усугубляются жуткими видениями.

Мальчик ласково называет отца “родимый”. От такого обращения он кажется еще более беззащитным и уязвимым, его очень жалко, просто сердце разрывается. Ребенок видит страшного Лесного царя с бородой и в короне, но отец не понимает его. Дальше царь не просто чудиться, он зовет к себе, он завлекает ребенка драгоценностями, роскошными замками и красивыми дочерьми. Это манит несчастную невинную душу, но и сильно пугает. Ребенок вновь и вновь настойчиво говорит отцу о своих видениях. Но тот видит лишь туман и ветви деревьев, вместо голоса Лесного царя слышит лишь ветер.

Ребенок одинок в своих терзаниях и с воем страхе, который нарастает и переходит в ужас. Ведь царь заявляет, что мальчик ему достанется любой ценой. У юного создания уже не осталось сил сопротивляться, он начинает кричать и задыхаться. Отец отчасти понимает, что может потерять сына и изо всех сил старается добраться до людей, лекарей, чтобы они спасли дитя. Но не успевает. В его руках лишь бездыханное тело.

Трагическая баллада, в которой эмоции нарастают к ужасной концовке. Возможно, отцу следовало бы прислушаться к ребенку, остановиться и успокоить его. Даже если малышу судилось умереть в эту ночь, то он бы умер в спокойствии, ощущая поддержку, заботу и понимание отца, а не леденящий душу страх. Смерь детей – это самое ужасное, что может случиться с родителями.

Вариант 2

Лирическое произведение является одним из лучших неподражаемых переводов баллады Гете о короле эльфов, высоко оцененным в поэтическом сообществе. Однако автор переделал первоисточник, созданный на основе народного эпоса привнеся в него свои мысли и чувства.

События развиваются через проникновенный разговор отца с заболевшим ребенком, которому в воспаленном бреду является таинственный лесной правитель – царь и ему кажется, что это происходит в действительности. С самого начала баллады поэтом уникально создана обстановка тревоги, скорой беды и ощущения недоброго предчувствия.

Страдающему отцу жалко бредящего сына, но он спокойно выслушивает больную фантазию мальчика. Ребенку чудится, что злой и могучий лесной царь уговаривает его пойти за ним, в его царство, где он сможет наслаждаться радостями жизни и удовольствиями, вместе с его прелестными дочерями играть и веселиться, он заманивает мальчика удивительными богатствами и драгоценностями. Мальчику кажется, что он с отцом убегает, а волшебник, представленный поэтом в образе величественного бородатого старика с темной короной на голове, стремительно их догоняет. От страха малыш кричит в ужасе и скоропостижно умирает.

Эту фантастическую легенду поэт рассказывает читателю, используя разнообразные выразительные художественные средства: эпитеты, метафоры, олицетворения, многочисленные лексические повторы, которые на всем протяжении баллады иллюстрируют человеческие чувства родных людей. Описывая образ отца, автор ярко передает его ощущение бессилия перед роковой судьбой и невозможность помочь собственному ребенку, а раскрывая образ сына в каждой строчке ощущается дикий ужас мальчика перед злодеем, желающим искусить невинное дитя.

Все произведение наполнено нарастающим драматизмом ситуации, а сцена погони лесного царя за отцом и сыном олицетворяет неизлечимую болезнь, которая неминуемо приводит к гибели ребенка. Поэт, являясь неподражаемым словесным мастером, акцентирует внимание читателя на том, что в жизни происходит много ужасного, злого, страшного, в том числе и смертельного, а торжество добра и справедливости не всегда бывает в реальности.

Атмосфера баллады настолько насыщена болью, страданиями ребенка, что читатель невольно начинает физически ощущать весь ужас и трепет малыша перед явившемся ему лесным волшебником.

Анализ баллады Жуковского Лесной царь 6 класс

Жуковский как писатель был очень продуктивным и стойким к негативным отзывам, человеком. Он всегда старался получить от читателя отзыв, чтобы знать в каком векторе ему двигаться дальше в его литературном пути и пути становления как автора. Он старался привить русскому человеку способность воспринимать русскую литературу ни как лишнюю и не заслуживающею внимания, а как литературную единицу, способную конкурировать с западными произведениями. Русский народ на то время считал русскую литературу не заслуживающей лишнего внимания, из-за чего Жуковский пришёл к выводу, что он поменяет мнение людей о родной литературе.

Исходя из всех этих убеждений Жуковский старается создать свой особенный стиль в литературе. Пытаясь создать что-то новое и делает большие шаги в прогрессивном пути писателя, из-за чего его начинают замечать всё больше и больше людей. В каждом своём произведении он даёт читателю чувство патриотизма, чувство гордости за свою родину. Стараясь передать свои чувства, он, сам того не подозревая, подогревает интерес к русской литературе не только у своих соотечественников, но и у европейцев.

Одним из произведений создавших ему прочное основание для дальнейшего развития является баллада “Лесной царь” основанная на произведении Гёте. Прочитав произведение Гёте, Жуковский получает необходимую ему дозу вдохновения, после чего начинает писать произведение. Сюжет в нём практически полностью соответствует первоисточнику, однако есть существенные изменения в самой структуре произведения.

“Лесной Царь” Жуковского более приближен к привычным формам для русского человека, нежели для европейца, что и создает принципиальное различие между произведениями. Также произведение Жукова наполнено множеством интересных образов, благодаря которым произведение наполнено собственной атмосферой.

Читайте также:
В. Жуковский и К. Батюшков первые русские поэты-романтики: сочинение

Сочинение 4

«Лесной царь» был написан Жуковским, по подобию баллады Гёте «Король эрлов». Основной сюжет был перенесен из оригинального произведения, дополнен художественными образами автора и эмоциональными переживаниями.

Сюжет баллады повествует об отце и его маленьком сыне, которого тот несет на руках. Они вместе едут на лошади, и маленький мальчик жалуется отцу на лесного царя, который грозится его забрать к себе. Лесной царь и в самом деле пленен красотой мальчика и во что бы то ни стало хочет забрать себе. Он сулит мальчику игру с его дочерями и все прелести жизни в его доме. В конце концов сын наездника умирает прямо у него на руках.

В основе этого сюжета лежит древняя легенда о короле Эрлов, который забрал жизнь мальчика. Здесь можно упомянуть о том, что на самом деле, лесной король всего лишь несуществующий призрак, а мальчик смертельно болен, и видит галлюцинации в виде существа, которое хочет его забрать. Но не все люди придерживаются этой точки зрения, некоторые верят в то, что существовал реальный король, который отнял ребенка у отца.

В балладе описаны события, обрисованы эмоции действующих героев, в них не прослеживается отношение самого автора к происходящему. Отец описывается эгоистичным персонажем, который не обращает внимания на мольбы маленького мальчика, он как можно скорее хочет добраться до пункта назначения. Отсюда мы можем вывести основную мысль – очень важно прислушиваться друг к другу, внимательно относиться к просьбам и словам близких людей.

Нельзя сказать, что отец не любит мальчика. Он утешает его словами, но ничего на самом деле не предпринимает. Лесной царь тоже очень много говорит, и по-своему любит мальчика. В итоге, не смотря на такую любовь, малыш погибает. Он остается один на один со своими страхами и переживаниями, не смотря на то, что родной и любящий отец находится рядом. Мальчик представлен в виде милого, доброго существа, сердце которого полно сострадания к отцу. Автор хочет заставить читателя переживать вместе с мальчиком, испытывать его душевную боль и страдание.

Благодаря очень точным и острым фразам, автор подчеркивает динамику и эмоциональность сюжета. Спокойствие главных героев быстро сменяется отчаянием и паникой, а на смену любви приходит страх и ужас. Отец не доверяет словам своего сына, и отрицает его чувства и эмоции.

Главное действие сюжет происходит ночью, и это нагнетает обстановку, придает мистические очертания и обостряет страх.

8 класс, 9 класс

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ баллады Лесной царь Жуковского

Популярные сегодня темы

Основным персонажем произведения является небольшая собачка по кличке Каштанка, через восприятие которой ведется повествование рассказа.

Для начала нужно определить, что такое эта «шариковщина». Конечно, это то, что ассоциируется с Шариковым – героем Булгакова. Или уж «антигероем», так как это явно не лучший человек, а вот собака – неплохая.

Сейчас невозможно представить свою жизнь без мобильного телефона, он есть буквально у всех. Это и неудивительно, ведь благодаря ему всегда можно оставаться на связи с близкими в любой точке земного шара

В произведении множество ярких, по-своему уникальных героев, в том числе и сам Александр Сергеевич, который ввел себя в роман в качестве персонажа.

Находчивость – это способность человека найти выход из любого трудного положения. Такое качество требует сообразительности, быстроты реакции, умения сопоставлять и анализировать факты

“Преданья старины глубокой!” (по балладе В. А. Жуковского “Светлана”)

Школьное сочинение

В. А. Жуковский вошел в историю русской литературы прежде всего как автор баллад. Жанр баллады, появился в русской литературе задолго до Жуковского, но только он придал ему поэтическую прелесть и сделал популярным.

Среди баллад Жуковского особое место занимает цикл о любви: “Людмила”, “Светлана”, “Леонора”, “Алинаи Альсим”, “Эльвина и Эдвин”, “Эолова арфа”, “Рыцарь Тогенбург”, где господствует тон меланхолической любви и наслаждения печалью.

В балладе “Светлана” Жуковский воскрешает старинный мотив народных исторических и лирических песен: девушка ждет милого друга с войны. Сюжет разлуки влюбленных очень важен, потому что в нем живет народная мораль, принимающая часто религиозную форму.

В этой балладе Жуковский предпринял удачную попытку соединить чувства героини с национальной историей, с бытом, обычаями и преданиями русского народа. По такому же пути пошел затем и Пушкин, сравнивший свою любимую героиню Татьяну Ларину со Светланой и окруживший ее народными песнями, сказками, сельской природой и деревенским бытом.

Весь стиль баллады в женственном, девичьем ореоле. Героиня — очаровательная, милая Светлана — окружена такими же милыми девушками, “подружками”, “подруженьками”, как называет их автор. И все, связанное с ними, вызывает у поэта ласковое чувство: “башмачок”, “песенки”, “крещенский вечерок”. Мы попадаем в удивительный девичий мир, в котором уделено внимание и башмачку, и изумрудным серьгам, и перстню золотому, а особенно зеркалу; даже у коней, на которых приехал жених-мертвец, “пово,-дья шелковы”, красивы. Внешние атрибуты, конечно, не самое главное, важнее в балладе “атрибуты” внутренние: грусть о женихе, мечты, гадания, сны, слезы, внутренний трепет, разговор со своим “вещим сердцем” о будущем:

Что сулишь душе моей,

Радость иль кручину?

Баллада не только рассказывает об одном эпизоде из жизни молоденькой девушки (гадании в крещенский вечерок о женихе), но и представляет ее внутренний мир:

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали;

Снег пололи; под окном

Читайте также:
Расцвет романтизма Жуковского: сочинение

Счетным курицу зерном;

Ярый воск топили.

Душевный мир героини полон колебаний: она то соглашается присоединиться к гадающим, то отказывается от крещенских игр. Девушка и боится, и надеется получить желанную весть, и во сне ее попеременно одолевают страх и надежда, тревога и доверие к жениху. Ее чувства напряжены и обострены, сердце на все чутко отзывается. Богатый внутренний мир Светланы, лирическую направленность ее переживаний и раздумий автор подчеркивает вопросами и восклицаниями, в которых звучит музыка ее души. Эмоции выплескиваются через край и свидетельствуют о сложном внутреннем мире героини. Все очарование баллады заключено именно в образе Светланы.

Баллада написана в стремительном ритме, который передает торопливое движение, биение сердца, и вся погружена в своеобразный романтический фон. Белый цвет — цвет надежды и победы над злом. Источник белого цвета в балладе — снег. Он то “валит клоками”, то “на солнышке блестит”, “вьюга под санями”, “метелица кругом”. Белизна подкрепляется образами “белого платка”, используемого во время гадания, стола, покрытого белой скатертью, “белоснежного голубка” и даже “белого полотна”, которым накрыт мертвец. Белый цвет снега ассоциируется с именем героини: Светлана, светлая. Белый цвет — цвет чистоты и непорочности. Контрастный цвет в балладе не черный, а скорее темный: “темно в зеркале” во время гадания, “темна даль” дороги, по которой мчатся кони, “одинокая, впотьмах” стоит Светлана перед избушкой. Баллада также наполнена “огоньками” — светом свечи, которую зажгла Светлана, начиная гадать, светом в распахнувшихся дверях церкви. В темноте “брезжит в поле огонек” из окон избушки, в страшной хижине горит свеча. В комнате, освещенной лишь одной свечой, очень страшно:

Кто-то, чудилось, блестит

Все страхи влюбленной Светланы рассеялись, она ни в чем не повинна, но поэт предупреждает ее: смирись, покорствуй провидению. Вера в провидение оборачивается верой в жизнь:

Здесь несчастье — лживый сон;

Счастье девушки непосредственно зависит от того, сохраняет ли она верность народным обычаям. Светлана не потеряла надежды, и потому награда ей — не смерть в разлуке с любимым, а разделенная любовь на земле. По мысли Жуковского, даже гибель жениха не мешает любви, потому что любящие души соединяются за пределами земного.

Мы видим, что сюжет баллады построен на народно-поэтической и народно-религиозной основе. Народные поверья составляют романтическую сущность души русской девушки. Отступление от романтического начала, живущего в душе, несет гибель, а преданность ему, несмотря на все испытания и искушения, дарит победу над темными, злыми силами. Светлана не потеряла надежды на счастье, и оно пришло к ней.

Жуковский не случайно погрузил свою героиню в народный деревенский быт с его праздниками, гаданиями, обычаями. Он подчеркивает этим народные истоки романтических чувств Светланы. Счастье девушки зависит только от нее самой, от народности и романтичности ее внутреннего мира, от заложенных в нем нравственных ценностей, от способности девушки сопротивляться жизненным преградам.

В. Г. Белинский считал, что “любовь играет главную роль в поэзии Жуковского”, и одновременно отмечал, что поэт передавал в стихах не столько само чувство, сколько “потребность, жажду любви, стремление к любви. “, и баллада “Светлана” наилучшим образом выразила эту человеческую потребность.

Анализ баллады «Лесной царь» (В. Жуковский)

Баллада В. А. Жуковского «Лесной царь» в свое время стала заметным событием в русской поэзии. Писатель создает новое произведение на основе вольного художественного перевода баллады Der Erlkönig авторства И. О. Гёте. Сюжет «Лесного царя» на первый взгляд кажется достаточно простым: отец везет маленького ребенка по лесу, и заболевшему мальчику в бреду видится Лесной царь – фольклорный повелитель лесов, который хочет забрать его к себе. Мужчина же говорит сыну, что на самом деле ему все мерещится: лицо царя он видит в тумане, его дочери – это просто ветви деревьев, которые колышутся на ветру, а все, что слышится ребенку, является шумом листвы. Конец поэмы трагичен – ребенок не пережил поездки. Когда «ездок» доскакал до места назначения, в руках его был «мертвый младенец».

История создания

Как уже было сказано раннее, Жуковский берет в качестве основы для своего произведения балладу И. О. Гёте «Король эрлов» и в 1818 году публикует «Лесного царя».

И. О. Гёте был знаком с датским фольклором, в котором существует легенда о жестоком правителе лесов, забравшем душу мальчика. Уже тогда существовало несколько толкований сказания: одни считали, что ребенок умирал от тяжелой болезни и бредил из-за лихорадки; другие же настаивали, что он был здоров и правда видел грозный дух. В 1782 году немецкий поэт публикует «Короля эльфов». В культуре его народа по преданиям Король эльфов приходит к умирающим людям, поэтому этот персонаж всегда ассоциируется со смертью.

Современниками была дана весьма положительная характеристика баллады «Лесной царь». Читатели отмечали высокое качество перевода баллады с немецкого языка, пусть он и вольный. Жуковский немного изменяет сюжет и образы героев. В первую очередь, он делает это для адаптации иностранного фольклора для российской аудитории.

Жанр, направление, размер

Баллада написана ямбом, рифма в ней смежная: первые строки рифмуются со вторыми, а третьи – с четвёртыми. Это помогает разделить диалог ребенка с отцом и призывы Лесного царя.

Сам жанр произведения был в то время нов для российской литературы – можно сказать, именно Жуковский вводит балладу в русскую поэзию. Баллада — это стихотворное произведение, в основе которого лежит необычайный случай. В «Лесном царе» нет остродраматической истории, как в «Светлане», например, поэтому его сюжет часто определяют как нетипичный.

Читайте также:
В.А. Жуковский и К.Н. Батюшков – первые русские поэты-романтики: сочинение

Баллады практически всегда принадлежат к романтизму. Многие критики отмечали, что именно с баллад Жуковского начинается романтическое направление в русской поэзии. В «Лесном царе» есть несколько признаков романтизма: напряженность сюжета, читатель предчувствует несчастливый конец; присутствие фантастических сил, которые пытаются погубить героя; размытые границы фантастического и реального; высокая эмоциональная проникновенность текста (эмоционально окрашенная лексика («темные ветви», «холодная мгла», «малютка» и др.)).

Композиция

Введением к сюжету становится вопрос: «Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?». Для стихотворных форм подобное начало не является новаторским, но оно хорошо помогает влиться в атмосферу произведения с первых строк.

Жуковский с помощью рифмы намеренно делит монолог Лесного царя, который, возможно, не существовал, с речью действительно существующих людей. Так автор разделяет мир реальный и мир фантастический. Однако в тексте нет четкого указания, что коварный дух – это только выдумка ребенка.

Главные герои и их характеристика

В балладе «Лесной царь» есть три персонажа: наездник, его маленький сын и Лесной царь. Все образы одинаково важны для понимания текста.

Жуковский не дает прямых описаний героев, кроме «ездока» — упоминается, что он старик. Он сильно переживает за ребенка, «летит» на коне сквозь лес, крепко прижимает мальчика к себе, однако все равно не успевает. Его сын зовется в произведении «молодым», «младенцем», что указывает на его юный возраст. Детям свойственно видеть фантастических существ в темноте, особенно когда им страшно. Более того, ребенок бредил. То есть он никак не мог поверить, что ему мерещится Лесной царь, пускай отец ему все объяснил.

Сам же фольклорный персонаж представляется бородатым зловещим видением, который заманивает мальчика к себе, обещая ему забавы и богатство. В чем-то образы Лесного царя и отца героя схожи: один с бородой, второй «старик», и они много говорят, как бы переманивая ребенка на свою сторону, пока он находится между двумя мирами.

Темы и проблемы

  1. В балладе раскрываются несколько тем. Самой очевидной из них становится тема смерти.В любые времена кончина ребенка – это трагедия, его очень жалко, так как обычно он ни в чем не виновен. В «Лесном царе» мальчик умирает в страхе – он не хочет уходить с повелителем лесов, тот пугает его и даже угрожает: «Неволей иль волей, а будешь ты мой». Ребенок, угасая, продолжал сопротивляться – он не поддавался на уговоры духа, который обещал ему вечные забавы, золото и жемчуга. Он умирает в муках: ему кажется, что Лесной царь догнал его, и поэтому он начинает задыхаться и кричать.
  2. Другой темой становится противостояние мира реального и мира фантастического: как и в других своих балладах, Жуковский сталкивает их, и основной герой не понимает, где настоящее и где придуманное. Это основная тема в произведении. К сожалению, в «Лесном царе» мальчик проигрывает миру фантастическому; нельзя утверждать, что он с ним борется, ведь он не верит объяснениям отца, который трактует его видения в рамках реальности.
  3. Основная проблема, поставленная писателем, заключается в том, что человек не всегда способен победить невзгоды, которые ему встретились на жизненном пути. Злой рок неумолим, судьбу невозможно переписать. Так, мальчик сильно заболел, и читатель не знает, в какой момент: возможно, отец повез его к лекарю в соседнюю деревню (так как не в каждом крестьянском поселении был свой врач); а может, мальчика начала мучить лихорадка уже в течение поездки, и мужчина не мог даже предвидеть такого развития событий. В любом случае, случилось так, что у героя не было возможности победить то, что ему предназначалось.

Главная мысль

В балладе раскрыто типичное для романтизма противостояние героя и высших сил, рока, предназначения. Жуковский делает его более реалистичным, чем Гете: если у немецкого поэта отец ребенка так же видит Короля эрлов, как и его сын, то у российского автора Лесного царя видит исключительно ребенок. М. И. Цветаева справедливо отмечала: у Жуковского мальчик «увидел оттого, что дрожит», а у Гёте – «задрожал оттого, что увидел». Основная идея произведения Жуковского заключается в том, чтобы передать мистическое переживание человека накануне смерти. Ребенок видит ее в образе Лесного царя, сопротивляется, но ничего не может изменить. Гете закладывал в свое произведение иной смысл: его фантастический герой — не метафора смерти и не плод воображения, а реальный персонаж.

В романтизме авторы обычно ориентировались на более чувственные, социальные вещи, такие как отчуждение, одиночество, упадок общества. Жуковский создает бытовую историю – болезнь, которая приобретает фантастические мотивы. Он показывает, что в качестве рока могут выступать не только испытания, полученные от социума.

Чему учит?

Жуковский в своей балладе «Лесной царь» изображает ситуацию, в которой Зло, казалось бы, побеждает Добро. Но является ли данная история противостоянием высших сил? Автор призывает читателей быть более чуткими друг к другу, не терять надежду и бороться до конца. Так делал мальчик – он пытался спастись от Лесного царя, пускай ему это и не удалось; так делал и его отец – он «летел» на коне, спрашивал ребенка, как тот себя чувствует, пытался донести до него, что повелитель леса ему только мерещится.

Баллада «Лесной царь» не может оставить никого равнодушным, и этим она уникальна. Жуковский создает сюжет, более близкий российскому читателю, что помогает вызвать глубокий эмоциональный отклик в душе.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: