Золя и его отношение к литературной деятельности «реалистической школы»: сочинение

Характеристика развития литературы в соответствии со стилями: романтизм, реализм, символизм, натурализм

Романтизм в литературе – сложное многогранное явление, охватывающее внешне непохожие произведения искусства.

Для романтизма характерна неизвестная для того времени в литературе степень проникновения в глубины человеческой души. Романтики часто противопоставляли действительности мечту. Презирая весь буржуазный уклад жизни, они считали его предметом скучным, пошлым, недостойным изображения и искали большие чувства и страсти. Маркова А.Н. Культурология [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. А.Н. Марковой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. с. 402.

Романтизм главенствовал в европейской литературе многие десятилетия. Именно в этот период расцвела лирика. Поэт стал романтическим героем, противопоставляющим себя унылым будням, живущим иной жизнью: жизнью своих поэтических эмоций и переживаний.

Романтики открыли многообразие поэтических форм, богатство инноваций; отказавшись от правил классицизма, они смогли передать подлинные человеческие чувства.

Мир и человек в романтической литературе оказались сложнее и многозначнее, чем в романах просветителей. Культу разума классицизма и просветительства романтики противопоставляли культ чувства, принципу отражения жизни – принцип условности.

Новый романтический герой был одинокой загадочной личностью. Уйти от обыденной жизни можно было по-разному: просто уехать – и герой-романтик бежит от общества в иные, как правило, экзотические страны, можно было уйти в себя, сосредоточившись на собственных переживаниях, и необходимым становилось всепоглощающая любовная страсть, проявляющая всю непохожесть романтического героя на обычных людей с их мелкими чувствами.

Джордж Байрон (1788-1842) представлял собой яркий тип художника – романтика, дав название целому художественному направлению – байронизму. Сама жизнь Байрона стала легендой. Родившись в аристократической семье, он связывает свои устремления, как с литературой, так и с политикой.

Самым известным героем Байрона стал Чайльд Гарольд, герой поэмы «Паломничество Чайльда Гарольда» (1812 г.). Именно это произведение сделало Байрона знаменитым. Образ Чайльда Гарольда – это образ английского аристократа, отправившегося в путешествие по дальним странам. Поэма стала эталоном романтической жизни.

В поэме Байрона присутствует целый ряд деталей его биографии, что дало основание для отожествления автора и его героя. Сначала Байрон протестовал, а затем и сам стал вести повествование от первого лица. Кем бы ни был байроновский герой, он всегда чужой среди людей. Он презирает законы общества, нарушает моральные запреты, но последней надеждой его благородного сердца оказывается любовь. Эта любовь всегда обречена и оказывается последней трагедией героя. Александров Н.Н. Лорд Байрон: Его жизнь и литературная деятельность. — Изд. Ф. Павленкова. с. 5, с. 28.

Другом Байрона был Перси Биши Шелли (1792-1822), происходивший так же из аристократической семьи. Шелли покинул родину, провел много лет в Италии. С большим сочувствием относился к идеям Французской революции. Творческое наследие Шелли, несмотря на его короткую жизнь, было достаточно разнообразным. Его перу принадлежат стихотворения, поэмы, оды. Особую известность получила лирическая драма «Освобожденный Прометей». Шелли романтизировал и саму поэзию как вид творчества, считая, что она является не просто воображением, но и создает вечные образы.

Будучи поэтом – романтиком, Шелли широко использовал библейские и мифологические образы, символы и аллегории. Его яркий поэтический путь был прерван ранней смертью. Обращаясь к истории, писатель стремился понять ее тенденции, позволяющие осмыслить современную действительность.

В центре произведений Шелли находится романтический герой, развертывается увлекательная любовная линия. Его поэтическое творчество выделялось действительно необыкновенным разнообразием, тонкостью лирического переживания.

Шотландский писатель Вальтер Скотт (1771-1832) открыл новый жанр в литературе – исторический роман. На прошлое писатель смотрел глазами романтика, видя в нем ту яркость событий и переживаний, которой не доставало в обыденном течении жизни. Для своих романов В. Скотт выбирал исторически переломные моменты, когда решались судьбы целых народов. Самыми известными его произведениями стали: «Пуритане», «Айвенго», «Квентин Дорвард».

У Вальтера Скотта всегда вызывало живой интерес прошлое его семьи, его родины – Шотландии, причем его память не упускала мельчайших подробностей и деталей. Романтизм в творчестве В. Скотта сочетался с реалистическим началом. В его романах судьба отдельного человека зависит от хода исторического развития. Перу Скотта принадлежат 28 романов, в которых перед читателем разворачивается целый мир событий и чувств панорама жизни Англии и Шотландии на протяжении нескольких столетий, от XII до XIX в. В. Скотт считал, что для писателя точность должна стать необходимым условием создания исторического романа: он тщательно изучал обычаи, костюмы, документы. Источниками сведений для Скотта служили летописи, он строил повествование с опорой на исторические факты. Эпоха Средневековья увлекает писателя своей суровостью и благородством, не случайно романы В. Скотта помогают не только узнать, но и почувствовать историю.

Английский писатель Чарльз Диккенс (1812-1870) представляет реалистическое направление в литературе. В его романах показана жизнь Англии XIX в. с ее конфликтами и противоречиями. Особенности творчества Диккенса во многом определялись чертами личной биографии писателя.

Слава пришла после публикации романа «Посмертные записки Пиквикского клуба», в котором перед читателем предстает целая галерея смешных и гротесковых персонажей.

В творчество Диккенса входит социальная тема: в романах «Холодный дом», «Домби и сын», «Тяжелые времена» Диккенс критикует жестокость собственников, бюрократизм государства, алчность и двуличие людей. Диккес был сторонником нравственного перевоспитания членов общества. Он прославляет людей из народа, всегда добрых и великодушных, даже романтизирует их. В истории литературы остался термин «диккенсовская Англия», настолько огромен и многолик мир его романов, населенный множеством персонажей, принадлежащих к разным социальным слоям. Иванов Г.В., Калюжная Л.С. 100 великих писателей – Изд. «Вече», 2013 г. с. 102.

Рассказ об английской литературе был бы неполным без упоминания Оскара Уайльда (1856-1900). Обратившись к жанру сказки, Уайльд опубликовал сборник «Счастливый принц». Затем появился второй сборник сказок «Гранатовый домик». Эти произведения обращены не только детям. Сказочный мир Уайльда был необыкновенно утонченным, замысловато образным, многозначным.

В предисловии к своему известному роману «Портрет Дориана Грея» Уайльд писал: «Искусство – зеркало, отражающее того, кто в него смотрится, а вовсе не жизнь». Роман является одной из версий мифа о Фаусте: молодой Дориан Грей продает душу искусителю, чтобы сохранить свою молодость и красоту.

Читайте также:
Какие натуралистические элементы есть в прозе Мопассана и Эмиля Золя: сочинение

Уайльд был известен как драматург. Его пьесы: «Идеальный муж», «Саломея» входят в мировой репертуар. Сам Уайльд в одном из писем назвал себя символическим выражением своего века. Творчество Уайльда закономерно относится к символизму. Цель искусства, по мнению Уайльда, – доставлять людям эстетическое наслаждение.

Многогранным было и творчество Генриха Гейне (1797-1856). Он получил юридическое образование и рано увлекся искусством, начав публиковать стихи, а затем выпустив «Книгу песен». Поэзия Гейне стала высшим выражением немецкого романтизма. Он говорил о своих чувствах без патетики, просто и естественно, временами даже иронично. В поэтическом творчестве Гейне тесно сплетены литературное мастерство и задушевность, идущая от традиций народной немецкой поэзии. Стихотворения поэта становились даже народными песнями. Как и в немецкой песне, стихи Гейне представляют собой лирический монолог, в котором перекликаются чувства и явления природы.

Политическая направленность творчества Гейне проявилась в поэме «Германия. Зимняя сказка». Используя фантастические образы, сны и видения, Гейне, однако обращается к реальным и злободневным проблемам. Поэма написана под впечатлением поездки на родину из новой Франции. Кроме образа родины в поэме предстает и образ поэта, глубоко эмоциональной и ранимой творческой личности, каким и остался в истории литературы Гейне как представитель романтического направления. Иванов Г.В., Калюжная Л.С. 100 великих писателей – Изд. «Вече», 2013 г. с. 154.

Основоположником французской литературы романтизма считается Франсуа де Шатобриан (1768-1848). В историю литературы вошел как создатель ярких образов романтических героев.

Главное произведение Шатобриана трактат «Гений христианства», произведение, в котором автор рассматривает католицизм как самую поэтическую религию, раскрывшую новый мир человеческих чувств. В текст трактата включены две повести «Атала» и «Рене», ставшие особенно знаменитыми и публиковавшиеся отдельно. Именно Рене стал первым в литературе героем, от которого берет начало череда романтических персонажей, страдающих «мировой скорбью». Шатобриан оказал решающее влияние на формирование французского романтизма.

Французского писателя Стендаля (настоящее имя Мари Анри Бейль) (1783-1842) нельзя отнести к какому-либо направлению, в его творчестве сплелись как романтические, так и реалистические тенденции. Включившись в борьбу романтиков за новую литературу, он создал, однако, иную реалистическую эстетику. Стендаль был историком и исследователем нравов общества. Как художник-психолог Стендаль со всеми тончайшими оттенками анализирует мысли и чувства человека, его противоречивые порывы. Писатель стремился создать многогранный образ эпохи, а не только описать характеры. В романе «Красное и черное» Стендаль создал картину жизни современного общества, не случайно роман имеет подзаголовок – «Хроника XIX века».

В книге «Красное и черное» проступают черты романа воспитания: не знающий жизни юноша Жюльен Сорель постепенно набирается опыта, приходя к выводу, что честному и умному человеку нет места в обществе. Для героя характерно умение и стремление познавать окружающий мир, соединение таланта с расчетом. Развитие психологии героя Стендаль связывает с воздействием внешнего мира, и в его романе Сорель является тонким и внимательным наблюдателем жизни.

В романе «Люсьен Левен» автор рассказывает историю духовного развития молодого человека, при этом главным оказывается изображение общества, увиденного глазами прозревшего, освобождающегося от иллюзий молодого человека.

Замысел романа «Пармская обитель» появился у Стендаля в Италии. В центре сюжета также судьба юноши Фабрицио даль Донго. В этом романе Стендаль выражает свою мысль о том, что человек не может быть счастлив в этом несчастном обществе религиозных догм и тирании власти.

Главой реалистической школы в первой половине XIX в. был Оноре де Бальзак, считающийся классиком социального романа. Бальзак создал большой цикл произведений, романов и повестей, который впоследствии объединил под общим названием «Человеческая комедия». Этот цикл включает в себя более 90 романов.

Бальзак был поразительно работоспособен. Европейскую славу ему принесли романы «Шагреневая кожа», «Евгения Гранде», «Отец Горио», «Утраченные иллюзии», новелла «Гобсек». Стремление писателя дать широкую панораму жизни современной ему Франции не могло найти полного воплощения в одном романе, и Бальзак приходит к идее целого цикла произведений, которые должны были стать энциклопедией общественной жизни. И действительно, без «Человеческой комедии» наше представление о XIX в. было бы неполным.

Писатель рассматривает современное ему общество через изображение личных отношений, семейных историй. Причем каждый из героев представляет отдельную социальную группу и выражает ее суждения. Ставший нарицательным именем Растиньяк представляет молодых честолюбцев, использующий полезные связи – типичный образ своего времени. Образ Растиньяка Бальзак показывает в развитии от наивного провинциала до утратившего все иллюзии, научившегося жить по правилам этого мира министра и миллионера.

Бальзак умело сочетал социально-типическое и индивидуальное, он был мастером-психологом, использовал обширнейший художественный материал. Романы Бальзака стали образцом реализма первой половины XIX в. Иванов Г.В., Калюжная Л.С. 100 великих писателей – Изд. «Вече», 2013 г. с. 37.

Эмиль Золя (1840-1902) был главой натурализма. Как писатель Золя весьма осознанно подходил к избранному им методу, считая, что произведение искусства похоже на уголок природы, увиденный через темперамент художника. Мировую известность Золя принес цикл романов «Ругон-Маккары». В романе «Западня» Золя обратился к теме социальных низов, расширяя сферу художественного в соответствии с принципами эстетики натурализма. Золя выступил и как теоретик натурализма, выдвинув концепцию научного экспериментального романа. Тщательное наблюдение и изучение натуры должно быть, по его мнению, методом не только ученого, но и писателя.

К натурализму как литературному направлению можно отнести и творчество Ги де Мопассана (1850-1893). В историю литературы Мопассан вошел, прежде всего, как новеллист, но огромную известность принесли ему романы («Жизнь», «Монт-Ориоль», «Милый друг»). Важное место в новеллистике Мопассана занимала тема любви. Во многом это объясняется тем, что Мопассан, как и другие писатели-натуралисты, обратился к запретной прежде для литературы теме плоской любви. Многие произведения Мопассана посвящены раздумьям о существовании людей, заслуживающих лучшей доли, о неизбежной трагедии старости и смерти.

Читайте также:
Какие натуралистические элементы есть в прозе Мопассана и Эмиля Золя: сочинение

В конце XIX в. в искусстве сложилось новое направление – символизм. Наиболее крупными представителями французского символизма были Шарль Бодлер, поэты Поль Верлен, Стефан Малларме, Артюр Рембо.

Шарль Бодлер (1821-1867) рано начинает литературное творчество. Самым значительным его произведением стал стихотворный сборник «Цветы зла», представляющий собой исповедь поэта. Откровенно изображает Бодлер самые темные стороны своей души. Предметом исследования он избирает зло, порок. Поэт становится чужаком, которого не принимает толпа, обвиняя в безнравственности. Его любовь всегда трагична. В образах бодлеровской поэзии начинается стирание грани между воображаемым и реальным. Творчество Бодлера продолжало романтические традиции французской поэзии, и вместе с тем он уже являлся предтечей символистов. В поэзии Бодлера передано мучительное раздвоение личности, колебание между добром и злом, для выражения которого автором был найден новый поэтический язык. Иванов Г.В., Калюжная Л.С. 100 великих писателей – Изд. «Вече», 2013 г. с. 68.

Поль Верлен (1844-1896) был завсегдатаем французских литературных салонов. Большое влияние на него оказало творчество Бодлера. Однако у Верлена сложился собственный стиль, которому свойственны музыкальность, способность к передаче самых тонких движений души и меланхолическая интонация. Полотнами Ватто и Фрагонара навеян сборник «Галантные празднества». Для Верлена характерна тенденция к субъективизации художественного мира: даже зарисовки природы растворились в глубоко личном восприятии поэт, складываясь в особый «пейзаж души». Лучшей книгой Верлена стал сборник «Романсы без слов», где сделан шаг к слиянию музыки и поэзии, к замене смысла звучанием. Верлен считал музыкальности важнейшим принципом новой поэзии. Задача поэзии – по мнению Верлена, – выражение невыразимого, а поэт – это медиум, движимый интуицией, а не логикой. Будучи мэтром символизма, Верлен был связан с импрессионизмом, поскольку стремился скорее к передаче впечатлений, чем к созданию символов.

Классический реализм (международные отношения) – Classical realism (international relations)

  • Идеализм
  • Теория демократического мира
  • Капиталистический мир
  • Республиканский либерализм
  • Неолиберализм
  • Либеральный институционализм
  • Школа английского языка
  • Межправительственность ( либеральный межправительственный подход )
  • Международная политическая экономия
  • Феминизм
  • Зеленая теория
  • Теория гегемонической стабильности
  • Копенгагенская школа
  • Функционализм ( неофункционализм )
  • Постмодернизм
  • Постколониализм
  • Межкоммунализм
  • Международная этика
  • Историческая социология
  • Теория режима
  • Теория государственного картеля
  • Геополитика
  • v
  • т
  • е

Классический реализм – это теория международных отношений реалистической школы . Реализм основан на предположениях, что: государства являются главными действующими лицами в системе международных отношений, отсутствует наднациональная международная власть , государства действуют в своих собственных интересах, а государства хотят власти для самосохранения. Классический реализм можно отличить от других форм реализма, поскольку он уделяет особое внимание человеческой природе и внутренней политике как ключевому фактору в объяснении поведения государства и причин межгосударственного конфликта. Теория классического реализма придерживается пессимистического взгляда на человеческую природу и утверждает, что люди по своей природе не доброжелательны, но вместо этого они эгоистичны и действуют из страха или агрессии. Кроме того, он подчеркивает, что эта человеческая природа отражается государствами в международной политике из-за международной анархии.

Классический реализм впервые возник в его современной форме в межвоенный период (1918-1939 гг.), Когда в эту эпоху начала расти академическая область международных отношений . Классический реализм в межвоенный период развился как ответ на выдающееся положение идеалистических и утопических теорий в международных отношениях того времени. Либеральные ученые в то время объясняли конфликт плохими социальными условиями и политическими системами, в то время как видные политики сосредоточили свое внимание на создании уважаемого свода международного права и институтов для управления международной системой. Эти идеи критиковались реалистами в 1930-х годах, которые выступали против утопических и идеалистических взглядов на международные отношения и оспаривали их способность предотвращать конфликты. После Второй мировой войны классический реализм стал более популярным как в академической, так и во внешней политике / дипломатии. Неспособность международной системы предотвратить войну и последовавший за ней конфликт «холодной войны» стали ключевым фактором, способствовавшим достижению этой значимости.

В течение 1960-х и 1970-х годов теории классического реализма теряли популярность и становились менее заметными, поскольку теоретики структурного реализма (неореалисты) выступали против использования человеческой природы в качестве основы анализа и вместо этого предлагали объяснение межгосударственного конфликта через анархическую структуру международной системы. более эмпирически. В отличие от неореализма, классический реализм утверждает, что структура международной системы (например, арнархия) формирует типы поведения, в которых государства могут участвовать, но не определяет поведение государства. В отличие от неореализма, классические реалисты не считают, что главной целью государства является выживание. Поведение государства в конечном итоге неопределенно и условно.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Теоретические истоки
    • 1.1 Фукидид
    • 1.2 Никколо Макиавелли
    • 1.3 Томас Гоббс
  • 2 Предположения и теории
    • 2.1 Человеческая природа
    • 2.2 Понимание государства
    • 2.3 Государственная погоня за властью
    • 2.4 Баланс сил
    • 2.5 Шесть принципов политического реализма Ханса Моргентау
  • 3 ключевые дискуссии
    • 3.1 Идеализм и реализм
    • 3.2 Неореализм и классический реализм
  • 4 ссылки

Теоретические истоки

Писатели-классики-реалисты черпали из идей более ранних политических мыслителей, в первую очередь Никколо Макиавелли , Томаса Гоббса и Фукидида . Эти политические теоретики не считаются частью современной школы классического реализма, но их труды считаются важными для развития теории. Этих мыслителей иногда призывают продемонстрировать «вневременность» реалистической мысли; ученые оспаривают, в какой степени эти мыслители придерживались реалистических взглядов.

Фукидид

Фукидид был древним афинским историком (460–400 гг. До н. Э.). Произведения Фукидида содержат значительные параллели с произведениями классических реалистов. В «Мелианском диалоге» Фукидид критикует моралистические аргументы, выдвигаемые государствами, утверждая, что вместо этого они мотивируют государства личными интересами и государственной властью, а идеалистические аргументы скрывают это. Его труды были важной темой для дискуссий в области международных отношений. Научный интерес к Фукидиду достиг пика во время холодной войны, когда исследователи международных отношений сравнили двухполярность США и России и его версию конфликта между Афинами и Спартой. Рустен описывает влияние Фукидида на международные отношения как «после Второй мировой войны многие американские деятели (и те ученые, которые их учили) считали Фукидида прототипом политического аналитика времен холодной войны».

Читайте также:
Какие натуралистические элементы есть в прозе Мопассана и Эмиля Золя: сочинение

Никколо Макиавелли

Никколо Макиавелли был политологом и дипломатом в Республике Флоренции (1469-1527). Его работы расходились с традициями политической теории его времени. В своем тексте «Принц» он выступал за разделение морали и политики, в то время как в то время политическая теория находилась под сильным влиянием религиозных идеалов. Макиавелли также утверждает, что люди должны смотреть на вещи такими, какие они есть, а не такими, какими они должны быть, и оправдывает использование силы как средства достижения цели. Работы Макиавелли занимали видное место в западной политической науке, и это распространилось на область международных отношений, где его сочинения были источником либеральных и реалистических дебатов.

Томас Гоббс

Томас Гоббс был английским политическим философом (1588–1679). Основное внимание Гоббса уделялось не международным отношениям, но он оказал влияние на теорию классического реализма через его описания человеческой природы, теории государства и анархии и его внимание к политике как борьбе за власть. Теория Гоббса о «международном естественном состоянии» проистекает из его концепции, согласно которой мир без правительства ведет к анархии. Это расширяет концепцию « естественного состояния» Гоббса, которая представляет собой гипотетический сценарий о том, как люди жили до образования обществ, и о роли обществ в наложении ограничений на естественные права и свободы для создания порядка и потенциального мира. Из-за отсутствия международного сообщества международная система считается постоянно анархической. Майкл Смит описывает значение этой теории для реализма следующим образом: «Состояние природы [Гоббса] остается определяющей чертой реалистической мысли. Его представление о международном состоянии природы как о состоянии войны разделяют практически все, кто называет себя реалистом “.

Предположения и теории

Поскольку многие деятели 20-го века, связанные с классическим реализмом, находились под сильным влиянием историков и / или стремились повлиять на политиков, работы в классическом реализме имели тенденцию указывать на множество причин для широкого диапазона результатов, а также на перекрестные аналитические уровни анализ.

Человеческая природа

Теория классического реализма объясняет международные отношения через предположения о человеческой природе . Теория пессимистично относится к человеческому поведению и подчеркивает, что люди в первую очередь мотивированы личными интересами, а не высшими моральными или этическими устремлениями. Теоретически поведение состояний продиктовано основными первичными эмоциями, например, Томас Гоббс описал страх или агрессию как фундаментальные мотивации. Человеческая природа не считается изменчивой, но управляемой только тогда, когда ее помещают в социальные границы. Классический реализм придерживается пессимистического взгляда на человеческую природу, но точная форма, которую он принимает, обсуждается, поскольку некоторые классические реалисты сосредотачиваются на личных интересах и желании выживания как основных аспектах человеческой натуры, в то время как другие верят в то, что люди по своей природе жестоки, эгоистичны и эгоистичны. дикий.

Классические реалисты считают, что их пессимистическое видение человеческой природы находит отражение в политике и международных отношениях. Ганс Моргентау в своей книге «Политика среди наций» утверждает, что «политика регулируется объективными законами, уходящими корнями в человеческую природу». Теория подчеркивает, что международные отношения формируются тенденциями человеческой природы, поскольку они не изменчивы, а могут контролироваться только высшими органами. власть, такая как государство, осуществляющее порядок. Из-за анархической международной системы, которая означает, что в международной системе нет центральной власти, государства не сдерживаются из-за отсутствия порядка и в результате могут свободно выражать свою человеческую природу.

Понимание государства

Теория классического реализма рассматривает государство как наиболее значительную единицу анализа и считает его более значимым онтологически, чем структура международной системы. Теория классического реализма приписывает значительную свободу действий государственным субъектам и считает, что по мере изменения государства меняется и международная система. Это контрастирует с неореалистической теорией, которая утверждает, что структура международной системы онтологически превосходна, и рассматривает государства как унитарные, что означает, что они рассматриваются как рациональные субъекты, объективно преследующие свои национальные интересы . Классические реалисты не рассматривают государства как унитарные и признают, что они формируются отношениями государства и общества, а также международными нормами; из-за такой концепции государства они не рассматривают действия государства как рациональное преследование национальных интересов.

Анализируя международную систему, классические реалисты различают ревизионистские государства и статус-кво . Это означает, что они пытаются понять, какие государства стремятся создать новый международный порядок, как это влияет на международную безопасность и выражается в актах агрессии или причинах войны. Это контрастирует с неореалистической теорией, которая имеет унитарный взгляд на государства и поэтому не учитывает роль ревизионизма в объяснении государственной агрессии в международной системе.

Государственная погоня за властью

Классические реалисты объясняют государственный конфликт и погоню за властью , предполагая, что они являются результатом человеческой природы. Предполагается, что в человеческой природе существует жажда власти, которая заставляет государства накапливать ее, что было возможно. Государства не только мотивированы стремиться к власти ради безопасности и выживания, но также могут быть мотивированы страхом, честью и славой или просто стремятся к власти ради самой власти.

Считается, что государства отражают человеческую природу, а анархическая международная система не считается первопричиной стремления к власти, а скорее фактором, способствующим этому. Что касается объяснения стремления государств к власти, классический реализм отличается, поскольку более поздние теории уделяют меньше внимания предположениям о человеческой природе, а вместо этого сосредотачиваются на структуре международной системы. Ученые-неореалисты утверждают, что государства стремятся к безопасности, и объясняют погоню за властью средством обеспечения безопасности, что контрастирует с теорией классического реализма.

Современные исследователи международных отношений отмечают, что классические реалисты спорят о том, в какой степени стремление к власти является врожденным биологическим побуждением, в отличие от власти, являющейся методом самосохранения.

Баланс сил

Баланс сил – ключевой аналитический инструмент, используемый реалистической теорией. В классическом реализме есть два ключевых аспекта баланса сил: во-первых, баланс сил понимается как непреднамеренный результат соревнования великих держав, которое происходит из-за постоянного стремления нескольких государств к власти с целью доминирования над другими, ведущего к равновесию. Во-вторых, баланс сил также понимается как усилия государств по достижению равновесия посредством использования идейных или материальных сил, таких как союзы. Реалисты считают баланс сил желательным, поскольку он создает неспособность доминировать над другим государством и, следовательно, обеспечивает безопасность, поскольку менее вероятно, что государства будут участвовать в конфликте или войне, которую они не могут выиграть.

Читайте также:
Какие натуралистические элементы есть в прозе Мопассана и Эмиля Золя: сочинение

Реалисты также предполагают, что баланс сил ведет к «дилемме безопасности». Дилемма безопасности – это сценарий, в котором одно государство увеличивает свою мощь, чтобы защитить себя и создать безопасность, но это побуждает другие государства увеличивать свою мощь, что приводит к спиралевидному эффекту, когда обе стороны втягиваются в постоянное увеличение своих оборонительных возможностей, несмотря на нежелание конфликт. Классические реалисты часто делают акцент на неизбежности этого процесса из-за акцента на пессимистическом понимании человеческой природы как эгоистичных ведущих государств, постоянно желающих власти. Это контрастирует с неореалистами, которые подчеркивают, что дилемма безопасности не является неизбежной, а вместо этого часто является самоисполняющимся пророчеством.

Шесть принципов политического реализма Ханса Моргентау

Во втором издании книги Ханса Моргентау «Политика среди народов» есть раздел «Шесть принципов политического реализма», который составляет самую известную часть книги. Значение Ганса Моргентау для международных отношений и классического реализма было описано Томпсоном в 1959 году как «большая часть литературы по международной политике – это диалог, явный или нет, между Моргентау и его критиками». Шесть принципов политического реализма Моргентау (перефразируя их) таковы: Международная политика регулируется законами, вытекающими из человеческой природы. Реализм анализирует власть, а власть позволяет преследовать национальные интересы, а это означает, что национальные интересы определяются как власть. Реализм признает моральное значение политического действия, но признает необходимость безнравственности в успешной политике. Политический реализм не отождествляет мораль отдельной нации с универсальной моралью.

Ключевые дебаты

Идеализм и реализм

В 1920-е и 1930-е годы произошли «первые большие дебаты» в международных отношениях между реалистами и идеалистами. Однако некоторые современные историки оспаривают это утверждение и вместо этого предполагают, что это упрощает более широкий круг дискуссий. В межвоенный период либерализм был доминирующей парадигмой в теории международных отношений, но это оспаривалось теоретиками классического реализма. Публикация EH Карра « двадцатилетний кризис » рассматривается как центральный аргументам классического реализма в этот период времени. Карр выступал против утопических и идеалистических взглядов на международные отношения, а также против достоинств и успеха Лиги Наций. После Второй мировой войны и неспособности системы международных отношений предотвратить войну многие увидели в этом победу теории реализма.

Неореализм и классический реализм

В 1960-х и 1970-х годах произошли «вторые великие дебаты» в области международных отношений. После поведенческой революции ученые начали делать новый акцент на создании более эмпирической методологии анализа международных отношений. Ученые-неореалисты критиковали то, как ученые-классики-реалисты создавали методологии, которым не хватало стандартов доказательства, чтобы считаться научными теориями. Классические реалисты подчеркивали человеческую природу как первичную форму объяснения международной системы; Вместо этого неореалисты сделали упор на интернациональную структуру. Теория международной политики Кеннета Вальца была критическим текстом в этих дебатах, поскольку она утверждала, что международная анархия является ключевым элементом международной политики. После этой эпохи доктрины классического реализма стали менее заметными в пользу неореализма.

Значение слова ДОДЭ в Литературной энциклопедии

1.[/b] [trn][m2]Альфонс [Alphonse Daudet, 1840—1897] — французский романист. Сын фабриканта, разоренного в революцию 1848 (рабочие подожгли его фабрику), Д. принадлежал к среде провинциальной торговой буржуазии. В его семье монархические воззрения, легитимизм, сочетались с ненавистью к революции. Дед его, роялист, был убит в дни террора. После смерти отца Д. два года учительствовал в Алэ. В автобиографическом романе «Малыш» (Le petit Chose, histoire d’un enfant, 1868) он рассказывает об этой полосе своей жизни. 18-летним юношей Д. прибыл в Париж искать счастья в литературе. Дебютировал стихотворениями («Les [m2]341 Amoureuses»). Обратил на себя внимание сказками в духе провансальских преданий («Письма с мельницы» — «Lettres de mon moulin»). В этих новеллах сказочный элемент постепенно уступает место бытовым очеркам. Осада Парижа пробудила патриотические чувства Д., и он вступил солдатом в пехотный полк. В «Lettres ? un absent» [1871] он описал свои впечатления. Шумный успех имели его «Необычайные приключения Тартарена из Тараскона» (Les aventures prodigieuses de Tartarin, 1872) — остроумное, полное искреннего юмора изображение фанфаронства. Сам провансалец, Д. часто выбирает своих героев среди земляков и переносит действие на родной юг. Похождения Тартарена разрослись в трилогию: 2 часть — «Tartarin sur les Alpes» [1888] и 3 часть — «Port Tarascon, derni?res aventures de l’illustre Tartarin» [1890]. «Фромон Младший и Рислер Старший» [1874] — первый настоящий роман Д. В романе «Robert Helmont» [1874] картины осады Парижа и зарождающейся Коммуны даны без всякого понимания изображаемого. Далее следуют романы: «Жак» [1876], «Набаб» [1877], «Короли в изгнании» (Les rois en exil, 1879), «Нума Руместан» [1881], «L’Evangeliste» [1883], «Сафо» [1884], «Бессмертный» (L’Immortel, 1888), «Маленький приход» (La petite paroisse, 1895) и посмертный — «Опора семьи» (Soutien de famille, 1898). Все они рисуют жизнь французского буржуазного общества эпохи Второй империи и Третьей республики. «Д. поставил в центре своей картины буржуазный Париж, мир фабрикантов и миллионеров, депутатов и писателей, жуиров и выскочек, мир капитала, его приспешников и паразитов» (В. Фриче). Примыкая к Гонкурам и Золя, Д. развертывает личную драму на некотором общественном фоне эпохи империи («Набаб») или консервативной республики Мак-Магона («Руместан»). В последних вещах Д. (в «Бессмертном», в «Опоре семьи») звучат более сильные нотки, и нежный юмор переходит в сарказм. Не разоблачая социальной несправедливости, Д. при описании человеческих несчастий «униженных и оскорбленных» порою проникается гневной иронией (напр. в «Жаке», к-рый сам Д. назвал книгой «сострадания, иронии и гнева»). В романах Д. самое лучшее — описания: картины Парижа, предместий и улиц, провансальских празднеств, обстановка фабрики, вокзал с последними отправляющимися поездами, с его затихающим шумом и засыпающей деятельностью и т. д. Д. написал ряд пьес, из к-рых наиболее известная — «Арлезианка» (музыка Бизе). Воспоминания Д. («Trente ans de Paris» и «Souvenirs d’un homme de lettres») содержат интересные свидетельства и записи современника и представляют ценный материал для характеристики его эпохи и его творческих приемов. В эпоху империи Додэ — секретарь герцога де Морни, любимца Наполеона III — лойяльный монархист, в эпоху республики — [m2]342 умеренный и равнодушный к политике республиканец, вернее — интеллигентный обыватель, не чуждый сентиментальных симпатий к романтизированному роялизму. Даже в своих нравоописательных романах Д. не выходит за круг буржуазных взглядов и представлений. Ему чужд воинствующий социальный пафос Золя. Изображая те или иные стороны современной ему жизни, Д. не вскрывает общественных отношений, он всецело остается на почве этих отношений, в его глазах законных и нормальных. Творчество Д. — выражение психоидеологии консервативной, в лучшем случае умеренно-либеральной городской средней и мелкой буржуазии. Он удовлетворял их спрос на литературно-доброкачественное занимательное чтение, немного сентиментальное, немного обличающее, но скорее слегка покалывающее, нежели серьезно ранящее. Д. действенно не организует. Всего лишь в нескольких произведениях («Фромон и Рислер», два-три рассказа, и особенно «Жак») он выводит рабочих, но не объясняет их страданий капиталистической эксплоатацией, не пытается даже подойти к теме о взаимоотношениях капитала и труда. В его произведениях — душевные коллизии, «драмы сердца», история жизни отдельных личностей, описание нравов, без особенного захвата вглубь, мастерское воспроизведение внешнего быта, но борьбы классов в них нет. Изображая министров («Набаб», «Руместан»), он рисует ту или иную черту их характера, часто с заметным сочувствием, но «не показывает их в работе, в подавлении страны и в раздаче денег и почестей» (Золя), как агентов классовой власти. В романе «Короли в изгнании» как будто дается сатира на легитимизм, но тем не менее представители павшей королевской власти пользуются сочувствием автора. Бернар Жансуле («Набаб») — это бедняга, несчастный от своего чрезмерного богатства. Автор любит и жалеет его. «Нума Руместан» — это нетипический портрет политического деятеля Третьей республики, это — беззлобно написанная история приключений южанина, благодаря своему пустозвонному красноречию попавшего в министры; при этом как министр он не показан. И только с оговорками можно назвать Д. изобразителем общественной жизни. Внутренняя социальная динамика, движущие силы общественного процесса — вне поля его зрения. Политический и общественный фон у него только намечен. Он наблюдал жизнь трудовых элементов мелкой буржуазии, видел нищету, но как-то не замечал всего этого, как явления социального. Он подмечал гл. обр. «общечеловеческое»: любовь и разочарование, узко семейные или узко личные радости и горести. По примеру Диккенса, с которым у него столько общего (с автором «Оливера Твиста» его особенно роднит мастерство в изображении страдающих детей), Д. желает только исправить буржуазное общество, но не изменить его в корне. Испорченности отдельных представителей «верхов» он противопоставляет добродетель «незаметных [m2]343 людей». Чистоту, бескорыстие, честность и трудолюбие он находит в мещанстве. Но такие положительные персонажи выходили у него бледными, неубедительными и слишком отдавали условной добродетелью. Литературная деятельность Д. относится к периоду торжества натурализма. Но он принадлежал к его правому крылу. Некоторые критики не считают Д. натуралистом. Он оптимистически поэтизировал действительность, прикрашивал ее, идеализировал своих персонажей. Он считал, что роман не должен разочаровывать, лишать иллюзий. Д. затушевывал классовые противоречия и не обнажал полностью отрицательных явлений. Несмотря на классовую ограниченность, односторонность изображения и поверхностность Д., некоторые его страницы — шедевры художественной прозы, написанные прекрасным сочным яз. и полные лиризма и юмора. Библиография : I. Все романы Д. не раз переводились на русский яз. и печатались не только отдельными изданиями (ранее, с 70-х гг., в «толстых» журналах), но и были собраны в 12 тт. «Собр. сочин.», изд. бр. Пантелеевых, «Вестн. иностр. лит-ры», СПБ., 1894—1895 и в 5 тт. «Полн. собр. сочин.», изд. И. Маевского, М., 1913; Тартарен, «ЗИФ», 1926. С 1927 Гиз выпускает «Собр. сочин.» под ред. Н. Логрина (пока вышли: т. I — «Сафо», т. II — «Маленький человек», т. IV — «Короли в изгнании»). ?uvres compl?tes, 8 vv., 1899—1900. II. Лансон Г., История французской литературы, т. II, М., 1898 (и др. изд., т. III, СПБ., 1897); Золя Э., Моя ненависть, СПБ., 1903; Его же, Романисты-натуралисты, 1904; Веселовский А., Этюды и характеристики, т. II, изд. 4-е, М., 1912; Брандес Г., Литературные характеристики, 1908; Pellissier G., Le mouvement litt?raire au XIX-е si?cle, P., 1890 (есть русск. перев., M., 1891); Его же, Pr?cis de l’histoire de la litt?rature fran?aise; Daudet L., A. Daudet, sein Leben und seine Werke, Berlin, 1900; Burns M., La langue d’Alphonse Daudet, P., 1916; Martino P., Le naturalisme fran?ais, P., 1923; Lalou R., Histoire de la litt?rature fran?aise contemporaine, P., 1924. Б. Гиммельфарб 2.[/b] [trn][m2]Леон [L?on Daudet, 1867—] — современный французский романист и реакционный политический деятель, сын Альфонса Додэ. Романы Д., отмеченные влиянием писателя-роялиста Морреаса, за немногими исключениями («Le Voyage de Shakespeare» — «Путешествие Шекспира», 1924, перев. на многие яз.) грубо тенденциозны; они являются апологией монархизма и аристократии и «обличают» радикальных политических деятелей, еврейских банкиров и т. д. Успех романов Д. — «успех скандала». По форме Д. — эпигон натурализма. Библиография : I. На русск. яз. переведено: Перед войной, исслед. и документы о немецко-еврейском шпионстве во Франции со времен дела Дрейфуса, перев. Н. Лагова, изд. В. Березовского, СПБ., 1913; Les morticoles; Suzanne, 1896; Les id?es en marche, 1900; La romance du temps pr?sent; Lutte, 1907; H?r?do, L’entremetteuse; Le r?ve ?veill?. II. Луначарский А. В., Очерки французской литературы, ст. в «Запросах жизни», 1912, № 35; Doumic R., Les jeunes, 1896; Mirbeau O., Les ?crivains, 1926 (последн. изд.); Bainville J., Au seuil du si?cle, 1927; Martin du Gard M., V?rit?s du moment, P., 1928.

Читайте также:
Какие натуралистические элементы есть в прозе Мопассана и Эмиля Золя: сочинение

Творческий принцип реализма и черты реалистического стиля. В. Г. Белинский – теоретик русского реализма

Реализм в искусстве – это понятие, характеризующее познавательную функцию искусства: правда жизни, воплощенная специфическими средствами искусства, мера его проникновения в реальность, глубина и полнота ее художественного познания. В русской литературе XIX века с Белинского постепенно установилась диктатура эстетики реализма, диктатура реалистического миросозерцания, которая была завершена творчеством непоколебимых, абсолютных авторитетов: Толстого и Достоевского. Таким образом, данное течение во многом предопределила и задала направление развитию литературы России на десятки лет вперед.

Сегодня исследователи так определяют реализм: «Это художественное течение, имеющее целью возможно ближе передавать действительность, стремящееся к максимуму правдоподобия. Реалистическими мы объявляем те произведения, которые представляются нам близко передающими действительность, правдоподобными». 1 В XIX веке этот лозунг дает начало названию художественного направления.

В настоящее время выделяется два критерия определения реалистического произведения: 1) под реалистическим произведением понимается произведение, задуманное данным автором как правдоподобное; 2) реалистическим произведением называется такое произведение, которое читатель, имеющей о нем суждение, воспринимает как правдоподобное. 2

Начальный этап развития критического реализма в русской литературе 40-х гг. 19 в. носил условное название «натуральная школа». Этот термин, впервые употребленный Ф. В. Булгариным в пренебрежительной характеристике творчества молодых последователей Н. В. Гоголя, 3 был утвержден в литературно-критическом обиходе В. Г. Белинским, который полемически переосмыслил его значение: «натуральное», т. е. безыскусственное, строго правдивое изображение действительности.

Мысль о существовании литературной «школы» Гоголя, выражавшей движение русской литературы к реализму, Белинский развил раньше (ст. «О русской повести и повестях г. Гоголя», 1835, и др.); развёрнутая характеристика натуральной школы и её важнейших произведений содержится в его статьях «Взгляд на русскую литературу 1846 года», «Взгляд на русскую литературу 1847 года», «Ответ ««Москвитянину»«« (1847).

Выдающуюся роль собирателя литературных сил натуральной школы сыграл Н. А. Некрасов, составивший и выпустивший в свет её главные издания – альманах «Физиология Петербурга» (ч. 1-2, 1845) и «Петербургский сборник» (1846). Печатными органами натуральной школы стали журналы «Отечественные записки» и «Современник».

Читайте также:
Какие натуралистические элементы есть в прозе Мопассана и Эмиля Золя: сочинение

Для натуральной школы характерно преимущественное внимание к жанрам художественной прозы («физиологический очерк», повесть, роман).

Вслед за Гоголем писатели этого направления подвергали сатирическому осмеянию чиновничество (например, в стихах Некрасова), изображали быт и нравы дворянства («Записки одного молодого человека» А. И. Герцена, «Обыкновенная история» И. А. Гончарова и др.), критиковали тёмные стороны городской цивилизации («Двойник» Ф. М. Достоевского, очерки Некрасова, В. И. Даля, Я. П. Буткова и др.), с глубоким сочувствием изображали «маленького человека» («Бедные люди» Достоевского, «Запутанное дело» М. Е. Салтыкова-Щедрина и др.).

От А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова Н. ш. восприняла темы «героя времени» («Кто виноват?» Герцена, «Дневник лишнего человека» И. С. Тургенева и др.), эмансипации женщины («Сорока-воровка» Герцена, «Полинька Сакс» А. В. Дружинина и др.).

Натуральная школа новаторски решала традиционные для русской литературы темы (так, «героем времени» становился разночинец: «Андрей Колосов» Тургенева, «Доктор Крупов» Герцена, «Жизнь и похождения Тихона Тросникова» Некрасова) и выдвигала новые (правдивое изображение жизни крепостной деревни: «Записки охотника» Тургенева, «Деревня» и «Антон-Горемыка» Д. В. Григоровича и др.). В стремлении писателей натуральной школы быть верными «натуре» таились различные тенденции творческого развития – к реализму (Герцен, Некрасов, Тургенев, Гончаров, Достоевский, Салтыков-Щедрин) и к натурализму (Даль, И. И. Панаев, Бутков и др.).

В 40-е гг. эти тенденции не обнаружили чёткого разграничения, порой сосуществуя в творчестве даже одного писателя (например, Григоровича). Объединение в натуральной школе многих талантливых писателей, ставшее возможным на почве широкого антикрепостнического фронта, позволило школе сыграть важную роль в становлении и расцвете русской литературы критического реализма. 4

Ведущие принципы реализма 19 в.: объективное отображение существенных сторон жизни в сочетании с высотой и истинностью авторского идеала; воспроизведение типичных характеров, конфликтов, ситуаций при полноте их художественной индивидуализации (т. е. конкретизации как национальных, исторических, социальных примет, так и физических, интеллектуальных и духовных особенностей); предпочтение в способах изображения «форм самой жизни»; преобладающий интерес к проблеме «личность и общество» (особенно к неизбывному противостоянию социальных закономерностей и нравственного идеала, личностного и массового, мифологизированного сознания).

В стилевой системе реализма на первый план, как во всякой системе позитивистского толка, выдвигается именно сфера означаемого, план содержания. Реализм как стилевая система принципиально противостоит всевозможным попыткам самовыражения художника, экспериментам в области формы. Для реализма характерно недоверие к метафоре, излюбленной риторической фигуре романтического стиля: реалистическое искусство в большей степени метонимично (если пользоваться типологией Романа Якобсона), 5 или синекдохично (согласно А. Потебне). 6

Теорию критического реализма в русской литературе обосновал Белинский. С 1839 по 1846 год критик плодотворно работал в журнале «Отечественные записки», успешно редактируемом Н. А. Некрасовым. Он успешно опровергал нападки и клевету на Пушкина, Лермонтова, Гоголя.

Роль Белинского в русской критике, по мнению многих исследователей, подобна роли А.С.Пушкина в литературе. Белинский создал критику, которая по значению своему была достойна высоких образцов русской классической литературы, а его истолкования существенно дополняли смысл произведения. Белинский разработал основополагающие понятия теории литературы: принцип реализма, понятие о народности, систему классификации по родам и жанрам.

Пушкин и Гоголь сыграли исключительную роль в формировании культурных принципов Белинского. «У нас нет литературы» – это основная тема всех «Литературных Мечтаний» Белинского. Подробно обозревая всю русскую изящную словесность послепетровского времени, Белинский находит только четырех подлинных выразителей народного духа: Державина, Крылова, Грибоедова и Пушкина. Большую статью он посвятил Гоголю («О русской повести и повестях г. Гоголя», 1835), впервые поставив этого писателя на надлежащую высоту; он первый вскрыл сущность гоголевского творчества – «комическое одушевление, всегда побеждаемое глубоким чувством грусти и уныния». Основные свои мысли о свободном творчестве, о внешней бесцельности искусства, о бессознательной народности художника – все эти мысли Белинский приложил к произведениям Гоголя, как теорию к фактам.

Читайте также:
Какие натуралистические элементы есть в прозе Мопассана и Эмиля Золя: сочинение

Среди литературного наследия Белинского 11 статей на «Сочинения Александра Пушкина» занимают особое место. Они по праву являются завершением всей литературной деятельности гениального критика. Это единственный в русской литературе критический анализ поэзии Пушкина. Критик усматривал теснейшую связь между поэзией Пушкина и эпохой дворянских революционеров-декабристов. Блестящий и глубокий разбор поэзии непосредственных предшественников Пушкина и связи их с Пушкиным; критическая оценка и классификация лирических произведений великого поэта; определение внешнего и внутреннего пафоса его творчества; последовательный разбор всех поэм Пушкина; ряд блестящих и глубоких характеристик героев этих поэм и вообще общественных типов России первой четверти XIX века, – все это навсегда и неразрывно связало имя Белинского с именем Пушкина. С тех пор прошло три четверти века – и до сих пор эта работа Белинского остается единственной во всей пушкинской литературе.

Белинский обосновал преемственность литературы XVIII и XIX веков, объяснил роль Фонвизина, Крылова, Державина в формировании правдивого художественного изображения современной им действительности.

К реалистичности в своих мировоззренческих позициях Белинский пришел не сразу, но миновав периоды шеллингианства и фихтеанства. Однако осенью 1837 г. он познакомился с философской концепцией Гегеля, во многом определившей последующие взгляды критика. «Новый мир нам отрылся. Это было освобождение, – вспоминал впоследствии Белинский про осень 1837 г. – Слово «действительность» сделалось для меня равнозначительно слову Бог». Это было разрывом с субъективно-идеалистической философией Фихте; гегельянство же было понято Белинским в смысле философского реализма. Теперь Белинский признал «действительным» весь окружающий его мир, признал внутреннюю разумность не только внутреннего, но и всего это внешнего мира. Так пришел Белинский к знаменитой теории разумной деятельности, увидев в ней реалистический оплот против былых своих идеалистических отвлеченностей.

Критический анализ произведений реалистической школы, оценка их социальной точки зрения и объяснение их значения – все это стало главной задачей критической работы последних годов жизни Белинского.

В острой полемике с идеалистической эстетикой реакционного лагеря Белинский закладывает основы новой, демократической эстетики и создает творческую программу русского критического реализма, оформляя его тем самым как новое литературное направление. Опираясь на свой общие положения о зависимости человека от общества и об исторической закономерности социальной жизни, он обосновывал неизбежность критического изображения современной русской действительности указаниями на ее отрицательные особенности, которые должны быть отражены в литературе.

Различая в реальной жизни ее внутренние существенные свойства и их внешние проявления, Белинский считал задачей художественной литературы законченное отражение существенных свойств и отношений действительности через ее личные, индивидуальные проявления, т. е. типизацию изображаемой жизни. Он часто указывал на недопустимость простого подражания жизни в ее внешних проявлениях и рабского копирования ее случайных черт. Он знал, в частности, что нельзя «содержание» произведения смешивать с его «сюжетом» и смеялся над теми, кто это делал. 7

«Возможность и действительность» изображаемых характеров и являлась для Белинского основным принципом оценки литературных произведений в его борьбе за реализм в русской художественной литературе. Он постоянно указывал на «верность действительности» как на важнейшую задачу литературы.

Насколько верно Белинский понимал реалистическое соответствие художественного образа с отраженным в нем типическим характером, показывает следующее его разъяснение: «Теперь под «идеалом» разумеют не преувеличение, не ложь, не ребяческую фантазию, а факт действительности, такой, как она есть; но факт, не списанный с действительности, а проведенный через фантазию поэта, озаренный светом общего. значения. и потому более похожий на самого себя, более верный самому себе, нежели самая рабская копия с действительности верна своему оригиналу». 8 Иначе говоря, писатель, отражая в личности и действиях своего героя некоторые характерные свойства, существующие в реальной жизни людей, может понять их очень глубоко и может раскрыть их более ярко и законченно, чем они бывают выражены в реальной действительности, в жизни той или иной отдельной личности.

Разъясняя принципы реализма, Белинский, боролся вместе с тем и за идейную сознательность передовой русской литературы. Критикуя современные ему нравоописательные романы, Белинский указывал, что «в них нет. взгляда на вещи, нет идеи, нет знания русского общества». 9 Быстро развиваясь в идейном отношении, неотступно следя за «умственной жизнью современного мира», критик требовал этого и от писателей.

Обосновывая неизбежность господства критического реализма, разоблачающего существующие социальные отношения с точки зрения передовых общественных взглядов, Белинский боролся тем самым за демократизацию содержания русской литературы.

Значение Белинского громадно не только в истории русской литературы, но и в истории русской общественной мысли.

Смелая эротика и натурализм в произведениях Ги де Мопассана

В мировой литературе Ги де Мопассан занял место одного из самых лучших авторов рассказов. Его заслуженно считают борцом за реалистический подход к письму. В его произведениях ясность прозы совмещается с объективной иронией изложения и острым воссозданием физического мира. Мопассан создал повествовательный стиль, добавив к реалистическому идеалу точной речи экономию языка. Его произведения наполнены силой, простой и яркой чувственностью.

Известный французский писатель был первым ребёнком в семье. Он родился 5 августа 1850 года недалеко от Дьеппа в Нормандии. Детство Ги де Мопассана было далеко не безоблачным. Его отец, Гюстав де Мопассан и мать Лор ле Пуаттевен, расстались, когда мальчику было всего 11 лет. Ги остался жить с матерью. Обучение его прошло в школах Парижа и Руана. По окончании учёбы Ги де Мопассан получил степень бакалавра.

Читайте также:
Какие натуралистические элементы есть в прозе Мопассана и Эмиля Золя: сочинение

Летом 1870 года во время франко-прусской войны молодой человек, недавно приехавший в Париж для изучения права, пошёл служить в армию. Для Мопассана стал горьким разочарованием разрушительный исход войны. Париж попал под оккупацию прусаков. Франция потеряла некоторые свои территории. После окончания войны Ги де Мопассан устроился работать клерком в военно-морском ведомстве в восстановленной Французской республике.

У матери Мопассана с детства был друг – известный писатель Гюстав Флобер. Он стал наставником начинающего литератора. Он его ввёл в литературный круг, где познакомил с другими писателями. «Сальный шар» стал первым рассказом Ги де Мопассана, вышедшим в свет. Это произведение – результат части усилий литературного объединения Les soirees de Medan.

Туда входили несколько молодых новаторов, которыми руководил опытный Эмиль Золя. «Пышка» – военная история, одна из многих, сделавших Мопассана популярным писателем. В произведении язвительно показано «респектабельное» общество Руана, приведшее французов к неизбежному поражению от Пруссии.

Спустя какое-то время Мопассан отделился от общества. Он обратился к реализму. В течение нескольких лет писатель состоял в штате двух парижских газет. Он писал под псевдонимом. С 1880 года он в течение 10-ти лет опубликовал около 300-т рассказов и 6 романов. Это стало настоящим литературным подвигом. Мопассан постоянно видоизменял и перерабатывал существующие рассказы, дублируя сцены и описания из своих газетных публикаций. В 1881 году вышел первый его сборник рассказов «Заведение Телье». Половина этих историй была уже ранее напечатана.

Критики восприняли это очень неоднозначно, зато продажи были колоссальными. Особенно продуктивными в творчестве Мопассана были 1883-1885 годы. Тогда были напечатаны ещё четыре сборника рассказов и его первый дневник, известный как «Африканские странствия». В 1883 году вышел его роман «Жизнь». Часть рассказов Мопассана была посвящена теме безумия, так как он в то время сам сомневался в своём здравомыслии. В 1885 году вышел следующий сборник – «Дневные и ночные рассказы», в который вошло «Ожерелье». А затем вышли ещё три сборника рассказов.

В 1885 году был издан роман «Милый друг». Он стал острой сатирой парижского общества в целом, а особенно журналистской среды. Французы приветствовали этот роман, однако на него обрушился и шквал гнева тех, кто считал себя мишенью. Но большинство критиков писали только положительные отзывы. «Милый друг» пользовался большим коммерческим успехом. Часто Мопассан обращался к темам безумия, которые оказались пророческими для его жизни.

Самым коротким романом писателя стал «Пьер и Жан», который критики считают лучшим произведением автора. Его опубликовали в 1888 году. В основе сюжета лежат сильные душевные переживания Пьера Ролана. Все романы Мопассана, как и рассказы, имели большой успех. В следующих своих романах он описывает не только ленивых и богатых, а ещё более активную роль женщин, причиняющих страдания своим любовникам-мужчинам.

В рассказе «Бесполезная красота» Мопассан описывает знатную даму, родившую семь детей за 11 лет супружеской жизни. Однако муж засомневался в своём отцовстве, получив от этого душевное беспокойство. Он обнаружил неверность супруги. Сначала он сильно гневался на неё, а затем взглянул на жену в новом свете, признав в ней идеальную женщину. Эти романы стали последними для писателя.

Мопассан в юности заразился сифилисом от проститутки. В то время данное венерическое распространённое заболевание, передающееся половым путём, было неизлечимым. Сифилис медленно убивал французского писателя. Сначала начались проблемы со зрением, а потом наступило полное физическое и психическое истощение. Он пытался покончить с собой. Его поместили в приют для душевнобольных в Париже. Там он умер 6 июля 1893 года. Мопассану было всего 42 года. Причиной смерти стал сифилис третьей стадии.

Во время всей литературной деятельности Мопассана его наставником был Гюстав Флобер. Он очень помог в становлении его карьеры. Флобер искал издателей для ранних произведений Мопассана и делился с ним своими наработками и философией письма. В литературных кругах Флобер познакомил своего молодого друга с Эмилем Золя, Иваном Тургеневым, Альфонсом Доде, Эдмоном де Гонкуром и Полем Бурже. Мопассан вращался в центре европейской мысли. Его произведения несли на себе печать такого общения.

Часто произведения Мопассана сравнивают с работами Ивана Тургенева, Антона Чехова, Эдгара Алана По и Генри Джеймса. Однако Мопассан был и при жизни, и после смерти очень критикуемым автором. Его творчество и хвалили, и порицали. Его простые разнообразные темы были очень оригинальны. Врождённую сексуальность его творчества поставили под сомнение ещё в 1880 году, когда его стихотворение шокировало и оскорбило буржуазные чувства. Мопассана критики называли «львом на пути» за его откровенно эротические элементы, применяемые в произведениях.

Чувственность Мопассана вызывала беспокойство критиков. В наше время критики тоже не обходят стороной его произведения. Например, Мартин Тернелл считает, что Мопассан делал акцент на сексуальности из-за ограниченного художественного видения. Реализм француза также привлекал внимание критиков. Их поражало отсутствие у автора сострадания к своим героям. Некоторые считали, что он разыгрывает «лесбианизацию» сцен, связанных с французской живописью.

Французский писатель Ги де Мопассан навсегда останется великим новеллистом и романистом мировой литературы.

Какие натуралистические элементы есть в прозе Мопассана и Эмиля Золя: сочинение

Ниже приводим данные о первых публикациях статей из сборника «Наши драматурги», включенных в настоящий том:

«Классический театр» — «Бьен пюблик», 12 июня, 13 ноября 1876 г., 26 марта, 21 мая 1877 г., 21 января, 10 июня 1878 г.

«Виктор Гюго» — «Вольтер», 8 апреля 1879 г., 3 июня, 10 июня, 17 июня 1879 г., 2 марта 1880 г.

«Александр Дюма-сын» — «Бьен пюблик», 10 апреля, 8 мая, 20 ноября 1876 г., 12 ноября 1877 г., 25 марта 1878 г.; «Вольтер», 8 октября, 10 декабря 1878 г., 18 ноября 1879 г.

«Викторьен Сарду» — «Бьен пюблик», 22 и 29 января, 9 апреля 1877 г., 4 и 11 марта 1878 г.; «Вольтер», 22 октября 1878 г., 4 февраля, 10 августа 1880 г.

Читайте также:
Какие натуралистические элементы есть в прозе Мопассана и Эмиля Золя: сочинение

«Эжен Лабиш» — «Бьен пюблик», 17 июня 1878 г.; «Вольтер», 23 июля 1878 г.

Сборник «Романисты-натуралисты» уже своим названием свидетельствует, что он имел целью представить некую группу писателей в качестве единомышленников Золя, образующих имеете с ним школу натурализма. Желая показать истоки современного натуралистического романа, Золя прежде всего обращается к именам двух крупнейших французских писателей первой половины XIX века — Бальзаку и Стендалю.

Перед Бальзаком Золя преклонялся с молодых лет — в особенности с тех пор, когда стал усваивать под влиянием Тэна идею приложения научных принципов к литературе. Тэн писал о Бальзаке в своих «Новых критических и исторических опытах»: «Он начинает (и романы. — В. Ш.) не как художник, а как ученый, анатомируя, вместо того чтобы рисовать. Он не вторгается разом, насильно, как Шекспир или Сен-Симон, в душу своих персонажей, он кружит вокруг них терпеливо, настойчиво, как анатом, приподымая мускул, кость, вену, нерв, и проникает в мозг и сердце только после того, как он отпрепарировал все органы». Золя, как и Тэн, восхищается Бальзаком, видя в нем новый тип писателя, являющегося одновременно ученым-аналитиком. Однако с самого начала Золя считает, что создатель «Человеческой комедии» не достроил здание «научного романа». Довершить его призваны продолжатели Бальзака, и прежде всего он сам, Золя, опираясь на наблюдение фактов действительности, изгоняя из своих произведений «вымысел» и «преувеличения», которые, по его мнению, составляют слабую сторону творчества Бальзака. Впоследствии Золя неоднократно повторяет мысль о том, что персонажи Бальзака нередко далеки от правдоподобия. Так, в статье о Флобере он пишет: «Что почти всегда производит досадное впечатление у Бальзака — это преувеличенность его героев; они вечно представляются ему недостаточно грандиозными… Согласно своим принципам, натуралистическая школа резко осуждает это излишество, эту прихоть художника, позволяющего великанам прогуливаться среди карликов». Однако на следующей же странице Золя заявляет: «Бальзак для нас — это могучий художник, с которым никто не вступает в спор». В статье «Натурализм» (сб. «Натурализм в театре») Золя пишет: «В области романа смелым и могучим новатором был Бальзак». В статье о Гонкурах Золя произносит целый панегирик Бальзаку, называет его «великим мастером современного романа». В восторженном отношении к Бальзаку сходились все писатели — сторонники реалистического направления во французской литературе второй половины XIX века.

К Стендалю, которого также превозносил Тэн, Золя относился значительно прохладнее, осуждая его за «презрение к человеческому телу и замалчивание физиологических элементов в человеке». Стендаль, по мнению Золя, анализировал психологию человека в отрыве от «внешнего мира». В статье о Флобере Золя писал: «Мы знали, что этот великий психолог, как определил его Тэн, был настолько неприятен Флоберу, что при нем избегали произносить имя Стендаля». Причину неприятия стендалевского психологизма хорошо объясняет письмо Золя Гюставу Жеффруа (22 июля 1885 г.): «Моя роль заключалась в том, что я вернул человека на его место в мире, показав, что он есть. порождение Земли, подверженное еще всем влияниям среды; а в самом человеке я вернул мозгу его место среди прочих органов, ибо я верю в то, что мысль есть не что иное, как функция материи. Пресловутая „психология“ представляет собой лишь абстракцию, в лучшем случае — ограниченную область психической деятельности человека». Тем не менее Золя отдает дань уважения Стендалю и отводит ему место среди родоначальников «натуралистического» романа.

Другие статьи сборника посвящены современникам, соратникам по борьбе за реалистическое искусство, с которыми Золя в течение многих лет поддерживал личное общение, вел литературные беседы, с которыми вырабатывалось относительное единство взглядов на художественное творчество. С Флобером, Эдмоном де Гонкур, Доде Золя встречался на учрежденных зимой 1873–1874 года «обедах пяти» (кроме упомянутых выше писателей, непременным участником этих «обедов» был И. С. Тургенев) и на так называемых «воскресных приемах» у Флобера. Этих своих коллег он и представил широкой публике как «натуралистическую школу», объявив Флобера ее главой. Поскольку Флобер, Гонкур и Доде разделяли далеко не все теоретические принципы Золя и даже избегали пользоваться его термином «натурализм», ему приходилось в своих статьях умалчивать о некоторых положениях своей теории, выдвигая на первый план то, что объединяло всех. Тем не менее Золя удалось дать глубоко индивидуализированные творческие портреты этих писателей. Несмотря на его восхищение Флобером, ближе ему было творчество Гонкуров, писавших романы только о современности и уделявших большое внимание физиологическому фактору. Кроме статьи о романе Гонкуров «Жермини Ласерте» (1865 г., сб. «Что мне ненавистно») и статьи, помещенной в сборнике «Романисты-натуралисты», Золя написал еще несколько статей о творчестве братьев: об их романе «Госпожа Жервезе», о драматургии Гонкуров, о романе Э. де Гонкур «Братья Земганно», о его книге «Дом художника». Над гробом Э. де Гонкур Золя произнес проникновенную речь (1896).

Понимание человека и среды в романах Золя, Мопассана и Харди

Эмиль Золя (1840-1902) начинал с выражения ненависти и неверия, с противопоставления искусства обществу («мое искусство — отрицание общества»), «идеям», «выдумкам». В середине 60-х годов Золя увлекся позитивистской философией, потребовавшей заменить всякого рода «метафизику», т.е. науку гуманитарную, экспериментальной, лабораторной. Прямой перенос позитивизма в эстетику и литературу стал фундаментом натурализма.

Определение натурализма Золя дал в предисловии к своему первому значительному роману «Тереза Ракен» (1867). Оно сводится к следующему: писатель отождествляется с ученым, цель его «научная»; наука эта экспериментальная, романист подобен врачу, изучающему организм человека; изучается при этом не «душа», а «человек-зверь», «темпераменты, а не характеры», «существо физиологическое»; писатель описывает бесстрастно, «научно», нравственные понятия, идеалы не имеют для него никакого значения. Жанр соответствующего произведения определялся как «медицинский этюд», отнюдь не как роман.

Читайте также:
Какие натуралистические элементы есть в прозе Мопассана и Эмиля Золя: сочинение

Признаком современного романа Золя считал появление вместо «героев» (какими они были у Бальзака) обыкновенных, рядовых персонажей, не возвышающихся над средой, прикованных к этой среде как следствие к причине. Детерминизм доминировал, человек терял свою автономность и самостоятельность. После Флобера, по словам Золя, восхищавшегося автором «Госпожи Бовари», роман в традиционном понимании себя изжил, уступив место «исследованию», «этюду», «заметкам о жизни», без привычных «выдумок», без интриги и сюжета. Возник уникальный «реалистический натурализм» или же «натуралистический реализм» Эмиля Золя.

В этом уникальном опыте принцип детерминизма стал важным политизирующим, демократизирующим искусство фактором. Коль скоро человек представал продуктом среды, воздействие на среду гарантировало изменение условий жизни человека и даже самого человека. Золя может быть понят только в связи; с этой эпохой, от событий 1870-1871 годов, франко-прусской; войны, революции, Коммуны до дела Дрейфуса — так же как его герои принадлежат историческому моменту от правого переворота 1851 г. до «разгрома», до войны и Коммуны, т.е. эпохе Второй империи.

Воспетая писателем «всеобщая», «животная» жизнь выполняла и определенную социальную функцию альтернативы «свинскому обществу». В романе «Жерминаль» Золя, по его словам, «выдвигает вопрос, который станет наиболее важным в XX веке», а именно «борьба труда и капитала». Эпическая живопись Золя заставляет воспринимать столкновение классов как грозное, величественное и эпохальное явление природы.

Последние романы Золя обращены к будущему, в них закладывается социально-нравственный фундамент нового века, строится здание грядущего — здание утопии.

Ги де Мопассан (1850-1893) повторял, что писатель «лишь наблюдает» и что «факты говорят сами за себя». К такому выводу подводил писателей процесс превращения «Робеспьеров в лавочников», в «антигероев», в «мужчин-проститутрк», наподобие «антигероя» романа Мопассана «Милый друг» (1885). На протяжении творческого пути Мопассана пессимистические настроения писателя приобретали все более углубленную и обостренную форму. Пессимизм Мопассана обусловливался глубоким отвращением писателя-гуманиста к буржуазной действительности и вместе с тем сознанием своего бессилия в борьбе с существующим порядком вещей. Мопассан постоянно показывал, как бесконечно несчастно громадное большинство людей при буржуазном строе, которых угнетают, держат в плену и уродуют «гнусные предрассудки, ложные понятия о чести, более отталкивающие, чем само преступление, целая гора лицемерных чувств, показной благопристойности, возмутительной честности». Изображая окружающую действительность, Мопассан нередко высказывал чисто народную точку зрения, приближался к народной мудрости, и это было его инстинктивной попыткой отыскать себе опору в своей критике современного общества. Но он вовсе не считал, что физиологическое начало в человеке всегда властвует над его интеллектуальным началом. Буржуазный строй безнадежно искалечил человека, наделив его физическим и духовным безобразием, содействуя его умственной деградации, превращению в животное. И если в творчестве Мопассана встречаются одухотворенные, благородные, пленительные образы, диаметрально противоположные людям-животным, то в обстановке буржуазного строя эти положительные герои (обычно героини) постоянно обречены не только на постоянную борьбу с ним, но нередко и на гибель.

Противоречивость воззрений Мопассана пронизывает все его творчество и своеобразно отражается в художественном методе писателя. С одной стороны, Мопассан мечтал быть «сатириком-сокрушителем, свирепым и насмешливым комедиографом, Аристофаном или Рабле». И мы видим, что во многих своих произведениях он приближался к этой мечте, давая резко-оценочное изображение окружающей действительности, открыто выражая свою авторскую точку зрения – то сочувствие происходящему, то ироническое или гневное к нему отношение. Эта манера проявилась в «Милом друге» и некоторых других романах, в ряде новелл, особенно лирических.

С другой стороны, очень многие рассказы Мопассана и его роман «Жизнь» написаны в иной, объективной, внешне безоценочной манере: художник как бы только желает со всей точностью обрисовать жизненное происшествие, со всей тщательностью воспроизвести поступки и поведение своих персонажей, но стоит словно в стороне, воздерживаясь от личных оценок и предоставляя читателям самим сделать нужный вывод.

В соответствии с разделением английского викторианского романа на «старый» и «новый» можно выделить авторов, все еще продолжающих писать в старой викторианской традиции, хотя и с некоторыми поправками на современность. Например, Томаса Харди(1840-1928) с его романами «характеров и среды», серией произведений, начатых в 70-е годы. Романы Харди «Под деревом зеленым» (1872), «Вдали от шумной толпы» (1874), «Возвращение на родину» (1878), «Мэр Кэстербриджа» (1886), «Жители лесов» (1887), «Тэсс из рода д’ Эрбервиллей» (1891), «Джуд Незаметный» (1895) составили серию так называемых уэссекских романов или романов «характеров и среды». Оживив, подобно Скотту, давно забытый регион Англии Уэссекс, Харди акцентирует необходимость связи современного человека со своим прошлым, с корнями. Человеческая природа интересует его больше всего в соотнесенности со средой — понятием, которое включает времена года, традиционные ремесла и занятия. Он не был историческим романистом, но он воскресил исторические события и людей, заставив их жить вне времени, в универсуме, огромном и формализованном, как миф. Харди пессимистично смотрел на прогресс, с тоской глядел вслед уходящей патриархальной Англии, но он не был консерватором и ретроградом. Он видел в человеческой природе мощное интуитивное, подсознательное начало, глубоко связанное с могучими вечными силами природы. Философский пессимизм Харди обусловлен его пониманием несовершенства человеческой натуры, все дальше и дальше отступающей от более совершенной и справедливой природы.

Трагические характеры Харди несут печать лиризма и поэзии, они противопоставлены современному миру в разной степени, отдалены от родной почвы. Случайность, неожиданный ход событий (убийство Алека д’Эрбервилля) делают сюжеты Харди порой недостаточно убедительными, но общий замысел и рисунок поражают самобытностью, а величие концепции, космические размеры трагедии главных персонажей компенсируют недостаток психологизма. Значительность трагических персонажей Харди проистекает от непредсказуемости их действий и поступков, вырванных из обычного эмоционального настроя, поэтическая их наполненность происходит за счет высвечивания исконной примитивно-природной структуры характера.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: